Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО - ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ТУВИНСКОГО И ХАКАССКОГО ЭТНОСОВ'

ЦЕННОСТНО - ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ТУВИНСКОГО И ХАКАССКОГО ЭТНОСОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДСТРУКТУРА ЦПС / РОДОВАЯ ПОДСТРУКТУРА ЦПСЛ / ЭТНОС / РОД / ТЮРКИ / ХАКАСЫ / ТУВИНЦЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канзычакова Надежда Германовна

В статье рассматривается ценностная сфера личности у тюркских народов Саяно-Алтая. Саяно - Алтайский регион представляет собой единую историко - культурную область, в которой проживают коренные тюркские этносы. В настоящее время в Саяно - Алтайский регион входят три республики: Тыва, Алтай и Хакасия, а также юг Красноярского края и Кемеровская область с Шорией. Рассматривается и анализируется концепция ценностно - потребностной сферы личности В.Г Морогина. Ценностно - потребностная сфера - это одна из подсистем личности, которая включает в себя побудительные силы, обеспечивающие любые формы поведения. Ценности рассматриваются как формы, лишенные содержания, это только названия. Каждый индивид наполняет их своими потребностями, поэтому названия ценностей одни и те же, а их содержание у каждого человека разное. Структура ценностно - потребностной сферы личности у всех людей одна и та же, но содержание, которым она наполнена, определяется индивидуальным набором потребностей, который у каждого уникален. Ценностно - потребностная сфера личности состоит из двух подструктур - общественной и родовой. Общественная подструктура ценностно - потребностной сферы представляет собой набор универсальных норм, который наполняется потребностным содержанием аттитюдов, формирующихся в процессе социализации под влиянием общества. Родовая подструктура ценностно - потребностной сферы личности представлена ценностями, которые являются родовыми потребностями. Для исследования ценностно - потребностной сферы личности тувинского и хакасского этносов использовалась методика антропо - психологической идентификации и идентичности «Антропо-Психологическая Диагностика», разработанная В.Г. Морогиным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Канзычакова Надежда Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО - ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ТУВИНСКОГО И ХАКАССКОГО ЭТНОСОВ»

Value and need sphere of personality of Tuvinian and Khakass ethnic groups Kanzychakova Nadezhda Germanovna

Research fellow, State Budgetary Research Institution of the Republic of Khakassia «Khakass Research Institute of Language, Literature and History», Abakan, Russia, E-mail: [email protected]

Abstract:The article deals with the value and need sphere of personality among Turkic peoples of the Sayan-Altai. The Sayan-Altai Region is a single historical and cultural area where indigenous Turkic ethnic groups live. Currently, the Sayan-Altai Region includes three republics: Tuva, Altai and Khakassia, as well as the South of the Krasnoyarsk Region and Kemerovo Region with Shoria. V.G. Morogin's concept of the value and need sphere of personality is considered and analyzed. The value and need sphere is one of personality subsystems, which includes motivating forces that provide any form of behavior. Values are considered as forms without content, they are only names. Each individual fills them with own needs, so names of values are the same, but their content is different for each person. The structure of the value and need sphere of personality is the same for all people, but the content that it is filled with is determined by an individual set of needs, which is unique for everyone. The value and need sphere of personality consists of two substructures - social and generic. The social substructure of the value and need sphere is a set of universal norms that are filled with the need content of attitudes that are formed in the process of socialization under the influence of society. The generic substructure of the value and need sphere of personality is represented by values that are generic needs. The method of anthropo-psychological identification and identity "Anthropo-Psychological Diagnostics" developed by V. G. Morogin was used to study the value and need sphere of Tuvinian and Khakass ethnic groups.

Keywords: value and need sphere of personality; values; needs; social substructure of the VNSP; generic substructure of the VNSP; ethnic group; genus; Turks; Khakass; Tuvinians.

Тува жэне хакас этностарынын жеке тулга кундылык-кажетттш саласы

Канзычакова Надежда Германовна

МБГЗМ ХР гылыми |ызметкер, «Хакас Tmi, эдебиет жэне тарихы гылыми-зерттеу институты», Абакан, Хакасия Республикасы, Ресей. E-mail: [email protected]

Авдатпа: Ма^алада Саян-Алтай typ^ халы^тарыныц жеке тулганыц |ундылы|-|ажетплк саласы |арастырылады. Саян-Алтай ецр байыргы typw этностары туратын бiртутас тарихи-мэдени об-лыс болып табылады. К^рп уа^ытта Саян-Алтай аймагына Yш республика федк Тыва, Алтай жэне Хакасия, сонымен |атар Красноярск елкеанщ оцтустп жэне Шория мен Кемерово облысы. В. Г Морогиннщ жеке тулга |ундылы|-|ажетттк саласыныц тужырымдамасы |арастырылып, талданады. Кундылы|-|ажетплк саласы - бул кез-келген мЫез-|улы|ты |амтамасыз ететЫ ынта-ландыру ^штерЫ |амтитын жеке тулганыц шю жYЙелерiнiц бiрi. Кундылы^тар мазмунсыз фор-малар ретшде |арастырылады, олар тек атаулар. 6рбiр адам оларды ез ^ажеттоктер^ен тол-тырады, сонды^тан |ундылы|тардыц атаулары бiрдей, ал олардыц мазмуны эр адамда эртYрлi. Жеке тулганыц |ундылы|-|ажетттк саласыныц |урылымы барлы| адамдарда бiрдей, б!ра| оный мазмуны эр^айсысыныц ерекше ^ажетттктер! бар жеке ^ажеттшктер жиынтыгымен аны^талады. Жеке тулганыц |ундылы|-|ажетттк саласы ею iшкi |урылымнан турады - ^огамдыщ жэне рулы|. Кундылы|-|ажетттк саласыныц ^огамдыщ |урылымы бул ^огамныц эсерiнен элеуметтену процесiнде пайда болатын аттитюдтердщ |ажетп мазмунымен толтырылатын эмбебап нормалар жиынтыгы. Жеке тулганыц |ундылы|-|ажетплк саласыныц рулы| iшкi |урылымы рулы| ^ажетттктер болып табылатын |ундылы|тармен усынылган. Тува жэне хакас этностарыныц жеке тулгалыщ |ундылы|-|ажетплк саласын зерттеу Yшiн В.Г Морогин эзiрлеген «Антропо-психологиялы| Диагностика» антропо-психологиялы| сэйкестендiру жэне бiрегейлiк эдiстемесi |олданылды. ТYЙiндi сездер: жеке тулганыц |ундылы|-|ажетттк саласы; |ундылы|тар; ^ажетттктер; ЖТККС-ныц ^огамдыщ |урылымы; ЖТККС-ныц рулы| |урылымы; этнос; ру; тYрiктер; хакастар; тувалы^тар.

