Научная статья на тему 'Ценностные и моральные факторы мотивации к изучению кумандинского языка у кумандинских подростков'

Ценностные и моральные факторы мотивации к изучению кумандинского языка у кумандинских подростков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая идентичность / мотивация к изучению языка / ценности / моральные основания / кумандинцы / ethnic identity / motivation to learn language / values / moral grounds / Kumandins

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Александр Михайлович Беспалов, Ольга Николаевна Макарова, Михаил Сергеевич Власов, Алмаш Болотбек Кызы

Рассматривается вопрос о связи ценностей и моральных оснований с мотивацией к изучению языка своего народа у кумандинских подростков. С помощью опросника, составленного на основе теории Р. Гарднера, и соответствующих опросников ценностей и моральных оснований на выборке из 94 кумандинских подростков показано, что интегративная мотивация наиболее тесно связана с выраженностью кумандинской идентичности. Ценности сохранения и моральное основание «Уважение» связано с интегративной мотивацией опосредованно через кумандинскую идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Александр Михайлович Беспалов, Ольга Николаевна Макарова, Михаил Сергеевич Власов, Алмаш Болотбек Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value and moral factors of motivation to study the Kumandin language among Kumandin teenagers

The article examines the associations of basic individual values and moral foundations with the motivation to learn the language of their people among Kumandin teenagers. The urgency of this problem is determined by the fact that the Kumandin language is on the verge of extinction, since most teenagers (more than 90%) do not speak it at all. Motivation is of fundamental importance for success in independent language learning, but it is undermined by the lack of a language environment. In this regard, the analysis of factors supporting motivation to study the Kumandin language is of great importance. Based on Gardner’s theory, we developed a questionnaire measuring the integrative and instrumental motivation of learning the Kumandin language, as well as amotivation. The results of the factor analysis and estimation of scales’ internal consistency confirmed the correspondence of the structure of the proposed questionnaire to the expectations based on Gardner’s theory. Using this questionnaire, Finney’s scale of ethnic identity, an abridged version of Schwartz’s value questionnaire (PVQ-21) and the Moral Foundations Questionnaire (MFQ), we conducted a survey in a group of 94 Kumandin teenagers (84% of all Kumandin teenagers living in Altai Krai). In the course of the quantitative analysis of the results, correlation analysis and general linear models were used. The survey results showed that integrative motivation based on the desire to master the Kumandin culture and communicate in this language with other Kumandins is predominant among the surveyed adolescents. Integrative motivation was expected to be most closely related to the intensity of the Kumandin identity. Identity mediates the effect of conservation values and the moral foundation of authority on integrative motivation. We also found that the moral foundation of equality is directly and positively related to instrumental motivation, reflecting the desire to obtain practical benefits from language proficiency and amotivation (loss of the meaning of language learning). This may mean rejecting the need for language learning by teenagers who focus on their equality with teenagers of other nationalities. The significance of the results obtained for practice is that the cultivation of conservation values and binding moral foundations among Kumandin teenagers will contribute to the maintenance of ethnic identity and motivation to learn the Kumandin language.

Текст научной работы на тему «Ценностные и моральные факторы мотивации к изучению кумандинского языка у кумандинских подростков»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 73-82 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 494. рр. 73-82

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

Научная статья УДК 316.648.2 doi: 10.17223/15617793/494/8

Ценностные и моральные факторы мотивации к изучению кумандинского языка

у кумандинских подростков

Александр Михайлович Беспалов1,2, Ольга Николаевна Макарова1,3, 14Михаил Сергеевич Власов, 15Алмаш Болотбек кызы

1 Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, Бийск, Россия

2bam56@mail. ru 3fmfmak.on@mail.ru 4vlasov_mikhailo@mail. ru 5almashbolotbek@gmail. com

Аннотация. Рассматривается вопрос о связи ценностей и моральных оснований с мотивацией к изучению языка своего народа у кумандинских подростков. С помощью опросника, составленного на основе теории Р. Гарднера, и соответствующих опросников ценностей и моральных оснований на выборке из 94 кумандинских подростков показано, что интегративная мотивация наиболее тесно связана с выраженностью кумандин-ской идентичности. Ценности сохранения и моральное основание «Уважение» связано с интегративной мотивацией опосредованно через кумандинскую идентичность.

Ключевые слова: этническая идентичность, мотивация к изучению языка, ценности, моральные основания, кумандинцы

Источник финансирования: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-2820420, https://rscf.ru/project/22-28-20420/ и Министерства образования и науки Алтайского края (договор № Н-3 от 11.04.2022).

Для цитирования: Беспалов А.М., Макарова О.Н., Власов М.С., Болотбек кызы А. Ценностные и моральные факторы мотивации к изучению кумандинского языка у кумандинских подростков // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 73-82. doi: 10.17223/15617793/494/8

Original article

doi: 10.17223/15617793/494/8

Value and moral factors of motivation to study the Kumandin language among Kumandin teenagers

Aleksandr M. Bespalov12, Olga N. Makarova1,3, Mikhail S. Vlasov1 4, Almash Bolotbek kyzy1,5

1 Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy, Biysk, Russian Federation

2 bam56@mail. ru 3fmfmak.on@mail. ru 4 vlasov_mikhailo@mail. ru 5 almashbolotbek@gmail. com

Abstract. The article examines the associations of basic individual values and moral foundations with the motivation to learn the language of their people among Kumandin teenagers. The urgency of this problem is determined by the fact that the Kumandin language is on the verge of extinction, since most teenagers (more than 90%) do not speak it at all. Motivation is of fundamental importance for success in independent language learning, but it is undermined by the lack of a language environment. In this regard, the analysis of factors supporting motivation to study the Kumandin language is of great importance. Based on Gardner's theory, we developed a questionnaire measuring the integrative and instrumental motivation of learning the Kumandin language, as well as amotivation. The results of the factor analysis and estimation of scales' internal consistency confirmed the correspondence of the structure of the proposed questionnaire to the expectations based on Gardner's theory. Using this questionnaire, Finney's scale of ethnic identity, an abridged version of Schwartz's value questionnaire (PVQ-21) and the Moral Foundations Questionnaire (MFQ), we conducted a survey in a group of 94 Kumandin teenagers (84% of all Kumandin teenagers living in Altai Krai). In the course of the quantitative analysis of the results, correlation analysis and general linear models were used. The survey

