УДК 75.004
ББК 64.5
Бутенко Наталья Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теории и методики дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск
Butenko Natalia Valentinovna
Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Theory and Methodology of Preschool Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Ценностно-целевые ориентиры педагогического взаимодействия в художественном творчестве детей дошкольного возраста как механизм непрерывного образования
Value-and-Target Points of Pedagogical Interaction in Preschool Children’s Artistic Creativity As a Mechanism for Continuing Education
В статье предпринята попытка анализа ценностно-целевых ориентиров педагогического взаимодействия в художественно-творческой деятельности в период детства, раскрывающий особенности познания и присвоения ребёнком ценностей мира культуры, искусства и личностных смыслов.
The article attempts to analyze the value-and-target pedagogical interaction in artistic and creative activities in childhood, revealing the features of knowledge and adoption of values of peace culture, art and personal meanings by a child.
Ключевые слова: личностное развитие, ценностно-целевые ориентиры, художественно-творческая деятельность, педагогическое взаимодействие, непрерывное образование, дети дошкольного возраста.
Key words: personal development, value-and-target points, artistic and creative activities, pedagogical interaction, continuing education, pre-school children.
Последние десятилетия XX века характеризовались утратой всех форм коллективности, служивших непрерывной передачей социально-культурного
опыта последующим поколениям. Как отмечал В. Е. Кемеров [2, с. 36], в условиях разорванного, лишённого целостности социума закономерно возникает, порождается социальными противоречиями проблема непрерывного образования как реакция на эти противоречия. В 90-е годы XX века непрерывное образование уже представляло собой целостный механизм нового содержания (М. А. Вейт, Б. Г. Оганянц и др.) существенной характеристикой которого являлось творчество как социальная задача формирования разносторонне развитой личности.
В современном мире непрерывность образования представляет собой социокультурную проблему личностного развития индивидов. Гуманизм непрерывного образования сегодня выражается в ориентации образовательных процессов на присвоение личностью общечеловеческих идеалов и ценностей. В системе непрерывного образования все достижения духовного развития человечества (наука, культура, искусство) из предмета изучения трансформируются в органический компонент образовательно-воспитательной деятельности. По мнению исследователей (Э. В. Ильенков, Ю. В. Укке и др.), основным результатом непрерывного образования выступает перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, к себе, другим людям, т. Е. возможность вывести каждого человека в его индивидуальном развитии на «передний край» человеческой культуры.
Центральной категорией непрерывного образования является развитие личности, её обогащение, возникновение новых качественных изменений и личностных новообразований. Процесс личностного развития осуществляется благодаря его приобщению к культуре, культуротворчеству и интериоризации общекультурных ценностей. Отражая конкретный тип социального бытия, культура определяет содержательную сущность социальных ценностей, подлежащих трансляции в будущее. Вне контекста конкретной культуры, создающей систему общественного воспитания, не может быть образования вообще. Образование является историческим процессом и осуществляется под воздействием
39
социокультурной среды, и в любую эпоху в любой культуре формируются свои социально-значимые ценности. Социокультурная функция образования, по мнению Н. Л. Худяковой [7, с. 17],реализуется через процессы трасляции культуры и реализации культурных форм, сменяющимися поколениями людей на новом материале социальных отношений. При этом общая часть социокультурной функции образования состоит из функции передачи одними людьми и усвоения другими общественного опыта, выработанного предыдущими поколениями; и функции развития человека.
Научный поиск в целом, и педагогики в частности, всё более поворачивается от обстоятельств к человеку культуры. Как отмечали в исследованиях учёные (Е. Н. Винарская, С. Л. Рубинштейн и др.), человек - «существо аксиологическое»: он «устроен» так, что не может подвергать оценке всё, с чем ему приходится иметь дело. Оценка предполагает эталон для сравнения, то есть подвижную и имплицитную норму-ценность, которая руководит восприятием и поведением человека.
