Научная статья на тему 'Ценности общения с природой'

Ценности общения с природой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
765
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности общения с природой»

чения туристско-краеведческой деятельности в воспитательный процесс; насыщения совместной деятельности общением, игрой и творчеством; раскрытия личности через участие во внеклассных мероприятиях [1].

Проведённый теоретический анализ позволяет выделить, что за годы существования экологического образования в стране много сделано по отбору содержания; созданы концепции развития экологического образования в общеобразовательной, профессиональной школах и внешкольных учреждениях; доказано, что основной задачей экологического образования выступает формирование экологической культуры личности. Кроме того, сформулированы идеи о взаимосвязях предмета "Экология" с другими школьными курсами, определены роль и место экологического образования в системе дополнительного образования.

Однако в последнее время состояние экологического образования молодёжи в школе вызывает серьёзное опасение. Это связано с тем, что курс экологии на федеральном уровне не введён в базисный учебный план школ и общеобразовательных учреждений иного типа (лицеев, гимназий и др.). Следовательно, авторские учебники и программы не обеспечивают необходимого общеобразовательного и культурного уровня подготовки учащихся по экологии. Подобные обстоятельства значительно снижают уровень экологической подготовленности учащихся, затрудняют развитие экологического образования, снижают интерес преподавателей к его осуществлению.

Данная ситуация наблюдается в практике обучения и воспитания учащихся в соответствии с концепцией 11-летней школы. В концепции новой 12-летней школы отношение к экологическому образованию, по всей видимости, ещё более усугубится, так как при экологизации всего содержания образования сокращается количество часов, отводимых на биологию, которая теперь будет изучаться лишь в VII, VIII, IX классах 12-летней школы.

Таким образом, задача школы - дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшего профессионально ориентированного экологического образования, содержание которого должно быть доступным для учащихся и достаточным для формирования экологической культуры личности школьника.

Список литературы

1. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. - М.: Педагогическое общество России, 2001.- 96 с.

2. Дерево С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на- Дону: Издательство "Феникс", 1996. - 480 с.

3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

4. Лихачев Б. Т. Социология воспитания и образования. -Рязань, 1999.

5. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 10 т.- М., 1948. т. 11.

6. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Просвещение, 2000. - 182 с.

7. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева,

И. Т. Суравегиной; Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.

В.А. Федоров

Курганский государственный университет

ЦЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой.

К.Маркс

1. «Сугубо современный человек отделен от земли множеством посредников и бесчисленными механическими приспособлениями» (О. Леопольд). В условиях не-

прерывного и стремительного роста городов и городского населения, напряженности их ритма у городских жителей обостряется чувство естественной природы, растет интерес к ней и потребность общения с ней. Неслучайно поэтому общение с природой становится неотъемлемой стороной жизнедеятельности большинства горожан, о чем говорит их стремление все чаще проводить свободное время в соприкосновении с элементами естественной природы в самом городе и за его пределами. О том, какие ценности общения с природой привлекают при этом те или иные группы городского населения, показывает отчасти конкретно-социологическое исследование среди учащихся 9 и 10 классов г. Кургана, проведенное осенью 1996 года студентами 544 группы естественно-географического факультета КГУ. Из всего количества опрошенных старшеклассников для представленного здесь анализа были использованы результаты опроса учащихся в трех десятых (школы 31, 27, 15) и трех девятых (школы 42, 30, 12) классах, всего 121 учащийся.

2. «Придет время, все будут на машинах ездить, и только самые богатые будут располагать временем ходить пешком» (М. Пришвин). Наиболее ценным в общении с природой для учащихся является активный отдых -«прогулка, движение», что отметили 49,2% опрошенных. Это связано прежде всего с тем, что активный отдых во многом компенсирует психофизические и социальные недостатки городской жизни. Его сущность заключается в воспроизводстве физических и психических сил человека. Как показывают медицинские исследования, активный отдых наполовину снижает уровень сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания - на 40%, нервной и костно-мышечной систем - на 30% органов пищеварения - на 20%, предупреждает появление психических расстройств [1].

