Научная статья на тему 'Инновационные интеграционные структуры: предпосылки и перспективы'

Инновационные интеграционные структуры: предпосылки и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ECONOMIC INTEGRATION / GLOBALIZATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джалалян Арамаис Рафикович

Статья посвящена теоретическому анализу формирования интеграционных структур как институтов включения национальной экономики в мировую. В статье приводится классификация форм международных интеграционных структур, указываются факторы возникновения интеграции и ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative integration structures: background and prospects

The paper is devoted to theoretical analysis of the integration structures such as institutions of including the national economy in the world. The author provides a classification of the international integration structures forms and indicates factors of integration and its development.

Текст научной работы на тему «Инновационные интеграционные структуры: предпосылки и перспективы»

ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ДЖАЛАЛЯН АРАМАИС РАФИКОВИЧ,

магистр экономики, преподаватель, Южный федеральный университет, e-mail: dzhalalyan@sfedu.ru

Статья посвящена теоретическому анализу формирования интеграционных структур как институтов включения национальной экономики в мировую. В статье приводится классификация форм международных интеграционных структур, указываются факторы возникновения интеграции и ее развития.

Ключевые слова: экономическая интеграция; глобализация; модернизация.

The paper is devoted to theoretical analysis of the integration structures such as institutions of including the national economy in the world. The author provides a classification of the international integration structures forms and indicates factors of integration and its development.

Keywords: economic integration; globalization; modernization.

Коды классификатора JEL: F01, F15.

Международная экономическая интеграция в настоящее время сводится преимущественно к процессу интеграции национальных хозяйств в мировое экономическое пространство. Этот процесс проявляется в расширении иностранных активов в производственных и финансовых структурах отечественной экономики: компаниях, отраслях и регионах, а также всей национальной экономики. Отношения, возникающие в результате интеграции хозяйствующих субъектов, характеризуются разной степенью внутренней сплоченности, различными целями, принципами и условиями. На межрегиональном уровне это приводит к появлению интеграционных структур с существенными различиями в уровне гармонизации экономических отношений.

Экономическая интеграция с мировым хозяйством является единственным возможным сценарием развития национальной экономики, она отражает внутреннюю природу экономических отношений. В результате национальная идентичность попадает в жесткие рамки экономизации, неуклонно ведущей к формированию единого мирового экономического пространства, что делает нежизнеспособными те модели национальной безопасности и национального развития, которые основаны на изоляционизме, а интеграцию в это формирующееся пространство - единственно возможным способом эффективной защиты национальных интересов.

© А.Р. Джалалян, 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

Инновационная стадия развития общественного производства требует изменения объекта, субъекта и метода организационно-управленческой деятельности на всех иерархических уровнях национальной макроэкономики, поэтому на смену отраслевому и территориальному управлению приходит межнациональное управление как концепция «интеграционного» приложения инвестиций, что значительно повышает эффективность их использования. Если сфера управления по-прежнему будет «разрываться» между взаимоисключающими целями - с одной стороны, отраслевым управлением, а, с другой, - территориальным управлением, то эффекта не даст ни одно из этих двух направлений.

Развитие национального хозяйства находится в прямой зависимости от того, насколько успешно российская экономическая политика подготовит ее к участию в интеграционных структурах мировой экономики. Тем не менее, в литературе отсутствует солидарная позиция относительно определения международной экономической интеграции. Среди множества трактовок этого понятия доминируют два подхода.

Первый основан на принципах либеральной экономической политики, в то время как сторонники второго подхода подчеркивают активную роль государства как института, формирующего развитие международной экономической интеграции.

Таким образом, с одной стороны, процесс интеграции понимается как форма расширения рынка в условиях свободной торговли, с другой стороны, - как создание институтов и макроэкономических механизмов, которые стимулируют эту экспансию. Согласно либеральной теории, международная экономическая интеграция происходит тогда, когда лица, принадлежащие к различным странам, могут работать вместе - так, как если бы они принадлежали к одной экономической системе без внутренних границ, которые препятствуют потоку товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы. Другими словами, с точки зрения либеральной доктрины международной экономической интеграции, её необходимым условием является появление в мировой экономике пространств, в которых цены на товары и факторы производства формируются под влиянием свободной конкуренции.

