Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №1. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/62
УДК 130.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/62/51
ЦЕННОСТИ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ
©Петрова С. И., канд. культурологии, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар, Россия, [email protected]
VALUES AS DEFINING ELEMENTS OF CULTURE
©Petrova S., Ph.D., Academy of marketing and socially-information technologies, Krasnodar, Russia, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются ценности в качестве одного из определяющих элементов культуры. Отмечается, что культура в ценностном аспекте — это своего рода социальный механизм, позволяющий человеку ориентироваться в окружающем пространстве. Ценность обеспечивает интеграцию общества, помогает человеку принять правильное (социально одобряемое) решение. В ходе исторического развития общества в его культуре происходят несколько параллельных процессов: развитие, модернизация, сохранение, преемственность. С одной стороны, культура поглощает или создает все новые ценности, а с другой — сохраняет свою идентичность. Целостность культуры гарантируется социальным отбором. Любая культура сохраняет в своей основе только то, что соответствует ее логике.
Abstract. The article considers values as one of the defining elements of culture. It is noted that culture in the value aspect is a kind of social mechanism that allows a person to navigate in the surrounding space. Value ensures the integration of society, helps a person make the right (socially approved) decision. In the course of the historical development of a society, several parallel processes take place in its culture: development, modernization and preservation, stability, and continuity. On the one hand, culture absorbs or creates new values, and on the other hand, it preserves its identity. The integrity of culture is guaranteed by social selection. Any culture retains at its core only what corresponds to its logic.
Ключевые слова: культура, ценности, общество, человек, элемент, стабильность.
Keywords: culture, values, society, person, element, stability.
Ценность, являющаяся одной из основных философских универсалий, воспринимается субъектом как благо и может выступать в роли вещи, деятельности, идеи и т.д. Согласно наиболее распространенной классификации, ценности могут быть как материальными, так и духовными. Последние просто появляются в виде идей добра и зла, справедливости и несправедливости, красоты и уродства и др. Ценности являются определяющим элементом культуры, ее ядром, устанавливают ориентиры, позволяют классифицировать события с точки зрения их важности. Чтобы оценить, что значимо и полезно, а что нет, что хорошо, а что плохо, как люди, так и общество, постоянно применяют определенные меры и критерии ценности. Ценностное отношение возникает в результате включения объекта в сферу интересов человека и общества. А ценностным критерием является его объективное значение для развития человека и общества в целом [3].
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №1. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/62
Человек оценивает что-либо, явление, идею и т. д. и определяет свое отношение к ним. Однако человек живет в обществе, поэтому в индивидуальном взгляде на ценности проявляются и социальные идеи.
Мы можем говорить о наличии трех компонентов в иерархии ценностей человека:
- социальная ценность;
- групповые значения;
- индивидуальные ценности.
Однако они не обязательно будут расположены в этом порядке. Для некоторых людей социальные ценности действительно будут на первом месте, для других — групповые ценности (и тогда мы скажем, что этот человек принадлежит к определенной субкультуре), а для некоторых индивидов на первый план выйдут личные ценности. Даже при стабильном состоянии общества может возникнуть конфликт по поводу устоявшейся системы ценностей. Примером таких конфликтов в нашей стране могут служить противостояния между современными «западниками» и «славянофилами», между коллективистской, общественной ориентацией и моральными принципами индивидуализма западного типа. Существенные различия могут иметь и системы ценностей социальных групп и классов. Конфликты между ценностными ориентациями могут привести как к развитию, так и к деградации общества или группы.
Таким образом, мы можем различить две характеристики, присущие ценностям:
1. В зависимости от степени их важности ценности выстраиваются в определенную иерархическую структуру, разделяясь на ценности высокого значения и порядка, и более или менее предпочтительные.
2. Отношения между ценностями могут быть как гармоничными, дополняющими друг друга, так и нейтральными или взаимоисключающими [4].
Эти отношения и ценности формируются исторически и наполняют культуру конкретным содержанием. Таким образом, ценностные отношения носят конкретный исторический характер. Со временем ценности накапливаются, развиваются и обогащаются. На каждом этапе человеческой истории эти накопленные культурные богатства и блага показывают уровень культурного развития. Всякое общество создает единую систему ценностей, которая отражает менталитет данного общества, идеи и взгляды господствующих лиц, и находит свое выражение в обычаях, традициях, ритуалах и т. д.
Усвоение системы, иерархии ценностей, является основой процесса социализации. Ценностные ориентации, в свою очередь, формируют потребности, запросы и интересы человека. Культура в ценностном аспекте - это своего рода социальный механизм, позволяющий человеку ориентироваться в окружающем пространстве, начинать или не начинать совершать какие-то действия. Ценность обеспечивает интеграцию общества, помогает человеку принять правильное (социально одобряемое) решение. Поэтому наиболее важная функция ценностей заключается в том, чтобы быть критерием выбора между альтернативными способами действий, и ценности здесь выступают в роли их оценки.
Есть три уровня ценностей:
1. Идеальные ценности. Это самые высокие ценности. Их значение не нуждается в обосновании. Это то, что является «священным», что не может быть нарушено ни при каких условиях.
2. Нормальные ценности. Ценности, разделяемые большинством: положительно оцененные обществом, группами и т.д.
