Научная статья на тему 'Целевые ориентиры и проблемы развития региональной социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики'

Целевые ориентиры и проблемы развития региональной социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАНСПОРТ / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульянова О.Ю., Ященко С.О., Чебанов Э.И.

В условиях модернизации экономики, подчеркивается в статье, социальная инфраструктура создает динамичное инновационное пространство. Предоставляя общественные и не исключаемые блага, социальная инфраструктура является определяющим фактором успешного социально-экономического развития и функционирования региона. В работе дан анализ функционирования региональной социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики на примере Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ульянова О.Ю., Ященко С.О., Чебанов Э.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевые ориентиры и проблемы развития региональной социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 338.49:332.12

целевые ориентиры и проблемы развития региональной социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики

о. ю. Ульянова,

доктор экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики E-mail: olga_uljanova@mail. ru

с. о. ященко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики E-mail: elto@mail. ru

э. и. чебанов,

соискатель кафедры экономической теории и экономической политики E-mail: adik_c@mail. ru Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

В условиях модернизации экономики, подчеркивается в статье, социальная инфраструктура создает динамичное инновационное пространство. Предоставляя общественные и неисключаемые блага, социальная инфраструктура является определяющим фактором успешного социально-экономического развития и функционирования региона. В работе дан анализ функционирования региональной социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики на примере Волгоградской области.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, модернизация, здравоохранение, образование, транспорт, Волгоградская область.

Современный финансовый кризис продемонстрировал необходимость модернизации экономики России, которая должна охватить все сферы жизни. В связи с этим определены пять главных

составляющих экономического роста страны и ее регионов — это инновации, инвестиции, инфраструктура, институты, интеллект.

Особое внимание заслуживает инфраструктура, которая была создана в советские времена и носила поддерживающий характер. В настоящее время российская инфраструктура занимает 86-е место из 130 стран. Развитие социальной инфраструктуры становится одним из важнейших приоритетов модернизации экономики, поскольку услуги инфраструктуры создают основу для повышения эффективности всех секторов экономики.

В кризисных условиях экономики региональная социальная инфраструктура становится уязвимой, так как именно на этом уровне сталкиваются территориальные и отраслевые интересы субъектов собственности и интересы субъектов хозяйствова-

ния, а также вследствие сокращения социальных бюджетных расходов. Актуальность регионального интереса должна быть связана с обеспечением высокого качества средового обустройства жизни общества, необходимостью учета территориального фактора, предоставлением регионам хозяйственной самостоятельности и развития отношений собственности.

Территориальная асимметрия инфраструктуры отчетливо проявляется на внутрирайонном уровне, но незначительно — на межрайонном. Современная концепция инфраструктуры предусматривает нивелировку межрегиональных различий. Если по уровню развития производственной инфраструктуры между экономическими районами, за небольшим исключением, особых различий нет, то в развитии социальной инфраструктуры есть существенные межрегиональные различия, преодоление которых становится одной из важнейших задач региональной политики. Если учитывать современную тенденцию трансформации социальной инфраструктуры в сферу жизнеобеспечения общества, то становятся очевидными важность и глубина исследуемой проблемы.

Роль социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики заключается не только в обеспечении качественных условий жизни граждан, но и в создании конкурентного экономического образа региона в национальном пространстве. Конкурентное преимущество региона, по мнению известного экономиста М. Портера, «зависит от наличия определенных специальностей и профессий, соответствующих технологий и инфраструктуры, опытных и требовательных местных потребителей, подходящих местных поставщиков, конкурентоспособных местных компаний в родственных отраслях и местной среды, которая поощряла бы подлинную конкуренцию» [3]. Социальная инфраструктура воздействует на эффективность экономической системы, поскольку отрасли социальной инфраструктуры становятся точками развития человеческого капитала. Таким образом, региональная социальная инфраструктура представляет собой сложную систему отраслей и сфер деятельности, осуществляющих системное обслуживание регионального хозяйства и обеспечивающих развитие человеческого капитала.

Сущность региональной социальной инфраструктуры заключается в определенных ее особенностях, таких как:

• отсутствие заменителей услуг, инфраструктурные элементы функционируют в системе, взаимодействуя и дополняя друг друга;

• создание необходимых условий для воспроизводства человеческого капитала;

• влияние на социально-экономическое развитие региона и его отраслей;

• сосуществование и взаимодействие рыночных и нерыночных форм решения социальных проблем. Развитие каждого сектора поддерживается на различных уровнях организации: нерыночный — на федеральном и региональном уровнях, а рыночный — на региональном уровне и уровне отдельного предприятия;

• создание архитектурного и культурного образа городов и регионов.

