Научная статья на тему 'Ценностное самоопределение студентов вуза в аксиосфере Интернета как педагогическая проблема'

Ценностное самоопределение студентов вуза в аксиосфере Интернета как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
195
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / АКСИОСФЕРА ИНТЕРНЕТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Южанинова Екатерина Рафаэлевна

В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе вуза возможностей Интернета в обретении общечеловеческих ценностных ориентиров, целей и ценностей жизнедеятельности и формирования на этой основе нравственно устойчивой личности студента, способной к успешному взаимодействию с другими людьми, к самопознанию, самообразованию, саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-DETERMINATION OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL IN THE AXIOSPHERE INTERNET AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article grounds the necessity of using internet in the university education process in the aspect of acquisition of universal values, goals and values of life and on this basis, the formation of a stable moral personality of the student capable of successful interaction with other people, to self-knowledge, self-education, self-development.

Текст научной работы на тему «Ценностное самоопределение студентов вуза в аксиосфере Интернета как педагогическая проблема»

УДК 378:124.5:159.923.2:004.738.5

Южанинова Е.Р.

Оренбургский государственный университет E-mail: socf@mail.osu.ru

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА В АКСИОСФЕРЕ ИНТЕРНЕТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе вуза возможностей Интернета в обретении общечеловеческих ценностных ориентиров, целей и ценностей жизнедеятельности и формирования на этой основе нравственно устойчивой личности студента, способной к успешному взаимодействию с другими людьми, к самопознанию, самообразованию, саморазвитию.

Ключевые слова: ценность, самоопределение, ценностное самоопределение, личность, Интернет, аксиосфера Интернета.

Начало XXI века многими учеными рассматривается как переход общества на новый этап развития, а некоторыми и как начало новой эпохи. Как бы ни характеризовалось нынешнее общество - как постиндустриальное, информационное или цифровое - ни у кого не вызывает сомнения, что оно претерпевает сильные изменения. Сегодня мы можем наблюдать, что ускоряются темпы развития, скорость эволюционных изменений в науке и технике устремляется к бесконечности, и интервалы между фазовыми переходами от одного масштабного преобразования к другому - к нулю (так называемая вертикаль Снукса-Панова), происходит смена производственного уклада, в экономике усиливается сектор услуг и развлечений, утверждается потребительский образ жизни, наращивает темпы глобализация, все большее распространение получают цифровые и наукоемкие технологии. Стремительные сдвиги в развитии общества, обусловленные «информационным взрывом», ростом коммуникаций, привели к кардинальным изменениям пространства жизни, в котором происходит становление современного студента и организуется образовательный процесс.

Думается, что все эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены: без смещения акцентов в экономике со сферы производства товаров на производство услуг и развлечений, не стимулировалось бы потребительство; ^-технологии обеспечивают глобализации необходимую технологическую базу, ускоряя ее темпы; глобализационные процессы не только стирают границы и различия между нациями, но и способствуют вестернизации всей человеческой культуры и навязыванию низкопробных стереотипов поведения; наконец, сама пропаганда до-

минирования материальных ценностей над духовными уже немыслима без технологичных достижений - цифрового телевидения, сотовой связи и Интернета.

Все названное требует немедленной рефлексии, т. к. нарастание этих тенденций влечет дегуманизацию общества, отчуждение субъектности личности, духовную деградацию. История свидетельствует, что эти признаки упадка - начало конца не одного государства (самый яркий пример - Римская империя). Только теперь мы должны помнить, что речь идет фактически обо всем цивилизованном человечестве, соответственно, в стороне не может остаться ни одно государство, ни один социальный институт.

Взросление молодежи в России происходит в еще более сложных условиях: помимо вышеназванных социальных процессов, наше общество переживает этап трансформации системы ценностей и менталитета вследствие смены политической системы, интеграции в мировое сообщество, происходящих изменений во всей системе образования. Процесс осложняется тем, что, с одной стороны, экономика и СМИ пропагандируют потребительский образ жизни и стремление к обладанию лишь материальными ценностями, с другой, семья и образование пытаются сохранить традицию воспитания на основе духовных ценностей, наблюдается девальвация ценности труда и гипертрофирован-ность ценности достатка и качества жизни и т. д. Наблюдающееся рассогласование дезориентирует молодежь, осложняет процесс ценностного самоопределения, нравственного и профессионального становления.

