Елена КАШИРИНА
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕРМАНИИ
В статье освещаются социально-экономические проблемы и происходящие концептуальные изменения в структуре «социального государства », а также направления будущих реформ в социальной сфере в Германии в связи с требованиями современности.
The article discusses the socio-economic problems and conceptual changes in the structure of the «welfare state» and the directions of future social sphere reforms in Germany aimed to address the current challenges.
Ключевые слова:
концептуальные изменения в структуре «социального государства», человеческий капитал, мотивация собственной ответственности, иждивенческая идеология, роль государства в социальной структуре общества; conceptual changes in the structure of the «welfare state», human capital, motivation of individual responsibility, welfare mentality, role of the state in the social structure.
Ведение адекватной социальной политики всегда было одной из ключевых задач внутренней политики государства и развития его политической стратегии. От того, насколько правильно будет проводиться социальная политика страны, воплощаясь в социальных программах и практике, регулируя социально-экономические отношения в обществе и отражая интересы основных социальных групп населения, будет зависеть и степень адаптации каждого государства не только к собственным внутренним запросам, но и к взаимодействию с другими странами и вытекающему отсюда улучшению положения данного государства на международной политической и экономической арене, а также прогрессу гражданского общества в целом.
Экономические успехи Германии внушительны и хорошо известны, поэтому очевиден интерес к опыту этой страны со стороны как экономистов, так и политологов. Эта страна стоит как бы особняком среди развитых стран ЕС в связи с тем, что социальное рыночное хозяйство Германии довольно часто подвергалось глубоким социально-экономическим спадам, но всегда страна очень быстро выходила из кризисов за счёт грамотных и эффективных реформ, проводимых, в первую очередь, в социальной сфере.
Анализ теоретической концепции и практического воплощения социальной политики Германии представляется не только актуальным, интересным, но и необходимым в связи с тем, что многие проблемы в области социально-экономической политики этой страны перекликаются и поразительно совпадают с сегодняшними проблемами других стран Евросоюза.
Социально-экономической и концептуально-политической основой социального рыночного хозяйства Германии стал ордолиберализм фрайбургской школы, который исходит из убеждения, что только хозяйственный порядок, основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами, по средствам. Для этого требуются институциональная политика, которая таким образом регулирует хозяйственную деятельность индивидуумов, реализующих свои интересы, чтобы все оставались в выигрыше1. Однако в отличие от «государства всеобщего благосостояния», целью «социального государства» немецкого образца, провозглашённого в Конституции Германии, является не максимально возможное перерас-
1 Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. — М. : Экономика, 2006.
КАШИРИНА
Елена Юрьевна — аспирант факультета политологии МГУ elena11elena@yandex.ru
пределение доходов и имущества, а в первую очередь проведение такой социальной политики, которая обеспечила бы все необходимые условия для реализации личностью её способностей и формирование институтов, благоприятствующих такой реализации. А дополняющей целью «социального государства» является осуществление минимально необходимого перераспределения доходов и имущества для корректировки возникающих сбоев в работе рыночного механизма1. На практике эта концепция реализовалась за счёт комплексной и многоплановой системы социальной защиты. Являясь результатом послевоенного развития и реализации традиционных ценностей немецкого общества, система солидарного страхования со временем стала давать сбои в связи с тем, что перестала отвечать требованиям современности.
Попытаемся разобраться, почему так произошло, что правильная экономически и политически верная установка стала давать сбои и приводить к кризисным ситуациям, а также какие реформы становятся необходимыми в современной ситуации, сложившейся в стране.
В Германии, так же как и в большинстве западноевропейских стран, система социального страхования подразделяется на подсистемы обязательного и частного страхования, которые, в свою очередь, охватывают следующие направления: медицинское страхование, пенсионное страхование и страхование по инвалидности, страхование по безработице и страхование от несчастных случаев. Организация системы социальной защиты в Германии строится по принципу самоуправления, согласно которому учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. Однако, говоря о месте и влиянии государства, стоит отметить, что финансовая и организационная независимость предусматривает необходимость определения со стороны государства правовых рамок, регулирующих создание и механизм деятельности страховых институтов.