Модернизация экономики предъявляет особые требования к оказанию инфраструктурных услуг, поскольку от них непосредственно зависит экономическая деятельность всех предприятий и фирм региона, а косвенно — качество жизни общества. Для эффективно функционирующей региональной экономики необходимы резервы всех видов экономических ресурсов, и инфраструктурный потенциал тоже не является исключением.

В связи с этим выделим критерии оценки качества инфраструктурных услуг:

• доступность услуги — обеспечение экономическим субъектам социальной справедливости условий в ценах, организации сетей, информации об изменениях;

• стабильность — непрерывность работы инфраструктурных элементов, обеспечивающих надежность производства и потребления услуг;

• обоснованная цена услуг, обеспечивающая компромисс между потребителем и производителем услуг;

• своевременность предоставления услуг, сохраняющая ритм производства и жизнедеятельности;

• адаптивность инфраструктурных учреждений к культурно-технологическим изменениям в структуре спроса.

В зависимости от расселения сложились система территориального распределения социальной инфраструктуры, состав, организация и технико-технологический уровень. Все это обеспечивает соответствующее качество обслуживания общества, степень удовлетворения его материальных и духовных потребностей, создание достойного образа жизни.

Модель региональной социальной инфраструктуры определяется социальным укладом жизни общества. Выделяются следующие три модели:

1) социально ориентированная нерыночная. Инфраструктурные услуги предоставляются обществу при доминирующем участии государства. В этой модели значительную долю занимают общественные услуги, предоставление которых обеспечивается за счет бюджетных инвестиционных ресурсов регионов. Реализация такой модели на практике в краткосрочном периоде достигает значительного экономического эффекта, но в долгосрочном периоде является невыполнимой для бюджета финансовой нагрузкой;

2) рыночная (либеральная). Предоставление услуг социальной инфраструктуры обществу осуществляется с привлечением частного капитала при минимальном участии государства. Задачей последнего является создание условий для конкуренции и нормативно правовых основ регулирования рыночных отношений. Развитие социальной инфраструктуры зависит от инвестиционной активности частных субъектов;

3) социально ориентированная рыночная, смешанная. Ее основной функцией является предоставление услуг обществу, осуществляемых на основании государственно-частного партнерства, представляющего собой взаимодействие компаний-инвесторов частного сектора с органами государственной власти в целях обеспечения финансирования развития социальной инфраструктуры.

Социальная ориентация экономики — это ориентация производства на индивидуальный и совокупный спрос потребителей. Но это присуще экономике эффективной, которая располагает развитым рыночным механизмом, при условии, что данный механизм не деформирован ни монополизмом производителей, ни забюрократизированным государственным вмешательством. Социальная ориентация экономики предполагает строгую регламентацию общественными институтами определенного уровня госрегулирования, при котором осуществляется соответствие социальным интересам. Такая ориентация характеризует, помимо других признаков, значительные масштабы перераспределения доходов в целях оказания социальных услуг обществу, предоставление определенных социальных гарантий [2]. Одним из важных условий реализации этой модели является реализация принципиально новой конструктивной социальной

политики, призванной укрепить доверие людей к власти и соответствующей задачам перспективного развития региона. Инвестиции в развитие социальной инфраструктуры являются смешанными, т. е. государственными и частными.

Следует отметить, что к формированию смешанной модели социальной инфраструктуры стремится большинство регионов России, как правило, регионы с высокой и средней инвестиционной активностью, способные привлекать частный капитал в финансирование социальных проектов. К числу таких регионов относится Волгоградская область как регион со средней инвестиционной активностью, с целью проведения исследования развития социальной инфраструктуры.

Социально-экономическое развитие региона зависит от его географического положения, размеров, численности и менталитета населения, организационной модели управления и других особенностей. Волгоградская область в 2011 г. вошла в топ-40 бизнес-регионов. Регион занял 15-е место в рейтинге 40 российских регионов по индексу условий для развития малого и среднего бизнеса «Индекс ОПОРЫ 2010—2011» [1]. Целью данного проекта была всесторонняя оценка предпринимательского климата в субъектах Федерации. В его рамках проведена оценка качества условий развития предпринимательства по пяти направлениям:

1) недвижимость и инфраструктура (доступность земельных участков, производственных, складских, офисных помещений, качество транспортной и логистической инфраструктуры, доступность новых энергетических мощностей и тарифов на электроэнергию);

2) трудовые ресурсы (доступность квалифицированных инженеров и технических специалистов);

3) доступность финансовых ресурсов;

4) административный климат и безопасность (свобода от давления со стороны проверяющих инстанций, правоохранительных органов, криминала; доля незаконных выплат чиновникам в выручке компаний);

5) система поставщиков.

