Научная статья на тему 'ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМА ПУБЛИЧНОСТИ И ОБЪЕКТИВНОСТИ КОНКУРСА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАННЫМИ'

ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМА ПУБЛИЧНОСТИ И ОБЪЕКТИВНОСТИ КОНКУРСА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАННЫМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
933
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОГОВОР / КОНКУРСНЫЙ ОТБОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПУБЛИЧНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / TARGETED TRAINING / CONTRACT / COMPETITIVE SELECTION / STATE BODIES / LOCAL GOVERNMENTS / PUBLICITY / OBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Константин Геннадьевич

В настоящей статье представлена попытка анализа существующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения конкурсной процедуры по отбору кандидатов на заключение договора о целевом обучении с государственными органами и органами местного самоуправления. Анализируется доступность информации о конкурсе для потенциальных участников, а также объективность критериев отбора претендентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGETED LEARNING: THE PROBLEM OF PUBLICITY AND OBJECTIVENESS OF THE COMPETITION FOR AGREEMENT BETWEEN CITIZENS AND GOVERNMENT OR MUNICIPAL BODIES

This article presents an attempt to analyze the existing normative legal acts governing the procedure for conducting a competitive procedure for the selection of candidates for concluding an agreement on targeted training with state bodies and local governments. Analyzes the availability of information about the competition for potential participants, as well as the objectivity of the selection criteria

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМА ПУБЛИЧНОСТИ И ОБЪЕКТИВНОСТИ КОНКУРСА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАННЫМИ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО;

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

УДК 342.951

Андреев Константин Геннадьевич Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Юридический факультет Россия, Санкт-Петербург andreeff. costia2016@yandex. ru Andreev Konstantin

North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of

National Economy and Public Administration

Faculty of Law Russia, St. Petersburg

ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМА ПУБЛИЧНОСТИ И ОБЪЕКТИВНОСТИ КОНКУРСА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАННЫМИ Аннотация: в настоящей статье представлена попытка анализа существующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения конкурсной процедуры по отбору кандидатов на заключение договора о целевом обучении с государственными органами и органами местного самоуправления. Анализируется доступность информации о конкурсе для потенциальных участников, а также объективность критериев отбора претендентов. Ключевые слова: целевое обучение, договор, конкурсный отбор, государственные органы, органы местного самоуправления, публичность, объективность.

TARGETED LEARNING: THE PROBLEM OF PUBLICITY AND OBJECTIVENESS OF THE COMPETITION FOR AGREEMENT BETWEEN

CITIZENS AND GOVERNMENT OR MUNICIPAL BODIES Annotation: this article presents an attempt to analyze the existing normative legal acts governing the procedure for conducting a competitive procedure for the selection of candidates for concluding an agreement on targeted training with state bodies and local governments. Analyzes the availability of information about the competition for potential participants, as well as the objectivity of the selection criteria. Key words: targeted training, contract, competitive selection, state bodies, local governments, publicity, objectivity.

Право на образование, а также возможности реализовать его являются, пожалуй, одними из базовых критериев, определяющих уровень социально-экономического развития и человеческого потенциала общества. В век развития постиндустриального общества, когда одним из ключевых ресурсов и ценностей стала сама информация, с необходимостью можно признать, что навыки работы с многочисленными данными, способности грамотного и критического восприятия информации из разных источников, а также её анализ и применение в своей профессиональной, образовательной и научной практике выходят на первый план. Именно такие компетенции способно дать человеку высшее профессиональное образование.

В настоящее время в России сложилась довольно масштабная и

вариативная система, позволяющая гражданам получить такое образование. Так,

абитуриент может участвовать как в конкурсе на места, финансируемые за счёт

бюджетов федерального и иных уровней, так и на места с оплатой по договору.

Более того, предусмотрены дополнительные возможности для одарённых

абитуриентов, занимающих первые и призовые места в олимпиадах различных

уровней — вплоть до зачисления без вступительных испытаний. Нельзя не

отметить также и масштабные меры социальной и льготной поддержки для лиц

с ограниченными возможностями, а также относящихся к различным 571

i ш

категориям, позволяющим им претендовать на дополнительную поддержку от государства. Для таких лиц в рамках контрольных цифр приёма выделяются особые квоты для зачисления в образовательную организацию.

