Научная статья на тему 'Ценностные характеристики религиозной и нравственной картин мира в аспекте изучения духовной культуры'

Ценностные характеристики религиозной и нравственной картин мира в аспекте изучения духовной культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
479
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / РЕЛИГИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КАРТИНА МИРА / ЦЕННОСТЬ / SPIRITUAL CULTURE / RELIGION / MORALITY / PICTURE OF THE WORLD / VALUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зенкова Татьяна Леонидовна

Рассматриваются пути изучения духовной культуры, анализируются ее составляющие: нравственная и религиозная картины мира, осмысливаются образующие их категории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Characteristics of Religious and Moral Picture of the World in the Context of Spiritual Culture Study

The ways of spiritual culture study are considered in this article. There is also an analysis of its constituents: moral and religious picture of the world, and categories which comprise them

Текст научной работы на тему «Ценностные характеристики религиозной и нравственной картин мира в аспекте изучения духовной культуры»

Культурология

УДК 130.1

Зенкова Татьяна Леонидовна

Zenkova Tatyana

ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИОЗНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ КАРТИН МИРА В АСПЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

VALUE CHARACTERISTICS OF RELIGIOUS AND MORAL PICTURE OF THE WORLD IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL CULTURE STUDY

Рассматриваются пути изучения духовной культуры, анализируются ее составляющие: нравственная и религиозная картины мира, осмысливаются образующие их категории

Ключевые слова: духовная культура, религия, нравственность, картина мира, ценность

The ways of spiritual culture study are considered in this article. There is also an analysis of its constituents: moral and religious picture of the world, and categories which comprise them

Key words: spiritual culture, religion, morality, picture of the world, value

Проблемы человечества и отдельно взятой личности всегда были в центре внимания гуманитарного знания. На разных этапах своего развития освещались различные грани обозначенной проблемы. В условиях современного глобализирующегося мира можно наблюдать падение духовности, которое выражается в отчуждении человека от традиционных установок, духовных ценностей и нравственных ориентиров. Современный философ М. Блюменкранц справедливо заметил, что «культура, как духовное самострои-тельство человека, творчество как метафизическая миссия и задача, сменяются культурой как эффективным средством бегства от себя и от мира, культурой, как общедоступными радостями фантомного бытия» (1; С. 162). В связи со сложившейся ситуацией появляется все больше работ по исследованию и изучению духовной культуры в различных областях знаний.

Основой духовной культуры является социальное бытие человека, а воплощается она в философских взглядах, религиозных представлениях, эстетических идеалах, нравственных ценностях и нормах. Исследователи в области лингвокультурологии В.П. Даниленко и Л.В. Даниленко в своей книге «Основы духовной культуры в картинах мира» среди компонентов духовной культуры различают религию, науку, искусство, нравственность, политику и язык, которые, по их мнению, изучаются соответствующими науками и отображаются в разных картинах мира: религиозной, научной, художественной, нравственной, политической и языковой (2; С. 6).

В данной статье рассматриваются различные подходы к изучению духовной культуры в сфере гуманитарного знания, а именно, через ценностные категории религиозной и нравственной картин мира, а также различные

точки зрения по данной проблематике в разные исторические временные отрезки.

Многочисленны и многообразны подходы к пониманию духовной культуры. Так, знаменитые философы XVIII в. Н. Гельвеций и П. Гольбах отмечали, что духовная культура - это продукт духовной деятельности человека, закрепленный через язык.

Великий русский философ И.А. Ильин полагал, что «в основе подлинной духовной культуры лежит личная, искренняя религиозность культуротворящего человека» (4; С. 78). Социальный культуролог Б.С. Ерасов утверждает, что «духовная культура - это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений, символов» (3; С. 88). Преодолено одностороннее представление о духовной культуре только как совокупности духовных ценностей. Она стала рассматриваться как активная творческая деятельность людей по освоению мира, как производство, хранение, распространение и потребление духовных ценностей.

В связи с разнообразием трактовок духовной культуры различны и подходы к ее изучению. Для философа источником ее изучения выступают теоретические аспекты осмысления мировоззрения. Сущность философии в том, что она позволяет теоретически осмыслить бытие, дает знания о всеобщих началах, связях, отношениях целостного и противоречивого мира. Она оперирует предельно общими, всеобщими понятиями, называемыми категориями, и осмысливает общечеловеческие духовные ценности, а потому и является всеобщей методологией научного познания и духовной культуры. Культуролог А.С. Кармин полагает, что «философия призвана и может осмыслить культуру в ее реальной целостности и полноте конкретных форм существования, в ее строении, функционировании и развитии» (5; С. 22). Для И.А. Ильина источником изучения духовной культуры послужила душа человека. Он напряженно размышлял о спасении не только

личной души, но и души русского народа (4; С. 282). Путь познания духовной культуры культуролога проходит через осмысление эмпирического материала.