Для характеристики социальной инфраструктуры Волгоградской области необходим анализ показателей ее основных отраслей, таких как: • здравоохранение; между качеством услуг и

развитием человеческого капитала существует устойчивая связь, поскольку физические

возможности человека определяют производи-

тельность его труда и способность к воспроизводству;

• образование, доступность которого является фактором целостного развития человека и реализации человеческого потенциала;

• транспортная инфраструктура, являющаяся источником социально-экономического развития территорий, увеличивающая мобильность трудовых ресурсов, создающая условия функционирования других отраслей социальной инфраструктуры.

Изучение потребителей услуг социальной инфраструктуры следует начать с рассмотрения демографической ситуации в регионе. На 01.01.2008 численность населения области составила 2 619,9 тыс. чел., а на 01.01.2010 — 2 589,9 тыс. чел., т. е. на 1,1 %, или на 30 тыс. чел. меньше. Процентное соотношение численности мужского и женского населения составляет 46 и 54 % соответственно. Численность населения области в 2003—2010 гг. снизилась почти на 4 %, или уменьшилась на 107,3 тыс. чел. Перераспределение населения между городскими и сельскими зонами за этот период составило соответственно 75 и 25 %. При этом сокращение численности населения в городских и сельских поселениях проходит разными темпами. В докризисный период (до 2008 г.) число городского населения сократилось на 2,3 % (46,4 тыс. чел.), а сельского — на 2,73 % (18,1 тыс. чел.). В кризисный период (2008—2009 гг.) численность населения снизилась на 0,72 % (на 18,9 тыс. чел.) за счет сокращения городского населения (на 15,7 тыс. чел.), а численность сельского населения относительно стабильна (минус 0,5 % в течение двух лет).

Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16—59 лет, женщины 16—54 лет) на 01.01.2008 составила 61,6 % от общей численности населения, моложе трудоспособного возраста — 16,2 %, старше трудоспособного возраста — 22,2 %; на 01.01.2010 — 61, 15,3, и 23,7 % соответственно. Возрастная структура населения за кризисные годы изменилась незначительно, и прослеживается тенденция сокращения «молодого» населения и увеличения доли населения старше трудоспособного возраста, что, на наш взгляд, является негативной динамикой демографических процессов. По сравнению с показателями всероссийской переписи населения в 2002 г. наблюдается значительное сокращение численности населения моложе трудоспособного возраста, обусловленное

низким уровнем рождаемости и вхождением в трудоспособный возраст граждан, родившихся до демографического кризиса.

Сокращение численности населения региона обусловлено естественной убылью, сохраняющейся с 1990 г. Однако в последние годы отмечается положительная динамика показателей смертности и рождаемости, связанная в основном с финансированием федеральных программ и приоритетного национального проекта «Здоровье». Снижение естественной убыли населения за 2005—2009 гг. на 41,3 % обусловлено в большей степени увеличением рождаемости на 21,3 %, и в меньшей — сокращением смертности на 7,6 %. В кризисные годы (2008—2009 гг.) динамика показателей смертности и рождаемости не изменилась. В отношении тенденции неизменности рождаемости очевидны «провалы» демографической политики в условиях продолжающегося убывания населения в регионе.

Высокий уровень смертности трудоспособного населения вызывает особые опасения. На 100 тыс. чел., способных к созиданию и производству регионального продукта, в 2009 г. умерли 597,8 чел., что ниже соответствующего показателя 2008 г. на 4 %, но выше показателя 2007 г. на 1,8 %. Таким образом, в кризисный 2008 г. уровень смертности трудоспособного населения подскочил на 5,6 %. Показатель смертности в трудоспособном возрасте среди мужчин превышает аналогичный показатель среди женщин в 4 раза. Основными причинами смертности трудоспособного населения являются сердечно-сосудистые (особенно в кризисные 2008— 2009 гг.) и онкологические заболевания, вызванные неблагоприятной экологической ситуацией и высокой концентрацией промышленного производства, а также дорожно-транспортный травматизм.

Значительное сокращение численности населения, на наш взгляд, должно быть приостановлено за счет создания благоприятных условий для воспроизводства человеческого капитала. Вторичными мерами являются привлечение мигрантов низкой квалификации, увеличение пенсионного возраста и количества рабочих часов в неделю. Иммиграция приводит также к сокращению численности трудоспособного населения, например, в 2009 г. Волгоградскую область покинуло на 883 чел. больше, чем прибыло.

Положительные тенденции последних лет в демографической ситуации региона, по нашему мнению, должны быть усилены интенсивным раз-

14 000

12 000

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

'12 001,8

1 037,2

Работники организаций здравоохранения в среднем по России —о—Работники организаций в среднем по

Волгоградской области ------- Работники организаций здравоохранения в

среднем по Волгоградской области

2000

2005

2006

2007

2008

Источник: составлено авторами по данным [4].

