ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
УДК 323 001: 10.24412/2071-6141-2024-4-3-13
ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА-ЦИВИЛИЗАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ
Е.В. Бродовская, Д.С. Коваленко, В.А. Лукушин
Представлено теоретическое осмысление, концептуализация основ ценностного сознания российского общества, анализ его сущности и специфики функционирования, приведены актуальные исследования по данной тематике, а также описание ценностного профиля представителей российского государства-цивилизации.
Ключевые слова: ценности, ценностное сознание, традиционные духовно-нравственные ценности, государство-цивилизация, цивилизационное развитие.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета.
Введение
На фоне нарастающей международной напряженности и турбулентности усилилась работа по формированию и укреплению ценностных оснований политики российского государства. Это позволяет эффективно противодействовать глобальным вызовам, таким как военно-политические угрозы и усиливающееся внешнее информационное давление. В последние годы в Российской Федерации обновили и разработали ряд нормативных актов, которые регулируют формирование ценностного сознания российских граждан, определяют основные ориентиры. Среди них Указ Президента России от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», а также Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». В связи с этим современные исследователи отмечают значимость теоретического осмысления основ формирования ценностного сознания российского общества для конструктивной и продуктивной практической реализации.
Теоретико-методологический фундамент
Теоретический фундамент задается аксиологическим подходом и проблемно-уровневым взглядом на ценностное сознание и понимание ценностной системы общества. Традиция аксиологического подхода в отечественной науке связана, в первую очередь, с именами советских исследователей А.Г. Здравомыслова, С.Л. Рубинштейна, В.П. Тугаринова, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядова. Значительный вклад в развитие представлений об устойчивых компонентах ценностного сознания внесли такие российские исследователи, как А.С. Ахиезер, И. Дискин, В.В. Лапкин, Т.В. Наумова, А.В. Оболонский, В.И. Пантин. Наиболее значимые модели и методики исследования структуры и динамических составляющих ценностного сознания, разработанные в России, принадлежат Н.И. Лапину, М.К. Горшкову, продолжающим традиции социетально-деятельностного подхода.
Проблемно-уровневый взгляд на ценностное сознание и понимание ценностной системы общества в качестве структурной целостности, которую составляют надындивидуальные, статусно-ролевые (в том числе политические) и персональные ценности, проявляющиеся, соответственно, на общественном, групповом и индивидуальном уровнях сознания, привнесены в научный оборот Е.В. Бродовской. По мнению автора, иерархически организованная, целостная система общества формируется во взаимодействии цивилизационных (ценностно-нормативные ориентации ментально-сти), исторических (конкретное социально-политическое пространство), актуально-социальных (ситуация) и индивидуальных факторов. Проблем-но-уровневый взгляд в том числе лежит в основе системной модели мировоззрения - пентобазиса.
Методологическая основа задается комбинацией положений нового институционализма в его исторической версии и социетально-деятельностного подхода. Исторический новый институционализм концентрируется вокруг ценностей и норм, ценностных трансформаций, факторов и пределов социально-политических процессов. При этом для анализа и сценирования ситуации важны три основных компонента: актор, контекст и ценности/нормы. Социетально-деятельностный подход, в свою очередь, базируется на понимании инверсионной природы социально-политической динамики, определении специфики протекания процессов, направленных как на воспроизводство, так и на изменение.
Концептуальные основания ценностного сознания россиян
Переходя к рассмотрению специфики и природы ценностного сознания, стоит отметить, что в российской научной мысли закрепилось представление о тесной неразрывной связи между ценностями и сознани-
ем. Так, А.Н. Максимов отмечал, что сознание является ценностным отношением, которое формирует социально-политическую реальность через образы, представления, понятия, которые реализуются посредством практической деятельности индивида [8].
В анализе ценностного сознания исследователи выделяют два уровня - личностный и общественный. А.А. Бородич определял ценностное сознание на уровне личности в качестве духовно-моральной системы. Ее ключевыми взаимосвязанными элементами являются:
- ценностные представления - результаты процесса оценки и познания;
- идеалы-образы желаемого будущего, демонстрирующие пути развития того или иного явления с целью как можно более оптимально вписаться в общество и при этом соответствовать его запросам и требованиям;
- цели, которые задают социальную значимость итога деятельности субъекта;
- нормы - средства достижения установленных целей и образы исполнения определенных операций [6].
