Научная статья на тему 'Целевые и инструментальные параметры трансформационной экономики в условиях модернизации'

Целевые и инструментальные параметры трансформационной экономики в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC MODERNIZATION / TRANSFORMATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кот Вера Витальевна

В статье выявлены детерминанты и особенности формирования инновационной экономики в России, а также предложены и анализируются инструменты долгосрочного развития модернизация на основе диверсификации и технологии форсайта, которые формируют стратегию «модернизационной повестки дня» через анализ целевых и инструментальных параметров динамики экономики в условиях модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кот Вера Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Target and tool parameters of the transformational economy in the conditions of modernization

In the paper determinants and formation features of Russian innovative economy are revealed. The tools of long-term development modernization on the basis of a diversification and technology foresight are offered and analyzed. They form strategy of «the modernization agenda» through the analysis of target and tool parameters of economic dynamics in the modernization conditions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Целевые и инструментальные параметры трансформационной экономики в условиях модернизации»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

ЦЕЛЕВЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

КОТ ВЕРА ВИТАЛЬЕВНА,

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономической теории,

экономический факультет, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]

В статье выявлены детерминанты и особенности формирования инновационной экономики в России, а также предложены и анализируются инструменты долгосрочного развития - модернизация на основе диверсификации и технологии форсайта, которые формируют стратегию «модернизационной повестки дня» через анализ целевых и инструментальных параметров динамики экономики в условиях модернизации.

Ключевые слова: экономическая модернизация; трансформация; инновационное развитие.

In the paper determinants and formation features of Russian innovative economy are revealed. The tools of long-term development - modernization on the basis of a diversification and technology foresight are offered and analyzed. They form strategy of «the modernization agenda» through the analysis of target and tool parameters of economic dynamics in the modernization conditions are analyzed.

Keywords: economic modernization; transformation; innovative development.

Коды классификатора JEL: O11, E60.

Актуальность модернизации российской экономики по-прежнему не вызывает сомнения. Для построения инновационной экономики необходима серьезная институциональная трансформация как экономической, так и политической систем. В рамках настоящего этапа авторитарной модернизации («модернизация сверху») должны быть сформированы институциональные основы не только «инновационного законодательства», но и основы, обеспечивающие высокое качество жизни, создание современных демократических институтов и развитого гражданского общества. На наш взгляд, эффективная стратегия достижения этих целей должна предусматривать расширение частной инициативы и конкуренции; эффективную и социальную промышленную политику; налаженное взаимодействие бизнеса, государства и общества; сильное (но не чрезмерно сильное) государство; повышение качества институтов (защищенность прав собственности, независимость и неподкупность судей, снижение уровня коррупции, укрепление законности, улучшение качества государственного управ© В.В. Кот, 2012

ления); обеспечение высокого уровня человеческого капитала; создание инновационной экономики.

На втором этапе («модернизация снизу») роль государства должна быть минимизирована только поддержанием прав и свобод. Инициатива должна быть сосредоточена у среднего класса, так как конечным результатом модернизации является повышение уровня жизни. В силу этого, субъектами или агентами современной модернизации, по нашему мнению, выступает молодежь, которая стремится работать в государственном управлении, лично осуществляя модер-низационные преобразования.

Развитие человеческого капитала как локомотива модернизации и обеспечения инновационного прорыва - важнейшая институциональная задача, стоящая перед всеми странами в условиях постиндустриального развития. Основными направлениями экономической модернизации в сфере повышения качества человеческого капитала является повышение профессионально-квалификационного уровня населения и совершенствование его экономического сознания. Поэтому наряду с диверсификацией, инноватизацией, информатизацией российской экономики главным условием модернизации является формирование слоя субъектов (агентов) модернизации, что детерминирует формирование неоэкономики - экономики, основанной на знаниях, которые повышают качество подготовки персонала и на этой основе расширяют занятость высококвалифицированной рабочей силы. Высокий уровень образования детерминирует эффективность построения инновационной экономики и решение двух противоречивых задач: во-первых, обеспечение широкой образованности и получение профессиональной квалификации, включая овладение определенным набором компетенций, умений, всеми гражданами страны, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда; во-вторых, выявление, отбор и подготовка наиболее способных кадров, учитывая специфические способности для разных областей деятельности.

