Научная статья на тему 'Ценностная детерминация копинг-поведения у студентов вуза'

Ценностная детерминация копинг-поведения у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
477
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СИСТЕМА ЛИЧНОСТИ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / COPING-BEHAVIOR / COPING-RESOURCES OF THE PERSON / VALUE-SEMANTIC SYSTEM OF THE PERSONALITY / THE DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляков Антон Евгеньевич

Предметом изучения являются ценностные образования студентов вуза как личностные ресурсы совладающего поведения в трудных ситуациях социального взаимодействия. Выявление взаимосвязей этих психических образований личности составляет цель проведённого автором исследования. Инструментарием эмпирического исследования являлись методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е. Б. Фанталовой и копинг-тест Р. Лазаруса. Выявленные в исследовании показатели ценностного регулирования совладающего поведения студентов вуза позволяют говорить о том, что интегративные функции ценностно-смысловой системы личности студентов вуза начальных курсов пока ещё не обладают достаточными регулирующими возможностями, определяющими ориентированность на проблему, продуктивность стратегий преодоления трудных ситуаций социального взаимодействия и достижения цели. Результаты исследования позволяют определить актуальные задачи образовательной, коррекционной и консультативной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Determination of Coping-Behaviour Construction the Students of the University

The subject areas of the article are valuable formations of university students as personal resources of coping behavior in difficult situations of social interaction. Interrelationship of these mental formations of personality is the purpose of the study, carried out by the author. Empirical research tools were the methods of diagnostics system of value orientations personal by E. B. Fantalova and coping test by R. Lazarus. The study identifies indicators of value management of coping behavior of high school students and suggests that integrative functions of valuesemantic system of University students of elementary courses personality did not have sufficient regulatory capacity, focused on defining the problem and productivity strategies to overcome difficult situations of social interaction and to achieve the goal. Results of the research allow defining the actual tasks of educational, corrective and advisory practices.

Текст научной работы на тему «Ценностная детерминация копинг-поведения у студентов вуза»

А. Е. Беляков. Ценностная детерминация копинг-поведения у студентов вуза

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.37

ЦЕННОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

А. Е. Беляков

Беляков Антон Евгеньевич - магистрант кафедры консультативной психологии, Саратовский государственный университет E-mail: pecherskij@yandex.ru

Предметом изучения являются ценностные образования студентов вуза как личностные ресурсы совладающего поведения в трудных ситуациях социального взаимодействия. Выявление взаимосвязей этих психических образований личности составляет цель проведённого автором исследования. Инструментарием эмпирического исследования являлись методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е. Б. Фанталовой и копинг-тест Р. Лазаруса. Выявленные в исследовании показатели ценностного регулирования совладающего поведения студентов вуза позволяют говорить о том, что интегратив-ные функции ценностно-смысловой системы личности студентов вуза начальных курсов пока ещё не обладают достаточными регулирующими возможностями, определяющими ориентированность на проблему, продуктивность стратегий преодоления трудных ситуаций социального взаимодействия и достижения цели. Результаты исследования позволяют определить актуальные задачи образовательной, коррекционной и консультативной практики.

Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-ресурсы личности, ценностно-смысловая система личности, детерминация.

В психолого-педагогических исследованиях процесса профессионализации личности в образовательной среде большое внимание уделяется созданию оптимальных психологических условий для развития способности человека к преодолению сложных ситуаций, решению жизненных проблем, возникающих в самых разных сферах интерсубъектного пространства: семейной, образовательной, профессиональной и др. Эта способность реализуется в поведении человека посредством копинг-стратегий, представляющих собой актуальные ответы личности на трудную, проблемную ситуацию социального, в том числе профессионального взаимодействия,и включающих в себя способы управления ситуацией на основе личностных и средовых копинг-ресурсов [1]. Прежде всего, проблемы преодоления сложных ситуаций возникают у подростков и юношества, что в значительной степени обусловлено незрелостью их социальных представлений, непосредственно связанных с продуктивностью атрибутивных процессов, обеспечивающих понимание интерсубъектных реалий и определяющих процессы смыслообразования, становления ценностной системы личности, особенности её жизненного планирования.

В современных психологических исследованиях при изучении копинг-ресурсов личности большое внимание уделяется взаимосвязи стратегий преодоления субъектом трудной ситуации и связанной с ней фрустрации и стресса с его (субъекта) личностными характеристиками (А. А. Реан, А. А. Бодалев, Л. Г. Дикая, А. В. Махнач,

© Беляков А. Е, 2013

Л. А. Китаев-Смык и др.). В аспекте личностного подхода выполнены работы по изучению преодоления профессионального стресса (В. А. Бодров, Л. И. Анцыферова, Т. Л. Крюкова, М. Бор-невассер, Х. Бриджер, Ф. Е. Василюк, Л. И. Де-ментий и др.). Несмотря на большой интерес и расширение сферы изучения копинг-поведения, в настоящее время не существует однозначных взглядов на личностные детерминанты процесса преодоления трудных ситуаций и связанных с ними фрустрации и стресса, что делает необходимым дальнейшее исследование этой проблемы.

