Научная статья на тему 'Ценностное отношение к жизни как направление воспитания в педагогическом наследии Н.Е. Щурковой'

Ценностное отношение к жизни как направление воспитания в педагогическом наследии Н.Е. Щурковой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / ценностное отношение / базовая ценность / жизнь / ценностный объект / жизнеспособность / жизнелюбие / upbringing / value attitude / a basic value / life / a value object / vitality / love of life

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Максим Викторович, Сенченков Николай Петрович, Сухая Наталья Викторовна

Изменение логики современного воспитания, следуя педагогической традиции профессора, доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой, представляется авторам статьи через обращение современного педагога к ценности жизни молодежи. Педагогические практики этого направления воспитания рассматриваются не только при воспитании обучающихся средней школы, но и студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров Максим Викторович, Сенченков Николай Петрович, Сухая Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value attitude to life as a direction of upbringing in the pedagogical heritage of N.E. Schurkova

Change in the logic of modern upbringing, following the pedagogical tradition of N.E. Shchurkova, Professor, ScD in Education, appears to the author of the article through the appeal of the modern teacher to the value of life of the young. Pedagogical practices of this direction of upbringing are considered not only in the upbringing of secondary school students, but of the university students as well.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к жизни как направление воспитания в педагогическом наследии Н.Е. Щурковой»

УДК 37.013.21 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-126-133

ББК 74.2

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Н. Е. ЩУРКОВОЙ

VALUE ATTITUDE TO LIFE AS A DIRECTION OF UPBRINGING IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF N. E. SCHURKOVA

Макаров Максим Викторович

Аспирант кафедры педагогики и психологии, Смоленский государственный университет E-mail: maksm1984@mail.ru

Makarov Maxim V.

PhD postgraduate student at the Department of Pedagogy and Psychology, Smolensk State University E-mail: maksm1984@mail.ru

Сенченков Николай Петрович

Проректор по воспитательной работе, Смоленский государственный институт искусств, доктор педагогических наук, профессор E-mail: sgii@mail.ru

Senchenkov Nikolai P.

Vice-Rector for Educational Work, Smolensk State Institute of Arts, ScD in Education, Full Professor

E-mail: sgii@mail.ru

Сухая Наталья Викторовна

Педагог, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 34» города Смоленска, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ E-mail: psuhoi@gmail.com

Sukhaya Natalya V.

Teacher, Smolensk Municipal Secondary School № 34, PhD in Education, Honored Teacher of the Russian Federation E-mail: psuhoi@gmail.com

Аннотация. Изменение логики современного воспитания, следуя педагогической традиции профессора, доктора педагогических наук Н. Е. Щурковой, представляется авторам статьи через обращение современного педагога

Abstract. Change in the logic of modern upbringing, following the pedagogical tradition of N. E. Shchurkova, Professor, ScD in Education, appears to the author of the article through the appeal of the modern

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Макаров М. В., Сенченков Н. П., Сухая Н. В., 2023

teacher to the value of Life of the young. Pedagogical practices of this direction of upbringing are considered not only in the upbringing of secondary school students, but of the university students as well.

Keywords: upbringing, value attitude, a basic value, life, a value object, vitality, love of life.

Cite as: Makarov M. V., Senchenkov N. P., Sukhaya N. V. Value attitude to life as a direction of upbringing in the pedagogical heritage of N. E. Schurkova. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 4, pp. 126-133. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-126-133.

Памяти профессора, доктора педагогических наук, ученого, педагога-практика Н. Е. Щурковой

Надежда Егоровна Щуркова учила не только мастерству педагогики, но и искусству любви к жизни, к детям, к своей работе [1; 2].

Способность «любить детей» Надежда Егоровна считала важным и необходимым условием педагогической деятельности учителя [3, с. 191]. «Глядя на маленького школьника, - пишет ученый, - педагог предвидит его достойное будущее и уже в настоящем относится к ребенку как к носителю этих достоинств. У ребенка нет недостатков. У него есть пока не развившиеся достоинства или у него отсутствуют пока необходимые умения» [4, с. 222]. Так сказать мог только педагог-практик, понимающий процесс воспитания как искусство.