В области образования проблема определения субъектом ценностных ориентиров и иерархии собственных ценностей может быть представлена поиском и созданием комплекса психолого-педагогических условий, содействующих их появлению, становлению и обогащению. Ценностные ориентации выступают важнейшим элементом внутренней структуры личности. Придерживаясь культурологического подхода к образованию, Е. В. Бондаревская [1, с. 57] в числе основных ценностей выделяет человека «как предмет воспитания»; культуру как среду, «растящую и питающую личность»; творчество как «способ развития человека в культуре». Неоспоримым фактом образовательной практики является то, что зарождение ценностного отношения к миру происходит в условиях художественно-эстетической и творческой деятельности человека. В культурологической парадигме образования культура рассматривается как содержательная основа педагогического взаимодействия, определяющая в образовании основные ценностные ориентации. Понимание культуры как совокуп-
40
ности ценностей, создаваемых, хранимых, передаваемых и творимых человечеством с целью собственного прогрессивного развития, по мнению Л. В. Коло-мийченко [3, с. 117], позволяет конкретизировать роль культуры в образовании вообще и социальном развитии дошкольников, в частности.
На любом этапе дошкольного образования выделяются основные ценности (культурные, эстетические, художественные и др.) и аксиологические приоритеты, которые складываются под влиянием внешних и внутренних факторов, в свою очередь, формирующие определённые цели, идеи и аксиологические ориентиры. В образовательной системе, где ребёнок выступает целью и субъектом деятельности, целостность определяет все составляющие педагогического взаимодействия: цель, структуру и содержание, формы и способы организации художественно-творческой деятельности. Результатом такого взаимодействия выступает художественно-творческая деятельность ребёнка и развитие его личности в процессе образования; качественные изменения самого характера формирования личности дошкольника в освоении художественнотворческой деятельности. По мнению В. И. Горовой [5, с. 48], педагог должен воспитывать не специально, а влиять на творческое развитие личности такими средствами, которые наиболее соответствуют её собственным стремлениям и возможностям. Целенаправленная реализация социокультурных функций современного дошкольного образования обеспечивается педагогической деятельностью в целостном педагогическом процессе. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (№655 от 23. 11. 2009) образовательный процесс педагог строит «изнутри» в форме культуроосвоения (И. А. Лыкова), когда каждый ребёнок не только переживает, но и «сопорождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов.
Исследованием установлено, что становление и обогащение ценностноцелевых ориентиров педагогического взаимодействия в художественном твор-
честве детей дошкольного возраста предусматривает комплекс следующих психолого-педагогических (ресурсов) условий:
> взаимодействие ребёнка с культурной средой, которое обуславливает качественные изменения в каждой из этих систем (непрерывность развития культуры ребёнка и образования как её элемента; непрерывное изменение человеческой природы ребёнка). В культурной среде ребёнок вырабатывает свою собственную духовную культуру. Механизм усвоения культуры носит избирательный характер, зависит от факторов социального порядка и индивидуальных черт личности ребёнка;
> ценностно-смысловое целеполагание. Ценности и смыслы пронизывают каждый вид детской деятельности. В современном мире детства одновременно соединяются и перекрещиваются в особую картину ценности и смыслы культуры, искусства, истории и личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается ценностная матрица культуры, культурное поле собственной деятельности, поэтому опора на специфику процесса вхождения ребёнка в культуру, ментальность народа способны помочь становлению его будущих ценностей. Внутренний мир ребёнка, формирующийся под воздействием усвоенных ценностей культуры и искусства, благодаря развитию ценностных ориентаций, позволяющих ребёнку ориентироваться в пространстве жизни, приобретает определенную целостность. Ценностно-смысловое пространство детства, как утверждает Н. А. Платохина [6, с.25], является порождением личностей, вступивших в диалог, совместную деятельность, сотворчество, благодаря которым происходит открытие мира, ценностей и смыслов. Таким образом, ценности и смыслы другой личности побуждают ребёнка к самостоятельной деятельности, выбору смыслов и способов самосозидания;
> самореализация личности дошкольника. Именно культура является механизмом развития и самореализации личности. Самореализация как способ самовыражения ребёнка в художественном творчестве предполагает побуждение и поддержание педагогом стремлений детей к творческим проявлениям
своих природных возможностей. Произвольность творческого самовыражения возникает как следствие целевой установки, сформулированной педагогом в процессе организации творческой деятельности; подсознательного или осознанного желания ребёнка выделиться или презентовать продукт творчества. Непроизвольный характер творческого самовыгражения является естественным процессом проявления ребёнком своей индивидуальности посредством эмоций и выступает в различных формах самопрезентации как эмоционального выражения, самопредъявления себя, своих творческих достижений взрослым и сверстникам.
