УДК 316.334.2
Рассматриваются молодые работники как особая категория трудовых ресурсов, которая характеризуется с позиции их ценностно-мотивационных ориентаций. Анализируются изменения отношения к труду и ценностям профессиональной деятельности, происходящие под влиянием социально-экономических трансформаций. Показана особая роль теории поколений («Strauss-Howe generational theory»), рискологической парадигмы, концепции «job matching» в исследовании отношения молодежи к труду в условиях макроинституциональных процессов.
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ
© 2014 г. О.А. Троицкая
Троицкая Ольга Андреевна -аспирант,
факультет социологии и политологии, Южный федеральный университет, пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: [email protected].
Department of Sociology and Political Science, Southern Federal University, M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038. E-mail: [email protected].
Troitskaya Olga Andreyevna -Post-Graduate,
Ключевые слова: молодые работники, ценности, макро-институциональные процессы, социально-экономические изменения, неопределенность, теория поколений.
In this article, young workers, as a special category of labour resources are characterized from the viewpoint of their value-motivational orientations. The author considers changing the attitudes and values of the professional activity occurring under the influence of socio-economic changes. The author shows the particular role of the theory of generations («Strauss -Howe generational theory»), risk paradigm, the concept of «job matching» in the study of the attitude of the youth to work in an environment of macro-institutional processes.
Keywords: young workers, values, macro-institutional processes, socio-economic change, uncertainty, theory of generations.
Молодые работники - это ключевая группа трудового населения страны. Именно от них зависят ее благополучие и социально-классовая структура в будущем. Цель данной статьи - охарактеризовать интересующую нас категорию трудовых ресурсов с точки зрения ее ценностно-мотивационных ориентаций. Для этого необходимо, во-первых, определить, кого следует относить к молодым работникам.
По мнению некоторых ученых, в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [1]. «Официально» принятыми возрастными рамками в нашей стране является период с 14 до 30 лет [2]. В контексте данного исследования считаем целесообразным понимать под молодыми работниками совершеннолетних граждан Российской Федерации, полноценно включенных в общественную систему разделения труда в возрасте 18 - 30 лет. Несмотря на то, что в этот диапазон входят молодые люди, различающиеся по своим жизненным стратегиям, ценностям, полу, уровню образования и т.д., их объединяют особое социальное положение и социально-психологические характеристики.
Во-вторых, считаем необходимым рассмотреть социальные изменения в среде молодежи в контексте макроинституциональ-ных процессов. Применение данной стратегии актуально именно сегодня - во время продолжающегося перелома в общественной жизни и формирования абсолютно новых укладов.
Хронологические рамки исследования -это период с 1981 по 2013 г., который включает в себя появление и жизнедеятельность современных молодых работников (поколение «игрек» или «миллениалы»), а также со-
циально-экономические и политические реформы в нашей стране.
Действительность показывает, что исследуемая категория испытывает самые значительные трудности на рынке труда. Это - нехватка рабочих мест, нечистоплотное поведение работодателей (например, стремление сэкономить на оплате труда молодых работников и другие способы дискриминации) и как следствие - высокий уровень безработицы. Наибольшие препятствия с трудоустройством - у выпускников образовательных учреждений, выходящих на рынок труда.
Молодые работники как отдельная категория трудовых ресурсов обладают своими специфическими особенностями. Это очень мобильная социальная группа, сравнительно легко адаптирующаяся к изменениям, обучаемая и гибкая. В то же время ее слабыми сторонами являются отсутствие или недостаточное количество практического опыта, навыков и знаний.
Молодежь в отличие от работников старших возрастов обладает более высоким уровнем трудовой мобильности, который сопровождается зачастую довольно коротким сроком нахождения на конкретном рабочем месте. Данное поведение можно объяснить с помощью концепции под названием «job matching» (термин американского экономиста сербского происхождения B. Jovanovic). Концепция объясняет частые перемещения работников от работодателя к работодателю стремлением повысить уровень соответствия собственных профессиональных навыков, образования, предпочтений требованиям определенной трудовой деятельности [3]. В каком-то смысле это познание своих склонностей, «поиск себя».
Начиная с 1985 г., по единодушному мнению ученых, и по сей день в России продол-
жается формирование новых систем и отношений на фоне ломки прежних политических и социально-экономических порядков. Неустройство российского общества, противоречивость и нестабильность сегодняшнего мира молодые граждане ощущают на себе в полной мере. Изучение влияния общественных процессов на молодежь, которые протекают в обстановке неопределенности, осуществляется в русле рискологической парадигмы [4]. Под риском понимается явление, присущее жизнедеятельности и ее условиям в обстановке перехода от неопределенности к определенности, и наоборот. Риск сегодня приобрел перманентную форму, перестав быть ситуационным явлением, а значительная часть молодежи не только приняла и усвоила «культуру» риска, но теперь и воспроизводит ее. В поведении молодых людей риск стал не только приобретать доминантную форму, но и характеризовать молодежь наряду с другими значимыми факторами как социальную группу во всех сферах жизни.
Наконец, в-третьих, мы должны обозначить наиболее важные особенности изменения отношения к труду и ценностям профессиональной деятельности под влиянием социально-экономических процессов.
Ценности человека являются своеобразным ориентиром, детерминирующим его мотивацию и поведение. М. Вебер писал: «...ценности вообще, служат фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности всей социальной системы» [5]. Особое место они занимают в жизни молодых людей, так как влияют на процесс формирования мировоззрения и социализацию.
На протяжении различных исторических эпох и в жизни отдельных поколений ценности видоизменялись и трансформировались. Сегодня во время фундаментальных политических и социально-экономических преобразований, происходящих в России, важно понимать, как меняются ценности молодого поколения.
