Научная статья на тему 'Цена гола'

Цена гола Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапошников А. А., Феофанов Н. Ю.

Рассмотренная в статье система показателей предоставляет менеджменту футбольных клубов новый инструментарий для эффективного распоряжения средствами, идущими на оплату труда футболистов и тренеров команды. Кроме этого, при условии доступности финансовой информации о футбольных клубах у всех заинтересованных пользователей появляется возможность анализа адекватности затрачиваемых клубами средств их спортивной и экономической отдаче.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цена гола»

Рассмотренная в статье система показателей предоставляет менеджменту футбольных клубов новый инструментарий для эффективного распоряжения средствами, идущими на оплату труда футболистов и тренеров команды. Кроме этого, при условии доступности финансовой информации о футбольных клубах у всех заинтересованных пользователей появляется возможность анализа адекватности затрачиваемых клубами средств их спортивной и экономической отдаче.

Цена гола

А. А. ШАПОШНИКОВ,

доктор экономических наук, Н. Ю. ФЕОФАНОВ, Новосибирский государственный университет экономики и управления

В последние годы российская футбольная отрасль характеризуется постоянно возрастающим оборотом денежных средств. Суммарный годовой бюджет футбольных клубов премьер-лиги составляет около 200-220 млн дол. Однако следует отметить, что эти цифры говорят лишь о размерах расходов клубов. Зарабатывание средств российским клубам дается пока с трудом. В среднем для футбольного клуба премьер-лиги уровень окупаемости колеблется в районе 15-25%, а для клубов низших лиг, как правило, не более 5%.

Сейчас, когда руководители клубов в первую очередь заботятся о достижении спортивных результатов, а их владельцы позволяют себе высокие траты, проблемы управления клубом своими расходами стоят не так остро. Но структура затрат футбольных клубов все более благоприятствует возможному финансовому кризису. И снижение интереса к российскому футболу (в виде уменьшения вливаемых в клубы финансовых потоков) со стороны крупного бизнеса может привести к финансовой несостоятельности отдельных клубов, падению статуса национального чемпионата и оттоку квалифицированных игроков и других специалистов за рубеж. Чтобы нивелировать подобный ход собы-

© ЭКО 2006 г.

POST SCRIPTUM 18 5

тий, руководителям футбольных клубов необходимо решить два главных вопроса: увеличить сумму получаемого дохода и повысить эффективность осуществляемых расходов.

Сосредоточим внимание на второй проблеме.

Проблемы футбола

Основной причиной возможного финансового кризиса является рост удельного веса расходов на оплату труда футболистов в общей сумме расходов бюджета футбольных клубов. Данная статья затрат неуклонно растет и сейчас составляет около 70%, а для некоторых клубов - 75%. Нормальное значение, по мнению большинства европейских футбольных менеджеров, - 55-60%. Подобный «перегрев» рынка за счет роста зарплат два-три года назад испытали на себе ведущие европейские футбольные державы. Безудержное повышение зарплат и трансферных расходов привели к финансовому кризису рынка, на фоне которого внезапно разбогатевшая Россия выглядела особо привлекательно.

Проблема обостряется еще и тем, что российские клубы, в отличие от европейских, не могут в случае снижения финансирования покрывать образовавшийся дефицит за счет собственных доходов.

Однако трудности Европы во многом позади: менеджмент футбольных клубов осознал допущенные ошибки. Произошла смена политики зарплат, где все большую долю приобретают связанные с достигаемыми спортивными результатами премиальные, а не четко прописанная основная зарплата. Клубы, не относящиеся к гигантам рынка вроде «Челси», «Реала» или «Ювентуса», стремятся ограничить состав своей основной команды 22-24 игроками и не «покупают» дорогого футболиста про запас.

Россия необходимость подобного процесса еще не осознала, несмотря на декларируемое руководителями клубов «равнение на Европу», и распоряжение имеющимися средствами по-прежнему не столь эффективно. Хотя следует отметить, что менеджмент таких российских клубов, как ЦСКА или «Локомотив», может служить образцом.

Невысокая эффективность расходов футбольных клубов продиктована несколькими причинами:

• недостаток квалифицированных кадров (качественной подготовкой кадров по специальности «менеджмент в игровых видах спорта» занимается небольшое число вузов и, как правило, на платной основе);

• «закрытость» клубов для футбольной общественности;

• крайне низкий уровень обеспеченности отрасли новым научно-методическим материалом, особенно в части экономики.