© Беспалов А.М., Макарова О.Н., Власов М.С., Болотбек кызы А., 2023

results showed that integrative motivation based on the desire to master the Kumandin culture and communicate in this language with other Kumandins is predominant among the surveyed adolescents. Integrative motivation was expected to be most closely related to the intensity of the Kumandin identity. Identity mediates the effect of conservation values and the moral foundation of authority on integrative motivation. We also found that the moral foundation of equality is directly and positively related to instrumental motivation, reflecting the desire to obtain practical benefits from language proficiency and amotivation (loss of the meaning of language learning). This may mean rejecting the need for language learning by teenagers who focus on their equality with teenagers of other nationalities. The significance of the results obtained for practice is that the cultivation of conservation values and binding moral foundations among Kumandin teenagers will contribute to the maintenance of ethnic identity and motivation to learn the Kumandin language. Keywords: ethnic identity, motivation to learn language, values, moral grounds, Kumandins

Financial support: The study was supported by the Russian Science Foundation, Project No. 22-28-20420, https://rscf.ru/project/22-28-20420/, and the Ministry of Education and Science of Altai Krai (Agreement No. N-3 dated April 11, 2022).

For citation: Bespalov, A.M., Makarova, O.N., Vlasov, M.S. & Bolotbek kyzy, A. (2023) Value and moral factors of motivation to study the Kumandin language among Kumandin teenagers. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta - Tomsk State University Journal. 494. pp. 73-82. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/494/8

Введение

Знание родного языка и желание его изучать и применять - важная часть этнической идентичности. Усилия общества, направленные на сохранение коренных малочисленных народов, связаны не только с предотвращением сокращения численности представителей этих народов, но и с поддержанием их этнической идентичности, сохранением их языка и культуры. Вместе с тем эффективность этих усилий оставляет желать лучшего, о чем свидетельствует, в частности, вымирание языков коренных малочисленных народов [1]. Трудности сохранения языка таких народов можно проиллюстрировать на примере кумандинцев - малочисленного коренного народа, проживающего в Алтайском крае, Республике Алтай и Кемеровской области России. В одном из недавних исследований на основе выборки подростков-кумандинцев, проживающих в Алтайском крае, было продемонстрировано, что кумандинским языком совершенно не владеют 94% опрошенных [2]. Эти данные, указывающие на весьма высокий риск утраты кумандинского языка в ближайшие десятилетия, подтверждают актуальность вопроса о том, какие социально-психологические факторы имеют значение для мотивации к изучению родного языка у кумандинских подростков.

Результаты прошлых социологических исследований свидетельствуют о тенденции к снижению мотивации к изучению своего языка у школьников из числа коренных малочисленных народов, чему способствует, по мнению экспертов, отсутствие соответствующей языковой среды и перспектив использования языка, а также отсутствие соответствующего предмета в числе дисциплин, участвующих в итоговой аттестации или же вовсе отсутствие соответствующего курса в школьной программе (как в случае с кумандинским языком) [1]. Отсутствие реальной языковой среды и соответствующего курса в программе относится к числу объективных социальных факторов, изменение которых в благоприятном направлении с целью сохранения ку-мандинского языка представляется довольно затруднительным. Наиболее важным фактором представляется именно отсутствие полноценной языковой среды: по мнению В.Я. Унаровой, «если отсутствует языковая

среда - нет и мотивации к овладению языком, отсутствует мотивация - не быть языковой среде» [3. С. 817].

С учетом такой взаимообусловленности языковой среды и мотивации к изучению языка, можно предположить, что одним из решений проблемы вымирания кумандинского языка может стать поддержка мотивации к его изучению у детей и подростков. Отметим, что наличие активных носителей кумандин-ского языка и общественных организаций, заинтересованных в сохранении и распространении языка, оставляет возможности его освоения подрастающим поколением, однако в такой ситуации первостепенное значение приобретает личная мотивация детей и подростков, а также поддерживающие или подрывающие такую мотивацию социально-психологические факторы.

Среди социально-психологических факторов мотивации к изучению языка своего народа в первую очередь следует назвать этническую идентичность - ее роль достаточно очевидна, и, по всей видимости, она выступает в качестве одного из важнейших факторов мотивации. При этом следует отметить в качестве благоприятных условия, способствующие укреплению мотивации к изучению языка, продемонстрированный ранее достаточно высокий уровень этнической идентичности у кумандинских подростков [2]. Рассматривая другие социально-психологические факторы, необходимо уделить внимание тем явлениям, которые регулируют отношения между личностью и ее сообществом: ценностям и моральным нормам.

К числу наиболее актуальных подходов к исследованию ценностей, обеспечивающих не только их теоретическое понимание, но и операционализацию представлений об их структуре, относится теория базовых ценностей Ш. Шварца [4-6]. В рамках этой теории предполагается, что структура ценностной сферы может быть охарактеризована в самом общем виде четырьмя категориями, образующими сектора в круговом мотивационном континууме [5, 6]. Первая из двух осей этого континуума определяется противостоянием ценностей - открытости изменениям и сохранения. Ценности открытости изменениям отражают стремление к новым, преобразующим идеям и действиям,

свежему опыту и переживаниям. Эта категория включает ценности самостоятельности, риска и гедонизма. Ценности открытости противоположны ценностям сохранения, отражающим стремление избегать перемен и риска, склонность к самоограничению и соблюдению традиций. Ценности сохранения включают в себя конформность как соблюдение правил, законов и формальных обязательств, безопасность как заботу о стабильности, общественной и личной безопасности, а также ценность традиции как уважение, принятие существующих в культуре обычаев и идей, стремление следовать им. По всей видимости, ценности сохранения могут представлять собой важный фактор этнической идентичности и мотивации к изучению языка, так как они поощряют приверженность культуре и традициям своего народа.

Вторая ценностная ось этого кругового континуума задана противостоянием ценностей самоутверждения и самопреодоления. Ценности самоутверждения характеризуют стремление к реализации личных интересов, удовлетворению мотивов узкого личного характера. Эта категория включает ценности достижения и власти. Противоположными им являются ценности самопреодоления, которые, как следует из их названия, связаны с преодолением личных интересов во имя интересов других людей и сообщества в целом. В эту группу ценностей входят благожелательность, отражающая преданность и заботу о близких людях, и универсализм как широкая ценность, включающая защиту благополучия всех людей и природы, понимание и терпимость по отношению ко всем людям.

