Научная статья на тему 'Целевое обучение, как перспективное направление развития высшего образования'

Целевое обучение, как перспективное направление развития высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PAID EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / "ДЕТСКИЕ" ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / БЮДЖЕТ / BUDGET / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / BUDGET FINANCING / ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / TARGETED TRAINING / "CHILD" INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галий Е.А., Коршунов И.И.

В статье речь пойдет о платном высшем образовании. Затрагивается вопрос: «Должно ли быть высшее образование бесплатным?». Будет разработано направление деятельности, которое смогло бы нормализировать затраты на высшее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGETED TRAINING, AS A PROMISING HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT

The article will deal with paid higher education. The question is touched upon: "Should higher education be free?". A line of activity will be developed that could normalize the costs of higher education.

Текст научной работы на тему «Целевое обучение, как перспективное направление развития высшего образования»

ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Галий Е.А, к.э.н., доцент, Коршунов И.И., студент Московский областной филиал РАНХиГС, Красногорск, Россия

Аннотация. В статье речь пойдет о платном высшем образовании. Затрагивается вопрос: «Должно ли быть высшее образование бесплатным?». Будет разработано направление деятельности, которое смогло бы нормализировать затраты на высшее образование.

Ключевые слова: система образования, платное образование, высшее образование, «детские» инвестиции, финансирование, бюджет, бюджетное финансирование, целевое обучение.

Сегодня, образование - это жизненно необходимая сфера социально-экономической деятельности. Достаточно большая часть общества задействована в образовании. К финансовому обеспечению данной сферы имеют отношение многие отрасли экономики государства, которые в первую очередь являются будущим потребителем ее продукта. Образование является одним из важнейших показателей благополучия, развитости и конкурентоспособности государства. [2]

Среди важнейших социально-экономических прав и свобод человека можно выделить право на образование, которое является одним из наиболее существенных конституционных социальных прав человека. Именно это право способствует дальнейшему развитию личности и общества в целом [3].

Становится ясно, что высшее образование в современных условиях является необходимым условием для благополучной жизни в обществе. Несмотря на введение платы за обучение, спрос на высшее образование остается по-прежнему высоким. Это обусловлено тем, что студенты и их родители в будущем ждут большой отдачи от полученного образования.

Большая часть выпускников школ стремятся поступить в высшие учебные заведения. Многие из них, естественно, хотят поступить на бюджетные места и учиться бесплатно. Но количество бюджетных мест ограничено, а по некоторым направлениям подготовки они отсутствуют вовсе.

Альтернативой является целевое обучение или обучение на коммерческой основе.

Экономическое развитие Российской федерации не стоит на месте, активно развиваются все сферы жизнедеятельности человека, особенно это касается сферы образования. Исчезает понятие «бесплатное высшее образование», на смену ему приходит платное образование. Популярностью пользуются негосударственные вузы, где бесплатное образование отсутствует в принципе. Все это говорит о том, что в Российской системе образования наблюдается тенденция

коммерциализации. Она обусловлена развитием рыночных, товарно-денежных отношений, которые проникают в новые ниши, в том числе и в сферу образовательных услуг [1].

Как пример бесплатного высшего образования, можно рассмотреть времена Советского Союза, когда была отлажена система централизованного государственного

финансирования высшего образования. Финансовые средства брались из налогов, а образовательные услуги оказывались населению на бесплатной основе. При помощи налоговых механизмов решалась проблема социального неравенства. Налоги, из которых финансируется высшее образование, платит все население. Таким образом, происходит перераспределение доходов среди богатых и бедных. Как правило, дети из более состоятельных семей, особенно обладающих высоким социальным статусом, пользуясь положением и знакомствами в образовательной сфере, имели возможность заниматься с репетиторами, получали лучшую

подготовку в школе и, следовательно, имели больше шансов поступить на бюджетные места в ВУЗ.

Для решения данной проблемы требовался отход от централизованного финансирования и введение платы за образовательные услуги. Данный подход подразумевает собой, что индивид, который несет затраты на образовательные услуги, вскоре сам будет получать выгоды от данных инвестиций в человеческий капитал. Выгоды могут быть денежными (высокая заработная плата) и не денежными (социальный статус, доступ к интересным, творческим видам деятельности и другие выгоды). Платность высшего образования подразумевает собой, что его оплачивает непосредственно сам потребитель будущих выгод, а не все налогоплательщики (в том числе не имеющие возможности получить высшее образование), между которыми распределяются затраты на финансирование высшего образования [1].

