Научная статья на тему 'Ценностная характеристика влияния молодого лидера на внутриколлективные отношения'

Ценностная характеристика влияния молодого лидера на внутриколлективные отношения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
469
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ ЛИДЕР / ЦЕННОСТИ / ВЛИЯНИЕ МОЛОДОГО ЛИДЕРА / YOUNG LEADER / VALUES / INFLUENCE OF YOUNG LEADER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бедина Вера Юрьевна

Акцентируется внимание на ценностную основу влияния лидера в группе. Дается авторская типология ценностей молодого лидера, а также раскрывается содержание оказываемого влияния лидером на коллектив через выделенные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE CHARACTERISTIC OF INFLUENCE OF YOUNG LEADER ON INTRA-COLLECTIVE RELATIONS

The author focuses attention on a valuable basis of influence of the leader in group. The author's typology of values of the young leader is given, and also the maintenance of rendered influence by the leader on collective through the allocated values reveals.

Текст научной работы на тему «Ценностная характеристика влияния молодого лидера на внутриколлективные отношения»

4. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М. 2011.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

6. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М., 2006.

7. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. М., 1999.

Поступила в редакцию 15.04.2013 г.

UDC 159.9

PSYCHOLOGICAL READINESS OF HUMAN TO LIFE SITUATIONS

Lyudmila Ivanovna BERSHEDOVA, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Professor of General and Applied Psychology Department, e-mail: bershedova@mail.ru

The article raises the issue of psychological readiness of people to extreme situations of life. Essential features extreme, extreme life situations and their psychological bases are considered. Attention is focused on the analysis of the psychological phenomenon of a person's readiness to extreme situations of life, its content, structure, and operational features.

Key words: extreme; extreme situation; subject of an emergency situation; the psychological readiness of people to work; psychological readiness of man to extreme situations.

УДК 159.9

ЦЕННОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛИЯНИЯ МОЛОДОГО ЛИДЕРА НА ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

© Вера Юрьевна БЕДИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, e-mail: verusic@inbox.ru

Акцентируется внимание на ценностную основу влияния лидера в группе. Дается авторская типология ценностей молодого лидера, а также раскрывается содержание оказываемого влияния лидером на коллектив через выделенные ценности.

Ключевые слова: молодой лидер; ценности; влияние молодого лидера.

Влияние представляет собой сложный социально-психологический феномен, пока еще требующий проработки в различных аспектах и направлениях. Чаще всего проблема влияния тесно соприкасается с феноменом лидерства.

Лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Именно ценности, разделяемые и декларируемые лидерами, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность членов коллектива, формируется единство взглядов и действий, а следовательно, обеспечивается достижение целей группы [1]. На это обращает внимание Р.Л. Кричевский, рассматривающий лидера как «члена группы, обладающего наибольшим ценностным по-

тенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе» [2], а лидерство - как «процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы, и направленный на достижение стоящих перед группой целей» [2]. При этом в лидерстве отражена субординирован-ность позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и, что весьма существенно, их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

Предполагается, что ценностные характеристики субъектов (значимые свойства личности, умения, опыт), реализуемые ими в ходе совместной деятельности и общения с пользой для партнеров и группы в целом, как бы обмениваются на авторитет и признание -ключевые компоненты статуса - в группе

(коллективе), также являющимися важными человеческими ценностями. Отсюда психологическое содержание ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении сторо-нами-участницами взаимодействия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей.

Ценностный обмен в лидерстве протекает, по меньшей мере, на двух уровнях: 1) ди-адном; 2) групповом. Диадный уровень обмена можно рассматривать как первичный, наиболее характерный для начального этапа образования группы. Такого рода обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете, внутри множества диад, образуемых партнерами по группе. Однако по мере расширения и упрочения межличностных связей, по мере складывания группы как целого преобладающим в ценностном обмене становится собственно групповой уровень. Его отличительный признак состоит в том, что теперь обмен выходит за узкодиадные рамки: одной из сторон - участниц обмена становится уже сама группа, выступающая как «совокупный субъект».

Проведенное Р.Л. Кричевским исследование указывает на правомерность понимания динамики группового лидерства как обусловленной развертыванием поуровневого процесса внутригруппового ценностного обмена, в ходе которого происходит складывание лидерской структуры. Анализ причинноследственной связи между основными компонентами обмена - ценностным вкладом и статусом - свидетельствует о первичности переменной ценностного вклада.

Были выделены следующие группы ценностей молодого лидера в коллективе: материальные, духовные, социальные, личностные и организационные, каждая из которых имеет собственное содержание, выраженное в совокупности индивидуальных ценностей молодого лидера. Рассмотрим их более подробно.

Итак, первая группа включает следующие материальные ценности молодого лидера.

Личностное обогащение - получение материального блага молодым лидером, когда в процессе совместной деятельности коллектива он заботится, прежде всего, о своем благосостоянии. Но при этом данная ценность лидера распространяется им среди уча-

стников коллектива, т. е. каждый член группы должен представлять и осознавать, за что он получает вознаграждение и адекватно ли оно вложенным усилиям.

