Научная статья на тему 'Ценностное представление культурной парадигмализации'

Ценностное представление культурной парадигмализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Козменко М. В.

В статье представлены попытки осмыслить ценностное значение культуры в рамках ее парадигмализации, выделить основные элементы культурной парадигмы, которая присутствует в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностное представление культурной парадигмализации»

Таким образом, каждая страна, каждый народ обладает символами этнокультурной исторической значимости, которые отображают своеобразие исторического пути народа. Государственные символы представляют собой особого рода знаки, выполняющие определенную роль в формировании национального самосознания, гражданственности. Они являются ценностным и духовным ориентиром для самоидентификации индивида. Символы государства - это символы единения народа, они олицетворяют сплав минувшего и настоящего, будучи свидетелями великих побед и подчас горьких поражений.

Список литературы:

1. Основы межкультурной коммуникации / Под ред. Л.Г. Викуловой. -М.: АСТ МОСКВА: Восток - Запад, 2008. - С. 105.

2. Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. - М.: Высш. школа, 2001. - С. 352.

3. Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. - М.: Высш. школа, 2001. - С. 351.

4. Основы межкультурной коммуникации. Под ред. Л.Г. Викуловой. -М.: АСТ МОСКВА: Восток - Запад, 2008. - С. 108.

5. Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. - М.: Сов. Россия, 1988. - С. 237.

6. Гете И.-В. Страдания юного Вертера: Роман. Фауст: Трагедия / Пер. с нем. - М.: Эксмо, 2008. - С. 598.

7. Гордон К. Немцы / Пер. с англ. - М.: Ладомир, 1999. - С.86.

8. Гордон К. Немцы / Пер. с англ. - М.: Ладомир, 1999. - С. 52-53.

ЦЕННОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМАЛИЗАЦИИ

© Козменко М.В.*

Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств,

Украина, г. Киев

В статье представлены попытки осмыслить ценностное значение культуры в рамках ее парадигмализации, выделить основные элементы культурной парадигмы, которая присутствует в современном обществе.

Вопрос об актуальности исследования ценностного представления человеком мира, а именно его феноменов, взаимодействий, поступков, и выяснение их весомости для личностного восприятия предстает в области философии со времен возникновения самого факта осознания чего-то ценного,

* Аспирант кафедры Общественных наук.

или же осознания ценности как человеческой возможности. Путь развития человечества получил целенаправленное выражение в стремлении достичь последним совершенства, глубины и обширности в исследованиях и представлениях о мире. То есть речь идет о развитии собственно сознания, которое нацелено на широкое постижение и подробное освоение мировых феноменов, а также применение этого знания в практических целях.

Как отмечает В. Большаков, существует масса разнообразных трактовок самого понятия «культура». «Однако самой перспективной может быть аксиологическая трактовка (от лат. «ах1а» - ценность), ценностное понимание культуры, и оно пока еще недостаточно развито» [2, с. 3]. Собственное исследование культуры получило свое развитие в отдельной области науки - в культурологии. Изучение всех возможных элементов культурного проявления позволило иметь развитое представление картины культурного пространства, которое формировалось в условиях развития человечества параллельно. Необходимо отметить весомую роль в изучении культуры как сферы духовного и материального развития человечества таких исследователей как Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тейлор, Л. Уайт, М. Салинс, А. Тойн-би, О. Шпенглер, Э. Касирер, К. Леви-Стросс, В. Большаков и др.

Культура является высшей сферой духовно-интеллектуального развития и становления человека как отдельной сознательной единицы среди совокупности таких же потенциально сознательных людей, которые вместе образуют большой и тактичный организм - общество. Существует также общее концептуальное положение, согласно которому под «культурой» понимается комплекс явлений, противопоставленных «природе». Природа является материалом для культуры как способности человека специфически означивать окружающий мир как собственную среду и поле деятельности [3, с. 10].

Само же явление культуры необходимо понимать как феномен внутренней диалектики духовного и интеллектуального, нравственного и этического, практического и идеального в каждом человеке отдельно и в едином обществе в частности. При таком понимании следует обратиться к герменевтической методологии, которая развилась в начале ХХ в. и предлагала собственный вариант толкования гуманитарного знания, в частности и культуры. Здесь принято считать, что объекты социальных и гуманитарных наук уникальны, имеют особую природу и поэтому логика их познания не может воспользоваться опытом методологии естественных наук [3, с. 15]. Последние же отмечали, что социальное познание по своему статусу не может отличаться от наук естественного цикла.

Касательно названия культуры, происходит оно от латинского слова, означающего «возделывание», «выращивания». Было в использовании сначала только как практический термин для определения обязательных и необ-

ходимых действий для получения средств к существованию. Перейдя к сфере теоретического обоснования, «культура» сохранила имманентную основу «выращивать». Однако изменился предмет «выращивания» и средства для его возвышения.

Возникновение культуры связано с творческим освоением человеком природы и использованием ее ресурсов для обеспечения себя комфортным и упрощенным существованием. Также возникает и разделение самой культуры по различным ветвям ее постигания и дальнейшего использования. Или же появляется парадигмализация культуры, которая определяет очертания основных совокупностей теоретических и методологических положений в рамках исследования культуры, которые способны быть использованными в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе познания. Неизбежные в ходе научного познания феномена культуры затруднения то или иное сообщество ученых стремится разрешать в рамках принятой ими парадигмы [см.: 4].