Опыт развития интеграционных процессов в различных регионах мира показывает, что доктрина либерализма является недостаточной, чтобы отразить сложный характер международной экономической интеграции. Свободная рыночная интеграция является результатом проведения странами такой интеграционной политики, которая направлена на формирование институтов согласования национальных экономик. Государство, таким образом, становится одним из участников интеграционных процессов. Его роль заключается в координации (унификации) экономической политики и развития таких экономических структур, которые позволяют устранить барьеры на пути оптимального принятия экономических решений в области интеграции группы (Мамедов 2010).

В результате процесса интеграции, создается качественно новый («межстра-

новый») экономический организм как результат укрепления экономической конвергенции. В дальнейшем, на основе достижения высокой степени взаимозависимости формируется новая структура - мировая экономика.

Первоначально глобализация развивалась в рамках традиционной модели мирового разделения труда, когда страны с развитой экономикой обеспечивали свободное движение капитала в «обмен» на поставку сырья, производство полуфабрикатов и дешевый труд низкой квалификации экономиками развивающихся стран (хотя российская экономика и в этой модели умудрилась занять «уникальную» позицию, поставляя дешевый труд высокой квалификации). Однако уже в 90-х годах окрепшие корпорации развивающихся стран Азии, Африки и Южной Америки стали формировать новые конкурентные сферы «бизнес-среды». И способствовала этому именно глобализация, обеспечившая свободный доступ к рынкам капитала и межрегиональное перемещение производственной деятельности. В последние годы процесс формирования новых центров мирового бизнеса в странах с развивающейся экономикой усилился (Тинберген 1959).

Организационно-управленческие проблемы формирования интеграционных структур сводятся к обеспечению соответствия нормативно-правового регламентирования их производственной, финансовой и маркетинговой деятельности, что снимает препятствия институционального характера. Не менее актуальная проблема - разработка целенаправленной стратегии интеграционной политики на макроуровне, которая должна определить приоритетные направления, заслуживающие финансовой поддержки, ограничить монополизм возникающих интеграционных структур в экономике, а также формы и методы экономического стимулирования организации конкурентной среды.

В то же время сложность экономических механизмов контроля сильно возросла по сравнению с началом XX века. Одной из значимых причин усложнения институтов собственности является глобализация экономики. В современном мире существуют институты, которые создают препятствия для формирования прозрачной и четкой структуры собственности. Такими институтами являются оффшоры. Использование схем оптимизации налогообложения с помощью оффшорных компаний приводит к регистрации фирм и финансовых организаций с непрозрачной структурой собственности. Непрозрачность собственности оффшорных компаний может приводить к стимулам для оппортунистического поведения лиц, контролирующих через оффшоры бизнес в других странах (Вольчик 2010).

В современной экономике выявлены следующие факторы возникновения интеграции и ее развития:

1. Степень технологической интеграции стран. Высокий уровень конвергенции предоставляет больше возможностей для внутриотраслевого разделения труда при повышении эффективности управления в процессе интеграции группы.

2. Диапазон реальных и потенциальных взаимодополняющих экономиче-

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

ских структур стран, обеспечивающих интеграцию. Чем выше уровень структур всех сторон, тем больше шансов для быстрого прогресса в процессе слияния экономик. С точки зрения реальных деловых отношений (инвестиции, производство, маркетинг) жизненно важной является возможность взаимодополняемости на уровне экономического микроструктур. На самом же деле это зависит от возможностей для развития кооперационных связей и расширения производства в пределах одного подразделения

3. Уровень развития технической и экономической инфраструктуры - для облегчения перемещения товаров и факторов производства в процессе интеграции сформированной группы. Эта инфраструктура должна быть адаптирована к растущему спросу на транспортные сети, телекоммуникации, банковское дело, страхование и т.д. в связи с развитием экономических связей интегрирующихся стран.

4. Диапазон поддержки процессов интеграции в экономической политике стран. Эта поддержка может выражаться в создании условий для свободного движения товаров и факторов производства, расширении сферы координации экономической политики, или ее совместное развитие в самых продвинутых формах интеграции (Синдеев 2011).

Особо важную роль играет формирование интеграционных структур в инфраструктурных отраслях национальной экономики. Такие интеграционные структуры становятся проводниками для национальных экономических агентов в глобальное экономическое пространство.

