Научная статья на тему 'Личностные детерминанты стратегий преодоления трудных ситуаций у студентов медицинского вуза'

Личностные детерминанты стратегий преодоления трудных ситуаций у студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
362
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ / ATTITUDE TOWARD OTHERS / OVERCOMING STRATEGIES / PERSONAL RESOURCES / SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веретельникова Ю. Я., Чернышкова Е. В., Беляков А. Е.

Цель: изучение обусловленности стратегий преодоления сложных ситуаций социального взаимодействия личностными репрезентациями отношения к другим людям у студентов медицинского вуза. Материал и методы. В сравнительном диагностическом исследовании участвовало 134 студента 1 курса Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского. Результаты. Сравнение средних значений показателей выраженности различных стратегий совладающего поведения позволило выявить статистически значимые зависимости модусов совладающего поведения в сложных ситуациях социального взаимодействия от типологии личностных репрезентаций отношения к другим людям, а также тендерные особенности формирования эффективных стратегий совладающего поведения у студентов медицинского вуза. Заключение. Существует взаимосвязь между модусами совладающего поведения в сложных, проблемных ситуациях социального взаимодействия и типологией личностных репрезентаций отношения к другим людям у студентов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goal of the research was to study conditionality of overcoming strategies in difficult situations of social interaction by personal representations of attitude to others among medical students. Material and methods. 134 first-year students of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky took part in the comparative diagnostic study. Results. Comparison of average indices of various strategies evidence in coping behaviour allowed revealing statistically significant dependence of coping behaviour modi in difficult situations of social interaction upon types of personal representations of attitude toward others and gender features of forming effective strategies of coping behaviour among medical students. Conclusion. Correlation between coping behaviour modi in difficult situations of social interaction and typology of personal representations of attitudes toward others among medical students was marked.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты стратегий преодоления трудных ситуаций у студентов медицинского вуза»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 316.37 Оригинальная статья

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Ю. Я. Веретельникова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра иностранных языков, старший преподаватель, кандидат психологических наук; Е. В. Чернышкова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, заведующая кафедрой иностранных языков, доцент, кандидат социологических наук; А. Е. Беляков — ФГБОУ ВПО Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, кафедра консультативной психологии, аспирант.

MEDICAL STUDENTS’ PERSONAL DETERMINANTS OF OVERCOMING STRATEGIES IN DIFFICULT SITUATIONS

Yu. Ya. Veretelnikova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Foreign Languages, Senior Lecturer, Candidate of Psychological Science; E. V. Chernyshkova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Foreign Languages, Assistant Professor, Candidate of Sociological Science; A. Ye. Belyakov — Saratov State University n.a. N. G. Chernyshevsky, Department of Consulting Psychology, Post-graduate.

Дата поступления — 03.12.2012 г. Дата принятия в печать — 28.02.2013 г.

Веретельникова Ю.Я., Чернышкова Е.В., Беляков А.Е. Личностные детерминанты стратегий преодоления трудных ситуаций у студентов медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9, № 1. С. 132-136.

Цель: изучение обусловленности стратегий преодоления сложных ситуаций социального взаимодействия личностными репрезентациями отношения к другим людям у студентов медицинского вуза. Материал и методы. В сравнительном диагностическом исследовании участвовало 134 студента 1 курса Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского. Результаты. Сравнение средних значений показателей выраженности различных стратегий совладающего поведения позволило выявить статистически значимые зависимости модусов совладающего поведения в сложных ситуациях социального взаимодействия от типологии личностных репрезентаций отношения к другим людям, а также гендерные особенности формирования эффективных стратегий совладающего поведения у студентов медицинского вуза. Заключение. Существует взаимосвязь между модусами совладающего поведения в сложных, проблемных ситуациях социального взаимодействия и типологией личностных репрезентаций отношения к другим людям у студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: личностные ресурсы, социальное взаимодействие, стратегии преодоления, отношение к другим.

Veretelnikova Yu. Ya., Chernyshkova E. V., Belyakov A. Ye. Medical Students’ Personal Determinants of Overcoming Strategies in Difficult Situations // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2013. Vol. 9, № 1. P. 132-136.