3. «В природе происходит нечто изумительное, трогательное, что окупает своей поэзией и новизною все неудобства жизни» (А. Чехов). Следующими по значению ценностями в общении с природой для учащихся являются стремления просто «отдохнуть» (44,3%), «отвлечься от повседневной жизни, суеты, забот» (41,0%), а также обрести «уединение, тишину, покой» (17,2%). Во время такого отдыха человек не ставит перед собой каких-то серьезных, достаточно определенных целей. Главное здесь для него - компенсировать опять-таки многие отрицательные стороны городского образа жизни: сменить обстановку, среду обитания, обрести новые каналы взаимодействия с окружающим миром, снять усталость, уйти в «безвременье», восстановить спокойствие и т.д., то есть способствовать своей психологической и социальной реабилитации. Такой отдых, как правило, заполняется случайной, поверхностной, но, как видим, очень важной для человека деятельностью. Даже будучи кратковременным, он восстанавливает нормальную жизнедеятельность, предупреждает развитие ряда заболеваний, способствует их излечению.

4. «Вышел на закат вечером и заплакал от радости благодарной - за жизнь» (Л. Толстой). Очень значимой для учащихся ценностью природы является ее «красота, гармония» (41,0%), то есть ее эстетическое качество. Нет такой природной среды, которая с эстетической точки зрения удовлетворяла бы всех, но нет и природной среды, которая бы не вызывала никакой эстетической реакции. Эстетическое богатство природы неисчерпаемо в своих проявлениях и раскрывается в соответствующих чувственных образах. Это эстетическое восприятие природы обусловлено способностью личности «очеловечивать» мир, бессознательно переносить на него чувства, свойственные ей самой. Духовная жизнь человека немыслима без эстетических ресурсов природы. Неслучай-

но большая часть отдыхающих в естественной природе скапливается не только в самых удобных для отдыха, но и самых живописных ее местах. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, удовлетворению ее эстетических потребностей. Умение видеть, ощущать прекрасное (как и безобразное) является важным достижением культуры общества. Характер и масштаб эстетических отношений к природе является при этом ее важной составной частью. Красота природы успокаивает, воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту мира и человека.

5. «Я сорвал цветок - и он увял, я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем» (П. Гвездос-лав). Природа всегда оценивалась человеком через призму его нужд, как кладовая многих богатств - продуктов питания, пряностей, лекарств, строительных материалов и т.д. И в данном случае около трети опрошенных старшеклассников (31,1%) посещают природу с целью «сбора ее даров». Это - охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, других пищевых и лекарственных растений. Люди не могут не использовать природу прагматически, утилитарно, материально. Важно то, насколько у них наряду с прагматическим присутствует и непрагматическое отношение к ней. Узкопотребительское отношение к природе ограничивает более содержательное к ней отношение, не всегда учитывает более отдаленные результаты своего воздействия на нее, что приводит к изменению устойчивых систем связей в биосфере, нередко оборачивающихся против их творцов.

6. «Не надо мне шарлатанских микстур... дайте мне целебный глоток неразбавленного утреннего воздуха». (Г.Д.Торо). Каждого пятого учащегося (20,5%) естественная среда привлекает как «здоровая среда». Действительно, в природе, кроме других ценностей, человек издавна видел и источник своего здоровья. Оздоравливаю-щее воздействие природной среды на человека комплексно, и его трудно переоценить. На здоровье оказывают влияние такие природные факторы, как солнечное излучение, микроклимат, состав воздуха, воды, почвы, уровень шума, радиационный фон, изменение гравитации, сочетание красок. Элементы естественной природы создают благоприятный фон для человека, к которому он адаптирован всей своей жизнедеятельностью, начиная еще с процесса антропогенеза, способствуя его здоровью и долголетию. Так, например, естественный шум-шелест деревьев, журчание ручья, пение птиц, звуки дождя, составляя 20-30 децибел, оказывают оздоровительное влияние на нервную систему, железы внутренней секреции, мускулы [2]. Благотворное лечебное влияние разнообразных факторов природы нашло свое научное обоснование и практическое применение в медицине, в частности в таких ее разделах, как климатотерапия, фитотерапия, ландшафтотерапия и других.

7. «День, проведенный ребенком среди рощ и по-лей.стоит многих недель, проведенных на учебной скамье» (К. Ушинский). Существенное значение для старшеклассников в общении с природой имеют такие факторы, как «возможность пополнить свои знания, расширить свой кругозор» (9,8%), «поразмышлять о мире, смысле жизни» (7,4%). Удовлетворение познавательных потребностей личности, потребностей в «открытиях для себя» и «открытий для других» способствует ее интеллектуальному развитию, формированию у нее соответствующих познавательных умений и навыков. Природа, благодаря своему многообразию, помогает человеку осознать уникальность его жизни, свою индивидуальность, понять самого себя. Природа способствует разви-

тию восприятия, интенсифицирует интеллектуальную и образно-познавательную стороны нашей жизни; она является стимулом для вдохновения, побуждает к творческой деятельности. Общение с природой становится гораздо интереснее, если человек понимает суть ее явлений, свое место в природном мире.

