_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2019. Т. 3, вып. 1 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 316 : 323.21
М.Ю. Мартынов, В. С. Пуртова
ЦЕННОСТИ ПАТРИОТИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ЮГРЕ)1
Интерпретируются результаты социологического опроса, проведенного в Ханты-Мансийском автономном округе. Описывается методология исследования, раскрывается содержание концепта «патриотизм». Патриотизм рассматривается авторами как специфическое социально-политическое отношение, формирующее особое состояние общественного сознания и политического чувства, направленное на выполнение гражданского долга перед государством и его институтами. По результатам социологического опроса анализируются особенности формирования гражданской идентичности и ценностей патриотизма в сознании разных социальных групп региона. Отмечается, что патриотические установки в сознании респондентов достаточно устойчивы. В то же время самоидентификация респондентов по признаку «патриот - не патриот» позволила выделить три основных группы респондентов и проанализировать их установки в отношении смыслового наполнения концепта «патриотизм». Проанализирована социальная и демографическая структура каждой их этих групп. Анализируются сходства и различия ценностных ориентаций у респондентов выделенных групп. Особое внимание уделяется отношению к государству и его институтам, отношению к гражданскому долгу, степени личной общественно-политической ответственности респондентов. В сознании респондентов патриотизм в первую очередь ассоциируется с гордостью за страну, в особенности за достижения в историческом прошлом. Внешнеполитические успехи России и укрепление обороноспособности армии также вызывают позитивные чувства у респондентов. В то же время большинство респондентов считают, что острые проблемы в социально-экономической сфере, связанные с падением уровня жизни населения, социальным неравенством и неэффективностью органов власти не дают повода для гордости.
Сделан вывод о наличии зависимости между оценкой действий властей и государства и патриотичностью респондента.
Проанализированы идентификационные связи по гражданскому, региональному и местному уровню. Результаты исследования свидетельствуют, что респонденты с патриотическими установками в большинстве своем связывают свою дальнейшую жизнь с автономным округом.
Ключевые слова: патриотизм, гражданская идентичность, общенациональная идеология, гражданственность. Введение
Проблема взаимосвязи гражданской идентичности с патриотизмом активно обсуждается в научном дискурсе. Как совершенно справедливо отмечает А.В. Абрамов, «каким бы ни был выбранный ракурс изучения идентичности, важнейшим ее элементом выступает патриотизм. Он является и показателем принадлежности гражданина к социальной системе (Родине, Отечеству, стране), и маркером самоидентификации общества в целом» [1. С. 216].
Но вопрос о том, какие именно патриотические ценности образуют смысловое поле формирования идентичности, остается актуальным.
Тема патриотизма в общественной дискуссии актуализировалась с тех пор, как патриотизм на государственном уровне был провозглашен национальной идеей, способной интегрировать общество и мобилизовать народ в интересах развития государства. Еще в 2012 году на встрече с молодежью президент В.В. Путин подчеркнул безальтернативность идеи патриотизма как объединяющего начала нации: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» [3].
Патриотизм обозначен Президентом как ресурс сохранения и развития государства в мире: «Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать здо-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-411-860001.
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ровое чувство патриотизма. Без этого страна не будет существовать. Она просто изнутри развалится, как кусок сахара, намоченный водой» [4].
Теоретические основания
Актуальность проблемы взаимосвязи патриотизма с формированием идентичности обусловила интерес к концептуализации понятия «патриотизм». В наиболее распространенном подходе современных российских авторов к определению концепта превалирует отождествление его с социальным чувством, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее. Как пишет Т. С. Гузенкова, «в целом понятие «патриотизм» даже на уровне обыденного сознания кажется простым и очевидным по своему смыслу, не требующим слишком сложных дефиниций и объясняющих моделей. Исторически сложилось устойчивое представление о том, что патриотизм означает любовь к Отчизне, к родине, привязанность к месту своего проживания.» [2. С. 16].
Г. А. Тихомиров, считает, что «патриотизм - это исторически сложившаяся и постоянно эволюционирующая категория социально-философского познания, отражающая любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своей деятельностью способствовать ее процветанию» [5. С. 21]. Другой автор - А.Ю. Парашин - аналогичным образом определяет патриотизм «как нравственную ценность и социальное чувство, содержанием которых являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [6. С. 22].