Культурология обращается к изучению конкретных феноменов и артефактов, созданных человечеством на протяжении его истории. В познании данного материала ей помогают исторические, прикладные, вспомогательные и культурологические дисциплины. Источниками познания духовной культуры в данном контексте являются мифология, религия, искусство, художественное творчество. Культурология, как всеобъемлющая интегрирующая область знания, вбирает в себя довольно широкий диапазон материала для исследования духовной культуры и использует для этого приемы и методы граничащих с ней дисциплин.

Взгляд социолога на духовную культуру проходит сквозь призму общества и его структурных элементов. Социология изучает такие основные части единого человечества, как государства, классы, слои, сословия и более мелкие общественные группы по месту и роли в современном обществе. Эта наука помогает понять всю гамму духовных проявлений с учетом социальной неоднородности общества. С позиций социологии, духовная культура предстает как явление, сопутствующее развитию общественных отношений, которое коренится глубоко в самом человеке.

Психология связывает духовную культуру с душой человека и склонна видеть ее проявление как душевные порывы, переживания, обусловленные психологическими особенностями личности. Для психолога важна именно психическая составляющая как одна из неотъемлемых компонентов проявления духовной культуры.

Филологи изучают культуру в описательном плане, исследуя явления духовной культуры через конкретные тексты. Внимание филологии ориентировано на предмет, вещь, имя, поэтому в центре внимания находится слово. Однако слово здесь рассматривается

не как носитель культуры и времени, а как структурный элемент, кирпичик текста. В XXI в. ученые-лингвисты начали изучать язык как отражение национальной духовной культуры с целью познания человека как творца культуры.

Человек как субъект познания является носителем определенной системы знаний, представлений, мнений об объективной действительности. Эта система в разных науках имеет свое название (картина мира, концептуальная система мира, модель мира, образ мира) и рассматривается в разных аспектах.

Понятие «картина мира» выражает специфику человека и его бытие, характеризует взаимоотношения его с миром, описывает важнейшие условия его существования в мире. Для лингвокультуролога В.А. Масловой картина мира понимается как исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, репрезентирующий сущностные

свойства мира в понимании ее носителей и являющийся результатом всей духовной активности человека (8; С. 50). Для культуролога термин «картина мира» включает определенное отношение к явлениям и событиям действительности, определяемое в культуре ценностными ориентациями. Понятие «картина мира» основывается на изучении представлений человека о мире. Мир - это человек и среда в их взаимодействии; картина мира - результат переработки информации о среде и человеке.

В общей картине мира среди прочих выделяют нравственную и религиозную картины мира. Нравственная картина мира - это видение мира сквозь призму характеристик моральных и этических норм и правил. Именно в нравственной картине осуществляется отражение неосязаемых духовных сущностей. Нравственная картина мира помогает человеку сформировать систему представлений об основных ценностях мироздания.

Сократ был первым среди европейских мыслителей, кто стал рассматривать культуру с нравоцентрической точки зрения, т.е. считать, что нравственный прогресс определяет развитие культуры в целом. Анализируя идеи

Сократа, подчеркнем, что главный смысл человеческой жизни он видел в нравственном самоусовершенствовании. Главный вопрос, занимавший Сократа, заключался в том, как должно жить. Превыше всего Сократ ставил следующие добродетели: истину, справедливость, свободу, мужество и воздержанность (2; С. 351).

Августин, величайший религиозный мыслитель всех времен и народов, усматривает высшее благо в приобщении и в служении Богу, а также в искуплении первородного греха Адама и Евы. Августин провозгласил семь добродетелей: веру, надежду, милосердие (любовь), справедливость, мужество, умеренность и благоразумие. Три первых из них, с его точки зрения, даются человеку Богом, а четыре остальных являются приобретенными (2; С. 355).