Goal of the research was to study conditionality of overcoming strategies in difficult situations of social interaction by personal representations of attitude to others among medical students. Material and methods. 134 first-year students of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky took part in the comparative diagnostic study. Results. Comparison of average indices of various strategies evidence in coping behaviour allowed revealing statistically significant dependence of coping behaviour modi in difficult situations of social interaction upon types of personal representations of attitude toward others and gender features of forming effective strategies of coping behaviour among medical students. Conclusion. Correlation between coping behaviour modi in difficult situations of social interaction and typology of personal representations of attitudes toward others among medical students was marked.

Key words: personal resources, social interaction, overcoming strategies, attitude toward others.

Введение. В психолого-педагогических исследованиях процесса профессионализации личности в образовательной среде, формирования профессиональных компетенций большое внимание уделяется способности человека к преодолению сложных ситуаций, что связано с активными изменениями социального функционирования нашего общества, требующими от человека мобилизации всех личностных ресурсов. Эта способность реализуется в поведении человека посредством копинг-стратегий, представляющих собой актуальные ответы личности на трудную, проблемную ситуацию социального, в том числе

Ответственный автор — Чернышкова Елена Вячеславовна Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112.

Тел: (8452) 22-77-23.

E-mail: chervy@mail.ru

профессионального взаимодействия, включающие в себя способы управления ситуацией на основе личностных и средовых копинг-ресурсов [1].

В профессиональной деятельности врача сложные ситуации выбора и принятия решений, связанных с высокой ответственностью, возникают практически ежедневно. Поэтому способность к продуктивному, конструктивному преодолению трудных ситуаций врачебной деятельности является важной профессиональной компетенцией, что обусловливает необходимость создания специальных психологопедагогических условий формирования личностных копинг-ресурсов у студентов медицинского вуза.

В последнее время копинг-ресурсы личности в различных ситуациях преодоления трудностей и связанного с ними стресса рассматриваются в контек-

сте эмоциональной регуляции поведения, поскольку считается, что пусковым механизмом активных действий всегда служит эмоциональное возбуждение, вызванное стрессором [2]. Непосредственная связь эмоциональной составляющей поведения с репрезентативными процессами личности, реализуемыми в ситуациях социального взаимодействия, актуализирует проблему взаимосвязи личностных репрезентаций отношения к другим с типологией совладаю-щего поведения личности.

Конструирование личностных репрезентаций отношения к другим ближайшего социального окружения в значительной степени обусловлено атрибутивными процессами личности, определяющими эмоциональные и мотивационные составляющие этих отношений [3]. Многочисленные исследования, направленные на изучение связи каузальной атрибуции с поведенческими проявлениями личности [4-7], позволили установить разнообразные личностные, социально-психологические, психолого-педагогиче-ские факторы и условия, позитивно или негативно влияющие на атрибуцию ситуации взаимодействия с другим и формирование определенной модальности поведения в личности этих ситуациях. Однако до сих пор малоизученной остается взаимосвязь между типом личностной репрезентации отношения к другим, атрибуцией этих отношений и стратегией совладающего поведения в трудных критических ситуациях социального, в том числе профессионального взаимодействия. Между тем тип личностной атрибуции отношения к другому, в том числе к больному человеку, во многом определяет модальность профессионального поведения врача и качество его профессиональной деятельности в сложных ситуациях болезни.

Изучение проблемы личностных детерминант преодоления трудных ситуаций в профессиональной деятельности врача, на наш взгляд, необходимо начать с выявления способностей студентов медицинского вуза к активному преодолению трудных, проблемных ситуаций, возникающих в образовательной или иной социальной среде, обусловленности этих способностей атрибутивно-репрезентативной системой личности и лишь затем ставить задачи формирования этих способностей в образовательной среде медицинского вуза.

Цель: изучение обусловленности стратегий преодоления сложных ситуаций социального взаимодействия личностными репрезентациями отношения к другим у студентов медицинского вуза.

Материал и методы. В сравнительном диагностическом исследовании участвовали студенты 1 курса Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского (134 чел.).

