Научная статья на тему 'Ценности социальной системы как основа коммуникативной толерантности в лозунгах политических партий и общественных движений'

Ценности социальной системы как основа коммуникативной толерантности в лозунгах политических партий и общественных движений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
158
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ЛИНГВИСТИКА / LINGUISTICS / ЖАНР / GENRE / ЛОЗУНГ / SLOGAN / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / CIVIL SOCIAL MOVEMENTS / ЦЕННОСТИ / VALUES / ТОПОСЫ / TOPOI

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернова Оксана Евгеньевна

В статье исследуется коммуникативный и социальный аспекты толерантности. Толерантность в социальном аспекте предполагает нравственную активность, ответственность в принятии моральных решений, открытость в выражении нравственной позиции, социальную деятельность на основе диалога и при использовании методов разъяснения и убеждения. Толерантность в коммуникативном аспекте определяет поведение субъекта, приводящее к гармонизирующему коммуникативному результату. Аспекты не существуют в отрыве друг от друга. В речевом общении коммуникативный аспект составляет план выражения категории толерантности, социальный план содержания. Взаимодействие двух планов толерантности осуществляется посредством топосов средств формирования отношений между людьми при помощи речи, которые обычно строятся на основании ценностей, имеющихся у аудитории. Изучение ценностей, которые стремится утвердить в обществе субъект политической коммуникации, продуктивно изучать на материале лозунгов политических партий и общественных движений. Данный жанр зарекомендовал себя как эффективное средство воздействия. Отличительными признаками лозунга являются ясность, общепонятность, броскость, краткость и легкая запоминаемость. Тексты лозунгов обеспечивают идеологическое знание о том, каковы политические взгляды представителей определенной политической партии, какие социальные ценности они намереваются укоренить в обществе. В лозунгах топосы вычленяются при анализе тематически релевантных номинаций. Их объединяют в группы с общими семантическими центрами. Исследование лозунгов показало, что их авторы обращаются к топосам блага, содружества, легальности, солидарности, справедливости, свободы, поддержания мира, развития социального устройства, достоинства, любви. Апелляция к положительным моральным ценностям социальной системы в текстах лозунгов политических партий и общественных движений России свидетельствует о толерантной установке, предполагающей взаимодействие и поддержание кооперативного начала в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative and social aspects of tolerance are studied in this article. Tolerance in the social aspect assumes a moral activity, responsibility in accepting of moral decisions, sociability in expressing the moral position, social activity on the basis of a dialogue due to the usage of methods of explanation and persuasion. Tolerance in the communicative aspect identifies the subject behavior which leads to congruent communicative result. The aspects do not exist separately. The communicative aspect in conversation constitutes the plan of expression of category of tolerance, the social aspect the content plan. The cooperation of two tolerance plans exists due to topos a means of forming attitudes among people with the help of speech which is usually built on the basis of audience values. It is productive to examine the studying of values which the subject of political communication aims to approve in society on material of slogans of political parties and social movements. Such genre gains a reputation of an effective persuader. The distinctive features of slogans are clarity, all-clearness, catchiness, brevity and an easy memorability. The slogan texts provide an ideological knowledge about the political views of representatives of a certain political party and social values which politicians are going to establish in society. Topoi are possible to determine in slogans while analyzing topically relevant nominations. They are united in groups with the general semantic centers. The study of slogans has shown that the authors of this research turn to the topoi of welfare, community, legality, solidarity, fairness, freedom, peacekeeping, development of social order, dignity and love. The appeal to positive moral values of social system in texts of slogans of political parties and social movements of Russia confirms the tolerant installation assuming interaction and maintenance of the cooperative beginning in communication.

Текст научной работы на тему «Ценности социальной системы как основа коммуникативной толерантности в лозунгах политических партий и общественных движений»



ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВА КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЛОЗУНГАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

