Научная статья на тему 'Целевая составляющая гуманитаризации процесса обучения математике в школе'

Целевая составляющая гуманитаризации процесса обучения математике в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленская Т.А.

В статье рассматривается одна из трех составляющих процесса гуманитаризации процесса обучения математике. При постановке целей обучения математике с позиции гуманитаризации учитывается цель общего образования создание условий для формирования целостности личности ученика с помощью математики. Автором рассмотрены различные подходы к целеполаганию в процессе обучения, в которых прослеживается принцип гуманитаризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевая составляющая гуманитаризации процесса обучения математике в школе»

Целевая составляющая гуманитаризации процесса обучения математике в школе

Зеленская Татьяна Александровна

учитель математики, МАОУ Домодедовская СОШ №4 с УИОП, airstars@bk.ru

В статье рассматривается одна из трех составляющих процесса гуманитаризации процесса обучения математике. При постановке целей обучения математике с позиции гуманитаризации учитывается цель общего образования - создание условий для формирования целостности личности ученика с помощью математики. Автором рассмотрены различные подходы к целе-полаганию в процессе обучения, в которых прослеживается принцип гуманитаризации.

Ключевые слова: цели обучения математике, создание условий, формирование личности, гуманитаризация.

0

ео

01 г

Первоочередной задачей образования является создание условий для формирования гармонично-развитой личности, с устойчивой мотивацией к обучению. Особое внимание значение для школьного образования приобретает реализация гуманитарного подхода при организации образовательного процесса как поиск новых возможностей в личностном становлении каждого ученика. Гуманитаризацию процесса обучения математике можно рассматривать как процесс, включающий: целевую, содержательную и процессуальную составляющие.

Для организации процесса обучения математике с позиции гуманитаризации необходимо определить цели обучения математике.

Вопрос целеполагания при обучении математике с учетом принципа гуманитаризации затрагивался в трудах Л.М. Фридмана, Г.В. Дорофеева, Т.А. Ивановой, Г.И. Саранцева, В.А. Гусева, О.Б. Епишевой и др.

Ориентация целей в этих работах указывает на целостное развитие личности учащегося при обучении математике.

Так Г. В. Дорофеев определил цели как: интеллектуальное развитие учащихся; формирование научного мировоззрения средствами математики и формирование морально-этических качеств личности [5].

Г.И. Саранцев выделяет цели в соответствии с функциями обучения: общеобразовательные, воспитательные и практические. Общеобразовательные цели включают овладение системой математических знаний, умений и навыков, дающей представление о предмете математики, специальными эвристическими приемами, историей науки. Воспитательные цели - это формирование мировоззрения учащихся, эстетическое и нравственное воспитание, воспитание трудолюбия. Практические цели - это демонстрация связей математики с реальной жизнью, знакомство с ролью математики в технике, моделирование, приобщение к опыту творческой деятельности. Все вышеупомянутые цели призваны обеспечить сформированность и развитие личностных компонентов учащегося: познавательного, мотивационного, эмоционального и нравственного [7].

Л.М. Фридман подчеркнул, что определить цель обучения математике - это значит указать те специальные качества, ради которых изучается математика и которые необходимы для всесторонне

развитой и социально зрелой личности [11]. Известный математик академик А.Д. Александров считает, что понимание нужности школьного предмета сводитсяк вопросу о его о его практической надобности и значении в развитии личности [1].

О.Б. Епишева в качестве основной цели обучения математике выделяет развитие ученика. Так как достижение развивающих целей обучения математике обеспечивает развитие психологических качеств учащихся (т.е. познавательных процессов и способностей) и необходимо им для овладения умениями самостоятельного усвоения изучаемого материала.

Достижение воспитательных целей, по мнению О.Б. Епишевой, обеспечивает решение проблемы присвоения личностью качеств общественной морали и овладения культурой, а также современных социально-экономических ценностей.

О.Б. Епишевой выделены также практические цели обучения математике, как цели подготовки учащихся к практической деятельности, формирование умений применять полученные математические знания для решения задач в реальной жизни, экономическое воспитание [6].

Л.И. Боженкова в основе подхода к постановке целей обучения геометрии рассматривает:

-деятельностный подход в обучении и личност-но-ориентированное обучение;

-теории целеполагания В.П. Беспалько и формирование приемов учебно-познавательной деятельности Н.Ф. Талызиной;

-концепцию интеллектуального воспитания М.А. Холодной [3].