Нравственные ценности и моральные нормы, регулирующие отношения между людьми и человека с обществом, рассматриваются в теории моральных оснований, разработанной Дж. Хайдтом с коллегами [7-9]. В последней версии теории описывается шесть основных критериев для моральной оценки поступков и событий, выступающих в качестве моральных оснований: забота, равенство, пропорциональность вознаграждения, лояльность группе, уважение, праведность. Авторами данной теории отмечается, что наряду с перечисленными к числу возможных моральных оснований относится также свобода [8], в которой отражаются представления о ценности независимости человека от общества и личной свободы.

В контексте данного исследования наибольший интерес представляют сплачивающие моральные основания, названные так потому, что они охватывают ценности и нормы, ориентированные на объединение группы вокруг лидера и общих ценностей. В эту категорию входят моральные основания, поощряющие преданность своей группе (лояльность), уважение ее традиций и лидеров (уважение) и праведный образ жизни, проявляющийся в соблюдении ограничений, накладываемых традициями и религией (праведность). Известно, что эти моральные основания связаны с предпочтением консервативной идеологии, гражданской идентичностью и патриотизмом [8, 10-12]. Поскольку этническая идентичность в значительной мере основывается на лояльности собственной группе и ува-

жении к ее традициям и авторитетам, можно предположить, что сплачивающие моральные основания выступают в качестве важного морального фактора такой идентичности. Также следует ожидать, что сплачивающие моральные основания непосредственно или опосредованно через этническую идентичность будут поддерживать мотивацию к изучению языка своего народа у представителей коренных малочисленных народов.

Для анализа мотивации кумандинских подростков необходимо конкретизировать представления о ее содержании и структуре. Поскольку для большинства современных кумандинских подростков кумандин-ский язык лишь номинально является родным, то его изучение можно попытаться рассматривать по аналогии с изучением любого другого неродного языка. Несмотря на значительное разнообразие теорий и подходов в современных исследованиях мотивации к изучению второго языка, одной из наиболее востребованных по-прежнему остается теория мотивации Р. Гарднера [13-15], особенностью которой является большое внимание к социально-культурным факторам мотивации изучения языка. В рамках такого подхода предполагается, что большое значение для мотивации имеют ценности и установки, связанные с иностранным языком, его носителями и их культурой, а также с процессом изучения языка. В одной из первых значительных работ в рамках данного подхода [14] Р. Гарднером и У. Ламбертом были выделены и описаны два типа мотивации в отношении изучения второго языка: интегративная и инструментальная моти-вационная ориентация. Интегративная мотивация отражает интерес к культуре и народу изучаемого языка, стремление к общению с его носителями. Инструментальная мотивация складывается под влиянием требований среды и внешних факторов, к примеру, необходимости освоения языка для получения определенной работы. Представления об интегратив-ной и инструментальной мотивации к изучению языка достаточно хорошо подходят для описания возможных мотивов изучения кумандинского языка у ку-мандинских подростков: интегративная мотивация в этом случае отражает основанный на этнической идентичности интерес к культуре и прошлому своего народа, желание общаться с представителями своего народа на национальном языке. Инструментальная мотивация также может иметь место у кумандинских подростков: хотя знание кумандинского языка дает не слишком много практических выгод, тем не менее, как язык тюркской языковой семьи он может оказаться полезен для общения с представителями других тюркских народов.

В доработанной и дополненной социо-образователь-ной модели мотивации Р. Гарднера, помимо мотивацион-ных ориентаций, в качестве важных показателей мотивации рассматриваются: отношение к ситуации обучения (в том числе к курсу и педагогу), интегративность (интерес к иностранным языкам вообще, отношение к носителям и культуре изучаемого языка), характеристика интенсивности мотивации к изучению языка [15]. Очевидно, что дополнительные компоненты мотивации, относящиеся к

ситуации систематического изучения языка в рамках некоторой образовательной программы, слабо применимы к случаю с кумандинским языком ввиду того, что он практически не преподается в форме систематического курса. Интерес к иностранным языкам в целом также представляется нерелевантным в ситуации изучения языка своего народа.

Важным показателем мотивации наряду с мотива-ционными ориентациями, по нашему мнению, является интенсивность мотивации к изучению языка. В то же время, с учетом сложившейся ситуации, в которой кумандинские подростки зачастую не имеют опыта изучения языка, трудно рассчитывать, что оценка интенсивности мотивации к деятельности, в которой они не участвовали, будет сколь-нибудь правдоподобной. Более разумной выглядит попытка оценки противоположного и не менее важного показателя - амотивации, рассматриваемой как как утрата смысла в изучении кумандинского языка, отсутствие субъективных причин для изучения. Понятие амоти-вации, введенное в рамках одной из наиболее авторитетных современных теорий мотивации - теории самодетерминации [16], представляется более адекватным ситуации, в которой деятельность по изучению языка практически отсутствует и важно уточнить причины такого положения.

Таким образом, целью исследования стал анализ зависимости мотивации к изучению кумандинского языка у кумандинских подростков от базовых ценностей и моральных оснований при контроле этнической идентичности. Гипотезу составило предположение о том, что ценности сохранения и сплачивающие моральные основания (в первую очередь уважение и лояльность группе) непосредственно или опосредованно через выраженность этнической идентичности поддерживают мотивацию к изучению кумандинского языка.

Выборка и методы исследования

Выборку составили обучающиеся в школах г. Бий-ска, Красногорского и Солтонского районов 94 куман-динских подростка (47 девушек и 47 юношей). Средний возраст М = 15,7 (стандартное отклонение SD = 1,67). Из числа участников 43 (46%) проживают в сельской местности, остальные 51 - в г. Бийске. Исследование проводилось с помощью бланкового опроса в школьных классах, участие в исследовании было добровольным, вознаграждения или обратной связи участникам не предоставлялось. Хотя размер выборки в абсолютном выражении является небольшим, он приближается по величине (составляя 84%) к размеру всей популяции кумандинских подростков, проживающих на территории Алтайского края, включающей 112 человек в возрасте 14-20 лет.

