УДК 331.101.3
РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Ю. Ю. Рассыпнова, доцент; Н. Н. Бекренева, канд. экон. наук, доцент; Н. М. Гурьянова, канд. экон. наук, доцент
ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, Россия, e-mail: [email protected]
В последнее время внимание ученых все чаще акцентируется на проблеме мотивации нового поколения. На российский рынок труда сейчас массово выходит поколение, рожденное в 1990-е годы. Большей части этого поколения свойственна смесь амбиций с пассивностью и дезориентацией. Это прямое отражение положения дел в нашей стране. Поэтому вопрос о системе ценностей нового поколения является очень актуальным. Проект, выполняемый коллективом авторов на базе ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, предполагает определение уровня развития трудовой мотивации работников сельского хозяйства. Один из важнейших этапов проекта - мониторинг ведущих мотивов профессиональной деятельности. Для исследования был использован опросник Л. А. Верещагиной. В исследовании принимали участие учащиеся старших классов школ г. Пензы, студенты ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ и сотрудники различных организаций г. Пензы. Исследование подтверждает вывод о том, что развитие трудовой мотивации на разных стадиях человеческой жизни - это постоянный поиск оснований для повышения чувства собственного достоинства, не зависимо от того, к какому поколению человек принадлежит.
Ключевые слова: мотив, мотивация, стимул, интерес, профессиональное самоопределение, профессиональная мотивация, модели поведения, теория поколений.
Введение.
Проблемы мотивации труда в жизни любого общества имеют несомненную важность. В последнее время не утихают жалобы на недостаточную готовность нового поколения к достижению высоких результатов. Говоря о новом поколении, подразумевают тех людей, которым сейчас менее 35 лет. Вопрос о том, становится ли прежняя система мотивации для них до такой степени непривлекательной, что она уже не мотивирует их к более упорному труду, является очень актуальным.
Цель исследования - изучение проблемы трудовой мотивации нового поколения.
В рамках исследования были решены следующие задачи:
изучение роли трудовой мотивации в жизни человека;
изучение профессиональной мотивации нового поколения;
определение ведущих мотивов профессиональной деятельности на разных стадиях человеческой жизни;
выявление различий трудовой мотивации на разных стадиях человеческой жизни.
Роль интереса в труде, связь продуктивности трудовой деятельности человека с его отношением к труду и профессиональным утомлением стали предметом исследования английских психологов с момента образования в 1918 г. Института индустри-
альной психологии в Лондоне (директор Чарльз Майерс). В журнале этого института «Human factors» за 1924 г. был поставлен вопрос о том, как соотносятся удовлетворенность работой и продуктивность [2].
Стимулирование труда, являющееся неотъемлемой частью мотивационного процесса на предприятии, подразумевает материальные поощрения работникам и реализуется через систему оплаты труда, а также различные бонусы, премии.
Цели организации отличаются от целей ее работников. Соответственно возникает проблема: каким образом «заставить» работников эффективно трудиться в этой организации? Очевидно, что для этого следует каким-то образом цели организации и сотрудников совместить.
Теории мотивации подразделяют на две группы: теории содержания мотивации и теории процесса мотивации.
Наиболее известными теориями содержания мотивации являются иерархия потребностей А. Маслоу и теория факторов удовлетворенности / неудовлетворенности работой Ф. Герцберга.
Конкретным мотиваторам деятельности человека в теориях процесса мотивации внимание не уделяется. В теориях процесса мотивации утверждается, что общих для всех мотиваторов не существует, все они носят индивидуальный характер, а человека к действию побуждают не-
Нива Поволжья № 4 (45) ноябрь 2017 121
которые процессы. Например, осознание реальности достижения собственных целей в теории ожиданий В. Врума или верной оценки руководством результатов своей работы в теории справедливости.
Методы и результаты исследования.
Наиболее распространенными методами исследования мотивационных образований личности являются интервью, опросники. Для исследования нами был использован опросник ведущих мотивов профессиональной деятельности Л. А. Верещагиной [6]. Методика, предназначенная для изучения мотивов профессиональной деятельности условно, выделяет четыре основные группы мотивов:
- мотивы собственно труда;
- мотивы социальной значимости труда;
- мотивы самоутверждения в труде;
- мотивы профессионального мастерства.
Для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности были опрошены учащиеся старших классов школ г. Пензы, студенты ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ и сотрудники различных организаций г. Пензы. Все опрошенные были разделены на три группы: школьники, студенты и работающие. Исследование было проведено в сентябре - декабре 2016 г.