В.П. Беспалько в теории целеполагания указывает на необходимость диагностичности при постановке целей. Диагностичность предполагает оценку уровня усвоения знаний и умений в зависимости от вида деятельности при работе с информацией (репродуктивной, продуктивной, творческой). По его мнению, для реализации диагностичности цели формулируются через задачи, решение которых возможно с помощью необходимых знаний, умений, убеждений, эстетических чувств и т.д. Цель обучения поставлена диагностично, если: дано точное описание формируемого личностного качества; имеется способ для выделения этого качества в процессе контроля его сформиро-ванности; возможно измерения уровня качества на основе данных контроля; существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения. [2].

Н.Ф. Талызина разработала подход для постановки целей, основанный на психологической теории деятельности и теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Она считает, что конкретное содержание целей обучения определяется социальными условиями, конкретными возможностями учащегося на данном этапе обучения, характером задач, для решения которых он готовится, и т. д. Для уточнения целей обучения необходим анализ конкретных видов познавательной деятельности, которые необходимо

сформировать. При этом важно учитывать, что обучение связано со всеми сторонами человеческой личности: оно вносит изменения не только в познавательную деятельность учащихся, но и в нравственную, эстетическую и др. [9].

Обучение и воспитание оказывают воздействие на личностное и психическое развитие учащегося. В связи с этим, М.А. Холодная считает приоритетной задачей школы задачу интеллектуального воспитания учащихся, под которой понимается создание условий для раскрытия и совершенствования индивидуальных интеллектуальных ресурсов каждого ученика за счет обогащения разных форм индивидуального ментального опыта и способов интеллектуального поведения [12].

В.А. Гусев классифицируя цели обучения математике в школе, разделяет их на три основных блока. Эти блоки определяются планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования согласно ФГОС. Они ориентируют обучение на достижение личностных, предметных и метапред-метных результатов.

В структуру первого блока включены мета-предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета, входящего в состав предметной области "Математика и информатика".

Второй блок целей отражает основное направление развития личности, личностную культуру. Формирование личностной культуры включает: умственное воспитание (развитие мышления); раскрытие творческого потенциала; формирование мировоззрения (понимание закономерностей мира, принципов познания, способность отстаивать свои взгляды и убеждения, представление об истории и развитии знаний); нравственное воспитание (целеустремленность, трудолюбие, ответственность, инициативность); эстетическое воспитание (развитие воображения, чувства прекрасного).

Третий блок целей содержит предметные результаты, определяется спецификой учебного предмета. Методика реализации целей этого блока разработана хорошо и освещена в различных трудах по методике преподавания математики.

Основная идея этой классификации целей В.А. Гусева это целостное формирование личности учащегося: формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных способностей обучающихся средствами математики. Эти цели определяют гуманитарный подход при обучении математике, создание условий для личностного развития учащихся, которое предполагает освоение ими ценностного содержания предмета, культурных ценностей [5].

Рассматривая вопрос постановки целей математического образования с точки зрения гуманитаризации, можно отметить, что во многих психолого-педагогических исследованиях по вопросу

о о ш и т

г

т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

о

сч

00

SI

z

целеполагания прослеживается гуманитарный акцент. Всестороннее гармоничное развитие личности всегда было целью образования в нашей стране. Традиционное образование и раньше было личностно-ориентированным, но развитие личности при этом было задачей второстепенной. Образование сводилось к овладению школьниками основами наук и воспитанию гражданина, интересы которого отождествлялись с интересами общественными. На современном этапе, согласно ФГОС ООО, цели образования рассматриваются как реализация системы мер направленных на достижение результатов в плане предъявляемых обществом требований в формирования целостности личности обучающегося, в освоении им предметных программ и формировании понимания им метапредметных связей и универсальных учебных действий.

Целевая составляющая гуманитаризации процесса обучения математике ориентирована на формирование личности учащегося, самовоспитания, самосовершенствования. Иными словами, обучение математике с позиции гуманитаризации должно ориентироваться на формирование личности с помощью математики. В новой концепции школьного математического образования приоритетной становится развивающая функция обучения вместо образовательной, как отмечалось в Стандарте ранее. Развитие ученика с помощью математики, формирование в процессе обучения качеств личности, необходимых человеку в современном обществе и его динамичной социализации в нем - основная цель изучения математики. Реализация этой цели возможна при переориентации методической системы обучения математики со «знаниевой» парадигмы на формирование логического, абстрактного и продуктивного мышления, умений видеть и использовать математические закономерности в реальных жизненных ситуациях, использовать математический язык, математическую символику, как общемировой искусственный язык, одно из важнейших средств коммуникации.

Новая парадигма школьного образования ставит задачу не только вооружить учащихся знаниями, но и способами овладения ими. Школа модифицируется в школу «деятельностную». ФГОС усиливает ориентацию на результаты образования как ключевые задачи личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития учащихся.