В рамках настоящей статьи рассматриваются некоторые правовые и общественно значимые стороны такого института как целевое обучение. Не будем подробно углубляться в историю его становления в нашей стране, в научной дискуссии уже существуют работы, посвящённые этой теме, среди них можно выделить статью Елиной Е. Г. и Аникина В. М. «Целевое обучение: социальные риски и их преодоление» [1]. Однако, несмотря на общеизвестное понимание данной формы поступления в организации высшего профессионального образования, считаем нужным привести юридическую дефиницию целевого обучения, складывающуюся из анализа ст. 53 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее — Закон об образовании) [2]. В ней презюмируется право лица, намеревающегося получать среднее профессиональное или высшее образование вступить в договорные отношения о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Такое же право закрепляется за лицом уже обучающимся на данных образовательных программах. Из понимания существенных сторон такого договора, прав и обязанностей сторон можно вывести его значение: оно заключается в удовлетворении интересов одной стороны (органа государственной власти или местного самоуправления, учреждения или юридического лица и индивидуального предпринимателя), выражающихся в потребности в кадрах определённой квалификации и стремлении сохранить их в рабочем коллективе, и интересов другой стороны (обучающегося), которые заключаются в стремлении получить образование определённого уровня, а также гарантированное трудоустройство по полученной специальности или квалификации.

В ч. 1 ст. 71.1 Закона об образовании закрепляется право гражданина на получение образования в рамках целевого приёма за счёт финансирования бюджетов различного уровня [2]. В ч. 5 названной статьи содержится указание на конкурсный порядок зачисления лица, заключившего договор о целевом обучении в образовательную организацию [2]. В настоящее время в научной дискуссии активно обсуждается проблематика договора целевого обучения, а также соблюдения правил его заключения и исполнения сторонами. Имеется ряд научных работ, посвящённых анализу природы этого договора, его сравнению с ученическим договором, регулируемым нормами трудового права, а также его гражданско-правовой природе. Среди них можно выделить статьи за авторством Шевелева Н. А. и др. «Проблемы нормативно-правового регулирования целевого обучения: целевой прием, организация обучения и трудоустройство» [3], Филющенко Л. И. «Целевое обучение и целевой прием: правовые аспекты» [4]. В рамках настоящей статьи мы хотим обратиться к менее изученной, однако не менее актуальной проблеме конкурсного отбора лиц, претендующих на заключение договора о целевом обучении для дальнейшего поступления в организацию высшего образования.

Поясним постановку проблемы и её значимость для данного института.

Как было сказано выше, заказчиками целевого обучения могут выступать как

органы государственной власти и местного самоуправления (а также связанные

с ними государственные компании, корпорации, хозяйственные и акционерные

общества), так и юридические лица с индивидуальными предпринимателями.

Последние, вступая в договорные отношения, действуют преимущественно в

своём хозяйственном и коммерческом интересах: они, затрачивая собственные

ресурсы на оплату обучения граждан, разумно предполагают получить

финансовую выгоду в дальнейшем при трудоустройстве компетентного

работника в свою или указанную в договоре организацию. В том же случае, когда

заказчиком целевого обучения выступают публично-правовые субъекты, такое

соглашение служит интересам не только непосредственных сторон соглашения,

но и публичным интересам государства и общества в целом. Ведь в ситуации, 573

Ш

когда количество договоров о целевом обучении, которое могут заключить вышеуказанные заказчики, ограниченно по объективным финансовым причинам, кажется разумным, что среди лиц, желающих поступить в образовательную организацию в таком порядке, для заключения договора будут отобраны лучшие. Более того, по мнению автора, можно обоснованно ожидать, что такой отбор будет осуществляться по объективным показателям и в форме аналогичной государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Ведь уровень освоения такой программы или конкретных дисциплин, актуальных для сферы деятельности, в рамках которой функционирует заказчик целевого обучения, является объективным показателем, на основании которого заказчик может предполагать, насколько эффективно сможет освоить учебную программу гражданин, и будет ли он компетентным сотрудником, добросовестно и грамотно исполняющим свои обязанности. Проанализируем нормативные правовые акты (далее — НПА), закрепляющие статус целевого обучение, на предмет указания в них вышеперечисленных критериев.

