Научная статья на тему 'ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
314
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / ценности молодежи / «зумеры» / СМИ / нью-медиа / поколенческий анализ. / youth / youth values / «zoomers» / media / new media / generational analysis.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефлова Мария Юрьевна, Виноградова Юлия Владимировна, Витушкин Александр Валерьевич

Данная статья посвящена анализу особенностей потребления медиаконтента молодежью. Целью исследования является выявление платформ для потребления информации, используемых источников, контента, влияющих на формирование ценностей «зумеров». В условиях широкого распространения технологий в обществе возникает ситуация поляризации между молодежью, интегрированной в сетевое пространство, и более старшими поколениями, восприятие действительности которых базируется отчасти под воздействием традиционных СМИ. Удобство получения информации через интернет, относительная безопасность, разнообразие источников и способов ее распространения расширяют возможности влияния сети на современную молодежь, обладающую высокой мобильностью и гибкостью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ефлова Мария Юрьевна, Виноградова Юлия Владимировна, Витушкин Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH VALUES IN DIGITALIZATION: GENERATIONAL ANALYSIS

This article is devoted to the analysis of the characteristics of the consumption of media content by young people. The aim of the study is to identify platforms for consumption of information, used sources, content, influencing the formation of values of «zoomers». With the widespread use of technology in society, there is a situation of polarization between young people, integrated into the network space, and older generations, whose perception of reality is based partly on traditional media. The ease of access to information via the Internet, the relative security, the variety of sources and the ways in which it is disseminated increase the possibilities of the Network’s influence on modern youth, who are highly mobile and flexible

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Ефлова М.Ю., Виноградова Ю.В., Витушкин А.В.

ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

РО!: 10.26907/2079-5912.2022.6.52-56

Аннотация. Данная статья посвящена анализу особенностей потребления медиаконтента молодежью. Целью исследования является выявление платформ для потребления информации, используемых источников, контента, влияющих на формирование ценностей «зумеров». В условиях широкого распространения технологий в обществе возникает ситуация поляризации между молодежью, интегрированной в сетевое пространство, и более старшими поколениями, восприятие действительности которых базируется отчасти под воздействием традиционных СМИ. Удобство получения информации через интернет, относительная безопасность, разнообразие источников и способов ее распространения расширяют возможности влияния сети на современную молодежь, обладающую высокой мобильностью и гибкостью. Ключевые слова: молодежь, ценности молодежи, «зумеры», СМИ, нью-медиа, поколенческий анализ.

Введение

С появлением интернета, набравшего стремительную скорость распространения в последние 30 лет, перед обществом различных стран возникли совершенно новые возможности в сфере организации досуга, бизнеса, волонтерства, массовой коммуникации. Если в прошлом столетии источником различного рода актуальной информации служили традиционные средства массовой информации - радио, пресса, телевидение, то на современном этапе, помимо традиционных СМИ, - новые медиа.

Согласно теории поколений, разработанной Уильямом Штраусом и Нилом Хау, каждые 15-20 лет формируется новая возрастная когорта, общность людей, имеющая сходные признаки и модели поведения. Если в традиционном (аграрном) обществе молодые люди по большей части повторяли образ жизни своих родителей, так как повседневные практики, быт и окружающий мир носили относительно постоянный характер, то с приходом индустриализации, а далее цифровизации окружение индивида стремительно меняется. В рамках теории поколений выделяют следующие поколения: «беби-бумеры» (1944-1963), «поколение X» (1964-1984), «поколение (1985-2002), «Поколение Z» (с 2004). А также можно отметить пограничные группы, которые родились на стыке поколений, поэтому они обладают смежными чертами. «В рамках работы интересна сама концепция: исторические условия, в которых

родился и вырос индивид, социальные практики, мода, ключевые события, происходившие в период его социализации, влияют на восприятие мира в дальнейшем. Теория поколений связана в большей степени с социализацией и социально-политической культурой, нежели с годом рождения». [1, с. 4]. Каждое поколение имеет собственные ценности, которые во многом формируются под воздействием различных средств коммуникации и источников информации. К примеру, «миллениалы» и «зумеры» пользуются преимущественно интернетом, тогда как остальные возрастные группы в большей степени обращаются к телевидению, радио и печатной прессе.