Магнитогорск,

ocher08@inbox.ru

Аннотация. В статье исследуется коммуникативный и социальный аспекты толерантности. Толерантность в социальном аспекте предполагает нравственную активность, ответственность в принятии моральных решений, открытость в выражении нравственной позиции, социальную деятельность на основе диалога и при использовании методов разъяснения и убеждения. Толерантность в коммуникативном аспекте определяет поведение субъекта, приводящее к гармонизирующему коммуникативному результату. Аспекты не существуют в отрыве друг от друга. В речевом общении коммуникативный аспект составляет план выражения категории толерантности, социальный - план содержания. Взаимодействие двух планов толерантности осуществляется посредством топосов - средств формирования отношений между людьми при помощи речи, которые обычно строятся на основании ценностей, имеющихся у аудитории. Изучение ценностей, которые стремится утвердить в обществе субъект политической коммуникации, продуктивно изучать на материале лозунгов политических партий и общественных движений. Данный жанр зарекомендовал себя как эффективное средство воздействия. Отличительными признаками лозунга являются ясность, общепонятность, броскость, краткость и легкая запоминаемость. Тексты лозунгов обеспечивают идеологическое знание о том, каковы политические взгляды представителей определенной политической партии, какие социальные ценности они намереваются укоренить в обществе. В лозунгах топосы вычленяются при анализе тематически релевантных номинаций. Их объединяют в группы с общими семантическими центрами. Исследование лозунгов показало, что их авторы обращаются к топосам блага, содружества, легальности, солидарности, справедливости, свободы, поддержания мира, развития социального устройства, достоинства, любви. Апелляция к положительным моральным ценностям социальной системы в текстах лозунгов политических партий и общественных движений России свидетельствует о толерантной установке, предполагающей взаимодействие и поддержание кооперативного начала в общении.

Ключевые слова: толерантность, лингвистика, жанр, лозунг, политические партии, общественные движения, ценности, топосы

Чернова Оксана Евгеньевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. E-mail: ocher08@inbox.ru

* Работа выполнена при поддержке Гранта РГНФ «Публицистический арсенал общественных движений в России и Германии. Вербальные средства преодоления конфликтов и достижения толерантности» (2015, № 15-24-06001а(м)).

Problemy istorii, filologii, kul'tury 3 (2016), 37-42 © The Author(s) 2016

Проблемы истории, филологии, культуры 3 (2016), 37-42 ©Автор(ы) 2016

О.Е. Чернова

Современная жизнь - это постоянный диалог с людьми и культурами, которые они представляют. Именно в диалоге раскрывается сущность личности, ее способность быть толерантной1.

«С позиций лингвистики толерантность предстает как многослойное и недостаточно четко определенное в современной науке понятие»2. Пытаясь конкретизировать семантическую размытость лексического значения слова толерантность, ученые изучают соотношение толерантности и вежливости3, толерантности и терпимости4, толерантности и ненасилия5 и т. д. Несмотря на неоднозначность толкования понятия толерантность, ученые отмечают, что все точки зрения взаимосвязаны, и нет двух концепций толерантности6. В научных работах исследователей описывается специфика толерантного коммуникативного поведения в постоянной проекции на нравственные нормы, добровольность их исполнения, ответственность за поступки, тем самым сближаются коммуникативный и социальный аспекты толерантности.

Толерантность в социальном аспекте имеет следующие установки: нравственная активность, ответственность в принятии моральных решений, открытость в выражении нравственной позиции, социальная деятельность на основе диалога и при использовании методов разъяснения и убеждения. Изучение социального аспекта толерантности представляет определенные трудности, поскольку требует обращения к моральным ценностям, мир которых богат и разнообразен. Выделяются ценности социальные, ценности, связанные со способностью человека к созданию глобальных общественных идеалов; ценности, санкционируемые и культивируемые официально, с помощью находящейся в распоряжении государства разветвленной системы средств; ценности, которые функционируют лишь на уровне обыденного сознания и т. д. В современной аксиологии есть традиция понимания моральных ценностей как ценностей добра и зла (Р.Г. Апресян, П.Е. Матвеев и др.). Для морального сознания добро - это все, что служит развитию в человеке и обществе гуманности, единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности; в свою очередь, зло - это все, что способствует разрушению, уничтожению гуманизма. Добро и зло как высшие ценности включают в себя системы ценностей, которые предстают как формы добра или зла. Так, добро имеет систему основных общественных нравственных ценностей, затрагивающих области экономики, политики, права, гражданского общества. П.Е. Матвеев предлагает следующую классификацию моральных ценностей социальной системы: «Экономика: благо - хозяйственность - справедливость. Политика: мир - свобода - солидарность. Право: легальность - достоинство - равенство. Гражданское общество: любовь - честь - содружество»7. Эти ценности добра лежат в основе толерантности как этически насыщенном типе общественной связи и формируют духовный фундамент толерантности личности.

1 Williams 1996.

2 Михайлова 2005, 99.

3 Ермакова 2004.

4 Стернин 2004.

5 Михайлова 2005.