Культурная парадигма это сложное многофакторное явление, которое содержит, по мнению Н. Бакач, следующие структурные элементы:

1. Человек как творец и носитель культурной парадигмы. Это конкретные люди, объединённые общей социокультурной эпохой, одним временем, в котором они живут и осуществляют свою культу-ротворческую деятельность;

2. Общность жизни, судьбы, культурно-исторической миссии данного субъекта, Которые находят свое выражение в ведущим типе отношений при решении общих смысложизненных задач;

3. Наличие общей социокультурной эмоции, общего жизненного настроения;

4. Самосознание субъекта культурной парадигмы, связанное с обретением самоидентичносты, истинных смыслов своего социокультурного бытия;

5. Особая ценностная иерархия, система значимостей базовых ценностей для решения жизненных задач субъекта культурной парадигмы;

6. «Духовные лидеры» эпохи, так называемые великие люди своего времени. Это люди, которые дают эпохе возможность осознания себя, дают слова для самоназвание эпохи, формулируют и декларируют то смысложизненные задачи, способы решения которых являются одним из важных элементов культурной парадигмы.

7. Культурный герой эпохи - не столько реальный живой человек, именующий собой эпоху, сколько образ-идеал, выступающий для эпохи образцом стиля жизни.

8. Единый, общий для всей эпохи символический ряд - набор «паролей» эпохи, набор ключевых слов и вещей, общий тип семиотических отношений, общая семиотическая среда.

9. Тексты, которые передают ведущие мифы эпохи.

Смена культурных парадигм происходит через своеобразный «естественно-культурный» отбор, который выражается во взаимодействии традиций и инноваций в культуре [см.: 1].

Таким образом, культурная парадигмализация является выделением характерных признаков определенной эпохи и определение основных рамок ее развития с целью дальнейшего совершенствования, а также интерпретации базовых культурных образований. Культурная парадигма выступает здесь объективизацией основных принципов и положений системы гуманитарного, социального, научного знания. Это делает возможным создание определенной модели для совершенствования и развития культурного освоения человеком окружающей действительности.

Важнейшей ценностью культуры является то, что она делает человека человеком, выделяя его из окружающего мира как уникально сложившуюся часть бытия. Культура - это прежде всего творческий процесс, процесс выявления средств «уменьшения» человеком своей фигуры в мире ради самопознания и самостановления. Культура постоянно творится - каждым новым поколением, каждым человеком и всем человечеством в целом. Это и процесс, и результат жизнедеятельности человека. Культура - живой организм, имеющий свои законы функционирования и относительно независимое бытие, которое определяется внутренними закономерностями возникновения и протекания творческих процессов. Поэтому, рассматривая в целом определения культуры, можно выяснить, что бытие культуры обязательно отвечает на три главных вопроса, которые и отличают человеческую деятельность как предметную, осмысленную, целенаправленную: что? как? для чего?

Человек в культуре создает так сказать вторую природу, которая помогает ей приспособиться сначала к первой природе, затем - к миру, к другим людям и, наконец, - к самому себе (с вопросом «кто я?»). Создав культуру как систему искусственных средств для жизни в мире, в обществе, с людьми, в гармонии с собой, человек вмещает ее между собой и природой, между собой и миром, между собой и другими. Так возникает и накапливается материальная культура, развивается материальная и духовная деятельность в виде производства и искусства, спорта и религии, науки и моды, формируются человеческие сознание, этикет, нормы и т.п.

Культура, которая находит свое проявление в создании физических, инструментальных, социальных, психологических средств приспособления человека, обозначает то, как человек определяет себя, свои силы, раскрывает свои человеческие качества во взаимодействиях с миром. Культура явля-

ется самоценностью сама собой, понимать феномен культурного без соотнесения с важным, необходимым, ценным невозможно. Понятие «культурный» получило статус высшего одобрительного и положительного описания человеческих качеств. Следовательно, культура является ценностной системой отношения человека с миром, природой, другими людьми, с собой. Важной функцией культуры выступает создание ценности, создание направленности человеческого бытия к совершенству, к раскрытию человеческой природы в ее содержании и смысле.

Непременным уровнем понимания бытия культуры оказывается аксиологический уровень, ценностный. Ценность - это то, что прилагается к материальному бытию предмета, передавая ему значение и смысл. В онтологическом смысле можно приобщить к культуре все, что создано человеком, создано искусственно. В аксиологическом же смысле все это созданное оценивается через отношение к человеку, его причастность к созданному и важность его содержание.

Ценность культуры проявлена также и в поливариантном смысле ее значение и многомерном использовании для каждого человека отдельно. Это значит, что каждый может увидеть и найти в культуре что-то собственное, каждый может определить ее смысл лично, оценить по-своему.

Следовательно, термин «культура» в первоначальном его толковании не обозначает особый предмет, состояние или содержание. Он был связан с представлениями о действии, усилиях, направленных на действие, и потому уживался с определенным дополнением, обозначая всегда культуру чего-то: культуру духа, культуру разума и тому подобное. Позже культуру стали понимать как «человечность», что выделяет человека из природы, варварского состояния. Этим же ценность и интерес к ее содержанию и смыслу высветились заново, обозначив ряд важных человекотворческих средств и действий. Культура стала меркой, что различает людей по этическим и эстетическим признакам и соотносит их между собой по положительно направленному образцу и идеалу.

Список литературы:

1. Бакач Н.Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа [Электронный ресурс] / Н.Б. Бакач. - Режим доступа: www.de-ims.ru/life-paradigms-culture.html.

2. Большаков В.П. Культура как форма человечности: учебное пособие / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. - 92 с.

3. Культуролопя: навч. поаб. / Упоряд.: О.1. Погорай, М.А. Собуць-кий. - 2-ге вид. - К.: Вид. дiм «Киево-Могилянська акад.», 2005. - 320 с.

4. Словарь по логике [Электронный ресурс] / Уклад. А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/logic/266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.