Процедура исследования включала следующие методики: тест Р Лазаруса и опросник Т. Лири. Тест Р. лазаруса предназначен для определения ко-пинг-механизмов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности. Методика адаптирована Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. За-мышляевой в 2004 г. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири позволяет выявить особенности восприятия другого и конструирования студентами личностных репрезентаций. Статистический анализ результатов исследования проводился с использованием критерия х2 (хи-квадрат) и корреляционного анализа.

Результаты. Распределение доминирующих стратегий совладания с трудными ситуациями соци-

ального взаимодействия у студентов вуза отражено в табл. 1. Сравнение средних значений показателей выраженности различных стратегий совладающего поведения позволяет выявить различия в совлада-ющем поведении студентов разного пола. Эти различия проявляются на уровне статистической значимости р<0,05 по шкалам «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «направленность на решение проблемы», что позволяет говорить о гендерных особенностях формирования эффективных стратегий совладающего поведения: при большей сфокусированности юношей на анализе трудной ситуации; девушки в большей степени прилагают усилия по регулированию своих чувств и действий, они более направлены на привлечение внешнего ресурса, обеспечивающего поддержку и веру в возможность позитивного исхода в решении проблемы. Эти показатели позволяют сделать вывод о том, что у девушек эффективные стратегии совладания формируются раньше, чем у юношей, что может свидетельствовать об их большей адаптивности в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Таблица 1

Средние значения показателей выраженности стратегий совладания у студентов вуза

Шкала Юноши (64 человек) Девушки (70 человек)

Конфронтационный копинг 9,1 9,15

Дистанцирование 9,2 9,1

Самоконтроль 10,3 11,6

Поиск социальной поддержки 9,1 10,2

Принятие ответственности 6,2 5,5

Бегство-избегание 10,7 10,6

Направленность на решение проблемы 10,55 9,4

Положительная переоценка 11,0 10,9

Тем не менее необходимо отметить диагностируемые по результатам выполнения теста практически одинаковые показатели привлечения разных стратегий совладающего поведения и юношами и девушками, самым слабо выраженным показателем среди которых является «принятие ответственности» (табл. 1). Данные особенности совладающего поведения свидетельствуют о несформированности устойчивых паттернов копингов (личностных стилей) у студентов-первокурсников (как юношей, так и девушек), что следует расценивать, на наш взгляд, как незрелость их личностных адаптивных ресурсов.

Методика Т. Лири использовалась нами для выявления преобладающего типа личностных репрезентаций отношения к людям, формирующихся в ситуациях социального взаимодействия и проявляющихся в процедуре оценки собственных свойств (табл. 2).

Анализ результатов применения методики позволяет выявить достоверные на уровне значимости р<0,05 различия в показателях типа отношения к другим у юношей и девушек в ситуациях социального взаимодействия. Результаты теста, так же как и в предыдущем исследовании, не выявляют устойчивых паттернов отношения к другим в ситуациях социального взаимодействия, но все же позволяют

Таблица 2

Средние значения показателей доминирующих отношений к другим у студентов вуза

Тип отношений Среднее статистическое значение

Юноши (64 человек) Девушки (70 человек)

Авторитарный 8,8 11,1

Эгоистичный 8,3 8,1

Агрессивный 8,3 7,5

Подозрительный 7,6 7,1

Подчиняемый 6,4 5,1

Зависимый 6,3 5,2

Дружелюбный 7,8 8,2

Альтруистический 7,7 9,2

Таблица 3

Значимые корреляции факторов методик Р. Лазаруса и Т. Лири (девушки)

Фактор Конфрон- тация Дистанци- рование Самокон- троль Поиск социальной поддержки Принятие ответ- ственно- сти Избега- ние Направлен-ность на решение проблемы Положи- тельная пере- оценка

Авторитарный 0,576 0,489 0,504

Эгоистичный 0,392 -0,403

Агрессивный 0,406 0,420 -0,494

Подозрительный -0,431 0,367

Подчиняемый 0,461 0,562

Зависимый 0,418 0,498

Дружелюбный 0,417 0,586 0,389

Альтруистический 0,448 0,406

утверждать, что наименее выраженными как у девушек, так и у юношей являются подчиняемый и зависимый тип репрезентации отношения к другим. Тем не менее юноши проявляют большую зависимость от других и подчиняемость, чем девушки, но и большую агрессивность. Девушки проявляют большую авторитарность по сравнению с юношами, но и больший альтруизм.