Следующим образом операционализирует категорию ценностного сознания М.И. Бобнева, определяя такие его характеристики, как:
- гетерогенность: сочетание компонентов, различных по своему происхождению;
- сложная организация структуры: сочетание центральных и периферийных элементов;
- содержательная вариативность: придание субъектом личностных смыслов и значений для тех или иных ценностей;
- амбивалентность: устойчивость и согласованность при наличии возможности изменений [5]. Согласно мнению исследователя, в сознании индивида реальные проявляющиеся и функционирующие ценностные структуры имеют связь с выделенной совокупностью личностных и ситуативных обстоятельств. При этом есть некоторый «инвариантный» набор и порядок предпочтения ценностей, который может охарактеризовать такие образования, как тип личности, историко-культурной общности, политической системы.
Будучи представителем субъектно-деятельностного подхода, Н.И. Лапин иначе структурировал ценностное сознание. Ученый систематизировал личностные ценности, основываясь на том, какое воздействие (интегрирующее или дифференцирующее) они оказывают на социальные группы и социум в целом [7]. На основе этого он разработал модель иерархической структуры ценностного сознания личности, которая состоит из следующих компонентов:
- «ядро»: преобладающая в общественном сознании группа ценностей, интегрирующая социальные общности;
- «структурный резерв»: ценности, находящиеся между доминированием и противостоянием, зачастую именно на этом уровне ценностного сознания возникают конфликты между индивидом и социальной группой;
- «периферия»: ценности, которые дифференцируют членов общества на группы, разделяющие различные несовместимые приоритеты, что может приводить к острым формам конфликта между ними;
- «хвост»: ценности явного меньшинства, которые отличаются от других членов общества.
Основываясь на описанных концепциях и подходах, Е.В. Бродовская и И.А. Батанина дают определение ценностного сознания личности как системы иерархически организованных устойчивых и динамичных ценностных структур, включающей в себя сформировавшийся для каждой культуры способ предпочтения ценностей [4]. Такое понимание основано на том, что, несмотря на возможные индивидуальные и ситуативные проявления, ценностное сознание личности плотно связано с ценностным сознанием общества. Именно общественный уровень ценностного сознания влияет на определение значимости тех или иных ценностей, а также способа их выбора внутри определенной культурно-исторической общности. Авторы выделяют три уровня, на которых функционирует ценностное сознание: личностный, групповой и общественный. Восприятие субъектом социальных импульсов зависит от ценностного сознания группы, так как принадлежность к определенной социальной группе воздействует на актуализацию различных ценностей. Сочетание иерархий ценностей разных групп формирует пространственную структуру общественного ценностного сознания в разрезе центр-периферия.
Цивилизационные доминанты, которые обладают вневременной природой, компенсируют факт того, что в сложной структуре ценностного сознания общества наличествуют иерархии ценностей и смыслов. Исследователи данного аспекта выдвинули предположение о том, что устойчивые элементы общественного ценностного сознания и цивилизационные особенности находятся в тесной взаимосвязи. В связи с этим в научный оборот вводится понятие «ценностно-нормативные ориентации менталь-ности». Ученый А.С. Ахиезер в качестве значимого фактора развития общества выделял его способность к углублению массового менталитета и отмечал, что именно он лежит в основе системы ценностей социума [1].
Из этого следует, что ценностная система общества не сводится к простой сумме иерархий ценностей ее элементов. Это сложная целостная структура, состоящая из надындивидуальных, статусно-ролевых и личностных ценностей, которые проявляются на трех уровнях сознания: об-
щественном, групповом и индивидуальном. Структура иерархий ценностей возникает путем взаимодействия цивилизационных (ценностные и нормативные ориентации ментальности), исторических (определенное социально-политическое пространство), актуально социальных (ситуация) и индивидуальных факторов. Иерархия ценностей (структура разделяемых индивидом ценностей) определяется ментальностью и историческими факторами, в то время как на активизацию конкретного ценностного компонента влияет текущая ситуация и особенности характеристики того или иного субъекта [3].
Особую роль в общественном ценностном сознании играют надындивидуальные ценности, которые по природе своей устойчивы и стабильны. Они воплощают след цивилизации, обеспечивают непрерывность и преемственность общественного развития, в особенности в кризисных условиях.