Рис. 1. Динамика изменения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2000—2008 гг, руб.

витием системы здравоохранения, направленным на сокращение заболеваемости и смертности трудоспособного населения.

На территории Волгоградской области функционируют следующие учреждения здравоохранения:

— 131 больница;

— 436 амбулаторно-поликлинических учреждений;

— 10 санаториев;

— 12 санаториев-профилакториев.

Численность больничных коек в Волгоградской

области в 2008 г. составляла 27,4 тыс. ед. (на 3 700 меньше, чем в 2006 г.), значит — 105 шт. на 10 тыс. чел. По данному показателю Волгоградская область является одним из лидеров среди регионов Южного федерального округа. В среднем по России на 10 тыс. чел. приходится 98,6 коек (терапевтических — 33 %, хирургических — 29, туберкулезных — 15, остальных — менее 10 % в каждой группе). Несмотря на высокую обеспеченность населения больничными койками, наблюдается их дефицит. Срок ожидания плановой госпитализации зачастую затягивается на 2—3 месяца. Имеют место структурные диспропорции, выражающиеся в дефиците неврологических и кардиологических коек. Объем платных услуг здравоохранения в 2008 г. составил 4 666 млн руб., что на 32 % больше такого показателя в 2007 г., что указывает на увеличение числа платных медицинских услуг в кризисный год. При этом существуют резервы повышения эффективности системы здравоохранения в отношении повышения качес-

тва услуг за счет организации государственно-частного партнерства.

Среднесписочная численность работников организаций здравоохранения в 2008 г. составила 79,2 тыс. чел., что на 3 100 чел. больше, чем в 2007 г. В регионе в 2008 г. насчитывалось 13,2 тыс. врачей и 26,8 тыс. чел. среднего медицинского персонала. Наибольшее количество среди врачей — терапевты (27 %), стоматологи (18 %), хирурги (11 %), педиатры (12 %) и акушеры-гинекологи (7 %). Доля врачей остальных специальностей не превышает 5 %. Средний медицинский персонал представлен медицинскими сестрами (74 %), фельдшерами (10 %), акушерками (5 %) и работниками других профессий численностью не более 5 % от общей численности среднего медицинского персонала [4]. По мнению авторов, следует проводить корректировку подобной структуры совместно с медицинскими университетами в части распределения специальностей обучения. Недостаточное количество неврологов, эндокринологов, отоларингологов создает очереди в учреждениях здравоохранения, повышает коэффициент совмещения специальностей и в итоге приводит к тому, что население не получает квалифицированной медицинской помощи.

Низкая эффективность системы здравоохранения обусловлена непривлекательностью медицинских профессий, основной причиной которой, по нашему мнению, является низкий уровень оплаты труда работников (рис. 1). Средняя заработная плата работников организаций здравоохранения Волгоградской области в 2000—2008 гг. оставалась ниже заработной платы их коллег в среднем по России и средней заработной платы работников всех типов организаций региона. В 2006—2008 гг. работники здравоохранения получали заработную плату на 19—20 % ниже, чем работники организаций в среднем по области. Отметим уменьшение разницы: в 2000 г. составила 39 %, а в 2005 г. — 29 %. Низкая заработная плата не создает финансовой мотивации у представителей профессии к заниманию должностей, несмотря на отсутствие дефицита студентов в медицинских образовательных учреждениях.

0

Основной целью развития здравоохранения должно служить оказание качественных услуг, способствующих сокращению смертности и заболеваемости населения. В отношении общей заболеваемости населения Волгоградской области ситуация остается опасной. За период 1995—2008 гг. общая заболеваемость населения увеличилась более чем на четверть (26,3 %). Ее максимальный скачок произошел в 1990-х гг., однако и в настоящее время ее уровень остается высоким. За 5 лет (2001—2005 гг.) общая заболеваемость населения выросла на 2,7 %, а за год — (2005—2006 гг.) — на 3,2 %. В кризисный 2008 г. заболеваемость населения снизилась на 0,7 %. Большую часть впервые установленных диагнозов составляют болезни органов дыхания (37 %), осложнения беременности, родов и послеродового периода (14 %), травмы, отравления и другие последствия внешних воздействий (10 %). Отметим снижение больных психическими расстройствами и расстройствами поведения (на 6—9 % в год), алкоголизмом и алкогольными психозами (на 2—5 % в год), но произошел рост числа больных наркоманией (на 3—6 % в год) [4]. Рост общей заболеваемости населения обусловлен интенсивным загрязнением окружающей среды, увеличением количества врожденных аномалий и низкой эффективностью системы здравоохранения.