Одна из задач исследования — установление взаимосвязи между типом личностной репрезентации отношения к другим людям и копинг-поведением студентов в сложных проблемных ситуациях, поэтому проводился корреляционный анализ показателей факторов, диагностируемых с помощью методик Р. Лазаруса и Т. Лири, учитывались при этом и возможные гендерные различия. Коэффициенты корреляции факторов, имеющие достоверные значения (р<0,05), отражены в табл. 3.

Анализ приведенных в табл. 3 показателей факторов в выборке студенток проводился в первую очередь в отношении продуктивных копингов, обусловливающих функционирование психологических механизмов совладания с трудной ситуацией и разрешение проблемы. Необходимо отметить, что стремление к разрешению проблемы и принятию ответственности свойственно лишь студенткам с авторитарным типом личностной репрезентации отношения к другим людям. Авторитарные студентки проявляют склонность к саморегуляции и самоконтролю. Тенденции к саморегуляции в модусах совла-

дающего поведения диагностируются и у студенток с агрессивным и дружелюбным типами отношения, но первые при этом проявляют склонность к конфронтации или переоценке ситуации, придании ей положительного значения, тогда как вторые (дружелюбные) акцентируют внимание на поиске эмоциональной или действенной поддержки от ближайшего социального окружения и в качестве второго варианта, или следствия динамики первого, проявляют модусы психологического совладания, связанные с положительной переоценкой ситуации.

Девушкам с эгоистическими тенденциями в репрезентации отношения к другим более свойственны когнитивные усилия, направленные на уменьшение значимости критической ситуации, дистанцирование от проблемы как ведущей стратегии психологического совладания с ситуацией. Эгоистический, агрессивный и подозрительный типы репрезентации отношения девушек к окружающим отрицательно коррелируют с поиском социальной поддержки в стратегии совладающего поведения, тогда как зависимый тип репрезентации отношения к другим, напротив, проявляет положительные корреляции с модусом поведения, основанным на поиске любого рода поддержки других. Подозрительность в репрезентации отношения к другим положительно коррелирует у девушек с положительной переоценкой ситуации с фокусированием на росте собственной личности.

Таблица 4

Значимые корреляции факторов методик Р. Лазаруса и Т. Лири (юноши)

Фактор Конфрон- тация Дистанци- рование Самокон- троль Поиск социальной поддержки Принятие ответ- ственно- сти Избега- ние Направлен-ность на решение проблемы Положи- тельная пере- оценка

Авторитарный 0,814 0,770 0,769 0,836 0,685 0,737

эгоистичный 0,783 0,813 0,812 0,741

Агрессивный 0,725 0,781 0,793 0,693

Подозрительный 0,716 0,786 0,837

Подчиняемый 0,905 0,802 0,806

Зависимый 0,846 0,755

дружелюбный 0,798 0,768 0,812 0,760

Альтруистический 0,699 0,738

В табл. 4 приведены показатели факторов, диагностируемых с помощью методик Р Лазаруса и Т. Лири, у студентов-юношей, имеющие значимые (р<0,01) корреляционные связи.

Анализ приведенных в табл. 4 корреляционных связей в группе студентов-юношей выявляет взаимосвязи между типами личностной репрезентации отношения к другим и копинг-поведением, которые позволяют говорить о том, что более других нацелены на решение проблемы юноши с авторитарным, агрессивным и дружелюбным типами репрезентации отношения. При этом юноши с авторитарным и агрессивным типами личностной репрезентации склонны принимать ответственность на себя, проявлять определенную степень враждебности и готовности к риску. Студенты с дружелюбным типом репрезентации отношения к другим при решении сложных проблем в большей степени рассчитывают на информационную, практическую и эмоциональную поддержку со стороны социального окружения, но при недостаточности ресурсов проявляют стремление к тому, чтобы избежать трудности или переоценить ситуацию, найти в ней положительные для себя стороны. На социальную поддержку в сложных, критических ситуациях жизнедеятельности ориентируются также студенты с зависимым, подчиняемым, альтруистическим типами личностной репрезентации отношения к другим людям. Модусы копинг-поведения, связанные с избеганием, уходом от решения трудной ситуации, чаще используют студенты с подозрительным, подчиняемым, зависимым и дружелюбным типами репрезентации отношения к другим людям. Студенты с эгоистическими тенденциями в личностных репрезентациях отношения к другим людям, проявляя стремление к принятию ответственности в решении проблемы, по всей видимости, не обладают необходимым личностным ресурсом и выбирают непродуктивные модусы совладающего поведения, связанные с дистанцированием, избеганием, положительной переоценкой событий.