Субъектный аспект анализа экономических отношений по выявлению агентов модернизации показывает, что в 1998-2003 гг. основным «мотором» модернизации российской экономики выступал крупный бизнес (в том числе олигархический), а в современных условиях агентами модернизации становится достаточно широкий круг крупных корпораций в том числе - с госучастием, которые в 1990 гг. занимали позиции «во втором эшелоне» - от переработки сырья («Северсталь») до высоких технологий («1ВБ»), они вкладывают в развитие, но в условиях кризиса нуждаются в поддержке государства. Выявление агентов модернизации в структуре государства показывает, что на стороне государства реальными агентами модернизации могут стать продвинутые региональные лидеры, стремящиеся к обеспечению условий для развития своих регионов, для успешной их интеграции в глобальный рынок.

Глобальный кризис, обостривший проблему комплексности модернизации всех сфер общественной жизни - технологической, экономической, социальной привел к тому, что российская экономика оказалась наиболее неустойчи-

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

вой с точки зрения показателей производства и фондового рынка. Неустойчивость создает серьезные угрозы для долгосрочного развития, необходим поиск инструментов, обеспечивающих его стабильность. Такими инструментами, на наш взгляд, являются модернизация на основе диверсификации и технологии форсайта1, которые формируют стратегию «модернизационной повестки дня» на основе анализа целевых и инструментальных параметров динамики экономики в условиях модернизации. Целевые ориентиры модернизации национальной экономики обусловливают поиск соответствующих инструментов для их реализации (см. табл. 1) (Рустамов 2009, 88).

Таблица 1

Целевые и инструментальные параметры трансформационной

экономики в условиях модернизации

Целевые параметры Инструментальные параметры

1. Сильное, эффективное государство, участвующее в создании и поддержании комфортной институциональной среды 2. Устойчиво развивающаяся диверсифицированная и конкурентоспособная экономика 3. Институциональная среда, способствующая реализации предпринимательских инициатив. 4. Общественно-политическое устройство, последовательно учитывающее интересы граждан, выборность высших уровней власти, существование работающих обратных связей между властью и гражданами. 5. Наличие неформальных институтов, отражающих специфику национальной культуры и обеспечивающих толерантность граждан к другим культурам. 6. Разумная открытость экономики и общества, готовность вступать во взаимовыгодные обмены как товарами и услугами, так и идеями и культурными ценностями. • Качественная институциональная среда • Развитая производственная инфраструктура • Высокая макроэкономическая стабильность • Эффективное здравоохранение и среднее образование • Эффективное высшее и послевузовское образование • Эффективные товарные рынки • Эффективный рынок труда • Развитый финансовый рынок • Готовность экономики к восприятию инноваций • Значительные размеры рынков • Развитые формы взаимодействия бизнеса • Эффективная национальная инновационная система

При оценке пути развития модернизирующихся трансформационных экономик также важно учитывать специфику их общественно-политических и экономических систем. В трансформационных экономиках присутствует эффект блокировки, когда положительные изменения не поддерживаются большинством агентов по причине преследования своих локальных интересов (Левинсон 2008, 53-64). Из представленных специфических черт трансформационных экономик вытекают выводы о возможных путях преодоления указанных проблем.

Во-первых, снятие и последовательное разрешение противоречий, характерных для трансформирующихся экономик, связано с поиском и использова-

1 Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социальноэкономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.

нием уникальных конкурентных преимуществ страны, в том числе и в институциональной сфере.

Во-вторых, если такие преимущества выявлены, начинает работать общая схема, которая соответствует рекомендациям Всемирного экономического форума. Наряду с модернизацией институциональной среды функционирования бизнеса, направленной на снижение общего уровня трансакционных издержек и повышение роли институтов, которые обеспечивают защиту собственности и развитие конкуренции, необходима модернизация экономической и социальной политики. Одна из ее ключевых целей - диверсификация экономики с учетом соответствующей внешнеэкономической и промышленной политики, политики регионального развития и создания привлекательного имиджа страны за рубежом.

