Научная статья на тему 'Проблема ментальности в гуманитарном знании: основные подходы'

Проблема ментальности в гуманитарном знании: основные подходы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1616
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНОСТЬ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЯ / MENTALITY / HUMANITARIAN SCIENCES / CLASSIFICATIONS / DEFINITIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Магомедова Э. А., Юсупов Ю. Г.

В статье речь идет о менталитете как об объекте гуманитарных наук. Учитывая, то, что существует много определений менталитета, в статье обозначены основные подходы по изучению данного феномена. Также дана классификация самых распространенных дефиниций данного термина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of mentality in the humanities: basic approaches

In this article mentality is considered as the object of humanitarian sciences. Taking into account a lot of definitions of mentality existing nowadays, the main approaches to the studing this phenomenon are indicated in this article. The most spread classifications of the definitions of this term is also given in this article.

Текст научной работы на тему «Проблема ментальности в гуманитарном знании: основные подходы»

12. Словарь по социальной педагогике. Автор составитель Л.В.Мардахаев. М.,АСАДЕМА,2002г.,с.15

Bibliography

1. Abakarova R.M. Ethnocultural traditioni common and particular. Ethnic divercity and socio-political unity of peoles of the regional conference.

2. Valtsev C.B. Structure, contents and particularities of the national mentality.

3. Vizgin V.P. New philosophy encyclopedia

4. Gachev G.G. National images of the world. A course of lectures.

5. Gadzhiyev A. The spirit of Daghestani "Draft" №40, 3 october 2008

6. Gurevich A.Y. Historical synthesis and "School of Annals" М.,1993

7. Dodonov P.A. Ethnic mentality: the experience of socio-philosophical researchhttp://donntu.edu.ua/ rus-sian/strukt/kafedrs/phil/works/etn mental/ title.html, 1998.

8. Kluychevskii V.O. The course of Russian history//Kluychevskii V.O. Compositions in 9 toms, T.1., M., 1987.-P.38.

9. Kogan P.S. Essays on the history of ancient literature.-M., 1937.-P.37.

10.Culturology: theory and history of culture. M., Knowledge, 1988.

11. Puchkarev L. Puchkareva N., Mentality. Encyclopedia "Krugosvet" http://slovari.yandex.ru.

12. Dictionary on social pedagogics//L.V.Mardahaev.-M., ACADEMIA, 2002.-P.-15.

УДК 130.2

ПРОБЛЕМА МЕНТАЛЬНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

© 2011 Магомедова Э. А, Юсупов Ю.Г.

Дагестанский государственный университет

В статье речь идет о менталитете как об объекте гуманитарных наук. Учитывая, то, что существует много определений менталитета, в статье обозначены основные подходы по изучению данного феномена. Также дана классификация самых распространенных дефиниций данного термина.

In this article mentality is considered as the object of humanitarian sciences. Taking into account a lot of definitions of mentality existing nowadays, the main approaches to the studing this phenomenon are indicated in this article. The most spread classifications of the definitions of this term is also given in this article. Ключевые слова: ментальность, гуманитарные науки, классификация, определения. Key words: mentality, humanitarian sciences, classifications, definitions.

Проблема в определении основных подходов к изучению термина менталитет заключается в том, что на сегодняшний день он по своей многозначности и многогранности сравним с такими понятиями как «культура» или «цивилизация». Менталитет-это одно из основных понятий современного гуманитарного знания, соответственно оно становится объектом многих гуманитарных наук, но каждая их них изучает его под определенным углом зрения.

Психолог видит в ментальностях (менталитете) взаимосвязанные психологические реакции, представления и качества, несущие в себе остатки опыта предыдущих поколений, "самопонимание групп" (Ю.Митке) как синтез сознания и коллективного бессознательного. Мен-тальность раскрывается через призму системы взглядов, оценок, норм, умонастроений, которые основаны на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях, и задающих вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит и характерную для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы отличающие данную общность от другой. [17] Т.о. менталитет- некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего общества и объяснить специфику реагирования на него. [6]

Историк считает ментальностями обобщенный способ восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи. «Изучая менталитет, историк должен интересоваться не состоянием отдельного индивидуума, а взаимосвязью сознания с

устройством человеческого общества. Менталитет группы порождается ее историей, но и сам , сложившись, определяет ее в дальнейшем» .

