психология
Вестник Омского университета, 2004. № 2. С. 73-76. © Омский государственный университет
ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА)
К.А. Мухамбетова, Д.Д. Кунантаева
Евразийский Национальный университет им. JI.H. Гумилева, кафедра психологии 4-13000, Астана, ул. Мунайтпасова, 5
Получена 1 марта 2004 г-
In the time of social model reconstruction fundamental transformation of the values irarchy occurs in the whole society as well as on the personal level. We tried to analyse and compare the values systems of the youth from Russian Federation and Republic of Kazakhstan.
Начало нового тысячелетия было ознаменовано значительными изменениями картины социальной реальности. Радикальный характер преобразований всех сфер жизни обусловил и разрушение привычных представлений и образцов, изменение системы ценностей, кризис идентичности. Подобная ситуация характерна практически для всех стран бывшего Советского Союза, поэтому Россия и Казахстан не являются в этом смысле исключением.
Как известно, в период перехода к новой модели социального бытия наблюдается коренная трансформация ценностной иерархии как в масштабах общества, так и на уровне отдельной личности. Нами была предпринята попытка проанализировать и сравнить системы ценностных ориентаций молодежи Российской Федерации и Республики Казахстан. Толчком к проведению исследования, результаты которого и составляют основное содержание этой статьи, послужили данные социологического опроса, проведенного одним из авторов в 2000-2001 гг. в городах Астана и Алматы. Социологический опрос, посвященный ценностным ориентациям населения, охватил 345 респондентов - представителей различных социально-профессиональных категорий, которые были объединены в пять возрастных групп от 17 до 65 лет.
Несколько удручающим обстоятельством для нас стало то, что только 5% опрошенных были обеспокоены будущим республики, и только 3 % признались, что их волнуют проблемы культуры. Впечатлило, что сегодня лозунг «Цель оправдывает средства» может быть признан в качестве руководства в жизни, о чем свидетельствуют ответы респондентов - 60 % дали положительную оценку верности данного высказывания. Практи-
чески 100% респондентов отрицательно оценили эффективность действия закона и справедливости в республике.
Хотелось бы вскользь коснуться еще некоторых наиболее интересных цифр. В первую очередь нас интересовали жизненные цели опрашиваемых. В качестве основных респондентами были указаны: материальное благополучие и стремление иметь семью - 73,5%, сделать карьеру -23,5%, успех и признание - 11,7%.
В качестве важного средства достижения цели участники опроса сделали основной выбор в пользу денег (52%); 38,6% - признали необходимость веры в успех и целеустремленность; за образование высказались 34%, за «нужные» связи - 37%. И, наконец, только 11% назвали удачу, здоровье, независимость. Надо отметить, что «прагматики» - это представители возрастных групп, начиная с 26 лет, т. е. имеющие жизненный и профессиональный опыт, ну а «романтики» -это молодежь, именно ей принадлежит практически вся доля выборов нижних позиций меню (удача, здоровье, независимость).
Вопрос анкеты «Что вам необходимо более всего, чтобы ощущать себя счастливым человеком?» позволяет оценить степень соотнесения поставленных целей с представлением о счастье. Так, 50% признались, что более всего для счастья необходима уверенность в завтрашнем дне; 46 % - хорошая крепкая семья; 25 % в качестве «константы счастья» назвали хорошую высокооплачиваемую работу. Показательно, что проблемы чистой совести мало волнуют представителей всех возрастных групп, наименьшие показатели (3-5%) прослеживались по трем кластерам: 17— 25, 26-35, 36-45 лет. Стоит задаться вопросом: что это - требование времени, влияние ситуации
в стране, обусловленное вторжением рынка, или духовное обнищание народа?
Тревожным фактом мы склонны считать то, что проблемами, стоящими перед опрошенными, являются отсутствие уверенности в завтрашнем дне - 65 % и нехватка денег - 24 %. Такие категории, как будущее страны, отсутствие должного уровня культуры, как уже упоминалось, отступили на второй (это в лучшем случае) план.