Ценностно-потребностная сфера личности тувинского и хакасского этносов

Кэнзычакова Надежда Германовна

научный сотрудник, ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории», Абакан, Республика Хакасия, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается ценностно-потребностная сфера личности у тюркских народов Саяно-Алтая. Саяно-Алтайский регион представляет собой единую историко-культурную область, в которой проживают коренные тюркские этносы. В настоящее время в Саяно-Алтайский регион входят три республики: Тыва, Алтай и Хакасия, а также юг Красноярского края и Кемеровская область с Шорией. Рассматривается и анализируется концепция ценностно-потребностной сферы личности В.Г Морогина. Ценностно-потребностная сфера - это одна из подсистем личности, которая включает в себя побудительные силы, обеспечивающие любые формы поведения. Ценности рассматриваются как формы, лишенные содержания, это только названия. Каждый индивид наполняет их своими потребностями, поэтому названия ценностей одни и те же, а их содержание у каждого человека разное. Структура ценностно-потребностной сферы личности у всех людей одна и та же, но содержание, которым она наполнена, определяется индивидуальным набором потребностей, который у каждого уникален. Ценностно-потребностная сфера личности состоит из двух подструктур - общественной и родовой. Общественная подструктура ценностно-потребностной сферы представляет собой набор универсальных норм, который наполняется потребностным содержанием аттитюдов, формирующихся в процессе социализации под влиянием общества. Родовая подструктура ценностно-потребностной сферы личности представлена ценностями, которые являются родовыми потребностями. Для исследования ценностно-потребностной сферы личности тувинского и хакасского этносов использовалась методика антропо-психологической идентификации и идентичности «Антропо-Психологическая Диагностика», разработанная В.Г. Морогиным. Ключевые слова: ценностно-потребностная сфера личности, ценности, потребности, общественная подструктура ЦПС, родовая подструктура ЦПСЛ, этнос, род, тюрки, хакасы, тувинцы.

УДК 159.9

Ценностно-потребностная сфера личности тувинского и хакасского этносов

Н.Г. Канзычакова

Введение. Вопрос о возможных причинах человеческого поведения и деятельности всегда интересовал ученых. Несмотря на множество исследований и интерес к этим вопросам, проблема мотивации является одной из запутанных областей психологической науки. Феномен «мотивация» описывает отношения, существующие между поведением и его причинами, которые могут объяснить любой человеческий поступок. С термином мотивация тесно связано понятие потребности, которое, в свою очередь, отражает состояние индивида, характеризующееся отсутствием или недостатком чего-то нужногодля сохранения физического или психического равновесия. Потребность может находиться в двух возможных состояниях - удовлетворенном и неудовлетворенном. Но и после своего удовлетворения потребность не исчезает (Морогин, 2003: 7).

Структура и содержание ценностей современного мира являются объектом интереса представителей разных наук, они концентрируют на себе многие острые человеческие проблемы. Ценностные основы как отдельной личности, так и общества в целом традиционно были предметом научных интересов психологов (А.И. Егорова, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, В.Г. Морогин, М. Рокич, В; Франкл, Э; Фромм, К. Юнг, М.С. Яницкий). (Гусева, 2010: 4).

Для России исследование проблемы ценностей и потребностей в этнопсихологическом контексте актуально и представляет особый интерес, так как Российская Федерация является поликультурным государством, в котором проживают многочисленные этнические группы.

Материалы и методы. Проблема бессознательной мотивации поведения человека является центральной в теории ценностно-потребностной сферы

личности, которая рассматривает как истинные побуждения бессознательные мотивационные интенции.

Ценностно-потребностная сфера - одна из подсистем личности (кроме нее еще есть аффективная, когнитивная и формально-динамическая), содержанием которой являются побудительные силы, обеспечивающие любые формы поведения. Ценности рассматриваются как формы, лишенные содержания, это только названия. Каждый индивид наполняет их своими потребностями, поэтому названия ценностей одни и те же, а их содержание у каждого человека разное. Структура ценностно-потребностной сферы личности у всех людей одна и та же, но содержание, которым она наполнена, определяется индивидуальным набором потребностей, который у каждого уникален.

Ценностно-потребностная сфера представлена двумя подструктурами - общественной и родовой. Общественная подструктура ценностно-потребностной сферы - это набор универсальных форм, которые наполняются потребностным содержанием аттитюдов, формирующихся в процессе социализации под влиянием различных общественных институтов: образовательные и воспитательные учреждения, средства массовой информации, телевидение, интернет и т.п. Родовая подструктура ценностно-потребностной сферы - это такие ценностные формы, содержанием которых являются родовые потребности. Потребности общественной подструктуры ЦПСЛ рассматривается как продукт онтогенеза, а родовые потребности как результат антропогенеза. Общественная потребность может стать родовой и закрепиться на генетическом уровне, если в течение, как минимум, 50 поколений будет постоянно формироваться родителями у своих детей. Но и в этом случае наследуется только форма - конкретное ее содержание индивидуально. Потребности, сформированные в онтогенезе одного поколения, наследственно не закрепляются (Морогин, 2016: 164, Морогин, 2016: 341).

В психологической литературе понятия «потребность» и «ценность» нередко смешиваются, но это приводит к тому, что неправильно трактуется содержание, которое обозначается этими терминами. Но вместе с тем, несмотря на то, что эти понятия внешне схожи, потребность и ценность - это разные понятия, и между ними есть различия:

1. Ценность только указывает на возможную неосознаваемую потребность и всегда выражена в слове, которое не принадлежит отдельному субъекту, а является достоянием всех людей; поэтому словом можно выразить только ценность, но не потребность.