Еще одной реалией начала XXI века стало такое техно-социо-культурное явление, как

Интернет - множество взаимосвязанных компьютерных сетей, образующих глобальную информационную систему, части которой взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, и которая обеспечивает коммуникационный сервис высокого уровня. Несмотря на то, что в России Интернет существует чуть более 20 лет, он успел превратиться в мощный фактор влияния на индивида и общество, и стал неотъемлемой частью современности. Стремительно врываясь в сферы образования, торговли, связи, услуг, он порождает новые формы общения и обучения, коммерции и развлечений. По мнению некоторых исследователей, возникновение Интернета знаменует начало нового этапа в развитии человечества.

Ни одно явление природы или общества не может быть охарактеризовано как однозначно положительное или как однозначно отрицательное, соответственно, и Интернет должен рассматриваться в диалектическом единстве его негативных и позитивных особенностей. В частности, он предоставляет безграничные возможности для поиска, хранения и накопления информации и, следовательно, его можно рассматривать как бесконечный ресурс для образования, самообразования и развития, с другой же стороны, отсутствие цензуры в Интернете способствует появлению и распространению беспрецедентного количества порнографических сюжетов и материалов неонацистского толка. Это только один пример столкновения противоположностей в пространстве Интернета.

В рамках анализа влияния данного феномена на подрастающую личность видится уместным использование аксиологического подхода и выделения в связи с этим такого понятия как «аксиосфера Интернета». Под аксиосфе-рой Интернета нами подразумевается определенным образом иерархизированная, многомерная, относительно устойчивая совокупность исторически сложившихся ценностей Интернета, которые представляют собой обобщенные представления о наиболее значимых процессах и явлениях в пространстве сети, воспринимаемых пользователями как благо. При таком понимании аксиосферы Интернета система ценностей выступает фундаментальным основанием поведения в Интернете.

Однако, влияние Интернета, как положительное, так и отрицательное, на формирую-

щуюся личность не находится в фокусе внимания российского общества. Социальные институты в России по-настоящему не заинтересованы в решении данной проблемы, кроме, пожалуй, семьи и образовательных организаций. Средства массовой информации и экономика озабочены только инициированием потребительских интенций личности, поэтому их возможности пропаганды не используются для целей формирования нравственно-устойчивой личности, ее гуманного и корректного поведения в сети и использования достижений 1Т-тех-нологий. Политика и право также мало заинтересованы в решении данной проблемы, о чем свидетельствуют отсутствие должной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность во всемирной информационной сети (в России только готовится закон об Интернете), политики в своих заявлениях и действиях тщательно обходят эту тему стороной. Российские правоохранительные органы по этой причине также не могут регулировать возникающие в Интернете проблемы. К примеру, в развитых странах, таких как Франция, уже существует киберполи-ция, имеющая в своем распоряжении не только высококлассных специалистов, современнейшее оборудование, но, самое главное, - законы, позволяющие наказывать киберпреступников не только административно, но и уголовно.

Наиболее заинтересована в разрешении возникших противоречий семья, которая, однако, зачастую не справляется с ними по ряду общеизвестных причин: загруженность и занятость родителей, у которых создается иллюзия благополучия, если ребенок сидит дома за компьютером, а не проводит время в сомнительной компании, отсутствие опыта в решении подобных ситуаций, поскольку родители выросли в другой культуре и их вхождение в цифровую культуру по сути является «цифровой миграцией», соответственно, конфликт поколений осложняется еще и конфликтом культур, поскольку «аборигены» и «мигранты» разговаривают порой на совершенно разных языках, отсутствие помощи со стороны образовательных учреждений.

В данном социокультурном контексте университетское образование призвано не только передавать знания и опыт, являясь кузницей кадров, выступать исследовательским институтом и культурным центром одновременно, но и выполнять, на наш взгляд, историческую миссию

сохранения системы ценностей, базирующейся на культурных, общечеловеческих ценностях, опора на которую будет способствовать противостоянию негативным сторонам действительности и нейтрализовывать негативное влияние Интернета. Необходимо обеспечить создание таких условий, в которых будет осуществляться историческая преемственность этой ценностной системы, обеспечение вхождения студента в мир культуры, в том числе посредством Интернета, и препятствование формированию примитивной ценностно-ориентационной системы личности, а, значит, препятствование дегуманизации общества и духовной деградации.