Важнейшей чертой системы медицинского страхования Германии, которая является одной из лучших в мире, является
1 Bossert A. Sozialstaat Deutschland Entwidklung — Gestalt - Probleme. - Munchen, 2004, s. 74.
принцип солидарности, заключающийся в том, что величина страховых взносов соответствует уровню доходов застрахованных. При этом медицинское обслуживание, стоимость которого может значительно варьировать, не зависит от объёма взносов каждого человека, что позволяет производить солидарное выравнивание. Обеспеченные несут расходы за малоимущих и здоровые за больных, и это даёт возможность обеспечивать социальную защищённость, с одной стороны, не перекладывая ответственность на плечи государства, а с другой — не вверяя заботу о собственном здоровье самим больным, заставляя их самих нести всё бремя расходов2. Действующая в Германии система частного медицинского страхования является как альтернативой обязательному медицинскому страхованию, так и существенным дополнением к нему. Имея различную организацию и принципы работы, системы обязательного и частного медицинского страхования направлены на решение одной задачи и могут стать примером реализации грамотной социальной политики и осуществления эффективной системы здравоохранения.
Наибольший удельный вес в структуре социального бюджета занимают расходы на пенсионное страхование. Пенсионное страхование в Германии включает в себя три самостоятельно действующие системы: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование от предприятий и частное пенсионное страхование. Наиболее крупной частью системы пенсионного обеспечения Германии, охватывающей широкий круг застрахованных лиц, является обязательное пенсионное страхование, действующее по принципу солидарного перераспределения. Финансирование обязательного пенсионного страхования рабочих и служащих производится за счёт взносов, поровну уплачиваемых работодателями и застрахованными; за счёт государственных дотаций, а также из средств Федерального ведомства по труду в виде выплаты пенсионных взносов за безработных3.
Таким образом, базовый принцип, лежащий в основе определения пенсий, схож с основным подходом к формированию со-
2 Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 11.
3 Riirup В. Das Riesterische Reformkonzept // Wirtschaftsdienst, 2000, № 5.
циальной политики страны в целом. Он не только позволяет поддерживать средний уровень, достигнутый работником в течение его трудовой деятельности, но и стимулирует работника к повышению производительности труда и увеличению собственных доходов.
В связи с рядом причин, коснувшихся не только Германии, но и ряда других стран Европы, основной из которых является меняющаяся демографическая ситуация, связанная со старением населения, с конца прошлого столетия в Германии предпринимался ряд мер, направленных на реформирование системы пенсионного страхования. Основой реформ прежнего и нынешнего правительства стал постепенный переход от существующей перераспределительной системы солидарного страхования к преимущественно накопительной системе. Наряду с недостатками накопительной системы — финансовыми рисками, конкуренцией финансовых инструментов, девальвацией национальной валюты — предлагаемая система снижает уровень налоговой нагрузки активного населения, стимулирует инвестиции и накопление капитала и является значительным стимулом экономического развития. Если ранее государство выполняло только наблюда-тельно-контролирующие функции, что не могло не привести к перегрузке бюджета, то сегодня оно должно быть заинтересовано в развитии системы частного страхования как важного элемента, способствующего укреплению социального благосостояния в обществе, поощряя его посредством проведения льготной налоговой политики и других мер, направленных на содействие более эффективному развитию этой системы.
Несмотря на высокий уровень безработицы и именно в связи с тем, что эта проблема остается актуальной для Германии на протяжении многих лет, важной составляющей социальной политики Германии является проведение политики занятости, которая представляет собой один из основных инструментов поддержания социально-экономической стабильности в обществе. Ранее одним из основных элементов этой политики являлось страхование по безработице, направленное на «смягчение» последствий безработицы в виде финансовой поддержки потерявшим рабочее место, выделяемой на период
поиска работы1. Подобное страхование по безработице выступает в качестве инструмента антициклической политики, способного воздействовать на изменения совокупного спроса в моменты колебаний экономической конъюнктуры. Несмотря на то что в основе перераспеределительной системы страхования в Германии лежит принцип солидарности, согласно которому бремя страховых выплат за счёт налогов в большей степени ложится на работника и работодателя, в случае нехватки средств значительная часть берётся из федерального бюджета, что и заставляет раскручивать спираль увеличения налогов с целью сокращения бюджетных расходов.
Задача социальной помощи должна заключаться не только в обеспечении её получателю достойного уровня жизни, но и, в первую очередь, в создании необходимых предпосылок для того, чтобы её получатель мог полагаться на собственные силы.