2. Потребность всегда индивидуальна и конкретна, ценность же коллективна по своей природе и представляет собой обобщенное понятие.

3. Потребность никогда не оценивается, ценность же всегда подвергается социальной оценке.

4. Потребность - причина любого поведения, ценность служит его оправданию, поэтому причина поступка должна анализироваться в терминах потребности, а его атрибуция - с точки зрения его социальной ценности.

5. Хотя причинами поступков человека являются потребности, как только потребность обозначается словом, она подводится под ближайшую социальную категорию и заменяется наиболее подходящей для личности ценностью.

Эти методологические постулаты и экспериментально полученные факты послужили основой для создания В.Г. Морогиным двух экспериментально-психологических методик: «Тахистоскоп» и «Калейдоскоп». Различие между ними в том, что в первом случае тестовые слова, обозначающие человеческие

ценности, предъявляются симультанно (одновременно все), а во втором -сукцессивно (последовательно). Время предъявления каждого тестового стимула должно быть очень коротким и равным индивидуальному временному порогу тахистоскопической экспозиции. Другими словами, продолжительность экспозиции тахистоскопически предъявляемых стимулов - это такой временной интервал, в течение которого субъект способен опознать (но не воспринять) минимальное количество стимулов; в то же время этот промежуток не должен быть слишком коротким, таким, что становится невозможным любое опознание. Это и есть порог индивидуальной тахистоскопической экспозиции. Величина его в человеческой популяции очень сильно варьирует и зависит от многих физиологических, психологических и даже генетических факторов, поэтому порог тахистоскопической экспозиции для каждого субъекта, проходящего исследование с помощью тахистоскопических методик, должен измеряться индивидуально (Морогин, 2016: 166).

Эмпирические исследования, проведенные В.Г. Морогиным, выявили существование восьми универсальных ценностных блоков, обнаруживающихся в любом языке и зафиксированных в нем с помощью слов. Процедура осуществлялась как группировка слов, обозначающих человеческие потребности, и проводилась в несколько этапов:

1. Сначала был составлен список всех потребностей, которые имеют ценностные обозначения в русском языке. С этой целью из Толкового словаря С.И. Ожегова (Ожегов С.И.) были отобраны все слова-существительные, выражающие потребности и ценности.

2. После этого с помощью специального словаря был проведен частотно-синонимический анализ этого массива с целью исключения одинаковых по содержанию слов - из синонимического ряда, состоящего иногда из нескольких десятков слов, с помощью частотного словаря (Ожегов, 2006: 944)выбиралось то, которое чаще всего употребляется в устной и письменной речи.

3. Затем отобранные слова были разбиты на 12 групп, исходя из длины слова: состоящие из 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 14 букв. В Толковом словаре С.И. Ожегова встречались и более длинные слова, обозначающие потребности или ценности (15- и 16-буквенные), но их оказалось недостаточно для группировки, осуществляемой на следующем этапе 7-ю экспертами, в роли которых выступили опытные психологи и педагоги.

4. Задача, которая ставилась перед ними, состояла в том, чтобы сгруппировать в классы слова разной длины: отдельно 3-буквенные, отдельно 4-буквенные и т.д. При этом ничего не говорилось ни о количестве выделяемых классов, ни о критериях, на основе которых следует осуществлять группировку - эксперты делали это спонтанно.

Этот этап исследования дал следующие результаты: все без исключения эксперты распределили представленные для группировки слова различной длины в одинаковое число групп, очень сходных по содержанию(Морогин, 2018: 85).

Результаты работы экспертов с позиции теории ценностно-потребностной сферы личности дали следующую интерпретацию. Восемь групп - это восемь родовых архетипических форм, которые изначально заложены в коллективном бессознательном каждого человека, но наполнены уникальным потребностным содержанием. Каждый из восьми эмпирически выделенных классов ценностей представляет самостоятельную зону ценностно-потребностной сферы лично-

сти любого человека и определяет одну из восьми возможных мотивационных тенденций. Конкретное содержание этих ценностных зон индивидуально, так как они могут наполняться разными потребностями:

1. Гедонистическая (гедонизма-аскетизма) зона, в которую оказались включенными потребности, реализующие принцип удовольствия.

2. Зона безопасности, которая представлена потребностями, отражающими субъективную необходимость защиты от различных неблагоприятных воздействий.

3. Эго-зона, наполняемая потребностями, определяющими индивидуальные стремления и амбиции личности.

4. Экзистенциальная (общественно-политическая) зона, включающая в себя потребности, детерминирующие общественное и политическое поведение и отражающие отношение личности к власти и государству.

5. Афилиативная зона, аккумулирующая потребности в межличностных взаимодействиях.

6. Когнитивная (интеллектуальная) зона, наполненная интеллектуальными и познавательными потребностями.

7. Ритуальная (подчинения-автономности) зона, в которой сосредоточены потребности, связанные с традициями и отправлением различных ритуалов, регламентирующих официальное поведение человека.

8. Трансцендентальная (духовная) зона, содержанием которой являются духовные потребности человека и потребности роста.

Эти зоны ценностно-потребностной сферы личности представляют структуру общественных ценностей (потому что выражены средствами языка как общественного продукта) и, одновременно, родовых архетипов (потому что все восемь классов ценностей выделены экспертами спонтанно). (Морогин, 2018: 87).

Общественная подструктура ценностно-потребностной сферы личности может быть диагностирована с помощью симультанной тахистоскопической техники предъявления ценностей (тест «Тахистоскоп»). В этом варианте тахистоскопического метода все восемь ценностей предъявляются одновременно, поэтому субъект в этой ситуации, скорее всего, опознает самое социально значимое слово, то есть самую актуальную с общественной точки зрения ценность. В этом тесте отдельные ценности не оказывают никакого влияния друг на друга, потому что вероятность появления каждой из них в определенной точке визуального поля абсолютно одинакова. В результате 64 экспозиций выявляется статистически самый сильный ценностный аттитюд, то есть та группа потребностей, формой для которых служит наиболее часто актуализируемая ценность.