Гуманитаризация образования предусматривает достижение трех целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы (планируемых результатов согласно ФГОС ООО): предметных, метапредметных и личностных результатов [10].

Литература

1. Александров А.Д. О геометрии / А.Д. Александров // Математика в школе. - 1980. - № 3. - с. 5-7

2. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1970.

3. Боженкова Л. И. Теоретические основы интеллектуального воспитания учащихся в обучении геометрии. Омск : Изд-во ОмПГУ, 2002.- 206 с.

4. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике /. - М. : Вербум-М : Академия, 2003. - 428 с.

5. Дорофеев Г.В. Гуманитарно-ориентированный курс - основа учебного предмета "Математика" в общеобразовательной школе // Математика в школе. - 1997. - № 4. - С. 59 - 66.

6. О.Б. Епишева. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. - Тобольск - Изд. ТГПИ им. Д.И. Менделе-ва, 1997. - 191 с.

7. Подаева Н.Г. Технология социокультурно-ориентированного обучения геометрии в общеобразовательной школе / Н.Г. Подаева, М.В. Подаев. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016. 167 с.

8. Саранцев Г.И. Методология методики обучения математике.- Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001.-144 с.

9. Талызина Н.Ф. Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления : учеб. пособие для СПО / под ред. Н.Ф. Талызиной. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 193 с. — (Серия : Профессиональное образование).

10.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938

11.Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: [учеб. пособие] / Л. М. Фридман. - Изд. второе, испр. и доп. - М. : УРСС, 2005 (Тип. ООО Рохос). - 244 с.

12.Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 200 с.

The target component of humanization of the process of learning mathematics in school Zelenskaya T.A.

MAOU Domodedovo Secondary School No. 4 with UIOP The article deals with one of the three components of the process of humanitarization of the process of teaching mathematics. When setting the goals of teaching mathematics from the perspective of humanitarization, the goal of General education is taken into account - the creation of conditions for the formation of the integrity of the student's personality with the help of mathematics. The author considers various approaches to goal-setting in the learning process, in which the principle of humanitarization is traced.

Keywords: the goal of mathematics teaching, the creation of conditions, the formation of personality, humanization. References

1. Alexandrov A.D. About geometry / A.D. Alexandrov // Mathemat-

ics at school. - 1980. - No. 3. - p. 5-7

2. Bespalko V. P. Programmed training. Didactic basics. - M .: Pub-

lishing house "Higher School", 1970.

3. Bozhenkova L. I. Theoretical foundations of the intellectual edu-

cation of students in teaching geometry. Omsk: Publishing House of Omsk State Pedagogical University, 2002.- 206 p.

4. Gusev V.A. Psychological and pedagogical foundations of teach-

ing mathematics. - M.: Verbum-M: Academy, 2003 .-- 428 p.

5. Dorofeev G.V. Humanitarian-oriented course - the basis of the

subject "Mathematics" in a comprehensive school // Mathematics in school. - 1997. - No. 4. - S. 59 - 66.

6. O.B. Episheva. General methods of teaching mathematics in high

school: Lecture course: Textbook. allowance for students of physical specialist. ped in-com. - Tobolsk - Ed. TSPI them. DI. Mendeleva, 1997 .-- 191 p.

7. Podaeva N.G. Technology socioculturally oriented teaching ge-

ometry in a comprehensive school / N.G. Podaeva, M.V. Po-daev. Yelets: YSU named after I.A. Bunina, 2016.16 s.

8. Sarantsev G.I. Methodology of teaching mathematics. - Saransk:

Type. "Red October", 2001.-144 p.

9. Talyzina N.F. Methods of teaching mathematics. The formation of

methods of mathematical thinking: textbook. allowance for open source software / ed. N.F. Talyzina. - 2nd ed., Revised. and add. - M.: Yurayt Publishing House, 2018 .-- 193 p. - (Series: Vocational Education).

10. The federal state educational standard of basic general education. // Ministry of Education and Science of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: http: //minobrnauki.rf/documents/938

11. Friedman L.M. Theoretical foundations of teaching mathematics: [textbook. manual] / L. M. Friedman. - Ed. second, rev. and add. - M.: URSS, 2005 (Type. LLC Rojos). - 244 p.

12. Cold M.A., Gelfman E.G. Developing educational texts as a means of intellectual education of students. M .: Publishing house "Institute of Psychology RAS", 2016. - 200 p.

o

o

00

■o

m

5

m

X

X

o

m

n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

X

o

m

O

DI

■o

A

u

o

00

A

X

X

m

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.