Моделируя свой внутренний мир, ребёнок с помощью педагога ориентируется на конструкты картины мира: эстетические и художественные эталоны, образцы, знаки, символы и т. П., в результате чего самовыражение в художественном творчестве проявляется в отражении эмоционального состояния ребёнка и его процессуально - поведенческих характеристиках, определяется А иивидуально-личностной готовностью к проявлению творческой активности и самоизменению.
> «пробуждение» интереса и стремления к созданию продуктов
творческой деятельности. В педагогике интерес рассматривается как непосредственно движущая сила творчества. Благодаря интересу у ребёнка возникает «нацеленность на овладение неизвестным, превращение незнания в знание, преобразование знаний в новые ценности» (П. Л. Галкин). В условиях формирующейся познавательной деятельности ребёнка содержание интереса обогащается за счёт новых связей предметного мира, а «эмоциональный и волевой моменты проявляются специфично, как интеллектуальная эмоция и усилие». На основе познавательного интереса возникает и развивается творческая инициатива, поиск самостоятельного решения умственной задачи, применения знакомого или нового способа действия.
Итак, направленность в образовательном процессе на общечеловеческие ценности в художественном творчестве обеспечивается развитием субкультуры
каждого ребёнка. Ценность понимается как значимость для ребёнка явлений, объектов, предметов, знаков и символов культуры, отражённых в изобразительном искусстве. В процессе художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, памяти, мышления и интеллекта ребёнка. В образовательном процессе ценностно-целевые ориентиры формируются в двух направлениях: содержательном и функциональном:
• содержательный аспект зависит от системы ценностей, принятых в обществе. Система ценностей общества обусловливает процесс становления ценностных ориентаций детей и проецируется в их сознании и поведении, создавая определенную шкалу ценностей. Содержательный аспект рассматривается с позиции культурно-познавательных ценностей, которые заключены в познании ребёнком мира культуры, её общечеловеческой и эстетической ценностей, осознании релятивности. Усвоенные ребёнком культурно-познавательные ценности через знаково-символическую систему, превращаясь в личностные, характеризуют уже уровень его художественно-эстетического и культурнопознавательного развития;
• функциональный аспект - это процесс присвоения эстетических ценностей ребёнком. Эстетические ценности как чувственные ценности, представленные чувствами, отношением, идеалами выражаются в эстетических
Атегориях: прекрасного, безобразного, комического и т. Д. Данные ценности познаются ребёнком через способность воспринимать, переживать и оценивать мир эстетических образов и воссоздавать его в собственной художественнотворческой деятельности. Искусство в данной ценности выступает как вид специфической эстетической деятельности, в которой действительность отражается и оценивается через художественные образы, концентрирующие определенную взаимосвязь содержания окружающего мира и изобразительновыразительный образ его передачи. В процессе общения в искусстве и с искус-
ством у дошкольников формируются эстетические представления, суждения, оценки о произведениях искусства, творческое продуктивное воображение, культура эстетических чувств.
Процесс формирования ценностных ориентиров в художественной деятельности детей дошкольного возраста - длительный во времени, концентрирующийся в эстетическом, художественно-творческом опыте и индивидуализации каждого ребёнка. Этот процесс требует определённого «вызревания» культурных и эстетических ценностей в процессе творческой деятельности через механизм формирования ценностно-смысловой компетенции в дошкольном возрасте и её развития в начальной школе.
