Научная статья на тему 'Ценности научной школы: В. В. Краевский и его ученики в пространстве общих научных интересов'

Ценности научной школы: В. В. Краевский и его ученики в пространстве общих научных интересов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / RESEARCH SCHOOL / МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ / METHODOLOGY OF PEDAGOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / TEACHERS' VOCATIONAL TRAINING / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / COMPARATIVE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Елена Викторовна, Коршунова Наталья Леонидовна

Авторы статьи представляют результаты исследований учеников В.В. Краевского, показывая дальнейшее развитие научных идей, волновавших в свое время Учителя. Представлен краткий обзор работ тех учеников, непосредственным научным руководителем которых являлся Володар Викторович, на чьих титульных листах диссертаций стояло его имя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH SCHOOL VALUES: V.V.KRAEVSKY AND HIS FOLLOWERS IN THE FIELD OF COMMON SCIENTIFIC INTERESTS

The authors of the article produce the research results of Mr.Kraevsky disciples, showing further development of his scientific ideas, by which Master was excited at his time. A brief survey of the works of those who studied under direct guidance of Volodar Victorovitch and who have his name on their dissertation title pages is introduced.

Текст научной работы на тему «Ценности научной школы: В. В. Краевский и его ученики в пространстве общих научных интересов»

НАУЧНАЯ ШКОЛА

УДК 378.2

Е.В. Бережнова

Ценности научной школы:

В.В. Краевский и его ученики в пространстве общих научных интересов

Авторы статьи представляют результаты исследований учеников В.В. Краевского, показывая дальнейшее развитие научных идей, волновавших в свое время Учителя. Представлен краткий обзор работ тех учеников, непосредственным научным руководителем которых являлся Володар Викторович, на чьих титульных листах диссертаций стояло его имя.

Ключевые слова: научная школа, методология педагогики, профессиональная подготовка учителей, сравнительная педагогика.

Н.Л. Коршунова

Наука давно перестала быть уделом одиночного ученого в силу все возрастающей сложности стоящих перед ней задач. В настоящее время весомый научный результат часто приносит именно кооперированная деятельность исследователей. Научное сообщество под воздействием внутренних и внешних факторов организуется в виде групп различных уровней. Научные группы, прежде всего, структурируются формальным способом, обеспеченным административными мерами. Существует также неформальное структурирование и объединение научных групп. Структурирующим началом здесь является естественная консолидация ученых вокруг исследуемого ими предмета, научной темы. К устойчивым объединениям ученых, сформировавшимся на неофициальной основе, среди прочих, относится научная школа. Не останавливаясь на содержании этого понятия, выделим только две черты, важные для разговора в этой статье: 1) разработка коллективом под руководством лидера — руководителя школы — выдвинутой им исследовательской программы, которая является необходимым условием существования научной школы и ее системообразующим фактором; 2) наличие нескольких поколений в связках «учитель — ученик». Итак, разговор о В.В. Краевском и его учениках.

Касаясь первой черты, следует отметить значимый результат личной научной работы В.В. Краев-

© Бережнова Е.В., Коршунова Н.Л., 2015

92

Ценности научной школы: В.В. Краевский и его ученики...

ского. Этим результатом стала монография «Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ)» (1977), которая определяла общее проблемное поле для исследований как сотрудников лаборатории дидактики в то время НИИ общей педагогики АПН СССР, так и аспирантов. По существу, она стала исследовательской программой формирующихся научных школ по дидактике и методологии педагогики. Для дальнейших дидактических исследований были выделены проблемы научного обоснования обучения в общественно-историческом срезе. Исследования другого уровня были направлены на изучение методологического обоснования специальных научных исследований, прежде всего дидактических, на основе предложенной концепции связи педагогической науки и практики. Эта монография была настольной книгой для нескольких поколений начинающих педаго-гов-исследователей, аспирантов, прежде всего тех, кто занимался изучением проблем дидактики. Пересказывать ее нет необходимости.

Что касается второй выделенной нами черты, то ситуация сложилась непростая, и она не может быть определена теми понятиями, которые в настоящее время существуют. Некоторые сотрудники, соратники, которые работали рядом, считали себя учениками В.В. Краевского. Аспиранты, обучавшиеся в лаборатории дидактики и участвовавшие в разработке отдельных вопросов ее исследовательской проблематики, считали и продолжают считать себя его учениками. Преподаватели педагогических вузов, которые в ходе повышения квалификации слушали курс «Методология педагогического исследования» и обсуждали обоснование своих будущих кандидатских и докторских диссертаций, также считают себя его учениками. Часть этих слушателей института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования при Академии педагогических наук СССР впоследствии успешно защитили диссертации и активно участвовали во Всероссийских методологических семинарах, что способствовало формированию методологического движения педагогов под руководством В.В. Краевского. В большом кругу учеников есть и те немногие, кто обучался в очной аспирантуре и чьим научным руководителем был непосредственно Володар Викторович. Какую лепту внесли ученики в развитие идей В.В. Краевского и педагогической науки? Кратко представим эти работы.