Социолингвист считает ментальностью семантическую матрицу, предопределяющую смысловые реакции культурных субъектов. С точки зрения лингвистики, в изучении менталь-ностей важно подчеркивать роль языка, моделирующую сознание. [27]

Этнологи -выражают характеристику ментальности в определении ее как совокупности особенностей психологического склада и мировоззрения субъектов этносистемы. Особенности национально-этнического менталитета находят свои определения в понятиях славянский, германский, англосаксонский, романский, китайский, русский, американский менталитет. В зависимости от сложившегося менталитета класс, народ, нация и иные общности и группы обладают определенной восприимчивостью к тому или иному типу идеологий, культурных норм, политических ценностей. [9]

Религиоведы выделяют понятие «религиозная ментальность», которое следует раскрывать через понимание комплекса психического и социального в человеке, через религиозное осознание им мира и общества и себя в этом мире.

Политологи считают, что ментальное сознание не имеет четко выраженных границ: на него могут влиять элементы обыденного, мифологического или религиозного сознания, осмысливающего политические реалии в форме стереотипов, локально -актуальных ценностей.

В культурологии понятие «ментального пространства» выступает ресурсом и гарантом «очеловечивания» человека в ходе исторического самосозидания (М.Б. Туровский). Человек формирует себя в качестве субъекта истории, опираясь на надындивидуальное содержание, наполняющее ментальное пространство. В этом пространстве отмечается «интегральность надындивидуальных директив человечества, диктующих нормы человеческого отношения к миру» [7] (цит,по Визгину В.П.) А.Я. Гуревич, подчеркивает значение в этом процессе культуры: языка, воспитания, традиций, религии, - настаивая на непрямой связи менталитета с материальным миром, бытом, которые воспринимаются через стереотипы. Ментальность в этой концепции - призма, через которую человек, общество воспринимают мир. [3] В российской философии, культурологи и публицистике термин «менталитет» обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например черты русского менталитета- духовность, коллективизм, соборность, широта души.

Традициологи считают, что ментальность следует раскрывать через понимание комплекса сознания мира и себя в этом мире и через механизм закрепления этого сознания в определенной этнокультурной традиции.

В философии менталитет чаще всего понимают как совокупность представлений, воззрений, чувствований общности людей определенной эпохи, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы. Кусов В.Г. считает, что особенность философского толкования менталитета заключается в том, что он осмысливается с двух позиций: онтологически как реальный феномен, который объективно существует, и гносеологически, как теоретический конструкт, инструмент исследователя, смоделированный с целью более полного объяснения сложного общественного комплекса. Вообще менталитету придается функция интерпретационной модели, выражающей одну из сторон бытия социальных общностей. [22].

Р. А. Додонов и М.В. Воробьева собрали и классифицировали несколько десятков распространенных дефиниций ментальности, взяв за образец известную классификацию определений культуры А. Кребера и К. Клакхона. Структура классификации Р. А. Додонова и М.В. Воробьевой послужит нам основой. Некоторые определения менталитета найдены нами самостоятельно в трудах зарубежных и отечественных ученых и добавлены в классификацию.

1.Описательные определения, которые в основном сосредоточены на перечислении компонентов менталитета:

• Термин «ментальность» (менталитет) в философском словаре (от лат. mens- ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) -глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрас-положенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Мен-

тальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно- исторической динамики» [8]

- Ментальность, Менталитет (от лат - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад)— общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или к.-л. сообщества. М. характеризует специфические уровни индивидуального и коллективного сознания; в этом смысле она представляет собой специфический тип мышления. Однако социальное поведение человека вовсе не складывается из непрерывной аналитической деятельности. На оценку того или иного явления конкретным индивидом влияют его прежний социальный опыт, здравый смысл, интересы, эмоциональная впечатлительность. Восприятие мира формируется в глубинах подсознания. [13]

• Ментальности (менталитет) — в виртуальной энциклопедии «Кругосвет» (от лат. mens, mentis - ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) — совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно. [27]

• Менталитет (ментальность) от позднелат. mentalis -умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. [5]

•В «Большом энциклопедическом словаре Ларусса» менталитет определяется как «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей или группы; состояние ума склад мышления».