По мнению ученого, «педагогическое воздействие... всегда наполняется ценностным содержанием. В коротком приветствии, в лаконичной просьбе, в ласковой улыбке, протянутой руке помощи или нахмуренных бровях дети читают большее, чем воспринимают в тех же актах воздействия других людей: для них открывается мир таких ценностей, как "человек", "жизнь", "общество", "красота"» [5, с. 24], «сложность духовной структуры личности диктует необходимость применения тонких методов воздействия, соответствующих тонкости внутреннего мира человека» [5, с. 2].

Н. Е. Щуркова считала, что педагогическое взаимодействие становится ценным, если в ученике педагог видит ценность и относится к ученику как к ценности: «Дети играют в футбол, и содержанием их игры является товарищеская спаянность

к ценности жизни молодежи. Педагогические практики этого направления воспитания рассматриваются не только при воспитании обучающихся средней школы, но и студентов вуза.

Ключевые слова: воспитание, ценностное отношение, базовая ценность, жизнь, ценностный объект, жизнеспособность, жизнелюбие.

Для цитирования: Макаров М. В., Senchenkov N.Р., Sukhaya N. V. Ценностное отношение к жизни как направление воспитания в педагогическом наследии Н. Е. Щурковой // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 126-133. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-126-133.

и победа единения группы - игра наполняется ценностным содержанием. Мы посмеем утверждать, что секрет успешного воспитания обусловливается не тем, что делает педагог, а тем, чем наполняет педагог то, что он делает вместе с детьми» [5, с. 23].

Важную роль здесь играет профессионализм учителей и преподавателей, который, по мнению ученого, состоит «в сфокусированности духовного воздействия на детей. Педагогическое воздействие интегративно, оно фокусирует в каждом акте широкую палитру отношений» [6, с. 102].

Ученый-педагог не раз заявляла о том, что понятия и представления о воспитании быстро устаревают, Надежда Егоровна называла такие задачи воспитания вчерашними, неактуальными, не оправдавшими себя в педагогической практике. Так, рекомендованные ранее для воспитания и развития представления о множественных нравственных качествах школьников («мешок качеств», по словам ученого) сегодня уже неактуальны.

Новое воспитание Н. Е. Щуркова рассматривает как «феномен XXI века», отмечая, что и в теории педагогики, и в практике работы педагогов происходит «кардинальное переосмысление традиционных педагогических методик и технологий. Вчера еще эти методики казались логически выверенными и плодотворно воплощаемыми в реальность. Сегодня очевиден их вред для социального личностного развития и воспитания школьника. Об очевидности такого положения свидетельствует широкий круг педагогических парадоксов, привнесенных Новым воспитанием» [7, с. 6].

Надежда Егоровна подчеркивает, что набор «хороших» качеств оказался безгарантийным. «А выявив и признав «спонтанным» характер становления личности, педагогическая теория вынуждена перестраивать логику воспитания согласно выявленной сути этого феномена» [6, с. 96].

Изменение логики современного воспитания Н. Е. Щуркова видит только в обращении к любви: любви к жизни, любви к личности ребенка, любви к педагогической деятельности.

По мысли ученого, «бережное отношение к каждому, нежное прикосновение, педагогическая поддержка, возвышающее уважение, провозглашение достоинств, защита каждого, успешность деятельности каждого - это уже есть характеристики реальной любви. Она возбудит в процессе деятельности добрые качества, ранее ему не свойственные» [6, с. 97].

По мнению Надежды Егоровны, «аксиологическая интерпретация и ценностное интонирование деятельности и каждого эпизода текущей жизни раскрывают для детей ценностность деятельности. С другой стороны, эти педагогические возможности предопределены наличием тонкого профессионального умения "видеть жизнь" в суете повседневности» [6, с. 97].

Нами применены предложенные Н. Е. Щурковой педагогические возможности такой ценностной деятельности в процессе обучения и воспитания не только школьников, но и студентов вуза. Мы предложили студентам по-новому оценить свои действия, выйти за пределы обыденности, увидев красивое и радостное в своих каждодневных действиях: «Мое участие в "веревочном" курсе - внимание к моей подготовленности к студенческой жизни»; «запись в волонтерский отряд - забота о жизни других людей, гуманное отношение к людям и животным»; «участие в фестивале "Студенческая

весна" - одна из форм выражения счастья, радости»; «уборка комнаты - забота о моем здоровье и красоте, окружающей меня»; «неуспеваемость в вузе - не стыд за плохие оценки, а тревога за интеллектуальный уровень в моей будущей профессии».