Таблица 1

Ценности общения с природой, наиболее важные для опрошенных (%)(выбиралось не более 3-х вариантов)

В том числе

№ Варианты ответов Всего Юноши Девушки

пп % Ранг % Ранг

1. Прогулка, движение 49,2 34,1 2 56,8 1

2. Отдых 44,3 34,1 3 49,4 2

3. Отвлечься от повседневной жизни, суеты, забот 41,0 29,3 5 46,9 3

4. Красота природы, ее гармония 41,0 31,7 4 45,7 4

5. Сбор даров природы - рыбалка, сбор плодов, грибов, пищевых и лекарственных растений 31,1 53,7 1 19,8 6

6. Здоровая среда 20,5 29,3 6 16,0 7

7. Уединение, тишина, покой 17,2 7,3 8 22,2 5

8. Возможность пополнить свои знания, расширить кругозор 9,8 19,5 7 4,9 9

9. Возможность поразмышлять о мире, смысле жизни 7,4 2,4 9 11,1 8

10 Другое 5,7 7,3 4,9

8. «Человек замечает в мире лишь то, что он несет уже в самом себе» (А. Сент-Экзюпери). Сущность человека проявляется в его взаимоотношениях с окружающим миром, в частности, с миром естественной природы. Человека привлекает в ней то, что близко ему, что находит отклик в его душе. И вот здесь, в своем отношении к природному окружению, горожане, так «унифицированные» ритмом повседневной жизни, оказываются очень различными. Они очень по-разному воспринимают мир природы, отображают его, действуют в нем. Это обусловлено влиянием множества факторов объективного и субъективного порядка: 1) условиями труда; 2) материальным благосостоянием; 3) особенностями макро - и микросреды; 4) социальной и этнической принадлежностью; 5) характером и уровнем социализации человека, уровнем его культуры, образования; 6) характером и уровнем нравственности человека, его ценностными ори-ентациями, вкусами, идеалами; 7) местом проживания; 8) временем года, характером погоды; 9) характером деятельности в природе, направленностью ее; 10) уровнем подготовленности, опытом, сосредоточенностью; 11) настроением, душевным состоянием; 12) индивидуальными особенностями - полом, возрастом, характером, темпераментом и т.д. Отсюда: люди с богатым внутренним миром находят прекрасное во всех проявлениях природы; школьник, проживающий в городе, менее бережет природу, чем его сверстник в сельской местности; наиболее остро обонятельные ощущения воспринимаются весной и летом, особенно в теплую и влажную погоду, на свету; с возрастом увеличивается потребность в свежем воздухе, «тяга к земле». Вот как, например, это проявилось у старшеклассников в зависимости от пола.

9. «Она (природа) дает ему (человеку) возможность раскрыть все свои способности, ощутить радость жизни, физическую свободу и душевный подъем, счастье быть человеком» (Ф.Сен-Марк). Общение с природой, таким образом, есть процесс, с помощью которого человек удовлетворяет многие биологические и социальные потребности, получает ощущение полноты жизни. Природа в этом общении выступает как необходимая среда, пространство для становления и развития личности. Человеку необходимо общение с природой; сужение такого общения ведет к негативным перекосам в его физическом и духовном

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 1

143

облике. Отсюда, общение с природой содержит значительный воспитательный потенциал, является важным средством совершенствования личности и одним из ведущих составных элементов ее образа жизни.

Список литературы

1. Быстраков Ю.И., Косолапое А.В. Экономика и экология. - М.: Агро-промиздат. 1988. -С. 187.

2. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. - М.: Агропромиз-дат. 1987. -С. 13.

В.М. Янко

Курганский государственный университет

РАЗВИТИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

В статье рассматривается методология изобретательской деятельности при изучении студентами физических явлений. На примере темы "Электростатика" показано, как свойства физических явлений могут быть использованы при выполнении технических решений на уровне изобретений.

Современный инженер - это не только грамотный, образованный, высококвалифицированный специалист, владеющий современной техникой и современными технологиями, но он также и создатель техники и технологий будущего. А это возможно лишь в том случае, если еще на студенческой скамье он познакомится с методологией изобретательской деятельности, а сделать это можно, в частности, при изучении физических явлений (ФЯ), включенных в программу курса общей физики [1].