• Менталитет (от фр. Mentalite, от лат. mentalis -умственный, духовный)-особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями и т.п. Менталитет свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности развития, суверенности как субъекта общественной жизни [28]

2.Психологические определения, где термин «менталитет» относится к психологическим категориям. «Менталитет» определяется через такие понятия, как мышление, эмоции, потребности, архетипы, когнитивные эталоны, смыслы, мотивы, убеждения, идеалы, склонности, стереотипы и т. д.:

• ментальности — «не сформулированные четко и не вполне осознаваемые (или вовсе не сознаваемые) манеры мыслить, подчас лишенные логики умственные образы, которые присущи данной эпохе или определенной социальной группе. Эти способы ориентаций в социальном и природном мире представляют собой автоматизмы мысли» [12];

• Ментальность. Менталитет (от англ. Mentality, франц. Mentalite) склад ума, мироощущения, глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; совокупность устойчивых, распространенных в социальной группе интеллектуально-психологических установок и представлений, выражающих особое, своеобразное видение (осознание) принадлежащими к ней людьми окружающих реалий и ориентирующих социальное поведение индивида; единая синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется в результате воздействия всех жизненных факторов на массив коллективного политического сознания и выражает актуальные для данного сообщества политические ценности [19]

• Ментальность (лат)-образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. [29]

- Менталитет (от фр. Mentalite, от позднелат. mentalis -умственный), образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Понятие Менталь-ности утвердилось в интеллектуальной жизни Запада, как поправка 20в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. Менталитет культуры- глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объ-

единяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. [23]

• Ментальность (менталитет)- устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность установок и предрас-положенностей людей к определенному типу мышления и действия. Ментальность с одной стороны выступает как результат культуры и традиций, с другой- сама является глубинным источником развития культуры. Разрушение ментальности может привести к психологическим кризисам, отклонениям в поведении. [26]

• Ментальность-это склад ума, мироощущение, это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Это совокупность устойчивых, распространенных в социальной группе интеллектуально-психологических установок, представлений, выражающих осмысление реальности принадлежащими к ней людьми и управляющих их социальным поведением. Ментальность выражает характер, стиль, способ группового мышления, его отношения к фундаментальным ценностям, к культурным основаниям, определяет логику восприятия социальной жизни[14]

• Ментальность — «характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте» [16] (И. Г. Дубов) [цит. по: 16 ].

- Менталитет -это устойчивый пласт национальной психики, который включает в себя определенные мировоззренческие модели. [6]

3.Нормативные определения. В них главный акцент ставится на регулятивной функции менталитета, формировании им социокультурных норм, позволяющих индивиду ориентироваться в окружающем мире:

• «ментальность есть система образов и представлений социальных групп, все элементы которой тесно взаимосвязаны и сопряжены друг с другом и функция которых — быть регулятором их поведения в мире... Менталитет <...> определяет и опыт, и поведение индивида и социальных групп» (А. П. Огурцов) [цит. по: 27];

• «менталитет — устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обусловливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности» [2]

4.Структурные определения, где подчеркиваются признаки системности и организации:

• менталитет — «это система (именно система) в движении, являющаяся, таким образом, объектом истории, но при этом все ее элементы тесно связаны между собой; это система образов, представлений, которые в разных группах или стратах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей» [18];

• ментальности — «действующие системы, зачастую противоречивые, но всегда структурированные, которые выступают как один из факторов, определяющих внутри сообществ действия, ощущения и мышление людей»[11]

- ментальность-это система глубинных, устойчивых и относительно поверхностных, изменчивых представлений, определяющих миропонимание, мирочувствование людей» [20]

-менталитет «...» - образ мыслей, система идей и символов, мироощущение, совокупность духовных и морально-этических установок «...» он является как продуктом, так и регулятором «.».[21]

5.Генетические определения, вскрывающие происхождение феномена менталитета:

• «менталитет — это родовая память. Она основывается на синтезе природной и социальной программ наследования» [4]

• менталитет — «этический и познавательный код, мышление и чувствование» (Э. Шу-лин) [цит. по: 16].