Научная разработанность

Формирование ценностей «миллениалов» и «зумеров» в условиях цифровизации находится в центре внимания многих исследователей современности, так как имеет недостаточную степень изученности в силу стремительного изменения предмета исследования. Процесс цифровизации разделяет «зуммеров» и «миллениалов» с «молчаливым поколением», «бумерами» и «поколением Х», для которых погружение в интернет-пространство часто становится барьером, влекущим за собой ситуацию социального исключения [2, с. 125]. Как подчеркивает Азаров А. А., «Существенное влияние на формирование установок гражданского активизма оказывают социальные медиа, на основе

которых происходит развитие гражданских инфраструктур (платформ, лидеров мнений, партнерских сетей, ко-мьюнити, интернет-культур и т. д.), выполняющих функции рекрутинга граждан, атрикулирования и агрегирования интересов, мобилизации ресурсов» [3, с. 299]. «Зумеры» интегрированы в цифровое общество с рождения, поэтому имеет место быть совершенно иное мировоззрение, отличающееся от взглядов старших поколений.

Чтобы понять мышление современной молодежи, необходимо в первую очередь обозначить новые возможности интернет-коммуникации. Интернет позволяет одномоментно погружаться в информационную среду, включающую разнообразную палитру источников информации, в отличии от традиционных СМИ, и дает основание говорить об электронной демократии [4], расширяющей возможности гражданской вовлеченности молодых людей в социально-политические процессы. Как верно подметил Курзенков Д.С., «возможность мобилизации людей вне зависимости от территории к организованным политическим действиям, мгновенная коммуникация при проведении политической акции - весь этот инструментарий, предоставленный современными IT-технологиями, разительно отличает современный молодежный активизм от студенческих волнений в 1960-х. Отсюда и невозможность прогнозирования конкретных событий в процессе развития политической ситуации» [5, с. 34]. Молодежь может заниматься активной деятельностью, к которой можно отнести написание статей, комментариев, публикацию постов. Но нужно определиться с тем, что является стимулом, побуждающим к действиям.

К примеру, в сфере потребления наиболее активные пользователи интернета - «зумеры» - подвержены скрытому воздействию различных информационных предложений, услуг, проникающих в подсознание и меняющих взгляды и поведение. «Каналов для этого достаточно много - практически любая из услуг, направленных на сознание человека, неосязаема (и, соответственно, сложно контролируема) и достаточно просто может быть сопряжена с негативными информационными экстерналиями. Помимо ТВ, радио и прочих сугубо информационных услуг негативный образ своей страны и ее бизнеса может косвенно формироваться через систему образования и общественных наук, искусство и кинематограф, музыку, неправительственные (НПО) и религиозные организации». [6, с. 358]. Реклама формирует вкусы и предпочтения относительно потребления товаров и услуг, причем она встроена абсолютно во все продукты медиапространства (product placement и контекстная реклама). «Однако регулирование собственно ценностной составляющей, имеющей отражение, например, в культуре и искусстве, СМИ и общественных науках, — куда более сложная задача». [6, с. 359]. Это свя-

зано с тем, что ценностные установки, распространяемые наиболее влиятельными транснациональными корпорациями в области информационных технологий, могут служить причиной стратификации, влекущей за собой саморазрушение общества. Но в данном случае возникает другой вопрос, в чем основная задача этих компаний? Исходя из базовых экономических принципов — это максимизация прибыли и минимизация издержек. Для этого необходимо как можно эффективнее продвигать информационные товары и услуги. Чем лучше производитель будет удовлетворять желания своих потребителей, тем легче будет ими управлять. В конечном счете на основании предпочтений пользователей алгоритмы социальных сетей подбирают соответствующий контент, но также включают дополнительный, отвечающий запросам самих компаний.

Инфлюэнсеры (блогеры) формируют ценностную палитру потребителей, воздействуют на пользователей суггестивно, продвигая идеи и ценности, которые интер-нализируются молодым поколением. «Зумеры» включены в цифровое пространство с рождения, поэтому значительный вклад в формирование их ценностной иерархии вносит медиаконтент и агенты интернет-пространства. В связи с этим государство пытается контролировать распространяемую информацию в сети, так как она может представлять угрозу национальным интересам страны.

