Научная статья на тему 'Целевые программы контаминантного маркетинга на рынке жилья в рекреационных зонах российского Причерноморья'

Целевые программы контаминантного маркетинга на рынке жилья в рекреационных зонах российского Причерноморья Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
92
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТАМИНАНТНЫЙ МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ЖИЛЬЯ. / KONTAMINANTNY MARKETING OF THE HOUSING MARKET

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Языджян А. З.

Актуальность научной дискуссии о рыночной перспективности различных форм контаминантного (от contaminare = объединяю) маркетинга объясняется сбытовой необходимостью объединять потребности всех субъектов рынка жилья в российских рекреационных зонах, поскольку основные статьи Градостроительного Кодекса РФ в практическом применении вынуждены сочетано исполняться рядом положений Федерального Закона № 116 от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», под юрисдикцию которого попадают рынки жилья в таких известных туристско -рекреационных зонах России, как побережье Сочи или Кавказские Минеральные Воды. При этом, маркетинговый контаминант позволяет взаимосогласовывать интересы застройщика, законодателя и непосредственного потребителя современного строительного продукта на рынке первичного жилья в названных рекреационных зонах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Языджян А. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Targeted programs kontaminantnogo marketing of the housing market in recreational areas of the Russian Black Sea coast

The urgency of the scientific discussion about the market prospects of the various forms of kontaminantnogo (from contaminare = combines) Marketing explained the need to combine marketing needs of all stakeholders of the housing market in the Russian recreational areas, as the main articles of the Construction Code in the practical application have to combine executed a number of provisions ofFederal Law 1 116 from 22.07.2005 "On special economic zones in the Russian Federation, under whose jurisdiction fall in housing markets such well-known tourist and recreational zones of Russia, as the coast of Sochi, or KMV. In this case, the marketing contaminant vzaimosoglasovyvat allows the interests of developers, lawmakers and consumer direct product of the modern building on the primary housing market in these recreational areas.

Текст научной работы на тему «Целевые программы контаминантного маркетинга на рынке жилья в рекреационных зонах российского Причерноморья»

Языджян А.З.

Целевые программы контаминантного маркетинга на рынке жилья в рекреационных зонах российского Причерноморья

Актуальность поднятой проблемы объясняется необходимостью объединять (от соШ;аттаге= объединяю) сбытовые и производственные потребности всех субъектов рынка жилья в российских рекреационных зонах, поскольку основные статьи Градостроительного Кодекса РФ в практическом применении вынуждены сочетано исполняться рядом положений Федерального Закона .№116 от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», под юрисдикцию которого попадают рынки жилья в таких известных туристско - рекреационных зонах России, как побережье Сочи или Кавказские Минеральные Воды. Федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» был подписан Президентом России 22 июля 2005 года. В соответствии с законом выбор территорий для создания особых экономических зон (ОЭЗ) осуществляется на основе конкурса поданных регионами заявок. При этом определение порядка проведения конкурса, как и, что более важно, критериев отбора регионов для создания ОЭЗ, возложено законом на Правительство России (вообще для реализации закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» уже принято порядка 40 нормативно-правовых актов, что само по себе является довольно непростой задачей). Постановления Правительства РФ, связанные с вопросами проведения конкурса заявок регионов на право создания ОЭЗ, появились 13 сентября 2005 года - №563 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон» и № 564 «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны». Правительственное постановление о порядке проведения конкурса прояснило ситуацию по двум вопросам: во-первых, в каких регионах -благополучных или, наоборот, проблемных, федеральные власти создают особые экономические зоны, во-вторых, готовы ли федеральные власти предложить «жесткую» методику отбора регионов. Как отмечают известные московские маркетологи О. А. Кузнецова и А.И. Осетрова (2010), «при ответе на первый вопрос - создавать ОЭЗ в благополучных или проблемных регионах - Правительство выбрало, скорее, благополучные регионы (или, по крайней мере, имеющие неплохие условия для привлечения инвесторов), хотя в явном виде в Постановлении Правительства это и не звучит. Тем самым, федеральные власти окончательно определились с тем, что особые экономические зоны - это, прежде всего, способ привлечь дополнительные инвестиции в страну, а не инструмент федеральной региональной политики». Статья 45 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года; одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ) указывает, что на территориях рекреационных зон не допускаются строительство и расширение действующих промышленных,

коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. Комментируемая статья устанавливает важное положение, что рекреационные зоны выделяются для организации массового отдыха населения, улучшения микроклимата поселений и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств городов, других поселений. В составе рекреационных зон могут выделяться озелененные территории общего пользования, зоны массового отдыха и курортные, особо охраняемые природные территории и объекты. Так, например, территориальные строительные нормы Московской области "Планировка и застройки городских и сельских поселений (ТСН ПЗП-99 МО)" (приняты и введены в действие распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 10 января 2000 г. N 1) определяют, что в составе рекреационных зон могут быть отдельно выделены зоны садово-дачной застройки, если их использование носит сезонный характер и по степени благоустройства и инженерного оборудования они не могут быть отнесены к жилым зонам. Рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары и другие озелененные территории общего пользования); на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко -культурного назначения (памятники природы, природные национальные парки, дендрологические парки, ботанические сады); землях, обладающих природными лечебными ресурсами; землях памятников истории и культуры, музеев, заповедников. В зависимости от местоположения города и его величины рекреационные зоны могут составлять от 50 до 70% всех незастроенных пространств в пределах городской черты. Рекреационные зоны расчленяют территорию средних и больших городов на планировочные части. При этом должны соблюдаться соразмерность застроенных частей города и открытых незастроенных пространств, обеспечиваться удобный доступ к рекреационным зонам. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застроенной территории городов (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40%, а в границах территории жилой зоны не менее 25%, включая суммарную площадь озелененной территории квартала. В городах с предприятиями, требующими устройства санитарно-защитных зон шириной более 1 км, показатель озелененности всей застроенной территории следует увеличивать не менее чем на 15%. В этот показатель входит озеленение производственных и санитарно-защитных зон. Озелененные территории общего пользования, выделяемые в составе рекреационных зон города, размещаются во взаимосвязи преимущественно с жилыми и общественно-деловыми зонами города. При размещении парков и лесопарков следует максимально сохранять природные комплексы городского и пригородного ландшафтов, существующие зеленые насаждения, естественный рельеф, верховые болота, луга и т.п., имеющие средоохранное и средоформирующее значение. Минимальные размеры площади, в соответствии с действующими нормами, должны быть для городских парков -

15 га; парков планировочных районов - 10 га; садов жилых зон - 3 га; скверов - 0,5 га. Для условий реконструкции указанные размеры могут быть уменьшены с учетом реально существующих. По функциональному содержанию парки могут быть многофун-циональными и специализированными (этнографические, ботанические, дендропарки, зоопарки и др.). При размещении и проектировании специализированных парков, установлении регламентов их использования необходимо руководствоваться действующими строительными, природоохранными, санитарными и другими нормами. Зоны массового кратковременного отдыха формируются как в черте городов, так и в пригородных зеленых зонах в пределах транспортной доступности не более 1,5 ч. Расчетная потребность в местах рекреации и номенклатура элементов системы ландшафтно-рекреационных территорий определяются величиной города и его народнохозяйственным профилем. Для укрупненных расходов следует принимать обеспеченность населения местами отдыха в пределах нормативной транспортной доступности: для сельских поселений и малых городов - 15 - 20%; для крупных и крупнейших городов - 25 - 40%. С учетом территориального развития городов на перспективу необходимо прогнозировать возможные изменения территориальных границ и элементов системы ландшафтно-рекреационных территорий, а также перераспределение функций объектов рекреации. При выделении территорий для рекреационной деятельности необходимо учитывать допустимые нагрузки на природный комплекс с учетом типа ландшафта, его состояния. Размеры территории зон отдыха следует принимать из расчета не менее 500 кв. м на 1 посетителя, в том числе интенсивно используемая ее часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 кв. м на одного посетителя. Площадь участка отдельной зоны массового кратковременного отдыха следует принимать не менее 50 га. В числе разрешенных видов строительства допускаются объекты, связанные непосредственно с рекреационной деятельностью (пансионаты, кемпинги, базы отдыха, пляжи, спортивные и игровые площадки и др.). Допускается размещать автостоянки, необходимые инженерные сооружения. При размещении объектов на берегах рек, водоемов необходимо предусматривать природоохранные меры. Городские зоны отдыха формируются на базе озелененных территорий общего пользования, природных и искусственных водоемов, рек. К лечебно-оздоровительным местностям относятся территории, обладающие природными лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики заболевания, а также отдыха населения. Эти территории должны иметь статус лечебно-оздоровительной местности федерального, регионального и местного значения. Курорты и курортные зоны являются частью лечебно-оздоровительной местности и формируются на землях, обладающих природными лечебными факторами, наиболее благоприятными микроклиматическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями. На территории курортных зон следует размещать санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха и туризма, учреждения и предприятия обслуживания лечащихся и отдыхающих, курортные парки и другие озелененные территории общего