Для решения задач данного исследования на основе концепции Р. Гарднера был составлен опросник мотивации к изучению кумандинского языка, направленной на оценку трех показателей: интегративной мотивации, инструментальной мотивации и амотивации. В первой части опросника, включающей шесть утверждений для первых двух шкал (см. текст утверждений

в табл. 1), испытуемых просили оценить по пятибалльной шкале (от 1 - совершенно не согласен до 5 - полностью согласен) разные варианты продолжения фразы «Я хотел бы изучать язык, потому что...». Во второй части опросника, включающей два пункта (табл. 1), отражающих амотивацию как утрату смысла изучения родного языка, по аналогичной шкале оценивались варианты продолжения фразы «В изучении кумандинского языка я не вижу смысла, так как.». При вычислении итоговых индивидуальных результатов по шкалам для этой и последующих методик использовалось среднее значение по соответствующим пунктам. Результаты анализа структуры предложенного опросника и внутренней согласованности его шкал приведены далее в разделе «Результаты».

Моральные факторы мотивации к изучению языка оценивались с помощью сокращенной версии пересмотренного опросника моральных оснований (MFQ-2) [17]. В сокращенную версию входят 21 утверждение, согласие с каждым из которых необходимо оценить по пятибалльной шкале. Они образуют три шкалы этики автономии (забота, равенство, пропорциональность), три шкалы этики сообщества (лояльность, уважение, праведность) и дополнительную шкалу морального основания - свобода. Внутренняя согласованность (а Кронбаха) шкал моральных оснований лежит в пределах 0,71-0,90.

Для диагностики ценностей кумандинских подростков была использована сокращенная версия ценностного опросника Ш. Шварца (PVQ-21) [18]. Данная версия опросника включает 21 утверждение и позволяет оценить четыре базовых ценности: открытости изменениям (6 пунктов, коэффициент а Кронбаха составил 0,75), ценности сохранения (6 пунктов, а = 0,68), самоутверждения (4 пункта, а = 0,66) и самопреодоления (5 пунктов, а = 0,70). В ходе оценки каждого из утверждений, описывающих человека с некоторыми ценностями, использовалась шестибалльная шкала от 1 - совершенно не похож на меня до 6 - очень похож на меня. Следуя рекомендациям Ш. Шварца [6, 18], итоговые оценки по шкалам были центрированы для контроля систематических ошибок, вызванных склонностью выражать согласие со всеми пунктами опросника. Опираясь на них, мы использовали центрированные оценки в ходе корреляционного и сравнительного анализа, в то время как в ходе анализа общих линейных моделей использовались сырые баллы.

Для оценки этнической идентичности использовалась соответствующая шкала Дж. Финни (Multigroup Ethnic Identity Measure, MEIM), адаптированная А.М. Арби-тайло [19, 20]. Методика состоит из 12 утверждений, степень согласия с каждым из них оценивается по пятибалльной шкале от 1 - «совершенно не согласен», до 5 -«совершенно согласен». Наряду с общим показателем выраженности этнической идентичности данная шкала позволяет оценить когнитивный и эмоциональный компоненты идентичности, которые в нашем исследовании не рассматривались, так как анализ составляющих идентичности выходит за пределы задач данной работы. В нашей выборке шкала показала высокую внутреннюю согласованность (а Кронбаха составила 0,94).

В ходе статистической обработки полученных данных использовались методы сравнительного, корреляционного и эксплораторного факторного анализа (ЭФА) методом «минимальных остатков» с облическим вращением факторов «Облимин», также применялись общие линейные модели (ОЛМ). Для выявления опосредованных эффектов проводился медиационный анализ с дополнительной бутстреп-оценкой статистической значимости (5 000 выборок) [21]. Вычисления производились в программе Statistica 10 и среде статистического программирования и анализа R.

Результаты

Для анализа структуры опросника мотивации к изучению кумандинского языка был проведен ЭФА. Пригодность данных для ЭФА подтверждается значениями критерия Бартлетта (х2(28) = 377,62; р < 0,001) и Кайзера-Мейера-Олкина (КМО = 0,73). На основе результатов параллельного анализа было выделено три фактора, в общей сложности объясняющих 67% общей дисперсии (табл. 1). Коэффициенты корреляции между выделенными факторами лежат в пределах от -0,34 до 0,36.

Таблица 1

Результаты факторного анализа структуры опросника мотивации к изучению кумндинского языка

Утверждения Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Я хотел бы изучать язык, потому что...

1. Я смогу лучше понимать кумандинское искусство и фольклор на родном языке 0,96 -0,08 0,03

2. Я смогу общаться с людьми, говорящими на кумандинском языке 0,90 0,01 -0,09

3. Я смогу изучать культурное наследие кумандинского народа 0,78 0,18 0,05

4. Кумандинский язык важен в экономической и деловой сфере, так как на похожих языках говорят многие народы 0,02 0,84 0,27

5. Это поможет мне найти хорошую работу, требующую знания тюркских языков 0,04 0,74 -0,31

6. Это поможет мне общаться в других странах, где говорят на похожих языках 0,14 0,55 -0,14

В изучении кумандинского языка я не вижу смысла, так как...

7. На кумандинском языке не говорят в моем окружении 0,04 -0,09 0,65

8. Кумандинская культура мне неинтересна -0,12 0,11 0,74

Собственные значения 2,47 1,67 1,19

Доля объясняемой дисперсии 0,31 0,21 0,15

Корреляции факторов

Фактор 1 -

Фактор 2 0,36 -

Фактор 3 -0,34 0,11 -

Примечание. Полужирным шрифтом выделены факторные нагрузки, превышающие 0,5. Курсивом выделены начальные фразы, возможным продолжением которых выступают все пункты соответствующего раздела опросника.

Первый фактор объединяет три утверждения шкалы интегративной мотивации, характеризующие стремление изучать кумандинский язык с целью понимания культурного наследия кумандинского народа и общения с его представителями. Второй фактор включает три утверждения, отражающие стремление изучать язык ввиду его прикладного значения в деловой сфере и международных контактах с представителями других тюркоязычных народов, говорящих на близких языках. В третий фактор вошли два утверждения, отражающие потерю смысла изучения языка ввиду отсутствия интереса к куман-динской культуре и невозможности его использования ввиду отсутствия носителей языка в окружении. Таким образом, эмпирическая структура опросника, обнаруженная в результате ЭФА, полностью соответствует ожидаемой структуре, что подтверждает возможность выделения указанных шкал опросника. О достаточной внутренней согласованности этих шкал свидетельствуют значения коэффициентов а Кронбаха, составившие 0,91 для интегративной мотивации, 0,75 для инструментальной и 0,65 для амотивации.