Обсуждение. Исследование взаимосвязи типа личностной репрезентации отношения к другим ближайшего социального окружения и копинг-поведения у студентов медицинского вуза позволяет сделать следующие выводы.

1. В сложных ситуациях социального взаимодействия 18-летние студенты медицинского вуза чаще используют модусы совладающего поведения, обусловленные механизмами психологической защиты,

не обеспечивающие решение проблемы, а ведущие лишь к снижению ее психотравмирующего воздействия. Это модусы поведения, связанные с переоценкой ситуации, нахождением атрибуций, снижающих ее значимость, уходом от необходимости решения проблемы.

2. Потенциал личностных ресурсов, обеспечивающих возможность студентов в продуктивном со-владании с трудной ситуацией в ее конструктивном разрешении, помимо других интрапсихических детерминант социального взаимодействия, включает в себя и типы личностных репрезентаций доминирующих отношений к другим.

3. Наиболее продуктивные модусы совладающего поведения свойственны студентам с авторитарным, агрессивным и дружелюбным типом личностных репрезентаций отношения к другим людям. Продуктивность поведения в сложных ситуациях социального взаимодействия обеспечивается у этих категорий студентов стремлением к решению проблемы, принятию ответственности на себя, наличием тенденций, связанных с самоконтролем и саморегуляцией поведения. Но, в отличие от студентов с авторитарным и агрессивным типами личностных репрезентаций отношения к другим, студенты с дружелюбным типом личностных репрезентаций отношения проявляют ориентированность в решении проблемы на поддержку ближайшего социального окружения.

4. Студентам с подчиняемым, зависимым и альтруистическим типами репрезентаций отношения к другим людям свойственна ориентированность на информационную, действенную и эмоциональную поддержку ближайшего окружения в решении проблемных ситуаций.

5. Авторитарный и агрессивный тип личностных репрезентаций отношения к другим людям определяет выбор конфронтационных модусов совлада-ющего поведения, но в содержательном плане это различные виды конфронтационного поведения, поскольку у авторитарных студентов конфронтация при недостаточности ресурса сопровождается когнитивными усилиями, обеспечивающими дистанцирование от ситуации, или ее положительную переоценку, тогда как студенты с агрессивным типом личностной репрезентации отношения менее склонны к такого рода психологическим защитам и «застревают» на конфронтации.

6. Различия во взаимосвязи копинг-поведения и типов отношения к другим у студентов и студенток 1

курса медицинского вуза заключаются в следующих ее особенностях: авторитарные девушки в отличие от авторитарных юношей не склонны к конфронтации; эгоистичные, агрессивные и подозрительные типы личностных репрезентаций отношения к другим у девушек коррелируют с модусами поведения в сложной ситуации, содержащими тенденции к обособлению, отказу от участия других в решении собственных проблемных ситуаций; девушкам с дружелюбным типом личностных репрезентаций отношения в отличие от юношей с тем же типом личностных репрезентаций отношения к другим в сложных, проблемных ситуациях менее сфокусированы на проблеме, не склонны к проявлению усилий, направленных на изменение ситуации, и принятию ответственности за разрешение проблемы.

Заключение. Изучение обусловленности стратегий преодоления сложных ситуаций социального взаимодействия у студентов медицинского вуза личностными репрезентациями отношения к другим позволило выявить статистически значимые зависимости модусов совладающего поведения в сложных, проблемных ситуациях социального взаимодействия от типологии личностных репрезентаций отношения к другим людям, описать их констелляции и гендерную специфичность стилевых проявлений совлада-ющего поведения. Полученные данные позволят в дальнейшем определить направления и средства психолого-педагогического обеспечения формирования способностей студентов медицинского вуза к продуктивному преодолению трудных ситуаций профессиональной деятельности с учетом индивидуальных различий в типологии доминирующих отношений к другим.