Н.С. Розов типологизировал надындивидуальные ценности, выделив этосные ценности, которые обуславливают особенности характера образа жизни общества, и кардинальные ценности, осуществление которых влияет на реализацию иных ценностей, например таких как субкардинальные (политико-правовые ориентиры). Поэтому ценностным фундаментом социума являются именно этосные (надындивидуальные) ценности, присущие определенному государству-цивилизации. Они определяют особенности формирования типа личности. Набор ценностей, которые определяет доминирующий тип личности, передается из поколения в поколение через механизмы общественного сознания и коллективного бессознательного. В ходе этого процесса формируются характерные черты и менталитет общества [11].
Отдельную значимость для прикладных исследований ценностей представляет выявленная взаимосвязь языка и ценностного сознания, представленная В. В. Матюшиной. Ценности, по мнению автора, являются результатом работы сознания, выраженном наружу посредством языковых символов. Отсюда следует, что через анализ речевых паттернов индивида представляется доступным изучение его ценностного сознания [9].
Современный психолог М.С. Яницкий разработал авторскую структурно-динамическую модель системы ценностных ориентаций личности и социальных общностей [14]. По итогам применения модели исследователь выделил четыре ценностных типа, каждый из которых характеризуется различиями в опорных системах ценностей, в уровне внутренней осмысленности, самоактуализации, в избираемых жизненных стратегиях и регуляторах общественного поведения. К описываемым типам автор относит: адаптирующийся, социализирующийся, индивидуализирующийся, а также промежуточный. Ученый предлагает применять разработанную им модель
для прогнозирования поведения индивидов в обществе и при формировании просоциальной иерархии ценностей членов социума.
При определении ценностного профиля представителей российского государства-цивилизации отмечается значимость государства в системе ценностных координат. Оно воспринимается гражданами как системообразующий порядок, противостоящий локализму и хаосу, что является неким архетипом.
Рассматриваемый ценностный портрет необходимо дополнить эк-зистенциональными смыслами, которые россияне вкладывают в свою деятельность. Экзистенциональная ориентация выражалась и продолжает выражаться сегодня в созерцательном отношении к миру и стремлении сохранять и поддерживать сложившийся порядок, а не изменять его, а также в направленности не на внутреннее, а на внешнее созидание. Последнее было заложено еще в православной установке «держать внутри себя собор со всеми», превозносящей ценность и значимость «внутренней свободы». Это стало своего рода основой для формирования национальной идентичности в XVIII веке. Сегодня, как и тогда, это проявляется в стремлении служить Отечеству ради общего блага.
Особенность самоорганизации общества заключена в его коммуни-тарной направленности, характеристиками которой являются общинность, соборность, державность, а также иные черты, недоступные для понимания представителям западной цивилизации.
Политолог С.С. Сулакшин предпринял попытку с помощью выведенной количественной системы оценки профилей цивилизаций доказать, что Россия не европейская цивилизация, а качественно иное образование [12]. Проведенное сравнение построенных посредством проведенных социологических опросов и с помощью метода экспертных оценок ценностных пакетов различных цивилизаций доказывает особый путь российской цивилизации.
В работе А.Д. Харичева, А.Ю. Шутова, А.В. Полосина и Е.Н. Соколовой представлена своего рода иерархия ценностей российского общества в зависимости от уровня их проявления (на индивидуальном, общественном или глобальном). Модель получила название «пентабазис», компонентами которой являются человек, семья, общество, государство и страна. Каждому из приведенных частей структуры соответствуют определенные ценностные установки индивида. Авторы утверждают, что на основе сформулированной модели может быть сформирован «общенациональный код» россиян [13].
В разработку и актуализацию современного представления традиционных российских ценностей внесли вклад ряд отечественных ученых. На ценностные цивилизационные противоречия указывает и
В.Э. Багдасарян. Ученый отмечает, что на Западе произошла ценностная инверсия: что ранее считалось грехом, превратилось в норму, а добродетель стала «позицией аутсайдеров». В этой связи российские традиционные ценности призваны стать новой альтернативой для разрушительных ценностных трендов. Но для этого России необходимо разработать целостную ценностную мировозренческую систему: определить вкладываемые смыслы, цели и соответствующие действия [2].
В свою очередь, С.В. Перевезенцев отмечает, что, несмотря на все общественные изменения и политические трансформации, которые пережила Россия за весь период своего существования, базисные ценности продолжали и продолжают неизменно существовать. Они могли развиваться, дополняться новыми смыслами, но их сущность не видоизменялась, оставаясь при этом основополагающим фактором формирования и укрепления российской национальной идентичности [10]. Автор, основываясь на традиционалистско-консервативном подходе, также выделяет отдельную категорию ценностей - духовно-политические. Он подчеркивает, что существуют такие понятия, которые могут быть по-разному оценены представителями различных народов, цивилизаций. Среди них «власть», «религия», «родина», «культура», «история» и другие. Такие понятия в общественной жизни получают ценностное представление и наделяются как духовным, так и политическим смыслом, при этом являясь базисом политической идентичности нации.