6 Nicholson 1985.

7 Матвеев 2009, 109.

Толерантность как коммуникативная категория определяет такое коммуникативное поведение, когда субъект признает равноправие сторон в диалоге, отрицает насилие и агрессию как способ разрешения конфликта и выбирает речевые средства, приводящие к гармонизирующему коммуникативному результату. Социальный и коммуникативный аспекты не существуют в отрыве друг от друга, а значит, при процессе порождения речевого высказывания языковая личность сознательно или неосознанно вкладывает глубинный мировоззренческий контекст в цель коммуникации и затем в соответствии с этой целью выбирает языковые средства. Такая взаимообусловленность речевых средств и моральных норм в коммуникативном поведении социальных партнеров показывает, что толерантные языковые и речевые средства должны изучаться при одновременном обращении к ценностным ориентирам общества. Целесообразность данного подхода отмечает Т.А. Шаповалова: «Коммуникативная толерантность является реализацией социальной толерантности, но общее представление о толерантности возможно только при взаимодействии двух аспектов»8. Коммуникативный аспект составляет план выражения категории толерантности, социальный аспект - план содержания.

Взаимодействие плана содержания и плана выражения толерантности осуществляется посредством топосов - средств формирования отношений между людьми при помощи речи, которые, как правило, строятся на основании ценностей, имеющихся у аудитории. Обращаясь к топосам как способу реализации толерантности в речи, Т.А. Шаповалова отмечает, что они могут быть использованы «для условного обозначения основных тем, которые составляют содержание категории толерантности. Топос представляет собой группу смысловых составляющих, объединенных общей идейной установкой»9. На лексическом уровне топосы могут быть реализованы посредством тематически релевантных номинаций, которые объединяются в группы с общими семантическими центрами. В политической коммуникации можно выделить, например, топос поддержания мира, топос сотрудничества, топос нравственных ориентиров и т.д.

Жанровое своеобразие политического дискурса достаточно многообразно. Особый интерес для изучения толерантного коммуникативного поведения представляют лозунги политических партий и общественных движений России, поскольку они зарекомендовали себя как эффективное средство воздействия. Их ясность, общепонятность, броскость, краткость и легкая запоминаемость способствует быстрому усвоению информации.

Сущностной характеристикой толерантности является нравственная активность10, которая выражается в том, что человек не может смириться с существующим многообразием взглядов, идей и мнений, он должен вести активный поиск точек соприкосновения с иным, чужим и неясным. В лозунгах политических партий и общественных движений России поиск путей к лучшему социальному устройству ведется достаточно активно. Авторы лозунгов призывают к социальной справедливости, солидарности, свободе, равенству и т. д. Представим топосы, присутствующие в текстах лозунгов.

8 Шаповалова 2012, 65.

9 Шаповалова 2013, 9.

10 Чернова 2015, 38.

1. Топос блага: Благополучный человек - благополучная страна!11; Во имя России, во благо человека!12.

2. Топос содружества: Против ненависти!13; Нелегальных людей не бывает14; Мы вместе навсегда [в поддержку Крыма - О.Ч.]15.

3. Топос легальности: В Россию надо вернуть закон!16; За правовое и социальное государство!17.

4. Топос солидарности: Шахтерская солидарность с жителями Крыма!18; Свобода, закон, собственность, социальная солидарность - наша цель19.

5. Топос справедливости: Свобода и справедливость20; Диету «жирным котам»!21; Справедливость для всех, счастье для каждого!22.

6. Топос свободы: Поможем Путину освободить нашу страну!23; За свободу собраний!24.

7. Топос поддержания мира: Война - это ад на Земле!25; Ветераны-чернобыльцы за мир!26.

11 Программа Чеченского регионального отделения партии «Патриоты Росии» на выборах в Парламент Чеченской Республики третьего созыва», http://patriot-ras.ru/vyiboryi/programma-chechenskogo-regionalnogo-otdeleniya-politicheskoj-partii-patriotyi-rossii-na-vyiborax-v-parlament-chechenskoj-respubliki-tretego-sozyiva.html

12 Программа партии «Патриоты России», http://patriot-rus.rU/dokumentyi/programma.html#intro

13 Калмыкское «Яблоко» провело акцию «Против ненависти», http://www.yabloko.ru/regnews/ kalmykiya/2013/12/10

14 Николай Кавказский: «Я слишком озлобился до того, как меня посадили, - мне озлобляться дальше некуда», http://www.yabloko.ru/publikatsii/2014/09/12_0