Парадоксальной выглядит ситуация быстрого сокращения численности лиц, впервые признанных инвалидами на фоне устойчиво высокого уровня общей заболеваемости населения. Численность лиц, впервые признанных инвалидами к 2006 г. снизилась до уровня 1995 г., несмотря на рост общей заболеваемости населения в этот период на 34 %. В 2005—2006 гг. инвалидизация населения сократилась на 15,5 % при росте общей заболеваемости на 3,2 %, а к 2008 г. «упала» до минимальных значений. Причинами инвалидности являются болезни системы кровообращения (54 %), злокачественные новообразования (14 %), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (7 %), туберкулез (4 %) [4]. Авторы считают тенденцию снижения инвалидизации недостаточно релевантной, т. е. она обусловлена манипуляциями группой критериев отнесения человека к числу инвалидов, а не изменением реального состояния здоровья населения. Такая ситуация является еще одним фактором усугубления демографической обстановки и ухудшения характеристик человеческого капитала.

При борьбе с ростом заболеваемости и смертности населения особую важность приобретают современные методы ранней диагностики заболеваний и их лечения. В частности, в Волгоградской области функционируют современные высокоспециализированные медицинские центры. Среди них — кардиологический центр, центр искусственной почки, офтальмологический центр и др. Спрос на их услуги превышает предложение, т. к. центры обслуживают не только граждан Волгоградской области, но и жителей соседних регионов и стран. В настоящее время наблюдается дефицит специального диагностического оборудования, современного оснащения палат интенсивной терапии, реанимобилей, новых автомобилей скорой помощи и инновационных методов лечения (существует целый ряд заболеваний, лечение которых не производится в регионе из-за отсутствия соответствующей аппаратуры и персонала, но успешно проводится в федеральном центре и за рубежом).

Таким образом, население Волгоградской области получает качество услуг здравоохранения, соответствующее средним российским показателям. Однако основными проблемами персонала здравоохранения считаем неэффективную структуру, низкую заработную плату и ее диспропорции. Количество больниц, амбулаторно-поликлинических, оздоровительных учреждений, специализированных центров, диагностического оборудования должно быть увеличено в соответствии с ростом числа и квалификации медицинских работников. Основной целью модернизации здравоохранения со стороны правительства является повышение качества медицинских услуг, а целью частных инвесторов — диверсификация этих услуг. Специализация деятельности государства (контролирует функционирование организаций здравоохранения, деятельность партнеров и уровень тарифов) и частного инвестора (реконструирует, строит и оснащает медицинские учреждения) позволит предоставить населению высокоэффективные медицинские услуги.

В условиях кризиса 2008—2009 гг. усугубились негативные демографические тенденции в Волгоградской области как за счет общих негативных явлений в экономике, так и за счет несбалансированной политики государства в здравоохранении. Стремление к сокращению расходов на здравоохранение и коммерциализации медицинской деятельности привело к новому витку ухудшения параметров человеческого капитала в регионе.

Незначительные достижения докризисного периода в демографии и здравоохранении неожиданно оказались «бумом» развития без потенциала дальнейшего роста.

Здравоохранение оказывает формирующее влияние на количественные показатели человеческого капитала, т. е. на численность населения, его прирост, трудоспособный период жизни и т. д. Наряду с количественными параметрами важность имеют и качественные показатели, основным источником совершенствования которых является система образования. Среди качественных показателей выделим уровень образования и навыки трудовой деятельности. По нашему мнению, система образования формирует экономически активное население, способное к эффективному труду и увеличению регионального продукта.

Система образования Волгоградской области представлена 776 дошкольными учреждениями, 1 118 школами, 57 учреждениями начального, 50 — среднего и 16 — высшего профессионального образования и оказывает образовательные услуги различного уровня.

Необходимо отметить, что в 2000—2009 гг. число дошкольных учреждений сократилось на 6 %. Наибольшие темпы сокращения наблюдались в 2000 и 2001—2002 гг. и составили 3,9 и по 2 % соответственно в год. Данная динамика замедлилась с 2004 г., причем сокращение не превысило 1 % в год, а в 2008 г. произошел подъем на 3 %, который в дальнейшие годы, к сожалению, не продолжился. Число детей в дошкольных учреждениях за 2000—2009 гг. выросла на 21,5 %. Стремительный рост числа детей в дошкольных учреждениях связан с ежегодным увеличением рождаемости.

Дошкольные учреждения первыми испытывают влияние роста рождаемости, т. к. прием в них детей осуществляется с 1,5 лет. Считаем, что возросший спрос на услуги дошкольных учреждений затормозил в 2004 г. их планомерное сокращение, но вместе с тем создал дефицит мест. В регионе очередь на устройство ребенка в дошкольное учреждение составляет более 10 тыс. чел. Дальнейший рост рождаемости усугубляет социальную ситуацию и ставит под сомнение будущие качественные показатели человеческого капитала, поэтому целесообразны введение в эксплуатацию новых и реконструкция существующих дошкольных учреждений. Основным вопросом является их финансирование, возможное на основе механизмов

государственно-частного партнерства (концессия, совместные предприятия).

