1.3. ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Калманова Альбина Сослановна. Должность: старший преподаватель кафедры государственного права. Место работы: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, юридический факультет. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье раскрывается экономическая политика социального государства. Основная цель экономической политики в социальной экономике заключается в заботе об оптимальном функционировании рыночного механизма с учетом социальных аспектов. Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества
Ключевые слова: экономическая политика, социальное государство, социальное обеспечение, социальное страхование, пенсионное обеспечение, государственное регулирование, оптимальное функционирование рыночного механизма.
ECONOMIC POLICY OF THE SOCIAL STATE
Kalmanova Albina Soslanovna. Position: senior lecturer of public law chair. Place of employment: North Ossetia state University named after K.L.Hetagurov, Law department. Email: [email protected]
Annotation: In article the economic policy of the social state reveals. The economic policy main objective in social economy consists in care of optimum performance of a market mechanism taking into account social aspects. Successful functioning of the social state is possible only on the basis of advanced economy which should be to the effective, socially focused, serving interests of all social classes
Keywords: economic policy, the social state, social security, social insurance, provision of pensions, state regulation, market mechanism optimum performance.
Как уже упоминалось понятие «социальное государство» впервые было введено в середине Х1Х века немецким экономистом Лоренцем фон Штейном. Его теория сформировалась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Его идея заключается в восстановлении равенства и свободы, поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве».
Среди либеральных ученых взгляды Штейна разделял Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднимать низшие классы, проводя масштабные социальные реформы.
Радикальную теоретическую основу интервенционистского социального государства выдвинул в 1879 году немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма, определявший свои воззрения как социально-правовые. Его концепция предусматривала превращение буржуазного го-
сударства в «государство культуры и всеобщего благоденствия, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций».
Идеи социальных реформ, в которых государство рассматривает благосостояние всех граждан как свою главную задачу, традиционно пользовались поддержкой в немецком рабочем движении, его различных обществах, союзах, политических и профсоюзных организациях. Социал-реформистского направления в вопросах государственного строительства придерживалось также и большинство вождей немецкого рабочего класса.
Давление снизу для улучшения социальноэкономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. В результате во второй половине Х1Х - начале ХХ века в стране был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственного и общественного характера по защите социальных интересов низших классов, введено обязательное пенсионное страхование. Борьба трудящихся за свои права, идеологические и научные дискуссии о путях социализации деятельности государства, постепенное введение мер государственного регулирования социальных отношений в этот период имели место и в других индустриальных странах, прежде всего в Англии и Франции.
Толчком для дальнейшего развития социального государства послужили мировой экономический кризис 1929-1933 годов и Вторая мировая война. Политика президента Ф.Рузвельта в США включила в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.
В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.
Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества.
В экономической политике социального государства требуется сочетание и мер государственного регулирования, и поощрения конкуренции, и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.
Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.
Экономический фундамент российского социального государства должна составлять высокоразвитая, социально ориентированная смешанная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение среды обитания и гармонии природы и общества. При таком
2'2012
Пробелы в российском законодательстве
подходе неизбежно встает вопрос о значительном, закрепленном в Конституции повышении роли и ответственности государства в экономической сфере.
В социальной сфере российского социального государства наряду с включением достижений мирового опыта в максимально возможной и целесообразной степени должны быть восстановлены реально обеспечивавшиеся в советское время социальные гарантии граждан. Прежде всего, это означает восстановление гарантий на труд и занятость, своевременное получение заработной платы и пенсий. Государство должно поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами.
Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платежеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития.
Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. Неотъемлемой составной частью социального обеспечения является пенсионное обеспечение, четкое терминологическое определение которого отсутствует в экономической литературе и дореформенного, и современного периода. Во многом это связано, на наш взгляд, с тем, что среди экономистов нет единого мнения по вопросу содержания общих категорий - социального обеспечения и социального страхования.
Некоторые авторы, и мы разделяем их точку зрения, считают, что существует единое социальное обеспечение, включающее различные формы и виды обеспечения нетрудоспособных, в том числе и социальное страхование. Иными словами, они полагают, что нет оснований считать социальное страхование самостоятельной категорией, существующей параллельно и независимо от социального обеспечения. Наоборот, социальное страхование относится к социальному обеспечению как частное к целому, является одной из форм осуществления социального обеспечения. Другие же, напротив, социальное обеспечение и социальное страхование считают однопорядковыми экономическими категориями. Третьи предлагают трактовку социального обеспечения «в узком смысле», относя к нему виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием. Наконец, некоторые экономисты рассматривают социальное обеспечение «в широком смысле», включают в него совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением в старости и в случае нетрудоспособности, с бесплатным медицинским обслуживанием и лечением, с обеспечением матери и ребенка, с бесплатным образованием и пользованием достижениями культуры.
