Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст
As it is possible to notice, all above described enterprises provide also services of transport forwarding, and service of sea agency service in total. That is, they provide complex transport service in the port of Novorossiysk. JSC Antares Trading is the typical enterprise in the considered market of services and on the example of the analysis of activity of this enterprise tendencies, characteristic for any operator of this services sector are traced. For definition of the problems, general for all similar enterprises, in the following section of the diploma the main indicators of activity of the considered enterprise from the point of view of the analysis of quality of management process will be considered.
References
1. Zelenkov G.A. The directions of development of maritime transport routes in the Azovo-Chernomorsky region//the International scientific and practical Transport-2014 conference, Rostov-on-Don, 2014 of page 156.
2. Kryuchenko D.N., Kryuchenko N.N. Innovative approaches to organizational system on search and elimination of malfunctions in ship electric equipment. - Scientific review, release No. 8-Ch.1. - Moscow: publishing house editorial office of the magazine a scientific review, 2014 - 112 pages.
3. Kutkovich T.A. Innovative approaches to the solution of financial and economic tasks of the organization//Materials XVI of scientific and practical conference of Novorossiysk branch of the Moscow humanitarian and economic institute. 2014, 116 pages.
4. Nikulina O.V., Kryuchenko N.N. Innovative forms and instruments of development of the international transport enterprise//Economy and business, 2014. No. 1-3. - 349 - 354 pages.
5. Shevchenko I.V., Kryuchenko N.N. Ekonomicheskaya assessment of investments: Manual. - Moscow: Publishing house of Academy of Natural sciences, 2015. - 172 pages.
6. Shevchenko I.V., Alexandrova E.N., Solakhov P. A. External economic problems of development of innovative system of Russia//National interests: priorities and safety. 2011. No. 18 (111).
7. Magazine Innovative Digest [An electronic resource] of URL: http://rzd-expo.ru/developments/detail.php? ID=64526
8. Official publication of the ministry of transport of the Russian Federation Transport of Russia [An electronic resource]
of URL: http://www.transportrussia.ru/transportnaya-politika/transportnoy-infrastrukture-sistemnoe-i-kompleksnoe-
razvitie.html
Шуваев А.В.
Д.э.н., профессор, Ставропольский государственный аграрный университет ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ОТРАСЛЕВОЙ
СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье рассмотрены направления развития Ставропольского региона в контексте современных тенденций в отраслях экономики, определены основные детерминанты повышения экономической эффективности хозяйствующих субъектов, выявлены основные векторы развития на различных уровнях планирования с учетом текущих тенденций развития региональной экономики.
Ключевые слова: развитие региона, отраслевая структура, экономика труда, планирование, управление
Shuvaev A.V.
PhD in Economics, Professor, Stavropol State Agrarian University TARGETS OF REGIONAL ECONOMICAL DEVELOPMET IN THE CONTEXT OF INDUSTRIAL
ECONOMIC STRUCTURE
Abstract
The article describes the development trends of the Stavropol region in the context of current trends in the economy, finds basic determinants of increasing the economic efficiency of business entities and identifies the major vectors of development at different levels ofplanning according to the current trends in the development of the regional economy.
Keywords: regional development, branch structure, labor economics, planning, management
В рамках настоящего исследования регион является базовой категорией региональной социальноэкономической системы. Регион (лат. regio - «страна», «область») является определенной территорией, экономико-пространственной областью, имеющей своими свойствами целостность и взаимосвязь ее составных элементов. [1, c. 116]. В Большом энциклопедическом словаре приводится определение региона как территории (акватории), часто очень значительной по своим размерам, не обязательно являющейся таксономической единицей в какой-либо системе [2, 3]. Таким образом, под регионом в географической трактовке будем понимать характеристику района, большого участка суши, части земной поверхности, имеющей специальные физико-географические параметры, географическую единицу, которая определяется географическими рубежами.[4, 5].
Формирование инновационной экономики и функционирование социально-экономической системы предполагает в комплексе различных вопросов научного исследования [6, 7] оценку кадровых рисков [8, 9]. В конечном счете, риск как неопределенность напряженности на рынке труда является величиной вероятностной и может быть охарактеризован финансовыми и трудовыми потерями от недоиспользования трудоспособного населения [10].