В сукцессивной тахистоскопической процедуре, реализуемой в тесте «Калейдоскоп» слова-ценности предъявляются последовательно, и в силу этого каждая ценность оказывает влияние на опознание других. Так как в тахистоскопическом эксперименте нет восприятия из-за слишком короткого времени экспозиции, можно предположить, что должны работать иные, более глубинные механизмы. Скорее всего, эти ценности-формы уже имеются в бессознательном человека, и субъект с большей вероятностью опознает те из них, содержанием которых являются потребности, оказывающие наибольшее влияние на остальные ценностные зоны.В коллективном бессознательном в качестве таких ценностных форм выступают родовые архетипы. В сукцессивном

эксперименте чаще других будет опознаваться наиболее «влиятельный» из них. Таким опосредованным способом с помощью сукцессивной тахистоскопической техники можно выявить родовую архетипическую подструктуру ценностно-потребностной сферы личности.

Симультанная и сукцессивная тахистоскопические процедуры реализованы в форме интраиндивидуального многоуровневого эксперимента, в котором в качестве независимой переменной выступает структура ценностно-потребностной сферы личности. Восемь ценностных зон рассматриваются как качественные уровни независимой переменной, а зависимая переменная оценивается как суммарное число опознаний каждой из восьми личностно значимых ценностей.

Основная проблема интраиндивидуального эксперимента - минимизация эффекта последовательности - решена путем позиционного уравнивания уровней независимой переменной по методу сбалансированного латинского квадрата, потому что полное уравнивание привело бы к нереальному количеству экспериментальных проб (Морогин, 2016: 170).

Для того, чтобы иметь полное представление о ценностно-потребностной сфере личности, необходимо исследовать не только индивидуальное содержание ее ценностных зон, но и выделить видовые специфические особенности ценностно-потребностного профиля. У каждого вида свой профиль, который и определяет видовую антропо-психологическую идентификацию и видовую антропо-психологическую идентичность человека. Первая отражается в профиле общественной подструктуры ЦПСЛ, вторая - родовой.

Человек - это не только уникальная индивидуальность, но и является носителем потребностей, которые достались ему от его предков, также наполненными универсальными ценностными формами. То есть потребности человека индивидуальны, но и являются специфичными, в свою очередь, эта специфика детерминирована принадлежностью индивида к одному из 4-х человеческих видов: человеческий род HomoSapiensпредставлен двумя хищными (суперанималы и суггесторы) и двумя нехищными (диффузный -суггеренды и современные неоантропы) видами (Морогин, 2018: 90).

И для того, чтобы иметь полное представление о ценностно-потребностной сфере личности, нужно изучать не только индивидуальное содержание ее ценностных зон, но и в то же время выделить видовые специфические особенности ценностно-потребностного профиля. В свою очередь, у каждого вида свой профиль, который определяет видовую антропо-психологическую идентичность человека и идентификацию антропо-психологическую. Первая отражается в профиле общественной подструктуры ЦПСЛ, а вторая в родовой.

Различия между хищными и нехищными субъектами должны обнаружиться в родовой подструктуре ЦПСЛ; общественная подструктура, потребностное содержание которой формируется под влиянием сходных социальных воздействий, будет иметь только количественные отличия.

Потомки хищной части человечества (суперанималы и суггесторы) врожденно склонны к агрессии и насилию, и это обязательно должно отразиться в их родовом профиле ЦПСЛ.

«Гедонизм»; «безопасность»; «эго»; «экзистенциальная»; «ритуальная»; «трансцендентальная» - эти зоны ценностно-потребностной сферы личности являются значимыми для психодиагностики хищных и нехищных видов.

1. Диагностика хищного вида суперанималов-троглодитов должна опирать-

ся на анализ зон «безопасности»; «эго»; «экзистенциальной»; «ритуальной».

2. Хищный суггесторный вид может быть определен по значениям зон «гедонизм»; «эго»; «экзистенциальная»; «ритуальная».

3. Для нехищного диффузного вида диагностически значимыми являются зоны «безопасности»; «эго»; «экзистенциальная»; «аффилиативная» и «ритуальная».

4. Психологическая диагностика неоантропов будет концентрироваться на анализе «гедонистической»; «экзистенциальной»; «когнитивной»; «ритуальной»; «трансцендентальной» ценностно-потребностных зон.

Этнос не может быть отождествлен с хищным или нехищным человеческим видом, поскольку формирование этносов происходило уже после оформления хищных и нехищных человеческих видов в ходе дивергенции палеоантропов и ископаемых неоантропов. Поэтому в каждой этнической группе есть как хищные, так и нехищные индивиды, разной является только их пропорция.

Этнос - это естественная общественная структура, формирующаяся из индивидов, занимающихся сходной деятельностью и проживающих на ограниченной территории в течение длительного времени в условиях внутриплеменных браков при отсутствии какой-либо миграции извне. Этнос определяется двумя группами характеристик - антропотипом и психотипом.

Антропотип - совокупность сформировавшихся в процессе становления и закрепившихся на генетическом уровне внешних антропологических (физических и физиологических) признаков, по которым можно безошибочно определить представителя этноса. Психотип - система архетипов родового бессознательного этноса, передаваемая от предков потомкам (Морогин, 2013: 313, Морогин, 2008, 2011).

Более подробно рассмотрим разработанную В.Г. Морогиным компьютерную систему ценностно-потребностной тахистоскопической диагностики антропо-психологической идентификации и антропо-психологической идентичности «Антропо-Психологическая Диагностика».

После загрузки «Системы ценностно-потребностной тахистоскопической диагностики антропо-психологической идентификации и идентичности» на экране монитора появляется главное меню, предлагающее 4 возможных выбора:

• «База данных» - просмотр результатов предыдущих психодиагностических обследований;

• «АПД» - работа с методиками «Системы ...»;

• «О программе» - сведения о «Системе ...», возможностях обучения и приобретения;

• «Выход» - конец работы с «Системой ...» и передача управления ОС.

До начала работы с психодиагностическими модулями «Системы .»

необходимо определить временной порог тахистоскопической экспозиции обследуемого, поскольку время опознания тестовых стимулов индивидуально и зависит от таких факторов, как возраст, пол, тип темперамента и т.д. Для этого разработана специальная подпрограмма подбора экспозиционного интервала, которая выполняет последовательное тахистоскопическое предъявление одиночного тестового стимула с нарастающим временем экспозиции с шагом 0,01 с. Перед каждым предъявлением тестового стимула в центре экрана появляется фиксационная точка, на которой испытуемый должен концентрировать внимание. Тестовый стимул случайным образом может появиться в любой точке визуального поля. Время экспозиции, при котором субъект опознает тестовый

стимул и есть индивидуальный временной порог тахистоскопической экспозиции.