Автор данной статьи имеет многолетний опыт работы в этом направлении, является автором целого ряда изобретений, в которых использованы свойства ФЯ, изучаемых в курсе общей физики, в том числе в соавторстве со студентами, и уверен, что среди студентов есть немало потенциальных изобретателей, нужно лишь раскрыть и развить их изобретательские способности.

Не нарушая плана учебных занятий ненавязчиво, исподволь, объясняю студентам, что любое изобретение - это: во-первых, новизна (то, чего не было раньше), во-вторых, положительный эффект (экономия материала, электроэнергии, затраченного труда; повышение надежности и долговечности изделия; сохранение здоровья человека в экстремальных условиях; повышение экологической безопасности и многое, многое другое).

Раскрыть и развить изобретательские способности у студентов невозможно без проведения лекционных демонстраций, без выполнения студентами лабораторных работ с обязательным обсуждением результатов физического эксперимента.

Во вступительной лекции курса общей физики, прочитанной на физико-математическом факультете МГУ, П.Л. Капица говорил студентам: «Основное - это понять явления природы. Любое явление природы (будь это падение тела, разряд в трубке, барометрическое давление) вы должны изучать с точки зрения физики» [2].

Интерес студентов к изучению физики заметно повышается, если новую тему начинать с лекционной демонстрации и обсуждения ФЯ, лежащих в ее основе. Причем демонстрация ФЯ должна быть простой и понятной для студентов, а в обсуждение желательно включать воп-

росы о возможном использовании свойств ФЯ в технических решениях.

Рассмотрим вышесказанное на примере темы «Электростатика». Эту тему начинаю с рассмотрения трибоэлек-трического эффекта и говорю, что изучение электричества началось именно с этого явления (Фалес Милетский).

Для демонстрации электростатических явлений использую: электрофорную машину; валик из оргстекла; шерстяной лоскут; полимерную пленку; султанчики; демонстрационный электрометр; мелкодисперсный порошок дисульфида молибдена; две металлические пластины, закрепленные на штативах; подвешенный на нити полый металлический шар; ситечко с металлической сеткой.

При трении о шерстяной лоскут валик из оргстекла получает избыточный электрический заряд. Закрепляю заряженный валик в штативе. Приближаю к штативу электрометр и на некотором расстоянии от него стрелка электрометра отклоняется, фиксируя наличие электростатического поля.

От электрофорной машины заряжаю султанчики одноименными и разноименными зарядами. В первом случае лепестки отталкиваются, во втором случае лепестки притягиваются и при сближении султанчиков «обнимают друг друга». Этот эксперимент традиционно вызывает смех среди студентов, особенно когда на султанчиках появляются пластилиновые муляжи в виде человеческой головы.

Демонстрирую действие электростатического поля между двумя, разноименно заряженными от электрофорной машины, пластинами на подвешенный на нити полый металлический шар, который начинает совершать колебательные движения от одной пластины к другой, создавая звуковой эффект «колокольный звон».

Что же общего между наблюдаемыми ФЯ? В результате трибоэлектрического эффекта происходит разделение у трущихся материальных тел (МТ) электрических зарядов, что приводит к их электризации (накоплению избыточного заряда определенного знака), возникает электрическое поле.

После подробного обсуждения ФЯ обращаюсь к студентам с вопросом: «Вы видели опыты, в которых демонстрировались явления электростатики. А где можно использовать свойства этих явлений?» Ответы поступают самые разные от широко известных способов по устранению избыточных электростатических зарядов методом заземления, с использованием антистатиков в виде аэрозолей до оригинальных: с помощью электростатических сил можно ускорять или замедлять движение МТ, осуществлять реверс движения, накапливать и передавать электрические заряды, создавать электрошоковое оружие, в целях охраны ценных картин и скульптур создавать вокруг них сильное электростатическое поле, если научиться разделять электрические заряды у МТ, то можно иметь колоссальную электрическую энергию и другие.

Говорю, что уже имеются изобретения электростатических тормозов, электростатических двигателей, электростатических генераторов, но работа в этом направлении продолжается.

Что же касается разделения электрических зарядов и появления электрического поля, то это - необходимое условие работы любого источника электрического тока.

Анализирую все высказывания, отмечаю оригинальные, благодарю всех студентов, принявших участие в обсуждении.

Затем перехожу к рассмотрению некоторых технических решений в ранге изобретений, в основе которых лежат ФЯ электростатики. В идеале - это изобретения самого преподавателя, но можно рассмотреть и работы других авторов [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.