Приведем результаты нескольких исследований. В 1997 г. был проведен социологический опрос на тему «Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?». Из его результатов видно, что среди жизненных целей молодежи преобладают материальные, прагматические - 21 % опрошенных хочет «стать обладателем дорогих вещей».
Работа занимает в рейтинге целей третье место (12 %), семья - четвертое (11,3 %) [6]. Иную картину представляют исследования более позднего времени (2012 г.). На первом месте среди жизненных ценностей находится биосоциальная среда молодого гражданина (семья, здоровье, друзья, образование). Материальная переместилась на второе (деньги, работа, карьера) [7]. Ряд опросов, проводившихся в мониторинговом режиме, свидетельствуют о том, что ценность самого труда девальвировалась в 90-х гг., а к концу 90-х ее значимость стала возрастать [4]. При этом на сегодняшний день среди российской молодежи есть довольно значительная по своим размерам группа (более 20 %), представителям которой труд не нужен как способ жизненного самоопределения (или пока не определились с этим вопросом).
Считаем, что ценности людей необходимо рассматривать в контексте особенностей тех поколений, к которым они принадлежат. Поведение человека детерминировано целым набором ценностей, который также имеет многоуровневую систему (общемировой, национальный, личный, профессиональный и т.д.). Ценности поколения - одни из самых значительных.
Сегодня рынок труда пополняется молодыми людьми, рожденными в последнее 20-летие прошлого столетия. Согласно теории поколений («Strauss-Howe generational theory»), молодежь, родившаяся после 1980 г., получила название поколения Y (поколение «игрек», millennials или «миллениалы», «поколение некст» и т.д.) [8].
Российское поколение миллениум не только наблюдало финансовые трудности своих родителей в 80 - 90-х г., но и на собственном опыте пережило рецессию 2008 - 2009 гг., которая отразилась на его экономических перспективах.
Сегодня работодатели проявляют обеспокоенность тем, что новую молодежь сложно замотивировать «старыми», привычными способами. По мнению экспертов, миллениалы стремятся идти в ногу со временем, заинтересованы в успехе, им нравится применять новые технологии. Они ценят возможность работать по гибкому графику и, не делая трудовую деятельность центральной ценностью, стремятся «встроить» ее в свою жизнь [9].
Молодые работники поколения «игрек», по прогнозам исследователей, будут часто сменять места работы. Они хотят получить более широкий опыт в тех сферах, где им интересно работать, а понимание успеха для молодежи обретает новый смысл: это возможность реально влиять на события, разнообразие эмоционального опыта, в меньшей мере - материальные ценности, власть и престижная работа [10].
Ощущение неопределенности, эфемерности и непостоянства бытия порождают высокую ценность именно содержания трудовой деятельности для современных молодых работников, как и стремление к быстрым результатам, вознаграждению «здесь и сейчас». Приведем данные мониторинга, проводившегося в среде современного студенчества. Главным мотивом выбора студентами будущей профессии является желание удовлетворить свой интерес к определенной деятельности, далее располагается престижность профессии. И лишь на пятом месте находится уровень оплаты труда по выбранной специальности. По итогам двух опросов, проведенных в 2006 и 2011 гг., иерархия мотивов выбора профессии практически не изменилась [10].
Исходя из результатов современных исследований российских и зарубежных ученых, мы можем сделать вывод, что бытующее в массовом сознании мнение о том, что молодежь «не хочет работать», не находит безоговорочных подтверждений. А потребность данной социально-демографической категории в достойной заработной плате не следует толковать только как прихоть, стремление к потреблению как ценности и т.п. Необходимость обеспечить базовые жизненные условия - жилье, питание, поддержание здоровья и т.д. - является объективной. Также нужно учесть, что обществом и самими работниками уровень вознаграждения за труд воспринимается как мера ценности и престижности той или иной профессии.
Противоречивость результатов различных российских исследований может быть осознана, если мы обратимся к известным зарубежным теориям мотивации (Маслоу, Герцберг),
Поступила в редакцию
теории поколений, о которой мы говорили подробно, а также концепции «job matching». Для современной молодежи финансовые средства не являются самоцелью. А трудовая деятельность все больше рассматривается как способ «найти себя», самоутвердиться, заниматься интересным делом.
Поведение молодежи в профессиональной среде отражает ее готовность к риску, индиви-дуалистичность, а также стремление к типу -«человек, сам себя делающий».
Литература
1. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб., 1996. 361 с.
2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации 18.12.2006 г. № 1760-р.
3. Jovanovic B. Job Matching and the Theory of Turnover // Journal of Political Economy. 1979. October. P. 972 - 990.
4. Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестн. РАН. 1998. Т. 68, № 6.
5. Цит. по: Головатый Н.Ф. Социология молодежи: курс лекций. Киев, 1999. 224 с. URL: http://www.socioline.ru (дата обращения: 19.12.2013).
6. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска: 2-е изд. М., 2003. 231 с.
7. Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М., 2013. 93 с.
8. Howe N., Strauss W. Millennials rising: the next great generation. Vintage Books. 2000. URL: http://books.google.ru/books?id=vmNkJ9oYc2IC (дата обращения: 19.12.2013).
9. Пушкина Л. Люди Игрек. // Санкт-Петербургские ведомости. 2012. Вып. 43. URL: http://spbvedomosti.ru/article.htm?id=10286278@SV _Articles (дата обращения: 19.12.2013).
10. Тарасенко Л.В., Нор-Аревян О.А. Специфика профессиональной социализации современного российского студенчества (на примере вузов Ростовской области). Азов, 2013. 155 с.
11 февраля 2014 г.