[email protected] Татьяна Николаевна Митрохина,
доктор политических наук, профессор, декан факультета подготовки научно-педагогических кадров, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 327(47) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ: ДИСКУРС-АНАЛИЗ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЙ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА1
В статье в качестве самостоятельного предмета изучения выделен дискурс пресс-конференций президента Российской Федерации В.В. Путина. Новый президентский срок вызвал к жизни новый формат коммуникации, имеющий определенную специфику, свои недостатки и преимущества. Одной из главных особенностей данного формата политической коммуникации является двусторонний характер, позволяющий не только главе государства, но и журналистам выступать субъектами формирования политической повестки дня страны. Анализ материалов пресс-конфренций дает возможность выявить ценности и смыслы российской политики сквозь призму дискурса официальных политических коммуникаций.
Ключевые слова: официальный дискурс власти, политический дискурс, дискурс-анализ.
T.N. Mitrokhina
VALUES AND IDEAS OF MODERN RUSSIAN POLITICS: DISCOURSE ANALYSIS OF THE PRESS CONFERENCES
OF THE PRESIDENT
The paper studies the discourse of the press conferences of the Russian President Vladimir Putin. The author argues that new presidential term has brought to life a new format of communication, which has specific advantages and disad-
1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект №14-0300112 «Политические проекты в дискурсивном пространстве современных российских СМИ».
vantages. One of the main features of the new format of political communication is its bilateral nature, allowing not only the Head of State but also journalists to form the political agenda of the country. The analysis of the materials of the press conferences provides an opportunity to identify the values and ideas of Russian politics through the prism of the discourse of official political communication.
Keywords: official discourse of power, political discourse, discourse analysis.
Исходным методологическим посылом данного исследования является тезис о том, что дискурсы формируют политический мир посредством смысловых значений. Дешифровка этих смысловых значений актуальна с точки зрения понимания мира современной политики. Сопряженность языка политиков и политической реальности позволяет в качестве наиболее эффективного и продуктивного исследовательского приема задействовать дискурс-анализ. Опыт работы в области исследования дискурсов - кризисного [2], демократического, оппозиционного [3], властного, идеологического, медийного, научного, дискурса интеграции постсоветского пространства, компрометации в СМИ [4] - позволил выделить в качестве самостоятельной разновидности дискурс пресс-конференций.
Как известно, СМИ создают первый, черновой набросок истории. Рефлексия СМИ в отношении происходящих событий, разброс различных оценочных позиций и мнений позволяет в совокупности рассматривать их в качестве важного источника информации о состоянии общества. К тому же дискурсивному пространству СМИ в определенной мере присуща непосредственность как восприятия, так и отражения происходящего. Практика проведения пресс-конференций с журналистами - это возможность руководителя любого уровня обновить, освежить базы личных знаний о том, что происходит в стране. Не каждый может быть успешен в многочасовом марафоне общения с акулами пера. Чего только стоит диалог, широко обсуждаемый в СМИ: «Маша, садись, пожалуйста» - «Спасибо, Вова» [6]. Анализ материалов пресс-конференций дает основание предположить, что для главы государства такой формат общения достаточно комфортен, неудобных вопросов практически не существует, даже если учесть, что часть вопросов и, соответственно, ответов на них срежиссирована заранее, а импровизация хорошо подготовлена. Действительно, по словам пресс-секретаря главы государства, В. Путин готовится отвечать на вопросы по социально-экономическому развитию страны, предполагает, что будут заданы и некоторые другие вопросы [8].
Нельзя не отметить, что коммуникация главы государства в различных форматах - одна из отличительных особенностей его управленческого стиля. Путин использует разнообразные формы. Два срока президентского правления с 2000 по 2008 гг. он практиковал коммуникацию в формате проекта «Разговор с Владимиром Путиным», где вопросы исходили непосредственно от граждан страны. С декабря 2012 г., после четырехлетнего перерыва, глава государства несколько видоизменил формат, пригласив к общению представителей федеральных и региональных СМИ.
