9. Mishota V.A., Kholshchevnikov O.G. K voprosu ob ekstremistskikh proiavleniiakh v molodezhnoi srede [On the issue of extremism in the youth environment]. Iurisprudentsiia [Jurisprudence], 2010, no 3, pp. 109-117. (In Russ.).
10. Profilaktika ekstremizma i radikalizma v molodezhnoi srede Respubliki Tatarstan [Prevention of extremism and radicalism among young people of the Republic of Tatarstan]. Kazan', RTsMIPP Publ., 2011. 180 p. (In Russ.).
11. Sbornik itogovykh materialov nauchno-prakticheskikh seminarov, provedennykh v g. Moskva, g. Rostov-na-Donu, g. Stavropol', g. Sochi, «Formy i metody protivodeistviia rasprostraneniiu ideologii ekstremizma i terrorizma sredi molodezhi. Rol' i zadachi munitsipal'nykh obrazovanii» [Collection of the outcomes of the workshops and seminars held in Moscow, Rostov-on-Don, Stavropol, Sochi, "Forms and methods to counter the spread of extremist ideology and terrorism among young people. The role and tasks of municipalities"]. Moscow, NEFT' i GAZ Publ., 2012. 226 p. (In Russ.).
12. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2012 № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" (s izmeneniiami i dopolneniiami ot 31 marta 2015goda) [The Federal Law of the Russian Federation from 29.12.2012 № 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (as amended on March 31, 2015.)]. Konsul'tantPlius:ofitsial'nyi sait [ConsultantPlus: official site]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 173649/
УДК 37.014.53
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (МУЗЫКАЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
Костюк Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, директор научно-исследовательского института межкультурной коммуникации, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме развития дополнительного (музыкального) образования детей в современных социально-экономических реалиях Российской Федерации. Раскрытие целевых ориентиров развития дополнительного образования детей производится с опорой на федеральные законодательные акты, вступившие в силу в последние два-три года.
В статье произведено соотнесение задач, поставленных перед системой дополнительного образования детей государством с понятием «постиндустриальное общество», характеристиками данного общества и условиями, которое данное общество создает для развития человеческого капитала.
Центральным процессом, обусловливающим развитие системы образования, становится развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду, спорту. Именно в этом состоит миссия дополнительного образования детей на современном этапе.
В соответствии с обозначенной миссией целевыми ориентирами развития дополнительного (музыкального) образования детей становятся: обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ, расширение их спектра; развитие системы управления качеством дополнительного образования; развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей; развитие неформального и информального образования; внедрение и развитие механизмов государственно-частного партнерства; совершенствование финансово-экономических механизмов развития системы дополнительного образования; модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, постиндустриальное общество, развитие мотивации, целевые ориентиры развития, новые направления развития.
THE TARGETS OF ADDITIONAL (MUSICAL) EDUCATION DEVELOPMENT FOR CHILDREN IN POST-INDUSTRIAL SOCIETY
Kostiuk Natalia Vasilievna, Dr. of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director of the Research Institute for Intercultural Communication, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The problem of additional (musical) education of children in the contemporary socio-economic realities of the Russian Federation is relevant to the system of general and vocational education in Russia. This issue is devoted to presenting the article.
Disclosure targets of additional education of children is carried out relying on federal legislation enacted in the past two - three years, the analysis of the transformation objectives of supplementary education of children in historical perspective.
The paper produced by correlating the tasks assigned to the system of supplementary education of children to the concept of the state "postindustrial society" and the terms of which this society creates for the development of human capital.
The main characteristics of post-industrial society are: the predominance of the innovation sector of the economy, high-knowledge industry, the value of education, professionalism, learning and creativity in the work, empowerment of mass communication and information.
The central process that contributes to the development of education, motivation is the development of the younger generations to the knowledge, creativity, work, sports. That is the mission of the additional education at the present stage.
In accordance with the designated mission of the additional targets have (musical) education for children are: ensuring the availability of additional educational programs, expansion of their range; development of quality management system of supplementary education; development of human resources of an additional education of children; the development of non-formal and informal education; introduction and development of public-private partnerships; improving financial and economic mechanisms of development of additional education; modernization of the infrastructure of an additional education of children.
Keywords: additional education for children, post-industrial society, development of motivation, development targets, new trends.
Обсуждение проблем музыкальной культуры в различных ее аспектах сохраняет актуальность для профессионалов своего дела, несмотря на множество изменений социально-экономического порядка, а также реформирование образования, или, как принято сегодня говорить, - модернизацию системы образования.
