Научная статья на тему 'Ценности здоровья в техногенном мире'

Ценности здоровья в техногенном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОПРИРОДНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / БИОСФЕРА / ТЕХНОСФЕРА / ЧЕЛОВЕК / ИНТЕГРАЦИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / БИОЦЕНТРИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кудашов В. И.

Ценности здоровья вошли в противоречие между культурой и природой, искусственным и естественным. Пока что это противоречие решается в пользу искусственного, в пользу человека ноотехносферного, а не биосферного. Философский поворот в понимании ценности жизни и здоровья от антропоцентризма к биоцентризму позволит сохранить биосферного человека с его природным здоровьем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES OF HEALTH IN THE MAN-CAUSED WORLD

Values of health were included in the contradiction between culture and the nature, artificial and natural. Meanwhile this contradiction is solved for the benefit of artificial, for the benefit of the nootechnospheric person, instead of biospheric. Philosophical turn in understanding of value of a life and health from anthropocentrism to biocentrism will allow to keep the biospheric person with his natural health.

Текст научной работы на тему «Ценности здоровья в техногенном мире»

© КУДАШОВ В.И.

ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ

В.И. Кудашов

Красноярская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н.,

проф. И.П.Артюхов;

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин, зав. - д.ф.н.,

проф. В.И. Кудашов.

Резюме. Ценности здоровья вошли в противоречие между культурой и природой, искусственным и естественным. Пока что это противоречие решается в пользу искусственного, в пользу человека ноотехносферного, а не биосферного. Философский поворот в понимании ценности жизни и здоровья от антропоцентризма к биоцентризму позволит сохранить биосферного человека с его природным здоровьем.

Ключевые слова: социоприродная эволюция, биосфера, техносфера, человек, интеграция, аксиологические аспекты здоровья, антропоцентризм, биоцентризм.

Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения научнотехнического прогресса предъявляются все более высокие требования, с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть глобальными. Это связано в первую очередь с глубинными технологическими переменами в мире, а также со многими другими факторами, вызывающими негативные социальные и экологические последствия. Несмотря на то, что индустриализация и технологизация мира увеличили число богатых, зажиточных и социально обеспеченных людей в

XX веке примерно в 200 раз, а также среднюю продолжительность жизни

людей индустриального общества по сравнению с аграрным - в 2 и более раза, многие к достигнутому прогрессу относятся скептически [3].

Собственно заметные изменения в биосфере эры кайнозоя начались с эпохи неолита и аграрных революций, примерно десять тысяч лет назад, когда на земле стал утверждаться первый тип производящей экономики — аграрной. История человечества начала стремительно раскручиваться в последние 200 лет, когда на смену биологическим производительным силам стали приходить технологические, опирающиеся на достижения науки и воплощенные в технической энергетике. Коллективный разум развившийся и спрессовавшийся в городах человечества настолько развил мощь производительных сил, что они, направляемые на извлечение накопившихся за миллиарды лет биосферного развития богатств в кладовых земли, грозят их израсходовать уже в XXI-XXII веках. Природа Земли без биосферы — жалкое зрелище в космосе, а без человека она и вовсе потеряет свою аксиологическую значимость.

В последние годы ученые все больше пишут о нарастании техногенного мира, объединяя этим понятием не только индустриальное, но и постиндустриальное общество. Человечество переселяется в техносферные условия жизнедеятельности, порывая с сельской местностью и природными условиями жизни. Становление и развитие техногенного мира характеризуется не только глобализацией социума, неимоверно разросшегося и упрочившегося, но и трансформацией биосферы и человека, которая приводит к деформации и уничтожению прежних биосферных форм жизни и природы человека. Земная жизнь приобретает особый поворот в своем развитии, она находится на стадии грандиозного перехода от жизни естественной, биосферной к жизни социально-искусственной, постбиосферной. Социоприродная эволюция на Земле приобретает взрывной характер благодаря неконтролируемой и вооруженной техникой человеческой сверхдеятельности ради социально спровоцированного удовлетворения избыточных человеческих потребностей.

Судя по нынешним тенденциям земной эволюции и скоротечности социоприродных процессов, мы вступаем в особый этап перехода жизни на Земле — перехода от эры кайнозоя к эре ноозоя, или искусственной социоприродной жизни. И если переход к эре кайнозоя, в которой сформировалась современная биосфера и человек, занимал многие миллионы лет, то переход к эре ноозоя осуществится уже в наступившем тысячелетии. Уже сейчас мы имеем десятую часть высших растений окультуренного происхождения, а к середине третьего тысячелетия может остаться только десятая часть нынешних биосферных растений. Изменится и сам человек, реализуя мечты о самоформировании по индивидуальному проекту. Уже сейчас человек из биосферного превращается в техносферного, способного жить и творить только в искусственных условиях. Именно этот социоприродный переход, начавшийся два века назад, необходимо осознать, чтобы, с одной стороны, понять суть современной экологической ситуации и, соответственно, суть изменений в человеческом здоровье и его природных качествах, а с другой — осмыслить в философско-аксиологическом плане проблематику здоровья человека в динамично изменяющемся техногенном мире, отличающимся взрывной индустриализацией, урбанизацией и технизацией человеческой жизнедеятельности.