1. В.Л. Грибанов изучал способы преобразования учебного материала, составляющего содержание школьного учебника, взятые в границах их дидактической целесообразности [5].

2. Непосредственная задача научной работы В.П. Панько состояла в том, чтобы специально определить и проверить эффективность совокупности условий, в рамках которых продуктивные методы обучения реализуют полноценно и свои воспитательные функции [14].

3. В.П. Бекетова ставила своей целью изучить опыт ГДР по совершенствованию содержания общего среднего образования и на этой основе

93

Ценности научной школы: В.В. Краевский и его ученики...

охарактеризовать ведущие направления теоретических разработок в области содержания образования и практику совершенствования учебных программ и учебников [1].

4. В.Г. Фадеев провел специальное исследование, с тем чтобы выяснить особенности применения методов и организационных форм обучения, их взаимосвязи в условиях краткосрочности и интенсивности учебного процесса зональной комсомольской школы [18].

5. К.М. Ушаков выявлял взаимосвязь сложности и трудности учебного текста. Он рассматривал эту взаимосвязь как дидактическую характеристику учебного текста [17].

6. М.М. Гарифулина занималась проблемой формирования культуры учебной деятельности студентов. Ею были выявлены дидактические условия, повышающие эффективность формирования культуры учения на основе реализации развивающей и воспитательной функций. Условия были разделены на три группы: условия воспитания у студентов ценностного отношения к культуре труда, к творчеству; условия развития учебного самосознания; условия овладения студентами системой знаний и умений научной организации умственного труда [4].

7. Л.К. Павлова посвятила свое исследование разработке воспитательного аспекта самостоятельной работы учащихся. В результате исследования были выявлены две группы условий, направленных на реализацию воспитательной функции обучения, определяющие эффективность влияния самостоятельной работы на формирование социально ценных отношений учащихся. Благодаря этому труду дидактика расширила представления о воспитательных возможностях самостоятельной работы, о специфике дидактического анализа по сравнению с психологическим, что явилось дополнительным шагом в разработке проблем реализации принципа единства обучения и воспитания [13].

8. Значительная часть аспирантов педагогических специальностей — это преподаватели педагогических вузов. В связи с этим их интересовала, как правило, проблематика профессиональной подготовки будущих учителей. В рамках этого направления Е.В. Бережнова провела специальное исследование, направленное на выявление содержания и способов формирования методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики [2].

9. Т.Е. Макарова занималась проблемой формирования культуры педагогического диагностирования у будущих учителей. Ею были выявлены необходимые и достаточные для этого условия: ориентация будущих учителей на осознание ими необходимости осуществления воспитательной и учебной деятельности на диагностической основе и стимулирование их стремления к овладению культурой педагогического диагностирования; включение знаний о педагогической диагностике в содержание изучаемых в вузе педагогических дисциплин, спецкурсов, спецсеминаров; фор-

94

Ценности научной школы: В.В. Краевский и его ученики...

мирование мотивации и умений использовать информацию, полученную в результате диагностирования для совершенствования учебной и воспитательной деятельности учителя; организация педагогической практики студентов, предполагающей включение в ее содержание специальных заданий по диагностированию учебно-воспитательного процесса [10].

10. И.В. Пчела изучала содержание и методы формирования культурного самосознания будущих учителей в процессе преподавания общегуманитарных дисциплин в педагогическом вузе. В ее исследовании раскрыто содержание понятия «культурное самосознание», определена структура культурного самосознания как части педагогического самосознания, выявлены причины недостаточной сформированности культурной «я-кон-цепции» у будущих учителей в ходе профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Среди этих причин: раздробленность знаний о феномене «самосознания» и о роли культуры в развитии личности в содержании общегуманитарных дисциплин и отсутствие в педагогическом вузе системы целенаправленной подготовки будущего учителя к деятельности по трансляции культуры подрастающему поколению. Исследовательницей также установлены критерии, уровни и показатели сформированности культурного самосознания [15].