Анализ средних показателей по шкалам опросника мотивации к изучению иностранного языка (табл. 2)

показал, что доминирующей у кумандинских подростков является интегративная мотивация, инструментальная мотивация выражена слабее, причем амотива-ция имеет наименьшую величину. Судя по усредненным центрированным оценкам, в ценностном профиле кумандинских подростков преобладают ценности самопреодоления, заметно слабее выражены ценности самоутверждения и открытости и на последнем месте в профиле располагаются ценности сохранения. Среди моральных оснований в среднем преобладающее значение имеют пропорциональность, лояльность и свобода, следующими по значению являются праведность, лояльность, забота, значительно менее важным является моральное основание равенства.

Анализ корреляций между показателями мотивации (табл. 2) демонстрирует наличие прямой статистически значимой связи интегративной мотивации с инструментальной и обратной связи с амотивацией. При этом инструментальная мотивация с амотивацией значимой связи не показывает. Все шкалы мотивации показали подтверждающие валидность ожидаемые корреляции с этнической идентичностью: сильную прямую связь демонстрирует интегративная мотивация, умеренную прямую - инструментальная и умеренную обратную - амотивация.

Таблица 2

Описательная статистика и корреляции показателей мотивации к изучению кумандинского языка, базовых ценностей

и моральных оснований

Показатели Средние Ст. откл. ИМ ИНМ АМ ЭИ

Интегративная мотивация (ИМ) 3,76 0,72 - 0 55*** -0,30** 0,68***

Инструментальная мотивация (ИНМ) 3,30 0,58 0 55*** - -0,07 0 47***

Амотивация (АМ) 2,10 0,99 -0,30** -0,07 - -0 47***

Этническая идентичность (ЭИ) 3,34 0,70 0,68*** 0 47*** -0,47*** -

Ценности сохранения -0,38 0,44 0,19 -0,16 -0,30** 0,07

Ценности открытости -0,14 0,57 -0,12 0,26* 0,38*** -0,12

Ценности самоутверждения -0,03 0,44 -0,30** -0,18 0,08 -0,19

Ценности самопреодоления 0,65 0,38 0,24* -0,07 -0,34*** 0,31**

МО Забота 4,01 0,61 0,23* -0,09 -0,29** 0,29**

МО Равенство 2,62 0,76 0,06 0,33** 0,35*** -0,09

МО Пропорциональность 4,56 0,72 0,13 -0,26* -0,52*** 0,30**

МО Лояльность 4,41 0,75 0,25* -0,02 -0,42*** 0 48***

МО Уважение 4,18 0,66 0 40*** 0,13 -0,45*** 0,56***

МО Праведность 4,20 0,83 0,20 -0,07 -0,42*** 0 44***

МО Свобода 4,35 0,69 0,16 -0,11 -0,38*** 0,28**

Примечание. Значимость: * -р < 0,05; ** -р < 0,01; *** - р < 0,001. Ст. откл. - стандартные отклонения, МО - моральное основание.

Каждая из ценностей оказалась связана хотя бы с одним из показателей мотивации. В частности, с инте-гративной мотивацией обратно связаны ценности самоутверждения и прямо - ценности самопреодоления. С инструментальной мотивацией прямую связь показали лишь ценности открытости. С амотивацией обратно связаны ценности сохранения и ценности самопреодоления, а ценности открытости показали прямую связь.

Корреляции мотивации с моральными основаниями указывают на наличие прямых связей интегратив-ной мотивации с заботой, лояльностью группе и уважением. Инструментальная мотивация показала прямую связь с моральным основанием равенства и обратную - с пропорциональностью. Амотивация показывает статистически значимые корреляции со всеми моральными основаниями, но прямой является связь лишь с равенством. Этническая идентичность подростков показала прямую связь с ценностями самопреодоления и всеми моральными основаниями за исключением равенства.

Анализ различий между мальчиками и девочками по изучаемым переменным с помощью критерия Манна-Уитни продемонстрировал их отсутствие по показателям мотивации к изучению кумандинского языка. При этом были обнаружены различия по ценностям самопреодоления: у мальчиков они оказались выражены несколько выше, чем у девочек (и = 721,5; р < 0,01). Также обнаружились статистически значимые различия по моральным основаниям забота (и = 788,5; р < 0,05), пропорциональность (и = 719; р < 0,001) и праведность (и = 832,5; р < 0,05). Во всех этих случаях выраженность соответствующих моральных оснований у мальчиков оказалась несколько выше, чем у девочек. Статистически значимых различий между подростками, проживающими в городской и сельской местности, в ходе подобного анализа не обнаружилось.

Полученные результаты указывают на наличие множества парных связей между изучаемыми пере-

менными, однако в корреляционном анализе не учитывались зависимости между ценностями, моральными основаниями и полом. Кроме того, вклад ценностей и моральных оснований в мотивацию может измениться при контроле этнической идентичности. Поэтому далее были проверены две многомерные общие линейные модели. В первой предикторами трех показателей мотивации рассматривались ценности, моральные основания и пол (место проживания не учитывалось ввиду того, что результаты проведенного анализа свидетельствуют об отсутствии его статистически значимых эффектов). Во второй модели к этому составу предикторов для контроля была добавлена этническая идентичность. Анализ остатков в этих моделях показал, что их распределение близко к нормальному с центром около нуля и постоянной дисперсией, что говорит о подтверждении предположений, необходимых для применения ОЛМ.

Представленные в табл. 3 результаты свидетельствуют о наличии статистически значимого прямого эффекта ценностей сохранения и морального основания уважения на интегративную мотивацию, при наличии обратного эффекта ценностей самоутверждения. Инструментальная мотивация в этой модели показала связь только с моральным основанием равенства. Амо-тивация демонстрирует прямую зависимость от ценностей самоутверждения, морального основания равенства, обратную зависимость - от моральных оснований пропорциональности и уважения.