Таким образом, существует проблема неэффективного управления величиной расходов футбольных клубов на оплату труда, во многом связанная с отсутствием качественного научно-методического инструментария.

Эффективность расходов

Общая сумма расходов футбольных клубов на зарплату складывается из следующих статей:

1) основной оклад;

2) премиальные за текущие результаты;

3) премиальные за конечные результаты.

Персонал клубов, не входящий в состав команды и тренерского штаба, получает зарплату в виде основного оклада и премиальных за конечные результаты. Основное внимание необходимо уделить расходам на оплату труда команды. Суммы выплаченной заработной платы футболистам и тренерам должны уточняться и подразделяться на следующие виды:

• основной оклад;

• премиальные за проведенные матчи;

• премиальные за положительные результаты в проведенных матчах;

• премиальные за высокие конечные результаты в турнирах.

Подобная детализация позволяет менеджменту клуба точно оценить, по каким направлениям происходит наибольшая трата средств, и выработать оптимальную политику зарплат.

Переход ведущих европейских клубов на систему зарплат, где доля различных премиальных в общей сумме дохода игрока иной раз превышает основной оклад, уже позволил фут-

больным клубам упорядочить собственную структуру затрат и существенно сэкономить на зарплате футболистов, не показывающих соответствующей игры. Поэтому игроки максимально мотивированы пробиваться в основной состав команды и выигрывать как можно больше матчей. Общий размер заработных плат стал гораздо более гибким: есть спортивный результат - клуб платит большие зарплаты, нет результата -суммы его расходов значительно сокращаются.

В российском же футболе по-прежнему преобладает система оплаты труда игроков, в которой основной оклад имеет подавляющую долю. Поэтому величина затрат российских клубов мало зависит от результатов, демонстрируемых командой.

Общую эффективность затрат клуба на оплату труда игроков и тренеров команды можно определить путем расчета показателя стоимости одного турнирного балла (СТБ) Национального чемпионата. Национальный чемпионат для любого футбольного клуба любой страны - главное соревнование, фактически клубы создаются именно для участия в нем. А результаты, достигаемые здесь клубом, являются первейшей характеристикой его турнирных достижений.

„_,_ _ Сумма основного оклада и премий за текущие результаты

С1Ь--

Количество набранных в чемпионате очков (баллов)

Показатель СТБ можно рассчитывать и по зарплате только футболистов. Исключение сумм премиальных за конечные результаты в турнире связано с тем, что они, как правило, не включаются в бюджет при его планировании и выплачиваются за счет премии, полученной клубом от спонсоров или организаторов турнира.

Таким образом, чем меньше значение показателя, тем меньше средств было потрачено клубом для приобретения одного очка. Однако нельзя рассматривать СТБ отдельно от занятого клубом места в чемпионате: только в случае положительной динамики его уменьшение следует признать характеризующим повышение эффективности затрат клуба по оплате труда.

Как правило, клубы, занимающие высокие места в турнирной таблице, на практике имеют почти в 2-2,5 раза более высокий показатель СТБ. Это объясняется тем, что бюджет клубов-лидеров обычно в 3-5 раз больше бюджета клубов-аутсайдеров, а очковый разрыв между ними в чемпионате в целом не превышает соотношения в 2-3 раза. Необходимо также отметить, что добиваться достаточно высоких спортивных результатов при сравнительно невысоком значении СТБ могут футбольные клубы, обладающие хорошей системой подготовки молодых игроков и (или) эффективной скаутской системой (французский «Осер», голландские «Аякс» и «ПСВ»).

Значительные суммы расходов по оплате труда, осуществляемые клубами-лидерами, во многом объясняются тем, что они ставят задачу занять как можно более высокие места во всех турнирах (Национальный чемпионат, Национальный кубок и европейские Кубковые турниры), что заставляет их тратить большее количество средств на игроков и их зарплаты. В то время как «сфера интересов» клубов-середняков и аутсайдеров в целом ограничивается только чемпионатом с задачами «попасть в восьмерку» или «не вылететь в низшую лигу». Поэтому более объективным становится расчет показателя стоимости одного положительного исхода (СПИ) во всех официальных турнирах.

Спи - Сумма основного оклада и премий за текущие результаты Количество положительных исходов матчей

Присутствие в знаменателе общего количества положительных исходов встреч (победы и ничьи) объясняется регламентом проведения кубковых соревнований, где значение ничейного результата выше значения аналогичного результата в «гладком» первенстве. Согласно решению ФИФА, в круговых турнирах с 1994 г. за победу присуждается 3 очка (ранее - 2), за ничью - 1 очко, за поражение - 0 очков.

