ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
ЦЕЛОЕ-СОЗДАТЕЛЬ
Телемтаев Марат Махметович
доктор технических наук, профессор кафедры информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: m.telemtaev@gmail.com
В основу статьи положена комплетика - созданная автором наука о целостном и цельном. При этом предприятия, организации, учреждения рассматриваются как целые. В каждом таком создаваемом целом различаются целое-создатель и целые-компоненты. Целое-создатель действует в соответствии с ключевыми правилами целостности и кодами цельности. Для обеспечения собственного выживания, сохранения и развития оно упорядочивает множество других целых как единство в виде иерархии целых. Автором разработана модель целого-создателя при создании иерархии целых. Приведена модель взаимодействия кодов целого-создателя и компонентов иерархии целых. Описана модель единого целого - комплетического целого.
Ключевые слова: выживание, сохранение, развитие, единство, целостность, целое, создатель, код, многомировая интерпретация.
WHOLE-CREATOR
Telemtaev, Marat M.
Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department for Informatics of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: m.telemtaev@gmail.com
A basis of work are the completiks - the science created by the author about holistic and integral. The enterprises, the organizations, establishments are considered as whole. In everyone such created whole differ the whole-creator and whole-components. Thus the whole-creator works according to key rules of integrity and codes of wholeness. The whole-creator, for providing own survival, saving and development, orders a great number of others whole, as unity, in the form of hierarchy of the whole. It is developed models of the whole-creator at creation of hierarchy whole. The model of interaction of codes of the whole-creator and a component of hierarchy whole is given. The unified whole model-complete whole is described. Keywords: survival, preservation, development, unity, integrity, whole, creator, code, multiworld interpretation.
Среди всех видов деятельности комплетика выделяет деятельность, целенаправленную на собственное выживание, сохранение и развитие. Так,
малое предприятие может осуществлять наряду с производственной маркетинговую деятельность, целенаправленную непосредственно на собственное выживание,
сохранение и развитие, в связи с чем сохраняет свое положение на рынке. Или оно может уделить основное внимание только производственному процессу и потерять свое положение на рынке из-за слабой маркетинговой деятельности.
Единство
Известные описания категории единства [5; 9] позволяют представлять его как качество, присущее единому. Единое можно тогда представить как множество противоположностей, обладающее качеством единства - образно говоря, как неразрывное, сплоченное множество.
Единое по смыслу превосходит любое не обладающее качеством единства множество противоположностей в смысле возможности совместного выживания, сохранения и развития противоположностями множества. Так, единое предприятие превосходит другие предприятия, включающие людей, машины, ресурсы, в эффективности деятельности по разрешению поставленных проблем, достижению целей, решению задач. Для того чтобы создавать единые предприятия и организации, необходимо разработать модели целого-создателя и целых-компонент, а также модели их взаимодействия.
В составе единства как составного качества комплетика выделяет два качества: целостность (integrity) и цельность (wholeness). Целостность и цельность понимаются как качества, совокупно формирующие на исходном множестве противоположностей определенный уровень завершенности, полноты этого множества противоположностей как завершенного, полного единого (complete-единого, complete-единства).
Целостность
Целостность части среды рассматривается комплетикой как направленность части среды на выживание, сохранение и развитие какой-либо другой части среды, совокупности частей среды, собственно среды [8].
Целостность (integrity) - качество, присущее целостному (holistic) - целостной части среды (целостной минисфере). Именно целостность позволяет совокупности частей среды (например, совокупности целых-компонент) стать единой, приобрести качества единства, которыми не может обладать совокупность частей среды (совокупность целых-компонент), не обладающих целостностью.
Совокупность частей среды (совокупность целых-компонент), являющаяся целостной, преобразуется в complete-единство при приобретении качества цельности. Целое-компонент для приобретения качества единства может проявлять целостности трех типов.
Целостность первого типа - целостность малого по отношению к большому. Это целостность в отношении целого-компонента, в которое рассматриваемое целое-компонент входит как малая часть.
Целостность второго типа - целостность большого по отношению к малому. Это целостность в отношении того малого целого-компонента, который входит в рассматриваемое целое-компонент как в большую часть в иерархии целых.