В-третьих, постепенно формирующиеся качественные институты позволят экономике частично вернуть утраченные мировом кризисе позиции. Открытая экономика сравнительно небольшой страны может успешно развиваться, если она включена в диверсифицированные международные цепочки создания добавленной стоимости. Специфические ресурсы, которыми располагает такая экономика, должны использоваться на уровне, близком к границе производственных возможностей, а повышение эффективности, соответственно, означает приближение к ней.

Поэтому разработка стратегии как траектории изменения институтов и экономической политики, соединяющей текущее состояние с желательным, является необходимым условием проведения модернизации и выработки направлений повышения конкурентоспособности страны. Так как конкурентоспособность является комплексным явлением, то необходимо формировать многофакторные конкурентные преимущества, при этом изобилие традиционных факторов производства не является достаточным условием долгосрочного успеха. Определяющими условиями достижения внешней конкурентоспособности страны выступают инновации и повышение производительности используемых факторов производства. Более того, в целях повышения конкурентоспособности России необходим переход к новой экономической политике, стержнем которой является инновационная стратегия. Инерционный энергосырьевой вектор развития показывал положительные тренды - подъем энергетики, рост добычи сырья - в условиях индустриальной экономики. Даже в кризисном 2009 г. добыча нефти не упала, а выросла на 1,2%. Поэтому формирование современного, эффективного энергетического сектора, создание высокотехнологичных предприятий, добывающих и перерабатывающих сырье, также являются безусловными приоритетами России.

Основу стратегического выбора России составляют технологические инновации и диверсификация, поэтому необходимы разработка обоснованной стратегии действий, объективный научный сценарий уже существующих вариантов и проектов развития общества и формирование интегральной программы

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

системных инновационных преобразований во всех сферах общества. Методологической основой выбора технологии эффективных инновационных действий и способа модернизации общества является, по нашему мнению, теория цивилизаций, в первую очередь, в аспекте закономерностей инновационнотехнологических циклов и кризисов и цикличности экономической динамики цивилизаций. С точки зрения теории цивилизаций, модернизация является нелинейным процессом: она включает циклы и кризисы. Наука и технология -главные движущие силы модернизации. Резкое возрастание роли науки в преобразовании как технологической основы цивилизаций, так и самих цивилизаций стало одним из основных итогов индустриальной цивилизации и предопределило качественно новый этап в развитии технологической базы глобальной цивилизации, формируемой на основе повышения качества человеческого капитала в процессе модернизации системы образования.

В развитых странах основная часть добавленной стоимости концентрируется в сфере создания новых технологий. Производство переходит из IV технологического уклада в V и даже в VI уклады. Это свидетельствует о становлении инновационной и информационной парадигм экономического развития, но далеко не во всех странах и секторах экономики. Безусловно, мощность и потенциал индустрии возросли, но вместе с тем формируется новый сегмент экономики (постиндустриальный, информационный, инновационный, экономика знаний и др.), который обслуживает тот же индустриальный потенциал, а информационные технологии - бизнес, предпринимательство, финансово-промышленный капитал. В развитых странах на долю передовых или усовершенствованных технологий приходится до 80% прироста ВВП с использованием машинной технологии (Иванченко 2008, 114).

В плановой системе, действовавшей в СССР до начала 1990-х годов, управление народнохозяйственным комплексом страны, его отдельными составными частями и элементами всесторонне регламентировалось государством и жестко осуществлялось им по вертикали. В соответствии с этим в качестве основных функций управления выступали планирование конечных целей и результатов, а также действий и ресурсов, необходимых для их достижения, установление отвечающих этому плановых заданий, доведение установленных заданий до исполнителей с различной, как правило, достаточно высокой степенью детализации и конкретизации, контроль и проверка выполнения ими заданий.