Следуя за автором, мы утверждаем, что такие упражнения помогают развивать и у школьников, и у студентов вуза «благоговение перед жизнью, способность трактовать любой факт как явление драгоценной жизни и при этом исповедовать безусловное уважение к человеку вообще и ребенку как носителю уникального "Я"» [6, с. 98].

Мы согласны с Надеждой Егоровной, что «в первую очередь это происходит благодаря складывающемуся отношению к базовой ценности "Жизнь", в контексте которой развивается собственная жизнь ребенка, являясь частью общей жизни на земле» [8, с. 243]. «Ощущение себя как части общего: группы, школы, общества, человечества базовый элемент воспитания каждого. И первоочередное условие комфортного состояния каждого. В школе, как в добром доме, он должен чувствовать себя свободно, спокойно и уверенно. Таково исходное условие его развития» [3, с. 191].

Ученики и студенты проводят в учебном заведении не год-два, а несколько лет своей жизни. «Во взаимной зависимости находятся психологический климат и зарождение ценностных отношений к ученью, школе, учителю, одноклассникам, самому себе и в итоге к школьной жизни, протекающей здесь и сейчас и протяженной на долгие ученические годы», - подтверждает нашу мысль ученый [3, с. 194].

В школе и вузе происходит осмысление, познание, оценка мыслей, слов, поступков, действий жизни во всем ее проявлении. По мнению ученого, «процесс пронизывает все пространство школьного существования - на уроке, на перемене, на школьном празднике, в столовой, в спортзале, гардеробе, туалетных комнатах. Ведь во имя жизни и для жизни создана школа» [8, с. 241].

Педагог-практик, Надежда Егоровна подчеркивает: «"Жизнь" должна стать основным ценностным объектом ученической деятельности в школе. И основным объектом педагогического внимания» [8, с. 240].

Мы продолжили работу, проведенную Н. Е. Щурковой со школьниками, с нашими студентами. Обратили внимание, что забота старшекурсников-кураторов о первокурсниках продолжает традиции шефства старшеклассников над обучающимися младших классов, таким образом «инициируется развитие жизнеспособности юношества» [8, с. 240].

Когда преподаватель вуза, читающий лекцию или проводящий семинарские занятия, интересуется самочувствием своих студентов или удобством их положения - «он тоже будирует жизнеспособность. И когда каждая учебная дисциплина интерпретируется как познание жизни, то и этот момент есть вклад в формирование жизнеспособности» как учеников, так и студентов [8, с. 240].

Нельзя не отметить и такое наблюдение ученого: «Жизнеспособность ребенка развивается благодаря развитию его отношения к ценности «Человек»... Ценность человека ключевая - в том смысле, что признание ее широко определяет «мое поведение» в той жизни, где вокруг меня люди. Вне отношений к Другому нет ни меня, ни моей жизни» [8, с. 241].

Мы проследили отношение студентов вуза к организации их жизни через призму понятия «Человек человечества», введенного в педагогическую практику Н. Е. Щурко-вой. Оказалось, что в этом ключе студенты видят себя более свободными и красивыми, коммуникабельными, социально ориентированными и яркими членами студенческого сообщества.

И не менее важно, по мнению Н. Е. Щурковой, чтобы произошло осознание «отношения к «моему Я» как «Человеку человечества» в уникальной его неповторимости» [8, с. 240].

При вовлечении «моего Я» в жизнь общества, а в нашем случае в студенческую жизнь, «востребуется жизнеспособность, столь необходимая... человеку, входящему в мир и подготовляющемуся к созиданию нечто, что он привнесет в человеческую жизнь и подарит человечеству» [8, с. 241].

Вот некоторые ответы студентов: «Я воспринимаю себя как часть общества в учебное и внеучебное время, от моих ответов на занятиях и от разговоров в свободное время зависит, что услышат мои одногруппники. Мои слова откладываются в их памяти, эти знания или сведения они передадут потом другим»; «Мое Я» встраивается в этот мир через мои мысли и поступки. Некоторые видят, как я себя веду, как одеваюсь, копируют меня или подражают мне. Таким образом я влияю на общество»; «Я стараюсь следить за речью, потому что то, как я говорю, войдет в мою привычку. Мои дети тоже будут правильно говорить. Так будет происходить и дальше по цепочке: от моих детей к их детям. Это мой след в истории».