Конфликт интересов. Коммерческой заинтересованности отдельных физических или юридических лиц в результатах работы нет. Наличия в рукописи

описания объектов патентного или другого вида прав (кроме авторского) не имеется.

Библиографический список

1. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. СПб., 1994. 283 с.

2. Losoya S., Eisenberg N., Fabes R.A. Developmental issues in the study of coping // international Journal of Behavioral Development. 1998. № 22 (2). P. 231-237.

3. Битюцкая E. В. Ситуационные факторы совпадающего поведения // Ломоносов: вестн. молодых ученых. М.: МАКС Пресс, 2007. Вып. iii. С. 259-265.

4. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 47-102.

5. Dweck С. S., Leggett E. L. A social-cognitive approach to motivation and personality // Psychological Review. 1988. № 95 (2). P. 256-273.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Peterson С. A Primer in Positive Psychology. Oxford: Oxford University Press, 2006.

7. Seligman M. E. P. Learned Optimism. Second edition. New York: Pocket Books, 1998.

Translit

1. Sirota N.A. Koping-povedenie v podrostkovom vozraste. SPb., 1994. 283 s.

2. Losoya S., Eisenberg N., Fabes R.A. Developmental issues in the study of coping // international Journal of Behavioral Development. 1998. № 22 (2). P. 231-237.

3. Bitjuckaja E. V. Situacionnye faktory sovladajushhego povedenija // Lomonosov: vestn. molodyh uchenyh. M.: MAKS Press, 2007. Vyp. iii. S. 259-265.

4. Gordeeva T. O. Motivacija dostizhenija: teorii, issledovanija, problemy // Sovremennaja psihologija motivacii / pod red. D.A. Leont»eva. M.: Smysl, 2002. S. 47-102.

5. Dweck c. S., Leggett E. L. A social-cognitive approach to motivation and personality // Psychological Review. 1988. № 95 (2). P. 256-273.

6. Peterson С. A Primer in Positive Psychology. Oxford: Oxford university Press, 2006.

7. Seligman M. E. P. Learned Optimism. Second edition. New York: Pocket Books, 1998.

УДК 613.97 Оригинальная статья

ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

А. В. Гурьев — ГБОУ ВПО Академия социального управления Московской области, кафедра комплексной безопасности, старший преподаватель; Н. П. Соболева — ФГБУ ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, ведущий научный сотрудник отделения научных основ организации муниципального здравоохранения, кандидат медицинских наук; С. Н. Алексеенко — ректор ГБОУ ВПО Кубанский ГМУ Минздрава России, доцент, кандидат медицинских наук.

INFLUENCE OF INDEPENDENT RISK FACTORS ON HEALTH STATUS OF PERSONS INVOLVED IN THE PROCESS OF EDUCATION

А. V. Guriev — Moscow Academy of Social Management, Department of Complex Safety, Senior Lecturer; N. P. Soboleva — Research Institute of Health Care Organization and Informatization, Department of Scientific Basis of Municipal Public Health Care, Chief Research Assistant, Candidate of Medical Science; S. N. Alekseenko — Rector of Kuban State Medical University, Assistant Professor, Candidate of Medical Science.

Дата поступления — 17.12.2012 г. Дата принятия в печать — 28.02.2013 г.

Гурьев А. В., Соболева Н. П., Алексеенко С. Н. Влияние отдельных факторов риска на состояние здоровья участников образовательного процесса // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9, № 1. С. 136-140.

Цель: исследование возможностей повышения эффективности работы по формированию основ здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса. Материал: анкеты для респондентов в количестве 498 штук. Методы: наблюдение, анкетирование и свободное интервьюирование, а также методы статистической обработки результатов исследования. Результаты. Выявлены характерные особенности проведения досуга и неудовлетворительное качество взаимодействия между взрослыми субъектами образовательного процесса и структурами системы муниципального здравоохранения; представлена характеристика внеучебных факторов риска. Заключение. Предложены основные направления работы по формированию основ ЗОЖ у учителей и родителей учащихся.

Ключевые слова: школьные факторы риска, участники образовательного процесса, здоровый образ жизни, внеучебные факторы риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.