Создание групповых ресурсов направлено на образование т. н. «общей казны» коллектива. Влияние молодого лидера в этот раз опирается на обладание доступа к этим ресурсам и личное им распоряжение, но при этом лидер должен донести до членов группы необходимость создания такой формы групповых ресурсов.

Материальная выгода во взаимоотношениях обусловлена получением в результате совместной деятельности определенных благ. Влияние молодого лидера в коллективе предполагает установление доверительных отношений, где каждый член группы уверен в материальной обеспеченности выполнения своих функций.

Материальный смысл деятельности. На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают смысл коллективной деятельности, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом. Влияние молодого лидера в коллективе ориентировано на привитие его членам материальной природы любой коллективной деятельности.

Материальная окупаемость усилий исходит из концепции социального обмена, согласно которой взаимодействие и совместная деятельность будет продолжаться до тех пор, пока вложенные усилия будут пропорциональны вознаграждению. Иными словами, влияние молодого лидера будет эффективным в том случае, если вознаграждение (материальное благосостояние) членов группы как минимум равно их издержкам (усилиям).

При этом следует знать, что современные участники коллектива рассчитывают не только на то, что будут материально преуспевать, но и также предпочитают психологически комфортно себя чувствовать в организации, культурные ценности которой соответствуют их личностным ценностным ориентациям. Постепенное принятие коллективных ценностей его членами позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии группы, что является основой влияния молодого лидера.

Группа духовных ценностей.

Нравственные нормы. Среди регуляторов социального поведения большую роль играют нравственные нормы, т. е. системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие [3].

В нравственных нормах соединены важнейшие свойства морали: императивность, оценочность, нормативность. Они поддерживаются коллективным мнением. Осознавая нравственные требования, человек действием в своих поступках превращает внешнее должное во внутреннее убеждение личности. Поэтому нравственность выступает основанием ценностного влияния лидера в коллективе. Нравственные нормы рассматриваются в едином блоке с этическими принципами, на основе которых лидер строит взаимодействие внутри коллектива, прописывает нормы и правила поведения.

Превалирование «добра» над «злом». По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого [4]. Поэтому влияние молодого лидера опирается на внушение членам группы уверенности в совершении добрых поступков, взаимопомощи своим одногруппникам, оказании им поддержки и т. д.

Самореализация личности. Рассматривая ценностные ориентации, А.Н. Леонтьев отмечал: «... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни [5, с. 146]. Данные ценности провозглашают стремление человека реализовать себя как личность, раскрыть свой потенциал, для этого лидером и всеми членами группы создаются благоприятные условия. Не ограничение творчества, инициатив, поддержка новых идей членов коллектива лидером является эффективным средством влияния.

Гуманизация межличностных отношений предполагает сопереживание неудачам своих коллег, стремление устанавливать эм-патические и рефлексивные взаимоотношения внутри коллектива, взаимоподдержку. Влияние в данном варианте выражено через установленные доверительные отношения между членами группы, когда никто из них не ожидает компрометирующего, негативного поступка в их адрес.

Социальные ценности.

Сплочение коллектива. Групповая совместная деятельность, определяя групповые ценности, детерминирует в какой-то степени и процесс влияния лидера на последователей в коллективах

Развитие группового лидерства нацелено на утверждение в коллективе единой идеи, миссии, благодаря которой данная группа будет лидировать среди остальных. При этом лидер может дать почувствовать себя таковым каждому члену группы, дав ответственное задание, в чем также заложено его влияние.

Организация делового взаимодействия предполагает установление не только эмо-ционально-поддерживающих взаимоотношений в группе, но и субординационных, где четко распределены обязанности между членами группы, каждый занимает определенный социальный статус и осознает, что их совместная деятельность направлена на решение общей задачи. А это возможно лишь при установлении именно деловых взаимоотношений в группе. Статус и роль будут в данном случае выступать в качестве основания влияния лидера на членов коллектива.

Организация рекреационной активности. Рекреационная активность предполагает отдых, восстановление сил членов группы, израсходованных в процессе совместной деятельности. Величина такого времени зависит от сложности совместной деятельности и характера внутригрупповых отношений, возраста, пола, профессии и ряда других факторов. Поэтому вознаграждение в данном случае не носит материальный эквивалент, а оценивается со стороны коллег как дополнительное свободное время (дополнительный выходной, отпуск в удобное время года, командировка и т. д.).

Развитие коллективных функций самоуправления направлено на самостоятельное обеспечение управления коллективом, где

есть четкая иерархия, соподчиненность, взаимозаменяемость, что обеспечивает эффективное влияние лидера на коллектив.

Личностные ценности.

Личностный рост. По П. Менцеру «ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться с уважением, признанием, почтением» [6, с. 107]. Тем самым показывается, что к ценностям относится не только то, что усвоено, но и к чему необходимо стремиться. Лидер группы всегда ставит трудные задачи перед коллективом и самим собой, решив которые они вырастают как личности.

Развитие личности предполагает создание лидером в группе условий для реализации ее членами своих потенциальных возможностей, пополнению своих знаний, доступ к необходимым информационным материалам, повышения квалификации и т. д.