Процесс глобализации вызвал унификацию взглядов и предпочтений в области культуры, кинематографа, сферы товаров и услуг, и следствием этого является монополизация глобального информационного рынка транснациональными корпорациями. К примеру, на данный момент широкое распространение получили стриминговые сервисы, закладывающие ценностные установки в сознание молодежи. Самыми популярными являются следующие платформы: «Netflix», «Disney+», «Amazon Prime», «Apple TV», которые производят контент для всех возрастных групп. Данная ситуация вызывает опасение в связи с тем, что продвигаемые ими ценности начинают доминировать над нормами и традициями различных социальных групп, в том числе «зумеров». Следствием этого является раздробленность и разобщенность социума, что вызывает попытки правительства контролировать данный процесс: «...появляется намерение заблокировать «Телеграм» или принять нормативно-правовые акты, позволяющие контролировать медиапространство, в том числе законы И. Яровой и закон о «суверенном Интернете». Однако мы считаем, что в реальности полный контроль над виртуальным пространством или хотя бы его стандартизация невозможны из-за огромных информационных потоков и большого массива данных». [7, с. 6].

Помимо влияния конвергентных медиа, пристального внимания заслуживает само мировосприятие молодого

поколения. Для «зумеров» характерен интерес к инновациям, высоким технологиям, стартапам, финансовой грамотности. В связи с тем, что они проводят много времени в сети, предпочтительнее становится живое общение. Но среди детей нередко встречается «цифровой аутизм - состояние, при котором они не могут выдерживать длительный психологический контакт друг с другом». [8, с. 97]. В данном случае общение в социальных сетях становится более комфортным способом, нежели общение оффлайн.

Методы

В данном исследовании использовалась качественная стратегия, авторами статьи проведено семь фокус-групп в сентябре-октябре 2022 г., участниками которых стали «зу-меры». В рамках эмпирического исследования выявлялись используемые платформы для потребления информации, предпочтительные СМИ, формирующие ценностные установки молодежи.

Результаты исследования

По результатам исследования выявлены платформы и источники получения информации, наиболее популярные в молодежной среде. К ним можно отнести следующие: VK, Telegram, Instagram, Twitter, YouTube, TikTok. «Предпочитаю читать новости в телеграм-каналах или в инстаграме... Нравится их оперативность, я им доверяю»; «использую как источник новостей инстаграм, редко что-то ищу в поисковике.». (Жен., 21). Новостной контент «зумеры» предпочитают получать из нью-медиа, традиционные СМИ ими видятся как необъективные. «Доверяю СМИ, в которых нет явно выраженной точки зрения, где просто освещается тема без окраса субъективного». (Жен., 20). Наибольший интерес в качестве источника новостной информации у молодежи вызывают телеграм-каналы. «Независимые (непроплаченные). Единственное, что их интересует, чтобы их читали, чтобы они могли продать как можно больше рекламы». (Муж., 22). Контент не должен содержать явно выраженную позицию, необходим плюрализм мнений, чтобы можно было проанализировать всю доступную информацию и сделать собственный вывод. «Предпочитаю информацию из интернета, так как можно попытаться собрать информацию из различных источников и сделать для себя какой-либо вывод». (Муж., 22). Потребителями контента приветствуется минималистичное оформление, оперативные и непродолжительные материалы с большим количеством иллюстраций и четким посылом, что характерно для людей с клиповым мышлением. «Мне нравятся СМИ, которые стильно ведут свою страницу/блог. Если говорить о контенте, то предпочитаю четко изложенные тексты, желательно с картинками, а также ценю способность подать

информацию под другим углом». (Жен., 20). Информанты отмечают отсутствие интереса к политическим событиям, отсюда и не четкая гражданская позиция. «Не могу сказать по поводу гражданской позиции, потому что у меня ее нет, я нейтрально ко всему отношусь, на любую ситуацию всегда можно взглянуть с разных сторон, нет объективной правды». (Муж., 22). «Я не могу сказать, что у меня активная гражданская позиция, но я определенно имею свое мнение на происходящие события и не боюсь высказывать его, обсуждать с другими людьми». (Жен., 21). Информанты отмечали, что интересуется новостями федерального и международного характера, а региональный уровень их интересует в меньшей степени, что является следствием глобализации. К тому же затрагиваются следующие темы: нововведения в сфере технологий, международные события, социальная политика, мода, экономика (финансы; глобальные, товарные и сырьевые рынки; рынок ценных бумаг и т. д.), геополитика и международные отношения. Респонденты высказали мнение о том, что в современном мире на первом месте должны быть принципы свободы, гуманизма, равенства и открытости.