Отдельные страны в разной степени удовлетворяют этим условиям, поэтому разработаны различные формы интеграционных группировок, отражающие диапазон существующих параметров в своих экономических структурах и экономической политике государств-членов. Эти группы могут быть разделены в соответствии со следующими критериями:

1) в зависимости от диапазона охвата,

2) в зависимости от временного горизонта,

3) в соответствии с механизмом интеграции,

4) по уровню развития интеграции и имеющихся льгот,

5) в соответствии с методами интеграции (функциональной и институциональной).

Для полного понимания темы важно определение таких понятий, как механизм или модель интеграции. Концепция механизма интеграции является узкой концепцией модели и включает принципы функционирования в рамках интеграционной группировки. Она включает агрегаты международного рынка (такие, как международные деньги, валютные курсы, международные тарифы, международные расчеты и т.д.), а также их отношения с параметрами национальных рынков.

Становление единого экономического пространства в глобализирующейся экономике является актуальной задачей макроэкономического развития, спо-

собствующей росту эффективности национального производства. Эти проблемы решает формирование эффективных интеграционных структур.

Алгоритм формирования интеграционных структур состоит в последовательной реализации трех этапов:

- генерация относительных конкурентных преимуществ структуры;

- формирование механизмов, способных реализовать генерируемые относительные конкурентные преимущества интеграционной структуры;

- проведение мероприятий, обеспечивающих рост эффективности интеграционной структуры (основные направления - рост прибыльности участников, входящих в интеграционную структуру, рост доходов, рост занятости в отраслях высокой квалификации труда, рост доходов трудоспособных и уровня жизни нетрудоспособных, рост эффективности использования природных и финансовых ресурсов) (Матвеевский 2011).

Интеграция может принимать разные формы, характеризующиеся различной глубиной кооперационных связей между экономиками, рынками и отдельными компаниями. Выделим пять наиболее распространенных форм (также называемые фазами) международной экономической интеграции:

1. Зона свободной торговли - устранение тарифных барьеров, количественных ограничений в торговле между странами-членами, каждая страна применяет свою собственную торговую политику по отношению к партнерам вне зоны.

2. Таможенный союз - характеризуется теми же функциями зоны свободной торговли, но дополнительно реализует общую торговую политику в отношении третьих стран. Это означает общность внешних тарифов и количественных ограничений, равномерного объединения других инструментов, используемых в торговой политике.

3. Единый рынок. Это означает не только снижение тарифов между странами участниками такого рынка и введение общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, но и свободный поток между странами-членами - не только товаров и услуг, но и факторов производства (труда, капитала и технологии)

и, как и в случае таможенного союза, общей внешней торговой политики. Единый рынок также предполагает свободу лица жить и работать в любой из стран-членов этой организации.

4. Валютный экономический союз - это форма интеграции, характеризующаяся, в дополнение к функциям, которые присутствуют в более ранних формах, высокого уровня интеграции в областях: фискальной, денежно-кредитной и общественного политики. Важный элемент экономического союза - это единая валюта союза. В рамках валютного экономического союза необходимо унифицировать налоговые правила и процедуры, и другие правила, определяющие основные условия деятельности предприятий.

5. Политический экономический союз - это полная интеграция в области транснациональных экономических и политических институтов, также действующих в сфере внешней и оборонной политики (Джалалян 2011).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

Интеграционная структура - это экономически интегрированный набор разнопрофильных корпораций, функционирующих в родственных или смежных отраслях экономики (непосредственные производители, специализированные поставщики сырья, полуфабрикатов и услуг, инфраструктурные институты), обладающий экономической, финансовой и производственной самодостаточностью, что обеспечивает ей стабильность и устойчивость в развитии в результате саморегулирования.

Приоритетное значение в группе объективных факторов, определяющих значимость национальной экономической политики, имеют объективные преобразования в хозяйственном строе на уровне национальной экономики. В свою очередь, названные преобразования касаются, прежде всего, экономических форм организации национального производства. В современных условиях доминантный статус среди этих преобразований приобретают интегрированные организационные формы производства. Как справедливо отмечается в современной научной литературе, концепция интегрированной структуры представляет собой перспективный инструмент для анализа экономики страны, формирующий новый взгляд на роль органов власти, предприятий и других организаций, стремящихся к повышению своей конкурентоспособности. Особый интерес концепция интеграционного управления национальной экономикой приобретает в свете усиления роли внешнеторговой деятельности в социально-экономическом развитии страны, способствующей экономическому росту, так как позволяет определить приоритетные отрасли, имеющие экономический потенциал и способствующие повышению конкурентоспособности, выявить факторы и элементы, воздействующие на степень развития конкурентных преимуществ через призму внешнеэкономической конкурентоспособности.