15 Лариса Коннова: «Этого момента ждали тысячи семей, которые в свое время были разделены», http://patriot-rus.ru/news/glavnyie-novosti/larisa-konnova-etogo-momenta-zhdali-tyisyachi-semej-kotoryie-v-svoe-vremya-byili-razdelenyi-na-zhitelej-raznyix-stran.html

16 Григорий Явлинский: Возможен ли диалог между властью и оппозицией?, http://www.yabloko. 1^^^^^/2012/09/15

17 1 мая «Яблоко» представит свою антикризисную программу, http://www.yabloko.ru/regnews/ moscow/2009/04/30

18 Кемеровские «Патриоты» уверены, что жители Крыма и Севастополя сделают правильный выбор 16 марта, http://patriot-rus.ru/news/glavnyie-novosti/kemerovskie-patriotyi-uverenyi-chto-zhiteli-kryima-i-sevastopolya-sdelayut-pravilnyij-vyibor-16-marta.html

19 О политической ситуации в стране, http://www.yabloko.ru/reshenija_politicheskogo_ ^^^2015/02/18

20 «Яблоко» созрело. Интервью с Сергеем Соколовым, http://www.yabloko.ru/regnews/ Mosobl/2012/07/26

21 «Диету "жирным котам"!», http://www.yabloko.ru/regnews/Tula/2011/02/24

22 Доклад председателя партии «Патриоты России» Г.Ю. Семигина на IX Съезде (третий этап) 20 мая 2014 года, http://patriot-rus.ru/dokumentyi/resheniya-sezdov/ix-sezd-partii-20-maya-2014-goda-tretij-etap/doklad-lidera-partii-g.yu.-semigina7.html

23 Владимир Ким: «Крымчане и дальше должны быть сплоченными, готовыми отстаивать мир на своей земле», http://patriot-rus.ru/news/glavnyie-novosti/vladimir-kim-kryimchane-i-dalshe-dolzhnyi-byit-splochennyimi-gotovyimi-otstaivat-mir-na-svoej-zemle.html

24 Власти Петербурга отказали оппозиции в «Марше миллионов», http://top.rbc.ru/ society/04/09/2012/667873.shtml

25 Новосибирское «Яблоко» провело акцию памяти погибших на Украине, http://www.yabloko. ru/regnews/Novosib/2014/11/02

26 Митинги в поддержку жителей Крыма, решений Президента РФ Путина В.В. по кризису на Украине, http://souzchernobyl.ru/index.php/2/2833.html

8. Топос развития социального устройства: Нет развалу здравоохранения !27; Поддержка малого бизнеса не на словах, а на деле!28.

9. Топос достоинства: Медицина - право, а не привилегия!; Граждане, предупреждайте Минздрав - нищий врач опасен для вашего здоровья!29.

10. Топос любви: С любовью к городу!30; Патриотизм - это любовь к своей Родине31.

Таким образом, исследованный материал позволяет сделать вывод о том, что лозунги имеют толерантную установку на взаимодействие и поддержание кооперативного начала в общении, необходимость взаимодействия для достижения гармонии, социальной стабильности, всеобщего мира и безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

Ермакова, О.П. 2004: Толерантность и проблемы коммуникации. В кн.: Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Екатеринбург, 60-73. Матвеев, П.Е. 2009: Религиозная этика: курс лекций: в 3 ч. Ч. 1. Основы общей теории морали. Владимир.

Михайлова, О. А. 2005: Толерантность и терпимость: взгляд лингвиста. В сб.: Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. М., 99-111. Стернин, И. А. 2004: Проблемы формирования категории толерантности в русском коммуникативном сознании. В кн.: Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Екатеринбург, 130-150. Чернова, О.Е. 2015: Толерантность как противовес агрессии в политическом дискурсе. В кн.: Публицистический арсенал общественных движений в России и Германии. Вербальные средства преодоления конфликтов и достижения толерантности. Маг-нитогорск-Greifswald, 37-51. Шаповалова, Т.А. 2012: Социальный и коммуникативный аспекты понятия «толерантность». Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика 1, 64-67.

Шаповалова, Т.А. 2013: Коммуникативная категория толерантности и ее реализация в

современном политическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов. Nicholson, P. 1985: Toleration as a Moral Ideal. In: Aspects of Toleration. Philosophical Studies, 158-173.

Williams, B. 1996 Toleration: An Impossible Virtue? In: Toleration. An Elusive Virtue. Princeton, 18-27.