В условиях рыночной экономики сфера прямого и непосредственного управления со стороны государства хозяйственными процессами, включая процессы научно-технического развития, имеет существенно меньшие масштабы, и его роль сводится в большей мере к созданию и поддержанию условий для эффективной деятельности всех работающих на рынке субъектов. При этом особое значение приобретает реализация функции прогнозирования, что связано с совокупностью таких факторов, как необходимость обеспечения на ближайший и отдаленный периоды устойчивого экономического роста, потребностями в опе-

режении на рынке конкурентов и т.д. Наиболее эффективной технологией прогнозирования стратегии развития выступает технология форсайта. Хотя целью экономических исследований, как правило, не является прогноз вероятного развития ситуации на будущее, тем не менее, в настоящее время сформировалось особое направление - форсайт - взгляд в перспективу («процесс систематических попыток оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества с целью определения областей стратегических исследований и возникающих технологий широкого применения, способных принести наибольшие социально-экономические блага» (ЫатИп 1993)). В рамках этой новой технологии прогнозирования ставится задача подобрать для страны, региона, сферы при каждом из нескольких возможных вариантов линию поведения, позволяющую с высокой вероятностью вписаться в процесс мирового развития на более благоприятных условиях (см. рис. 1).

Рис. 1. Вариативность развития сложных систем

В рамках концепции форсайта основной задачей считается достижение конкурентоспособности путем реализации конкурентных преимуществ (Полтеро-вич). Форсайт - это набор интерактивных методов, предназначенных для оценки долгосрочных тенденций мирового экономического и социального развития и выявления приоритетных направлений отечественной инновационной активности. Разнообразие вариантов будущего и его вероятных структур коррелирует с широким кругом методов форсайт-проектирования: разработка сценариев, опросы Дельфи, построение дорожных карт, выбор критических технологий и др., а также их комбинации.

Одной из важнейших целей форсайта выступает достижение консенсуса «между основными «игроками» по важнейшим стратегическим направлениям развития путем организации их постоянного диалога (в рамках панелей экспертов, рабочих групп, семинаров, конференций и т.д.). Форсайт позволяет стране позиционировать себя на мировом рынке инноваций, поэтому главным акцентом реализации технологии форсайта при прогнозировании стратегии экономического развития является конкурентоспособность. Однако это задача развитой страны или уже в определенной мере освоившей самые передовые технологии.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

Для отставшей экономики требуется более тесная координация прошлого, настоящего и будущего. При неблагоприятном инвестиционном климате и несовершенном рынке роль государства как в прогнозировании будущего, так и в его достижении является более значительной. Более того, для технологически отсталой страны недостаточно использования «точечных» конкурентных преимуществ, необходимо искать возможности переоснащения каждой отрасли в рамках единого стратегического плана.

К числу секторов, где Россия имеет такие преимущества, относятся: атомная промышленность; космос и телекоммуникации; радиоэлектроника; судостроение; автомобильная промышленность; энергетика, включая угольную; скоростной железнодорожный транспорт; фармацевтическая промышленность; металлургия; химия полимеров и композиты. Финансирование сформированной системы приоритетов, соответствующих прикладных исследований и разработок, создающих основу технологического развития страны, осуществляется посредством Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2013 годы»2.

Так называемый «технологический форсайт» направлен на определение национальных приоритетов научно-технического развития, обеспечивающих с наибольшей вероятностью поддержание высокого уровня конкурентоспособности страны на мировом рынке, качество жизни населения, устойчивое экономическое развитие в условиях ожидаемого на ближайшие 10-20 лет развития ситуации в мире. Хотя содержательные характеристики категории «форсайт», представленные в научной литературе, в общих чертах совпадают, но имеются различия в длительности рассматриваемого периода, направленности (адресности) результатов исследований, степени конкретности рекомендаций, организационных схемах реализации.

Поскольку инновационное развитие является инструментом повышения конкурентоспособности российской экономики, то моделирование вариантов модернизационной политики на основе использования форсайт-технологий, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности национальной экономики, является необходимым условием достоверности разрабатываемых стратегий модернизации. Применение технологии форсайта показывает, что долгосрочной стратегией развития, является повышение технологической инновационности развития.