Особое место в осмыслении нравственной картины мира занимает эпоха Средних веков. Гуманисты Возрождения на место всемогущего Бога ставят человека. Они порывают со средневековым теоцентризмом и утверждают антропоцентризм. Высшим достижением этической мысли в эпоху Возрождения стало нравственное учение Джордано Бруно. Главный герой нравственного учения Д. Бруно

- это человек-творец. Именно его он расценивал в качестве нравственного идеала. Он приписывает ему такие черты, как любовь, гармоничность, внутренняя сосредоточенность и действенность (2; С. 363).

Знаменитый немецкий философ Нового времени Иммануил Кант полагал, что религия служит морали. Выводимость религии из морали не снимала у него авторитет Бога, не принижала веру в него, а напротив, возвышала нравственность, поскольку он считал, что до веры в Бога может подняться только нравственный человек. Заслуга Канта состоит в выделении нравственности в особую область, в выяснении своеобразия нравственных феноменов.

В современной России сложилась непростая нравственная картина мира. Довольно интересна точка зрения культуролога и фило-

софа Е.Н. Ярковой, которая утверждает, что для современной нравственной картины мира характерна актуализация утилитарных нравственных установок. Она рассматривает утилитаризм, распространенный в современном обществе, как тип нравственности в двух аспектах - ценностном и деятельностном. В ценностном аспекте утилитаризм предстает как система ценностей и смыслов, высшей ценностью или метасмыслом которой является непосредственно ощущаемое благо человека и общества. В деятельностном подходе утилитаризм являет собой тип программ, мотиваций человеческой деятельности, в основании которых лежит специфически утилитарное отношение к миру как к средству - источнику утилитарных благ. В ценностно-смысловом пространстве утилитаризма условно можно выделить два уровня. Первый включает собственно утилитарные фиксированные ценности: удовольствие, счастье, успех, любовь, благосостояние и т.п. Второй уровень не включает фиксированных ценностей, а представляет собой изменяющееся в зависимости от ситуационной конъюнктуры образование: ценностно-значимым представляется все, что приносит максимальную пользу человеку и обществу (12; С. 55).

Одной из составляющих религиозной картины мира является совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Главный признак религиозной картины мира - это разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым (13; С. 342). Религиозное отношение к действительности позволяет людям увидеть в своей душе ее духовную основу, которая одновременно является основой мира в целом и пережить свое отношение к ней как высшую ценность, освещающую и освящающую наше бытие в нем. Древние мыслители по-разному оценивали роль религии. Эпикур видел в ней причину человеческой глупости и несчастий. Согласно Лукрецию, она оказывает пагубное воздействие на психику людей, отравляя душу страхом. Платону религия каза-

лась укрепляющей государство и нравственность. Вся Средневековая этика в христианстве видела основное назначение человека в спасении его души, в вознесении ее к Богу. Причина религии, с точки зрения мыслителя О. Шпенглера, коренится в интуитивном переживании душой процесса жизни, судьбы, времени и временности бытия. Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Она является общедоступной формой духовного развития людей и духовной силой, способствующей организации общественного порядка. Религиозные заповеди являются основой формирования нравственности в самом человеке. Их соблюдение дает возможность обретения главных человеческих чувств

- веры, надежды и любви. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос называет другие духовно-этические ценности, которые являются основополагающими для христианства: смирение, покаяние, кротость, терпение, милосердие и др. Одной из сокровенных ценностей является жизнь как величайший дар Божий (9; С. 39). Таким образом, рассматривая религиозную картину мира, невозможно исключить ее нравственную составляющую. По мнению современного мыслителя С.Б. Токаревой, «духовная сила есть возникшая в результате обращенности к духовной реальности соразмерность человека с духом как надындивидуальной, идеальной сущностью, которая и задает меру человеческого в человеке» (10; С. 84). Ж. Келле утверждает, что «именно в формах нравственного сознания человек может осмыслить себя и свое бытие среди людей и вместе с людьми» (6; С. 43).

Религия и нравственность неотделимы друг от друга. Однако религия не является причиной существования морали, а выступает мощным нравообразующим фактором, под воздействием которого происходит новая самоорганизация морального мира. Современный философ А.А. Корольков считает, что «основа очеловечивания - это не только предметно-практическая орудийная деятельность, но и обретение нравственных понятий. Нрав-