В этой связи среди всевозможных факторов и условий, повышающих риски на рынке труда в регионе авторы выделяют организационные и экономические, внешние и внутренние, объективные и субъективные [1, 8]. К ним относятся: увеличение численности незанятых, безработных, вынужденных беженцев, переселенцев и трудовых мигрантов на территории данного региона, что приводит к напряженности на рынке рабочей силы; недостаточно эффективное функционирование органов службы занятости, отсутствие гибкой политики трудоустройства на рынке рабочей силы; дефицит оптимальной половозрастной структуры кадров, отсутствие необходимой их квалификации и
120
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст
профессиональных навыков на рынке труда, что в основном относится к социально незащищенным категориям трудовых ресурсов; повышение уровня нестабильности внешней среды: политической, экономической,
международной, финансовой, социальной; усиление процессов нестабильности на рынке труда, экономическая и информационная безопасность хозяйствующих субъектов [11 - 13].
В современных условиях формирование международного имиджа Ставропольского края, презентация его конкурентоспособной продукции должны производиться за счет использования методов экономической дипломатии, расширения контактов с зарубежными инвесторами, участием предприятий в международных выставках на условиях частичного бюджетного финансирования. Отдельно следует отметить необходимость подготовки качественных и информативных материалов для презентаций.
В краткосрочном периоде должна быть разработана оптимальная структура двухуровневой системы внешнеторговой информации (включая информацию, которую предоставляют органы государственной власти, а также специализированные коммерческие организации). Помимо вышеизложенного, кластеризация информационного обмена [14, 15] с торговыми представительствами на территории иностранных государств позволит уточнить географические приоритеты и определить перспективные рынки для ставропольских товаров.
Сренесрочная перспектива подразумевает появление возможностей гибкого регулирования внешнеэкономических процессов посредством разработки и внедрения системы предоставления налоговых льгот участникам экспорта. Одновременно следует постепенно расширять применение мер финансового стимулирования, в первую очередь государственного страхования и гарантирования экспортных кредитов, а также осуществлять прямые государственные вложения в развитие инфраструктуры [16]. При этом использование налаженного механизма контроля результатов позволит выбрать оптимальный размер предоставляемой государством финансовой поддержки.
В среднесрочном периоде необходимо обеспечить государственную поддержку созданию систем стандартизации предприятий Ставропольского края и выпускаемой ими продукции в соответствии с международными стандартами качества. Также, последующие годы должны стать периодом значительной активизации международных контактов на официальном и деловом уровне (интенсивность таких контактов на протяжении данного периода должна возрасти, как минимум, в 2-3 раза).
В долгосрочном периоде, поддержка государством внешней торговли будет направлена на оптимизацию ее товарной структуры и географии. Наряду со стабилизацией экспорта сырьевых товаров, как основной составляющей внешней торговли, долгосрочная перспектива подразумевает необходимость заметно увеличивать долю экспорта готовой, высокотехнологичной продукции, повышать объем экспортируемых услуг и экономическую эффективность проводимых мероприятий [17, 18]. Данная задача может быть достигнута только путем создания новых экспортоориентированных производств.
Реализация задач предыдущего периода откроет возможность продвижения некоторых видов ставропольской продукции на рынки иностранных государств (в первую очередь, как результат освоения современных производственных технологий), а также расширения производственной кооперации с ведущими мировыми державами, включающей в себя внедрение современных информационных технологий [19, 20].
Таким образом, необходимость реализации долгосрочных проектов с учетом целесообразности привлечения средств предприятий-инвесторов создает предпосылки для того, чтобы кратно увеличить экспорт производимых услуг предприятиями промышленности Ставропольского края. К промышленным технологиям, развитым в регионе, экспорт продукции которых можно начать в рамках среднесрочной и долгосрочной перспективы, относятся технологии очистки и восстановления инженерной инфраструктуры трубопроводов, методы производства высокотехнологических систем для обеспечения радиационного контроля, а также высокотехнологичные методы производства современных медицинских препаратов, включая такие препараты, как иммунобиологические, а также биотехнологии и производство готовых к употреблению лекарственных средств.
Литература
1. Бочко М. Э. Управление рисками в сфере занятости населения: региональный аспект. - Екатеринбург, 2008.