Одним из методов форсайт-технологий является дорожная карта (road map), представляющая собой анализ этапов перехода от текущего состояния к фазам развития в долгосрочной перспективе за счет синхронного развития технологий, продуктов, услуг, бизнеса и рынка. Основным преимуществом метода является выработка согласованного видения долгосрочных целей развития отрасли или

2 См.: Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2013 годы». (http://www.fasy.gov.ru).

компании. Дорожная карта инновационного развития российской экономики как инструмент определения перспективных направлений развития технологий и формирования инновационной цепочки «наука^-производство^-рынок» представляет собой сценарий формирования системы целенаправленных действий по расширению слоя агентов модернизации (предпринимателей-инноваторов, ученых, государственных менеджеров на основе обеспечения доверия бизнеса к инновационной политике государства) и инновационных предприятий, а также формирование институционально-правовых основ перехода на инновационный путь развития (см. табл. 2).

Важной составляющей институциональной структуры функционирования инновационного предпринимательства выступает его правовое оформление. Дело в том, что до сих пор не принят Федеральный закон об инновациях3, что обусловливает неопределенность статуса инновационных компаний как получателей соответствующих льгот по налогообложению.

Таблица 2

Дорожная карта инновационного развития российской экономики

в условиях моде рнизации

№ Направление Мероприятия

I Инновационные прогнозы основных направлений производственного освоения научно-технических достижений на кратко-, средне- и долгосрочную (на основе технологии форсайта) перспективу Систематический мониторинг инновационных достижений, идентификация перспективных направлений развития российской экономики

II Стимулирование развития инновационных процессов на федеральном и региональном уровнях с использованием программно-целевого метода Повышение финансирования науки с целевой ориентацией использования ее достижений: бюджетные средства выделяются для реализации базисных инноваций, обеспечивающих повышение эффективности производства

III Расширение слоя модернизацион-ных агентов (предпринимателей-инноваторов, ученых, исследователей) и инновационных предприятий, осуществляющих внедрение инноваций, до 15 % от их общего числа Формирование институционально -правовой основы, обеспечивающей благоприятные экономические и правовые условия для предпринимателей, последовательно и непрерывно совершенствующих производство

IV Законодательная институционализация понятия «инновационная компания» и на этой основе совершенствование налогового законодательства: установление налоговых льгот на период освоения новых видов продукции и технологий Ранжирование потенциальных потребителей новшеств и отбор субъектов, осуществляющих реализацию пионерных проектов первичного производственного освоения инноваций

3 В отсутствие Федерального закона в Ростовской области принят Областной закон «Об инновационной деятельности», № 591-ЗС от 28.11.06. (http://www.donland.ru).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

V Стимулирование воспроизводственных процессов во всех сферах экономики на инновационной основе - страхования риска первоначального освоения нововведений; - покрытие затрат на техническое перевооружение, модернизацию и обновление производства с помощью ускоренного метода амортизации; - создание государственных фондов компенсации потерь от неудачных инновационных проектов; - снятие с компаний-инноваторов ответственности за занятость через абсорбцию вытесняемых работников за счет новых инфраструктурных проектов государства, другой отраслевой политики; - использование ресурсосберегающих технологий.

VI Развитие российской науки, создание современных научно -исследовательских центров-генераторов идей и технологий нового поколения Создание государственной корпорации, стимулирующей на принципах го сударственно -частного партнерства (такие уже создаются)

VII Создание единых региональных информационно-консультационных и обучающих систем, обеспечивающих доведение новых знаний до работников и освоение ими инноваций Создание научно-инновационных фондов как специализированных институтов, обе спечивающих координацию, контроль, финансирование, внедрение и популяризацию научно-инновационных процессов

Составлено по: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Министерство экономического развития и торговли РФ, 2012. (http://www.economy.gov.ru).

В настоящее время в отсутствие федерального закона приняты областные законы (в Ростовской, Самарской, Омской и других областях), регулирующие инновационную деятельность. Однако в таких законах прописаны лишь такие понятия как «инновационная деятельность» (выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции; создание новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства продукции, распространения и использования указанной продукции) и «субъекты инновационной деятельности». Это требует активизации процесса принятия соответствующего закона, в котором инновационная компания может быть охарактеризована, по нашему мнению, как фирма, в объеме реализации продукции которой в целом за год доля инновационной продукции (услуг) составляет не менее 15%.