В нашем исследовании рассматриваются вопросы, относящиеся к таким аспектам проблемы, как ценностная детерминация копинг-поведения личности, в частности, студентов вуза. Актуальность этих аспектов проблемы обусловлена существованием противоречий между:

потребностью студентов в эффективном психологическом преодолении повреждающего эмоционального воздействия сложных, критических ситуаций жизненных выборов и недостаточной сформированностью ценностно-смысловых механизмов атрибутивных процессов, обеспечивающих понимание субъектом сложной социальной ситуации и выбор способов её разрешения;

пониманием значимости психологического знания взаимосвязи ценностно-смысловой детерминации атрибутивных процессов личности со способностью студентов к выбору наиболее эффективных стратегий психологического преодоления сложных, критических ситуация, возникающих в высоко агрессивной социальной среде, и недостаточной разработанностью этой проблемы в психологической науке.

Наличие данных противоречий обусловило цель нашего исследования: определить взаимосвязи ценно стно-смысловыхобразований личности студентов вуза с выбором стратегии совладающего поведения в сложных, критических ситуациях.

В исследовании участвовали студенты 1-2 курсов Саратовского социально-экономического университета в количестве 80 чел. На данном этапе исследования мы привлекли к участию в исследовании только студентов мужского пола.

Методы исследования

Включали методику диагностики системы ценностных ориентаций личности Е. Б. Фан-таловой в модификации Л. С. Колмогоровой, Д. В. Каширского и копинг-тест Р. Лазаруса [2]. Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с использованием корреляционного анализа, проведенного с помощью стандартного пакета прикладных программ <^аЙ811са-8.0».

В соответствии с целью исследования мы основное внимание уделили именно взаимосвязи доминирующих ценностей и копинг-стратегий личности студентов, не рассматривая (или рассматривая лишь косвенно) в данной части исследования содержательные и иерархические характеристики этих личностных конструктов. Анализ полученных данных осуществлялся по трём диагностическим показателям: 1) наличие корреляционной связи (содержательный аспект); 2) значение коэффициента корреляции (уровень ценностного регулирования); 3) количество корреляционных связей, которое, на наш взгляд, свидетельствует о степени выраженности, сформированности, значимости данного поведенческого конструкта в выборке студентов. Рассмотрим коэффициенты корреляции изучаемых личностных факторов, имеющие достоверные значения (р < 0,05) (таблица).

Анализ показателей факторов в выборке студентов позволяет сделать следующие выводы (см. таблицу). Самое большое количество корреляционных связей отмечается по фактору «конфронтация», что расценивается нами как наиболее свойственная юношескому возрасту стратегия преодоления трудных жизненных ситуаций. Данный тип стратегии преодоления связан положительными корреляциями с ценностями «высокий статус», «материальное благосостояние», «полная самореализация», «свобода и независимость», и даже ценность общения с другими людьми, сверстниками не исключает конфронтации как способа преодоления трудных ситуаций социального взаимодействия. Ценность «признание и уважение людей» имеет отрицательные корреляции с данной поведенческой стратегией, т.е. как ценностная доминанта не предполагает использование конфронтации для решения сложных, проблемных ситуаций.

Второе место по значимости занимают стратегии «дистанцирование» и «поиск социальной поддержки». Однако ценностное регулирование этих поведенческих стратегий различное. Стратегия дистанцирования связана с ценностями самореализации, стремлениями к высокому социальному статусу, свободе, независимости и общественной активности. Все отмеченные ценности-свойства личности могут быть отнесены к индивидуалистическим наклонностям, которые логично вписываются в личностный конструкт «дистанцирование» как некоторую не очень выраженную, но всё же доминанту межличностного взаимодействия.Стратегия «поиск социальной поддержки» имеет выраженные корреляционные связи с ценностями общения, приятного времяпрепровождения, признания и уважения людей и менее выраженные корреляционные связи с ценностью общественной активности.