Эксперимент проводится следующим образом, а именно:

1. Экспериментатор вводит в базу данных информацию о тестируемом:

• фамилия, инициалы;

• пол;

• возраст;

• этничность отца (дед), этничность отца (бабушка), этничность матери (дед), этничность матери (бабушка) (в нашем исследовании необходимо было, чтобы все испытуемые были этнически «чистыми», т.е. как минимум в 2-х поколениях не было смешения этносов);

• образование;

• профессия;

• род деятельности.

Следующий модуль «Системы ...» - определение личностно значимых хищных и нехищных ценностей в каждой из 8 зон ценностно-потребностной сферы личности. Эта процедура заключается в тахистоскопическом предъявлении 8 списков этнически значимых хищных и нехищных ценностей. В первых 8 тахистоскопических экспозициях предъявляются эмпирически самые значимые ценности гедонистической зоны ЦПСЛ (4 хищные ценности и 4 нехищные «антиценности», подобранные с помощью словаря антонимов), и наиболее часто опознаваемая либо хищная, либо нехищная ценность определяется как личностно значимая. Эти ценности предъявляются таким образом, что каждая из них появляется одинаковое число раз, но в различных точках визуального поля субъекта. Таким образом, обеспечивается равновероятность субъективного бессознательного опознания этнически значимых хищных и нехищных ценностей.

Такая же процедура осуществляется с остальными другими 7 списками эмпирически значимых хищных и нехищных ценностей, соответствующих зонам ценностно-потребностной сферы личности: безопасности, эго, экзистенциальной, аффилиативной, когнитивной, ритуальной и трансцендентальной. Для каждой из них в качестве личностно значимой выбирается наиболее часто опознаваемая субъектом эмпирически самая значимая хищная либо нехищная ценность. Списки эмпирически значимых хищных и нехищных (стадных) ценностей представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Списки эмпирически значимых хищных и стадных ценностей

Гедонизм Тревожность Эгоизм Лояльность Филантропия Посредственность Подчинение Подражание

Стадные ценности

секс страх карьера субординация верность невежество внушаемость мода

наслаждение болезнь слава закон любовь догматизм терпение религия

еда эмоция деньги идеология уважение зависть конформизм мораль

вино тревога престиж политика доверие месть подчинение вера

Продолжение таблицы 1

боль здоровье честь борьба ненависть талант независимость истина

голод покой репутация революция презрение интуиция уверенность совесть

бедность комфорт достоинство справедливость недоверие сомнений критичность красота

страдание отдых благородство власть сарказм творчество смелость свобода

Хищные ценности

Аскетизм Спокойствие Альтруизм Экстремизм Мизантропия Талантливость Автономность Творчество

Таким образом, в результате этой процедуры субъект бессознательно определяет 8 личностно значимых хищных или нехищных (стадных) ценностей, которые впоследствии будут использованы как стимульный материал для работы только с этим испытуемым. Кроме того, эта подпрограмма определяет ценностную ориентацию субъекта на хищные или нехищные ценности в каждой зоне ЦПСЛ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процедура тахистоскопического определения личностно значимых ценностей осуществляется двумя способами:

• путем симультанной тахистоскопической экспозиции эмпирически значимых хищных и нехищных ценностей;

• с помощью сукцессивной тахистоскопической экспозиции этих же ценностей.

В первом случае фиксируется список личностно значимых хищных или стадных ценностей общественной подструктуры ЦПСЛ (профиль антропо-психологической идентификации), во втором случае для родовой подструктуры ЦПСЛ (профиль антропо-психологической идентичности).

Индивидуальный список личностно значимых хищных и нехищных ценностей, определенных с помощью симультанной тахистоскопической процедуры, используется в методике психологической диагностики общественного ценностно-потребностного профиля антропо-психологической идентификации субъекта путем симультанной тахистоскопической экспозиции личностно значимых хищных или нехищных ценностей.

Набор личностно значимых для субъекта ценностей, выявленных путем сукцессивной тахистоскопической экспозиции, предназначен для того, чтобы использоватьв качестве стимульного материала психологической диагностики родового ценностно-потребностного профиля антропо-психологической идентичности путем сукцессивной тахистоскопической экспозиции личностно значимых хищных или нехищных ценностей.

Процедура экспериментально-психологической диагностики общественного ценностно-потребностного профиля антропо-психологической идентификации путем симультанной тахистоскопической экспозиции личностно значимых хищных и нехищных ценностей («Тахистоскоп») состоит в том, что испытуемому в визуализированной вербальной форме одновременно предъявляются восемь

ценностей. А процедура диагностики родового ценностно-потребностного профиля антропо-психологической идентичности путем сукцессивной тахистоскопической экспозиции личностно значимых хищных и нехищных ценностей («Калейдоскоп») состоит в том, что испытуемому в визуализированной вербальной форме последовательно предъявляются восемь ценностей, которые были определены как значимые ценности. Испытуемый должен назвать слово, которое ему удалось опознать, а экспериментатор фиксирует названное слово. Всего в эксперименте 64 экспозиции - каждая личностно значимая ценность должна быть представлена в разном цвете в разных точках визуального поля с тем, чтобы обеспечить одинаковую вероятность опознания каждой ценности и каждого цвета.

Тест «Калейдоскоп» может быть запущен только после выполнения «Тахистоскопа», потому что «Система ...» автоматически определяет перцептивный тип обследуемого, который диагностируется по времени, затраченному на выполнение этих двух тахистоскопических тестов. Если лучше и быстрее выполняется «Тахистоскоп», то определяется симультанный (синтетический) тип, если, наоборот, обследуемый лучше и быстрее справляется с «Калейдоскопом», констатируется сукцессивный (аналитический) перцептивный тип. В случае одинаково быстрого и качественного выполнения обоих тестов определяется универсальный тип. Проблемный перцептивный тип фиксируется в случае одинаково медленно выполненных тестов «Тахистоскоп» и «Калейдоскоп».