Главный документ, который обуславливает протекание процессов модернизации образования, это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года [5].
Следующим нормативно-правовым актом, регламентирующим функционирование системы дополнительного образования детей в нашей стране, стала Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации 4 сентября 2014 года (№ 1726-р). И задача, поставленная перед нами сегодня, - на основании анализа этих документов обозначить целевые ориентиры развития дополнительного музыкального образования детей [4].
Прежде всего, необходимо подчеркнуть тезис о «постиндустриальном обществе». Сегодня факт перехода России к постиндустриальному обществу не обсуждается и не вызывает сомнений. Главными характеристиками постиндустриального общества являются: преобладание инновационного сектора экономики, высокопроизводительная индустрия знаний, ценность уровня образования, профессионализма, обучаемости и творческого подхода в деятельности, расширение возможностей массовой коммуникации и информации.
Другими словами «постиндустриальное общество» является синонимом словосочетанию «инновационное общество». В постиндустриальном обществе решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека и на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности.
Обозначенная проблема актуальна в связи с тем, что в постиндустриальном информационном обществе нарастают вызовы в целом системе образования и процессу социализации личности. В связи с этим, а также на основании закона «Об образовании» и Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года справедливо утверждение, что дополнительное образование становится уникальной и конкурентоспособной социальной практикой наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Именно в развитии мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту состоит миссия дополнительного образования на современном этапе. Более конкретно высказались авторы Концепции развития дополнительного образования 2020: «Дополнительное образование - фабрика мотивации развития личности».
Данная миссия несомненно шире, чем цель, сформулированная в предыдущей концепции -концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года, а именно: цель модернизации дополнительного образования состояла в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации, обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.
То есть объективно, соответственно документам, выстраивается следующая историческая последовательность:
XX столетие (Советский Союз и постсоветский период) - создана система дополнительного образования, которая направлена на формирование у «растущего» человека личностных качеств
и картины мира, освоение сфер деятельности, соответствующих актуальным задачам промышленного и социокультурного развития страны.
Начало XXI столетия (первое десятилетие) -в Концепции модернизации до 2010 года сформулированы «новые социальные требования к дополнительному образованию детей». Дополнительное образование детей теперь опирается на принципы гуманизации, демократизации образовательного процесса, индивидуализации, принципы педагогики сотрудничества.
Сегодня, во втором десятилетии XXI века, мы говорим о системе дополнительного образования как о системном интеграторе открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства в целом.
Итак, главными целевыми ориентирами дополнительного музыкального образования детей на современном этапе развития общества становятся:
- Во-первых, обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ, в том числе:
• на основе государственных требований к доступности услуг дополнительного образования;
• за счет поддержки региональных программ дополнительного образования детей;
• посредством создания условий для формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий и т. д.
- Во-вторых, расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ, прежде всего на основе:
• ресурсной и нормативной поддержки обновления содержания программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;
• разработки и реализации модели разноуровневых дополнительных предпрофессиональных программ.
- В-третьих, это развитие системы управления качеством дополнительного образования, прежде всего на основе:
• механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки качества реализации дополнительных программ;
• организации регулярных исследований общественного заказа на содержание и формы реализации дополнительных общеобразовательных программ.
- В-четвертых, это развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей, которое однозначно должно опираться на профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, а уже далее на включение механизмов эффективного контракта, модели карьерного роста и т. д.
- В-пятых, целевым ориентиром развития дополнительного образования детей является развитие неформального и информального образования, предполагающее:
• расширение возможностей использования учреждений культуры;
• поддержку общественных медийных проектов;
• развитие программ открытого образования;
• развитие сектора так называемых программ «учения с увлечением» и т. д.
- В-шестых, внедрение и развитие механизмов государственно-частного партнерства, помимо прочего направленные на:
• стимулирование благотворительности физических и юридических лиц;
• содействие развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.
Наконец, это совершенствование финансово-экономических механизмов развития и модернизация инфраструктуры дополнительного образования. При этом предлагаемые механизмы уже не являются для системы образования России в целом новыми. Речь идет о механизмах нормативно-подушевого и персонифицированного финансирования [2], а в аспекте инфраструктуры речь идет о создании, как на уровне Федерации, так и на уровне Субъекта Федерации «ресурсных центров», а также о развитии сетевой организаций дополнительного образования в субъектах Российской Федерации в соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями региона и т. д., о чем подробно изложено в статьях Закона «Об образовании в РФ».