2. Лобанов О. С., Баша Н. В., Мельникова Е. Ф. Методологический базис управления информационным пространством региона // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 8-2 (27). - С. 39-40.
3. Лобанов О. С. Организационный механизм реорганизации информационного пространства крупного города // В сборнике: Экономические и информационные аспекты развития региона: теория и практика. - Ставрополь. - 2015. -
С. 151-153.
4. Лобанов О. С. Повышение эффективности управления единым информационным пространством Санкт-Петербурга: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Санкт-Петербург, 2014. - 18 с.
5. Шуваев А. В. Занятость на селе в новых условиях хозяйствования // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2001. - № 2. - С. 15.
6. Баша Н. В., Томша П. П., Лобанов О. С. Классификация показателей эффективности НИОКР по уровням управления научной деятельностью // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 338.
7. Лобанов О. С., Шпякина А. С., Слотина Е. С., Минаков В. Ф. Особенности построения модели управления информационным пространством мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга) // В книге: Неделя науки СПбГПУ. -Санкт-Петербург. - 2014. - С. 253-255.
8. Буланова Е. Н. Анализ приемлемых методов экспертной оценки для определения степени кадрового риска // Известия СПбУЭФ. - 2008. - № 2.
9. Буланова Е. Н. Система факторов кадрового риска в системе управления персоналом // Современные проблемы теории и практики управления персоналом. - Санкт-Петербург. - 2009.
10. Шуваев А. В. Управление рынком труда в экономическом пространстве региона // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 251-255.
121
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст
11. Лобанов О. С. Экономическое обоснование применения программных решений, реализующих функцию бюджетирования в организациях // В сборнике: Применение результатов дипломного проектирования студентов вузов Санкт-Петербурга в интересах социально-экономического развития города. - Санкт-Петербург. - 2010. - С. 95-99.
12. Дятлов С. А., Лобанов О. С. Особенности законодательного обеспечения информационной безопасности в России // В сборнике: Восьмые Петровские чтения (история, политология, социология, философия, экономика, культура и право): Материалы всероссийской научной конференции. - Петровская академия наук и искусств, Отделение исторических наук. - 2006. - С. 261-264.
13. Шуваев А. В. Информационная система занятости и трудоустройства на рынке труда // Информационные системы и технологии. - 2004. - № 5 (6). - С. 36-40.
14. Лобанов О. С., Артемьев А. В., Томша П. П. Разделение информационных систем на подклассы как основа рационализации информационного пространства // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - №6-2 (25). - С. 20-21.
15. Минаков В. Ф., Лобанов О. С., Артемьев А. В. Кластеры потребителей телекоммуникационных сервисов // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 6-1 (25). -
С. 60-61.
16. Лобанов О. С. Критериальное структурирование региональных информационных ресурсов по уровням облачной архитектуры. // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - № 1 (9). -
С. 75-80.
17. Лобанов О. С., Рябцев И. В. Моделирование бизнес-процессов в среде Casewise // В сборнике: Развитие экономики России: инновационное будущее. - Санкт-Петербург. - 2007. - С. 83-84.
18. Лобанов О. С., Рябцев И. В. Стратегический менеджмент и его поддержка средствами Carewise на примере BSC // В сборнике: Модернизация российской экономики и общества в контексте национально-государственных и общемировых изменений. - Санкт-Петербург. - 2008. - С. 92-97.
19. Минаков В. Ф., Лобанов О. С., Остроумов А. А. Развертывание облачной инфраструктуры в региональном информационном пространстве // Научное обозрение. - 2014. - № 11-1. - С. 103-106.
20. Лобанов О. С. CASE-технологии проектирования информационных систем // В сборнике: Информационные технологии в экономике, управлении и образовании. - Санкт-Петербург. - 2010. - С. 298-299.
References
1. Bochko M. Je. Upravlenie riskami v sfere zanjatosti naselenija: regional'nyj aspekt. - Ekaterinburg, 2008.
2. Lobanov O. S., Basha N. V., Mel'nikova E. F. Metodologicheskij bazis upravlenija informacionnym prostranstvom regiona // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 8-2 (27). - S. 39-40.
3. Lobanov O. S. Organizacionnyj mehanizm reorganizacii informacionnogo prostranstva krupnogo goroda // V sbornike: Jekonomicheskie i informacionnye aspekty razvitija regiona: teorija i praktika. - Stavropol'. - 2015. - S. 151-153.