Заключение

На данный момент довольно тяжело спрогнозировать уровень влияния интернета на формирование ценностных установок молодежи в силу того, что цифровой мир находится в процессе трансформации. «Зумеры» предпочитают активность в онлайн, так как интернет-пространство, по мнению информантов, предлагает больше возможностей для самореализации, а также позволяет сохранить некоторую степень анонимности, безопасности и комфорта.

Благодаря широкому выбору источников информации, различных способов ее получения в сети, у молодежи существует возможность конструирования индивидуальных сценариев актуальных событий. Значительное влияние на формирование сознания «зумеров» оказывают конвергентные медиа, принадлежащие крупным транснациональным корпорациям. В силу популярности они занимают большую часть цифрового пространства, результатом этого становится формирование глобальных ценностных установок, целью которых является гомогенизация интернет-пространства. С одной стороны, это позволяет повысить спрос на товары и услуги рекламодателей, с другой, наносит вред целостности общества.

В современном мире предметом дискуссии становится вопрос о поддержании «цифрового суверенитета» в государствах, что в текущих условиях представляется сложной задачей. Цифровизация служит основой для распространения идей глобализма, поэтому «зумеры» наиболее подвержены их влиянию. Интернет является домини-

рующим СМК, позволяющим бесконтрольно и доступно получать любую информацию, даже если она запрещена или заблокирована, что снижает эффективность контроля

со стороны правительства. В связи с этим увеличивается разрыв в восприятии мира и видении будущего между «зу-мерами» и старшими поколениями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Нечай Е.Е., Овчинников П.С. Новые векторы развития российского социума как последствие влияния поколенческих особенностей, цифровизации и урбанизации//Теория и практика общественного развития. 2021. №2 (156). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novye-vektory-razvitiya-rossiyskogo-sotsiuma-kak-posledstvie-vliyaniya-pokolencheskih-osobennostey-tsifrovizatsii-i-urbanizatsii (дата обращения: 27.10.2022).

2. Ефлова М. Ю., Максимова О. А., Озерова К. А. Гражданский цифровой активизм и социальная эксклюзия в условиях вынужденного погружения в цифровую среду//ВЭПС. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.nj/artide/n/grazhdanskiy-tsifrovoy-aktivizm-i-sotsialnaya-eksklyuziya-v-usloviyah-vynuzhdennogo-pogruzheniya-v-tsifrovuyu-sredu (дата обращения: 14.10.2022).

3. Азаров А. А., Бродовская Е. В., Шатилов А. Б. Гражданский активизм российской молодежи в цифровой среде как предиктор активности офлайн: результаты массового опроса и мультиагентного моделирования// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. No 6. С. 296- 318. https://doi.org/10.14515/ monitoring.2021.6.2041.

4. Балашов А. Н. «Электронная демократия в России: состояние и особенности развития» // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.nj/artide/n/elektronnaya-demokratiya-v-rossii-sostoyanie-i-osobennosti-razvitiya (дата обращения: 12.10.2022).

5. Курзенков, Д. С. Развитие молодежного политического активизма в информационном обществе / Д. С. Курзенков // CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза: Сборник научных трудов / Под общей редакцией С.Ю. Рафалюк. Том Выпуск XI. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. - С. 30-35. - EDN RSBBKS.

6. Дегтерев Д. А. Ценностный суверенитет в эпоху глобальных конвергентных медиа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22, No 2. С. 352—371. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-2-352-371

7. Нечай Е.Е., Овчинников П.С. Новые векторы развития российского социума как последствие влияния поколенческих особенностей, цифровизации и урбанизации//Теория и практика общественного развития. 2021. №2 (156). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novye-vektory-razvitiya-rossiyskogo-sotsiuma-kak-posledstvie-vliyaniya-pokolencheskih-osobennostey-tsifrovizatsii-i-urbanizatsii (дата обращения: 27.10.2022).

8. Артемьева, Е. А. Влияние цифровизации на психологическое здоровье детей / Е. А. Артемьева, В. В. Артемьева // Актуальные проблемы современной семьи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Грозный, 29 апреля 2021 года. - Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2021. -С. 95-99. - EDN OYDRQR.

Информация об авторах

Евлова Мария Юрьевна, доктор социологических наук, профессор кафедры общей и этнической социологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций.

E-mail: meflova@gmail.com

Виноградова Юлия Владимировна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, директор Департамента по молодежной политике, социальным вопросам и развитию системы физкультурно-спортивного воспитания, ассистент кафедры общей и этнической социологии, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций.