В современных социально-экономических условиях значительно возрастает исследовательский интерес к проблемам, связанным с выбором жизнедеятельности, определением смысла жизни в контексте целостного процесса социализации личности. Базисными понятиями в исследовании проблемы ценностного самоопределения являются «ценности» и «ценностные ориентации».

В понимании понятия «ценность» в аксиологии оформились два противоположных направления. В одном из них ценность рассматривается как продукт сознания. Источники ценностей представители этого подхода (Дж. Дьюи, А. Мейнонг, Р.Б. Перри, Т. Манро, Дж. Сантая-на) связывали с биологическими и психологическими потребностями человека. Дж. Дьюи считал, что ценностью является не то, что обеспечивает естественные блага человека, а то, что «вносит свой вклад в устранение существующего зла» [2; 347]. А. Мейнонг считал, что ценности укоренены в эмоциональной сфере субъекта, и объект имеет ценность тогда, когда обладает возможностью предоставления основы для чувства удовольствия. Р.Б. Перри отстаивал мнение, что «любой объект, каков бы он ни был, приобретает ценность, когда любой интерес, каков бы он ни был, распространяется на него» [8; 294].

Второе направление признавало ценность объективно существующим феноменом. Источником ценности выступает индивидуальное сознание, направленное на объект. М. Шелер в работе «Формализм в этике и материальная этика ценностей» утверждает, что ценность -это феномен, которого нет вне направленности на него сознания субъекта, ценности «усматриваются», а не создаются. Н. Гартман полагал,

что объективное существование ценностей связано с их независимостью от реальности и от носителя, но, в то же время, реальную действенность идеальные ценности обретают лишь благодаря человеку, через его посредство.

В. Франкл предложил классификацию ценностей, которые, выступая ориентирами, позволяют человеку вести поиск и обретение смысла своей жизни: ценности, реализуемые в продуктивных творческих актах: трудолюбие, созидание; ценности, реализуемые в переживаниях красоты природы и искусства; ценности, реализуемые в отношениях человека к человеку - любовь, дружба, сочувствие; ценности преодоления ситуации и изменения своего отношения к ней, ценности преодоления человеком самого себя в ситуации.

С середины ХХ века аксиологическая проблематика в отечественной науке исследуется весьма активно. Так, В.П. Тугаринов определил ценности как «явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала» [7; 93]. Ученый выделяет действительные, наличные, мыслительные, желаемые, идеальные ценности. Е.А. Яблокова под ценностями понимает «свойства предметов, явлений, действий, мыслей, поступков, в которых проявляется их значение для общества в целом или отдельных социальных групп» [6; 124]. В.А. Городилов обозначает ценности как значимость объекта для субъекта. М.С. Каган как внутренний, эмоционально усвоенный субъектом ориентир его деятельности, и потому ценность воспринимается им как его собственная духовная интенция [3; 90]. В.Б. Ольшанский видит в ценностях выработанные в ходе истории общества представления о подобающих стремлениях и целях жизни (терминальные ценности) и путях их достижения (инструментальные ценности). Взгляд Э.В. Ильенкова концентрируется на социальной природе ценностей. Их продуцирует и легитимизирует человечество как субъект культуры. Ценности, с одной стороны, имеют объективное содержание, но, с другой стороны, зависимы от сознания субъекта, так как для их продуцирования и движения необходима субъективная (общечеловеческая) оценка. Ценности являются фундаментом культуры и реализуются во всех формах и проявлениях жизни.