На момент написания настоящей статьи (октябрь 2020 г.) указанные

правоотношения регулируются Постановлением Правительства РФ от 21 марта

2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего

профессионального и высшего образования ...» (далее — Постановление №2 302)

[5]. В п. 45 названного Постановления сказано, что прием на целевое обучение

по программам высшего образования за счет финансирования из бюджетов

разных уровней осуществляется в пределах квоты приема. В п. 3 Правил

установления квоты приема на целевое обучение, утверждённых

Постановлением № 302, содержатся критерии, на основании которых

определяется квота на целевое обучение. К ним относятся, в том числе

потребности экономики РФ, её субъектов и государственных органов в

квалифицированных кадрах, а также динамика приема на целевое обучение в

организации за предыдущие 5 лет. В данных критериях сформулировано

стремление законодателя через обеспечение упомянутых структур 574

Ш

компетентными сотрудниками добиться их эффективной работы в публичном, государственном и общественном интересах Тем не менее, каких-либо требований к качественному отбору претендующих на целевое обучение граждан Постановление № 302 не содержит.

Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2020 г. № 1050 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти...» [6], Постановление № 302 признаётся утратившим законную силу с 1 января 2021 г. Начиная с 2020/2021 учебного года приём в учебные заведения по программам высшего образования будет осуществляться в соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [7]. В названном Приказе целевому обучению посвящены пп. 91-97, объединённые в раздел XII. «Особенности приема на целевое обучение». В п. 93 в качестве необходимого условия приёма гражданина на целевое обучение указывается наличие договора с заказчиком. Каких-либо иных требований, в частности по критериям отбора кандидатов на заключение договора с публично-правовыми заказчиками приказ не содержит. 18 октября 2020 г. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Постановление от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» [8], которое определяет правоотношения, возникающие по вопросам целевого обучения на период с 1 января 2021 г. по 1 января 2027 г. Каких-либо требований к конкурсному отбору граждан, претендующих на заключение договора, документ также не содержит. Отметим, что в справке о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства РФ «О целевом обучении по образовательным программам

575

Ш

среднего профессионального и высшего образования» (ГО проекта: 02/07/0520/00101987), размещённом Минобрнауки России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, представители НИУ «ВШЭ» указали, что «основной вопрос — как планируется контролировать качество приема в рамках целевого обучения. Широко известно, что многие обучающиеся по целевому обучению имеют существенно более низкий балл ЕГЭ, чем прошедшие по конкурсу. Это может приводить к росту неоднородности внутри контингента студентов на образовательных программах» [9]. Данные замечания о качестве отбора не были учтены.

Рассмотрим требования к кандидатам, претендующим на целевое

обучение, содержащиеся в нормативных правовых актах о государственной и

муниципальной службе в России. В отношении государственной гражданской

службы таким актом является Указ Президента РФ от 21.12.2009 № 1456 «О

подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по

договорам о целевом обучении» [10]. Согласно п. 1 Положения, утверждённого

данным Указом, договор о целевом обучении заключается между

государственный орган и отобранным на конкурсной основе гражданином РФ. В

п. 5 упомянутого Положения сказано, что конкурс объявляется государственным

органом и проводится организованной в нём конкурсной комиссией в

соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О

государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно п. 6

Положения, объявление о конкурсе не позднее чем за один месяц до даты его

проведения размещается на официальном сайте государственного органа в

Интернете, а также в одном или более печатных изданиях (далее — СМИ) [10].

Обращает на себя внимание тот факт, что в объявлении указываются

квалификационные требования для должностей, которые будут замещать

граждане после успешного окончания обучения, однако отсутствуют требования

к уровню подготовки, которым должны обладать граждане, получившие

образование предыдущей ступени (например, для претендующих на целевое

обучение по программам бакалавриата и специалитета её уровень можно 576

I-

оценить на основании результатов итоговой аттестации освоения программы среднего общего образования). Хотя наличие подобных требований позволило бы осуществить отбор более подготовленных претендентов, ожидаемо способных более качественно освоить программу высшего образования, а значит и стать более компетентными и эффективными государственными служащими. Затруднительным остаётся вопрос прозрачности данной процедуры: не закреплена возможность ознакомления с результатами отбора всех претендентов, а объективность критериев, на основании которых ранжируются претенденты, а также доступность процедуры обжалования результатов конкурсного отбора также оставлена без должного контроля.