Представим в таблице 1 исходные данные по выборке опрошенных для изучения мотивов профессиональной деятельности.
Таблица 1
Исходные данные по выборке опрошенных для изучения мотивов профессиональной деятельности
Группа опрошенных Количество человек, принявших участие в опросе
Школьники 157
9 класс (15 лет) 68
10-11 классы (16-17 лет) 89
Студенты (18-21 лет) 87
Работающие (24-60 лет) 21
Итого 265
Показателем развития самостоятельности у ребенка в раннем детстве является знаменитое «я сам!». У подростка стремление освоить разные средства деятельности все больше направлено на утверждение себя сначала среди сверстников-одноклассников, а затем и среди взрослых. Важнейшей основой трудовой мотивации является развитие смысла деятельности, поэтому, вероятно, мотивы первой группы были проигнорированы, ни один учащийся не выбрал мотивы собственно труда [1, 2, 3].
■ мотивы собственно труда
■ мотивы социальной значимости труда мотивы самоутверадешга в труде
■ мотивы профессионального мастерства
Рис. 1. Результаты изучения мотивов профессиональной деятельности школьников, %
3
■ мотивы собственно труда
■ мотивы социальной значимости труда мотивы самоутвервдешыв труде
■ мотивы профессионального мастерства
Рис. 2. Результаты изучения мотивов профессиональной деятельности студентов, %
■ мотивы собственно трута
■ мотивы социальной значимости труда мотивы самоутверждения в труде
■ мотивы профессионального мастерства
Рис. 3. Результаты изучения мотивов профессиональной деятельности работающих, %
Рассмотрим на рисунках 1, 2 и 3 структуру мотивов профессиональной деятельности опрошенных.
Школьниками труд часто рассматривается как способ получения различных благ, с помощью которых подросток хотел бы самоутвердиться. Это подтверждают полученные данные. Школьники, выбравшие третью группу мотивов, составили 54,1 %.
В немалой степени такое отношение к труду сохраняется и у многих студентов. Хотя у студентов все большее значение приобретает интерес (склонность) к той деятельности, с помощью которой они собираются самоутвердиться в этом мире [4, 5, 6].
В результате исследования мотивы собственно труда выбрали 24,1 % студентов, мотивы социальной значимости труда -29,9 %, мотивы самоутверждения в труде -42,5 %, мотивы профессионального мастерства - 3,5 %.
У взрослых труд должен быть не только способом удовлетворения собственных потребностей, стремлений и смыслов, но и способом обеспечить своих родных и близких (детей, семью), а также престарелых родителей. Отношение к труду должно быть более ответственным. В нашем исследовании выявляется иная тенденция. Мотивы самоутверждения в труде выбрали 71,4 % взрослых работающих людей, мотивы профессионального мастерства -23,8 %, мотивы социальной значимости труда - 4,8 %.
Представим в таблице 2 совокупные результаты изучения мотивов профессиональной деятельности.
Конечно, можно было бы выделить группу действительно достойных людей (это могут быть люди, находящиеся на разных этапах своего развития, даже подростки). Для них труд - это способ делать добро окружающим. Но таких людей немного. В группе школьников - 14 %, в группе студентов - 29,9 %, в группе работающих - 4,8 %.
В начале 90-х годов прошлого века два американца - экономист, демограф Нейл Хоув и драматург, историк Вильям Штраус -независимо друг от друга изучали такой
популярный социальный феномен, как конфликт поколений. Они пришли к выводу, что модели поведения людей, принадлежащих к одному поколению, совершенно не похожи на модели поведения представителей поколения другого в пору того же возраста [7, 8]. Объединившись, исследователи в 1991 году написали книгу «Generations» («Поколения»). На основе этой и написанной чуть позже теми же авторами книги «The Fourth Turning» («Четвертое превращение») и родилась теория, известная сейчас как теория поколений.
Выводы
В общих чертах теория поколений показывает, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение. Человеческие ценности формируются под влиянием различных событий (общественных, политических, экономических, социальных, технологических) и воспитания в семье (что хорошо и плохо, что можно делать и что нельзя). Ученые проанализировали разные временные периоды и выявили группы качеств, присущих людям различных эпох [9, 14, 15].
В настоящее время идет бурная дискуссия на тему особенностей управления персоналом разных возрастов. Хотя за рубежом уже появляются статьи на тему «Различия между персоналом разного возраста - это миф». Например, недавно Джениффер Диал (Jennifer J. Deal) опубликовала книгу «Retiring the Generation Gap: How Employees Young & Old Can Find Common Ground». В ней она утверждает, что все поколения ценят и не любят одно и то же, потому что все они - люди. Дже-ниффер пишет:
- Все поколения имеют одинаковые ценности (например, семья).