Поясняя новый формат своего общения с журналистским сообществом, президент говорит: «Я ведь почему это делаю? Для того чтобы послушать таких людей, как вы, и услышать такие болевые точки, на которые власть должна обратить внимание. Мы на все это постараемся отреагировать» [7]. Реагировать есть на что. На фоне
«дежурных» вопросов, признаний в любви и благодарственных речей в целом журналистское сообщество акцентирует внимание на чрезвычайно острых проблемах: недостоверность информации, поступающей главе государства с различных уровней власти о финансировании детей-сирот, об уровне заработной платы в бюджетной сфере, о пенсиях. «Все-таки Вам немножко преувеличивают статистику по тем же пенсиям, еще по ряду вопросов», - осторожно говорит один из журналистов [6]. «Вас обманывают региональные власти, которые отчитываются о росте средних зарплат в бюджетной сфере. Принявшие этот закон люди говорят, что у нас уже достаточно средств для того, чтобы ухаживать за своими сиротами, достаточно желающих усыновлять десятки тысяч оставленных детей. Это не совсем так или совсем не так», - говорит другой. Небезынтересной главе государства показалась история с отказом министерствами исполнять документы за подписью президента [7].
Не первый раз журналисты обращаются к проблемным вопросам регионов. От журналиста из Бурятии поступает зарисовка местной ситуации: «Люди в отчаянии, они готовы перекрыть федеральную трассу, готовы громить административные здания...» [7]. Журналистка из Хабаровского края кратко обрисовала проблемы своего региона: нерентабельность заводов по переработке древесины по сравнению с обычной вырубкой деревьев и отправкой их за границу, чудовищные отношения внутри правоохранительных структур в борьбе за контроль над доходами от торговли наркотиками. Сюжеты, озвученные журналисткой, произвели впечатление на президента. В ответ он обещает: «Я сейчас ничего не буду комментировать, но мы после нашего разговора с Вами не расстанемся и продолжим наши взаимоотношения» [7].
Формат пресс-конференций имеет свои преимущества - позволяет более разнообразно «вбрасывать» необходимую информацию, подавать материал, предоставляет большие возможности для демонстрации различных сторон и способностей, представляет интерес с точки зрения оформления повестки дня, выявления общественно значимых и наиболее резонансных общественных проблем, целенаправленного самопозиционирования и самовыражения.
Дискурс пресс-конференций главы государства метафоричен и политтехнологичен. Президент не только оценивает политтехнологии как бизнес на политике, который будет развиваться [6], но и демонстрирует умение их использовать на практике. Так, например, давая оценку шпионской деятельности США, В. Путин использует прием скрытой компрометации: «Шпионаж - одна из древнейших профессий, наряду с другими, не будем их перечислять». Речевой прием рождает соответствующие смысловые ассоциации и достигает своей цели - формирует отношение к американским спецслужбам. Анализируя ситуацию с правами человека в РФ и США, президент использует приемы противопоставления: «мы
- они», «на себя-то посмотрите». «О чем пекутся наши партнеры в Штатах и американские законодатели? О правах человека в наших тюрьмах. Хорошее дело, но у них у самих там полно проблем. И нам еще указывают на то, что у нас какие-то проблемы есть» [7]. Разговор о персонах и событиях, вызвавших резонанс в течение года, в каждом отдельном случае также выстраивается технологично. Здесь нет места случайностям. Отвечая на вопрос о Ходорковском, глава государства нарочито равнодушен и поверхностен в оценках. Однако вовсе неслучайно звучит оценочное суждение: «"Караул, держи вора!", как правило, кричат те, кто сами что-то сперли». Более охотно В. Путин рассуждает о феномене Сноудена. Прямого ответа на вопрос о личной встрече нет, однако из развернутого ответа понятно, что Сноуден ему небезынтересен как личность, решившаяся на столь неоднозначный поступок. Президента интересуют представления о жизни этого человека: «Как он на это решился? Как собирается жить?» [7].
Формат пресс-конференций предполагает двустороннюю коммуникацию. Журналисты активно участвуют в формировании повестки дня и содействуют сознательно/ подсознательно поддержанию имиджа главы государства, усиливая и порой мифологизируя его личные качества: «политик номер один», «господин пожизненный президент», «если не Путин, то кто?», «от Путина фана-теют». Кто-то признается в любви, кто-то предлагает назвать один из островов Курильской гряды именем Путина, кто-то называет «русским Дэн Сяопином» [6]. Многие вопросы прямо или косвенно работают на формирование имиджа человека, абсолютно контролирующего ситуацию, нередко берущего на себя всю ответственность за принятие решения («глава государства является не только гарантом, но и чтецом Конституции» [7]), человека порой авторитарного («за 12 лет Вы построили довольно жесткий, где-то даже авторитарный режим личной власти» [6]).
В ответ президент в значительной мере способствует поддержанию силовой компоненты своего имиджа, что не вызывает отторжения у большинства россиян. Это читается в ряде высказываний: «Я - плохой христианин: когда бьют по одной щеке, надо бы подставить другую; я к этому пока морально не готов: если нас шлепнули, надо ответить» [6]; «Если бы я считал, что тоталитарная или авторитарная система является для нас наиболее предпочтительной, то я бы просто изменил Конституцию - как Вы понимаете, это было легко сделать»; «Если пошевелить мускулами, все станет ясно»; «Аналитические записки спецслужб читать невозможно. Я знаю, о чем говорю: я сам писал, это серьезная вещь». Давая оценку реакции западных стран на размещение «Искандеров» в Калининградской области, В. Путин говорит, что это всего лишь один из элементов возможного ответа на внешние угрозы, далеко не самый эффективный [7]. Обращаясь к фигуре Навального, в ответ на вопрос журналиста о том, советовались ли с президентом насчет его кандидатуры на выборах мэра Москвы, честно заявляет: «Если бы он представлял угрозу, на выборы бы не пустили». - «Но только законными способами», - добавляет он затем. Не менее откровенен глава государства в вопросах партийного строительства: «Не будем забывать, что все-таки "Единую Россию" создавал ваш покорный слуга, и до недавнего времени
я ее возглавлял фактически и практически» [7]. И еще более откровенен при оценке главы правительства: «Надо не забывать, что действующий премьер, председатель правительства, в течение четырех лет исполнял обязанности главы государства» [6]. Особо привлекает внимание словосочетание «исполнял обязанности», которое вызывает соответствующие ассоциации - временно, ненадолго, не всерьез. Приемы технологичны с точки зрения демонстрации силы и убедительны в плане подконтрольности политических процессов всех уровней.
В формате пресс-конференций президент более эмоционален, чем в формате посланий, которые являются текстами стратегического значения, содержат в наиболее полном виде понимание и оценку ситуации в стране в экономической, социальной и политической сферах. Этот вид официальной коммуникации может быть квалифицирован как преимущественно однонаправленный и односторонний процесс, строго официальный, в отличие от двустороннего формата коммуникации с представителями СМИ. Глава государства ярко демонстрирует своеобразие коммуникации: он ироничен, остроумен, осведомлен, уверен, как будто между прочим демонстрирует знания из истории, астрономии, литературы, географии. Отдавая должное оппозиции, президент иронизирует по поводу использования ими тривиального приема для роста собственной известности: «Стараются куснуть главного, потому что это всегда поднимает собственный рейтинг». И далее: «Надо аккуратнее это делать, потому что, как у нас в деревне говорят иногда, без порток можно остаться. Но хорошо, если есть на что посмотреть, а если особенно нечем похвастаться, конфуз может быть, конец карьере» [7].
Рамки сухого официального протокола не сковывают главу государства. Формат пресс-конференций предоставляет возможности стилистически разнообразить и украсить общение. Речевой имидж поддерживается разнообразными метафорами, афоризмами и просторечиями, условно приближающими главу государства к народу: «дурочку включили», «с потрохами сожрали», «а воз и ныне там», «тайн каких-то мадридского двора», «слон в посудной лавке», «пеплом посыпать и веригами бить», «карьерюга», «зубоскалить, и ехидничать» (пресс-конференция 2012 г.). Президент весьма часто использует русские поговорки, которые довольно сложны для понимания иностранными журналистами. По мнению заведующего отделом устных переводов Департамента лингвистического обеспечения МИД РФ В. Зайцева, которому довелось переводить множество официальных встреч, речевые обороты, основанные на библейских высказываниях или баснях, пословицы, в основе которых лежит иной культурный слой, переводить иностранцам очень сложно [1]. Однако пресс-конференция 2013 г. была еще более насыщена образными речевыми оборотами: «не успели и глазом моргнуть, как год пробежал», «аппетиты спецслужб», «кадровая чехарда», «"вкусная" тема Украины», «гнусная работа», «к бабке ходить не надо», «пиши пропало», «сперли», «махать шашкой», «овцы целы и волки сыты», «горнило власти», «кузница кадров», «боже упаси, всуе упоминать», «никто же ни фига не читает», «на феню перешли», «не догоняют чего-то».
Материалы пресс-конференций информативны с точки зрения выявления зон риска, проблемных полей,
которые в прямой или завуалированной форме дают о себе знать. Время проведения конференции позволяет рассматривать ее в формате подведения итогов уходящего года, считывать повестку дня, формируемую, с одной стороны, президентом страны во вступительном слове и в акцентах, расставляемых при ответах на вопросы, а с другой - журналистами, поднимающими интересующие именно их - представителей общества -проблемы.
На пресс-конференции 2012 г. внешнеполитический контекст обозначили противоречия между США и Россией в контексте принятия законов Магнитского и Димы Яковлева, разногласия с Грузией по проблеме признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, осложнение отношений между Польшей и Россией в связи с трагедией под Смоленском.
Обсуждение внутриполитических проблем включало вопросы финансово-правовых и чиновничьих барьеров усыновления российских детей-сирот, проблемы недоверия общества к представителям власти, развития Дальнего Востока и Забайкалья, вопросы по российским наукоградам вообще и Сколкова в частности, социально-экономические проблемы и вопросы эффективной миграционной политики Кавказа, случаи коррупции в органах власти, особенно в правоохранительных органах, проблемы и последствия вступления в ВТО в различных отраслях экономики, накопившиеся проблемы жилищно-коммунальной сферы, а также многочисленные проблемы регионов. Многократно возвращались к делу Минобороны и персонально к Сердюкову и Васильевой.
Пресс-конференция 2013 г. обозначила проблемное поле года: обсуждение внешнеполитической ситуации вполне предсказуемо началось с субсидирования экономики Украины. Да и в целом украинская тема не раз становилась предметом споров в различных контекстах: вступление в ВТО и последствия для отечественных производителей, дело Сноудена, безвизовый режим с Грузией и проблемы спорных территорий, инициативы России по сирийскому химическому оружию и иранской ядерной проблематике.
Внутриполитический контекст оформили вопросы оздоровления российской финансовой системы. В целом в рамках пресс-конференции неоднократно звучали негативные оценки российской экономической системы -кризисной, ресурсной, стагнирующей. Под вопрос была поставлена необходимость значительного повышения заработных плат российским топ-чиновникам. Высказывались сомнения относительно природного характера затопления трех регионов Дальнего Востока страны, поднимались проблемы развития регионов Западной Сибири, «Болотного дела», отмечалась коррупционная составляющая зимних Олимпийских игр в России. В центре внимания журналистов были Ходорковский, Навальный, Pussy Riot, реформа РАН, образования. Остро были поставлены вопросы принадлежности природных ресурсов страны гражданам. Неоднократно в различных контекстах упоминалось дело Минобороны и закон Димы Яковлева.
Дискурс-анализ пресс-конференций позволяет выявить наиболее резонансные политические проекты. Так, например, в 2012 г. в материалах пресс-конференции явно прослеживается тема создания Таможенного со-
юза и Единого экономического пространства с Беларусью и Казахстаном, на чем во вступительном слове глава государства сделал особый акцент [6]. В 2013 г. проблема создания единого экономического пространства получает развитие, но в формате анализа ситуации на Украине как следствия договоренностей о вхождении Украины в Таможенный союз [7]. В ходе конференции 2013 г. в различных контекстах журналисты неоднократно возвращались к ситуации на Украине. Присутствие данной тематики в обсуждении и в 2012 г., и в 2013 г. подчеркивает значимость для России данной проблемы. Более того, «вечные оппоненты» из-за рубежа подключаются к анализу значимости для России проектов «Евразийский союз» и «Православная Украина» [9].
Одной из ключевых проблем стала деофшоризация российской экономики и возвращения офшорных капиталов в Россию. В 2012 г. глава государства подробно изложил три крупномасштабные задачи по деофшори-зации экономики: необходимость подписания соглашений с офшорными зонами о раскрытии налоговой информации; совершенствование законодательства по защите интересов собственника; улучшение инвестиционного климата. Особый интерес был проявлен к инициативам президента по деофшоризации на пресс-конференции 2013 г., очевидно под влиянием того внимания, которое было уделено этой проблеме в ежегодном Послании.
Сквозной проблемой, наиболее активно обсуждаемой журналистами, стало противоречие между развитием страны и сохранением природы, вопрос об особо охраняемых природных территориях - национальных парках - и строительстве необходимых для развития и модернизации объектов. Взаимоотношения власти с экологическими организациями и общественностью - одна из самых острых и актуальных тем, обсуждавшихся на пресс-конференциях. В 2012 г. в центре внимания были экологические аспекты строительства высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург и Химкинского леса, отношения с экологическими организациями в процессе подготовки к Олимпийским играм: строительство объектов на границе биосферного заповедника и непрофессиональное поведение представителей власти в связи с этим конфликтом. В 2013 г. внимание журналистов привлекли особые отношения с экологами Greenpeace по вопросам разработки природных ресурсов. Вспомнили и конфликты, возникшие с экологами при прокладке трубопроводной нефтяной системы из Западной Сибири к Тихому океану, о необходимости переноса трассы от водозаборной зоны Байкала.
Следует обратить внимание на акцент, который делает президент в ходе пресс-конференций на правовые и коллегиальные основания всех принимаемых решений. Ответы на вопросы разместились в широком эмоциональном спектре - начиная от «на себя посмотрите» до признания необходимости «совершенствования российской системы правосудия»: в вопросах Сирии и Ирана «основывались на принципах международного права»; на вопрос о потенциальном Майдане в Москве президент говорит о политических решениях «в соответствии с законодательством РФ», любых действиях граждан, которые «должны оставаться в рамках закона»; в ответ на вопрос об амнистии Pussy Riot Путин подчеркивает, что решение об амнистии принималось Государственной
Думой; по делу Ходорковского отвечает коротко: «Прокуратура обязана, это ее работа - отслеживать все эти телодвижения... Но кроме прокуратуры есть еще СК и суд»; отвечая на вопрос о результатах общественного расследования в отношении фигурантов «Болотного дела», говорит, что «признавать, есть нарушения или нет нарушений, с какой стороны они были сделаны, кем конкретно, может только суд»; наделение титулом «господин пожизненный президент» комментировал достаточно лаконично: «У нас есть Конституция, и в ее рамках формируются органы власти». В целом президент согласился с тем, что нужно «добиваться чистоты в решении судов, приговоров, нужно добиваться улучшения качества работы предварительного следствия, судебного следствия» [7].
Анализ материалов пресс-конференций позволяет выявить ценностные установки политика, идеи, которыми он руководствуется в практической деятельности, но не всегда явно их декларирует. В своих рассуждениях и построениях сознательно или подсознательно он опирается на определенные ценности, воспринимаемые как само собой разумеющееся. Важнейшую ценностно-ори-ентационную ось в системе координат главы государства составляет позиция по линии «сохранение - развитие». Глава государства неоднократно подчеркивает, что «развитие всегда связано с противоречием». Поясняя формулу «стабильного застоя», считает, что непременным условием развития является стабильность. Он остается верен идеологии консерватизма, определяя ее как «не то, что мешает движению вперед и вверх, а то, что препятствует движению назад и вниз». В. Путин делает акцент на традиционные ценности, без которых общество деградирует: необходимо к ним вернуться, «понять их ценность, и на базе этих ценностей двигаться вперед. Россия - страна с очень древней глубокой культурой. Не только ориентируясь на будущее, но и опираясь на эту традицию, на эту культуру, мы можем чувствовать себя уверенно, уверенно идти вперед и развиваться». Глава государства считает своим делом оградить население от квазиценностей, от агрессивного навязывания нетрадиционных ценностей некоторыми социальными группами.
В вопросе сноса или установки памятников историческим деятелям президент убежден, что «надо относиться бережно к каждому периоду нашей истории. Не нужно будоражить общество, взрывать наш мозг какими-то преждевременными действиями, которые бы раскалывали общество» [7]. Ясно определяет свою позицию в осмыслении действительности, используя систему оппозиций « мы - они», «добро - зло». Одна из таких схем заложена в ответе на вопрос о вреде возобладавшей в последнее время антизападной риторики: «Сами там по уши в одной консистенции находятся, а на нас переваливают» [6]; другая - читается в оценках закона Магнит-ского: «Они один антисоветский, антироссийский закон заменили другим. Не могут без этого никак обойтись. Все пытаются остаться в прошлом. Это очень плохо. Это, конечно, само по себе отравляет наши отношения».
По высказываниям четко прослеживаются управленческие принципы, отношение к своей команде. Глава государства говорит о том, что не должно быть расхождений и разногласий между ветвями власти: «Президентские заявления - одно, а реальная деятельность прави-
тельства - другое» [6]. И еще один важный общественно и ценностно значимый тезис озвучивает глава государства: «Между тем, что было заявлено в стране в качестве первоочередных и среднесрочных целей и в экономике, и в социальной сфере в ходе президентской предвыборной кампании, и тем, что правительство делает, не должно быть никакой разницы» [6]. Он остается верен принципу разделения властей и считает, что «нужно не разрушать ни в коем случае деловую атмосферу нашего сотрудничества, ведь законы-то я подписываю в конечном итоге. Поэтому даже в случае, когда решается вопрос постановлением парламента, все-таки у нас должно быть согласие и понимание друг друга» [7].
Жестко сформулированные вопросы не смущают главу государства, напротив, дают возможность прояснить свое отношение к межпартийной конкуренции, прямым выборам губернаторов, межэтническим конфликтам, ценностям демократии и демократического управления. Он категорически отрицает авторитарность режима в России. Демократию отождествляет с законом и неукоснительным соблюдением и неизменностью Конституции. На провокационный вопрос о потенциальном преемнике, которому мог бы доверить страну, отвечает: «Не я доверяю страну - граждане доверяют страну в ходе голосования» [6].
Позиция, высказанная в отношении роли экспертного сообщества как важнейшего института демократии в процессе принятия решений, В. Путин демонстрирует, что придает немалое значение мнениям экспертов, которые всегда необходимо знать, чтобы принять сбалансированное решение. Этот теоретический тезис наглядно иллюстрируют примеры практической направленности по взаимодействию с экспертами-экологами: «Я стараюсь вообще все услышать и аккумулировать. И если принимаю решения, то стараюсь, во всяком случае, узнать как минимум разные точки зрения» [6]. Президент подчеркивает, что прислушивается к ним, даже если приходится нести серьезные финансовые издержки по целому ряду проектов. Не скрывает своего отношения и к мнению оппозиции: прислушиваться, советоваться с ней надо, однако у оппозиции нет ответственности за принимаемые решения.
В 2013 г. журналисты предложили президенту охарактеризовать его стиль управления. Путин довольно охотно формулирует основные принципы работы: нельзя уклоняться от осуществления своих полномочий; нельзя принимать волюнтаристских решений, нужно слушать людей с разными точками зрения; если есть «развилки», то нужно брать на себя смелость принять окончательное решение; нужно всегда чувствовать, чем живут люди, днем и ночью об этом думать. Он неоднократно подчеркивает, что смысл региональных, местных властей и бизнеса - в решении социальных проблем людей.
Официальная коммуникация главы государства имеет различные форматы, одним из которых является пресс-конференция. Это модель современной коммуникации, характеризующаяся отличительными особенностями: многоканальный характер формирования повестки дня, слабая формализованность, высокий уровень самопозиционирования и самовыражения - коммуникация, в ходе которой происходит интенсивный обмен информацией оценочного и содержательного характера.
Данный вид коммуникации функционален с точки зрения преодоления смысловых и ценностных различий, снятия напряженности в обществе, прояснения позиций по наиболее острым, резонансным, общественно значимым проблемам. В целом такой формат коммуникации позволяет придать российскому политическому процессу более транспарентный характер.
1. Куранов А. «У Путина все идет от рассудка... у Ельцина больше эмоций...» // Независимая газета. 1^1.: Ь|Нр:/Лм\«\«. trworkshop.net/lib/articles/ng.shtml.
2. Митрохина Т.Н. Динамика кризисного дискурса правящей элиты (по материалам официальных выступлений Председателя Правительства РФ 2008 - 2011 гг.) // Вестник Пермского государственного университета. Сер. «Политология». 2012. № 3. С. 87 - 94.
3. Митрохина Т.Н. Дискурсивные практики правящей элиты и системной оппозиции в современной России: кризисный дискурс // Правящая элита и системная оппозиция: борьба альтернативных проектов социально-политического развития. Саратов: Изд-во ПАГС, 2012. С. 13 - 19.
4. Митрохина Т.Н., Фёдорова С.А. Компрометирующие материалы в прессе как средство борьбы за политическую власть // Политическая экспертиза. 2009. № 3. С. 158 - 169.
5. Митрохина Т.Н. Методология политической компаративистики / под ред. В.М. Долгова. Саратов, 2004.
6. Пресс-конференция Владимира Путина. 20 декабря 2012 года. Москва. URL: http://kremlin.ru/transcripts/17173.
7. Пресс-конференция В. Путина 19 декабря 2013 года. Москва. URL: http://kremlin.ru/news/19859.
8. URL: http://news.ru.msn.com/politics.
9. URL: http://www.ukrinform.ua/rus/news/proekt.
Петер Шкултети,
профессор, доктор юридических наук, декан юридического факультета, Школа экономики и менеджмента УДК 327(437.6) Государственного управления Словацкой Республики
ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В статье анализируется современная организационная и институциональная система общественного управления в Словацкой Республике. Рассматриваются такие составляющие общественного управления, как государственное управление, самоуправление и общественные юридические учреждения. Выделяются технические и организационные принципы формирования общественного управления.
Ключевые слова: общественное управление, государственное управление, самоуправление, общественные юридические учреждения, технические и организационные принципы.
Peter Skultety,
PhD, DSc (Law), Head of Law Department, School of Economics and Management in Public Administration Slovak Republic
PUBLIC ADMINISTRATION OF THE SLOVAK REPUBLIC
In the article we point out the present organizational and institutional system of public administration in the Slovak republic. State administration, self-government and public legal institutions are parts of public administration. We also point to technical and organizational principles of public administration formation.
Keywords: public administration, state administration, self-government, public legal institutions, technical and organizational principles.
State administration
State administration represents one of the basic constituent parts of public administration. The concept of state administration is one of the basic concepts of the science of administrative law that derives from the essence of state administration as a constituent of control nevertheless it studies it as a special kind of state activity.
State administration is the most extensive kind of state activity. Through execution of state administration all state functions - internal as well as external - are implemented
and the bodies of state administration carry out the majority of tasks provided for by state bodies.
State administration, as one of the forms of state power implementation, is characterized by certain features that distinguish it from other forms of state power implementation [2, р. 82].
The term of executive activity expresses a relation of state administration to representative system that is represented by National Council of the Slovak Republic. It means a direct execution of laws and other legal acts (rules) of state power (government) through which the basic issues of state