Научная статья на тему 'Цели национального образования'

Цели национального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланин Б. А.

Рецензия на книгу Vinovskis Maris A. «From A Nation at Risk to No Child Left Behind. National Education Goals and the Creation of Federal Education Policy». New York and London :Teachers College, Columbia University, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели национального образования»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ www.pmedu.ru 2011, №1, 104-106

ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ NATIONAL EDUCATION GOALS

Ланин Б.А.

Главный научный сотрудник ИСМО РАО,

доктор филологических наук, профессор

E-mail: 99bbb@mail.ru

Lanin B.A.

Chief research scientist of Institute of the content and methods of training

of the Russian Academy of Education,

Doctor of science (Philology), Professor

Рецензия на книгу Vinovskis Maris A. «From A Nation at Risk to No Child Left Behind. National Education Goals and the Creation of Federal Education Policy». New York and London :Teachers College, Columbia University, 2009.

Аннотация. Книга представляет читателям стратегические идеи, партийные привязанности, политическое маневрирование и влияние федеральной политики.

Annotation.This review is considering new Maris Vinovskis’s book on education From A Nation at Risk to No Child Left Behind. The book ranges across policy ideas, party loyalties, political maneuvering and impact of federal policies.

Ключевые слова: К-12, цели образовательных реформ, мониторинг качества образования, национальные тесты, образовательная политика.

Keywords: К-12, goals of educational reforms, monitoring of quality of education, national tests, educational policy

Maris A.Vinovskis, From A Nation at Risk to No Child Left Behind. National Education Goals and the Creation of Federal Education Policy. Teachers College, Columbia University, New York and London, 2009.

Перед нами - тщательно документированная история реформирования американского образования начала XXI века. В книге нет ни одного утверждения, которое не было бы подтверждено либо официальными документами, либо общедоступной статистикой. Такая манера изложения научного материала делает очередную книгу Мариса Виновскиса (Maris A.Vinovskis) важным исследованием по социологии современного мультикультурного образования в условиях демократического информационного общества.

Автор книги - Марис Виновскис, ведущий американский специалист по социологии образования. Интересна его судьба. Он родился в Латвии. В возрасте 6 лет родители привезли его из Германии в США, в небольшой город в штате Небраска. Это было в 1949 году. Английского он тогда не знал, но ему помогли замечательные учителя в местной школе. Мальчик так полюбил их, что решил сам стать учителем, а позже занялся педагогикой и стал автором ряда важных книг.

Сейчас он занимает несколько постов: профессор истории Мичиганского университета, профессор-исследователь ISR и профессор в Школе публичной политики им. Дж. Р. Форда. Виновскис входил в созданные Конгрессом США независимые комиссии программ «Цели 2000» и «Ни одного отстающего ребенка». Он работал в Департаменте образования при Джордже Буше-старшем и Билле

Клинтоне, т.е. при республиканцах и демократах, так что его соображения относительно практических аспектов реализации школьной реформы и оценки школ в разное время представляют особый интерес.

М. Виновскис пишет в новой книге о федеральной программе К-12, а также о программах «Цели национального образования», «Америка 2000», «Цели 2000» и «Ни одного отстающего ребенка».

Рецензируемая книга фокусируется на нескольких проблемах:

- анализирует изменяющиеся социальный, экономический и «семейный» контексты образования и школьной жизни;

- оценивает сильные и слабые стороны целей национального образования, основывающихся на реформировании стандартов;

- рассматривает такие ключевые подходы как увеличивающиеся федеральные расходы на образование и образовательные стратегии, основанные на фундаментальных исследованиях;

- критикует программу «Ни одного отстающего ребенка» и рекомендует ожидать более реалистичных результатов, а также предлагает подходы к успешному образованию для всех детей;

- поднимает вопрос достоверного контроля качества реформируемого образования.