Исходя из этого, мы решили проверить, насколько выражены указанные тенденции среди молодежи как «строителя будущего». Выбор именно этой социальной группы был продиктован тем обстоятельством, что молодые люди находятся в начале определения своего жизненного пути, поиска предназначения и места в мире, формирования жизненных ориентиров. Вся сложность и неоднозначность нынешней социальной ситуации, далекой от стабильности, может быть прослежена на примере молодежи, которая, как губка, впитывает все противоречивые тенденции, присутствующие в обществе. Специфика представлений и идеалов молодых людей, обостренная объективными особенностями социального развития, когда утрачивают актуальность ценности старшего поколения, разрушаются привычные образцы поведения, а повторение предшествующего опыта не всегда возможно, на наш взгляд, делает эту социальную группу наиболее привлекательным объектом для изучения.
Прежде чем перейти к эмпирическим результатам, традиционно хотелось бы определиться с категориальным аппаратом исследования. Представляется ясным, что именно ценности, жизненные ориентиры, вырабатываемые человеком, позволяют ему самоопределиться и найти свое место в различных системах взаимодействия.
Что же такое ценности? Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Системы ценностей образуют внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей [1]. В то же время они оказывают обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального поведения человека. Таким образом, каждая ценность имеет двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.
Возможно «разведение» ценностей на социальные и личностные. При этом социальные ценности выступают как некоторые общественные
идеалы, вырабатываемые общественным сознанием. В последующем они усваиваются личностью и образуют ее ценностную структуру, таким образом превращаясь в личностные ценности. Процесс формирования личностной структуры ценностей выступает одновременно и как процесс познания социального мира. Именно личностные ценности являются основаниями построения своей собственной картины мира, определяя главное отношение человека как к окружающему, так и к самому себе [2].
Ценностные ориентации - понятие, близкое к личностным ценностям - определяются как система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям; это своего рода убеждения, принимаемые индивидом как свои внутренние ориентации [3]. Известный социолог, социальный психолог А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации в качестве важных элементов внутренней структуры личности [4]. Закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний они дифференцируют существенное и важное для человека от несущественного, второстепенного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обусловливающим мотивацию человеческих поступков и действий.
Для достижения поставленной цели нами была использована методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича (адаптированная В. Ядо-вым), основанная на приеме прямого ранжирования списков ценностей (всего 18). В качестве объекта исследования выступили студенты Омского государственного университета и Казахского Национального университета имени аль-Фараби в возрасте от 18 до 22 лет. Согласно Рокичу, различают два класса ценностей - терминальные и инструментальные. В данном исследовании мы рассматриваем только первые. Терминальные ценности определяются как убеждения в том, что какая-то индивидуальная цель существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться [5].
Ценности были проранжированы в порядке значимости в качестве принципов, которыми молодежь руководствуется в жизни. Каждый из полученных списков мы решили разделить на три группы по шесть ценностей в каждой: первую составляют наиболее предпочитаемые ценности, вторую - менее предпочитаемые, третью отлича-
Ценности современной молодежи (на примере России и Казахстана)
75
ет минимальная степень предпочтения. Это позволяет достичь большей наглядности в анализе и представлении данных.
Начнем с третьей группы ценностей, которые в качестве целей в жизни обладают минимальной привлекательностью для молодежи (табл. 1). Они получили ранговые места с 13-го по 18-е.
Таблица 1
Россия Казахстан
Удовольствие Общественное признание
Красота природы и искусства Красота природы и искусства
Общественное признание Творчество
Творчество Равенство
Общая хорошая обстановка в стране Удовольствие
Равенство Общая хорошая обстановка в стране
Как можно заметить, третья группа представлена одинаковым набором ценностей, различия прослеживаются только по ранговым показателям. Такие ценности, как равенство и хорошая обстановка в стране, давно уже перестали занимать первые места. В переходный период в массовом сознании произошли такие изменения, когда ценности отдельного человека стали превалировать над ценностями группы, коллектива, даже несмотря на то, что они рассматриваются как условие благополучия каждого. Интересен тот факт, что общественное признание молодого поколения также располагается в данной группе. Возможно, это связано с тем, что респондентами были студенты в возрасте от 18 до 22 лет, для которых учебная деятельность и учебная группа более значимы и актуальны, чем признание и авторитет, определенный социальный статус, которые связаны больше с профессиональной деятельностью. По всей видимости, молодые люди не связывают признание с материальным благополучием, которое занимает одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций.