E-mail: vinogradova.kazan@mail.ru

Витушкин Александр Валерьевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет, магистр 1 курса, старший лаборант кафедры общей и этнической социологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций.

E-mail: vitushkin1500@list.ru

Eflova M.Yu., Vinogradova Yu.V., Vitushkin A.V. YOUTH VALUES IN DIGITALIZATION: GENERATIONAL ANALYSIS

Abstract. This article is devoted to the analysis of the characteristics of the consumption of media content by young people. The aim of the study is to identify platforms for consumption of information, used sources, content, influencing the formation of values of «zoomers». With the widespread use of technology in society, there is a situation of polarization between young people, integrated into the network space, and older generations, whose perception of reality is based partly on traditional media. The ease of access to information via the Internet, the relative security, the variety of sources and the ways in which it is disseminated increase the possibilities of the Network's influence on modern youth, who are highly mobile and flexible.

Keywords: youth, youth values, «zoomers», media, new media, generational analysis.

Literature

1. Nechai E.E., Ovchinnikov P.S. New vectors of development of the Russian society as a consequence of influence of generation peculiarities, digitalization and urbanization///Theory and practice of social development. 2021. 2 (156). URL:https:// cyberleninka.ru/article/n/novye-vektory-razvitiyarossiyskogo-sotsiuma-kak-posledstvie-vliyani yapokolencheskihosobenn-urbiftsiits2 (date of circulation: 27).

2. Eflova M. Y., Maksimova O. A., Ozerova K. A. Civil digital activism and social exclusivity in the conditions of forced immersion in the digital environment/VEPS. 2021. 1. URL: https:///cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskiy-tsifrovoy-aktizm-i-sotsialnaya-eksklyuziya-v-usloviyah-vynuzhdennopopozheni-gruyavtsifyurovusredu (date of circulation: 14.10).

3. Azarov A. A., Brodovskaya E. V., Shatilov A. B. Civic activism of Russian youth in digital environment as a predictor of offline activity: results of mass poll and multi-agent modeling// Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2021. No 6. P. 296 - 318. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2041.

4. Balashov A. N. «Electronic democracy in Russia: the state and features of development» // Bulletin of state and municipal administration. 2017. 2. URL: https:///cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-demokratiya-v-rossii-sostoyanie-i-I—obeosti-raznniya (Date of circulation: 12.10.2022).

5. Kurzenkov, D. S. Development of Youth Political Activism in the Information Society / D. S. Kurzenkov // CLIO-SCIENCE: Problems of History and Interdisciplinary Synthesis: Collection of Scientific Works / Under the General Redaction of S.U. Rafaeuk. Volume XI. - Moscow: Moscow Pedagogical State University, 2020. - P. 30-35. - EDN RSBBKS.

6. Degterev D. A. Valuable sovereignty in the era of global convergent media // Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Series: International Relations. 2022. T. 22, No 2. P. 352-371. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-2-352-371

7. Nechay E.E., Ovchinnikov P.S. New vectors of development of the Russian society as a consequence of influence of generation peculiarities, digitalization and urbanization///Theory and practice of social development. 2021. 2 (156). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novye-vektory-razvitiyarossiyskogo-sotsiuma-kak-posledstvie-vliyani-yapokolencheskihosobenn-urbiftsiits2 (date of circulation: 27).

8. Artemyeva, E. A. Impact of digitalization on the psychological health of children / E. A. Artemyev, V. V. Artemyeva // Actual problems of the modern family: Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Grozny, April 29, 2021. - Grozny: Limited Liability Company "ALEF", 2021. - P. 95-99. - EDN OYDRQR.

Authors

Eflova Maria Yurievna, Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of General and Ethnic Sociology, Kazan (Volga) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications.

E-mail: meflova@gmail.com

Vinogradova Yulia Vladimirovna, Kazan (Volga) Federal University, Director of the Department for Youth Policy, Social Affairs and Development of the System of Physical Education and Sports, assistant of the Department of General and Ethnic Sociology, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications.

E-mail: vinogradova.kazan@mail.ru

Vitushkin Alexander Valeryevich, Kazan (Volga) Federal University, master of 1st year, senior laboratory assistant of the Department of General and Ethnic Sociology, Kazan (Volga) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications.

E-mail: vitushkin1500@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.