Целостность третьего типа - целостность равного по отношению к равному. Это целостность целого-компонента в отношении некоторого равного целого-компонента, который входит в некоторую большую часть в иерархии целых на одном уровне с рассматриваемым целым-компонентом.
Целое
Целое, цельное (whole) рассматривается комплетикой как совокупность частей среды, наделенная кодом собственного выживания, сохранения и развития [7].
Цельность (wholeness) - направленность только на собственное выживание, сохранение и развитие. Она рассматривается как некоторое качество, присущее целому, например, целому-компоненту или целому-создателю.
Целое описывается комплетикой в форме постулатов целого как существующего объективно.
Постулат 1 сложности целого: целое сложно.
Для расшифровки данного постулата опишем два феномена: цельности сложного и сложности целого.
Феномен цельности (целости) сложного выражается в том, что целое содержит единое правило формирования направленности целого и всех его частей на выживание, сохранение и развитие целого, -правило цельности. Наличие правила цельности подтверждают выводы и утверждения многих ученых, работавших в разных отраслях знания.
Это «внутренний структурный закон», по М. Вертгеймеру: «...существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Гештальттеория есть это, не больше и не меньше» [13. - Б. 7].
Это также «целое в своем развитии», по академику А. И. Опарину: «Естественному отбору, определившему собой всю предбиологическую, а затем и биологическую стадию эволюции, подвергались не те или иные способные к репликации поли-нуклеотиды и даже не возникавшие под их влиянием белки - ферменты, а целостные фазово обособленные системы (пробион-ты), а затем и первичные живые существа. Не части определили собой организацию целого, а целое в своем развитии создало «целесообразность» строения частей» [6].
Так, мировое хозяйство (мировая экономика, мировые финансы), если оно будет рассматриваться как целое, должно будет представлять собой объединение правила цельности мирового хозяйства и совокупности национальных хозяйств, стра-новых хозяйств, транснациональных корпораций.
В мировом хозяйстве формируется совокупность правил цельности, объединяющая отдельные части мирового хозяйства в цельные по замыслу совокупности частей мирового хозяйства, направленные на собственное выживание, сохранение и развитие как совокупностей. В недалеком будущем будет создано единое общепризнанное правило цельности, объединяющее все части мирового хозяйства в цельное мировое хозяйство, направленное на собственное выживание, сохранение и развитие мирового хозяйства. Такое единое общепризнанное правило феномена цельности мирового хозяйства будет содержать и разнообразные регламенты формирования направленности различных по природе частей мирового хозяйства на выживание, сохранение и развитие мирового хозяйства как целого. Возможно, формирование единого правила цельности мирового хозяйства начнется с создания правила цельности мирового финансового хозяйства либо правила цельности совокупности национальных идеологий и стратегий, что менее вероятно.
Очевидно, что первоначально формирование единого общепризнанного правила цельности мирового хозяйства происходит в силу действия эндогенных факторов. В недалеком будущем, видимо, начнут существенно проявляться и экзогенные факторы, например, природные, космические.
При описании феномена сложности целого в комплетике применяется постулат академика А. И. Берга в отношении сложных систем: «для составления модели сложной системы необходимо, как правило, использовать более чем две теории, более чем два языка описания системы ввиду качественного различия внутренней природы элементов системы между собой и наличия разных подходов к моделированию объектов различной природы» [1. - С. 3].
На основе постулата академика А. И. Берга можно сформулировать правило феномена сложности целого: целое в силу действия феномена сложности целого в
интересах собственного выживания, сохранения и развития в среде осуществляет более двух качественно различных видов деятельности и, кроме того, более двух частей данного целого, качественно различных по природе.
Феномен сложности целого в мировом хозяйстве, например, выражается в том, что в интересах собственного выживания, сохранения и развития мировое хозяйство осуществляет более двух качественно различных видов деятельности (экономическую, экологическую, социальную). Кроме того, более двух частей мирового хозяйства (страновые хозяйства, транснациональные корпорации) качественно различны по природе. Феномен сложности должен, конечно, учитываться при формировании иерархии целых.