Следует отметить, что фактическое количество школьников в 2000—2009 гг. уменьшилось на 37 %. Положительные показатели рождаемости последних лет еще не в полной мере отразились на дневных общеобразовательных учреждениях, т. к. только в 2007 г. количество первоклассников впервые с 1996 г. превысило значение предыдущего года. В 2008— 2009 гг. продолжилось сокращение числа школьников (на 1,3 %), но оно значительно замедлилось по сравнению с предыдущими годами. Численность школьников по отношению к 2011 г. вырастет на 0,55 % лишь в 2012—2013 гг. Пока сохраняется ситуация, когда в школах могут учиться одновременно 5—6 первых классов и ни одного 10-го или 11-го.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Естественным процессом является сокращение числа школ в 2000—2009 гг. на 16,5 %. Наибольшее снижение показателя пришлось на кризисные 2008—2009 гг. (на 11 %), что в условиях будущего роста числа школьников вызывает сомнения в возможности быстрого восполнения образовательных мощностей. Количество частных школ в последние годы существенно не меняется и составляет 15—18 ед. в расчете на весь регион, что говорит о наличии спроса на их услуги и потенциальной возможности инвесторов реализовать свои интересы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в государственных общеобразовательных учреждениях в 2010 г. составила 76,4 % от средней зарплаты по области, т. е. учителя получают заработную плату размером ниже на 45 %, прочие работники — на 60 % меньше, чем в среднем работники организаций региона. Худшая ситуация сложилась в 2008 г., когда работники общеобразовательных учреждений получали на 32,2 % ниже среднего размера заработка, а немного лучшая — в 2009 г. — на 17,1 % ниже среднего заработка. Подобная ситуация складывается с работниками учреждений начального и среднего профессионального образования. Низкая заработная плата снижает для молодежи престиж профессии учителя, создает дефицит кадров, несмотря на сокращение количества учреждений среднего и начального профессионального образования.

Отсутствие видимого влияния роста рождаемости на общеобразовательные учреждения обусловлено временным интервалом, поэтому недопустимо приводить систему к социальному коллапсу. Отставание размера заработной платы сотрудников

данных учреждений от других категорий работников снижает у учителей мотивацию к эффективному обучению и заставляет покидать школы в поисках более доходных мест работы. Кроме того, в регионе остается неудовлетворительным материально-техническое обеспечение школ, более 350 школ ждут капитального ремонта. Общеобразовательные учреждения закладывают качественные параметры человеческого капитала и создают условия его профессионального развития.

Количество учреждений начального профессионального образования Волгоградской области снижается, в 2009 г. замечен резкий рост числа средних специальных заведений (на 19 %), стабильным остается число высших учебных заведений. Количество учреждений начального профессионального образования в 2000—2009 гг. сократилось на 18,5 %. Вместе с тем за этот период выросло число средних специальных учебных заведений на 8,7 %, а вузов — на 14,3 %. Численность учащихся учреждений начального профессионального образования за данный период сократилась на 39 %, а число студентов средних специальных учебных заведений выросло на 3,2 %. Учреждения начального профессионального образования по численности занимают большую долю среди остальных (50 % в 2008 г.) и при этом обучают только 10 % учащихся. Характерным также является нарастающий темп сокращения их численности (в среднем на 3—4 % в год) при увеличении числа самих учреждений. Динамика изменения численности студентов средних специальных учебных заведений непостоянна: до 2005 г. наблюдался ежегодный замедляющийся рост показателя в среднем на 3,4 %, однако с 2006 г. начался спад (к 2009 г. на 12 %). Сокращение числа студентов средних специальных и начальных профессиональных учебных заведений обусловлено резким сокращением рождаемости. В этих заведениях с 2003 г. обучаются студенты, родившиеся в наиболее острый период демографического спада, и рост численности учащихся прогнозируется не ранее 2012 г. Другой причиной может служить выбор выпускников школ в пользу вузов.

Ситуация с причинами значительного роста численности студентов вузов остается спорной. В период 2000—2009 гг. их численность выросла на 85,8 % при увеличении числа учреждений только на 14 %. Причем с 2003 г. число вузов почти не менялось, а численность студентов росла на 3—4 % ежегодно. Среди причин роста называют подъем

престижа высшего образования, повышение денежных доходов населения и доступности обучения, повышение требований при приеме на работу и т. д. По мнению авторов, основной причиной является тот факт, что к 2009 г. система высшего образования не в полной мере вступила в период последствий снижения рождаемости в 1990—1999 гг. Вузы области приняли только в 2007 г. на первый курс абитуриентов, рожденных в данный период. Снижение числа студентов началось в 2010 г. и достигнет максимума в 2011—2013 гг. Высшее образование формирует качественный человеческий капитал, способный к эффективной трудовой деятельности. В условиях грядущего сокращения числа молодых специалистов, связанного с «демографической ямой», приоритетом системы образования должны стать интенсификация труда, наращивание профессиональных знаний и навыков кадров.