Исследования отечественных ученых мы использовали для концептуализации понятия «патриотизм» при подготовке социологического опроса. Для этого были выделены сущностные признаки, наиболее часто встречающиеся в определениях патриотизма. Все авторы согласны с тем, что данное понятие описывает явление, имеющее двуединый смысл. Он заключается во взаимосвязи двух принципов -социально-политического и нравственного, двух измерений - малой и большой Родины и двух проявлений - чувства любви к Родине и готовности к защите Отечества [7]. Таким образом, сущностными маркерами патриотизма являются «идея, ценность, пространство, чувство и мотив к действию».
Также общим представлением является мнение, что патриотизм, как идеология, является одним из механизмов легитимности власти и инструментом формирования социально-политической и психологической идентификации народа. Некоторые исследователи отмечают, что центральной составляющей российского патриотизма является державность, понимаемая как характеристика политического, экономического, военного и духовного могущества страны в мире, способность влиять на международные отношения. Патриотизм основан на чувстве гражданственности и ответственности за судьбу своего Отечества. В этом плане патриотизм является высшей ценностью, интегрирующей общество и мобилизующей народ на осознанные действия, направленные на созидание страны. В кризисные моменты истории патриотизм выступает как своеобразный жизненный иммунитет, препятствующий разрушительным тенденциям в стране и государстве. Он дает устойчивость обществу к внешним деструктивным влияниям, однако, чтобы патриотизм превратился в социально-мобилизующий и социально-организующий ресурс для внутреннего развития страны, необходима единая платформа, создающая условия для объединения вокруг общенациональной идеи.
Опираясь на исследования отечественных ученых, можно дать следующее определение патриотизма. Патриотизм является специфическим социально-политическим отношением, формирующим особое состояние общественного сознания и политического чувства, которые направлены на выполнение гражданского долга перед государством и его институтами и которые, при условии соответствия деятельности этих институтов интересам граждан, становятся основой социального поведения.
Методы исследования
Данную концептуализацию понятия мы использовали при проведении социологического опроса в марте-апреле 2018 г. на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
Генеральной совокупностью опроса являлись жители Ханты-Мансийского автономного округа старше 18 лет N = 600 человек). Опрос осуществлялся методом формализованного интервью по месту жительства по стратифицированной, многоступенчатой, районированной, квотной выборке, репрезентированной по полу, возрасту и уровню образования. Репрезентативность выборки обеспечивалась соблюдением половозрастной и образовательной структуры, а также пропорций между населением, проживающим в населенных пунктах различного типа (г. Сургут, г. Нижневартовск, г. Лангепас,
2019. Т. 3, вып. 1
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
г. Нефтеюганск, п. Федоровский, Белоярский район, Сургутский район). Статистическая ошибка выборки не превышает 3 %.
Корреляция независимой переменной «самоидентификация респондентов по признаку патриотичности», содержащейся в вопросе «Считаете ли Вы себя патриотом?», и зависимых переменных -факторов их единства и различий - позволила нам дать характеристику трех основных групп респондентов, выделенных по признаку патриотической самоидентификации.
Результаты
Первая группа - «патриоты», то есть те респонденты, кто четко определяет свою позицию как патриота страны, их около 40 %. Вторая группа - те, кто, «скорее всего», относит себя к патриотам, -также составляет 40 %. Третья группа - те респонденты, которые относят себя к «не патриотам». Их доля не так велика - 12 %, однако статистически значима. Отдельной группой являются «затруднившиеся ответить» - 8,2 %.
Из предложенного в анкете перечня ценностей, которые могли бы определять вектор развития российского государства, все респонденты, независимо от уровня их патриотичности, на первое место поставили справедливость (57 %) и правовую защищенность граждан (56 %). Второе место разделили такие ценности, как равенство всех граждан (37,6 %) и патриотизм (36,6 %). Третье место заняли уважение к традициям (29,7 %) и свобода слова (25,3 %). А вот такие ценности, как державность или ориентация на общечеловеческие ценности, заняли довольно низкие позиции по количеству респондентов - около 7 %. Всего лишь около 2 % респондентов поддерживают национализм.