На основе представленной логики мы пришли к пониманию того, что непрерывное образование призвано расширить возможности ребёнка в раскрытии своей индивидуальности, реализации творческих возможностей. Ценностноцелевые ориентиры педагогического взаимодействия в художественнотворческой деятельности как механизмы непрерывного образования рассматриваются нами как движущие силы, направляющие творческое взаимодействие ребёнка с миром культуры, искусства, другими людьми и обеспечивают его вхождение в социальную общность своего поколения. Культура и искусство как совокупность ценностей, как определенная система их воспроизводства выступают фактором смыслового целеполагания, обуславливающего «рождение» эстетической личности ребёнка. Педагогический смысл ценностных ориентаций в образовательном процессе заключается в свободном владении педагогом широким кругом знаний и умений в области искусства, художественного и эстетического развития ребёнка, в использовании современных, образовательных и художественных технологий, способствующих развитию личности ребёнка в целом.
Динамика в художественном творчестве детей дошкольного возраста, обусловленная субъективной потребностью в построении ценностных и личностных смыслов, глубоко индивидуальна и предусматривает использование
45
педагогом вариативности форм образовательного взаимодействия. Внутренний мир ребёнка, формирующийся под воздействием усвоенных ценностей и смыслов культуры, искусства, приобретает выраженную целостность благодаря развитию ценностно-смысловых конструктов, ориентирующих ребёнка в пространстве жизни. При этом непрерывное образование рассматривается как педагогическая система, выступающая в качестве системы целенаправленного разностороннего развития творческой личности ребёнка.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: учебное пособие [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н-/Дону: РГПУ, 1995. - 98 с.
2. Вейт, М. А., Оганянц, Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе: учебное пособие [Текст] / М. А. Вейт, Б. Г. Оганянц. - Воронеж: ВГПИ, 1990. - 205 с.
3. Коломийченко, Л. В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: монография [Текст] / Л. В. Коломийченко. -Перм. Гос. Пед. Ун-т. - Пермь, 2008. - 154 с.
4. Непрерывное образование как педагогическая система: сб. науч. Трудов . - [Текст]. - М.: НИИВШ, 1989. - 156 с.
5. Непрерывное педагогическое образование [Текст]. - Вып. VI. -Ставрополь: СГПУ, 1994. - 87 с.
6. Платохина, Н. А. Ценностно-смысловая концепция мира детства в современной социокультурной ситуации [Текст] // Детский сад: теория и практика. - № 1. - 2011. - С. 22-27.
7. Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования: учеб. Пособие [Текст]: / Н. Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. - 230 с.
Bibliography
1. Bondarevskaya, E.V. Introduction to the Culture of Teaching: Textbook [Text] / E. Bondarevskaya. - Rostov-on-Don: RSPU, 1995. - 98 p.
2. Continuing Education As a Pedagogical System: Coll. of Scientific Works. -[Text]. - Moscow: NIIVSH, 1989. - 156 p.
3. Continuing Pedagogical Education [Text]. - Issue. VI. - Stavropol: SSTU, 1994. - 87 p.
4. Khudiakova, N.L. Philosophy and Development of Education: Study Guide [Text] / N.L. Khudiakova. - Chelyabinsk: Publishing House of the AI-UMC "Education", 2009. - 230 p.
5. Kolomiychenko, L.V. Social Education of Children in a Cultural Paradigm of Education: Monograph [Text] / L.V. Kolomiychenko. - Perm: Perm. State. Ped. Univ., 2008 p. - 154 p.
6. Platokhina, N.A. Value-and-Sense Conception of the World of Childhood in Contemporary Socio-Cultural Situation [Text] // Kindergarten: Theory and Practice. -№ 1. - 2011. - P. 22-27.
7. Veit, M.A., Oganyants, B.G. Continuing Education and Improvement of the
Educational Process in Higher Education: Study Guide [Text] / M. A.Veit, B.G. Oganyants. - Voronezh: VSPI, 1990. - 205 p.