Культурологическая концепция содержания образования, разработанная в лаборатории дидактики АПН СССР (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) под руководством В.В. Краевского, легла в основу многих последующих работ, выполненных учениками и соратниками Волода-ра Викторовича. Остановимся на работах его непосредственных учеников.

В диссертации А.Н. Сазоновой основное внимание сосредоточено на четверном компоненте содержания образования — опыте эмоциональноценностного отношения к миру. Ею был выявлен и обоснован комплекс условий, актуализирующих ценностный потенциал содержания начального образования и изменяющих атмосферу, в которой происходит становление личности младшего школьника. Комплекс включал следующие условия: равноценная представленность в содержании начального образования всех его элементов; деятельностное освоение ценностей учащимися через творческий подход; включение в содержание образования личностного опыта ученика как его специфического компонента; вовлечение учеников начальной школы в процесс совместного с учителем целеполагания; преобладание в процессе преподавания художественно-образных форм над логическими; соотнесение ценностных представлений учащихся с их ближайшим социальным окружением [16].

Объектом исследовательского внимания И.С. Калниболанчук стало преподавание педагогических дисциплин в педагогическом вузе, а предметом — включение психологического знания в содержание курса педагогики как средства повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей. Выполнение этого диссертационного исследования также

95

Ценности научной школы: В.В. Краевский и его ученики...

шло с опорой на культурологическую концепцию содержания образования [6].

В корпус педагогических исследований, выполненных под руководством Володара Викторовича Краевского, входят работы по сравнительной педагогике. В актуализации этого направления сыграли свою положительную роль давний интерес научного руководителя к иностранным языкам, хорошее владение им английским, стремление позаимствовать у зарубежных коллег лучшее из накопленного опыта и подобные устремления его учеников. Выше уже упоминалась кандидатская диссертация Бекетовой В.П., выполненная на материале педагогики ГДР (1975—1985 гг.) [1]. Остановимся еще на двух исследованиях по зарубежной педагогике.

1. Г.А. Михайлова изучала проблему взаимоотношений учителя и ученика в американской науке об образовании. Ею охарактеризованы классификации стилей взаимоотношений между учителем и учеником, предложенные американскими учеными. Раскрыто содержание категорий «либертариа-низм», «либеральный патернализм» и «коммунитаризм». Определены методы, используемые учителями при различных типах взаимоотношений. В научный оборот введены новые материалы, дана их интерпретация с позиции современного науковедения и истории педагогики, что обеспечило приращение знаний о зарубежной педагогике [12].

2. Н.В. Малкова направила исследовательские усилия на заполнение пробела в представлениях о концептуальных основаниях разработки содержания профессиональной педагогической подготовки будущих учителей в США и, в связи с этим, о месте и функциях философии образования среди других источников обоснования такого содержания. Ракурс обозначившейся проблемы определялся обстоятельствами времени, когда в российском педагогическом сообществе на повестку дня был поставлен вопрос об изменении подготовки учителя для модернизирующейся школы. Исследование обнаружило сходство проблем в подготовке учителя в нашей стране и в США. Выявленные тенденции в обосновании содержания педагогического образования в США дали возможность уточнить место философского анализа и педагогической теории в обосновании отечественных проектов содержания и процесса профессиональной подготовки педагогов [11].

И наконец, следует сказать о работах учеников В.В. Краевского в области методологии педагогики и педагогического исследования. Таких было немного, и этим они отличаются от предыдущих специально-научных исследований. К их числу относятся научное исследование Н.Л. Коршуновой, посвященное частичной разработке проблемы языка педагогического исследования и научное исследование Е.В. Бережновой, направленное на решение проблемы перехода от сущего к должному, от науки к практике в структуре прикладного педагогического исследования.

Исследование Н.Л. Коршуновой опиралось на положения о характере научности педагогики, предложенные В.В. Краевским, и было направ-

96

Ценности научной школы: В.В. Краевский и его ученики...

лено на поиск научных средств преодоления многозначности терминов в рамках отдельно взятого педагогического произведения в одном и том же контексте. Автором работы раскрыта специфика научного языка в сфере педагогики (наличие в языке педагогики двух смысловых рядов: общедоступного и специально-научного), установлены ошибки в употреблении терминов, ведущие к неоднозначному толкованию слов из педагогического словаря: 1) бесконтрольное приписывание термину значений, относящихся к различным педагогическим реалиям и абстракциям; 2) редукция и расширение смыслового поля термина; 3) несоразмерность терминов. Знание этих ошибок направлено на предупреждение эмпирического многообразия в трактовках вводимых терминов и тем самым — на повышение качества научных исследований. Кроме того, Н.Л. Коршунова выявила методологические условия, обеспечивающие однозначность терминов в процессе исследования: а) рассмотрение термина в контексте целостного представления об объекте педагогической действительности; б) учет иерархии понятий об объекте педагогической действительности в данном контексте на основе системного подхода к объекту; в) переход от эмпирического к теоретическому уровню осмысления педагогической действительности [7].