Анализ мнений респондентов об общегосударственных ценностях по группам выявил определенные различия. Так, в группе «патриотов» существенно больше респондентов, одобряющих ориентацию государства на национальную безопасность и военную мощь (27 %), в группе «не патриотов» эта ценность поддерживается значительно меньше - 8,6 %. И напротив, если в группе «не патриотов» уважение к частной собственности ценят 14 %, то у «патриотов» - вполовину меньше - 7 %. Мнения в группе «скорее патриотов» в некоторых позициях тяготеют к взглядам «патриотов», в некоторых других они разделяют «непатриотическую позицию». Прежде всего это заметно в отношении ценности «патриотизма» - ее разделяют 36,6 % «скорее патриотов» и 46,5 % «патриотов», в группе «не патриотов» она популярна среди 15,7 % респондентов. То же самое касается ценности национальной безопасности и военной мощи, здесь «умеренные патриоты» тяготеют к позиции «патриотов» (17 %), а также уважения к традициям - эту ценность разделяют 33 % «патриотов» и «скорее патриотов» (против 13 % «не патриотов»). Но в другом случае они больше склонны поддерживать позицию «не патриотов», поддерживая уважение к частной собственности (14 % против 7 % у «патриотов») и свободу слова (31 % против 16 % у «патриотов»). Помимо этого, в группе «скорее патриотов» несколько выше процент респондентов, поддерживающих национализм - 2,6 %, заметим, что в группе «не патриотов» их нет совсем - 0 %.
Если в ценностных ориентациях респондентов в отношении государства, по результатам исследования, нашлись все же единые базовые ценности - справедливости, равенства и правовой защищенности, то при изучении факторов государственной, региональной и этнической идентичности респондентов обнаружились существенные отличия. Определяющей характеристикой группы «не патриотов» стала их слабая идентификация со страной, государством, народом. В этой группе наиболее существенный процент (37,7 %) составляют те, для которых важнее идентификация с близким кругом - семьей, друзьями, родственниками. Всего лишь для 38 % из них важно отождествление «мы», «свои» с россиянами и гражданами страны. В этом плане ощущение себя причастными к государственной общности - к народу России - для «патриотов» и «умеренных патриотов» значительно важнее, так высказались 65 % патриотов и 53 % умеренных патриотов.
Меньше четверти (21 %) респондентов с «непатриотическими установками» считают историко-культурные традиции фактором объединения российского народа, примерно столько же - 24 % - не видят в основании объединения общую государственность, 14 % вообще считают, что нет единого российского народа. Основание для объединения чаще всего им видится в общей территории проживания, русском языке и общности культуры (45 % и 40 % соответственно). Таким образом, в их сознании фиксируется ослабление ценности государственности, они не видят ее интегрирующей роли. Напротив, для патриотически настроенных респондентов этот фактор существенен. «Патриоты» и «умеренные патриоты» первой и важной причиной народного объединения считают общую много-
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
летнюю историю, культуру и традиции (более 50 % респондентов), не менее значим для них и фактор общей государственности (47 % и 36 % соответственно).
Говоря в целом о влиянии гражданских ценностей на уровень патриотичности респондентов, можно заметить, что существует значительный запрос на социальную справедливость и равенство в обществе у всех групп респондентов. Все опрошенные достаточно остро чувствуют проблему социального неравенства, которая усугубляется экономическими проблемами. На фоне успехов во внешней политике и одобряемых действий президента респонденты демонстрируют серьезное недоверие к действиям правительства и власти, так как в своей жизни сталкиваются с проблемами социальной дискриминации в важных сферах - медицине, образовании, занятости. Все это достаточно негативно сказывается на жизненной самореализации людей, которые оценивают действия властей по поддержанию качества жизни народа как неэффективные. Отсюда наблюдается глубокое отчуждение от власти, государство в сознании людей перестает быть «дружелюбным» в отношении народа, у людей создается мнение, что власть действует лишь в интересах чиновников и олигархов. Накопившиеся проблемы внутренней политики не могут не сказываться на уровне патриотизма респондентов. Исследование показало прямую зависимость между оценкой действий властей и государства и патриотичностью респондента. Таким образом, причины самоидентификации респондентов как «не патриотов» кроются в глубоком неудовлетворении от действий властей. Только в группе «патриотов» сохраняются средний уровень доверия к власти и запрос на сохранение стабильности и нынешнего уровня социальных гарантий. Во всех группах респондентов фиксируется поддержка политического курса, направленного в первую очередь на развитие производства и рост экономики.