К концу XX в. изучение ценностей в отечественной мысли проходило по нескольким направлениям: определение понятия «ценность», история изучения ценности как феномена, ценности в контексте культуры; также начинает разрабатываться структура и содержание ак-сиосферы. Заслуживает внимания точка зрения, оформленная уже в XXI в., принадлежащая Л.В. Баевой, которая понимает ценности как «субъективный поиск преодоления собственных рамок и ограничений природно-социальной реальности, обретения источника усиливающего, умножающего, продляющего индивидуальное бытие, выводящее его на новый уровень качества» [1; 15]. Характерно, что основанием становления ценностей, исследователь видит стремление к увековечению или упрочению своего присутствия в бытии. «Желание бессмертия в тех или иных формах заложено в самых различных ценностях, показывающих, что именно субъект считает недостающим, необходимым для укрепления своего бытия и его изменения в направлении совершенства. Так, ценность материальных благ выражает стремление к физическому совершенству и продлению телесного бытия. Социальные и моральные ценности (справедливость, благо, мир, любовь и т. д.) выражают стремление к укреплению своих связей с обществом, другой личностью, в которых и через которые человек умножает свое бытие. Ценности мистического, религиозного свидетельствуют о желании духовного бессмертия, даже если при этом отвергается субъективность. Экзистенциальные ценности, в свою очередь, отражают устремление к наполнению жизни уникальным смыслом, позволяющим осознать, что личность способна оставить свой след в бытие через творчество и мышление», - поясняет Л.В. Баева [1; 15].

Во всех вышеперечисленных определениях ценности можно выявить общий, стержневой для них смысл: ценностями являются значимые для субъекта предметы и явления окружающей действительности и их свойства. Значимость определяется не свойствами данного объекта, а его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов, потребностей и отношений.

Под ценностными ориентациями понимается избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении.

Другим важным понятием в разработке проблемы ценностного самоопределения является, собственно, само понятие «самоопределение». Самоопределение представляет собой важный аспект процесса социализации личности, сущность которого определяется готовностью и способностью человека к соотнесению своих желаний, качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих, общества, к определенной позиции (жизненной, профессиональной) и реализации жизненной стратегии.

В словаре «Психология» самоопределение представляется как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях [4; 396]. Р.С. Немов самоопределение личности понимает как самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни. Методологическую основу самоопределения личности как психологической категории заложил С.Л. Рубинштейн [5], который подчеркивал роль внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему.

В педагогических работах (Н.М. Борыт-ко, О.С. Газман, А.В. Кирьякова, Н.В. Назаров, В.Д. Повзун) самоопределение человека связывается с процессом выбора им собственной позиции, жизненного пути, с решением жизненных проблем, проявлении избирательности, смыслотворчества, осуществлением поиска построения нравственной, подлинно человеческой жизни на осознанной основе, определением смысла жизнедеятельности, поведения, жизни человека.

Наиболее общим в педагогической науке является понимание самоопределения как способности к самостоятельному построению своей жизни, к осмыслению и регулированию жизнедеятельности в соответствии с ценностными ориентациями. Основой самоопределения личности выступает ценностно-смысловое самоопределение, т. е. определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции, концепции.

Под ценностными ориентациями понимается избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его

установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении.

Становление самоопределения предполагает восхождение к ценностям. Эффективность данных процессов возрастает в условиях личностного и ценностно-ориентированного образования, предполагающего сотрудничество, саморазвитие субъектов образовательной деятельности, развитие их личностных качеств и функций с учетом реальностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, т. к. в современных условиях образование должно «работать на опережение», используя все новейшие достижения общества. В противном случае выпускник образовательного учреждения не будет соответствовать требованиям общества и будет вынужден практически сразу начинать переобучение. Отставание образования от темпов развития общества неэффективно ни во временном, ни в экономическом отношении, ни тем более с точки зрения личности.

Роль университета в решении данной проблемы заключается не только в качественном педагогическом прогнозировании, раскрывающем возможные варианты развития событий в образовательном и социокультурном пространстве, но и в использовании достижений современной науки и техники. В частности, на наш взгляд, недостаточно используется потенциал всемирной информационной сети Интернет ни в образовательных целях, ни в целях развития личности студента.

Исходя из этого, задача вуза заключается в использовании положительного потенциала Интернета, в создании условий для ценностного самоопределения студента в его аксиосфере, в формировании личности, способной занять самостоятельную позицию на основе присваиваемых ценностей и обретаемых смыслов по отношению к внешним условиям, в развитии новых компетенций на личностном уровне как человека информационного общества: умении перерабатывать огромные информационные потоки, умении синтезировать новую информацию (поскольку именно этот возобновляе-

мый ресурс выступает неисчерпаемым источником развития личности и общества), актуализации потребности в познании и творчестве, способности к непрерывному самообразованию, длящемуся всю жизнь, взаимодействию с другими людьми, конкурентоспособности.