В розыгрыше же Национальных кубков или Еврокубков футбольный клуб, фактически сведя оба матча со своим соперником вничью, может оказаться победителем по большему количеству забитых мячей. А в случае одноматчевого раунда

кубковых состязаний клубы, фактически сыграв вничью, выявляют команду-победителя в серии послематчевых пенальти.

Однако показатели СТБ и СПИ характеризуют общую эффективность расходов клуба на оплату труда. Современному менеджменту футбольных клубов необходимо предоставить инструмент, с помощью которого стало бы возможным оценить эффективность затрат по заработной плате отдельных футболистов команды. Классическим приемом анализа расходов является сравнение темпов их роста с темпами роста производительности труда.

Следует отметить, что здесь перед менеджментом клуба стоит одна из самых серьезных проблем: как определить вклад того или иного футболиста в общий успех команды, найти объективный показатель футбольной производительности труда игрока.

До недавнего времени возможным решением этой проблемы могло быть применение оценок, выставляемых футболистам за каждый матч газетными спортивными изданиями. Однако такой подход слишком субъективен. Появление на рубеже XXI века различных систем определения полезности действий игроков на поле путем присвоения каждому из них определенного статистического веса позволяет произвести объективную оценку их вклада.

В России все больше клубов прибегает к услугам подобных систем; менеджмент клуба получает возможность определить производительность труда футболистов, увязать ее с уровнем зарплаты, то есть оценить эффективность расходов на оплату труда. Кроме этого, общий коэффициент полезности может служить важным инструментом контрактирования футболистов. В целом судить об эффективности расходов на оплату труда того или иного игрока можно на основании расчета показателя стоимости единицы игрового балла (СИБ).

Сумма годового оклада и премий за текущие результаты

СИБ — -

Среднегодовое значение общего коэффициента полезности

Для расчета общекомандного СИБ следует определить общую сумму основных окладов и текущих премий всех иг-

роков, а также вычислить средний по команде коэффициент полезности. Применение данного показателя должно основываться на принципе осмотрительности, ведь исходя из сущности СИБ, игрок, получающий в два раза большую зарплату, должен и на поле приносить команде в два раза большую полезность.

Однако футболист может вносить иной вклад в деятельность клуба. Его популярная личность может служить источником потенциального дохода для футбольного клуба путем продаж именной атрибутики, дополнительного числа болельщиков на стадионе и у телевизора. Не учитываются и моральные качества игрока, который, возможно, является так называемым «лидером раздевалки», и многие другие факторы.

Однако это касается «звезд» и «суперзвезд», которых в нашем футболе немного. В остальных случаях слишком высокие показатели СИБ отдельных футболистов и команды могут говорить о неэффективности затрат. В таком случае менеджмент клуба имеет полное право провести пересмотр положений договоров с игроками команды.

Одним из минусов применения СИБ является невозможность сравнения его значений для игроков различных команд и внутриотраслевого сравнения для клубов - ведь, как правило, клубы используют различные системы сбора информации о тактико-технических действиях футболистов.

Для определения экономической выгоды футбольных клубов от осуществленных расходов на оплату труда членов команды можно воспользоваться традиционным показателем - величиной выручки на один рубль расходов, который в данном случае можно назвать зарплатоотдачей команды (ЗО). При этом из общей выручки футбольного клуба следует вычесть размер дохода от аренды, который не имеет прямой зависимости от выступлений команды.

ЗО _ Общая выручка — Доходы по аренде

Сумма годового оклада и премий за текущие результаты

Значение данного показателя выше единицы будет означать, что клуб применил методы, с помощью которых дан-

ные затраты стали окупаться. Что, в свою очередь, является важной предпосылкой достижения общей окупаемости деятельности клуба.

0131-7652. «ЭКО». 2006. № 10. 1-192.

Художественный редактор В. П. Мочалов. Технический редактор Л. Ф. Зубринова.

Адрес редакции: 630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17. Тел./факс: (8-383) 330-69-25, тел. 330-69-35; E-mail: [email protected]

© Редакция журнала «ЭКО», 2006. Подписано к печати 23.09.06. Формат 84х108 1/32. Офсетная печать. Усл. печ. л. 10,1. Усл. кр.-отт. 19,1. Уч.-изд. л. 10,1. Тираж 2100. Заказ 684.

Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие «Наука» 630077 Новосибирск, Станиславского, 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.