Ядро целого
В силу справедливости постулата 1 сложности целого, правил феномена цельности сложного, феномена сложности целого можно утверждать о существовании ядра целого. Так, в динамическом процессе перехода целого как совокупности частей среды от одного состояния к другому могут изменяться собственно части, состав частей целого, представляющих собой совокупности других частей, может происходить полное обновление как каждой части, так и перечня частей целого, а также рождение и гибель частей. Может качественно измениться и среда деятельности целого. Тем не менее целое может сохранять направленность на собственное выживание, сохранение и развитие в среде.
Следовательно, в целом при любых его количественных и качественных изменениях в силу действия феномена цельности содержится условно постоянная часть, формирующая и развивающая единое правило направленности целого и всех его частей на выживание, сохранение и развитие. Такая условно постоянная часть целого в комплетике названа ядром целого.
Постулат 2 существования ядра целого: в целом содержится цельная совокупность из более чем двух частей среды, формирующая
правило цельности как единое правило направленности целого и всех его частей среды на выживание, сохранение и развитие целого, -цельное ядро целого.
В силу действия правила феномена сложности целого ядро целого как целое в интересах собственного выживания, сохранения и развития в целом осуществляет более двух качественно различных видов деятельности и, кроме того, более двух частей среды, входящих в данное ядро целого, качественно различных по природе.
Код целого
Ядро целого можно представить в виде совокупности виртуальной части и материального, энергетического или информационного носителя виртуальной части. Виртуальная часть ядра целого содержит тогда суть единого правила формирования направленности целого и всех его частей на выживание, сохранение и развитие целого - цельный код правила целого, цельный код целого.
Отсюда следует правило существования кода целого: ядро целого содержит цельный код выживания, сохранения и развития целого, код целого.
Код целого - основа формирования и развития правил и способов выживания, сохранения и развития целого. Код целого - часть виртуальной части ядра целого.
Наличие кодов, влияющих на развитие народов стран и этносов, подтверждает исследования многих ученых. Существование ядра и кода мировой экономики выражено, например, в теории циклов мировой конъюнктуры русского экономиста Н. Д. Кондратьева [4], согласно которой циклы затрагивают в первую очередь хозяйство высокоразвитых стран, образующих центр (ядро) мировой системы, который влияет на мировую экономику в целом и на остальные государства.
Согласно мир-системному подходу И. Валлерстайна, циклы формирования, падения и взлета мировых геополитических гегемоний описываются наблюдаемым перемещением мир-систем [2].
Согласно мир-системному анализу А. Г. Франка, существует лишь одна мир-система, которая возникла не менее 5000 лет тому назад в Китае, а затем через многочисленные циклы экспансии и консолидации охватила собой весь мир. В ходе эволюции ее центр неоднократно перемещался [12].
В учении геоэкономического моноцентризма П. Дж. Тейлора используется понятие геополитического кода, который включает национальные интересы, сферу влияния, отношения с соседними странами, т. е. весь географический спектр отношений и способов взаимодействия с внешним миром [11].
Носитель кода целого
Как уже показано, ядро целого можно представить в виде совокупности виртуальной части, в которой размещается код целого, и материального, энергетического или информационного носителя виртуальной части, в которой размещается носитель кода целого. Сформулируем правило существования носителя кода целого: код целого размещается на цельном носителе данного кода. Ядро целого включает в себя цельную совокупность кода целого и носителя кода целого.
Отметим также, что мировое ядро, по И. Валлерстайну, и геополитический код государства, по П. Дж. Тейлору, представляют собой ядра собственного экономического развития страны, играющей в определенное время ключевую роль в развитии мирового сообщества.
В соответствии с правилами феномена цельности сложного и феномена сложности целого, а также правилами постулата 2 можно сформулировать правило множественности ядер целого: целое содержит более двух ядер целого, взаимодействие которых приводит к формированию и развитию правила цельности, направляющего все части целого на выживание, сохранение и развитие целого.
Наиболее наглядный пример - необходимость трех ветвей власти для управления развитием страны.
Наличие ядер и кодов, носителей кодов в целых-компонентах, необходимость их преобразования при создании иерархии целых - одна из проблем, решаемых целым-создателем.
Способ выживания, сохранения
и развития целого
Целому-создателю присущ свой способ выживания, сохранения и развития. Изложим его в следующем виде.