3. Отрицательные ценности: то, что предстает как очевидное зло и не допускается ни
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №1. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/62
при каких обстоятельствах [2].
Представленная система ценностей создаст картину мира для человека. Воспринимаемая членами общества как должная, эта система облегчает поведение людей и их оценку. Изучение ценностей связано с анализом их «индивидуальных эквивалентов» -ценностных ориентаций. Это ориентации индивида на определенные ценности материальной и духовной жизни общества. Они не передается генетически, а формируется в процессе бытия.
Ценностная ориентация человека имеет два вектора: оценку объекта внешнего мира и других людей и оценку себя как субъекта. Способность оценивать мир объектов формируется в практической связи с ними. Оценка других людей и самооценка индивида формируются в прямом общении между человеком и человеком и «людьми» — созданными средствами (образами) искусства.
Здесь нужно отметить, что особое место в ценностном сознании (в культуре) занимает художественная ценность. Отличие художественной ценности от всех других видов ценностей определяется иллюзорным характером образов, созданных миром искусства. Во всех остальных сферах ценностного сознания закрепляются значения различных форм проявления реальности — естественной, социальной и др.
Искусство утверждает вымысел, фантастический характер созданных образов. Этим художественная ценность отличается, например, от эстетической, характеризующей нечто реальное, чувственно воспринимаемое: человеческий облик, произведение искусства как материальный объект, вещь и т.п. Художественную ценность того или иного произведения впитывает в себя его эстетические качества. Но детерминируется оно его духовным содержанием, появляясь в идеальном образе, а затем только реализуется в материале воплощенном во внешней форме творения.
В ходе исторического развития общества в его культуре происходят два параллельных процесса: развитие, модернизация и сохранение, стабильность, преемственность. С одной стороны, культура поглощает или создает все новые ценности, а с другой - сохраняет свою идентичность. Целостность культуры гарантируется социальным отбором. Любая культура сохраняет в своей основе только то, что соответствует ее логике. Новое, культура всегда стремится преобразить, придать ему свой самобытный колорит. Обновление периферийных и вторичных элементов в культуре происходит относительно безболезненно, но когда речь идет о ее ядре (о принципиальных ценностях) культура проявляет сильную реакцию.
Еще одним проявлением двойственного характера культуры в рамках аксиологического подхода является одновременное существование, практически в любой из них, уникальных родовых ценностей и некоторых мировых, глобальных ценностей.
Таким образом, несмотря на глобализацию, каждое общество (или даже группа) обладает своими уникальными культурными ценностями, что ставит перед социумом задачу сохранения этих ценностей. И здесь можно выделить несколько аспектов проблемы.
Во-первых, сохранение как особая функция культуры, обычно понимается под сохранением ценностей физического уничтожения (для чего существуют музеи, галереи, библиотеки, одновременно выполняющие функцию распространения ценностей). Для этих же целей используется большое количество средств репликации и воспроизведения. Но сохранение ценностей не может сводиться только к предотвращению их физического уничтожения и забвения. Оно включает в себя и временной элемент культурной деятельности, непрерывность культурного развития.
Каждое новое поколение создает свою культуру не на пустом месте, а во
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №1. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/62
взаимодействии с предыдущей культурой и на ее основе.
Сохранение культурных ценностей — это не только их музейное сохранение, а функционирование в новой культурной среде. Ценности культуры можно считать сохраненными, когда они участвуют в формировании духовного мира людей в новую эпоху, находятся в «живом потоке» функционирования культуры [1].
Для обозначения культурных ценностей, которые действительно функционируют в данном обществе в данный исторический период, используется понятие «актуальная культура». Это позволяет отделить находящуюся в обращении культуру от «невостребованной» культуры в настоящее время. Специфической особенностью актуальной культуры является то, что она выражает деятельностное функционирующее начало.
Список литературы:
1. Иовчук M. T., Коган Л. Н. Социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат. 1986. С. 55.
2. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис. 1996. С. 236.
3. Петров И. Ф. Духовный кризис как следствие рационализации культурно-исторического развития // Казачество. 2019. №41(5). С. 41-47.
4. Осипов Г. В., Москвичев Л. Н. Социология. Основы общей теории. М.: Норма, 2009.
911 с.
References:
1. Iovchuk, M. T., & Kogan, L. N. (1986). Sotsialisticheskaya kul'tura: istoricheskii opyt i sovremennye problemy. Moscow. (in Russian).
2. Kagan, M. S. (1996). Filosofiya kul'tury. St. Petersburg. (in Russian).
3. Petrov I. F. (2019). Dukhovnyi krizis kak sledstvie ratsionalizatsii kul'turno-istoricheskogo razvitiya. Kazachestvo, 41(5). S. 41-47. (in Russian).
4. Osipov G. V., & Moskvichev L. N. (2009). Sotsiologiya. Osnovy obshchei teorii. Moscow. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 07.12.2020 г. 12.12.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Петрова С. И. Ценности как определяющие элементы культуры // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №1. С. 438-441. https://doi.org/10.33619/2414-2948/62/51
Cite as (APA):
Petrova, S. (2021). Values as Defining Elements of Culture. Bulletin of Science and Practice, 7(1), 438-441. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/62/51