Поскольку собственно инновационность в отличие от имитационных инноваций определяется наличием соответствующих аналогов на мировых рынках, то экспорт инновационных компаний должен поддерживаться государством, на-

пример, через введение «зеленого таможенного коридора» (как и импорт такими компаниями высокотехнологичной продукции).

Следующим элементом формирования институционального пространства инновационного развития выступает правовая институционализация так называемой временной монополии - объективно обусловленного доминирующего положения инноватора, вводящего на рынок новационный продукт. Безусловно, эта доминантность является временной, краткосрочной, поскольку сохраняется лишь до начала диффузии инновации другими фирмами-имитаторами. В целях предотвращения применения штрафных санкций со стороны Федеральной антимонопольной службы в Федеральном законе «Об инновациях» должен быть зафиксирован срок существования временной монополии, например, в течение года компания-инноватор может занимать доминирующее положение на созданном ею отраслевом рынке без применения штрафных санкций.

Важным фактором эффективной институциональной среды инновационного предпринимательства выступает также снятие ответственности с компаний-инноваторов за сокращение занятости, обусловленное внедрением инновационных технологий. В этом случае необходимо законодательное закрепление за государством обязанности по обеспечению трудоустройства работников, высвобожденных с инновационных предприятий, через их абсорбцию за счет новых инфраструктурных проектов государства, другой отраслевой политики.

Наконец, высокая степень неопределенности эффективности внедрения инноваций, как и всего нового, обусловливает иногда получение убытков в случае отсутствия спроса. Для компенсации такого рода потерь инноваторов целесообразно, на наш взгляд, создание государственных фондов компенсации потерь от неудачных инновационных проектов.

Пролонгирование складывающихся позитивных тенденций в модернизации российской экономики, а также увеличение бюджетного финансирования в соответствии с эволюцией институционального проектирования позволяет спрогнозировать достаточно устойчивый рост экономики даже в ситуации нарастания конкуренции при инкорпорировании России в мировое глобализирующееся хозяйство и в негативных условиях выхода из рецессии, детерминируемых финансово-экономическим кризисом 2008 года.

Таким образом, основными целями развития российской экономики выступают повышение конкурентоспособности, обеспечение высокого качества жизни, создание современных демократических институтов и развитого гражданского общества. На наш взгляд, эффективная стратегия достижения этих целей должна предусматривать:

• расширение частной инициативы и конкуренции;

• эффективную и социальную промышленную политику;

• налаженное взаимодействие бизнеса, государства и общества;

• сильное (но не чрезмерно сильное) государство;

• повышение качества институтов (защищенность прав собственности,

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

независимость и неподкупность судей, снижение уровня коррупции, укрепление законности, улучшение качества государственного управления);

• обеспечение высокого уровня человеческого капитала;

• создание инновационной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

Динамика добычи и экспорта нефти. (http://www.gks.ru).

Иванченко В. (2008). К новым социальным императивам России // Вопросы экономики. № 2.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Министерство экономического развития и торговли РФ, 2012. (http://www. economy.gov.ru).

Левинсон А.Г. (2008). О среднем классе в конце прекрасной эпохи // Вестник общественного мнения. № 6. 53-64.

Областной закон «Об инновационной деятельности» № 591-ЗС от 28.11.06. (http://www. donland.ru).

Полтерович В.М. Стратегии модернизации, институты и коалиции. (http:// www.gorby.ru).

Рустамов Э. (2009). Принципы эволюционной модернизации переходных экономик // Вопросы экономики. № 7

Серегина С.Ф. и Барышев И.А. (2008). Закономерно ли появление форсайта? // Форсайт. № 2.

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2013 годы». (http://www.fasy.gov.ru).

Martin, B. (1993). Research Foresight and the Exploitation of Science Base. L.: HSMO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.