Постулат 3 о способе выживания, сохранения и развития целого-создателя: для обеспечения собственного выживания, сохранения и развития целое как целое-создатель формирует новые дочерние целые, наделяя их кодом выживания, сохранения и развития целого-создателя. При этом присущий каждому дочернему целому собственный код выживания, сохранения и развития позволяет увеличивать объем потенциала и ресурса среды, используемого для выживания, сохранения и развития целого-создателя.
Такой способ выживания, сохранения и развития оказывается более эффективным по сравнению с непосредственным привлечением потенциалов и ресурсов среды для создания нецелых компонентов иерархии. Так, предприятие (целое-создатель) для решения собственных проблем выживания, сохранения и развития в своей среде деятельности формирует в своем составе множество подразделений (дочерних целых). При этом каждое подразделение должно следовать коду предприятия-целого, становясь носителем кода предприятия-целого, осуществляя сознательную несобственную деятельность. Но при этом каждое подразделение (дочернее целое) следует и своему коду выживания, сохранения и развития, осуществляя собственную деятельность по выживанию, сохранению и развитию. Например, отказ от рабовладельческого строя, при котором в рабах подавлялся код собственного выживания, сохранения и развития и императивом поведения становился код выживания, сохранения и развития рабовладельца, был закономерен.
Более продуктивную деятельность для плантатора - бывшего рабовладельца осуществляли наемные работники - не рабы. Другими словами, плантатор - владелец плантации выступал в качестве целого-создателя дочерних целых - наемных работников, наделенных совокупностью кодов: несобственным для работника кодом выживания, сохранения и развития создавшего целого (плантатора) и собственным кодом выживания, сохранения и развития наемного работника.
В результате влияния целого-создателя на человека помимо сознательной собственной деятельности человека ему присуща бессознательная несобственная (над-сознательная) деятельность, например, по управлению ростом, развитием и угасанием организма человека, управлению кровоснабжением, состоянием опорно-двигательного аппарата, органами чувств, по взаимодействию с создавшей его средой и т. п.
Такая бессознательная несобственная деятельность (надсознательная) формируется кодами и правилами создателя человека (природы, космоса, высшего разума, генетическими кодами родителей и предков) и направлена на выживание, сохранение и развитие создателя человека.
Целое-создатель
Будем считать, что в иерархии целых есть целое-создатель первого поколения, которое для решения собственных проблем выживания, сохранения и развития в своей среде деятельности формирует в своем составе множество новых целых (дочерних целых второго поколения), каждое из которых является носителем несобственного для него кода создавшего целого, а также носителем собственного кода выживания, сохранения и развития.
В свою очередь каждое дочернее целое второго поколения может стать целым-создателем для своих дочерних целых (дочерних целых третьего поколения), каждое из которых является носителем несобственного кода создавшего его дочернего це-
лого второго поколения, а также носителем собственного кода. Очевидно, что код целого-создателя первого поколения содержится в несобственных кодах целого каждого последующего поколения.
В связи с конкуренцией кодов за выживание, сохранение и развитие в каждом последующем поколении влияние кода целого-создателя первого поколения на деятельность целого ниже, чем в предыдущем поколении. Например, если объем влияния кода каждого предыдущего поколения на код следующего составит 90%, то очевидно, что влияние кода первого уровня на коды целых седьмого уровня составит около 50% и код первого уровня может стать неконкурентоспособным. Смысл привлечения дочерних целых теряется, они перестают в достаточной мере способствовать выживанию, сохранению и развитию целого-создателя первого уровня. Поэтому различные создававшиеся и создающиеся природой и человеком жизнеспособные иерархии имеют число уровней не более семи.
По этой причине создающие человека целые первого поколения (природа, космос, высший разум, генетические коды родителей и предков) принимают меры двух видов к тому, чтобы код целого-создателя первого поколения сохранялся во всех поколениях созданных целых на должном уровне.
Первый вид мер - воспитание, просвещение, образование (например, религиозное). В некое подобие религиозным обрядам пытаются превратить методы своего влияния на коды деятельности работников всех уровней многие современные партии, общественные движения, транснациональные корпорации.
Второй вид мер - создание ограничений для конкурентного воздействия кодов созданных целых на коды первого уровня. С этой целью стимулируется конкуренция между собственными кодами разных дочерних целых, а также создаются барьеры между их кодами и кодами первого уровня.