- Все нуждаются в уважении (правда, под уважением они подразумевают разное, но в целом речь об одном и том же).
- Их лидеры должны быть заслуживающими доверие (они хотят доверять своим руководителям).
- Никто не любит изменений (то, что молодые любят изменения, а пожилые страшатся их - миф).
Таблица2
Совокупные результаты изучения мотивов профессиональной деятельности
Группа мотивов Группа опрошенных
Школьники (15-17 лет) Студенты (18-21 лет) Работающие (24-60 лет)
Мотивы собственно труда 0 24,1 0
Мотивы социальной значимости труда 14,1 29,9 4,8
Мотивы самоутверждения в труде 54,1 42,5 71,4
Мотивы профессионального мастерства 31,8 3,5 23,8
Нива Поволжья № 4 (45) ноябрь 2017 123
- Их лояльность зависит только от контекста (например, время, проведенное на работе, зависит вовсе не от возраста, а от уровня занимаемой должности).
- Все стремятся к знаниям и хотят обучаться (исследования показывают, что пожилые люди хотят учиться даже больше, чем молодые).
- Все хотят получать обратную связь
(вовремя и объективную) [10, 11, 12].
Наше исследование подтверждает эти выводы. В самом общем плане развитие трудовой мотивации на разных стадиях человеческой жизни - это постоянный поиск оснований для повышения чувства собственного достоинства, независимо от того, к какому поколению человек принадлежит.
Литература
1. Связь HR стратегии c теорией поколений 28 января 2008 г. / www. trainings. ru
2. Кочеткова, А. Минус игрек / А. Кочеткова // Бизнес журнал. - 2014. - № 2. - С. 66.
3. Позубенкова, Э. И. Гендерная асимметрия кадрового состава сельскохозяйственных организаций Пензенской области / Э. И. Позубенкова, Л. В. Немцова // Нива Поволжья. - 20l2. -№ 3(24). - С. 110-113.
4. Никифорова, Е. Н. Укрепление конкурентных позиций региона в обеспечении продуктами питания через улучшение количественно-качественных параметров производства / Е. Н. Никифорова, Н. М. Гурьянова // Нива Поволжья. - 2013. - № 1(26). - С. 94-97.
5. Мониторинг в управлении сельскими территориями / Е. Н. Никифорова, Г. Н. Кочетова, Н. В. Учаева и др. // Нива Поволжья. - 2012. - № 3(24). - С. 105-110.
6. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: учебное пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - 2-е изд. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2001. - 240 с.
7. Антипов, А. За икса не отвечаю / А. Антипов // В мире науки. - 2013. - № 3. - С. 75.
8. Howe, Neil Millennials Go to College: Strategies for a New Generation on Campus / Neil Howe, William Strauss, 2008. - Great Falls: LifeCourse Associates. ISBN 9780971260610
9. Перминов, И. X, Y, Z - конфликт поколений: миф или реальность? http://www. equipnet. ru
10. Пряжников, Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
11. Рассыпнова, Ю. Ю. Оценка социальной инфраструктуры территории размещения агробизнеса / Ю. Ю. Рассыпнова, Н. М. Гурьянова // Нива Поволжья. - 2016. - № 1(38). - С. 107-110.
12. Рассыпнова, Ю. Ю. Непрерывное образование: задачи и принципы / Ю. Ю. Рассыпнова, А. А. Кузнецов // Проблемы управления качеством образования: сборник статей XI Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ, 2016. - С. 73-77
13. Гурьянова, Н. М. Коучинг в системе адаптации персонала / Н. М. Гурьянова, Н. Н. Бекренева // Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики: сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2016. - С. 25-27.
14. Гурьянова, Н.М. Организационная культура как инструмент управления персоналом / Н. М. Гурьянова, Н. Н. Бекренева // Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики: сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2016. - С. 27-31.
15. Рассыпнова, Ю. Ю. Проблемы сельской молодежи и малый агробизнес / Ю. Ю. Рассыпнова // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сб. статей IV Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2016. - С. 69-72.