REFERENCES

Chernova, O.E. 2015: Tolerantnost' kak protivoves agressii v politicheskom diskurse. V kn.:

Publicisticheskij arsenal obshhestvennyh dvizhenij v Rossii i Germanii. Verbal'nye sredstva preodolenija konfliktov i dostizhenija tolerantnosti. Magnitogorsk-Greifswald, 37-51.

27 У России нет амбициозной задачи увеличить продолжительность жизни до 70-80 лет, http:// www.yabloko.ru/news/2013/04/23

28 1 мая «Яблоко» представит свою антикризисную программу, http://www.yabloko.ru/regnews/

moscow/2009/04/30

29 У России нет амбициозной задачи увеличить продолжительность жизни до 70-80 лет, http:// www.yabloko.ru/news/2013/04/23

30 В Кузбассе «Патриоты России» приняли участие в субботнике, http://www.patriot-rus.ru/news/ glavnyie-novosti/v-kuzbasse-patriotyi-rossii-prinyali-uchastie-v-subbotnike.html

31 Патриоты, мы с вами!, http://patriot-rus.ru/news/glavnyie-novosti/pervomaj-respublika-mordoviya-patriotyi-myi-s-vami.html

Ermakova, O.P. 2004: Tolerantnost' i problemy kommunikacii. In: Kul'turnye praktiki

tolerantnosti v rechevoj kommunikacii. Ekaterinburg, 60-73. Matveev, P.E. 2009: Religioznaja jetika: kurs lekcij: v 3 ch. Ch. 1. Osnovy obshhej teorii morali. Vladimir.

Mihajlova, O.A. 2005: Tolerantnost' i terpimost': vzgljad lingvista. In: Filosofskie i

lingvokul'turologicheskie problemy tolerantnosti. Moscow, 99-111. Nicholson, P. 1985: Toleration as a Moral Ideal. In: Aspects of Toleration. Philosophical Studies, 158-173.

Shapovalova, T.A. 2012: Social'nyj i kommunikativnyj aspekty ponjatija «tolerantnost'».

Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Ser.: Filologija. Zhurnalistika 1, 64-67. Shapovalova, T.A. 2013: Kommunikativnaja kategorija tolerantnosti i ee realizacija v

sovremennompoliticheskom diskurse: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Saratov. Sternin, I.A. 2004: Problemy formirovanija kategorii tolerantnosti v russkom kommunikativnom soznanii. V kn.: Kul'turnye praktiki tolerantnosti v rechevoj kommunikacii. Ekaterinburg, 130-150.

Williams, B. 1996 Toleration: An Impossible Virtue? In.: Toleration. An Elusive Virtue. Princeton, 18-27.

VALUES OF SOCIAL SYSTEM AS A BASIS OF COMMUNICATIVE TOLERANCE IN SLOGANS OF POLITICAL PARTIES AND CIVIL SOCIAL

MOVEMENTS

Oksana E. Chernova

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia, ocher08@inbox.ru

Abstract. Communicative and social aspects of tolerance are studied in this article. Tolerance in the social aspect assumes a moral activity, responsibility in accepting of moral decisions, sociability in expressing the moral position, social activity on the basis of a dialogue due to the usage of methods of explanation and persuasion. Tolerance in the communicative aspect identifies the subject behavior which leads to congruent communicative result. The aspects do not exist separately. The communicative aspect in conversation constitutes the plan of expression of category of tolerance, the social aspect - the content plan. The cooperation of two tolerance plans exists due to topos - a means of forming attitudes among people with the help of speech which is usually built on the basis of audience values. It is productive to examine the studying of values which the subject of political communication aims to approve in society on material of slogans of political parties and social movements. Such genre gains a reputation of an effective persuader. The distinctive features of slogans are clarity, all-clearness, catchiness, brevity and an easy memorability. The slogan texts provide an ideological knowledge about the political views of representatives of a certain political party and social values which politicians are going to establish in society. Topoi are possible to determine in slogans while analyzing topically relevant nominations. They are united in groups with the general semantic centers. The study of slogans has shown that the authors of this research turn to the topoi of welfare, community, legality, solidarity, fairness, freedom, peacekeeping, development of social order, dignity and love. The appeal to positive moral values of social system in texts of slogans of political parties and social movements of Russia confirms the tolerant installation assuming interaction and maintenance of the cooperative beginning in communication.

Key words: tolerance, linguistics, genre, slogan, political parties, civil social movements, values, topoi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.