Представленные целевые ориентиры охватывают все уровни системы дополнительного обра-
зования детей, включая уровни государственной и муниципальной власти, органы управления образованием муниципальных образований и т. д. Но в перечне представленных ориентиров возможно выделить два, на которые непосредственно могут и должны влиять субъекты образовательного процесса - руководители и педагоги организаций дополнительного образования, тем более в контексте того, о чем было сказано выше: дополнительное образование детей - мощный инструмент социализации личности [1].
Итак, речь идет о: создании и развитии новых направлений дополнительного образования, которые должны давать возможность детям и подросткам осваивать такие современные технологии, как:
• технологии современной культурной политики;
• технологии регионального развития;
• антропологические технологии;
• технологии научного познания;
• инженерные технологии;
• визуальные технологии;
• сетевые технологии.
Подобные технологии оптимизируют процессы личностного и профессионального самоопределения в изменяющемся мире и способствуют включению ребят в создание новых форм организации социальной жизни.
Второе направление, реализация которого максимально происходит «на местах», в организациях дополнительного образования, это: конструирование и нормативное закрепление новых форм дополнительного образования, так как обновление содержания не может быть осуществлено в полной мере без данного фактора.
В завершении необходимо акцентировать внимание на фактах, обоснованных как специалистами, осуществляющими законотворческую деятельность, так и учеными, практиками, занимающимися непосредственно проблемами развития дополнительного образования детей [3]. Это факты-утверждения, касающиеся потенциала дополнительного образования детей.
Во-первых, дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям
ребенка. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и результатов.
Во-вторых, в дополнительном образовании обеспечивается более тесная, чем в основном, связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной ориентации, установок на созидательную, продуктивную деятельность.
В-третьих, дополнительное музыкальное образование способствует формированию культурной элиты страны через выявление талантливых детей, развитие их мотивации и способностей.
В-четвертых, дополнительное образование детей, подростков и молодежи, обладает мощным социально-педагогическим потенциалом, и выступает важнейшим компонентом непрерывного образования - то есть той модели образования, которая признается сегодня наиболее эффективной для развития человеческого капитала.
Таким образом, устройство программ дополнительного образования, их гибкость, модульность, интеграция со сферами культуры и искусства, для детей становится фактически прототипом программ непрерывного профессионального образования в старших возрастах.
Литература
1. Костюк Н. В. Подготовка педагогов к реализации комплекса современных образовательных технологий формирования готовности выпускников профессиональных образовательных организаций к инновационной деятельности // Проф. образование в России и за рубежом. - Кемерово. - 2014. - № 4 (16). - С. 92-95.
2. Костюк Н. В., Фаломкин А. В. Развитие эффективного взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда в условиях индустриально развитого региона: моногр. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2011. - 120 с.
3. Кудрина Е. Л., Хижняк Н. Л. Развитие художественной одаренности детей в новых социально-культурных условиях // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - Кемерово, 2015. - № 31. - С. 170-177.
4. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3. - М., 2012.
References
1. Kostiuk N.V. Podgotovka pedagogov k realizatsii kompleksa sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologii formirova-niia gotovnosti vypusknikov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsii k innovatsionnoi deiatel'nosti [Training teachers to implement a set of modern educational technologies of formation of readiness of graduates of vocational educational institutions for innovative activity]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Vocational training in Russia and abroad]. Kemerovo, 2014, no 4 (16), pp. 92-95. (In Russ.).
2. Kostiuk N.V., Falomkin A.V. Razvitie effektivnogo vzaimodeistviia sistemy professional'nogo obrazovaniia i rynka truda v usloviiakh industrial'no razvitogo regiona: monografiia [Development of effective interaction of the system of vocational education and labor market conditions in industrially developed region: monograph]. Kemerovo, KRIRPO Publ., 2011. 120 p. (In Russ.).
3. Kudrina E.L., Khizhniak N.L. Razvitie khudozhestvennoi odarennosti detei v novykh sotsial'no-kul'turnykh usloviiakh [Development of art gifted children in new socio-cultural condition]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. Kemerovo, 2015, no 31, pp.170-177. (In Russ.).
4. "Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiia dopolnitel'nogo obrazovaniia detei" [On Approval of the Concept of development of additional education of children]. Rasporiazhenie Pravitel stva Rossiiskoi Federatsii ot 04.09.2014 no 1726-r [Order of the Government of the Russian Federation 04.09.2014 no 1726-r]. (In Russ.).
5. Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" no 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" no 273-FZ]. Moscow, 2012. (In Russ.).