Заключение
В целом анализ результатов опроса позволил сделать следующие выводы.
1. Патриотические установки в сознании респондентов достаточно устойчивы: подавляющее число респондентов (80 %) так или иначе считают себя патриотами.
2. Исходя из социальных характеристик групп самоидентификации по признаку патриотичности, можно заметить, что две «крайние» группы - «патриоты» и «не патриоты» - имеют гомогенный характер. Для группы «патриотов» свойственны более старший возрастной состав, образование выше среднего, более высокая материальная обеспеченность и социальный статус. Большинство респондентов этой группы заняты в основных сферах экономики округа, среди них достаточно много предпринимателей. Респонденты в группе «не патриотов» имеют молодой возраст - до 25 лет, чаще всего это учащиеся школ и студенты вузов, имеющие невысокое материальное положение. Группа «умеренных патриотов» по характеру гетерогенна, имеет более разнородный социальный состав, в нее входят респонденты разного возраста, рода занятий и материального положения.
3. В отношении государства в сознании всех респондентов, независимо от их патриотической настроенности, существуют базовые ценности, которые, по их мнению, должны определять вектор государственного развития, - справедливость, правовая защищенность, социальное равенство и патриотизм. Для группы «патриотов» также важны ценности национальной безопасности и уважения к традициям; на их взгляд, государство прежде всего должно быть сильным и безопасным. В группе «не патриотов» более поддерживают либеральные ценности свободы слова и уважения к частной собственности, они выступают за справедливое и свободное государство. Группа «умеренных патриотов» занимает среднюю позицию за сильное и свободное государство. Как проявление силы государства, способного обеспечить свою безопасность и защитить свои природные ресурсы от захвата внешними врагами, оцениваются респондентами, особенно «патриотами», внешнеполитические действия России на Украине и в Сирии.
4. Местная идентификация с жителями города, поселка, а также этническая идентичность занимают значимое место у 70 % респондентов. Несколько уступает региональная идентичность с Юг-рой, однако и она существенна для 60 % респондентов. Исследование показало довольно слабую включенность респондентов в значимые события, происходящие в Югре, всего лишь треть из них ответили на этот вопрос положительно. Почти половина респондентов не ощущают себя причастными к жизни округа.
В группах самоидентфикации по признаку патриотичности наблюдаются существенные различия в определении идентичных общностей. В группе «не патриотов» идентификационные связи гражданского, регионального и местного уровня значительно слабее, чем у патриотически настроенных
2019. Т. 3, вып. 1
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
респондентов. Особенно слабы связи «не патриотов» с региональной общностью - жителями Югры. В этой группе более распространена установка на космополитизм, респонденты - «не патриоты» в меньшей степени имеют эмоциональные привязанности к малой Родине.
5. В сознании респондентов патриотизм в первую очередь ассоциируется с гордостью за страну, в особенности за достижения в историческом прошлом, им гордятся большинство респондентов (60 %). Гордость у респондентов вызывают и достижения российского народа в науке, культуре, спорте. Внешнеполитические успехи России и укрепление обороноспособности армии также вызывают позитивные чувства у респондентов. Однако в оценке внутренней политики государства мнения респондентов носят скорее негативный, чем позитивный характер. Большинство респондентов, независимо от их патриотической настроенности, считают, что острые проблемы в социально-экономической сфере, связанные с падением уровня жизни населения, социальным неравенством и неэффективностью органов власти, не дают поводов для гордости.
6. Много критики у респондентов вызывает рост социальной несправедливости в России. Респондентов тревожит социальное и экономическое неравенство людей, сильное социальное расслоение на богатых и бедных на фоне ухудшения уровня жизни и роста инфляции. Довольно остро, особенно для молодых людей, стоит проблема самореализации и получения качественного и доступного образования.
7. Любовь к Родине и гордость за ее исторические достижения (как основание патриотизма) чаще всего не находят подкрепления фактором личного участия и ответственности за происходящее в стране. Лишь четверть респондентов считают, что быть патриотом - значит быть ответственным за страну, действовать во благо своей Родины, хорошо выполнять свою работу. Быть готовым к самопожертвованию как проявление патриотизма расценивают лишь 13 % респондентов. Таким образом, даже в группе патриотически настроенных респондентов патриотизм не связывается с гражданской активностью и деятельным участием в судьбе страны. В сознании респондентов укрепилась установка на «свободный», прагматический патриотизм, большинство опрошенных не считают отъезд из страны и желание жить в другой стране непатриотичным поведением.