Барьер между сознательной и бессознательной (надсознательной) деятельностями человека.
Деятельность дочернего целого (например, человека) разделена на две части: сознательную в соответствии с кодом выживания, сохранения и развития дочернего целого как носителя кода и бессознательную (надсознательную) в соответствии с кодом выживания, сохранения и развития целого первого высшего уровня.
Можно интерпретировать этот барьер как барьер между высшим сознанием целого первого высшего уровня - создателя дочернего целого и собственно сознанием дочернего целого.
Постулат 4 о барьере между сознательной и бессознательной (надсознательной) деятельностями целого: в сознании каждого дочернего целого существует барьер между деятельностью в интересах создателя дочернего целого (бессознательная - надсознательная деятельность дочернего целого) и деятельностью в собственных интересах дочернего целого (сознательная деятельность дочернего целого).
Пример - наличие такого барьера между сознательной и бессознательной (над-сознательной) деятельностями человека.
Рассмотрим действие постулата 4 на примерах деятельности человека.
Создатель человека, других представителей живого и неживого мира рассматривается как создатель дочернего целого, человек - как дочернее целое. Код, правило создателя дочернего целого размещается в бессознательной (надсознательной) части сознания человека (возможно, он присутствует как ядро генетического кода) и направлен на использование потенциала и ресурсов человека для выживания, сохранения и развития создателя человека. В то же время чтобы увеличивать возможности создателя человека, его потенциал и ресурсы должны выживать, сохраняться и развиваться. Для этого человек наделяется кодом собственного выживания, сохранения и развития, внедряемым в сознательную часть разума человека.
Таким образом, человеком и другими представителями живого и неживого мира осуществляются два вида деятельности: сознательная, направляемая собственным кодом и правилом выживания, сохранения и развития себя, собственного потенциала и ресурсов, и бессознательная (надсозна-тельная) для человека деятельность создателя человека по использованию потенциала и ресурсов человека для собственного выживания, сохранения и развития создателя человека.
Между сознательной и бессознательной (надсознательной) деятельностями человека существует барьер, нарушение которого недопустимо. В то же время наличие у человека других представителей живого и неживого мира способностей к познанию может привести к постижению расположенного на них кода создателя человека, в котором содержится вся информация о законах мира. Возможно, что через этот барьер в сферу сознательной деятельности человека сообщаются законы мира по мере готовности данного человека к их восприятию и распространению в обществе в качестве, к примеру, специалиста, ученого, педагога, пророка.
Самовольное преодоление указанного барьера творческими личностями приводит к их сумасшествию, отклонению от установленных в человеческом обществе норм и правил права и нравственности.
Возможно также, что способность к постижению законов мира размещена на человеке другим целым, конкурирующим с создателем. Причем нет оснований полагать, что носители доминирующих кодов (создающие целые) находятся только в макромире (наверху). Не меньше оснований полагать, что коды целого (генетические коды) расположены на представителях живой и неживой природы и микромира. В пользу последнего утверждения можно привести эвереттику (многомирие Эверетта) [10].
Доминирующий код выживания, сохранения и развития страны размещается на людях как носителях этого кода. При-
чем простому человеку всегда неизвестен данный код в полноте. В свою очередь и элита, продуцирующая коды для народа страны, не заинтересована в полной информированности простого человека о содержании данных кодов. Для нее удобнее оперирование размещением кодов в затуманенном виде под видом понятности, доступности для простых смертных. По сути, вся элита преследует цели собственного выживания, сохранения и развития. По этой причине она не заинтересована в полной информированности простых смертных в содержании собственных элитных кодов, которые она размещает на простых смертных.
Причина очевидна - коды элиты и коды простых смертных разнонаправлены. И, как правило, простые люди после пролитых пота и крови по установлению очередного нового кода развития народа вновь с удивлением обнаруживают, что главную роль в жизни народа играют по-прежнему бюрократы в государственном управлении (и те же бюрократы в частных структурах - управленцы, менеджеры, «офисный планктон»), а новый код развития выглядит невразумительно для простых смертных.
Выход - в формировании сошрЫе-цельности народа через формирование в обществе сошрМе-целых элиты. И простые люди народа страны и этносов должны прилагать к этому усилия в интересах собственного выживания, сохранения и развития.