«Корень жизнеспособности в жизнелюбии, - считает Надежда Егоровна. - Этот компонент самый широкий и всеохватывающий, должный был бы пронизывать все человеческое существование» [8, с. 243]. И именно через ценностное отношение к жизни Надежда Егоровна Щуркова считала «возможным увидеть жизнь живого человека» [9, с. 7].

По ее мнению, три образа-ценности (образ жизни, образ человека и образ «моего Я») служат основой свободного выбора и являются условием возникающих у школьников мыслей и поступков. «Именно эти объекты как базовые социально-психологические опоры... могли бы создавать при соответствующем воспитании аксиологические векторы постоянного избирательного внимания и встроенной чуть ли не в каждый момент бытия оценки этих трех существенных объектов:

- вектор общей оценки жизни ("хорошая жизнь", "постыдная жизнь", "прекрасная жизнь", "счастливая жизнь", "невыносимая жизнь"...);

- вектор оценочного отношения к человеку (людям) ("много хороших людей", "человек хуже зверя", "хочу людям счастья", "человек достигает высочайших вершин", "люблю человека"...);

- вектор оценки статуса собственного "Я" ("я умнее всех вокруг", "я никому не нужен", "я часть человечества и тоже определяю ход жизни", "хочу независимости от всех", "буду служить людям".)» [8, с. 242].

То есть выбор между добрым и злым, красивым и некрасивым, правдой или ложью, по мнению ученого, закладывается именно в эти возрастные промежутки, время

которых приходится на обучение в школе или вузе. «Личностные индивидуально складывающие отношения к данным трем базовым ценностям и выступают стержневым фактором рождающейся и укрепляющейся жизнеспособности деятельного человека. Они удерживают его на плаву драматического потока существования» [8, с. 243].

Ученый-педагог уверен, что «дети, подростки и юношество, воспитанные школой, должны войти в социальную систему на правах свободного взрослого человека, знающего о существовании Зла в мире и способного вопреки Злу совершать выбор Добра. Осознавая себя в качестве члена общества, человек равнозначно реализует себя как личность, включая в личное достояние общественные достижения» [6, с. 98]. По мнению Н. Е. Щурковой, «воспитание - это управляемый педагогами-профессионалами процесс последовательного и неуклонного восхождения ребенка... во имя счастья жизни подрастающего человека» [9, с. 7].

О счастье жизни как-то не принято говорить в педагогике как науке. Но счастливым ученик или студент становится «под воздействием конкретных условий социокультурной и естественной среды. Отношение к жизни как ценности является ведущим в иерар -хии ценностей. Жизнь оценивающего субъекта выступает как абсолютная, единственная возможность реализации его многообразных потенций и потребностей, ценность жизни становится фундаментом и вершиной для всех других ценностей после ценности самого человека» [10, с. 147].

Ученый отмечает, что, «содействуя благоприятному состоянию каждого ученика, климат обеспечивает успехом всех. В свою очередь успешность повышает благоприятный психологический климат» [3, с. 193].

В зависимости от того, насколько важно для ученика или студента быть счастливым, испытывать радость от жизни, зависит «социальная активность человека: возвышенный расширяет число задач, которые человек ставит перед собой независимо от того, чего от него требуют жизненные обстоятельства; заниженный ведет к снижению активности человека, его инициативы. С точки зрения смыслового слагаемого образ жизни - это смысл собственной жизни, определяющий способы ее реализации в определенных объективных условиях через ценностно-ориентированную деятельность» [10, с. 150].

Размышляя о педагогических возможностях нового воспитания, Надежда Егоровна подчеркивает решающую роль педагога, который осуществляет процесс воспитания: «Трудности вопроса не в самой жизни, какой бы мерзкой она ни оказалась, и не в особенностях ребенка, какими бы слабыми задатками он ни обладал, а в профессионализме педагога, опирающегося на научно-педагогические основы в своей работе с детьми. Восходя к ценностному видению предметного мира, педагог вводит и детей в осмысление конкретного факта как ценности жизни человечества, ценности отдельного человека и личностных смыслов каждой индивидуальности. Тогда воспитание станет решать в корне проблему жизненного существования школьника» [8, с. 243].