Аналогичная модель с контролем этнической идентичности (табл. 4) демонстрирует в первую очередь весьма существенный прямой вклад идентичности в интегративную и инструментальную мотивацию, при наличии ее обратного вклада в амотивацию. Как и в прошлой модели, наблюдается статистически значимый прямой эффект морального основания равенства на инструментальную мотивацию и амотивацию, а также обратный эффект морального основания пропорциональности на амотивацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Многомерная общая линейная модель зависимости мотивации к изучению кумандинского языка от ценностей,

моральных оснований и пола

Шкалы и показатели Стандартизованные коэффициенты (Ь)

Интегративная мотивация Инструментальная мотивация Амотивация

Ценности сохранения 0,30* -0,06 -0,19

Ценности открытости 0,19 0,19 -0,07

Ценности самоутверждения -0,42** -0,21 0,34*

Ценности самопреодоления 0,23 0,18 -0,16

МО Забота -0,09 -0,14 0,18

МО Равенство 0,13 0,30** 0,19*

МО Пропорциональность -0,14 -0,27 -0,48**

МО Лояльность -0,04 0,06 0,15

МО Уважение 0,38** 0,30 -0,35**

МО Праведность 0,06 0,11 -0,05

МО Свобода 0,05 0,03 0,05

Пол (0 - Ж; 1 - М) -0,08 0,06 -0,09

Одномерные характеристики модели:

_Р-статистика 3,46 2,68 5,44

Статистическая значимость р р < 0,001 р < 0,01 р < 0,001

К2 0,34 0,29 0,45

Таблица 4

Многомерная общая линейная модель зависимости мотивации к изучению кумандинского языка от ценностей, моральных оснований и пола при контроле этнической идентичности

Шкалы и показатели Стандартизованные коэффициенты (Ь)

Интегративная мотивация Инструментальная мотивация Амотивация

Этническая идентичность 0,64*** 0,63*** -0,26*

Ценности сохранения 0,20 -0,16 -0,14

Ценности открытости -0,03 -0,04 0,03

Ценности самоутверждения -0,12 0,09 0,21

Ценности самопреодоления 0,05 -0,02 -0,08

МО Забота 0,02 -0,03 0,14

МО Равенство 0,11 0,28** 0,20*

МО Пропорциональность -0,17 -0,30 -0,48**

МО Лояльность -0,11 -0,01 0,18

МО Уважение 0,15 0,06 -0,26

МО Праведность -0,13 -0,07 0,04

МО Свобода 0,11 0,08 0,03

Пол (0 - Ж; 1 - М) -0,12 0,03 -0,07

Одномерные характеристики модели:

^-статистика 7,09 5,61 5,44

Статистическая значимость р р < 0,001 р < 0,001 р < 0,001

К2 0,55 0,49 0,48

Вместе с тем сравнение моделей, представленных в табл. 3 и 4, показывает, что при контроле этнической идентичности теряет статистическую значимость эффект ценностей сохранения и самоутверждения, а также морального основания уважения на интегративную мотивацию. Аналогичным образом становятся незначимыми эффекты на амотивацию для ценностей самоутверждения и морального основания уважения. Эти изменения в моделях могут означать, что эффекты, потерявшие статистическую значимость в последней модели, могут быть опосредованы через этническую идентичность.

Для проверки этого предположения был выполнен медиационный анализ, результаты которого показали, что статистически значимым является опосредованный через этническую идентичность эффект на интегратив-ную мотивацию ценностей сохранения (опосредованный эффект аЬ = 0,30; Ъ = 2,61; р < 0,01) и морального основания уважения (аЬ = 0,39; Ъ = 4,96; р < 0,001), в то время

как опосредованный эффект ценностей самоутверждения на интегративную мотивацию не показал статистической значимости. Опосредованный через этническую идентичность эффект ценностей самоутверждения на амоти-вацию не показал статистической значимости, в то время как аналогичный эффект морального основания уважения оказался статистически значимым (аЬ = -0,26; Ъ = 1,97; р < 0,05). Таким образом, результаты медиаци-онного анализа подтверждают опосредованный через этническую идентичность эффект ценностей сохранения и морального основания уважения на показатели мотивации к изучению кумандинского языка.

Обсуждение результатов

Результаты эмпирического исследования частично подтверждают выдвинутую гипотезу: ценности сохранения и морального основания уважения

поддерживают мотивацию к изучению кумандин-ского языка опосредованно через выраженность этнической идентичности. Моральное основание лояльность показало менее тесную связь с мотивацией к изучению языка, чем уважение, поэтому эффект первого в целостной линейной модели оказался несущественным. Следовательно, именно ценность уважения традиций и авторитетов имеет наиболее существенное значение для мотивации к изучению языка среди моральных оснований. Тот факт, что эффект этих ценностей и моральных оснований оказался целиком опосредованным, не вызывает удивления, поскольку результаты нашего исследования подтвердили предсказуемую ведущую роль этнической идентичности в мотивации к изучению языка. Таким образом, ценности сохранения и морального основания уважения, поддерживая этническую идентичность подростков, укрепляют их интегра-тивную мотивацию к изучению языка.

Наряду с ожидаемыми опосредованными эффектами ценностей и моральных оснований на показатели мотивации в ходе эмпирического исследования обнаружились также некоторые неожиданные факты. В частности, моральное основание равенство показало непосредственные прямые связи с инструментальной мотивацией и амотивацией. Это означает, что подростки, для которых относительно большое значение имеет равенство распределения вознаграждений и ресурсов, в большей мере склонны интересоваться языком ради возможных практических выгод, а также для них более характерна утрата смысла для изучения языка. Вероятно, что такие подростки, трактуя равенство чересчур широко и полагая себя «равными» во всем подросткам других национальностей, не считают, что принадлежность к кумандинскому народу обязывает их к изучению кумандинского языка. При этом они находят субъективные причины к изучению языка только лишь в связи с возможностью извлечения из этого некоторых практических выгод, но не ради постижения культуры и наследия своего народа. Интересно, что противоположное по смыслу моральное основание пропорциональность, отражающее озабоченность пропорциональностью вознаграждения в соответствии с вкладом каждого, показало обратную связь с амотивацией. Вероятно, что подростки, не склонные акцентировать равенство и уделять повышенное внимание вопросу о равенстве с другими национальностями, в меньшей мере склонны отвергать необходимость изучения кумандинского языка,

воспринимая это как должную, естественную часть своей этнической идентичности.