Исследование, выполненное Е.В. Бережновой, отчасти способствовало решению проблемы сущего и должного в педагогике, выделенной В.В. Краев-ским.

Ученый в свое время писал, что сама постановка проблемы в педагогике не нова. Однако специально этот вопрос не исследовался. Он обращал внимание на значимость предстоящей научной работы: «Проблема фактического и нормативного в педагогике — одна из фундаментальных методологических проблем педагогики. Решение этой проблемы, связанное с раскрытием на педагогическом материале конкретных форм и механизмов перехода от сущего к должному и реализации должного в сущем, помогло бы решению ряда других кардинальных вопросов, в первую очередь вопроса о научном статусе педагогики, ее месте в системе наук, а также вопроса о соотношении педагогической теории и педагогической практики» [8, с. 3].

Выстраивая научное обоснование обучения, В.В. Краевский сам сталкивался с этой проблемой: «Если “остановить” цикл научного обоснования, он распадается на две части: основание как совокупность суждений и обосновываемое как совокупность норм; между этими совокупностями нет логического перехода» [9, с. 181]. Он выдвигал предположение, что научное обоснование может существовать в виде функционирующей системы, элементы которой связаны между собой через деятельность. Доказывая необходимость формирующего характера обоснования обучения, Володар Викторович писал: «Установление связи между основанием и обосновываемым, которое можно (далеко не исчерпывающим образом) изобразить как

97

Ценности научной школы: В.В. Краевский и его ученики...

переход от познавательного описания к нормативной области, осуществляется в «работающем» цикле научного обоснования не через какой-либо его структурный элемент, а через функциональное поле, в котором происходит взаимодействие линий движения от сущности к явлению и от более широко познанных явлений к более глубоко раскрываемой сущности» [9, с. 250]. В своем фундаментальном труде В.В. Краевский обозначает указанную проблему в виде функционального поля (см. на схеме [9, с. 164]), но не решает ее. В заключение книги он определял перспективы дальнейших исследований так: «Следующим шагом, возможно, будет наполнение конкретно-научным содержанием “функционального поля”, обозначенного лишь в своих основных методологических характеристиках в рамках структурно-функциональной модели научного обоснования обучения» [9, с. 254].

Именно поиску конкретно-научного содержания «функционального поля» и было посвящено докторское исследование Е.В. Бережновой, что способствовало и решению проблемы сущего и должного в педагогике [3].

В ходе научной работы было доказано, что строгое деление педагогических исследований на фундаментальные и прикладные не соответствует специфике педагогической науки. В большинстве таких исследований сочетается фундаментальное и прикладное, причем их соотношение может быть различным. Внимание было обращено на специфику прикладного педагогического исследования, в процессе которого выделены три этапа: проектирование исследования, его осуществление и получение результатов. Наиболее сложный этап — второй, на котором создаются теоретические, нормативные модели и осуществляется процедура оценивания. Учитывая тот факт, что познание в сфере образования имеет черты социального и гуманитарного познания, Е.В. Бережновой была обоснована необходимость выделения ценностного аспекта исследования. Такой аспект выделяется в педагогическом исследовании для оценки объекта изучения, что составляет необходимый этап прикладного педагогического исследования, позволяющий осуществить переход от теории к нормам. Было показано, что процедура оценивания теоретической модели является средством интеграции эмоционального и рационального, соединяющим личностное отношение и суждение, позволяющее дать оценку теории с позиции практики и вводящее человека в мир общечеловеческих ценностей. Ее осуществление открывает возможности объективации субъективного аспекта прикладного исследования и введения его в рационально-логический контекст.

В соответствии с задачей — выявить возможные пути перехода от объекта изучения к его преобразованию в одном определенном типе педагогического исследования (прикладном) — определены четыре способа, составляющие систему ориентиров для исследователей. Первый способ —

98

Ценности научной школы: В.В. Краевский и его ученики...

оценка теоретической модели в специальном эмпирическом исследовании, второй — оценка теоретической модели с целью согласования ее элементов и корректировки на основе фактов действительности; третий — оценка теоретической модели с использованием традиций; четвертый — оценка теоретической модели с использованием аналогии в становлении зарубежных образовательных систем. Переход от науки к практике осуществляется успешно в том случае, когда исследователь учитывает различные группы факторов: социально-педагогические факторы и факторы, действующие в сфере науки.

