© Н.Н. Хомутова, 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
ЦЕННОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ
Н.Н. Хомутова
Метафизичность исследований личности характерна для западной и русской философии. Русское философское сознание, обусловленное его религиозностью, оформило свое ценностное отношение к Личности. Понимание личности как особого «микрокосмоса» дает нам русская философия Н. Бердяева, В. Соловьева, Н. Лосского, С. Булгакова, Л. Шестова и т. д. Западный персонализм, представленный в истории философии Ж. Ма-ритеном, М. Шелером, Э. Мунье и многими другими, видит в личности ценность, ключевое понятие в раскрытии смысла реальности. В личности ими признается духовная свобода, моральная самостоятельность, ответственность и достоинство. В 70-80-х гг. исследования основывались на идеях марксизма: представлении о личности как «ансамбле общественных отношений»; рассмотрении личности, как, с одной стороны, определенного типа социальной зрелости человека, формирующегося только при определенных условиях, а с другой - как его социального качества, представленного совокупностью общественных отношений.
Как логическое продолжение этого был выработан деятельностный подход к личности, как комплексный [1]. Исследователи изучали личность, исходя от предметности ее бытия в конкретно-исторических общественных отношениях. Это позволяло рассматривать личность как социальное качество человека, формирующееся на определенной стадии его развития. Таким образом, личность
в исследованиях отечественных философов выражает способ активного существования человека в обществе, то есть динамику персонального.
Наиболее глубоко метафизические начала личности исследованы в персонализме. Персоналистическая концептуализация личности акцентируется на ментальных или духовных ее характеристиках и носит ярко выраженный ценностный, прежде всего этический характер. Персоналисты полагали, что первичной реальностью социокультурной жизни является творческая личность. Ее возможности в создании собственного жизненного мира считались безграничными и связывались с ее активной включенностью в познание и изменение существующего окружения.
Согласно персоналистам, весь мир состоит из личностей (person), действительных или потенциальных (возможных). Под термином «потенциальная личность» разумеется, что действительной личностью можно стать с течением времени.
Школа Жильсона и Маритена, продолжая традиции Боэция и Аквината, строила понятие личности, опираясь на категории субстанциональности, индивидуальности и разумности. Личность - это полная, индивидуальная субстанция интеллектуального характера, управляющая своими поступками causa sui (причина себя). Личность здесь нравственное бытие, но вместе с тем и метафизическая категория: ее субстанциональность предполагает невозможность свести
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
субъективный мир к одному лишь сознанию бытия. Человек не мышление, а субстанция особого ряда: бытие в иерархии бытия.
Субъективный персонализм, который начал свое развитие от идей Августина Блаженного, сформировал идею того, что индивидуальный мир не является самостоятельной субстанцией. Личность представляет собой не субстанцию, а форму реализации актов, которая реализуется сама собой.
Представитель субъективного персонализма М. Шелер писал, что в человеке два горизонта - эмпирический, ситуативный, отражающий сопричастность миру, и надэмпирический, объективный, - задающий сущностную, независящую от пространства и времени, составляющую человека [3]. Сущностная составляющая человека задает трансцендентные ценности. Поэтому личность, согласно М. Шелеру, - это, прежде всего, мыслящее, чувствующее, любящее бытие, а не субъект разума, потому что определение личности, в основу которой положен разум, равносильно обезличиванию, ибо разум идентичен у всех людей, а акты разумной деятельности свидетельствуют о логическом субъекте, а не о личности.
Понятие действительной личности рассмотрено Н.О. Лосским как сознающей абсолютные ценности и долженствование, руководствующейся ими в своем поведении. Абсолютными ценностями он называет суть таких понятий, как добро для всех, способных воспринять или использовать их; таковы, например, истина, нравственное добро, красота, свобода [2].
Личность в понимании М. Мамардашви-ли имеет характер личного основания, и ее поведение не обусловлено нравами, нормами, обычаями культуры, интересами. Принятые нормы и обычаи обусловлены и созданы основанием личности, добавим, ценностной личности. Предоставленное основание характеризует ценностное понимание личности, которое предполагает пространство мысли и чувств, «само-бытие», обусловливающее человеческую жизнь. Человек может транс-цендировать себя, выходя за границы практи-
ческого, благодаря своему «духу», который конституирует его в личность (М. Шелер), следовательно, он способен преодолеть разрыв между собой и субстанциональной ценностью, то есть понять ее значимость для себя, восприняв чувствами и осознав ее, сделав основанием себя. В данном контексте деятельность позволяет судить о целостности личности, так как она представляет собой воплощение ценностей в жизнь, в значимый результат личной активности.
Ценность, в контексте нашего исследования, является условием и основанием личности, это универсализация смысла, нечто общее, что объединяет отношения разных людей к жизненным ситуациям. Человек совпадает с другими благодаря сходству во всем, что касается субстанции (сущности) - в том, что всем характерно мышление, чувства, любовь, дух, понимание, человеческий поступок.
Если ценностные субстанциональные свойства становятся основой жизни человека, то они приобретают индивидуальную, личную значимость для человека, включаются в систему его личных интересов и ценностей, а следовательно, в мотивацию его смысложизненного поиска, формируя тем самым устойчивость и целостность личности. Мир ценностной личности, инспирированный господствующей культурной доминантой, в то же время выступает как некая внутренняя целостность, проявляющая себя в этом смысле по отношению к общечеловеческой культуре как самоценность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кемеров, В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл / В. Е. Кемеров. - М. : Политиздат, 1977. - 256 с.
2. Лосский, Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм / Н. О. Лосский. - М. : Республика, 1992.- 320 с.
3. Шелер, М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Шелер М. Избранные произведения. -М. : Гнозис, 1994. - 490 с.