По мере развития науки и утверждения научного мировоззрения, с одной стороны, проявляется стремление к исключению ценностных и субъективных факторов из естественнонаучной теории, с другой стороны, в ценностном отношении человека к миру все больше появляется объективного, опирающегося на научные выводы. Философско-аксиологическое осмысление человека и его здоровья связано прежде всего с расширением знаний о мире и человеке, об обществе, в котором проходит его жизнедеятельность, но больше всего это осмысление сопряжено с теми процессами, которые несут угрозу существованию жизни и самого человека.

Это делает аксиологическую позицию познания человека и его здоровья во взаимосвязи с социально прогрессирующим человеком более заметной, чем

еще в недавнем прошлом, хотя и тогда ценностные ориентации были достаточно высоки, носили изначально антропоцентрический характер. Именно научные знания, особенно социально-экологического характера, понимание того, что технико-избыточная активность человека в мире, недооценка им космической уникальности земной природы привели к такому положению, когда человек «проедает» биоту.

Понимание того, что человек представляет собой явление не только космическое, но больше всего биосферно-космическое, а затем уже и социальное, ставит чрезвычайно остро вопрос о сохранении биосферы как основы развившейся жизни на нашей планете. Именно это обстоятельство заставляет переходить от философско-антропоцентрической позиции развития планетарного мира к биоцентрической, где биосфера выступает изначально самым высоким уровнем метасистемы, в которой сформировались человек и человечество.

Для понимания необходимости коренной смены устоявшихся мировоззренческих представлений и соответственно смены ценностных ориентиров и установок следует осмыслить те изменения, которые произошли на планете в течение последних двух столетий под воздействием индустриализации и технизации.

Анализ патологических явлений в урбанистических ареалах наглядно показывает, что техногенное развитие не только трансформирует весь былой образ жизни его жителей, но и вызывает нарастающую деградацию биосферного человека — физическую, психическую, генетическую, нравственную, социальную, поведенческую. Падение здоровья населения в техногенной среде идет весьма стремительно. По данным ВОЗ, нация считается вымирающей, если генные изменения наблюдаются у 10% детей. Как показывают исследования в высокоурбанизированных регионах России, они достигают уже 16-17% [2].

С ухудшением здоровья людей все большую роль в мире начинают играть медицинские факторы, особенно увеличение введения техногенных

лекарств и замена деградирующих человеческих органов искусственными. Эти процессы открывают дорогу более широкому явлению техногенного мира — интеграции человека с техносферой и техникой в самом широком смысле этого слова. «При прогнозировании путей дальнейшего развития

искусственных органов можно выделить три основные направления: увеличение продолжительности действия искусственного органа, максимальная универсализация функций, микроминитюаризация, разработка портативных, вживляемых в организм искусственных органов» [1].

Общемировой проблемой становится вопрос о потере человеком высокоразвитых цивилизаций восприятия органами чувств окружающего мира, особенно из-за физиологических разрушений органов зрения и слуха. Если нынешние темпы разрушения этих органов не начнут снижаться в

XXI веке, то через полтора века примерно две трети населения будут слепыми и глухими, что потребует создания специальных видео- и радиоаппаратов уже не для усиления зрения и слуха, а для передачи соответствующих телевизионных изображений и звуковых сигналов в кору головного мозга. Не исключена будет и возможность прямого подключения этих приборов к системе Интернет или иным телекоммуникациям, что даст очередной аргумент углубляющейся интеграции человека и техники.

В условиях деградации населения, интеграции человека и техносферы, формирования постчеловеческого, биотехносоциального существа довольно противоречивые ценности и идеалы приобретает проблема природного здоровья. Как определяет ВОЗ, «здоровье — это состояние полного

физического, психического и социального благополучия». Необходимо при этом признать, что социальное благополучие в последние десятилетия вошло в свое противоречие с природным здоровьем человека. Социальное благополучие — суть социального успеха, который в определенной степени связан с высоким уровнем интеллекта, образования, культуры, положения в обществе. Но чтобы достичь успеха и социального признания, необходимы

немалые финансовые и иные затраты семьи на соответствующую подготовку детей.

Поэтому идет дикая гонка за обладание высоким образовательнокультурным и профессиональным потенциалом, который открывает возможности получения высоких доходов. Но «проедание» и разрушение природы оборачиваются экологическими бедами и потерями природного здоровья тех, кто пустился в престижную гонку за социальным благополучием, хотя в массовом ценностном воображении богатый человек предстает как человек здоровый, поскольку имеет достаточно средств для досуга, укрепления своего здоровья и успешного лечения. Возникает новая ситуация, когда для своего же социально-культурного возвышения человек должен уничтожать природное в своем организме, поскольку ценность природного здоровья человека социальным рейтингом, за исключением спортсменов, практически не учитывается. Таким образом, ценности культуры вошли в трудноразрешимое противоречие между культурой и природой, между искусственным и естественным. Пока что это противоречие решается в пользу искусственного, в пользу человека ноотехносферного, а не биосферного.