Для обоснования авторской позиции на сущность социального обеспечения и социального страхования проанализируем источники социальных выплат и их функции. В валовом внутреннем продукте (ВВП), как известно, выделяется стоимость необходимого и стоимость прибавочного продукта. Выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных осуществляются за счет части необходимого продукта. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы, их назначение - пре-
доставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности либо безработицы.
Пенсионные выплаты обусловлены необходимостью материального обеспечения граждан по достижению определенного возраста, в случае отсутствия или длительной утраты трудоспособности и при потере кормильца. В случае, когда пенсии выплачиваются за счет взносов работодателей и дотаций из бюджетного фонда государства, источником выплат выступает часть прибавочного продукта общества. Если же сами работающие участвуют в формировании пенсионных фондов посредством обязательного или добровольного перечисления части своей заработной платы, источником выплат является часть необходимого продукта. Таким образом, источник одних социальных выплат - необходимый продукт, а других - прибавочный.
Отличаясь большим разнообразием своей конкретной направленности, социальные выплаты связаны главным образом с материальной поддержкой лиц, которые по тем или иным причинам исключены из трудового процесса. Наряду с благотворительной (предоставление средств к существованию в результате неблагоприятных событий) рассматриваемые выплаты выполняют и воспроизводственную функцию. Прежде всего, поддерживая определенный уровень жизни, они служат одним из средств поддержания платежеспособного спроса населения и обеспечения определенной доли сбыта товаров и услуг. Накопительная часть трудовых пенсий может использоваться в качестве источника финансирования инвестиционных программ и соответственно воздействовать на темпы и качество экономического роста. Кроме того, пенсии и пособия «снимают» с заработной платы некоторую часть нагрузки, связанную с необходимостью содержать иждивенцев (пожилых, детей, нетрудоспособных, безработных). Отсутствие таких выплат создавало бы дополнительные трудности для процесса воспроизводства рабочей силы. Перемещая доходы от занятых в производстве - к незанятым, от сравнительно высокооплачиваемых - к низкооплачиваемым, социальные выплаты выполняют в обществе перераспределительную функцию. Это позволяет выравнивать жизненный уровень различных социальных групп населения, вовлеченных и не вовлеченных в трудовой процесс, и соответственно поддерживать относительное социальное равенство в обществе.
Вышеизложенное дает основания рассматривать социальное обеспечение в качестве экономико-правовой категории, которая выражает систему экономических и юридических отношений по поводу перераспределения и потребления части ВВП для удовлетворения потребностей нетрудоспособных по различным причинам членов общества и лиц, не участвующих в трудовом процессе, и для обеспечения в определенной мере расширенного воспроизводства рабочей силы.
В реальной жизни функционирование отношений, связанных с социальным обеспечением граждан, становится возможным на основе образования специальных фондов денежных средств, предназначенных для поддержки граждан, не имеющих или утративших полностью или частично способность трудиться. Названные фонды создаются посредством установленной государством и регулируемой нормами права системы страхования жизненных рисков, связанных с полной или частичной нетрудоспособностью граждан в период рождения и воспитания детей, болезни, инвалидности, лечения после полученной травмы, а также в связи с достижением пенсионного возраста, потерей работы,
наступлением смерти кормильца. Поскольку перечисленные риски носят четко выраженный социальный характер, возникающие для снижения или устранения их неблагоприятных последствий страховые отношения правомерно называть социальным страхованием.
Итак, основная цель экономической политики в социальной экономике заключается в заботе об оптимальном функционировании рыночного механизма с учетом социальных аспектов. Максимизация благосостояния общества и отдельных его членов выступает как высшая и общая цель экономической политики.
Экономическая политика осуществляется для достижения определенных целей. Они могут охватывать или отдельные проблемы (например, политика стабилизации, политика, на рынке труда, конъюнктурная политика) или государство выдвигает цели, которые касаются тех или других отраслей национальной экономики (транспорт, угольная промышленность, связь).