Рассмотрим ряд эмпирических данных, отражающих текущее состояние и основные тенденции в развитии ценностного сознания граждан российского государства-цивилизации с учетом выделенных теоретических оснований. По результатам всероссийского опроса Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ фиксируется довольно высокий уровень приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям соразмерно развитию патриотических установок среди всех российских граждан, в том числе российской молодежи. Около 80 % респондентов испытывают позитивные чувства по отношению к своей стране и гордятся Россией, в том числе 54 % респондентов отвечают на данный вопрос с абсолютной убежденностью [15]. Примечательно, что максимальные значения по этому показателю выше среднероссийского зафиксированы в четырех новых регионах Российской Федерации.
Аналогично, около 80 % опрошенных в той или иной степени согласны с реализуемым государством вектором суверенизации национальной системы образования и воспитания, а также развитием проектов патриотической направленности, выступающих базовым инструментом мировоззренческой и ценностной политики на современном этапе [16]. Выявлено, что большая часть населения, в том числе представители молодых по-
колений россиян, разделяют традиционные духовно-нравственные ценности, в полной мере представленные в ядре их ценностного профиля. Безусловную ценность для большинства граждан составляют такие категории, как жизнь (78 %), права и свободы человека (68 %), крепкая семья (65 %), взаимопомощь и взаимоуважение (58 %), справедливость (54 %), достоинство (50 %).
Исследования Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ показывают, что в последние несколько лет в России фиксируется максимальный уровень декларируемого патриотизма населения, основываемого на единой ценностной матрице. Оценивая данные различных социологических организаций и применяя результаты собственных эмпирических исследований, ученые приходят к выводу, что значительное увеличение приверженности патриотическим ценностям и установкам отражает усиление политической консолидации в условиях международной напряженности [17]. Опора на традиционные духовно-нравственные ценности корреспондирует с уровнем патриотизма населения и отражает не только консолидационный компонент, но и выход на новую ступень ценностного сознания общества, опирающегося на суверенитет, государственную идентичность и элементы цивилизационного развития.
Результаты академических исследований подтверждают регулярные мониторинги отечественных социологов. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, для восьми из десяти россиян важно видеть Россию будущего страной, сохранившей традиционные моральные, национальные и религиозные ценности (81 %). Самые главные цели в жизни россиян - это здоровье (58 %) и создание счастливой семьи (56 %). Эти цели социологи называют универсальными, объединяющими, они занимают первые места во всех социально-демографических группах [18]. Отмечается, что в последние годы значительно укрепилось место крепкой и счастливой семьи в ценностном сознании россиян, в том числе молодежи. Крепкая семья входит в перечень из пяти наиболее значимых ценностей и трех наиболее значимых целей для российских граждан [19]. Данная ценностная доминанта также является универсальной и объединяющей все социально-демографические группы, выступая символом консолидации и солидаризации современного российского общества в условиях международной напряженности.
Заключение
Таким образом, ценностное сознание граждан российского государства-цивилизации является сложнооформленной структурой. Традицион-
ные российские духовно-нравственные ценности закреплены в культурно-национальной идентичности и отражают традиции и особенности восприятия власти и устройства общества. В целом ценностная система общества не сводится к простой сумме иерархий ценностей ее элементов. При определении ценностного профиля представителей российского государства-цивилизации отмечается значимость государства в системе ценностных координат. Оно воспринимается гражданами как системообразующий порядок, противостоящий локализму и хаосу, что является неким архетипом. Особую роль в общественном ценностном сознании играют надындивидуальные ценности, которые по природе своей устойчивы и стабильны. Они воплощают след российской цивилизации, обеспечивают непрерывность и преемственность общественного развития, в особенности в кризисных условиях. Актуальные исследования ценностного профиля российских граждан доказывают тот факт, что большая часть населения, в том числе представители молодых поколений, разделяют традиционные духовно-нравственные ценности, которые в полной мере представлены в ядре их ценностного профиля. Отечественные исследователи и практикующие социологи фиксируют довольно высокий уровень приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям соразмерно развитию патриотических установок среди всех российских граждан, в том числе российской молодежи. В последние годы ученые фиксируют максимальный уровень патриотизма населения, основываемого на единой ценностной матрице. Опора на традиционные духовно-нравственные ценности корреспондирует с уровнем патриотизма населения и отражает не только консолидационный компонент, но и выход на новую ступень ценностного сознания общества, опирающегося на суверенитет, государственную идентичность и элементы цивилизационного развития.