Ограничения проведенного исследования связаны, во-первых, с относительно небольшим объемом выборки, который не угрожает репрезентативности, поскольку приближается по величине к размеру всей совокупности кумандинских подростков, проживающих в Алтайском крае. Тем не менее такой объем выборки ограничил возможности статистического анализа данных, сделав невозможным использование современных методов анализа многомерных данных, таких как путевой анализ и структурное моделирование. Во-вторых, ограничением исследования является отсутствие контроля тенденции к социально желательным ответам, которая могла оказать влияние как на оценки ценностей и моральных оснований, так и на оценки мотивации к изучению языка. Перспективы исследования связаны с проверкой полученных выводов о роли ценностей и моральных оснований в мотивации к изучению языка на примере молодежи других малочисленных народов, а также анализом других социально-психологических факторов такой мотивации.

Практическая значимость исследования связана с тем, что полученные результаты указывают направление совершенствования работы в области воспитания кумандинских подростков по укреплению ценностей сохранения и сплачивающих моральных оснований, в сочетании с развенчанием идеи о том, что принцип равенства освобождает человека от обязательств, связанных с его этнической идентичностью. Ожидаемым последствием такой работы должно стать укрепление этнической идентичности и мотивации к изучению ку-мандинского языка.

Заключение

У кумандинских подростков преобладает интегра-тивная мотивация к изучению языка своего народа, отражающая их стремление к освоению кумандин-ской культуры и общению на этом языке с другими кумандинцами. Основным фактором интегративной мотивации является выраженность кумандинской идентичности, выступающая в качестве медиатора, опосредствующего эффект ценностей сохранения и морального основания уважения на мотивацию. Воспитание таких ценностей и моральных оснований у кумандинских подростков будет способствовать поддержанию этнической идентичности и мотивации к изучению языка.

Список источников

1. Арефьев А.Л. О языках коренных малочисленных народов России // Социологические исследования. 2015. № 8 (376). С. 75-84.

2. Беспалов А.М., Макарова О.Н., Власов М.С. Этническая идентичность кумандинских подростков: ее проявления и связь с семейной идентичностью // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 484. С. 207-217. doi: 10.17223/15617793/484/23

3. Унарова В.Я. Развивающая речевая среда как педагогическое условие сохранения родных языков коренных малочисленных народов в образовательном пространстве // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5, № 6. С. 816-822.

4. Кисельникова Н.В. Методологические проблемы измерения ценностей и ценностно-ориентированного поведения человека // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 4. С. 20-33. doi: 10.17759/^.2021120402

5. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 2. С. 43-70.

6. Schwartz S.H. An overview of the Schwartz theory of basic values // Online readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2, № 1. doi: 10.9707/2307-0919.1116

7. Atari M., Haidt J., Graham J., Koleva S., Stevens S.T., Dehghani M. Morality Beyond the WEIRD: How the Nomological Network of Morality Varies Across Cultures // Preprint. PsyArXiv. 2022. P. 1-79. doi: 10.31234/osf.io/q6c9r

8. Graham J., Haidt J., Motyl M., Meindl P., Iskiwitch C., Mooijman M. Moral Foundations Theory // Atlas of Moral Psychology / Eds. K. Gray, J. Graham. New York ; London : The Guilford Press, 2018. P. 211-222.

9. Haidt J., Craig J. The moral mind: How five sets of innate intuitions guide the development of many culture-specific virtues, and perhaps even modules // The innate mind: Vol. 3. New York : Oxford University Press, 2008. P. 367-391.

10. Сычев О.А., Белоусов К.И., Зелянская Н.Л., Аношкин И.В. Миграционные намерения россиян: связь с идентичностью и моральными основаниями // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 3. C. 52-63. doi: 10.31857/S020595920015193-8

11. Сычев О.А., Протасова И.Н. Связь этики автономии, этики сообщества и национализма с внешнеполитическими установками россиян // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 4. C. 53-70. doi: 10.17759/sps.2021120404

12. Graham J., Haidt J., Nosek B.A. Liberals and conservatives rely on different sets of moral foundations // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 96, № 5. P. 1029-1046. doi: 10.1037/a0015141

13. Gardner R.C. Attitudes and Motivation // Annual Review of Applied Linguistics. 1988. Vol. 9. P. 135-148. doi: 10.1017/S0267190500000854

14. Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and motivation in second-language learning. Rowley, MA : ERIC, 1972. 316 p.

15. Masgoret A.-M., Gardner R.C. Attitudes, Motivation, and Second Language Learning: A Meta-Analysis of Studies Conducted by Gardner and Associates: Attitudes, Motivation, and Second Language // Language Learning. 2003. Vol. 53, № S1. P. 167-210. doi: 10.1111/1467-9922.00227

16. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary educational psychology. 2000. Vol. 25, № 1. P. 54-67. doi: 10.1006/ceps.1999.1020

17. Сычев О.А., Нестик Т.А. Моральные основания стыда и гордости за свою страну // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19, № 3. C. 528-549. doi: 10.22363/2313-1683-2022-19-3-528-549

18. Schwartz S.H. A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations. Chapter 7 // The Questionnaire Development Package of the European Social Survey. 2003. P. 259-319. URL: https://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/core_ess_questionnaire/ESS_core_ question-naire_human_values.pdf (дата обращения: 03.07.2021).

19. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учеб. пособие. М. : Аспект Пресс, 2013. 224 с.

20. Арбитайло А.М. Этнические предубеждения и возможности юмора для их преодоления : дис. ... канд. психол. наук. М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. 184 с.

21. Hayes A.F. Introduction to Mediation, Moderation, and Conditional Process Analysis, Second Edition: A Regression-Based Approach. New York ; London : Guilford Publications, 2018. 714 p.

References

1. Arefev, A.L. (2015) O yazykakh korennykh malochislennykh narodov Rossii [On the languages of the indigenous peoples of Russia]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 8 (376). pp. 75-84.

2. Bespalov, A.M., Makarova, O.N. & Vlasov, M.S. (2022) Ethnic identity of Kumandin teenagers: Its manifestations and connection with family identity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 484. pp. 207-217. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/484/23

3. Unarova, V.Ya. (2020) Razvivayushchaya rechevaya sreda kak pedagogicheskoe uslovie sokhraneniya rodnykh yazykov korennykh malochislennykh narodov v obrazovatel'nom prostranstve [Developing speech environment as a pedagogical condition for preserving the native languages of indigenous peoples in the educational space]. Pedagogika. Voprosy teorii ipraktiki. 5 (6). pp. 816-822.