В отношении муниципальной службы таким актом является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закона № 25-ФЗ) [11]. Согласно п. 3 ст. 28.1 названного Закона, заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном законом субъекта РФ [11]. Информация о проведении конкурса подлежит размещению в СМИ, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов, и на официальном сайте органа местного самоуправления в Интернете не позднее чем за один месяц до даты проведения конкурса. В Ленинградской области данные правоотношения регулируются Областным законом Ленинградской области от 11.03.2008 № 14-оз «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области» (далее — Областной закон № 14-оз) [12]. Согласно ст. 12-2 названного Закона, договор о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы заключается с отобранным на конкурсной основе гражданином; детализирующее порядок его заключения Положение содержится в Приложении 7 [12].

Согласно п. 6 упомянутого Положения, конкурс объявляется при

отсутствии граждан, состоящих в кадровом резерве муниципального

образования на замещение должностей муниципальной службы [12]. В части

требований к информации о проведении конкурса и её официальному 577

Ш

опубликованию существенных отличий от Закона № 25-ФЗ нет. Важным дополнением, повышающим эффективность конкурсного отбора, является указание в подп. 5 п. 11 Положения на необходимость предоставления гражданином действующих на момент проведения конкурса результатов единого государственного экзамена, копии аттестата о среднем общем образовании, копии диплома о признании его победителем и(или) призером олимпиад (при наличии), которые являются критериями отбора претендента [12]. Также согласно п. 29 Положения, организатор конкурса опубликовывает информацию о его результатах в печатном СМИ, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов, и размещает её на официальном сайте органа местного самоуправления Интернете [12].

Сделаем попытку выяснить, как освящается информация о конкурсной

процедуре заключения договора целевого обучения на примере официальных

сайтов в Интернете органов местного самоуправления Ленинградской области.

Так, в разделе «Целевое обучение» на сайте Комитета по образованию

администрации МО Всеволожский муниципальный район продублированы

федеральные НПА, регламентирующие целевое обучение, и опубликованы

рекомендации по организационным вопросам целевого обучения (для системы

образования Ленинградской области) (далее — Рекомендации), а в отношении

конкурсного отбора указаны только контакты ответственного лица. На сайте

Комитета по образованию Ломоносовского муниципального района

ограничились опубликованием только Постановления № 302 и вышеуказанных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендации. На официальном сайте администрации Лужского

муниципального района также опубликованы федеральные НПА и

Рекомендации, но отсутствует какая-либо информация об особенностях

организации конкурсного отбора в муниципальном образовании, контактные

данные ответственных лиц, а также информация о результатах конкурсного

отбора прошлых лет. Аналогичная ситуация наблюдается в разделе «Целевое

обучение» на официальном сайте администрации Сосновоборского городского

округа. На официальном сайте Бокситогорского муниципальный района также 578

I-

размещены только федеральные НПА и контакты ответственного за конкурс лица. Размещённая на сайте администрации Ломоносовского муниципального района ссылка с названием «О проведении конкурсного отбора на заключение договора о целевом обучении . с обязательством последующего прохождения муниципальной службы в Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области» не открылась.

Ощутимо полнее представлена информация на официальном сайте Гатчинского муниципального района: в разделе «Целевое обучение» документы размещены в хронологических блоках по годам (2018, 2019, 2020), представлена сводная заявка организаций района на целевое обучение в 2018 г. (хотя большинство заказчиков — юридические лица, т.е. нерелевантны для настоящего исследования), опубликован список вузов г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, планирующих принять участие в реализации государственного образовательного заказа Правительства Ленинградской области, также на сайте продублированы регламентирующие целевое обучение федеральные НПА. Из недостатков можно указать на отсутствие информации о результатах конкурсного отбора прошлых лет, что характерно и для сайтов вышеперечисленных муниципальных образований. Отметим, что потребность в подготовке специалистов по специальностям и направлениям подготовки высшего образования в целях формирования в 2020 г. квоты приема на целевое обучение указали более десятка муниципальных учреждений, а также муниципальное предприятие. Не указывается, необходимы ли муниципальные служащие или иные специалисты, но автору настоящей статьи кажется, что работники муниципальных учреждений и предприятий осуществляют свою деятельность в интересах не только своих организаций, но и в публичных — общества и государства, а значит и конкурсный отбор на заключение договора о целевом обучении с последующим трудоустройством на такие должности должен быть направлен на выявление лучших кандидатов.