4. Lobanov O. S. Povyshenie jeffektivnosti upravlenija edinym informacionnym prostranstvom Sankt-Peterburga: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk. - Sankt-Peterburg, 2014. - 18 s.
5. Shuvaev A. V. Zanjatost' na sele v novyh uslovijah hozjajstvovanija // Mezhdunarodnyj sel'skohozjajstvennyj zhurnal. - 2001. - № 2. - S. 15.
6. Basha N. V., Tomsha P. P., Lobanov O. S. Klassifikacija pokazatelej jeffektivnosti NIOKR po urovnjam upravlenija nauchnoj dejatel'nost'ju // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. - № 3. - S. 338.
7. Lobanov O. S., Shpjakina A. S., Slotina E. S., Minakov V. F. Osobennosti postroenija modeli upravlenija informacionnym prostranstvom megapolisa (na primere Sankt-Peterburga) // V knige: Nedelja nauki SPbGPU. - Sankt-Peterburg. - 2014. - S. 253-255.
8. Bulanova E. N. Analiz priemlemyh metodov jekspertnoj ocenki dlja opredelenija stepeni kadrovogo riska // Izvestija SPbUJeF. - 2008. - № 2.
9. Bulanova E. N. Sistema faktorov kadrovogo riska v sisteme upravlenija personalom // Sovremennye problemy teorii i praktiki upravlenija personalom. - Sankt-Peterburg. - 2009.
10. Shuvaev A. V. Upravlenie rynkom truda v jekonomicheskom prostranstve regiona // V sbornike: Modelirovanie proizvodstvennyh processov i razvitie informacionnyh sistem. - 2012. - S. 251-255.
11. Lobanov O. S. Jekonomicheskoe obosnovanie primenenija programmnyh reshenij, realizujushhih funkciju bjudzhetirovanija v organizacijah // V sbornike: Primenenie rezul'tatov diplomnogo proektirovanija studentov vuzov Sankt-Peterburga v interesah social'no-jekonomicheskogo razvitija goroda. - Sankt-Peterburg. - 2010. - S. 95-99.
12. Djatlov S. A., Lobanov O. S. Osobennosti zakonodatel'nogo obespechenija informacionnoj bezopasnosti v Rossii // V sbornike: Vos'mye Petrovskie chtenija (istorija, politologija, sociologija, filosofija, jekonomika, kul'tura i pravo): Materialy vserossijskoj nauchnoj konferencii. - Petrovskaja akademija nauk i iskusstv, Otdelenie istoricheskih nauk. - 2006. - S. 261264.
13. Shuvaev A. V. Informacionnaja sistema zanjatosti i trudoustrojstva na rynke truda // Informacionnye sistemy i tehnologii. - 2004. - № 5 (6). - S. 36-40.
14. Lobanov O. S., Artem'ev A. V., Tomsha P. P. Razdelenie informacionnyh sistem na podklassy kak osnova racionalizacii informacionnogo prostranstva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - №6-2 (25). - S. 20-21.
15. Minakov V. F., Lobanov O. S., Artem'ev A. V. Klastery potrebitelej telekommunikacionnyh servisov // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 6-1 (25). - S. 6061.
16. Lobanov O. S. Kriterial'noe strukturirovanie regional'nyh informacionnyh resursov po urovnjam oblachnoj arhitektury. // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. - 2014. - № 1 (9). - S. 75-80.
122
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст
17. Lobanov O. S., Rjabcev I. V. Modelirovanie biznes-processov v srede Casewise // V sbornike: Razvitie jekonomiki Rossii: innovacionnoe budushhee. - Sankt-Peterburg. - 2007. - S. 83-84.
18. Lobanov O. S., Rjabcev I. V. Strategicheskij menedzhment i ego podderzhka sredstvami Carewise na primere BSC // V sbornike: Modernizacija rossijskoj jekonomiki i obshhestva v kontekste nacional'no-gosudarstvennyh i obshhemirovyh izmenenij. - Sankt-Peterburg. - 2008. - S. 92-97.