В условиях техногенного развития потери природного здоровья все чаще и чаще пытаются компенсировать эрзац-копиями и квази-смыслами жизни. Наполнение женской груди и мужских мышц силиконовыми и иными «подушками», распространение косметических операций, мода на пирсинг и татуировки — все это имеет в основе потери здоровья — физического и психического. Потеря последнего ведет в итоге к дезориентации поведения все большего и большего числа людей, к нарастанию инфантильности, социальной шизофрении, потере индивидуальности и самосознания.

Повышенное внимание к своему здоровью характерно для многих жителей развитых стран. Многие из них увеличили свои инвестиции в свое здоровье, прежде всего с целями избавляться постепенно от вредных привычек (курения, наркомании, пьянства), рационально питаться, заниматься

физической культурой, снижать давление, проходить профилактические исследования, ценить жизнь другого человека. Но следует иметь в виду, что высокий потолок продолжительности жизни на Западе достигается за счет развития соответствующей инфраструктуры и чрезвычайно высоких материальных и финансовых вложений государства и населения. Здоровье, будучи одной из высочайших человеческих ценностей, в техногенном обществе может поддерживаться вместе с высокой продолжительностью жизни только при наличии хорошо организованной социально-медицинской и оздоровительной инфраструктуры.

Сколько может продолжаться процесс потерь природных качеств и ухудшение здоровья, сказать сложно. Скорее всего, наступит порог, за которым ежесекундный контроль техники за человеком, массовое внедрение внутренних органов и чипов станут неизбежными. Такое биотехносоциальное существо может продлить свое существование, но это уже будет за пределами биосферного человека. Необходимо осознать, что человек и его здоровье кардинально меняются в техногенном мире под воздействием внеприродных, искусственных технологий, и неизвестно, какие неожиданные аксиологические аспекты здоровья обретут право на жизнь уже в ближайшем будущем. Вполне возможно, что нормой красоты, например, станет безгрудая и длинноногая девушка, чей организм полностью насыщается техногенным питательным веществом и контролируется техникой, как это сейчас уже происходит с гидропоническими и аэропоническими овощными растениями.

В условиях дальнейшего развития техногенной цивилизации и нарастающего падения природного здоровья человека приходит осознание того, что необходимо разработать новую жизненную философию, науку и мировоззрение, пропитанные благоговением перед жизнью и ведущие к здоровому образу жизни — и социальному, и экологическому. В то же время следует не забывать, что нельзя добиться индивидуального здоровья человека без оздоровления окружающей природной среды и создания безопасной техносферы.

Более 20 лет назад ВОЗ был принят документ «Здоровье для всех». Рубеж исполнения этого документа миновал, но поставленные в нем цели не достигнуты. К сожалению, и сама ВОЗ не учитывает в полной мере экологическую проблематику здоровья населения исходя из наметившихся тенденций социоприродного перехода жизни на нашей планете. Негативные тенденции наиболее ярко выражены именно в развитых странах. В этой связи следует более четко формулировать понимание проблемы здоровья в техногенных условиях, определяя его через природные свойства, или природные качества биосферного человека.

В жизни человеческого общества существуют периоды, когда определенная ценность проходит через процесс девальвации, имеющий свои стадии, в результате чего она может потерять или снизить свои позиции на шкале ценностей. Нечто подобное происходит сейчас и в отношении биосферы, природы, человека и его природного здоровья. Именно экологофилософский поворот в понимании ценности жизни и ценности здоровья, поворот от философского антропоцентризма к биоцентризму позволит сохранить биосферного человека с его природным здоровьем, развитыми социальными и природными качествами.

Литература

1. Белых С.И., Мощенский А.Д. Полимеры и искусственные органы человека. - М.: Наука, 1984. - С. 6.

2. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). - М.: Академия, 1998. - С. 28.

3. Engelgardt H. Tristram, Jr., Wildes Kewin Wm. Health and Disease: Philosophical Perspectives // Encyclopedia of Bioethics /Ed. by W. Th. Reich. - N.-Y., 1995. Vol. 2. - P. 1101-1106.

VALUES OF HEALTH IN THE MAN-CAUSED WORLD

V.I. Kudashov Krasnoyarsk state medical academy

Values of health were included in the contradiction between culture and the nature, artificial and natural. Meanwhile this contradiction is solved for the benefit of artificial, for the benefit of the nootechnospheric person, instead of biospheric. Philosophical turn in understanding of value of a life and health from anthropocentrism to biocentrism will allow to keep the biospheric person with his natural health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.