Еще один из примеров - финансовый рынок. Вполне очевидно, что доминирующим кодом финансового рынка является код истинных владельцев этого рынка - ядер финансового рынка как финансового целого. Направленность ядер финансового рынка на собственное выживание, сохранение и развитие приводит к все большей концентрации в них (в пределе - в одних руках) финансового потенциала мира.
Размещение кода ядер финансового рынка на простых участниках данного рынка приводит и к формированию в них
кода носителей данных кодов ядер. Код носителя, в данном случае код оборота финансовых средств, присутствует на рынке в разных формах - валюты, акции, облигации и т. д. Непосредственная деятельность ядер финансового рынка заключается в регулировании объемов и разнообразия форм финансового потенциала, а деятельность простых участников - в совершении все ускоряющегося оборота финансовых средств.
В результате существует схема, способствующая все большей концентрации капитала: задание режима ускорения оборота финансового капитала - совершение оборота финансового капитала - концентрация финансового потенциала.
Один из способов задания новых режимов - кризис, период отъема финансового капитала у простых участников и завершение концентрации финансового потенциала в ядрах финансового рынка на данной стадии.
С этих позиций можно рассматривать и социалистическую плановую экономику, приводящую к концентрации финансового потенциала нации в одних государственных руках, и происходящую затем (после развала социалистической экономики) концентрацию «олигархического» потенциала. В результате сформировался «золотой миллиард», следующая ступень -«платиновый миллион», затем - «бриллиантовая тысяча» и т. д. Очевидно движение к краху цивилизационного пути развития. Необходимо формирование парадигмы целостного и цельного развития мирового хозяйства.
Целостность целого
Очевидной является необходимость це-лостностей первого, второго, третьего типов для иерархии целых при реализации способа выживания, сохранения и развития единства целого.
Так, целое-создатель по смыслу своей деятельности направлено на содействие выживанию, сохранению и развитию целых второго и других нижних уровней как
носителей кода выживания, сохранения и развития целого-создателя. Соответственно, и целые второго и следующих вниз уровней, кроме самого нижнего, направлены в такой иерархии на содействие выживанию, сохранению и развитию целых нижних уровней как носителей кода выживания, сохранения и развития целого-создателя, а также кодов выживания, сохранения и развития всех других целых более высокого уровня. Очевидно наличие целостности сверху вниз - целостности второго типа, целостности большого по отношению к малому.
С другой стороны, каждое целое второго и более нижних уровней направлено на содействие выживанию, сохранению и развитию целых более высоких уровней, в первую очередь целого-создателя. Очевидно наличие целостности снизу вверх - целостности первого типа, целостности малого по отношению к большому.
Все целые одного уровня могут быть объединены в совокупности, в которых каждое целое направлено на содействие выживанию, сохранению и развитию хотя бы одного из этих целых.
Итак, иерархии целых, создаваемой целым-создателем, присущи целостности всех трех типов, что позволяет формировать единство частей целого (complete-единство). Такое целое является комплети-ческим целым (complete-целым). Ему присуще complete-единство.
Комплетическое целое (complete-целое, complete-whole) - полное целое, завершенное в смысле выполнения условий цельно-
сти (wholeness) и целостности (integrity), что наилучшим образом соответствует закону выживания, сохранения и развития [8] части среды, минисферы (complete-минисфера, complete-система, complete-технология, complete-модель).
Комплетическое целое обладает полнотой (completeness) цельностей и целостных взаимосвязей, взаимодействий и взаимовлияний в смысле выживания, сохранения и развития как единого.
Мера полноты определяется рангами, мерами и типами целостностей и цельно-стей комплетического целого и его частей.
Цельность и цельность иерархии целых и целого-создателя объединяются с помощью понятия комплетической иерархии целых - complete-иерархии, т. е. иерархии целых, завершенной в смысле формирования полноты качеств ее цельности и целостности.
Для complete-иерархии целых можно определить тип, ранг и меру цельности и целостности ее самой и каждой ее части и дать сводную оценку ее комплетичности (полноты формирования единства строения и единства процессов деятельности).
Соответственно, тип, ранг, мера полноты complete-иерархии, определяющие меру ее единства, определяются в зависимости от типов, рангов, мер целостностей и цельностей ее самой и ее целых-компонент.