Германия на рубеже столетий всё чаще стала подвергаться критике за проведение пассивной политики прежнего правительства Шрёдера с целью нормализации и роста положительной динамики на рынке труда, основным инструментами которой являлись компенсационные выплаты безработным и повышение налогов. Во-первых, выплаты налогов тесно связаны с количеством рабочих, что не сокращает безработицу, а наоборот, опосредованно стимулирует её, т.к. выплаты высоких налогов и трудности в трудоустройстве подталкивают граждан искать менее высокооплачиваемые должности или жить на достаточно высокие субсидии по безработице. Кроме того, сами мероприятия по проведению социальной политики, в частности речь идёт о пассивной социальной политике, финансируются из денег налогоплательщиков. Такая политика государства и такое экономическое воздействие на социальную и политическую систему, применяемые союзами работодателей и приверженцами неоклассического подхода, является саморазрушительной и объясняет кризисное состояние страны, в котором она оказалась на рубеже столетий. Более прогрессивной является активная социальная политика профсоюзов и приверженцев кейнсианской модели экономики, которая объясняет спираль дефля-
1 Soziale Marktwirtschaft: Idee, Entwicklung und Poli-tik der bundesdeutschen Wirtschaftsordnung. — Mannheim, 2005.
ции и падения спроса в экономике страны в целом через высокий уровень безработицы. Наиболее актуальными в этой связи становятся инструменты активной политики на рынке труда, которые обеспечивают снижение уровня безработицы посредством максимального обеспечения занятости.
Успех Германии на протяжении многих лет заключался в постоянном соблюдении «принципа свободы рынка с социальной сбалансированностью и нравственной ответственностью каждого в отдельности за дело в целом»1. Однако постепенно рост бюджетных расходов достиг огромных размеров и система начала давать сбои. Всё это обусловило необходимость поиска новой стратегии развития социальной сферы в странах Евросоюза.
Важным аспектом становится то, что политика предприятий, подкреплённая соответствующей промышленной и социальной политикой государства, становится одним из существенных факторов в процессе трансформации и укрепления позиций общества в целом. Это является основной составляющей начатой в 80— 90-е гг. трансформации социальной политики европейских стран и Германии в частности, которая состоит в формировании новой парадигмы развития и направлена на стратегическую реструктуризацию ответственности между государством, корпорациями и населением. Суть сложившейся ситуации такова: «государство обременено расходами и теряет прежнюю эффективность; корпорации располагают значительными ресурсами, чтобы активизировать внутрифирменную социальную политику; большая часть населения располагает соответствующими доходами, чтобы активно участвовать в факультативных (добровольных) социальных программах»2.
Борьба с безработицей становится первой необходимостью и приоритетнейшим направлением социальной политики Европы. Изменение места государства в системе социального рыночного хозяйства, направленное на снижение степени гос-регулирования в трудовой и социальной сферах, несомненно, должно улучшить ситуацию на рынке труда. Новые правила
1 Erhard L. Gedanken aus funf Jahrzehnten. - Dusseldorf: Econ, 1988, s. 480.
2 Carrol А.В. Corporate social responsibility: Evolution of a definitional construct // Business & society, 2005.
взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками посредством, например, пересмотра механизма тарифной автономии, участия работников в управлении на предприятиях, снижения регулирующей роли государства для создания необходимых условий повышения гибкости рынка труда могут стать инструментами в борьбе с безработицей3.
Роль государства должна состоять в способствовании социальному равновесию, которое поддерживается следующими методами: в социальной сфере — обеспечением равных социальных прав, политикой социальной стабильности и выравнивания уровня жизни и доходов социальных групп, общенациональными и локальными механизмами социальной защиты от потрясений и «провалов» рынка и в политической сфере — за счёт развития широкой, массовой демократии, системы институциональных механизмов обеспечения демократических и социальных прав граждан, в том числе механизмов реального влияния граждан на политику4.
Резюмируя сказанное выше, можно отметить, что германская модель социальноэкономического развития, считаясь одной из лучших политик XX в., если говорить о феномене «экономического чуда», продолжает вызывать живой интерес и сегодня остаётся в центре внимания многих исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако современное состояние экономики страны показывает, что на практике произошёл значительный перегиб в сторону опекунского отношения государства к населению. В связи с чем сутью современных реформ должно стать стремление правительства Германии к снижению уровня государственного финансирования экономики и пересмотр структуры расходов и налогов. Второй направляющей в социальной политике страны должны стать реформы рынка труда. Основной целью социальной политики в целом и в первую очередь на рынке труда должно стать создание таких условий, которые бы способствовали развитию «человеческого капитала» и мотивации гражданина на несение ответственности за собственное благосостояние.
3 Траболд X. Глобализация и социальное государство // Государственная служба за рубежом, 2001, № 5 («Приоритеты социальной политики»).
4 Berthold N., Stettes O. Die betriebliche Mittbestim-mung in Deutschland — eine richtige Reform in die falsche Richtung.