Платное образование является достаточно эффективным, но имеет ряд проблем:

• Большая часть средств от платного высшего образования направляются в негосударственные ВУЗы, которые не всегда способны обеспечить высокий уровень качества образования;

• поступление на платной основе в государственный или негосударственный ВУЗ значительным образом упрощается, что автоматически сказывается на качестве получаемого образования и квалификации специалистов;

• сокращения численности бюджетных мест в высших учебных заведениях;

• большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов. [2]

Несмотря на недостатки, объем платных образовательных услуг повышается, что можно отследить по следующим данными: в 2000 году объем платных услуг составлял 41 530 миллионов рублей, а в 2017 году - 447 350

миллионов рублей, то есть прирост в данном периоде составил практически 11 раз [4].

Эффективная система финансирования образования должна решать основные задачи:

• обеспечить доступность образования для всех слоев населения;

• обеспечить образовательные учреждения необходимыми ресурсами.

От финансирования сферы образования зависит уровень образования и экономического роста государства. Источники финансирования образования в России достаточно разнообразны: средства из бюджета, средства самих учебных заведений, коммерческие средства извне. Государственное бюджетное финансирование образовательных учреждений производится из бюджета того уровня, к которому относится соответствующий учредитель образовательного учреждения [4].

В настоящее время родители абитуриентов стоят перед серьезным выбором: либо инвестировать средства в усиленную подготовку к ЕГЭ и поступление в ВУЗ на бюджетное место, либо отказаться от усиленной подготовки к ЕГЭ и поступить в ВУЗ на коммерческой основе. По примерным подсчетам, эти расходы будут сопоставимы друг с другом. Стоит упомянуть о третьем варианте -уход из школы после 9 класса и поступлении в колледж. Такой вариант используется современными семьями все чаще. Не все уверенны в получении высоких баллов на ЕГЭ. В 2015 году в 10 класс не пошли 43% учащихся, в 2016-м 53%, в 2017- школу покинули 59% девятиклассников. Становится ясно что, число отказывающихся сдавать ЕГЭ растет и уже перевалило за половину всех учеников [5].

В чем же причина такой популярности среднего образования в современной России? Главной причиной такого ажиотажа в практико-ориентированности такого вида образования. Студенты колледжей получают профессию, которая позволит заработать на жизнь. Далеко не все из них планируют продолжить обучение в вузе.

Если проводить аналогию с высшим образованием, то здесь тоже есть практико-ориентированность, например целевое обучение. Целевое обучение - это своего рода трехсторонний договор между образовательной организацией, абитуриентом и некой организацией. Организация, испытывая нехватку специализированных кадров, оплачивает обучение абитуриента, который в свою очередь обязуется отработать после обучения в этой организации определенный срок. Таким образом, организация может прогнозировать состояние кадровых ресурсов на несколько лет вперед, что позволит занять более стабильное положение на рынке. Студент также не лишен плюсов, он получает бесплатное, специализированное образование, которое точно будет применять на практике сразу же после обучения.

Целевое обучение имеет ряд преимуществ, но, к сожалению, в современных реалиях оно почти неприменимо. Количество целевых мест в ВУЗах ограничено, как правило, это около 10 % от общего количества мест.

Целевое обучение - это достаточно перспективное направление в высшем образовании. Над ним необходимо работать, ведь это позволит решить множество проблем:

• Сокращение затрат семьи на высшее образование;

• Трудоустройство студентов после окончания обучения;

• Стабильный и прогнозируемый штат различных организаций;

• Ориентированность образовательных программ в первую очередь на работодателей.

Таким образом, популяризация целевого обучения способна решить одновременно две проблемы, с которыми, так или иначе сталкиваются абитуриенты: кто будет оплачивать обучение и, кто обеспечит последующее трудоустройство. Это позволило бы сократить безработицу среди выпускников

ВУЗов и, число бакалавров, работающих не по профилю. Следует также отметить, что следствием этого будет конкретизация направленностей (профилей) образовательных программ, реализуемых ВУЗами.

Список используемых источников:

1. Левашов Е.Н. Платное высшее образование в России/ IV междунар. науч.-практ. конф. «Инновационное развитие территорий». - Череповец: ЧГУ, 2016. - С. 2630.

2. Магарамов К.А. Система образования России/ IV междунар. научн.-практ. конф. «Педагогический опыт: от теории к практике» -Чебоксары: Интерактив плюс, 2018. - С. 70-71.

3. Михайлова Е.А. Перспективы развития платной образовательной деятельности в РФ/ Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: экономика и управление, 2017. - С. 98-99.

4. Михайлова Е.А. Проблемы финансирования образования на современном этапе/ Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: экономика и управление, 2017. - С. 100-102.

5. Прошкова З.В. Инвестиции семьи в образование детей: подготовка к ЕГЭ или платное высшее? / VI-VII междунар. науч.-практ. конф. № 1-2(4). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 26-30.

6. Пфаненштиль И.А., Яценко М.П. КОГДА ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕЕТ БУДУЩЕЕ: ЖИВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ КНИГИ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 2. С. 7386.

7. Волков НС. ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОКИ, МЕТОДЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 2. С. 49-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.