Особое внимание было уделено аргументации, являющейся частью педагогического исследования и позволяющей согласовывать различные виды знаний, включенные в теоретическую и нормативную модели. В процессе выполнения диссертации Е.В. Бережнова на конкретных примерах показала, что аргументы, существующие в современной классической и неклассической логике, применяются и в педагогике, но имеют свою специфику; характер построения теоретической модели и выбор аргументов для обоснования определяет способ ее оценки и общие ориентиры в построении и аргументации нормативной модели.

Были приведены доводы к тому, что в ходе прикладного педагогического исследования необходимо как минимум трехкратное обращение к практике: при описании объекта исследования, с целью оценки теоретической модели и для обоснования нормативной модели.

Полученные Е.В. Бережновой результаты позволили ей утверждать следующее. Методологически корректное осуществление прикладного педагогического исследования предполагает соблюдение следующей последовательности действий в процессе перехода от чувственно-конкретного к мысленно-конкретному знанию об изучаемом объекте: составление описательной модели изучаемого объекта; формирование теоретической модели изучаемого объекта; обоснование теоретической модели при помощи соответствующих аргументов; выделение аксиологического аспекта исследовательской работы; оценивание теоретической модели на основе аксиологического аспекта; формирование нормативной модели с учетом аргументации теоретической модели и ее оценки; обоснование нормативной модели при помощи соответствующих аргументов.

Таким образом, «функциональное поле», обозначенное В.В. Краев-ским, оказалось заполненным конкретно-научным содержанием об установлении связей между основанием и обосновываемым в прикладном педагогическом исследовании.

Как видно, общность научного направления деятельности, родственность научных интересов членов научного коллектива, общность методологических подходов к решению научных проблем определили общее поле научной работы в сообществе, именуемом «Школа В.В. Краевского». На этом поле не прекращается жизнь. От ранее начатых работ отделяют-

99

Ценности научной школы: В.В. Краевский и его ученики...

ся новые ветви, появляются новые ростки. Так, Е.В. Бережнова продолжает углубленно заниматься аксиологической проблематикой в русле методологических изысканий, а Н.Л. Коршунова изучает вопросы производства научно-педагогического знания в свете идеалов постнеклассической рациональности. А их ученики — научные «внуки» В.В. Краевского — наследуют идеи своего знаменитого предшественника.

Литература

1. Бекетова В.П. Теория содержания образования и ее связь с практикой обучения в современной педагогике ГДР (1975—1985 гг.): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1986.

2. Бережнова Е.В. Содержание и способы формирования методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.

3. Бережнова Е.В. Методологические условия перехода от науки к практике в структуре прикладного педагогического исследования. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2003.

4. Гарифулина М.М. Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1987.

5. Грибанов В.Л. Способы преобразования учебного материала в практической деятельности учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1983.

6. Калниболанчук ИС. Концептуальные основания включения психологического знания в вузовский курс педагогики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2007.

7. Коршунова Н.Л. Методологические условия однозначности терминов в педагогическом исследовании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1990.

8. Краевский В.В. О сущем и должном в педагогике // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1971. № 3.

9. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977.

10. Макарова Т. Е. Содержание и методы обучения будущих учителей культуре педагогического диагностирования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 1998.

11. Малкова Н.В. Теоретико-методологические аспекты обоснования содержания педагогической подготовки будущих учителей США: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2008.

12. Михайлова Г.А. Проблема взаимоотношений учителя и ученика в американской науке об образовании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2004.

13. Павлова Л.К. Дидактические условия реализации воспитательной функции обучения в самостоятельной работе учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1990.

100

Ценности научной школы: В.В. Краевский и его ученики...

14. Панько В.П. Исследовательский и эвристический методы обучения как средство умственного воспитания учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1983.

15. Пчела И.В. Содержание и методы формирования культурного самосознания будущих учителей в процессе преподавания общегуманитарных дисциплин в педагогическом вузе. Тула, 2003.

16. Сазонова А.Н. Дидактические условия воспитания у учащихся начальной школы отношения к образованию как ценности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002.

17. Ушаков К.М. Взаимосвязь сложности и трудности учебного текста как его дидактическая характеристика: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1987.

18. Фадеев В.Г. Совершенствование методов и организационных форм обучения как средство повышения качества переподготовки слушателей зональной комсомольской школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.