Обратимся к опыту соседнего с Ленинградской областью региона — г. Санкт-Петербурга. В действующее Постановление Правительства Санкт-

579

Ш

Петербурга от 02.03.2004 г. № 294 «О целевой подготовке специалистов с

высшим и средним профессиональным образованием» [13], в котором

устанавливается порядок проведения конкурса по отбору кандидатур для

целевой подготовки, не вносилось никаких изменений с момента принятия, что

обнаруживается в ссылках на утратившие силу НПА, отсутствии требований о

публикации информации на официальных сайтах организаторов конкурса.

Согласно названному Постановлению координацию работы по организации

целевого обучения осуществляет Комитет по науке и высшей школы [13]. Более

современным НПА, регулирующим правоотношения о целевом обучении,

является Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-

Петербурга от 31.03.2015 г. № 1374-р «Об отборе граждан для заключения

договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении» [14]. В нём

устанавливается порядок конкурсного отбора лиц, претендующих на

дальнейшую работу в образовательных организациях города. Обращает на себя

внимание п. 2.1.1, в котором среди требований к гражданину указывается

необходимость отметок только "хорошо" и "отлично" по всем предметам 10

класс и за первое полугодие или два триместра 11 класса [14]. Нам

представляется, что подобные требования следует дополнить более

содержательным и объективным показателем: баллом за единый

государственный экзамен, что также будет означать смещение сроков

заключения договора о целевом обучении на момент опубликования результатов

государственной итоговой аттестации претендента по программе среднего

общего образования. При анализе раздела «Целевое обучение» на официальном

сайте Комитета по науке и высшей школе среди опубликованных документов

обнаруживаются не только фрагменты из НПА разного уровня, регулирующих

целевое обучение, но и информацию о потребности исполнительных органов

государственной власти в подготовке специалистов по

специальностям/направлениям подготовки высшего образования в 2020 г., а

также официальные ответы Комитета на вопросы граждан о поступлении на

обучение в рамках квоты целевого приёма. Однако сведения о результатах 580

Ш

конкурсного отбора прошлых лет отсутствуют. Наиболее полные сведения обнаружены на сайте администрации Кировского района Санкт-Петербурга. В новостном разделе размещена информация от 25 апреля 2018 г. «Целевая подготовка специалистов». В данной новости представлены выдержки не только из федеральных НПА, но и указываются ссылки на НПА г. Санкт-Петербурга и непосредственно администрации Кировского района, регулирующие порядок проведения конкурсного отбора на заключение договора о целевом обучении. Помимо этого, опубликованы контакты ответственных лиц, а также примерный перечень целевых мест, выделенных администрации Кировского района.