Мотивация деятельности. Под ценностями часто понимают те установки, которые определяют личностную структуру, причем установки особого рода - те которые воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком. При этом «выбор» рассматривается как ядро личностной организации [3]. В коллективе его участники постоянно ищут цель, к которой они вместе стремятся, и в этом случае роль лидера безусловна, т. к. именно он предлагает коллективную цель, заинтересовывает своих коллег, сплачивает их, т. е. мотивирует на совместную деятельность. Это возможно путем использования различных средств влияния, начиная от убеждения до определенных санкций.

Личностный смысл поступков. С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию -функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [7, с. 168].

Лидер должен стараться указать смысл того или иного действия в совместной деятельности, чтобы для его членов это стало личностно значимо.

Удовлетворение потребностей членов коллектива. В.П. Тугаринов дает такое опре-

деление: «Ценности - предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и пробуждения в качестве нормы, цели или идеала» [8, с. 11]. Таким образом, автор в качестве критерия ценности называет их необходимость для удовлетворения потребностей.

Члены группы должны осознавать, что в результате совместной деятельности они достигают не только коллективную цель, но и удовлетворяют собственные потребности. Например, выполнив данное ему поручение, человек может рассчитывать на дополнительный отдых, получение материального поощрения и т. д.

Организационные ценности.

Организация коллективных мероприятий исходит из ценности сплочения коллектива, когда в группах специально проводятся кор-поративы, совместные мероприятия, создаются свои коллективные праздники, что направлено на структурирование и объединение коллектива. Данная ценность по сути является одним из инструментов влияния лидера в коллективе, где он может проявить себя как прекрасный организатор, управленец.

Структурирование коллектива выражается во влиянии совместной деятельности на развитие социально-психологической структуры группы. В результате исследований было доказано, что отсутствие значимой совместной деятельности приводило и к отсутствию четкой психологической структуры, в частности, к тому, что в группе не было лидера. В тех же группах, где имела место такая деятельность, наблюдалась четкая структура отношений.

Планирование коллективной деятельности предполагает совместное определение этапов работы, назначение ответственных лиц за конкретные блоки работы, распределение функций, подбор адекватных цели деятельности средств ее достижения и т. д. Распределение обязанностей, включение всех членов группы в обсуждение общих вопросов способствует оказанию влияния лидера на коллектив.

Разработка коллективных проектов вытекает из предыдущей ценности и направле-

на на создание определенных коллективных программ, преследующих своей целью создание какого-либо вещественного продукта, культурного произведения, экономической сделки и т. д.

Коллективная рефлексия направлена не только на осознание членами группы своей миссии, задачи, сущности, но и адекватный анализ совершенных действий, принятых решений, разработанных проектов.

Выделенные группы ценностей были нами изучены в ходе эмпирического исследования, в котором приняли участие 66 молодых лидеров. Как показали результаты методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова), наиболее выраженными у молодых лидеров является преобладание ценностей активности, признания, статуса, благосостояния и познания. Кроме того, отмечается также преобладание значимости ценности любви, что, возможно, объясняется извечным противоречием «семья-карьера» (рис. 1). Полученные данные подтверждают наличие выявленных нами групп ценностей у молодых лидеров.

Влияние же указанных ценностей на внутриколлективные отношения было про-

слежено нами в ходе специально разработанного социально-психологического тренинга.

Таким образом, мы пришли к выводу, что позиция лидера не является изолированной в коллективах: отношение «лидер - последователи» есть система межличностного влияния в группе, где влияние лидера обусловлено реализацией им в групповом взаимодействии таких личностных качеств, которые являются наиболее значимыми для других членов группы, а лидер воспринимается как член коллектива, обладающий наиболее важными ценностными характеристиками. Стремление к общим ценностям способно объединять людей в группы, создавая мощную силу в достижении поставленных целей. При этом принятие общих ценностей - процесс постепенный, и молодому лидеру приходится применять разные средства влияния от принуждения до убеждения. Вне зависимости от используемых средств влияние молодого лидера в коллективе преследует одну цель - стремление донести ценности лидера до группы и сделать их достоянием каждого члена коллектива, только в таком случае возможно влияние лидера на группу.

здоровье

познание любовь

Рис. 1. Реальная структура ценностных ориентаций молодых лидеров

1. Коваль Н.А. Социально-психологические основы духовности личности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 8 (100). С. 23-28.

2. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

4. Коваль Н.А. Социально-психологические аспекты развития духовности в социуме // Ак-меология. 2011. № 3. С. 386-390.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

6. Головатый Н.Ф. Социология молодежи. К., 1999.

7. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1999.

8. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.

Поступила в редакцию 5.04.2013 г.

UDC 159.9

VALUABLE CHARACTERISTIC OF INFLUENCE OF YOUNG LEADER ON INTRA-COLLECTIVE RELATIONS

Vera Yuryevna BEDINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Associate Professor of Social Psychology Department, e-mail: verusic@inbox.ru

The author focuses attention on a valuable basis of influence of the leader in group. The author's typology of values of the young leader is given, and also the maintenance of rendered influence by the leader on collective through the allocated values reveals.

Key words: young leader; values; influence of young leader.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.