Эксперимент заканчивается сознательными цветовыми ассоциациями обследуемого на каждую из 8 личностно значимых хищных или нехищных ценностей.

После выполнения всех экспериментальных процедур испытуемому предлагается ответить на несколько вопросов с целью оценки его актуального психофизиологического состояния на момент обследования:

1. Сколько времени (в часах) Вы голодаете?

2. Как давно (сколько часов назад) Вы последний раз утолили жажду?

3. Сколько часов Вы сегодня спали?

4. Как часто (сколько раз в месяц) Вам снятся эротические сны?

5. Сколько времени (в часах) прошло с момента Вашего пробуждения?

6. Как давно (сколько дней назад) Вы в последний раз занимались сексом?

7. Как долго (сколько минут) продолжался эксперимент от начала до конца?

Эти вопросы уточняют время, в течение которого были фрустрированы

основные психобиологические потребности субъекта. Кроме того, испытуемому предлагается дать субъективную оценку общей продолжительности эксперимента. Информация, полученная в результате этого экспресс-опроса используется для уточнения и объективной интерпретации данных тахистоскопических экспериментов. Субъективная оценка продолжительности обследования необходима для определения степени заинтересованности испытуемого процессом исследования: чем она меньше реально затраченного на эксперимент времени, тем выше степень мотивированности обследуемого.

Время проведения эксперимента от 15 до 30 мин., все зависит от количества ошибок, которые совершил испытуемый. Например, если испытуемый пропускал экспозицию, то компьютерная программа автоматически ее повторяла, а если называли слово, которого не было на экране, реакция игнорировалась и экспозиция дублировалась.

По результатам эксперимента строится индивидуальный профиль общественных и родовых ценностей обследуемого (Морогин. 2007, 2008, 2009, 2015).

Результаты. В рамках научной тематике обратимся к проблеме этноса. Человек является носителем целой системы антропологических и психологических признаков, которые передавались из поколения в поколение.

Как известно, хакасы и тувинцы принадлежат к тюркской группе, поэтому, следует дать определение тюркским народам. В этнопсихологическом словаре тюркские народы обозначены как «люди с четко выраженным чувством национального достоинства. Они сплоченные и дружные. Уважение к своему народу - его истории, традициям, представителям».

О хакасах говорится: «хакасы - стойкие в достижении поставленных целей, неприхотливые, умеренные и выносливые, уважение к достоинству представителей других этнических общностей, стремление строить с ними взаимовыгодные отношения. Вместе с тем, достаточно неуступчивые, резкие в суждениях и поступках», «тувинцы - характерна большая работоспособность, настойчивость, старательность и выносливость, стремление к четкой организации труда, выполнение своих обязанностей в строгом соответствии с поставленными задачами и продуманными планами» (Крысько, 1999: 81; 48).

Психологическая особенность хакасов, тувинцев и в целом тюркских народов - это чувство единой национальной принадлежности, сплоченности, эмоциональная поддержка его членов и готовность прийти на выручку, уважение к своему народу, а именно его истории, представителям и традициям, стойкие в достижении поставленных целей, настойчивые, характерна высокая работоспособность.

Для исследования ценностно-потребностной сферы личности тувинского и хакасского этносов использовалась методика антропо-психологической идентификации и идентичности «Антропо-Психологическая Диагностика», разработанная В.Г. Морогиным. Нами проведен анализ данных экспериментально-психологического исследования ценностных зон общественной и родовой подструктуры ЦПСЛ хакасского и тувинского этносов по алгоритму, разработанному В.Г. Моро-гины мы получили следующие результаты.

ао - Антропо-психологическая идентификация Эго - Эгоизм-Альтруизм

ста - Стадная ценностная ориентация Экз - Лояльность-Экстремизм

хищ - Хищная ценностная ориентация Афи - Филантропия-Мизантропия

тув - Тувинский этнос Ког - Посредственность-Талантливость

хак - Хакасский этнос Рит - Подчинение-Автономность

Гед - Гедонизм-Аскетизм Тра - Подражание-Креативность

Без - Тревожность-Спокойствие

liUlLal

аоГед аоБез аоЭго аоЭкз аоАфи аоКог аоРит аоТра

тувхищ хакхищ

Рисунок 1 - 2. Антропо-психологическая идентификация представителей хакасского и тувинского этносов с ориентацией на стадные и хищные ценности

На рисунке 1 представлены показатели антропо-психологической идентификации тувинцев и хакасов со стадной ценностной ориентацией. Серьезных различий в общественной подструктуре ЦПСЛ этих групп не обнаруживается, однако, следует отметить, что «стадно» ориентированные хакасы имеют более выраженные, в сравнении с тувинцами, мотивационные установки в гедонистической, эго-зоне, а также зоне безопасности, что обусловлено ориентацией на получение удовольствия, проявление альтруизма, а также склонностью переживать тревожные состояния.

В группе тувинцев фиксируется более выраженная тенденция в афилиатив-ной, экзистенциальной, ритуальной и трансцендентальной зонах общественной подструктуры ЦПСЛ к ориентации на межличностное позитивное взаимодействие, лояльность в отношении государства и власти, проявлению склонности к ритуальному поведению и подражанию.

У тувинцев с хищной ценностной ориентацией ярче, по сравнению с хакасами, проявляется хищная тенденция в зоне безопасности, эго- и трансцендентальной зоне антропо-психологической идентификации. Эти особенности могут проявиться и скорее всего, проявятся в реальном социальном поведении. Они будут носить характер крайней эгоистичности, склонности к подражанию и при этом в их поведении не будет признаков беспокойства и тревоги.

В структуре антропо-психологической идентификации хакасов с хищ-

ной ценностной ориентацией наблюдается высокая, по сравнению с представителями тувинского этноса, склонность к аскетизму, которая также может проявиться в реальном социальном поведении в форме различных выступлений против власти и государства. При этом приобретенный в процессе социального научения аскетизм в этой группе будет поддерживать способность преодолевать значительные трудности, которые могут возникнуть на пути достижения поставленной цели.