Книга эта написана на стыке истории, политологии и педагогики. Особое внимание уделяется демографическому аспекту. Демографический контекст современного образования в развитых странах отличается падением рождаемости. Детей в школах становится меньше, а расходы на образование за последние 30 лет выросли в несколько раз. Конечно, это происходит за счет налогоплательщиков. Успехи медицины способствуют продлению человеческой жизни, но пожилые люди вовсе не жаждут платить дополнительные местные налоги на образование.

Особенность США еще и в том, что непрекращающаяся иммиграция изменяет состав населения. После Великой депрессии иммиграция почти иссякла, во время Второй мировой войны восстановилась, затем в 1965 г. был принят Иммиграционный Акт, после чего иммиграция неуклонно растет. В 1990 г. иммигрантов было 4,8 на тысячу человек, а в 2005 - уже 10,5. Однако нелегальных иммигрантов тоже немало, а в официальную статистику они не входят. Снижается бедность и растет количество благополучных семей, так что интерес к образованию возрастает. Представители национальных меньшинств и дети из бедных семей не стремятся поступить в колледжи и университеты. В них по-прежнему значительно меньше афро-американцев и испаноговорящих студентов.

В школах проблемы иного рода. Каждый пятый школьник в возрасте от 5 до 17 лет не говорит дома на английском языке. Каждый четвертый из них испытывает трудности, обучаясь на английском языке. У них проблемы возникают не только с чтением, но и с математикой, и со всем комплексом гуманитарных наук.

Все же все большее число американцев получают высокое образование. В 1960 г. только 8% 25-летних американцев окончили колледж. В 2006 году этот процент поднялся до 28. Среди них 28,4% - белые американцы, 18,5% - афро-американцы, 12,4% - испаноязычные американцы. Они и составляют основное количество тех родителей, которые все больше заинтересованы в лучшем школьном образовании детей.

Однако может ли национальная образовательная система отвечать вызовам времени? Способна ли она удовлетворить растущий спрос на качественное современное образование? Способствовать этому и должна была национальная реформа образования, которая, трансформируясь, идет в Америке уже 20 лет.

Федеральная образовательная реформа, промежуточные результаты которой анализирует Марис Виновскис, началась в Калифорнии. Начавшись с математики, она вскоре охватила и гуманитарные предметы. Последующие программы «Америка 2000» и «Цели 2000» вовлекли в реформирование образование всей страны.

«Америка 2000» - инициатива президента Дж. Буша-старшего. Она основывалась на добровольном прохождении национальных тестов, пишет Виновскис. Администрация Клинтона приняла национальные стандарты и тесты в принципе, но под давлением консерваторов подчеркивала, что

штаты самостоятельны в проведении реформы, а одна из задач - выравнивание академических стандартов различных штатов, школьных программ К-12 и систем оценок.

Эту деятельность в Америке называют «системной реформой». При всей привлекательности и важности, она не была подготовлена теоретически и испытывала серьезные трудности при воплощении. В 1993-1994 гг. предложенная Конгрессу либеральными демократами комплексная реформа не была поддержана и фактически расколола палату по этому вопросу. Тогда центр тяжести переместился на штаты. К 2000 году они практически обновили стандарты по чтению и математике. По-прежнему возникали проблемы с выполнением тестов по чтению в 4 классе и по математике в 8 классе. Более того, сложности возникали не с детьми, а с политиками от образования. Оппоненты этого тестирования считали, что общенациональные тесты лишь подрывают престиж местного контроля и мониторинга образования со стороны штатов.

Таким образом, мы видим, что даже рутинные вопросы перестройки национального образования в условиях демократического общества встречают естественные трудности. Разница в подходах заключается в том, что, к примеру, республиканцы предпочитают перенести вопросы на уровень профессиональных «образователей», ограничивая свою задачу лишь увеличением финансирования. Демократы, напротив, предлагают в пакете с финансированием и реальные механизмы контроля, например, национальные тесты, практические условия мониторинга, развитие фундаментальных образовательных исследований и т.п.

И это лишь одна из проблем, о которых пишется в рецензируемой монографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.