Обратимся ко второй группе - к ценностям, являющимся более предпочитаемыми по сравнению с третьей группой, но менее - по сравнению с первой (табл. 2). Нужно отметить, что в данном блоке сложилась несколько иная картина, когда наблюдается расхождение во взглядах на жизненные ориентиры молодежи двух стран. Различия, которые здесь прослеживаются, как нам кажется, имеют более глубокие основания, нежели просто возрастная специфика, о которой мы говорили ранее. Очевидно, что для жителей Казахстана, в силу исторически обусловленных
особенностей ментальностн, тяготеющей больше к восточной культуре с ее приоритетом коллективных ценностей и норм над индивидуальными, свобода как независимость в поступках и действиях оказалась именно в этой группе ценностей. Те же причины определяют и позиционирование именно в этом списке ценности «интересная работа», которая предполагает активность, творчество, некоторую степень свободы, т. е. элементы западного образа жизни.
Таблица 2
Россия Казахстан
Уверенность Интересная
в себе работа
Активная Активная
деятельная жизнь деятельная жизнь
Жизненная
мудрость Свобода
Счастливая Уверенность
семейная жизнь в себе
Самостоятельность Познание
Познание С амостоятельность
Далее обратим внимание на самое главное: на то, что составляет ядро жизненных ценностей для обеих групп респондентов (табл. 3).
Таблица 3
Россия Казахстан
Любовь Здоровье
Верные друзья Любовь
Здоровье Верные друзья
Счастливая
Интересная работа семейная жизнь
Материальное Жизненная
благополучие мудрость
Материальное
Свобода Благополучие
Примечательно, что у респондентов двух стран высшие позиции занимают одни и те же категории: здоровье, любовь и верные друзья; в этой же группе располагается ценность «материальное благополучие». Как нам представляется, представители российской молодежи материальное благополучие рассматривают в тесной связи с интересной работой, которая и выступает источником первого. Для казахстанцев материальное благополучие рассматривается несколько в иной плоскости. Условно нижняя диада «интересная работа, свобода» для россиян может быть рассмотрена как свидетельство усвоения на эмоциональном и когнитивном уровне новых - западных - ценностей. В то же самое время у казахстанских участников опроса эти позиции занимают такие ценности, как счастливая семейная жизнь, жизненная мудрость. Это, на наш взгляд, под-
тверждает большую приверженность к традиционным жизненным представлениям.
Таким образом, мы получили иерархическую систему ценностей молодого поколения России и Казахстана. Хотелось бы отметить, что структура ценностей является динамичным образованием, особенно в условиях транзитного общества, и может меняться под воздействием различных факторов. В нашем исследовании подтвердилась тенденция утраты значимости таких ценностей, как общественное благо, социальная стабильность, равенство, познание, творчество.
Анализ результатов показал, что жизненные ориентиры молодежи двух стран имеют отличия, которые наиболее ярко отразились в выборах по первым двум блокам ценностей (ранги от 1 до 12). Нами было замечено, что в системе ценностных ориентаций казахстанцев переходного периода прослеживается тенденция к традиционным представлениям и образцам. В то время как россияне демонстрируют большую приверженность уже к западным ценностям. Но так или иначе картина ценностных предпочтений все же несколько противоречива и размыта. Касается ли это только молодежи?
[1] Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 112.
[2] Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 126.
[3] Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. № 5. Т. 5. С. 63.
[4] Здра.вомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1999.
[5] Смирнов П.И. Социология личности. СПб: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2001. С. 52.