UDK 331.101.3
DEVELOPMENT OF LABOR MOTIVATION OF WORKERS OF AGRICULTURE AT THE DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONALIZATION OF THE PERSON
Yu. Yu. Rassypnova, assistant professor; N. N. Bekreneva, candidate of economic sciences, assistant professor; N. M. Guryanova, candidate of economic sciences, assistant professor
FSBEE HE Penza SAU, Penza, Russia, e-mail: rzyankina-natalya@yandex. ru
In recent years, scientific attention is focused increasingly on the problem of the motivation of the new generation. Large generation born in the 1990s is now coming to the Russian labor market. Most of this generation is characterized by a mixture of ambition with passivity and disorientation. This is a direct reflection of the state of affairs in our country.
Therefore, the problem of creating the value system of the new generation is very important. The project, executed by a group of authors on the basis of the FSBEE HE Penza SAU, involves determining the leading incentives of professional work in the sphere of agriculture. One of the most important stages of the project - monitoring of the leading incentives of professional activities. For the study purposes a questionnaire by L. A. Vereshchagina was used. To study the leading incentives of professional work the high school students of Penza schools, students of Penza State Agricultural Academy and staff of various organizations of Penza were interviewed. Among questions, four main groups are conditionally involved: the motives of their own labor, the motives of the social significance of labor, the motives of assertion in the labor motives of professional skills. The study confirms the conclusion that the development of labor motivation at different stages of human life - is a constant search for the reason for increasing self-respect, no matter to which generation a person belongs.
Key words: motive, motivation, incentive, interest, professional assertion, professional motivation, behaviors, generational theory.
References:
1. Relationship of HR strategy with the theory of generations January 28, 2008 / www. trainings. ru
2. Kochetkova, A. Minus Igrek / Business Journal. - 2014. - No. 2. - 66 p.
3. Pozubenkova, E. I. Gender asymmetry of the personnel structure of agricultural organizations of the Penza region / E. I. Pozubenkova, L. V. Nemtsova // Niva Povolzhya. - 2012. - № 3 (24). - P. 110113.
4. Nikiforova, Ye. N. Strengthening the region's competitive position in providing food through improving the quantitative and qualitative production parameters / Ye. N. Nikiforova, N. M. Guryanova // Niva Povolzhya. - 2013. - № .1 (26). - P. 94-97.
5. Monitoring in the management of rural areas / Ye. N. Nikiforova, G. N. Kochetova, N. V. Uchayeva et al. // Niva Povolzhya. - 2012. - № 3 (24). - P. 105-110.
6. Practical training on the psychology of professional activity and management: a textbook / ed. G. S. Nikiforov, M. A. Dmitriyeva, V. M. Snetkova. - 2 nd ed. - St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University, 2001. - 240 p.
7. Antipov, A. Za X, I do not answer / A. Antipov // The Journal of the World of Science. - 2013. -No. 3. - 75 p.
8. Howe, Neil Millennials Go to College: Strategies for a New Generation on Campus / Neil Howe, William Strauss, 2008. - Great Falls: LifeCourse Associates. ISBN 9780971260610
9. Perminov, I. X, Y, Z - the conflict of generations: myth or reality? Http://www. equipnet. ru
10. Pryazhnikov, N. S. Motivation of work: textbook for students of universities / N. S. Pryazhnikov. - M.: publishing center «Academy», 2008. - 368 p.
11. Rasypnova, Yu. Yu. Assessment of the social infrastructure of the territory of agribusiness location / Yu. Yu. Rasypnova, N. M. Guryanova // Niva Povolzhya. - 2016. - 1 (38). - P.107-110
12. Rasypnova, Yu. Yu. Continuing education: tasks and principles / Yu. Yu. Rasypnova, A. A. Kuznetsov // Problems of quality management of education: a collection of articles of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference / MSRC. PSAU. - Penza: EPD PSAU, 2016. - P. 73-77.
13. Guryanova, N. M. Coaching in the system of staff adaptation / N. M. Guryanova, N. N. Bekreneva // Actual problems of financing and taxation of the agro-industrial complex in the context of globalization of the economy: collection of articles of the III All-Russian scientific practical conference. - Penza: EPD PSAA, 2016. - P. 25-27.
14. Guryanova, N. M. Organizational culture as a tool for personnel management / N. M. Gury-anova, N. N. Bekreneva // Actual problems of financing and taxation of agro-industrial complex in the conditions of globalization of economy: collection of articles of the III All-Russian scientific practical conference. - Penza: EPD PSAA, 2016. - P. 27-31.
15. Rasypnova, Yu. Yu. Problems of rural youth and small agribusiness / Yu. Yu. Rasypnova // Regional problems of small agribusiness development: collection of articles of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference / MSIC. - Penza: EPD PSAA, 2016. - P. 69-72.
Нива Поволжья № 4 (45) ноябрь 2017 125