Разработка проблемы ценностного самоопределения студентов в аксиосфере Интернета необходима еще и в силу вступления в действие новых стандартов образования, предполагающих в университетском образовании существенное увеличение объема самостоятельной работы студента. Так как Интернет предоставляет большие возможности по сбору, хранению и переработке информации, уникальные возможности образования и самообразования, является очевидным, что количество обращений студентов к этому ресурсу будет все возрастать. Следовательно, будет расширяться спектр действий студента в сети, обогащаться его опыт интерактивного взаимодействия с другими пользователями, увеличиваться удельный вес влияния Интернета на становящуюся личность, только находящуюся в процессе «духовного яко-рения». В связи с этим необходимо использовать положительный аксиологический потенциал сети. Вместе с тем, нельзя игнорировать опасности, которые несет использование Интернета, в частности опасность моральной неустойчивости, формирование виртуального эскапизма, подпадание под влияние маргинальных субкультур Интернета (например, киберпанков).

Таким образом, в условиях информационного общества процесс формирования ценностного сознания протекает несравнимо быстрее, отсюда следует настоятельная необходимость использования возможностей Интернета в обретении студентами общечеловеческих ценностных ориентиров, целей и ценностей жизнедеятельности и формирования на этой основе нравственно устойчивой личности студента, способной к успешному взаимодействию с другими людьми, к самопознанию, самообразованию, саморазвитию.

12.01.2013

Список литературы:

1. Баева, Л. В. Ценности изменяющегося мира : экзистенциальная аксиология истории / Л. В. Баева. - М., 2004.

2. Дьюи, Дж. Реконструкция в философии ; Проблемы человека / Пер. с англ., послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. - М., 2003.

3. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб., 1997.

4. Психология : Словарь / Сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990.

5. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1976.

6. Теоретическая и прикладная социальная психология. - М., 1988.

7. Тугаринов, В. П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблема ценности в философии. - М., 1966.

8. Хюбшер, А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии запада ХХ века / Под ред. проф. А. Ф. Лосева. - М., 1994.

Сведения об авторе:

Южанинова Екатерина Рафаэлевна, доцент кафедры социальной философии Оренбургского

государственного университета, кандидат философских наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2314, тел. 8 (3532) 372583, е-mail: yuterina@yandex.ru

UDC 378:124.5:159.923.2:004.738.5 Yuzhaninova E.R.

Orenburg state university, е-mail: yuterina@yandex.ru

VALUE-DETERMINATION OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL IN THE AXIOSPHERE INTERNET AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article grounds the necessity of using internet in the university education process in the aspect of acquisition of universal values, goals and values of life and on this basis, the formation of a stable moral personality of the student capable of successful interaction with other people, to self-knowledge, self-education, self-development. Key words: value, self-determination, value self-determination, identity, internet, axiosphere internet.

Bibliography:

1. Baeva, L. V. Values of a changing world : existential axiology stories / L. V. Baeva. - Moscow, 2004.

2. Dewey, J. Reconstruction in Philosophy, Problems of human / J. Dewey ; translated from English, afterword and comment L. E. Pavlova. - M., 2003.

3. Kagan, M. S. Philosophical theory of value / M. S. Kagan. - SPb., 1997.

4. Psychology : Dictionary / Comp. L. A. Karpenko ; under total. ed. A. V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. - 2nd ed., rev. and add. -M. : Politizdat, 1990.

5. Rubinstein, S. L. Problems of general psychology / S. L. Rubinstein. - Moscow : Pedagogy, 1976.

6. Theoretical and applied Social Psychology. - Moscow, 1988.

7. Tugarinov, V. P. Marxist philosophy and the problem of values / V. P. Tugarinov // The problem of values in philosophy. -Moscow, 1966.

8. Hyubsher, A. Thinkers of our time. Guide to Western philosophy of the twentieth century / ed. prof. A. F. Losev. - Moscow, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.