Л. Е. Беляков. Ценностная детерминация копинг-поведения у студентов вуза

Значимые корреляции личностных факторов методик Р. Лазаруса и Е. Фанталовой

Ценности Копинг-стратегии

Конфронтация Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственности Избегание Направленность на решение проблемы Положительная переоценка

Здоровье 0, 489

Общение 0, 548 0,770

Высокий социальный статус 0,506 0,392 0,620 -0,602

Создание семьи

Общественная активность 0,461 0,418 0,512

Познание нового 0,760

Помощь и милосердие -0,403 -0,494 0,389

Материальное благосостояние 0,783

Хорошее образование 0,417 0,486 0,604

Вера в Бога

Приятное времяпрепровождение 0,699 0,498

Полная самореализация 0,625 0,484 0,793

Наслаждение прекрасным 0,802

Любовь

Признание и уважение людей -0,431 0,693

Интересная работа 0,716 0,406

Свобода и независимость 0,685 0,387 0,562

Стратегия «самоконтроль» как следующая по выраженности, детерминирована ценностями «высокий социальный статус», «хорошее образование», «полная самореализация», причём ценность самореализации из трёх указанные имеет наиболее выраженные корреляционные связи, а значит и наибольший уровень ценностного регулирования.

Высокие показатели ценностного регулирования (коэффициенты корреляции выше 0,6) имеет копинг-стратегия «направленность на решение проблем». Выбор данной стратегии детерминирован ценностями «хорошее образование», «познание нового», «интересная работа».

Стратегия «положительная переоценка» также имеет высокую значимость в выборе сту-

дентами способов преодоления, но в специфических проблемных ситуациях, поскольку детерминирована ценностными выборами, связанными с помощью другим и милосердием, приятным времяпрепровождением, интересной работой. Данная стратегия чаще всего отвергается лицами с ценностной доминантной «стремление к высокому социальному статусу» (коэффициент корреляции -0,602).

Стратегии «избегание» отдаётся предпочтение в тех случаях, когда доминирующими оказываются ценности свободы, независимости, приятного времяпрепровождения, и неприемлема (отрицательная корреляционная связь) данная стратегия в случаях доминирования ценности «общественная активность».

Психология

71

Выявленные в исследовании показатели ценностного регулирования совладающего поведения студентов вуза позволяют говорить о специфичности адаптационных процессов личности студентов в трудных жизненных условиях, в том числе связанных с образовательным пространством вуза. Эта специфичность проявляется (судя по количеству корреляционных связей с доминирующими ценностно-смысловыми образованиями) в превалировании стратегий «конфронтация», «дистанцирование», «поиск социальной поддержки» как наиболее часто используемых механизмов совладания со стрессом в трудных, проблемных ситуациях социального взаимодействия. Все эти стратегии можно отнести к эмоционально-ориентированным, что позволяет говорить о преимущественно аффективных механизмах регуляции поведения студентов. Проблемно-ориентированные стратегии совладания, такие как «принятие ответственности», «направленность на решение проблемы», судя по количеству корреляционных связей с ценностно-смысловыми образованиями личности, используются студентами пока ещё значительно реже и детерминированы ценностями иного порядка - «хорошее образование», «познание

нового», «интересная работа». Принятие ответственности как поведенческая стратегия в трудных ситуациях имеет небольшое количество корреляционных связей с ценностно-смысловыми структурами личности, что может расцениваться как слабая сформированность данного поведенческого конструкта у студентов вуза начальных курсов.

Общий вывод, который можно сделать на основании проведённого исследования, заключается, на наш взгляд, в том, что интегратив-ные функции ценностно-смысловой системы личности студентов вуза начальных курсов пока ещё не обладают достаточными регулирующими возможностями, определяющими ориентированность на проблему, продуктивность стратегий преодоления трудных ситуаций социального взаимодействия и достижения цели.

Список литературы

1. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior^» в системе понятий психологии личности // Психологический журн. 1997. Т. 18, № 5. С. 20-30.

2. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997. 280 с.

Value Determination of Coping-Behaviour Construction the Students of the University A. E. Belyakov

Saratov State University

Ulitsa Astrakhanskaya, 83, 410012 Saratov, Russia E-mail: pecherskij@yandex.ru

The subject areas of the article are valuable formations of university students as personal resources of coping behavior in difficult situations of social interaction. Interrelationship of these mental formations of personality is the purpose of the study, carried out by the author. Empirical research tools were the methods of diagnostics system of value orientations personal by E. B. Fantalova and coping test by R. Lazarus. The study identifies indicators of value management of coping behavior of high school students and suggests that integrative functions of value-semantic system of University students of elementary courses personality did not have sufficient regulatory capacity, focused on defining the problem and productivity strategies to overcome difficult situations of social interaction and to achieve the goal. Results of the research allow defining the actual tasks of educational, corrective and advisory practices.

Key words: coping-behavior, coping-resources of the person, value-semantic system of the personality, the determination.

References

1. Nartova-Bochaver S. K. «Coping behavior» v sisteme ponyatiy psikhologi i lichnosti («Coping behavior» in personality psychology concepts). Psikhologicheskiy

zhurnal (Psychological Journal), 1997, vol. 18, no. 5, pp. 20-30.

2. Podrostok na perekrestke epoch (A teenager at the crossroads of epochs). Moscow, 1997. 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.