пользования, пляжи. Режим использования курортных зон определяется специальным законодательством, а также действующими строительными, санитарными и природоохранными нормами.

Рассматривая возможность комплексного применения маркетингового инструментария для развития рекреационных зон Южного федерального округа, следует подчеркнуть, что в изучаемом регионе России для привлечения инвесторов к реализации серьёзных строительных программ в последние годы поменялись приоритеты. От продвижения небольших инвестиционных площадок в уже действующих курортных массивах Краснодарский край перешел к формированию новых перспективных комплексов. Так, в 2005-2006 годах определены 10 инвестиционных площадок для строительства фешенебельных гостиничных комплексов в Сочи, Геленджике, Новороссийске, Анапе, Туапсинском районе и Тамани. По международной классификации они будут соответствовать уровню 4 или 5 звезд. Краснодарский край привлекателен для туристов не только, как морской курорт. Здесь используются горные природные ландшафты, бальнеологический потенциал, археологические и исторические достопримечательности. К примеру, Тамань с уникальным городищем „Германесса - Тмутаракань" и множеством других археологических памятников. Глава краевой администрации Александр Ткачев (2011) убежден, что « историческое наследие Тамани станет главной ее достопримечательностью, если поблизости будут построены комфортабельные отели. Такая же ситуация в Апшеронском районе, территорию которого сравнивают со Швейцарией. В соответствии с концепцией развития горно-рекреационного комплекса здесь, на плато Лагонаки, планируется создать общедоступный горнолыжный курорт. Ведется работа по привлечению инвесторов. Однако без государственной поддержки реализация этого проекта может сильно затянуться. Предлагаемая для освоения территория превышает сто тысяч гектаров. Проект предполагает строительство здесь культурно-развлекательного комплекса международного уровня. В него войдут первый в России „Диснейленд" и „Сафари-парк", современный гостиничный комплекс с инфраструктурой, рассчитанной на круглогодичную работу Главная проблема, с которой краевому бюджету самостоятельно не справиться, - магистральные транспортные коммуникации. Строительство дополнительной железнодорожной ветки Краснодар - Тамань ее не решит. Необходимо значительно увеличить пропускную способность ранее построенных магистралей. Значительных капитальных вложений требует развитие энергосистемы и электросетей. В решении всех этих проблем администрация Краснодарского края рассчитывает на помощь и всестороннюю поддержку федерального центра. Существенный фактор, который сдерживает инвестиционную активность в регионе, - неразвитая транспортная и инженерная инфраструктура. Транспортники сильно отстают от темпов развития туризма и требований, которые предъявляет современный турбизнес. Результаты комплексного изучения проблем курортно-туристского комплекса Краснодарского края позволяют сделать вывод о целесообразности создания по всему Азово-Черноморскому побережью территорий с особым режимом экономической и