Эффективное функционирование систем здравоохранения и образования обусловлено также наличием развитой транспортной инфраструктуры, которая позволяет учреждениям здравоохранения и образования предоставлять услуги широкому кругу географически удаленных потребителей. Общепризнано, что от степени развития транспортной инфраструктуры зависит темп экономического роста региона.

Волгоградская область располагает почти всеми видами транспорта, кроме морского и метрополитена (если не считать таковым ветку подземного скоростного трамвая). Основными видами транспорта являются автомобильный, железнодорожный и речной. В последние годы наблюдается тенденция роста строительства автомобильных дорог, в частности, дорог общего пользования с твердым покрытием. Протяженность данной категории дорог в 2006 г. по сравнению с 2005 г. выросла на 38,2 %. Этот показатель стабильно рос до 2006 г. в среднем за год на 0,6 %, однако снизился на 1,9 % в кризисном 2008 г. Протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием в регионе в период 2000—2008 гг. увеличилась на 52,9 %, или на 4 602 км. Показатель протяженности внутренних судоходных путей также увеличился на 53,2 %. Отсутствует явная динамика в отношении эксплуатационной длины железнодорожных путей в регионе в 2000—2008 гг. Это говорит о том, что железнодорожная сеть не развивается.

Таким образом, приоритетом развития транспортной инфраструктуры региона является авто-

401

35-

10-1

28 00Е

280 900

259 700

278 700

мобильный и железнодорожный транспорт, грузооборот которого доминирует над остальными (рис. 2).

Несмотря на значительный рост в регионе протяженности автомобильных дорог, показатель объема перевозок грузов автомобильным транспортом в 2000— 2009 гг. показал отрицательную динамику (уменьшился на 46 %). Резкое снижение грузооборота автомобильным транспортом пришлось на кризисный 2009 г.

Объем грузов, отправляемых железнодорожным транспортом, в 2000—2009 гг. увеличился на 18 % и уменьшился в последние годы наблюдений из-за кризисных явлений в экономике. Доля грузовых перевозок железнодорожным транспортом сравнима с автомобильным транспортом, однако отсутствие роста протяженности железнодорожных путей сокращает перспективы увеличения его грузооборота.

Изменения грузооборота основного транспорта региона коррелируют с динамикой его пасса-жирооборота, представленной на рис. 3.

Автомобильный транспорт обеспечивает наибольший пассажиропоток в регионе по сравнению с другими видами транспорта. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в 2009 г. превысили соответствующие показатели железнодорожного транспорта в 19 раз. Тем не менее тенденции изменения пассажирооборота отдельных видов транспорта отличаются. В период 2000—2009 гг. снижение пассажирооборота автомобильного транспорта достигло 73 %. Максимальное снижение показателя пришлось на 2005 г. (на 41 %) и 2006 г. (на 18,6 %). Кризисные явления в экономике не повлияли на данный показатель в 2008—2009 гг. Обратная ситуация наблюдается в динамике изменения показателей автомобильного и железнодорожного транспорта. Показатель отправления пассажиров железнодорожным транспортом

-Перевозки грузов автомобильным транспортом

-Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования

16,4

14,7

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Источник: составлено авторами по данным [4].

Рис. 2. Динамика грузовых перевозок в Волгоградской области в 2000—2009 гг., млн т

23 000

18 000

13 000

8 00е

--•--Отправление пассажиров

железнодорожным транспортом общего пользования * Перевозки пассажиров автомобильным транспортом

200 000

150 000

0100 000

7 200

7 376

8 404 7 808 7 634

50 000

3 000-

3 962

6 505 6 232

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Источник: составлено авторами по данным [4].

Рис. 3. Динамика пассажирооборота основного транспорта Волгоградской области в 2000—2009 гг, тыс. чел.

растет с 2005 г., однако снизился в кризисный 2009 г. на 48 %. Учитывая высокий пассажирооборот в 2000 г., выявляется потенциал роста пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и без наращивания протяженности его путей.

Таким образом, автомобильный и железнодорожный транспорт, несмотря на сокращение товарооборота и пассажирооборота, остается основным элементом транспортной инфраструктуры региона. Эти виды транспорта по-разному отреагировали на кризисные явления в экономике: железнодорожный транспорт резко снизил темпы пассажирооборота, а автомобильный — темпы товарооборота. Это связано с ежегодным ростом количества частных

0

транспортных средств и собственных легковых автомобилей граждан.