6.Исторические определения, в которых ментальность является в виде «исторической памяти», «осадка истории», где акцентируется влияние исторической эпохи на сознание и бессознательное индивидов:

• ментальность — это «выражение на уровне культуры народа исторических судеб страны, как некое единство характера исторических задач и способов их решения, закрепившихся в народном сознании, в культурных стереотипах. Ментальность — это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся "коду" в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические» [25]

• «историческая ментальность — это сочетание (Ensemble) способов и содержания мышления и восприятия, которое является определяющим для данного коллектива в данное время. Ментальность выражается в действиях»[15]. Из всего выше изложенного можно согласиться с наиболее общими положениями, что ментальность - это социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социокультурной, этнической общности, их "матрицы восприятия", "культурные коды". Она имеет отношение к духовным ценностям данной общности, отражается на поведении людей, знаковых системах культуры, в идеях и верованиях; включает в себя неосознаваемые носителями данной ментальности элементы.[3]

Ментальность -относительно стабильные представления, ценности, стереотипы.[24] аналогичного мнения придерживается Абакарова Р.М. рассматривая ментальность как некий стереотип поведения, который формируется как ненаследственная память в семье, в родовой системе и как результат доминирующих традиционных ценностей в обществе.[1]

Ментальность-то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире. Навыки осознания окружающего, мыслительные схемы, образные комплексы находят в ментальности свое культурное обнаружение[13].

По мнению Р. А. Додонова менталитет- это некие особенности мировосприятия, объединяющие представителей той или иной человеческой общности, а также, менталитет есть проявление коллективной психики, обусловленное историческим развитием общности.(цит. по Воробьевой М.В.)[1]

Относительно терминологии хотелось бы отметить, что на данном этапе исследования терминов «менталитет» и «ментальность» они не получили жесткого разграничения. Ряд исследователей отмечают, что «граница, разделяющая ментальность и менталитет.... нечетка» Другие полагают, что можно соотнести эти два термина, как часть и целое. Можно предположить, что в условиях многообразия подходов к изучению данной проблемы, разделение неправомерно, это дело будущего.

В данной статье мы постарались изложить основные подходы по изучению ментально-сти. Хотелось бы отметить, что термины ментальность/менталитет получают смысловое наполнение в зависимости от той дисциплины, которая их изучает.

Библиографический список

1. Абакарова Р.М. Этнокультурная традиция:общее и особенное. Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана, материалы региональной научно-практической конференции) М-ла.,2007г.с8.

2. Адрианов В.М. Современный философский словарь, 1998.

3. Андреева Е.А. О понятии ментальности/менталитета в современной России. Интернет ресурс.ета11:е£ааа@1ош8к.ги.

4. Бех В.П. Содержание социального мира//Новая парадигма, 1997,№4,с4.

5. Большой энциклопедический словарь, гл.ред. Прохоров А.М.; М, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия, Санкт Петербург, «Норинт», 1997г.

6. Вальцев С.В. Структура, содержание и особенности национального менталитета. МГОУ,2005г.с.7.

7. Визгин В.П. Новая философская энциклопедия. Т2.М., «Мысль» 2001г. с.526.

8. Визгин В.П.Современная западная философия, 1998.

9. Глобалистика. Энциклопедия. М., «Мысль»,2003г.,с.506.

10. Воробьева М. В. Понятие менталитета в культурологических исследованиях. № 55(2008) Гуманитарные науки. Выпуск 15. Интернет ресурс. http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0055(01 15 2008)&xs1n=showArtic1e.xs1t&id=a01&doc=../content.jsp.

11. Граус Ф. [цит. по: История ментальностей, историческая антропология, 1996, 92].

12. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии.В книге: Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1., М., 1989, с.75-89.

13. Гуревич П.С., Шульман О.И. Ментальность. Интернет ресурс.: http://www.cu1ture.niv.ru/doc/cu1ture/encyc1opedia-xx-vek/327.htm.

14. Давыдов А.П. Основания и структура российской ментальности.//Философские науки МГУ «Гуманитарий» №3, 2010.

15. Динцельбахер П. цит. по: История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996, 98-99.

16. Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://donntu.edu.ua/russian/strukt/kafedrs/phil/works/etn_mental/title.html, 1998.

17. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ //Вопросы психологии,1993 №5 с20-29.

18. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года // Одиссей. М., 1991. С. 49-60.

19. Иванов В.Н. Семигин Г.Ю. Менталитет. Новая философская энциклопедия.Т2., М., «Мысль» 2001г., с.526.

20. Крамник В.В. цит по О.И.Муравьевой Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Томск, ТГУ 2004г.с.72.

21. Левин З.И. Менталитет диаспоры. М.,ИВ РАН «КРАФТ»,2001г. С.9.

22. Кусов В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении//Социологические исследования,2000г.№9.

23. Культурология. Словарь. Кравченко А.И., М., «Академический проект»,2000г.

24. Муравьева О.И. Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Томск., ТГУ с.73.