хозяйственной деятельности. Это особенно актуально для Сочи (Красная Поляна), Таманского полуострова (Анапский и Темрюкский районы), Туапсинского и Апшеронского районов. При этом планируется комплексное развитие не только курортов и туризма, но и экономики края в целом». По мнению специалистов Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, для реализации инвестиционных идей и проектов необходимо использовать современную технологию создания управляющих компаний в форме ОАО при участии краевых и муниципальных образований с функциями заказчика-застройщика, а также ввести в практику привлечение коммерческих организаций для финансирования 30% от общих затрат на первом этапе работ над проектом, используя с этой целью механизм переуступки коммерческой организации 30% доли в уставном капитале управляющей компании в форме ОАО. Указанное реально осуществляется на основании тендера или продажи соответствующего пакета акций путем дополнительной эмиссии на тендерных торгах. Для реализации инвестиционных проектов используется технология проектного финансирования через инвестиционные компании и кредитные организации - для финансирования оставшихся 70% путем переуступки до 50% уставного капитала в ОАО управляющей компании банку или инвестору. Последний обеспечивает через свою фирму оставшиеся 70% финансирования по проекту. Чтобы повысить экономическую привлекательность Краснодарского края для отечественных и иностранных инвесторов, следует ускорить подготовку и принятие соответствующих нормативно-правовых актов, федерального или региональных законов, регламентирующих создание свободных экономических зон или территорий с особым режимом хозяйственной и внешнеэкономической деятельности (специальных экономических зон туристско - рекреационного типа) на Азово-Черноморском побережье. Примером может служить Геленджик - одна из перспективных инвестиционных площадок Краснодарского края. Муниципальное образование включает 21 населенный пункт, из них семь расположены на берегу моря и сформировались как самостоятельные курорты. Это Кабардинка, Дивноморское, Архипо-Осиповка, Джанхот, Прасковеевка, Криница, Бетта. Стокилометровая рекреационная зона курорта освоена сегодня примерно на 20%. Генеральным планом развития города и планом стратегического развития предусмотрено строительство в Геленджике и курортных поселках рекреационных комплексов общей площадью 3,5 тыс. га, что позволит принимать дополнительно около 170 тыс. отдыхающих одновременно. К изучению рекреационного потенциала города привлечена южноафриканская фирма „Виктория и Альфред Уотерфрант Лтд". С 2002 г. по заданию краевой администрации компания занимается разработкой стратегического плана развития стокилометровой прибрежной зоны Геленджика. Программа предусматривает, прежде всего, строительство в рекреационной зоне курорта объектов индустрии отдыха и развлечений.

Анализируя перспективу вновь созданной туристско-рекреационной зоны в Краснодарском крае, следует указать, что эту перспективу чётко сформулировал

проходивший в Сочи X Международный экономический форум "Кубань-2011". В рамках форума состоялось 2 пленарных заседания, 5 конференций, 18 "круглых столов", презентации 54 субъектов РФ и 48 муниципальных образований края, а также заседание инвестиционной комиссии по отбору проектов, претендующих на поддержку Инвестиционного фонда РФ. К Олимпиаде-2014 построят в Сочи новые гостиницы на 10-15 тысяч посетителей. Общая сумма затрат на развитие инфраструктуры Сочи для проведения Зимней Олимпиады-2014 составит до 5 миллиардов долларов.

Литература

1. Кузнецова О.А., Осетрова А.И. Системные маркетинговые решения при организации особых экономических зон.// Московская экономическая газета. - 2010. - №134. - 15 с.

Ярощук А. Б.

Таможенный союз как форма развития экономической и социальной интеграции на пространства Европейского экономического сообщества

"Жесткий" вариант региональной интеграции, формой которого выступают Таможенный союз и Единое экономическое пространство, предполагает передачу существенной части национальных полномочий в области экономической и торговой политики на наднациональный уровень, обусловлен стремлением реализовать давно задуманное (тем более, что определенный путь был уже пройден), а также осознанием того, что никакое иное решение, кроме прорывного, не даст возможность преодолеть инерцию центробежных процессов и не позволит надежно обеспечить интересы самих стран-участниц на общем пространстве.

За годы реформ резко сузилась база сотрудничества, снизилась заинтересованность партнеров друг в друге при значительном усилении влияния нерегиональных держав. Поэтому без выстраивания единой внешней торгово-политической границы в виде ТС нельзя рассчитывать сохранить целостность пространства и российское влияние на нем, как нельзя надеяться на реализацию имеющегося, но "дремлющего" интеграционного потенциала.

Успешной до настоящего времени работе по созданию ТС и формированию ЕЭП способствовали следующие факторы:

- объективные экономические факторы - глобальный финансово-экономический кризис, подчеркнувший ключевую роль России как локомотива преодоления кризисных явлений и посткризисного развития СНГ (что особенно важно для Белоруссии, выгоды, доходы и приобретения которой от сотрудничества с Россией достигали 60% ВВП во второй половине 2000-х годов), и стремительный рост экономической мощи Китая, усиливающего давление на центральноазиатские республики и рассматривающего как свой сырьевой придаток;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.