Таким образом, профили антропо-психологической идентификации представителей тувинского и хакасского этносов со стадной ориентацией имею гораздо больше сходства, нежели различий. Хакасы чуть более альтруистичны, склонны к получению удовольствия, и переживанию тревожных состояний.

Антропо-психологическая идентификация хакасского этноса отличается более выраженным, по сравнению с тувинцами, гедонизмом, в то время как для тувинского этноса более характерна склонность принимать нестандартные поведенческие решения, эгоизм и при этом способность сохранять спокойствие в критических ситуациях.

14 12

10

арГед арБез арЭго арЭю арЛфи арКог арРит арТра

■ туе ста ■ хак ста

ар - Антропо-психологическая идентичность Эго - Эгоизм-Альтруизм

ста - Стадная ценностная ориентация Экз - Лояльность-Экстремизм

хищ Хищная ценностная ориентация Афи - Филантропия-Мизантропия

тув - Тувинский этнос Ког - Посредственность-Талантливость

хак - Хакасский этнос Рит - Подчинение-Автономность

Гед - Гедонизм-Аскетизм Тра - Подражание-Креативность

Без - Тревожность-Спокойствие

Рисунок 3 - 4. Антропо-психологическая идентичность представителей хакасского и тувинского этносов с ориентацией на стадные и хищные ценности

Сравнивая антропо-психологическую идентичность (родовая подструктура ЦПСЛ) этнически чистых представителей тувинского и хакасского этносов с ориентацией на стадные ценности (рисунок 3) следует, прежде всего, отметить значительное сходство этих структур. Различия можно увидеть в том, что у тувинцев сильнее, чем у хакасов проявляется тенденция к подражанию (трансцендентальная зона общественной подструктуры ЦПСЛ), а также ориентация на гедонистичекие ценности. У хакасов сильнее выражена склонность к позитивному межличностному взаимодействию.

В целом структура профилей антропо-психологической идентичности тувинцев и хакасов со стадной ценностной ориентацией гораздо более ровная, чем структура аналогичных профилей антропо-психологической идентификации, что может свидетельствовать о том, что не только родовые предпосылки, но и социальные влияния участвуют в формировании реальных форм социального поведения.

В родовой подструктуре ЦПСЛ (антропо-психологическая идентичность) тувинцев и хакасов, ориентированных на хищные ценности, различий гораздо больше. У хакасов, по сравнению с тувинцами явно преобладает трансцендентальная мотивация, которая потенциально может проявиться в виде нестандартных поведенческих решений. Профиль антропо-психологиче-ской идентичности тувинцев характеризуют иные особенности. Прежде всего - это природная склонность к интеллектуализации поведения и выраженный врожденный эгоизм.

Таким образом, профили антропо-психологической идентичности тувинцев и хакасов со стадной ценностной ориентацией оказались весьма сходными, отличаясь лишь немного более выраженной мотивационной тенденцией тувинцев к подражанию и гедонизму, а хакасов - к позитивному межличностному взаимодействию. Хищная ценностная ориентация тувинцев и хакасов дает более заметные различия. У хакасов, по сравнению с тувинцами, явно преобладает трансцендентальная мотивация. Для тувинского этноса характерна природная склонность к интеллектуализации поведения, врожденный эгоизм.

Заключение. Для современной отечественной науки изучение ценностей и потребностей имеет особое значение, поскольку Российская Федерация является поликультурным государством, которое имеет множество этнических

групп, обладающих культурным своеобразием, уникальной и самобытностью. Этносы современной России имеют богатый опыт совместного сосуществования.

Основой проведенного исследования стала концепция ценностно-потреб-ностной сферы личности, как иерархии индивидуальных потребностей, формирующихся в течение всей жизни. Целью исследования было выявление этноспе-цифических особенностей струтктуры ЦПЛС тувинского и хакасского этносов. По результатам исследования установлено, что профили антропо-психологической идентификации представителей тувинского и хакасского этносов со стадной ориентацией имеют гораздо больше сходства, нежели различий. Хакасы чуть более альтруистичны, склонны к получению удовольствия, и переживанию тревожных состояний. Антропо-психологическая идентификация хакасов с ориентацией на хищные ценности отличается более выраженным, по сравнению с тувинцами, гедонизмом, в то время как для тувинцев более характерна склонность принимать нестандартные поведенческие решения, эгоизм и при этом способность сохранять спокойствие в критических ситуациях.

Профили антропо-психологической идентичности тувинцев и хакасов со стадной ценностной ориентацией также оказались весьма сходными, отличаясь лишь немного более выраженной мотивационной тенденцией тувинцев к подражанию и гедонизму, а хакасов - к позитивному межличностному взаимодействию. У хакасов с ориентацией на хищные ценности, по сравнению с тувинцами, явно преобладает трансцендентальная мотивация. Для тувинцев характерна природная склонность к интеллектуализации поведения, врожденный эгоизм.

Список литературы

1. Гусева,Т.Б. Структура ценностно-потребностной сферы личности русской и хакасской молодежи: дис. ...канд.псих.наук: 19.00.05. / Т.Б. Гусева. - Абакан, 2010. - С. 161.

2. Крысько, В.Г. Этнопсихологический словарь / В.Г. Крысько, С.Ю. Иванников, ГН. Волков и др. -М.: МПСИ, 1999. - 343 с.

3. Морогин, В.Г. Антропо-психологические основания ценностно-потребностной диагностики предрасположенности к коррупции. Часть II. Ценностно-потребностная диагностика человеческих видов, предрасположенных к коррупции // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - Абакан: Издательство Чупров Леонид Федорович, 2016. - С.162-178.

4. Морогин, В.Г. Ценностно-потребностная методология антропо-психологической предрасположенности к различным формам коррупционного поведения // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - Абакан: Издательство Чупров Леонид Федорович, 2018. - С.64-101.

5. Морогин, В.Г. Идентичность в контексте ценностно-потребностной сфере человека / В.Г. Морогин, В.А. Мазилов, К.В. Морогина // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №4. - Том I. - С. 313-321.

6. Морогин, В.Г. Антропо-психологические основания ценностно-потребностной диагностики предрасположенности к коррупции // Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы. Материалы VI Международного молодежного научно-культурного форума (21-23 марта 2016 г.) / под науч. Ред. Л.В. Ахметовой. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016. - С.341-347.