ственность кристаллизуется в формах культуры, а христианство создало величайший тип культуры. Всякая культура имеет свою устремленность и свои следствия, которые не всегда совпадают. Устремленность христианства к истине, к любви, к прощению и милосердию, приобщенности к глубинам человеческой души проторила пути к нравственному совершенствованию, к очеловечиванию» (7; С. 211). На сегодняшний день, как полагает исследователь А.Н. Тришкина, религия сводится лишь к соблюдению от случая к случаю обрядов (11; С. 53). Духовные ценности вытесняются ценностями материальными, благами научнотехнического прогресса. По мнению Е.Н. Ярко-вой, присущий утилитаризму потребительский подход к духовным ценностям ярко проявляется в отношении носителей утилитарной нравственности к религии. Утилитаризм продуцирует специфический, широко представленный в повседневной культуре тип религиозности -утилитарную религиозность, предполагающую

1. Блюменкранц, М. Глобальные проблемы современного культурологического процесса [Текст] I М. Блюменкранц II Вопросы философии. - 2006. - № 5. - С. 160-164.

2. Даниленко, В.П. Основы духовной культуры в картинах мира [Текст] I В.П. Даниленко, Л.В. Даниленко. - Иркутск: ИГУ, 1999. - 537 с.

3. Ерасов, Б.С. Социальная культурология [Текст] I Б.С. Ерасов. - М.: АО Аспект Пресс, 1994. - 384 с.

4. Ильин, И.А. О грядущей России: избранные статьи [Текст] I И.А. Ильин; - под ред. Н.П. Полторацкого. - М.: Изд-во Св.-Троицкого Монастыря, 1991. - 368 с.

5. Кармин, А.С. Культурология [Текст] I А.С. Кармин. - СПб.: Изд-во Лань, 2004. - 928 с.

6. Келле, В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры [Текст] I В.Ж. Келле II Вопросы философии. - 2005. - № 10. - С. 38-54.

7. Корольков, А.А. Духовная антропология [Текст] I А.А. Корольков. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 324 с.

8. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика [Текст] I В.А. Маслова. - Минск: ТетраСистемс,

отношение к религии как средству достижения эмоционального комфорта, социального престижа. Сегодня в России с успехом прижилась система добродетелей Б. Франклина, которые далеки от добродетелей христианской этики -веры, надежды и любви. В качестве основных добродетелей Б. Франклин называл три: трудолюбие, точное соблюдение денежных обязательств и бережливость. В современном мире человек обречен стать потребителем и единственными ориентирами в его жизни становятся материальное благополучие, комфорт, удовольствие и наслаждение (9; С. 42).

Духовная культура - неотъемлемая часть жизни человека, которая волновала и волнует многих ученых разных времен, познать которую можно через ее главные составляющие: религиозную и нравственную картины мира. Их характеристики и категории, изменяющиеся на протяжении лет, безусловно, свидетельствуют об изменении и самой духовной сущности Человека как центра духовной культуры. __________________________________Литература

2004. - 256 с.

9. Сорочик, Л.И. Система нравственных ценностей в православной этике и этике «нового сознания» [Текст] / Л.И. Сорочик //Историческая связь времен: духовность, нравственность, патриотизм: Девятые Иннокентьевские чтения: материалы науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. - Чита: Центр. гор. б-ка им. А.П. Чехова, 2006. - С. 38-45.

10. Токарева, С.Б. Методологические основания духовности [Текст] / С.Б. Токарева // Философия и общество. - 2005. - № 2. - С. 80-100.

11. Тришкина, А.Н. Универсализация культуры и проблема нравственности в современном российском обществе [Текст] / А.Н. Тришкина // Историческая связь времен: духовность, нравственность, патриотизм: Девятые Иннокентьев-ские чтения: материалы науч.-практ. конф. В 2 ч.

Ч. 2. - Чита: Центр. гор. б-ка им. А. П. Чехова, 2006. - С. 52-56.

12. Яркова, Е.Н. Утилитаризм как тип нравственности: опыт концептуальной реконструкции [Текст] / Е.Н. Яркова // Вопросы философии. -

2005. - № 8. - С. 53-65.

Коротко об авторе_

Briefly about author

Зенкова Т.Л., преподаватель английского языка кафедры иностранных языков, Читинская государственная медицинская академия (ЧГМА), соискатель, кафедра теоретической и прикладной лингвистики, Читинский государственный университет (ЧитГУ) служ. тел: 35-37-89

Zenkova T, Professor of the English language, Department of Foreign Languages of Chita State Academy of Medecine, applicant of Theoretical and Applied Linguistics Department, ChSU

Научные интересы: философия культуры, когнитивная лингвистика, лингвокультурология

Scientific interests: philosophy of culture, cognitive linguistics, linguistic culture science

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.