Педагогическое наследие Н. Е. Щурковой содержит важные мысли о современном воспитании школьников, эти идеи одинаково хорошо применимы не только в рамках школьного образования, но и в практике вузов, преподавателей, воспитывающих

студентов своей личностью, акцентирующих внимание на ценностном отношении к жизни, к личности студентов.

Ценностным отношением к личности воспитуемого, ценностным отношением к жизни вообще пронизано все педагогическое наследие ученого. Понятия «жизнь», «жизнелюбие», «любовь» были неотделимой частью личности Н. Е. Щурковой, частью ее педагогического творчества, ее ценностью.

Список литературы

1. Богуславский М. В., Куликова С. В. Исторический контекст модернизационных процессов в российском и зарубежном образовании // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 3 (31). С. 128-133.

2. Основные направления развития отечественного образования и педагогики первой половины ХХ века / М. В. Богуславский, Т. Н. Богуславская, К. Ю. Милованов [и др.] // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 106-116. URL: http://www.pmedu. ru/i mage s/2019-2/11.pdf (дата обращения: 10.03.2023).

3. «Каждый» как ценностный объект воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова, Ю. С. Жидкова, Т. Н. Иванкина [и др.] // Народное образование. 2019. № 4. С. 190-197.

4. Щуркова Н. Е., Мухин М. И. Педагог нового воспитания. М.: АРКТИ, 2014. 264 с.

5. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Пед. о-во России, 2002. 224 с.

6. Щуркова Н. Е. Стратегия воспитания: человек в пространстве и ценностей гуманистической культуры // Народное образование. 2017. № 8. С. 95-104.

7. Щуркова Н. Е. Педагогические парадоксы. М.: Изд-во ИТРК, 2017. 150 с.

8. Щуркова Н. Е. Как воспитать жизнеспособность школьника // Народное образование. 2012. № 10. С. 239-246.

9. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2022. 319 с.

10. Щуркова Н. Е., Осиновская Л. М. Образ жизни школьника как объект гуманистического воспитания в процессе профессиональной подготовки педагога // Сибирский психологический журнал. 2006. № 8. С. 137-150.

References

1. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V. Istoricheskiy kontekst modernizatsionnykh protsessov v rossiyskom i zarubezhnom obrazovanii. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2014, No. 3 (31), pp. 128-133.

2. Boguslavskiy M. V., Boguslavskaya T. N., Milovanov K. Yu. et al. Osnovnye napravleniya razvitiya otechestvennogo obrazovaniya i pedagogiki pervoy poloviny XX veka. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019, No. 2, pp. 106-116. Available at: http://www.pmedu.ru/ i mage s/2019-2/11.pdf (accessed: 10.03.2023).

3. Shchurkova N. E., Zhidkova Yu. S., Ivankina T. N. et al. "Kazhdyy" kak tsennostnyy obyekt vospitatelnogo protsessa. Narodnoe obrazovanie. 2019, No. 4, pp. 190-197.

4. Shchurkova N. E., Mukhin M. I. Pedagog novogo vospitaniya. Moscow: ARKTI, 2014. 264 p.

5. Shchurkova N. E. Pedagogicheskaya tekhnologiya. Moscow: Ped. o-vo Rossii, 2002. 224 p.

6. Shchurkova N. E. Strategiya vospitaniya: chelovek v prostranstve i tsennostey gumanisticheskoy kultury. Narodnoe obrazovanie. 2017, No. 8, pp. 95-104.

7. Shchurkova N. E. Pedagogicheskie paradoksy. Moscow: Izd-vo ITRK, 2017. 150 p.

8. Shchurkova N. E. Kak vospitat zhiznesposobnost shkolnika. Narodnoe obrazovanie. 2012, No. 10, pp. 239-246.

9. Shchurkova N. E. Pedagogika. Vospitatelnaya deyatelnostpedagoga: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Yurayt, 2022. 319 p.

10. Shchurkova N. E., Osinovskaya L. M. Obraz zhizni shkolnika kak obyekt gumanisticheskogo vospitaniya v protsesse professionalnoy podgotovki pedagoga. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2006, No. 8, pp. 137-150.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 4

Статья поступила в редакцию 20.03.2023 The article was received on 20.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.