8. Уровень общественно-политический активности респондентов сравнительно невысок, только электоральная активность, особенно при участии в президентских выборах, держится на уровне 70 %. Отказ от участия в выборах более характерен для группы «не патриотов» и чаще всего связывается с недоверием к выборам. Как на президентских выборах 2012 года, так и на выборах 2018 года большинство голосов респонденты, независимо от уровня их патриотичности, отдали В.В. Путину как кандидату, отвечающему на запросы и интересы разных групп. В других видах общественно полезной деятельности респонденты проявляют достаточно низкую активность, причем среди «не патриотов» она заметно ниже. Однако и уровень протестной активности довольно низок. Патриотические чувства в сознании респондентов практически не связываются с готовностью к общественной и гражданской деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов А.В. Современный российский патриотизм как маркер гражданской идентичности личности и общества // Вестник МГОУ. Сер. История и политические науки. 2014. № 3. С.215-221.
2. Гузенкова Т.С. Патриотизм, глобализация и национальное государство: взаимодействие и противоречие // Патриотизм как идеология возрождения России: сб. ст. и докл. М.: РИСИ, 2014. 260 с.
3. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения 29.08.2018).
4. Встреча со студентами юридических вузов Москвы 2013 г. http://kremlin.ru/events/president/news/19778 (дата обращения 29.08.2018).
5. Тихомиров Г.А. Социально-философское исследование феномена патриотизма: автореферат дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2008. 21 с.
6. Парашин А.Ю. Патриотизм: историко-социологический анализ: автореферат дис. ... канд. социол. наук. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 2007. 22 с.
7. Орлов И.Б. Патриотизм в истории России: государственная идеология и ценностный потенциал. https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/165314401 (дата обращения 29.08.2018).
Поступила в редакцию 19.09.2018
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Мартынов Михаил Юрьевич, доктор политических наук, главный научный сотрудник
E-mail: [email protected]
Пуртова Виктория Сергеевна, старший преподаватель
E-mail: [email protected]
БУ ВО «Сургутский государственный университет»
628412, Россия, г. Сургут, пр. Ленина, 1
M.Yu. Martynov, V.S. Purtova
VALUES OF PATRIOTISM AND CIVIL IDENTITY FORMATION (BASED ON A SOCIOLOGICAL SURVEY IN UGRA REGION)
The article interprets the results of a sociological survey conducted in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug. The authors describe methodology of research and reveal the content of "patriotism" concept. Patriotism is viewed by the authors as a specific socio-political attitude, forming a special state of public consciousness and political attitudes to perform a civic duty to the state and its institutions. Based on the results of the sociological survey, the features of the civil identity formation and patriotism values in the minds of different social groups in the region are analyzed. It is noted that patriotic attitudes in the minds of the respondents are stable. At the same time, self-identification of respondents based on "patriot-non-patriot" marker made it possible to identify three main groups of respondents and analyze their attitudes towards the semantic content of the "patriotism" concept. The social and demographic structure of each group is analyzed. Similarities and differences in value orientations among the respondents of the selected groups are analyzed. Particular attention is paid to the attitude towards the state and its institutions, the attitude towards civil duty, the degree of personal social and political responsibility of the respondents. In the minds of the respondents, patriotism, first of all, is associated with pride for the country, especially for achievements in the historical past. Russia's foreign policy successes and the strengthening of the defense capacity of the army also cause positive feelings among the respondents. At the same time, the majority of respondents believe that the acute problems in the social and economic sphere, connected with the decline of the living standards, social inequality and inefficiency of the authorities, do not give cause for pride.
It was concluded that there is a correlation between the assessment of the actions of the authorities and the state and the respondent's patriotism.
Identification ties at the civil, regional and local levels have been analyzed. The survey results show that respondents with patriotic attitudes mostly connect their further life with the region.
Keywords: patriotism, civic identity, national ideology, citizenship.
Received 19.09.2018
Martynov M.Yu., Doctor of Political Science, Senior Researcher
E-mail: [email protected]
Purtova V.S., Senior lecturer
E-mail: [email protected]
Surgut State University
Lenina st., 1, Surgut, Russia, 628412