7. Морогин, В.Г. Идентификация и идентичность // Сознание человека: традиционно устойчивые модели жизни этноса и эволюция: материалы международного конгресса по этнической психологии, 3 июля - 7 июля 2012, г. Кызыл /Под редакцией Н.О. Товуу, К.А. Сат. - Кызыл, 2013. - С.69-89.

8. Морогин, В.Г. Концепция и методология исследования ценностно-потребностной сферы личности // Вестник ТГПУ. - Томск, 2007. - С.27-48.

9. Морогин, В.Г. Методы психологического исследования структуры и содержания ценностно-по-требностной сферы личности // I Сибирский психологический форум «Психологическое исследование: теория, методология, практика». - Томск, 2008. - С.72-82.

10. Морогин, В.Г Психологическая концепция идентичности. Сибирский педагогический журнал. -2011. - №11.- С. 233-254.

11. Морогин, В.П Теория и методология экспериментально-психологического исследования цен-ностно-потребностной сферы личности. Часть 1. // Социальный психолог - 2007. - Вып. 1 (13). - С.27-39.

12. Морогин, В.П. Теория и методы исследования ценностно-потребностной сферы личности // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - 2009. - №3. - С.12-28.

13. Морогин, В.П. Методологические основы исследования коррупции: ценностно-потребностный подход / Морогин В.П., А.А. Ширяева, В.А. Мазилов // Методология современной психологии. Вып. 5. / Сб. под ред. В.В. Козлова, А.В. Карпова, В.А. Мазилова, В.Ф. Петренко. - М.-Ярославль: ЯрПУ; ЛКИИСИ РАН; МАПН, 2015. - С. 113-146.

14. Ожегов,С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов,Н.Ю. Шведова- М.: ИТИ Технологии, Изд. 4-е, доп., 2006. - 944 с.

References

Guseva, T.B. Strukturacennostno-potrebnostnojsfery' lichnostirusskoj i xakasskojmolodezhi: dis. ...kand.

psix.nauk: 19.00.05. / T.B. Guseva. - Abakan, 2010. - S. 161. Kry's'ko, V.G. E'tnopsixologicheskijslovar' / V.G. Kry's'ko, S.Yu. Ivannikov, G.N. Volkov i dr. - M.: MPSI, 1999. - 343 s.

Morogin, V.G. Antropo-psixologicheskieosnovaniyacennostno-potrebnostnojdiagnostikipredra

spolozhennosti k korrupcii. Chast' II. Cennostno-potrebnostnayadiagnostikachelovecheskixvid ov, predraspolozhenny'x k korrupcii // Vestnikpopedagogike i psixologiiYuzhnojSibiri. - Abakan: Izdatel'stvoChuprov Leonid Fedorovich, 2016. - S.162-178. Morogin, V.G. Cennostno-potrebnostnayametodologiyaantropo-psixologicheskojpredraspolozhennos ti k razlichny'mformamkorrupcionnogopovedeniya // Vestnikpopedagogike i psixologiiYuzhnojSibiri.

- Abakan: Izdatel'stvoChuprov Leonid Fedorovich, 2018. - S.64-101.

Morogin, V.G. Identichnost' v kontekstecennostno-potrebnostnojsferecheloveka / V.G. Morogin, V.A.

Mazilov, K.V. Morogina // Yaroslavskijpedagogicheskijvestnik. - 2013. - №4. - Tom I. - S. 313-321. Morogin, V.G. Antropo-psixologicheskieosnovaniyacennostno-potrebnostnojdiagnostikipredraspolozhen nosti k korrupcii // Obrazovanie v e'tnopolikul'turnojsrede: sostoyanie, problemy', perspektivy'. Materialy' VI Mezhdunarodnogomolodezhnogonauchno-kul'turnogoforuma (21-23 marta 2016 g.) / pod nauch. Red. L.V. Axmetovoj. - Tomsk: Izdatel'stvoTomskogogosudarstvennogopedagogichesk ogouniversiteta, 2016. - S.341-347. Morogin, V.G. Identifikaciya i identichnost' // Soznaniecheloveka: tradicionnoustojchivy'emodelizhiznie' tnosa i e'volyuciya: materialy' mezhdunarodnogokongressapoe'tnicheskojpsixologii, 3 iyulya - 7 iyulya 2012, g. Ky'zy'l /Pod redakciej N.O. Tovuu, K.A. Sat. - Ky'zy'l, 2013. - S.69-89. Morogin, V.G. Koncepciya i metodologiyaissledovaniyacennostno-potrebnostnojsfery' lichnosti //

Vestnik TGPU. - Tomsk, 2007. - S.27-48. Morogin, V.G. Metody' psixologicheskogoissledovaniyastruktury' i soderzhaniyacennostno-potrebnos-tnojsfery' lichnosti // I Sibirskijpsixologicheskij forum «Psixologicheskoeissledovanie: teoriya, metodologiya, praktika». - Tomsk, 2008. - S.72-82. Morogin, V.G. Psixologicheskayakoncepciyaidentichnosti. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. - 2011.

- №11.- S. 233-254.

Morogin, V.G. Teoriya i metodologiyae'ksperimental'no-psixologicheskogoissledovaniyacennostno-potrebnostnojsfery' lichnosti. Chast' 1. // Social'ny'jpsixolog. - 2007. - Vy'p. 1 (13). - S.27-39. Morogin, V.G. Teoriya i metody' issledovaniyacennostno-potrebnostnojsfery' lichnosti //

Gumanitarny'enauki i obrazovanie v Sibiri. - 2009. - №3. - S.12-28. Morogin, V.G. Metodologicheskieosnovy' issledovaniyakorrupcii: cennostno-potrebnostny'jpodxod / Morogin V.G., A.A. Shiryaeva, V.A. Mazilov // Metodologiyasovremennojpsixologii. Vy'p. 5. / Sb. pod red. V.V. Kozlova, A.V. Karpova, V.A. Mazilova, V.F. Petrenko. - M.-Yaroslavl': YarGU; LKIISI RAN; MAPN, 2015. - S. 113-146. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Tolkovy'jslovar' russkogoyazy'ka / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova -M.: ITI Texnologii, Izd. 4-e, dop., 2006. - 944 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.