Научная статья на тему 'Понятия «Менталитет» и «Культурная парадигма» как качественная характеристика в формировании понятия образовательной культуры общества'

Понятия «Менталитет» и «Культурная парадигма» как качественная характеристика в формировании понятия образовательной культуры общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
186
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятия «Менталитет» и «Культурная парадигма» как качественная характеристика в формировании понятия образовательной культуры общества»

Разрабатывая сценарий пожарной игры-тренировки (рисунок) и ее правила, преподаватель должен предусмотреть критерии индивидуальной оценки деятельности участников, ввести поощрительные и штрафные баллы за правильные или неправильные действия, нарушения правил игры, некорректное отношение к членам своей или чужой группы и т. д.

Таким образом, несомненна ценность пожарной игры-тренировки сотрудников ГПС МЧС России — это формировании познавательной и профессиональной мотивации. Относительная свобода действий, шанс проявить инициативу, отстоять собственное мнение, общение с равными по своему статусу и уровню профессиональных навыков партнерами, отсутствие психологического давления педагога — все это основа положительных эмоций и источник личностного роста участников игры.

Библиографический список

1. Архангельский С. Н. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1974. - 184 с.

2. Борисова Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в НПК // Теория и практика контекстного обучения в вузе. — М.: НИИ ВШ, 1984. - С. 36.

3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1991. - 117 с.

4. Воронова О. Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 320 с.

5. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 31с.

6. Зайцев А. Н. Формирования двигательных навыков в действиях с по-жарно-техническим вооружением в педагогике безопасности // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Екатеринбург: УГПУ, 2012. Ч.2. С.189-203.

6. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. - 206 с.

7. Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. — М.: 1995. - С. 127-138.

Понятия «менталитет» и «культурная парадигма»

как качественная характеристика

в формировании понятия образовательной культуры общества

Радугина О. А.,

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Воронеж

В понятии «образовательная культура общества» имплицитно заложены какие-то качественные характеристики общества. Ведущей характеристикой образовательной культуры общества является национально-государственная

принадлежность этой культуры. С нашей точки зрения, целесообразно вести исследование образовательной культуры не абстрактного общества, а конкретного - российского (немецкого, французского и т. д.) общества. А это значит, что в национально-государственном комплексе исследователю необходимо выявить такие фундаментальные структуры, которые оказывают решающее влияние на образовательную культуру данного общества. По нашему мнению, такими структурами являются национальный менталитет, культурная парадигма и образовательная парадигма. Под понятием менталитет в данной случае мы понимаем некий общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания и подсознания, определенную совокупность устоявшихся форм мировосприятия, присущих какой-либо группе людей, которые определяют общие черты отношения и поведения этих людей применительно к феноменам бытия. Менталитет проявляется в позициях, ценностных ориентациях, мировоззренческом и поведенческом стереотипах, исторических традициях, образе и укладе жизни людей, в языке. Формируясь в ходе исторического процесса, менталитет образует ту духовно-поведенческую специфичность, которая делает представителей одного народа непохожими на представителей других народов, и в силу этого он становится важным фактором самоидентификации той или иной общности.

Для формирования образовательной культуры общества большое значение имеет этнический менталитет. Этнический менталитет является первичной формой менталитета любых социокультурных образований, так как все иные формы менталитета представляют собой конкретные модификации этнического менталитета. С позиции социокультурного подхода этнический менталитет -это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах. [1, С. 55] Национальный менталитет - это исторически сложившаяся устойчивая органическая целостность социально-психологических качеств и черт, присущих именно этой этнической общности (народу, нации), составляющим её группам и гражданам, существующая на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, которая обуславливает единообразный, специфический для каждой общности тип мировосприятия, аксиологической оценки, поведения и самоидентификации. Необходимо дать более конкретную оценку воздействия ментальности на духовную жизнь общества, то есть определение места и значимости ментальных образований в структуре духовной сферы. Отягощенная «психологической оснасткой» ментальность не может быть отнесена к полноправным духовным образованиям, а являет собой, скорее, информационный хаотический «субстрат», из которого черпают свое содержание элементы духовной сферы. Содержание ментальности попадает в «высшие этажи» духовной жизни в преображенном виде, оно как бы растворяется в национальном характере, в массовом сознании, в общественном мнении, в формах общественного сознания, наконец, в образованиях институционального уровня духовного производства в формах архетипов, символов, ритмов, симпатий или антипатий и т. д. Этническая ментальность обусловливает этнические представления о значимости одних и отсутствии такой значимости у дру-

гих элементов духовной сферы, поддерживая, тем самым, иерархию форм общественного сознания применительно к условиям конкретной этнической целостности в конкретной исторической ситуации. Ментальность обобщает в «снятом виде» наличный духовный опыт этноса, что подразумевает некое историческое соответствие характеристик элементов духовной сферы специфике «нижних», более глубоких уровней этносоциальной системы.

Понятие «менталитет» описывает устойчивые социально-психологические основания культуры, которые выполняют программирующую функцию, служат матрицей, образцом культуротворческой деятельности людей в длительном временном промежутке. Матрицей, образцом этой деятельности для малых временных промежутков выступают культурные парадигмы. Понятие «культурная парадигма» используется в данном случае для характеристики эталонных ценностно-смысловых оснований культуротворческого процесса. Как справедливо отмечает Н. Б. Бакач, «понятие «культурная парадигма» отражает некое смысловое единство культуры на конкретном отрезке времени, специфическую структуру культуры на протяжении относительно малых периодов культурного процесса». Менталитет при таком подходе можно рассматривать как архетип, культурную парадигму как культурный тип.

Иными словами, культурная парадигма эпохи - это фактор целостности, общности социокультурных форм и явлений, «цементирующий» эпоху в единое социокультурное целое. Культурная парадигма - это общестилевое единство эпохи в материальной культуре, мышлении, науке и т. д., совокупность социокультурных форм одной эпохи, взятая в их синхронной целостности. Культурная парадигма - это «текст» конкретной культурно-исторической эпохи, представляющий собой класс социокультурных единиц, объединённых общим культурным временем, общим смыслом, способностью решать конкретные жизненные задачи людей как субъектов социокультурной деятельности.

Таким образом, культурная парадигма включает не сами вещи, слова и людей, а особым образом структурированные отношения между ними в конкретную культурную эпоху. Основу культурной парадигмы, определяющей смысловую целостность культуры в определённую эпоху, следует искать в человеческом измерении культурной действительности, в том, что реально объединяет живых людей в пределах своего времени, своей эпохи, что делает их «единомышленниками» в своём кругу и «чужаками» для других. В этом смысле культура - это целостность материальной и духовной жизни людей в определённых пространственно-временных границах, а культурная парадигма -структура, форма этой целостности.

Библиографический список

1. Додонов Р. А. Теория ментальности: Учение о детерминантах мыслительных автоматизмов / Р. А. Додонов. - Запорожье, 1999. - 355с.

2. Бакач Н. Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа. (Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. к. ф. н.). Специальность 09. 00. 11. Волгоград - 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.