4. Kisel'nikova, N.V. (2021) Metodologicheskie problemy izmereniya tsennostey i tsennostno-orientirovannogo povedeniya cheloveka [Methodological problems of measuring values and value-oriented human behavior]. Sotsial'nayapsikhologiya i obshchestvo. 12 (4). pp. 20-33. doi: 10.17759/sps.2021120402

5. Shvarts, Sh., Butenko, T.P., Sedova, D.S. & Lipatova, A.S. (2012) Utochnennaya teoriya bazovykh individual'nykh tsennostey: primenenie v Rossii [Refined theory of basic individual values: application in Russia]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 9 (2). pp. 43-70.

6. Schwartz, S.H. (2012) An overview ofthe Schwartz theory of basic values. Online Readings in Psychology and Culture. 2 (1). doi: 10.9707/23070919.1116

7. Atari, M. et al. (2022) Morality Beyond the WEIRD: How the Nomological Network ofMorality Varies Across Cultures. Preprint. PsyArXiv. pp. 179. doi: 10.31234/osf. io/q6 c9r

8. Graham, J. et al. (2018) Moral Foundations Theory. In: Gray, K. & Graham, J. (eds) Atlas of Moral Psychology. New York; London: The Guilford Press. pp. 211-222.

9. Haidt, J. & Craig, J. (2008) The moral mind: How five sets of innate intuitions guide the development of many culture-specific virtues, and perhaps even modules. In: The innate mind: Vol. 3. New York: Oxford University Press. pp. 367-391.

10. Sychev, O.A. et al. (2021) Migratsionnye namereniya rossiyan: svyaz' s identichnost'yu i moral'nymi osnovaniyami [Migration intentions of Russians: connection with identity and moral foundations]. Psikhologicheskiy zhurnal. 42 (3). pp. 52-63. doi: 10.31857/S020595920015193-8

11. Sychev, O.A. & Protasova, I.N. (2021) Svyaz' etiki avtonomii, etiki soobshchestva i natsionalizma s vneshnepoliticheskimi ustanovkami rossiyan [The connection between the ethics of autonomy, the ethics of community and nationalism with the foreign policy attitudes of Russians]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 12 (4). pp. 53-70. doi: 10.17759/sps.2021120404

12. Graham, J., Haidt, J. & Nosek, B.A. (2009) Liberals and conservatives rely on different sets of moral foundations. Journal of Personality and Social Psychology. 96 (5). pp. 1029-1046. doi: 10.1037/a0015141

13. Gardner, R.C. (1988) Attitudes and Motivation. Annual Review of Applied Linguistics. 9. pp. 135-148. doi: 10.1017/S0267190500000854

14. Gardner, R.C. & Lambert, W.E. (1972) Attitudes and motivation in second-language learning. Rowley, MA: ERIC.

15. Masgoret, A.-M. & Gardner, R.C. (2003) Attitudes, Motivation, and Second Language Learning: A Meta-Analysis of Studies Conducted by Gardner and Associates: Attitudes, Motivation, and Second Language. Language Learning. 53 (S1). pp. 167-210. doi: 10.1111/1467-9922.00227

16. Ryan, R.M. & Deci, E.L. (2000) Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Contemporary Educational Psychology. 25 (1). pp. 54-67. doi: 10.1006/ceps.1999.1020

17. Sychev, O.A. & Nestik, T.A. (2022) Moral'nye osnovaniya styda i gordosti za svoyu stranu [Moral foundations of shame and pride for one's country]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. 19 (3). pp. 528-549. doi: 10.22363/2313-16832022-19-3-528-549

18. Schwartz, S.H. (2003) A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations. Chapter 7. In: The Questionnaire Development Package of the European Social Survey. pp. 259-319. [Online] Available from: https://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/ core_ess_questionnaire/ESS_core_ questionnaire_human_values.pdf (Accessed: 03.07.2021).

19. Stefanenko, T.G. (2013) Etnopsikhologiya: ucheb. posobie [Ethnopsychology: textbook]. Moscow: Aspekt Press.

20. Arbitaylo, A.M. (2008) Etnicheskiepredubezhdeniya i vozmozhnostiyumora dlya ikhpreodoleniya [Ethnic prejudices and the possibilities of humor for overcoming them]. Psychology Cand. Diss. Moscow.

21. Hayes, A.F. (2018) Introduction to Mediation, Moderation, and Conditional Process Analysis. Second Edition: A Regression-Based Approach. New York; London: Guilford Publications.

Информация об авторах:

Беспалов А.М. - канд. филос. наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина (Бийск, Россия). E-mail: bam56@mail.ru ORCID: 0000-0002-3518-4554

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Макарова О.Н. - канд. пед. наук, доцент кафедры физики, математики, информатики Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина (Бийск, Россия). E-mail: fmfmak.on@mail.ru ORCID: 0000-0003-3591-0875

Власов М.С. - канд. филол. наук, начальник научно-исследовательского отдела Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина (Бийск, Россия). E-mail: vlasov_mikhailo@mail.ru ORCID: 0000-0001-7848-5114

Болотбек кызы А. - преподаватель кафедры иностранных языков Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина (Бийск, Россия). E-mail: almashbolotbek@gmail.com ORCID: 0009-0009-2974-2474

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

A.M. Bespalov, Cand. Sci. (Philosophy), senior researcher of the Research Department, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russian Federation). E-mail: bam56@mail.ru ORCID: 0000-0002-3518-4554

O.N. Makarova, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor of the Department of Physics, Mathematics, Informatics, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russian Federation). E-mail: fmfmak.on@mail.ru ORCID: 0000-0003-3591-0875

M.S. Vlasov, Cand. Sci. (Philology), head of the Research Department, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russian Federation). E-mail: vlasov_mikhailo@mail.ru ORCID: 0000-0001-7848-5114

A. Bolotbek kyzy, teacher of foreign languages, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russian Federation). E-mail: almashbolotbek@gmail.com ORCID: 0009-0009-2974-2474

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.07.2023; одобрена после рецензирования 29.09.2023; принята к публикации 29.09.2023.

The article was submitted 16.07.2023; approved after reviewing 29.09.2023; accepted for publication 29.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.