Проведённый мониторинг официальных сайтов муниципальных

образований и органов местного самоуправления, а также государственных

органов исполнительной власти субъекта РФ показал, что, несмотря на

содержащиеся в Областном законе № 14-оз и иных НПА требования к

содержанию и актуальности сведений о конкурсе на заключение договора

целевого обучения, опубликованная информация носит неполный и

несистемный характер, преимущественно дублировала общедоступные

федеральные НПА, но не содержала актов и иных документов, касающихся

проведения конкурсного отбора непосредственно в муниципальных

образованиях, отсутствовала информация о результатах конкурсного отбора. Всё

это, по нашему мнению, идёт в разрез с принципами гласности и

профессионализма. Хотя мы ограничились анализом практической реализации

НПА о целевом обучении на примере лишь одного субъекта РФ, автор настоящей

статьи допускает, что подобные проблемы актуальны и для других регионов

страны. Существование подобных пробелов в организации порядка отбора лиц

для заключения договора о целевом обучении имеет ряд негативных

последствий как для системы образования в целом, так и для непосредственных

заказчиков обучения. В отсутствии достаточного общественного контроля

формируется благоприятная среда для реализации коррупционных схем, в

результате которых договор о целевом обучении заключается не с кандидатами,

продемонстрировавших наивысшие результаты по итогам объективного отбора, 581

Ш

а лица с более низким уровнем подготовки, но обладающие иными ресурсами (коррупционными и родственными связями с организаторами конкурса). Дальнейшее прохождение указанных лиц по конкурсу в рамках выделенных квот для целевого обучения в высшие образовательные организации приводит к подрыву авторитета института высшей школы, повышению неоднородности в среде обучающихся, а также проблемам для научно-преподавательского состава в изложении материала для неподготовленной к его восприятию аудитории. Что же касается непосредственных заказчиков договора целевого обучения, подобная ситуация оборачивается для них неэффективной тратой бюджетных средств, приходом в их рабочий штат низкоквалифицированных и некомпетентных сотрудников, формированию «наследственной аристократии» и подрыву общественного доверия к органам публичной власти, а также к организациям, учредителями или участниками которых они являются. Для разрешения указанных проблем, с учётом проведённого анализа и высказанных ранее идей считаем нужным предложить изменения в существующие НПА, предметом регулирования которых является целевое обучение, договор о нём и конкурс по отбору претендентов на его заключение.

В связи с тем, что данные правоотношения регулируется НПА разного уровня, из которых имеющие меньшую юридическую силу зачастую применяются во исполнении тех, что имеют большую юридическую силу, нам кажется разумным предложить законодателю внести изменения в Закон об образовании, а, в дальнейшем, субъектам, правомочным вносить изменения в НПА меньшей юридической силы или принимать новые (Президенту РФ, Правительству РФ, Минобрнауки, законодательным и исполнительным органам субъектов РФ и т.д.) привести нормативную базу в соответствие с изменениями Закона об образовании. Для этого необходимо ст. 71.1 названного Закона дополнить положениями:

1. о необходимости обязательной конкурсной процедуры для определения

кандидатов на заключение договора о целевом обучении, в которых заказчиком

выступает федеральный орган государственной власти, либо орган 582

Ш

государственной власти субъекта РФ, либо орган местного самоуправления (а также связанные с ними государственные компании, корпорации, хозяйственные и акционерные общества);

2. об обязательном включении в критерии отбора претендентов их актуальных результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (результатов единого государственного экзамена), а также среднего балла аттестата о среднем общем образовании или балла по отдельным предметам, актуальным для профессиональной сферы деятельности заказчика;

3. о необходимости публикации на официальных сайтах вышеперечисленных заказчиков — организаторов конкурса подробной информации о порядке проведении конкурса, критериях отбора кандидатов, а также о результатах конкурса и способе их обжалования (апелляции). Принятие подобных требований позволит не только сделать процедуру отбора кандидатов на заключение договора о целевом обучении более доступной и понятной для потенциальных участников, но и будет способствовать заключению договора с наиболее одарёнными и подготовленными гражданами, что будет способствовать успешному освоению ими программ высшего образования. Благодаря этому, по нашему мнению, в органы государственной власти и местного самоуправления после завершения целевого обучения придут компетентные и грамотные специалисты, способные эффективно справляться с возложенными на них функциями в интересах государства и общества.

Список литературы:

1. Елина Е.Г., Аникин В.М. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2018. — Т. 18, № 4. — С. 373-377. 001: https://doi.org/10/18500/ 1818-9601 -2018-18-4373-377.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

3. Шевелева Н.А. Проблемы нормативно-правового регулирования целевого обучения: целевой прием, организация обучения и трудоустройство / Н.А. Шевелева, Н.И. Дивеева, И.А. Васильев, А.В. Бабич // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2017. № 4 (31). С. 84-90.

4. Филющенко Л.И. Целевое обучение и целевой прием: правовые аспекты//Право и образование. 2015. № 1. С. 25-35.

5. Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. №2 1076» // "Собрание законодательства РФ", 01.04.2019, N 13, ст. 1415.

6. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2020 г. № 1050 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования» // "Собрание законодательства РФ", 2020, N 30, ст. 4913.

7. Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 14.09.2020 г.

8. Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и

высшего образования» // Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 18.10.2020 г.

9. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» // URL: https://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/05-20/00101987).

10. Указ Президента РФ от 21.12.2009 N 1456 (ред. от 18.12.2016) "О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении" // "Собрание законодательства РФ", 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6533.

11. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152.

12. Областной закон Ленинградской области от 11.03.2008 N 14-оз (ред. от 18.03.2019) "О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области" // "Вестник Законодательного собрания Ленинградской области", вып. 1, 17.06.2008.

13. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2004 N 294 "О целевой подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" // "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 5, 28.05.2004.

14. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2015 N 1374-р "Об отборе граждан для заключения договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении" // Доступ из СПС Консультант Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.