Количество собственных легковых автомобилей жителей Волгоградской области в период 2000—2008 гг. выросло на 59 %. Наибольшая концентрация автомобильного транспорта наблюдается в областном центре и в г. Волжский, где ежедневные пробки на дорогах не только сокращают время трудовой деятельности населения, но и негативно влияют на экологическую ситуацию. Неразвитая транспортная инфраструктура негативно отражается на качественных параметрах человеческого капитала и эффективности труда. Более того, значительный рост числа автомобильного транспорта без соответствующего развития дорожного хозяйства ведет к сокращению человеческого потенциала, т. е. к гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий (ДтП). В 2005—2009 гг. число ДТП на дорогах Волгоградской области снизилось на 6 %, но все же составляет значительные 117,5 случаев на 100 тыс. чел. По количеству погибших участников ДТП Волгоградская область занимает 38-е место среди регионов Российской Федерации с показателем 19,2 чел. на 100 тыс. чел. населения.

Таким образом, основным приоритетом развития транспортной системы Волгоградской области должны стать наращивание пропускной способности и строительство новых автомобильных дорог. Инвестирование в реконструкцию и строительство дорог способно улучшить качественные и количественные параметры человеческого капитала, сократить социальную напряженность, снизить экологическую нагрузку на городские поселения, повысить инвестиционную привлекательность региона. Более того, инвестиции в транспортную инфраструктуру позволят частному инвестору получить экономический эффект в результате реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства.

На основании исследования отраслей социальной инфраструктуры региона мы выявили проблемы их функционирования и определили важнейшие направления развития. В отношении системы образования необходимым является наращивание количества мест в дошкольных учреждениях путем их модернизации и строительства новых заведений. Система здравоохранения нуждается в квалифицированных кадрах, диагностическом и лечебном оборудовании, специализированных лечебных и оздоровительных учреждениях. Транспортная инфраструктура не справляется с растущим потоком

автомобильного транспорта и требует реконструкции имеющихся и строительства новых автомобильных дорог. Экономический кризис 2008—2009 гг. обострил существовавшие проблемы социальной инфраструктуры, возрастает необходимость ее госрегулирования с целью повышения качества жизни населения и совершенствования человеческого капитала.

Развитие социальной инфраструктуры зависит от того, насколько ее отрасли способны обеспечить себя финансовыми ресурсами на текущие цели. Следует отметить, что создание социальной инфраструктуры не всегда предполагает краткосрочный экономический эффект. На предприятиях инфраструктуры капитал оборачивается медленнее, и прибыль меньше. Поэтому частные предприниматели не заинтересованы инвестировать в их развитие, и, как правило, инфраструктурные проекты финансируются за счет бюджетных средств. Это противоречие разрешается в результате создания партнерства государства и бизнеса.

Перспективы развития социальной инфраструктуры Волгоградской области и других регионов, на наш взгляд, состоят в тесном взаимодействии частного бизнеса и органов власти при осуществлении инвестиционных проектов. В регионе планируется реализация инвестиционных проектов на основе использования механизмов государственно-частного партнерства: строительство туристско-рекреацион-ного бальнеологического комплекса «Эльтонский», строительство автомобильной дороги в обход г. Волгограда и др.

Однако низкая активность частного капитала в реализации инфраструктурных проектов обусловлена экономическими проблемами на федеральном и региональном уровнях:

• отсутствием системы мероприятий федеральной и региональной поддержки малого предпринимательства;

• несовершенством налоговой системы;

• неустойчивостью кредитно-денежной системы в целом;

• отсутствием доверительных отношений между представителями государственного и частного секторов;

• суще ствованием не формальных и коррупционных отношений.

Развитие социальной инфраструктуры предполагает использование эффективных мер и методов социальной политики. В противном случае не-

сбалансированная социальная политика регионов приводит к ослаблению традиционных стимулов и методов, принуждению предприятий к активному внедрению трудозамещающих технологий.

Таким образом, регионы используют социальную инфраструктуру в плане фактора повышения качества жизни социума и реализации общенациональных целей развития, но одновременно инфраструктура превратилась в значительную сферу бизнеса, пространство эффективной диффузии новаций, важнейшую черту цивилизованности страны.

Список литературы

1 Волгоградская область вошла в топ-40 бизнес-регионов. URL: http://news. mail. ru/inregions/ south/34/6294522.

2. Микульский К. И. Социально ориентированная рыночная экономика - выбор России // Общество и экономика. 1997. № 1-2.

3. ПортерМ. Э. Конкуренция / пер. с англ. М.: Вильямс, 2003.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.