Интеграционная национальная политика коренным образом изменяет методологию, инструменты и методику управления развитием национальной экономики. Переход к политике интеграции национального производства означает принципиальную новизну в сфере организации и управления национальной экономикой. Суть исследуемого изменения состоит в том, что в условиях рыночной экономики коренным образом меняется основной объект экономического управления. Центральным объектом национальной экономической политики в рамках глобализационного подхода становятся интегрированные производственные структуры. Таким образом, можно констатировать, что происходит своеобразный качественный скачок в развитии экономической организации национального хозяйства, когда основным объектом управленческой активности становятся не отрасль или территория (как географический район страны), а интеграционная структура - глобальная пространственно-организованная производственная система, в рамках которой происходит становление самодостаточного механизма инвестиционно-инновационного самоуправления производственными, экономическими и социальными процессами в масштабах страны (Хейфец и Либман 2008).

Инновационная стадия развития общественного производства требует изменения объекта, субъекта и метода организационно-управленческой деятельности на всех иерархических уровнях национальной макроэкономики, поэтому на смену отраслевому и территориальному управлению приходит интеграционное управление как концепция «точечного» приложения инвестиций, что значительно повышает эффективность их использования. Если сфера управления по-прежнему будет разрываться между взаимоисключающими целями - с одной стороны, отраслевым управлением, а, с другой, - территориальным управлением, то эффекта не даст ни одно из этих двух направлений.

Административное управление эпохи социализма потому и уступило рыночному, что не сумело разрешить противоречие между территориальным и отраслевым подходами в управлении производственными процессами. Более того, на практике происходило метание между территорией и отраслью, свидетельством чему являлись безуспешные попытки от отраслевого подхода (представленного приоритетом министерств и главков) перейти к территориальному подходу (приоритет «совнархозов») и затем вновь к отраслевому (создание вертикальных производственных объединений).

Организационно-управленческая структура интегрированной экономической системы может строиться по технологическому признаку (предприятия связаны единым производственным процессом), по территориальному признаку (предприятия разных отраслей связаны территориальным расположением), по отраслевому признаку (вертикально-интегрированные структуры), по форме собственности (интеграция государственных корпораций) и по способам создания корпоративных структур (Шифф и Уинтерс 2005).

Организационно-управленческие проблемы формирования интеграционных структур сводятся к тому, чтобы было обеспечено соответствующее нормативно-правовое регламентирование их производственной, финансовой и маркетинговой деятельности, снимающее препятствия институционального характера. Не менее актуальная проблема - разработка целенаправленной стратегии интеграционной политики на национальном уровне, которая должна определить приоритетные направления, заслуживающие финансовой поддержки, ограничить монополизм возникающих интеграционных структур в экономике страны, а также формы и методы бюджетного стимулирования организации конкурентной среды.

ЛИТЕРАТУРА

Вольчик В.В. (2010). Поведенческая экономика и современные тенденции эволюции института собственности // ТЕЯЯА ЕСОИОМ1СиБ. № 2.

Джалалян А.Р. (2011). Формирование интеграционных структур в контексте глобализации национальной экономики // ТЕЯЯА ЕСОИОМ1СиБ. № 4.

Мамедов О.Ю. (2010). Идентичность российской экономики: испытание глобализацией // ТЕЯЯА ЕСОИОМ1СиБ. № 2.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том3, №1. 2012

Матвеевский Ю.А. (2011). Европейская интеграция в исторической ретроспективе. Москва: МГИМО-Университет.

Синдеев А.А. (2011). История западноевропейской интеграции. Начало (19471957 годы). Москва: Либроком.

Тинберген Я. (1959). «Избранные сочинения».

Хейфец Б.А. и Либман А.М. (2008). Корпоративная интеграция. Альтернатива для постсоветского пространства. Москва: ЛКИ.

Шифф М. и Уинтерс Л.А. (2005). Региональная интеграция и развитие. Москва: Весь Мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.