25. Пантин И. К. Российская ментальность: Материалы круглого стола//Вопросы философии,1994г№1, с25-53.

26. Педагогический словарь под ред. Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю., М., АСАД,ЕМА, 2005г., с 79.

27. Пушкарев Л., Пушкарева Н., Менталитет. Энциклопедия «Кругосвет». Интернет ресурс. http://slovari.yandex.ru/~РeРSРëРiРë/. ;

28. Словарь по социальной педагогике. Автор- составитель Мардахаев Л.В. М., АСАДЕМА, 2002г. С.150.

29. Философский энциклопедический словарь. М., ИНФРА-М., 2003г., с.263.

Bibliography

1. Abakarova R.M. Ethno-cultural tradition: the general and special. Ethnic diversity and socio-political unity of the peoples of Daghestan, Materials of regional scientific-practical conference) M-la., 2007g.s8.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Adrianov V.M. Contemporary Philosophical Dictionary, 1998.;

3. Andreeva E.A. On the notion of mentality / mentality of modern Russia. Internet resurs.email: [email protected].;

4. Beh V.P. The content of the social world / New Paradigm, 1997, № 4, c4.;

5. Collegiate Dictionary A.M. Prokhorov, M, Scientific Publishers "Great Russian Encyclopedia, St. Petersburg," Norint, 1997.;

6. Rolls S.V. The structure, content and features of national mentality. MGOU, 2005g.s.7;

7. Vizgin V.P. New Philosophical Encyclopedia. T2.M., "Thought" in 2001. s.526;

8. Vizgin V.P. Modern Western Philosophy, 1998;

9. Global Studies. Encyclopedia. M., Mysl, 2003., S.506;

10. Vorob'eva M.V. concept of mentality in cultural studies. № 55 (2008) Humanities. Issue 15. Internet resource. http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0055 (01_15 2008) & xsln = showArticle.xslt & id = a01 & doc =.. / content.jsp;

11. Graus F. [op. By: The history of mentalities, historical anthropology, 1996, 92];

12. Gurevich A.J. The problem of mentalities in contemporary istoriografii.V book: World History: The debate, new approaches. Vol. 1., M., 1989, p.75-89;

13. Gurevich P.S., Shulman O.I. Mentality. Internet resource.: Http://www.culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/327.htm.

14. Davydov A.P. Foundation and structure of the Russian mentality. / Philosophy of Science, Moscow State University "humanist» № 3, 2010;

15. Dintselbaher P. op. By: The history of mentalities, historical anthropology: Foreign researches in the zorah and abstracts. M., 1996, 98-99.;

16. Dodonov R.A. Ethnic mentality: the experience of social and philosophical studies [Electron. resource]. Mode of access: http://donntu.edu.ua/russian/strukt/kafedrs/phil/works/etn_mental/title.html, 1998.;

17. Dubov I.G. The phenomenon of mentality: Psychological Analysis: Problems of Psychology, 1993 № 5 C20-29;

18. Duby G. Development of historical research in France after 1950 / / Odyssey. M., 1991. S. 49-60.;

19. Ivanov V.N. Semigin GY Mentality. A new philosophical entsiklopediya.T2., M., Mysl, 2001., S.526;

20. V. Kramnik cited by OI Muravyova mentality and communicative environment in the transitive society. Tomsk, TSU 2004g.s.72.;

21. Levin Z.I. The mentality of the diaspora. M., Institute of Oriental Studies Kraft, 2001. C.9.;

22. Kusov V.G. Category mentality in the sociological dimension / / Sociological Research, 2000. № 9;

23. Cultural studies. Dictionary. Kravchenko AI, M., "Academic Project", 2000.;

24. Muraviev O.I. Mentality and communicative environment in the transitive society. Tomsk., TSU p.73.

25. Pantin I.K. Russian mentality: Proceedings of the Round Table: Problems of Philosophy, 1994, № 1, C25-53;

26. Pedagogical Dictionary, ed. Kodzhaspirovoy GM, Kodzhaspirova A., M., Assad, EMA, 2005. With 79.;

27. Pushkarev L., Pushkarev AN, mentality. Encyclopedia Krugosvet. Internet resource. http://slovari.yandex.ru

28. Dictionary of social pedagogy. The author-composer Mardahaev L.V. M. ASADEMA, 2002. P.150.;

29. Philosophical Encyclopedic Dictionary. Moscow, INFRA-M., 2003., P.263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.