Разработка формул для определения типов, рангов, мер полноты complete-иерархии целых и ее частей - задача последующих работ.
Список литературы
1. Берг А. И. Вопросы кибернетики, ВК-72 / под ред. Р. М. Суслова и А. П. Реутова. -М. : Научный Совет АН СССР «Кибернетика», 1980.
2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / пер с англ. П. М. Кудюкина; под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого. - СПб. : Университетская книга, 2001.
3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление : пер с англ. - М. : Прогресс, 1987.
4. Из истории экономической мысли России / под ред. Н. А. Климова, Ю. Я. Ольсеви-ча; Ин-т экономики АН СССР. - М., 1990.
5. Кант И. Сочинения : в 6 т. - М. : Мысль, 1964-1966.
6. Опарин А. И. О сущности жизни // Вопросы философии. - 1979. - № 4.
7. Телемтаев М. М. От разрозненных идей и знаний к целостной системе. Комплетика: от теории к осуществлению. - М. : ЛИБРОКОМ, 2013.
8. Телемтаев М. М. Целостный метод-теория и практика. - 2-е изд. - М. : МСТ, 2009.
9. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М. : Политиздат, 1981.
10. Everett H. Relative State Formulation of Quantum Mechanics // Reviews of Modern Physics. - 1957. - Vol. 29. - Р. 454-462.
11. Taylor P. Political Geography: World-economy, Nation-state and Locality. - London, 1993.
12. The World System: Five Hundred Years or Five Thousand? / еd. by A. G. Frank and B. Gills. - London : Routledge, 1994. - URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/WS/ws-5000_intro.htm
13. Wertheimer M. Drei Abhandungen zur Gestalttheorie // Philosophische Akademie. -1925.
References
1. Berg A. I. Voprosy kibernetiki, VK-72 [Cybernetics, VK-72], edited by R. M. Suslov,
A. P. Reutov. Moscow, Academic Council of the Academy of Science USSR 'Cybernetics', 1980. (In Russ.).
2. Wallerstein I. Analiz mirovykh sistem i situatsiya v sovremennom mire [Analyzing World Systems and the Situation in Present Day World], translated from English by P. M. Kudyukin; edited by B. Yu. Kagarlitskiy. Saint Petersburg, University Book, 2001. (In Russ.).
3. Wertheimer M. Produktivnoe myshlenie [Productive Thinking], translated from English. Moscow, Progress, 1987. (In Russ.).
4. Iz istorii ekonomicheskoy mysli Rossii [Extracts from History of Economic Thought in Russia], edited by H. A. Klimov, Yu. Ya. Ol'sevich; Institute of Economics of the Academy of Science USSR. Moscow, 1990. (In Russ.).
5. Kant I. Sochineniya [Works], in 6 Vol. Moscow, Mysl', 1964-1966. (In Russ.).
6. Oparin A. I. O sushchnosti zhizni [About the Essence of Life]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy], 1979, No. 4. (In Russ.).
7. Telemtaev M. M. Ot razroznennykh idey i znaniy k tselostnoy sisteme. Kompletika: ot teorii k osushchestvleniyu [From Separate Ideas and Knowledge to Integrated System. Completics: from Theory to Implementation]. Moscow, LIBROKOM, 2013. (In Russ.).
8. Telemtaev M. M. Tselostnyy metod-teoriya i praktika [Integrated Method - Theory and Practice], 2nd edition. Moscow, MST, 2009. (In Russ.).
9. Filosofskiy slovar' [Philosophic Dictionary], edited by I. T. Frolov, 4th edition. Moscow, Politizdat, 1981. (In Russ.).
10. Everett H. Relative State Formulation of Quantum Mechanics. Reviews of Modern Physics, 1957, Vol. 29, pp. 454-462.
11. Taylor P. Political Geography: World-economy, Nation-state and Locality. London, 1993.
12. The World System: Five Hundred Years or Five Thousand? еd. by A. G. Frank and
B. Gills. London, Routledge, 1994. Available at: http://abuss.narod.ru/Biblio/WS/ws-5000_intro.htm
13. Wertheimer M. Drei Abhandungen zur Gestalttheorie. Philosophische Akademie, 1925.