19. Minakov V. F., Lobanov O. S., Ostroumov A. A. Razvertyvanie oblachnoj infrastruktury v regional'nom informacionnom prostranstve // Nauchnoe obozrenie. - 2014. - № 11-1. - S. 103-106.
20. Lobanov O. S. CASE-tehnologii proektirovanija informacionnyh sistem // V sbornike: Informacionnye tehnologii v jekonomike, upravlenii i obrazovanii. - Sankt-Peterburg. - 2010. - S. 298-299.
Шукшина Н.К.1, Петрова Е.А.2 1 Студент, 2кандидат экономических наук, доцент,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ
ОТКРЫТОГО БЮДЖЕТА
Аннотация
В статье рассмотрена общая тенденция РФ в области повышения уровня открытости бюджетного процесса, роль общественного участия в нем. Обобщен накопленный ранее опыт регионов в сфере создания и публикации своих «бюджетов для граждан», проведен отдельный анализ рейтинга субъектов по уровню открытости бюджетных данных, в частности, по Санкт-Петербургу в лице Комитета финансов. Были проанализированы положительный опыт зарубежных стран, опыт применения бюджетных калькуляторов в отдельных субъектах РФ и сделаны выводы на основе полученных результатов.
Ключевые слова: открытый бюджет, бюджет для граждан, бюджетный калькулятор, общественное участие в бюджетном процессе, обзор открытости бюджетов.
Shukshina N.K.1, Petrova E.A.2
Student, 2philosophy Doctor, Associate professor, Saint-Petersburg State University of Economics PROGECT FEATURES OF IMPROVING FINANCIAL LITERACY THROUGH AN OPEN BUDGET
Abstract
The article deals with the general trend of the Russian Federation in the aria of improving the openness of the budget process, the role ofpublic participation. Previously it was generalized accumulated experience of regions in the creation and publication of his "budget for the citizens", carried out a separate analysis of the ranking subgects level of transparency of budgetary data, particular in St. Petersburg it was represented by the Committee of Finance. The positive experience of other countries, the experience of the application of budget calculators in some regions of Russia were analyzed. Conclusions were made on the base of the analysis results.
Keywords: open budget, the budget for the citizens, budget calculator, public participation in the budget process,open budget survey.
Положительная тенденция в направлении повышения уровня открытости бюджета и бюджетного процесса в РФ в последние годы становится все заметнее, причем заинтересованными лицами выступают как международные финансовые институты, представители власти, так и население. Роль последних не стоит недооценивать. Общественное участие в бюджетном процессе - это непрерывный процесс взаимодействия гражданского общества и органов власти. В его основе лежат переговоры о реализации законных прав, а также интересов граждан и социальных групп в бюджете [2]. Общественное участие можно считать эффективным, если существующие общественные проблемы разрешаются, либо выражаемые потребности учитываются при принятии решений.
В Российской Федерации с 2011 г. в рамках программы рамках Открытого правительства Министерство Финансов выпустило Проект по «Содействию повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», который был рассчитан на 5 лет с суммарным объемом финансирования в 113 млн. долларов США. Одной из задач в нем значится создание устойчивых институциональных механизмов реализации программ повышения финансовой грамотности населения на федеральном и региональном уровнях с участием органов исполнительной власти, учебных заведений, неправительственных организаций, финансового сектора.
Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, а позднее - 2014 - 2016 годах - в рамках улучшения финансовой грамотности населения, начиная с 2013 года, все уровни власти обязаны публиковать «бюджеты для граждан», которые будут содержать в доступной и понятной для неподготовленного пользователя форме информацию о первостепенных целях и задачах бюджетной политики, объемах бюджетных расходов с разъяснением полученных количественных и качественных результатов.
В 2014 году в развитии «Бюджета для граждан» по данным Министерства финансов РФ были задействованы 77 субъектов, из которых 64 субъекта подготовили и распространили брошюры и презентационные материалы, а 13 субъектов представили ссылки на функционирующие порталы. При этом лучшей практикой, по мнению Минфина, выступили интернет-порталы Чувашской, Астраханской, Омской и Тульской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
Вместе с этим, значительная часть субъектов провела и осуществила подготовку бюджетов для граждан одновременно к нескольким этапам бюджетного процесса, а некоторые из них проводили разработку, обсуждение и размещение информационных материалов к проектам региональных бюджетов на 2015 год и плановый период 2016 и
123