Основная цель экономической политики в социальной экономике - забота об оптимальном функционировании рыночного механизма с учетом социальных аспектов. Максимизация благосостояния общества и отдельных его членов выступает как высшая и общая цель экономической политики. Экономическая политика осуществляется для достижения определенных целей. Они могут охватывать или отдельные проблемы (например, политика стабилизации, политика, на рынке труда, конъюнктурная политика) или государство выдвигает цели, которые касаются тех или других отраслей национальной экономики (транспорт, угольная промышленность, связь).
Экономическая политика всегда осуществляется в определенной, полностью конкретной экономической и политической среде, которая выдвигает многочисленные препятствия самых разнообразных видов. В совершенстве познать эту среду со всеми ее компонентами невозможно, а потому сложно (всеми доступными мероприятиями) надежно обеспечить эффективную экономическую политику. В конечном итоге, информация относительно ситуации, которую нужно изменить, и относительно причин, которые ее обусловили, вероятнее всего окажется неполной и неточной, а потому аналитики сталкиваются с трудностями институционными, правовыми, социальными и технологическими. Все это отражается на выработке и принятии адекватных экономических решений. Общеизвестно, что конкретная жизнь намного сложнее любой самой совершенной теории. Живая реальность редко заключается в теоретические схемы.
Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества. Примером конституционного обеспечения экономической базы социального государства может служить Конституция Испании, согласно которой “все виды богатства страны в своих различных формах, независимо от собственника, служат общим интересам” (ст. 128), а по ст. 131 государство наделяется правом “посредством издания закона планировать общую экономическую деятельность в целях удовлетворения коллективных потребностей, обеспечения равномерного и гармоничного развития регионов и отраслей и стимулирования роста доходов и богатств, а также наиболее справедливого их распределения”.
В экономической политике социального государства требуется сочетание и мер государственного регулирования, и поощрения конкуренции, и развития личной
инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.
Список литературы:
1. Stein L. von. Gegenwart und Zukunft der Rechts - und Staatswissenschaften Deutschlands. - Stuttgart, 1876, s. 215.
2. Sheehan J.J. Der deutsche Liberalismus. Von den An-fangen im 18 Jahrhundert bis zum Ersten Weltkrieg 17701914. - Munchen, 1983, s. 36-43.
3. Ritter G. Der Sozialstaat - Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich. Munchen, 1989, s. 76.
4. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). - М.: Манускрипт, 1995.
5. Конституции государств Европейского Союза.-М.,2008. С. 399.
Literature list:
1. Stein L. von. Gegenwart und Zukunft der Rechts - und Staatswissenschaften Deutschlands. - Stuttgart, 1876, s. 215.
2. Sheehan J.J. Der deutsche Liberalismus. Von den An-fangen im 18 Jahrhundert bis zum Ersten Weltkrieg 17701914. - Munchen, 1983, s. 36-43.
3. Ritter G. Der Sozialstaat - Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich. Munchen, 1989, s. 76.
4. Gadzhiev G. A. Protection of the basic economic rights and freedom of businessmen abroad and in the Russian Federation (experience of comparative research). - М: the manuscript, 1995.
5. Constitutions of the states European sojuza. th., 2008. With. 399.
Рецензия
на статью Калмановой Альбины Сослановны «Цели экономической политики государства»
Актуальность статьи Калмановой А.С. не вызывает сомнения, поскольку успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества.
Заслуживающим внимания является предложение автора о российской модели социального государства, которая должна иметь свои специфические черты, с учетом исторических традиций, менталитета народов, а также геополитического положения и природно-климатических условий. В частности автор предлагает то, что принцип социального государства в российской модели должен рассматриваться как методологический, главный и определяющий компонент строения всей системы деятельности государства.
Предложенная статья имеет четко продуманную структуру изложения, логичное, последовательное развитие мысли. Рассмотренные в рецензируемой статье вопросы обладают социальной значимостью и новизной, представляют научный и практический интерес.
Вышеизложенное позволяет рекомендовать статью Калмановой Альбины Сослановны «Цели экономической политики государства» для публикации в журналах рекомендуемых ВАК.
Заведующая кафедрой конституционного права юридического факультета Адыгейского государственного университета к.ю.н.,
доцент Дзыбова С.Г.