Список литературы
1. Ахиезер А.С. Ценности общества и возможности реформ в России // Общественные науки и современность. 1994. № 1. С. 17-27.
2. Багдасарян В.Э. Традиционные ценности: стратегия цивилизаци-онного возрождения: монография / под науч. ред. Ю.Ю. Иерусалимского. Ярославль: ЯГПУ, 2022. 256 с.
3. Батанина И.А., Бродовская Е.В. Проблема аксиологической трансформации // Научный и общественно-политический журнал. Наука. Политика. Предпринимательство. 2004. № 2. С. 21-28.
4. Батанина И.А., Бродовская Е.В. Категории «ценности» и «ценностные ориентации» в дискурсе политологического сообщества: к истории вопроса // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 3. С. 110-123.
5. Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник гуманитарного научного фонда. 1996. № 1. С. 137-146.
6. Бородич А.А. Ценностные регулятивы глобальных социальных действий // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Гродно: ГГУ, 1992. С. 130-136.
7. Лапин Н.И. Базовые ценности населения и российская либерализация // Общество и экономика. 2002. № 12. С. 70-89.
8. Максимов А.Н. Философия ценностей. М.: Высш. шк., 1997. 176 с.
9. Матюшина В.В. Ценностно-ориентированное сознание. Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 1(40). С. 244-250.
10. К вопросу о методологических принципах изучения российских базисных традиционных ценностей / С.В. Перевезенцев, О.Е. Пучнина, А.Б. Страхов, А.А. Шакирова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021. № 4. С. 113-133.
11. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: [Б.м.], 1998. 292 с.
12. Сулакшин С.С. Цивилизационный количественный российский профиль // Философия и культура. 2015. № 2. С. 201-211.
13. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробаций) / А.Д. Харичев, А.Ю. Шутов, А.В. Полосин, Е.Н. Соколова // Журнал политических исследований. 2022. № 3. С. 9-19.
14. Яницкий М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. № 22(1). С. 194-206.
15. Склярова Н.Ю., Бродовская Е.В. Традиционные российские духовно-нравственные ценности в системе жизненных приоритетов молодежи, получающей педагогическое образование в Российской Федерации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. № 13(5). С. 6-16.
16. Склярова Н.Ю., Бродовская Е.В. Суверенизация национальной системы образования и воспитания в оценках молодежи, обучающейся в педагогических ссузах и вузах РФ // Власть. 2023. № 2. С. 9-14.
17. Парма Р.В. Патриотизм поколений в современном российском обществе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. № 13(4). С. 20-29.
18. Традиционные ценности, современные цели / ВЦИОМ (30.11.2023). [Электронный ресурс]. URL: https: //wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-sovremennye-celi (дата обращения: 01.10.2024).
19. Семья в системе ценностей россиян / ВЦИОМ (06.06.2024). [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semja-v-sisteme-cennostei-rossijan (дата обращения: 01.10.2024).
Бродовская Елена Викторовна, д-р полит. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ,
Коваленко Дмитрий Сергеевич, лаборант-исследователь, dmitriykov2002@gmail. com, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ,
Лукушин Владимир Андреевич, главный специалист, лаборант-исследователь, valukushin@fa. ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ
VALUE CONSCIOUSNESS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN STATE-CIVILIZATION:
CONCEPTUAL FOUNDATIONS
E.V. Brodovskaya, D.S. Kovalenko, V.A. Lukushin
The article presents a theoretical understanding, conceptualization of the foundations of the value consciousness of Russian society, an analysis of its essence and the specifics of its functioning, provides current research on this topic, as well as a description of the value profile of representatives of the Russian state-civilization.
Key words: values, value consciousness, traditional spiritual and moral values, state-civilization, civilizational development.
Support. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budget funds under the state assignment of the Financial University.
Brodovskaya Elena Viktorovna, doctor of political sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Kovalenko Dmitry Sergeevich, research assistant, [email protected], Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Lukushin Vladimir Andreevich, chief specialist, research assistant, [email protected], Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation