Научная статья на тему 'Проектирование современной политики: дискурс-анализ СМИ'

Проектирование современной политики: дискурс-анализ СМИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
497
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ / ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО СМИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / POLITICAL PROJECT / PROJECT ACTIVITY IN POLITICS / DISCURSIVE MEDIA SPACE / POLITICAL DESIGN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Митрохина Татьяна Николаевна

Статья содержит результаты исследования современной российской политики с помощью методологии, основу которой составляет концепт « политический проект». Автору близко веберовское понимание проекта как действия, в основе которого лежит определенный набор мероприятий с ожиданием определенного поведения предметов внешнего мира и людей, использование этого ожидания в качестве условий или средств достижения рационально поставленной и продуманной цели. Тезисы М. Вебера о рационально действующем субъекте и А. Турена о субъекте, активно действующем, в смысловой совокупности позволили осуществить интерпретацию мира политики в терминах рациональной, целенаправленной и управляемой деятельности по разработке и реализации политических проектов. Разрозненные повседневные новостные сообщения и коммуникативные практики интегрированы в целостную проектную конструкцию с целью ее научного осмысления, встраивания в исследовательский контекст и интерпретации российской политики с позиций реализуемых субъектами проектирования политических проектов. Эмпирическую основу исследования составили сообщения в СМИ интервью, пресс-конференции, комментарии, дискуссии, аналитические материалы. Рефлексия в СМИ различных оценочных позиций и мнений в отношении происходящих событий позволяет в совокупности рассматривать СМИ как важный источник информации о политической сфере. В данном контексте функциональны все типы информации Особую ценность представляют материалы в формате пресс-конференций политиков для журналистов, специфика которых состоит в двустороннем характере коммуникации. Одним из первичных критериев отбора информации для дальнейшей работы послужила оценка события или совокупности событий журналистами, политиками, публицистами как политического проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING CONTEMPORARY POLITICS: MEDIA DISCOURSE ANALYSIS

The paper presents the results of a study of contemporary Russian politics through a methodology which is based on the concept of “political project”. The author shares M. Weber's understanding of project as an action which is based on a certain set of events with the expectation of a certain behaviour of real objects and people, and using this expectation as conditions or means to achieve rational and well thought-out goals. The ideas of M. Weber about the subject of rational action and A. Touraine about the active subject helped the author to interpret the world of politics in terms of rational, targeted and managed activity aimed at developing and implementing of political projects. Various daily news reports and communication practices are integrated into coherent design projects with the aim of scientific understanding, integrating into the research context and interpretation of Russian politics from the perspective of ongoing political projects. The empirical basis of the research is media reports: interviews, press conferences, comments, discussions and analytical materials. Media discussions, expression of different political positions and opinions on current events in the media on the whole allow considering media as an important source of information about the political sphere. In this context, all types of information are functional. Particularly valuable is research material in the form of press conferences of politicians for journalists that are characterized by bilateral nature of communication. One of the primary criteria for selecting data for further research work is that it contains critical assessment of the event or set of events by journalists, politicians, and publicists as a political project.

Текст научной работы на тему «Проектирование современной политики: дискурс-анализ СМИ»

самих депутатов, что в итоге усугубляет всю ситуацию. Фактически на данный момент депутаты являются профессиональными законотворцами, но не представителями интересов граждан.

В целом можно сказать, что представительская деятельность ни одного из депутатов Государственной Думы, избранного от Саратовской области в период с 2003 по 2011 гг., не являлась высокоэффективной с точки зрения имевшихся у парламентариев ресурсов. У наиболее активных народных избранников приоритетным являлось только одно из двух направлений: либо деятельность в регионе, либо обращение внимания на проблемы жителей курируемого субъекта на выступлениях в ходе заседаний Думы. Полноценное использование этих двух площадок никто из депутатов не продемонстрировал. Безусловно, работу некоторых парламентариев можно назвать эффективной, других - фактически безрезультатной с точки зрения интересов граждан. Но в целом жители Саратовской области имели низкий уровень представительства своих интересов с учетом имевшегося потенциала в лице избранных депутатов. С учетом того, что изучаемый регион является типичным, то можно предположить актуальность отмеченной проблемы для большинства субъектов Российской Федерации. И она является комплексной, а не обусловленной одной причиной. Одна из ключевых проблем данной ситуации - отсутствие заинтересованности со стороны жителей в повышении качества представительства собственных интересов. Без данного компонента попытки стимулирования повышения эффективности репрезен-

тативной деятельности депутатов будут восприниматься как насаждаемые и непонятные.

В ходе данного исследования был апробирован новый метод оценки качества реализации представительской функции депутатов. В целом он продемонстрировал свою применимость и универсальность. Безусловно, для дальнейшего его использования необходимо уточнение теоретических основ и применяемых инструментов, например полноты содержания понятия «представительство депутатами интересов граждан» или полноценности анализа средств массовой информации как источника данных.

1. Авакьян С.А. Проблемы политического представительства в Российской Федерации // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / под.ред. С.А. Авакья-на. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 5 - 12.

2. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.: Рудомино, 1993.

3. Федералист: политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея / пер. с англ.; под общ. ред., с предисл. H.H. Яковлева, коммент. О.Л. Степановой. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Литера», 1994.

4. Dryzek J.S., Niemeyer S. Discursive Representation // American Political Science Review. 2008. Vol. 102. Issue 04. P. 481 - 493.

5. Pennock J. Roland and John Chapman. Representation. New York: Atherton Press, 1968.

6. Pitkin H.F. The Concept of Representation. California: University of California Press, 1972.

7. Schwartz N.L. The blue guitar: political representation and community. Chicago: University of Chicago Press, 1988.

Татьяна Николаевна Митрохина,

доктор политических наук, профессор, декан факультета подготовки научно-педагогических кадров, социально-экономический институт (филиал) ФГБОУВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ: ДИСКУРС-АНАЛИЗ СМИ*

Статья содержит результаты исследования современной российской политики с помощью методологии, основу которой составляет концепт « политический проект». Автору близко веберовское понимание проекта как действия, в основе которого лежит определенный набор мероприятий с ожиданием определенного поведения предметов внешнего мира и людей, использование этого ожидания в качестве условий или средств достижения рационально поставленной и продуманной цели. Тезисы М. Вебера о рационально действующем субъекте и А. Турена о субъекте, активно действующем, в смысловой совокупности позволили осуществить интерпретацию мира политики в терминах рациональной, целенаправленной и управляемой деятельности по разработке и реализации политических проектов. Разрозненные повседневные новостные сообщения и коммуникативные практики интегрированы в целостную проектную конструкцию с целью ее научного осмысления, встраивания в исследовательский контекст и интерпретации российской политики с позиций реализуемых субъектами проектирования политических проектов. Эмпирическую основу исследования составили сообщения в СМИ - интервью, пресс-конференции, комментарии, дискуссии, аналитические материалы. Рефлексия в СМИ различных оценочных позиций и мнений в отношении происходящих событий позволяет в совокупности рассматривать СМИ как важный источник информации о политической сфере. В данном контексте функциональны все типы информации Особую ценность представляют материалы в формате пресс-конференций политиков для журналистов, специфика которых состоит в двустороннем характере коммуникации. Одним из первичных критериев отбора информации для дальнейшей

fia» [email protected]

Саратовский

УДК 32.019.5

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 14-0300112 а.

работы послужила оценка события или совокупности событий журналистами, политиками, публицистами как политического проекта.

Ключевые слова: политический проект, проектная деятельность в политике, дискурсивное пространство СМИ, политическое проектирование.

T.N. Mitrokhina

PLANNING CONTEMPORARY POLITICS: MEDIA DISCOURSE ANALYSIS

The paper presents the results of a study of contemporary Russian politics through a methodology which is based on the concept of "political project". The author shares M. Weber's understanding of project as an action which is based on a certain set of events with the expectation of a certain behaviour of real objects and people, and using this expectation as conditions or means to achieve rational and well thought-out goals. The ideas of M. Weber about the subject of rational action and A. Touraine about the active subject helped the author to interpret the world of politics in terms of rational, targeted and managed activity aimed at developing and implementing of political projects. Various daily news reports and communication practices are integrated into coherent design projects with the aim of scientific understanding, integrating into the research context and interpretation of Russian politics from the perspective of ongoing political projects. The empirical basis of the research is media reports: interviews, press conferences, comments, discussions and analytical materials. Media discussions, expression of different political positions and opinions on current events in the media on the whole allow considering media as an important source of information about the political sphere. In this context, all types of information are functional. Particularly valuable is research material in the form of press conferences of politicians for journalists that are characterized by bilateral nature of communication. One of the primary criteria for selecting data for further research work is that it contains critical assessment of the event or set of events by journalists, politicians, and publicists as a political project.

Keywords: political project, project activity in politics, discursive media space, political design.

Современной политической наукой и практикой востребованы разнообразные подходы к изучению российской политики. Ориентация лишь на классические принципы политической теории и идеальные модели организации государственного управления не всегда позволяет понять и объяснить происходящее. Нередко российская действительность нуждается в иных способах анализа ситуации. Реальность, развиваясь и трансформируясь, требует трансформации и теоретико-методологического инструментария. В рамках данного исследования предложен подход, основу которого составляет концепт «политический проект». Термин «проект» многозначен, но при оценке тех или иных политических событий используется широко и легально, обосновался весьма прочно в совершенно определенном смысле. Автору близко веберовское понимание проекта как действия, в основе которого лежит определенный набор мероприятий с ожиданием определенного поведения предметов внешнего мира и людей, использование этого ожидания в качестве условий или средств достижения рационально поставленной и продуманной цели [2, с. 628]. В контексте данного исследования функционален и тезис А. Турена об активно действующем субъекте, с его верованиями, проектами, общественными отношениями, способностью не только к социальному действию, ной к борьбе за контроль над производством общества [13, с. 75]. Активно действующий субъект обладает способностью подняться выше простых требований и даже политических переговоров с целью осознать себя и утвердиться в качестве производителя, а не потребителя общественной ситуации. Согласно данному подходу общественная жизнь не управляется естественными законами, а направляется действием тех, кто способен вести борьбу за производство общества.

Тезисы М. Вебера и А. Турена в смысловой совокупности дают возможность осуществить интерпретацию мира политики в терминах рациональной, целенаправленной и управляемой деятельности [7, с. 182 - 192] по разработке и реализации политических проектов - геополитических, оппозиционных, властных, партийных [8, с. 9 -15], имиджевых, реализуемых через сеть или при непосредственном общении, а в конечном итоге - в борьбе за власть, за производство, а не простое воспроизводство общества [13, с. 369 - 386]. Политический проект структурирован по таким составляющим, как цель, оформленная в рациональных терминах, ожидание определенного эффекта, объекты внешнего мира, средства и условия реализации, предполагаемый результат, сроки, алгоритм и каналы реализации проекта. Методология, основанная на концепте «политический проект», функциональна в плане структурирования кажущегося порой безграничным и хаотичным информационного пространства и интерпретации российской политики с позиций реализуемых субъектами проектирования политических проектов.

Известно, что «СМИ создают первый черновой набросок истории» [6, с. 83]. Рефлексия в СМИ различных оценочных позиций и мнений в отношении происходящих событий позволяет в совокупности рассматривать СМИ как важный источник информации о политической сфере. Дискурсивному пространству СМИ в определенной мере присуща непосредственность рефлексии политических событий, что практически отсутствует в официальном дискурсе власти. С другой стороны, медийный дискурс является неотъемлемой частью дискурса власти, что позволяет изучать власть через сообщения о ней в СМИ. В этой связи данное исследование предполагает обработку информационного массива СМИ с помощью ав-

торской методологии, основанием которой служит концепт «политический проект». Одним из первичных критериев отбора информации для дальнейшей работы является оценка события или совокупности событий журналистами, политиками, публицистами как политического проекта.

Политики, журналисты, аналитики, а нередко и обычные граждане, используя термин «проект», вполне понимают друг друга. Так, например, в рамках медиафо-рума независимых региональных и местных средств массовой информации журналист говорит об эффективности проекта Общероссийского народного фронта «За честность закупок»1. Обращаясь к президенту во время пресс-конференции, российские граждане констатируют, что «результаты проектов уже становятся гордостью для россиян»2. Заместитель директора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Б.В. Безпалько считает, что «за проектом организации круглых столов национального единства стоят власти США»3. Сербский режиссер Э. Кустурица оценивает происходящее на Украине в терминах кинематографического проектирования, сравнивая захват власти на Украине с голливудским сценарием, именуя при этом западных политиков режиссерами4. В данном контексте функциональны все типы информации, транслируемой посредством СМИ -интервью, пресс-конференции, комментарии, дискуссии, аналитические материалы. Наибольшую ценность представляют материалы в формате пресс-конференций политиков для журналистов, особенностью которых является двусторонний процесс коммуникации. Такой подход функционален в процессе интеграции разрозненных повседневных новостных сообщений и коммуникативных практик в целостную проектную конструкцию с целью ее научного осмысления, встраивания в исследовательский контекст и создания объяснительной модели современной политики.

Традиционно в российской политике наиболее влиятельным субъектом политического проектирования является глава государства или (и) команда, которую он формирует. Б.Н. Ельцин, высоко ценивший принципы западной демократии и управления, считал, что «ушла в прошлое глобальная конфронтация», «впервые за многие годы у России нет военных противников», а «одна из главных задач России на европейском направлении - участие в строительстве большой Европы, мирной, единой, демократической» [3, с. 45]. Предложив копировать западную модельдемократии, западные жизненные стандарты, ценности и образцы поведения, он на многие годы определил второстепенный статус России в современном мире. Ельцинский проект национального

1 Стенографический отчет о пленарном заседании I Меди-афорума независимых региональных и местных средств массовой информации. 24 апреля 2014 года, Санкт-Петербург. URL: http://www.znamyuzl.ru/vcentre/33037-vladimir-putin-prinyal-ucha stie-v-plenarnom-zasedanii-i-mediaforuma.html (дата обращения: 30.04.2014).

2 Стенограмма «Прямой линии с Владимиром Путиным». URL: http://www.rg.ru/2014/04/17/liniya-site.html (дата обращения: 28.04.2014).

3 Ваньков В. «Стол» уполномочен заявить. URL: http://sv-pressa.ru/politic/article/87477/ (дата обращения: 06.06.2014).

4 Кустурица о Майдане: западные политики - лучшие режиссеры, чем я. URL: http://www.vesti.ru/doc.html7idH362987 (дата обращения: от 20.06.2014).

государства, породивший чеченскую войну и парад суверенитетов, многократно ослабил позиции России в современном мире.

В.В. Путин предложил свое видение и свой взгляд на расстановку сил в международных отношениях, заложив в основание политики российские ценности и нормы, иные национальные интересы, цели государственного масштаба, собственную стратегию, амбициозные (reo) политические проекты. Согласившись с тем, что человек принимает решение, исходя из всего жизненного опыта, определив ценностные основания развития страны, глава государства поставил под сомнение двойные стандарты западной демократии5. Последовательно развенчивая модель западной демократии, он показал несостоятельность и уязвимость многих провозглашаемых западными политиками принципов, публично осудил использование демократических ценностей в качестве прикрытия смены политических режимов в зарубежных государствах и установления контроля над их ресурсами. Проблема демократии в официальном дискурсе власти читается в качестве сквозной, обширной и базовой. Высказывания главы государства последовательны и вполне укладываются в проект по разоблачению и дискредитации западной модели демократии, а на этом фоне обоснованию собственных преимуществ. Неслучайный интерес к данной проблеме присутствует в официальном дискурсе на протяжении длительного времени. Подтверждением данного тезиса служит ряд выступлений, начиная с Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности: «Россию, нас, постоянно учат демократии. Ноте, кто насучит, сами почему-то учиться не очень хотят»6. Глава государства не только излагает свое видение мироустройства, но и охотно вступает в дискуссию с зарубежными коллегами по проблемам архитектуры однополярного мира: «Я с удовольствием бы с каждым из вас провел отдельную дискуссию. Я это люблю, мне нравится»7. При этом президент опять-таки решительно ставит под сомнение и критически оценивает расширение военной инфраструктуры на восток, оправдываемое демократическим выбором государств.

Далее проект, направленный на дискредитацию ценностей западной демократии, прочитывается практически во всех форматах общения с прессой и гражданами. В предвыборной статье глава государства пишет, что «настоящая демократия не создается одномоментно и не копируется по внешнему образцу»8. Не скрывая эмоций, В.В, Путин демонстрирует отношение к происходящим событиям: «О чем пекутся наши партнеры в Штатах и американские законодатели? О правах человека в наших тюрьмах, в местах лишения свободы. Хорошее дело, но у них у самих там полно проблем. Я уже говорил об этом: Абу-Грейб, Гуантанамо - годами держат людей в тюрьме без предъявления

5 Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай». URL: http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (дата обращения: 12.06.2014).

6 Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007 года, Мюнхен. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/putin/01.php (дата обращения: 02.05.2014).

7 Там же.

8 Демократия и качество государства. URL: http://www.kom-mersant.ru/doc/1866753 (дата обращения: 06.02.2012).

обвинения»9. Обращаясь напрямую к американским гражданам и политическим деятелям в статье по сирийскому вопросу, В.В. Путин весьма иронично утверждает, что «нужно понимать, что в Сирии сегодня речь идет не о борьбе за утверждение демократии, а о вооруженном противостоянии правительства и оппозиции в многоконфессиональной стране. Поборников демократии там не так много»10.

Совершенно неслучайно многократное обращение президента в различных контекстах, форматах и сюжетах к делу Сноудена. Рассуждения о феномене Сноудена весьма частотны. Он небезынтересен как личность, решившаяся на столь неоднозначный поступок11. Информация, предоставленная агентом, оказалась полезной: «Как мы знаем из того, что услышали от господина Сноудена, все-таки АНБ США работает весьма эффективно»12. Феномен Сноудена функционален в плане развенчивания ценностей и мифов западной демократии. Вопрос Сноудена на пресс-конференции о «массовой слежке за онлайн-коммуникациями и массовом сборе частной информации разведывательными и правоохранительными службами в России», как и ответ главы государства на него («у нас специальные службы, слава богу, находятся под строгим контролем государства, общества, и их деятельность регламентирована законом»), определенно достигают цели дискредитации принципов западной демократии и зарубежных партнеров13. Столь же технологично выстроен сюжет, в котором главным фигурантом выступает генеральный секретарь НАТО А.Ф. Расмуссен, сделавший без разрешения запись личного разговора с В.В. Путиным в бытность его премьером Дании, а затем также без разрешения опубликовавший его14.

Выступая самостоятельным субъектом проектной деятельности, глава государства понимает, что его действия нередко вызывают сначала недоумение, перерастающее в недовольство, а затем - и серьезное сопротивление со стороны оппозиции, оппонентов и конкурентов как в стране, так и за рубежом. «Далеко не всем в мире хочется иметь дело с самостоятельной, сильной и уверенной в себе Россией. Сейчас в глобальной конкурентной борьбе активно используются средства политического, экономического и информационного давления. Укрепление же нашей государственности - подчас сознательно толкуется как авторитаризм», - говорит он в 2004 г. [4, с. 237]. «Растет и поток денег из-за рубежа,

9 Пресс-конференция Владимира Путина. 20 декабря 2012 года. Москва. URL: http://kremlin.ru/transcripts/17173 (дата обращения: 10.06.2014).

10 Сирийская альтернатива. 12 сентября 2013 года. URL: http://kremlin.ru/transcripts/19205 (дата обращения: 10.05.2014).

11 Пресс-конференция В. Путина 19 декабря 2013 года. Москва. URL: http://kremlin.ru/news/19859 (дата обращения: 05.05.2014).

12 Стенографический отчет о пленарном заседании I Меди-афорума независимых региональных и местных средств массовой информации. 24 апреля 2014 года, Санкт-Петербург. URL: http://www.znamyuzl.ru/vcentre/33037-vladimir-putin-prinyal-uchastie-v-plenarnom-zasedanii-i-mediaforuma.html (дата обращения: 07.06.2014).

13 Стенограмма «Прямой линии с Владимиром Путиным». URL: http://www.rg.ru/2014/04/17/liniya-site.html (дата обращения: 09.06.2014).

14 Стенограмма «Прямой линии с Владимиром Путиным».

URL: http://www.rg.ru/2014/04/17/liniya-site.html (дата обращения:

01.06.2014).

используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела. Кое-кто не гнушается и самыми грязными технологиями, пытаясь разжечь в нашей многонациональной демократической стране межнациональную и межконфессиональную рознь», - продолжает тему в 2007 г. [4, с. 409]. Действительно, нередко оппоненты эмоционально реагируют на действия главы российского государства. Так, например, М. Олбрайт оценила статью в The New York Times по сирийскому вопросу как интересную, но и «очень надменную, особенно в тех местах, где Путин читает нотации Соединенным Штатам о правах человека, качестве и многообразии проблем соблюдения международных норм и законов»15.

Глава государства не скрывает понимания стратегических планов зарубежных партнеров, геополитических стратегий и проектов по смене режимов власти в различных регионах мира. Он дает понять оппонентам, что использование данных технологий в России находится под контролем. Так, например, в дискуссии с зарубежными партнерами он демонстрирует позицию в отношении неправительственных организаций, финансируемых из-за рубежа: «Мы рассматриваем это как инструмент иностранных государств в проведении политики в отношении нашей страны, мы будем бороться с этими явлениями и жестко карать всех преступников, которые пытаются подорвать и доверие к России и расшатать нашу политическую систему»16. Рационально оценивает протестную ситуацию, сложившуюся в 2011 г. после выборов в Государственную Думу: «Для меня, например, ясно, что атаки на выборы, которые состоялись, имеют второстепенный характер. Главная цель - это следующие выборы, выборы Президента Российской Федерации... в отношении цветных революций, по-моему, все ясно. Это наработанная схема дестабилизации общества. позволить себя втянуть в какие-то схемы по дестабилизации общества, вот это, мне кажется, неправильно, недопустимо»17. Помощник президента также подтверждает, что «желающие конвертировать протест в цветную революцию есть. Они действуют буквально по книжкам Шарпа и новейшим революционным методикам»18. Выступая перед журналистами после заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, российский лидер дал оценку происходящему на Украине: «То, что сейчас происходит, показывает нам, кто реально руководил процессом изначально. Но на первых шагах Соединенные Штаты предпочитали держаться в тени, в определенной степени интересы США и их европейских партнеров совпадали,.то, что сейчас Соединенные Штаты вышли на первые позиции в разрешении этих кризисных явлений, говорит о том, что они изначально этот процесс и возглавляли, просто сейчас они проявились в качестве

15 Статья Путина надменна, так как он читает нотации США. URL:russian.rt.com/intv/2013-09-13/Olbrajt-Ststya-Putina-nadmen-na-tak (дата обращения: 20.06.2014).

16 Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007 года. Мюнхен. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/putin/01. php (дата обращения: 13.06.2014).

17 Стенограмма программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». URL: http://rg.ru/2011/12/15/stenogramma. html (дата обращения: 30.03.2014).

18 Сурков В. Система уже изменилась. URL: http://izvestia.ru/ news/510564 (дата обращения: 09.05.2014).

лидеров всего этого процесса»19. На медиафоруме независимых региональных и местных средств массовой информации, состоявшемся по инициативе Общероссийского народного фронта в 2014 г., говорится еще откровеннее об информационных атаках с зарубежных серверов на российское информационное пространство. Особенно много атак на российские сайты (сайты телеканалов, СМИ, правительственных организаций) было совершено во время ситуации в Крыму. По оценкам специалистов, за этими, да и за многими другими, действиями стоят спецслужбы США: «Все это возникло на первом этапе, на заре Интернета как спецпроекта ЦРУ США»20. В контексте вышеизложенного весьма кстати вспомнить слова И. Ильина, в терминах рацио-налистики дополнившего классический тезис о политике как искусстве возможного - политика есть искусство «узнавать и обезвреживать врага», и «не ждать от завоевателя - спасения, от расчленителя - помощи, от религиозного совратителя - сочувствия и понимания, от погубителя - благожелательства и от клеветника -правды»21.

Более очевидным и еще более резонансным становится интегративный проект по охвату евразийского континента, который оценивается в широком эмоционально-аналитическом диапазоне: «Россия обставила Запад в шахматной партии»22, «сложно сказать, насколько этот проект реализуем, но практически нет сомнений, что этот проект есть»23, «Евразэс является личным проектом Владимира Путина»24. Фокусирует интерес на данном проекте 3. Бжезинский: «Евразийский союз, который надеется создать Путин и удержать всех путем давления и ностальгической мотивацией, не является долговременным постоянным решением для российского социально-экономического устройства и решения геополитической дилеммы»25. Проект евразийской интеграции находился в центре внимания на пресс-конференции, проведенной В.В. Путиным в качестве премьера в 2011 г. Задавая вопрос, Е.М. Примаков обратил внимание на нескрываемый интерес европейцев к интеграционным процессам на евразийском пространстве, отметив при этом, что подобные процессы не остаются без внимания оппонентов, вызывая опреде-

19 Ответы на вопросы журналистов по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета. 29 апреля 2014 года. Минск. URL: http://kremlin.ru/transcripts/20880 (дата обращения: 30.04.2014).

20 Стенографический отчет о пленарном заседании I Меди-афорума независимых региональных и местных средств массовой информации. 24 апреля 2014 года, Санкт-Петербург. URL: http://www.znamyuzl.ru/vcentre/33037-vladimir-putin-prinyal-uchastie-v-plenarnom-zasedanii-i-mediaforuma.html (дата обращения: 24.04.2014).

21 Ильин И. Наши задачи. Том I. URL: http://modernlib.ru/ books/ilin_ivan_aleksandrovich/nashi_zadachi_tom_i/read (дата обращения: 02.05.2014).

22 URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-ukraine-strategy/1889666.html (дата обращения: 30.03.2014).

23 URL: http://globalconflict.ru/foreign-media/56721-rossiya-obstavila-zapad-v-shaxmatnoj-partii-slate-fr-franciya (дата обращения: 01.06.2014).

24 Мирзаян Г. Мужской разговор. URL: http://expert.ru/2014/ 04/30/muzhskoj-razgovor/ (дата обращения: 02.06.2014).

25 Бжезинский 3. URL:http://www.ukrinform.ua/rus/news/pro-

ekt_evraziyskiy_soyuz_obrechen_na_neminuemiy_krah__bgezin-

skiy_1594383 (дата обращения: 30.04.2014).

ленный дискомфорт и беспокойство зарубежных партнеров26. Кандидате президенты дал развернутый ответ, подтвердив еще раз актуальность данной тематики и неизменность принципов: «Таможенный союз, единое экономическое пространство - это реальная интеграция с выходом на то, чтобы передать часть функций в наднациональные органы. Это не возрождение Советского Союза, это сохранение целиком и полностью независимости этих государств, политической независимости, но с целью повысить нашу конкурентоспособность в мировой экономике, придать новый импульс развитию, обеспечить более высокий уровень жизни наших граждан - мы, конечно, идем и будем идти по этому пути»27. Предложив свою интерпретацию евразийских интегра-тивных процессов, эту же проблему поднял и Н.С. Михалков. Режиссеру Россия видится в качестве моста между востоком и западом. К тому же, по его мнению, евразийское движение имеет не только экономическое, но и сакральное значение. В ответ премьер эмоционально возразил: «Россия никакой не мост. Это самостоятельная, самодостаточная сила в мире, а не просто какое-то связующее звено. В России, конечно, присутствуют элементы евразийского характера. Именно поэтому мы и ставим вопрос о создании Евразийского союза»28. Очевидно, что Украине в создании этого союза отводится существенное место: именно она должна была усилить своим присутствием или ослабить отсутствием данный союз. Специфика геополитического положения Украины подчеркивается и зарубежными коллегами: «Все тянут Украину: одни - в одну, а другие - в другую сторону»29. В предвыборной программе, опубликованной в виде статей, кандидат в президенты также обращается к вопросам глобальной архитектуры в рамках проекта евразийской интеграции, уделяя достаточно существенное место данной проблеме: «Впервые после развала СССР мы перешли от деклараций, от заявления намерений - к реальной интеграции. За последние годы сформированы Таможенный союз, единое экономическое пространство, зона свободной торговли СНГ. Идет гармонизация технических регламентов. Россия последовательно пытается создать единый рынок со своими соседями»30.

Глава государства и далее последовательно проявляет интерес к вопросам глобального проектирования в формате интеграции евразийского пространства. Явно присутствует тема создания Таможенного союза и Единого экономического пространства с Беларусью и Казахстаном в материалах пресс-конференции 2012 г. Во вступительном слове глава государства сделал особый акцент на данную тему. Создание этих структур было оценено как успешная и целенаправленная деятельность

26 Стенограмма программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». URL: http://rg.ru/2011/12/15/stenogramma. html (дата обращения: 30.04.2014).

27 Там же.

28 Там же.

29 Часть вопроса российскому президенту Директора Центра имени Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике Александра Papa (Стенограмма программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». URL: http://rg. ru/2011/12/15/stenogramma.html) (дата обращения: 14.02.2014).

30 Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ ekonomicheskih_zadachah (дата обращения: от 01.05.2014).

Правительства31. В рамках пресс-конференции с журналистами на Владивостокском саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества президент особо подчеркнул, что «развитие региональной экономической интеграции - это стратегический выбор России», но не только. Все предложенные подходы «опирались на согласованную позицию тройки - партнеров по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству с учетом перспектив формирования Евразийского экономического союза»32.

В публичном дискурсе президент активно оперирует термином «проект», как и авторы доклада «Национальная идентичность и будущее России», пришедшие к выводу, что россияне сильны в неких уникальных решениях, обладают нестандартным мышлением, поэтому необходимо «делать ставку на большие дела, реализо-вывать большие проекты»33. На заседании международного дискуссионного валдайского клуба президент заявляет, что XXI век обещает стать эпохой формирования крупных геополитических материков. При этом большое значение придает будущему Евразийскому экономическому союзу, «о котором мы заявляли, о котором мы много говорим последнее время, это не просто набор взаимовыгодных соглашений. Евразийский союз - это проект сохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире. Евразийская интеграция - это шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития, а не периферии для Европы или для Азии». Далее подчеркивает, что евразийская интеграция будет строиться на принципе многообразия, при сохранении каждым своего лица, своей самобытности и политической субъектности. «Вместе с партнерами будем последовательно, шаг за шагом ре-ализовывать этот проект»34.

Проблема евразийской интеграции получает развитие в рамках пресс-конференции 2013 г. в формате анализа ситуации на Украине, сложившейся под влиянием того, что она не заключила соглашение с Евросоюзом на предлагаемых Еврокомиссией условиях35. В ходе конференции в различных контекстах журналисты неоднократно возвращались к ситуации на Украине, которая при определенной гибкости могла бы в силу специфического геополитического положения заключить соглашение с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана и создать зону свободной торговли с ЕС. Однако такая позиция Украины западными странами

31 Пресс-конференция Владимира Путина. 20 декабря 2012 года. Москва. URL: http://kremlin.ru/transcripts/17173 (дата обращения: 14.02.2014).

32 Стенограмма пресс-конференции Владимира Путина по итогам форума АТЭС. URL: http://rus.ruvr.ru/2012_09_09/Press-konferencija-Vladimira-Putina-po-itogam-foruma-ATJES/ (дата обращения: 03.03.2014).

33 Доклад клуба «Валдай»: для объединения россиян нужны новые мегапроекты. URL: http://ria.ru/society/20140422/10050 16630.html (дата обращения: 30.05.2014).

34 Выступление на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай». 19 сентября 2013 года. Новгородская область. URL: http://kremlin.ru/news/19243 (дата обращения: 02.01.2014).

35 Пресс-конференция В. Путина. 19 декабря 2013 года,

Москва. URL: http://kremlin.ru/news/19859 (дата обращения:

14.02.2014).

категорически отрицалась [11, с. 140]. Доминирование данной тематики на пресс-конференциях многократно подчеркивает значимость интегративного проекта, реализация которого осложнена коллективными усилиями западных стран, имеющих собственные интересы и проекты по охвату евразийского континента вниманием. Очевидно, что интерес западных стран к Украине вполне утилитарен, и не имеет отношения к национальным ценностям и качеству украинской демократии. Известно например, что в состав совета директоров компании ВипБта по добыче нефти и газа на Украине, входит сын американского вице-президента Д. Байдена. Связан с газодобытчиками Украины один из друзей семьи госсекретаря США36.

Отнюдь не с нейтральных позиций оппоненты из-за рубежа подключились к анализу значимости для России проектов «Евразийский союз» и тесно связанного с ним проекта «Братская Украина». «Без Украины любая попытка России воссоздать евразийскую империю обречена», - еще во времена распада Советского Союза писал классик советологии [1, с. 115]. Он в значительной степени раскрывает стратегию США, которые при раскачивании ситуации на Украине реализуют проект «националистическая Украина». «Национализм - слишком заразная социальная сила. Как только она высвобождается, ее нельзя повернуть назад»37. Действительно практика свидетельствует в пользу того, что националистически окрашенные революционные проекты реализованы во всех регионах мира буквально по методическим пособиям и учебникам, создаваемым в западных проектных организациях.

Процесс разъяснения смысла проводимой политики вообще и политических проектов в частности занимает немало времени у любого субъекта проектирования. Это функционально с точки зрения приобщения к целевым установкам проекта как зарубежных, так и российских граждан. Принцип общаться и разъяснять смысл позиции и принимаемых решений является одним из наиболее заметных и в коммуникации главы российского государства. Он проводит немало времени в общении с различными категориями как российских граждан, так и зарубежных партнеров, отвечая на вопросы в прямом эфире. В различных контекстах этот принцип озвучивается теоретически и поддерживается практическими действиями на протяжении ряда лет: «с людьми нужно встречаться, работать, объясняться», «для того чтобы понимали, недостаточно официальных заявлений, нужно активное участие гражданского сообщества, экспертного сообщества в разъяснении и продвижении»38, «с людьми надо разговаривать и с их реальными представителями, с теми, кому люди доверяют», «нужно сесть за стол переговоров и понять, о чем идет речь, и найти решение, только в ходе диалога, в ходе демократических процедур, а не с исполь-

36 URL: http://sobesednik.ru/politika/20140516-mihail-lyubimov-ukraina-voyuet-na-dengi-ssha-zadacha-kotoryh (дата обращения: 30.05.2014).

37 URL:http://www.ukrinform.ua/rus/news/proekt_evraziyskiy_

soyuz_obrechen_na_neminuemiy_krah__bgezinskiy_1594383

(дата обращения: 30.05.2014).

38 Стенограмма программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». URL: http://rg.ru/2011/12/15/stenogramma. html (дата обращения: от 05.05.2014).

зованием вооруженных сил, танков и авиации можно навести порядок в стране»39.

Информационное пространство насыщенно дискуссиями о реализации разномасштабных и разнонаправленных политических проектов, начиная с технологичных PR-проектов по созданию/разрушению имиджа отдельного политика или партии до проектов русского возрождения, сохранения идентичности, духовного проекта сбережения народа и большого идеологического проекта. Поскольку СМИ чаще всего лишь отражают действительность, есть основания полагать, что и политическое пространство тщательно проектируется и целенаправленно формируется. Наиболее частотно термин «проект» используется в отношении политических партий, избирательных и имиджевых кампаний. Обсуждение политических проектов, субъектами которых выступает региональная элита, практически отсутствует, видимо оттого, что региональная элита встроена в вертикаль исполнительной власти и лишена такой возможности. Наиболее открыто, широко и легально обсуждаются политические проекты, реализуемые на международном уровне. Основатель WikiLeaks именует свою деятельность сетевым проектом, целью которого является «не-отслеживаемая» публикация документов, ставших доступными вследствие утечки информации, в том числе и российской. События в Турции 2013 г. в новостных программах определялись как системный проект запада в ответ на «вялую» политику Турецкого правительства в отношении Сирии. Информационный резонанс по отношению к «делу Сноудена», раскрывшего «особенности» американской программы прослушивания иностранных государств, анализируют в терминах сценарного проектирования. Широко обсуждается средствами массовой информации проект TechCamp, реализуемый по инициативе США и предназначенный для «обучения» молодежи информационным атакам с целью повышения гражданской активности общества. Спрос на проектные технологии в политике и возможности их быстрой реализации возросли в результате существенного усложнения самой политики, ускорения процессов политической коммуникации и развития информационных технологий.

Политическая практика свидетельствует о реализации масштабных проектов в отношении целых государств и народов: проекты по переделу мира, «бархатные революции», «цветные революции» - «революция роз», «оранжевая революция», «революция тюльпанов», «арабская весна». В этот ряд вписывается и Евромайдан на Украине. Зачастую события на Болотной, Сахарова, Манежной относят в ряд проектов, за которыми стоят модераторы из военно-политических центров США и Европы [12, с. 26]. Деятельность Д. Сороса нередко интерпретируется как реализация масштабного политического проекта по продвижению демократии в авторитарных обществах, трансформации «закрытых» обществ в «открытые». Не редкость и куда более жесткие оценки деятельности Сороса в терминах реализации проекта по внедрению идеологии разрушения государств40. В

39 Стенограмма «Прямой линии с Владимиром Путиным». URL: http://www.rg.ru/2014/04/17/liniya-site.html (дата обращения: 05.05.2014).

40 Кордонский М. Проект российского присутствия в общественном сознании Украины. URL: http://otechestvo.org.ua/Links/

politinformation.htmp://www.otechestvo.org.ua/main/20062/115.htm (дата обращения: 10.06.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессиональных кругах получили известность «разработки» сотрудников Института Эйнштейна, идентифицируемые как проекты по смене власти и политических режимов41. Создаются государственные и негосударственные структуры, занимающиеся политическим проектированием.

Анализ информационного пространства позволяет утверждать, что политическое проектирование является современной практикой профессиональной организации и структурирования политической деятельности, которая приобретает благодаря этому целесообразный и планомерный характер. Функциональность политических проектов в современной политике обширна. В пространстве реализации политических проектов любой акт коммуникации приобретает целенаправленный характер, что позволяет субъекту позиционировать себя по заданным параметрам политической иерархии. Направленные политические проекты обладают активным преобразующим началом, побуждают и ориентируют на изменение окружающей действительности, функциональны в плане выявления притязаний определенных социальных групп и их ценностных ориентаций. Реализация проектных стратегий в политике дает возможность изменить настоящее в пользу спроектированного будущего. Рационально организованное действие в формате политического проекта продуцируется активным субъектом с целью производства общества и установления контроля над ним. Политика трансформируется в сферу борьбы проектов, борющихся за управление обществом, ставкой которого является контроль над его производством, власть над его будущим.

Функция политического проектирования является неотъемлемой частью функций, реализуемых политической элитой для получения, удержания и распоряжения властью. Реализация политических проектов, направленных на достижение определенных целей, является ключевым управленческим механизмом, а также механизмом политической конкуренции, в силу того, что субъектом политического проектирования выступает не только правящая, но и оппозиционная элита. Правящая элита и системная оппозиция предлагают различные по направленности проекты реформирования и модернизации практически всех сфер общественной жизни, выхода из затянувшегося экономического кризиса, проекты социально-политического и экономического переустройства общества.

Политические проекты формируются на основе мировоззрения и ценностных иерархий субъекта или его ближайшего окружения (авторов проекта), соединяя конкретное видение политической реальности и ценностные идеалы субъекта политического проектирования, составляющие важнейший компонент идеологии [10, с. 141 - 146]. Следовательно, субъект политического проектирования в явной или неявной форме является носителем идеологии. Вокруг субъекта при его непосредственном участии объединяются остальные идеологические компоненты. Выявленная совокупность политических проектов, составляющих основу политики, позволяет составить представление и об ее идеологическом наполнении, поскольку в основание любой иде-

41 См., например: Остроменский М.П. Основы противодействия гражданского общества «цветным» революциям. URL: http://www.aeinstein.org/ (дата обращения: 30.05.2014).

ологии заложены политические проекты [5, с. 55] и именно идеология оформляет проект [12, с. 186].

Очевидно, что для современной политики вполне правомерен вывод о том, что политические лидеры, неспособные к качественному выполнению функции проектирования и проигрывающие конкуренцию, обречены на поражение в борьбе за влияние на общество. Элитарные качества политической элиты и способности к проектированию наиболее жестко тестируются событиями внешнеполитического уровня. Проектные возможности политической элиты, а в целом и геополитическое лидерство производны от интеллектуального потенциала тех, кто находится у власти. Содержание проекта определяет приоритеты субъекта проектирования по отношению к предшественникам, преемственность, консервирование прежней ситуации, реформирование или радикальный разрыв с прошлым.

1. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2005.

2. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602 - 644.

3. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию 1994 - 2005 гг. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.

4. Избранные речи и выступления. М.: Книжный мир, 2008.

5. Карипов Б.Н. Модели политических изменений в России (вторая половина XIX - начало XX века) / под ред. Л.Н. Панко-вой. М.: Изд-во Московского университета, 2010.

6. Коэн С. Провал крестового похода. США и трагедии посткоммунистической России. М.: AИPO-XX, 2001.

7. Митрохина Т.Н. Современная российская политическая практика в свете теории рационального выбора // Политико-административные отношения: концепты, практика и качество управления / под ред. Л.В. Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2010. С. 182 - 193.

8. Митрохина Т.Н. Партийный проект как стратегия и практика взаимодействия государства и гражданского общества // Новые стратегии и практики взаимодействия государства и гражданского общества: российский и европейский опыт. Саратов: Поволжский институт им. П.А. Столыпина, 2011. С. 9 - 15.

9. Митрохина Т.Н. Теория политического производства против концепции социологического натурализма в политической науке // История политических учений / под ред. А.И. Демидова. М.: Норма, 2013. С. 369 - 386.

10. Митрохина Т.Н. Ценности и смысли современной российской политики: дискурс-анализ пресс-конференций главы государства // Вестник СГСЭУ. 2014. № 2 (51). С. 141 - 146.

11. Пантин В.И., Лапкин В.В. Тенденции политического развития современной Украины: основные риски и альтернативы // Полис. Политические исследования. 2013. № 5. С. 131 - 144.

12. Проханов А. Русский вихрь. М.: Книжный клуб Киновед, 2014.

13. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.