6 (135) - 2009
ЦЕЛЕВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПО СТРАХОВАНИЮ УРОЖАЕВ
А.В. ЗОНОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и налогов
Р.В. ЛИВАНОВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры Вятский государственный гуманитарный университет
Программа страхования урожаев с государственной поддержкой реализуется в соответствии с Федеральным законом о бюджете РФ и широко внедряется в России начиная с 2004г Процесс идет трудно, сложно и неоднозначно. Разрушенная в период перестройки система обязательного страхования, которая применялась в сельском хозяйстве СССР, дает о себе знать. Программа финансирования государством подобных мероприятий имеет много сторонников и противников. На практике как сельхозпредприятия, так и страховые компании столкнулись с недобросовестностью и нарушениями некоторых должностных лиц, действующих в своих личных интересах. Однако не стоит забывать истинную цель страхования — минимизацию рисков производства и возмещение материальных потерь товаропроизводителя.
Размер страховой премии, подлежащей субсидированию из государственного бюджета и бюджетов регионов, ежегодно пересматривается. Так, в 2005 г. он определялся по ставкам, установленным приказом Минсельхоза Росии от 11.04.2005 № 54 в размере 50 % страхового тарифа из федерального бюджета. В соответствии с постановлением правительства Кировской области от 24.11.2005 № 48/280 «О возмещении из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам организаций агропромышленного комплекса и страховых премий по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур» страховая премия возмещалась также в размере 50 % из регионального бюджета. То
есть товаропроизводители в 2006 г. при заключении договора страхования урожаев сельскохозяйственных культур могли рассчитывать на 100 %-ную компенсацию понесенных на эти цели расходов в равной доле из федерального и регионального бюджетов. Появилась надежда на возрождение данного вида страховой защиты в сельском хозяйстве. Но уже в 2007 г. размеры страховой премии, подлежащей субсидированию, были пересмотрены.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 254 субсидии из федерального бюджета стали предоставляться в размере 40 %, из бюджетов субъектов РФ в размере 10 % уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями страховой премии (страхового взноса) по заключенным договорам страхования урожая. Обратите внимание, данный документ был принят в апреле 2007 г., и сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие возможность застраховать свои будущие урожаи (для получения субсидии обязательным условием является заключение договора страхования до окончания посевной), пришли в недоумение и замешательство.
Реальная картина страхования урожаев по Кировской области оставляет желать лучшего. Возможность заключить договор страхования урожаев сельскохозяйственных культур имеют далеко не все хозяйства. Страховщики из-за убыточности данного вида страхования предлагают страховые услуги только на условиях страхования всей посевной площади
агростраховаНие
6 (135) - 2009
Удельный вес убыточных организаций и уровень рентабельности (убыточности) продукции сельского хозяйства Кировской области, %
Показатель 1991 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Отклонение 2006 г. от 1991 г., %, (+/-)
Удельный вес убыточных хозяйств, % 1,3 45,3 59,3 59,0 33,8 42,6 60,6 +59,3
Уровень рентабельности продукции в целом 39,9 11,8 2,8 -1,6 5,4 9,7 7,8 - 32,1
сельхозугодий, что существенно увеличивает размеры страхового взноса. Убыточные хозяйства вовсе лишены всякой надежды на страховую защиту.
Положение хозяйств в области нестабильное, растет удельный вес убыточных хозяйств, наблюдается снижение рентабельности производства сельхозпродукции (см. таблицу). Лишь небольшое число сельскохозяйственных товаропроизводителей — экономически стабильны. Это те хозяйства, которые до начала реформы имели хорошую материально-техническую базу, получали крупные дотации и возглавлялись деловыми высокопрофессиональными руководителями. В соответствии с приказом Минсельхоза России от 31.05. 2007 № 314 «Об утверждении методики определения размера утраты, страховой стоимости урожая и ставки для расчета субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур» во исполнение постановления Правительства РФ от 28.04. 2007 № 254 «О Порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур , урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений» страховая стоимость урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений определяется по формуле:
С = П х Ур х Ц (1)
где С — страховая стоимость урожая сельскохозяйственной культуры, урожая многолетних насаждений, руб.;
П — размер посевной (посадочной) площади под конкретной сельскохозяйственной культурой или многолетних насаждений текущего года, га;
Уср — средняя урожайность сельскохозяйс-
Ср
твенной культуры и многолетних насаждений с
посевной (посадочной) площади, сложившаяся
за 5 (пять) лет, предшествующих году заключения
договора страхования, ц/га. Она определяется
следующим образом:
в1 в2 в3 в4 в5 У = (— + — + — + — + —)/5, (2)
п1 п2 п3 п4 п5
где в1, в2, в3, в4, в5 — валовой сбор урожая сельскохозяйственной культуры и многолетних насаждений за предшествующие 5 лет, ц;
п1, п2, п3, п4, п5 — посевная (посадочная) площадь урожая сельскохозяйственной культуры и многолетних насаждений за предшествующие 5 лет, га;
Ц — средняя цена реализации 1 ц сельскохозяйственной продукции, сложившаяся по субъекту Российской Федерации за год, предшествующий году заключения договора страхования, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, а по кормовым культурам — по фактической себестоимости, сложившейся у получателя целевых средств за год, предшествующий посеву, руб.
Посевы сельскохозяйственных культур принимаются на страхование при условии, если договор заключается на всю площадь посевов (посадки) сельскохозяйственной культуры.
Обратите внимание, в формулу расчета страховой стоимости урожая закладывается средняя цена реализации сельхозкультуры, что, с одной стороны, значительно отличается от себестоимости и увеличивает размер страхового взноса, а с другой стороны, противоречит принципам страхования, поскольку при наступлении страхового случая компенсируются не только понесенные расходы, но и упущенная выгода страхователя.
Страховая премия (страховые взносы) рассчитывается по формуле:
Общая сумма = Страховая Страховой страхового взноса, руб. _ сумма, руб. тариф, % '(3)
Такой порядок расчета страхового взноса действовал еще до 1991 г., когда в формулу расчета страхового взноса включалась государственная закупочная цена, которая, как правило, приравнивалась к себестоимости сельхозпродукции. С началом перестройки цена стала рыночной, а формула расчета не изменилась. Поскольку при убыточности данного вида страхования снижать страховой тариф ни в коем случае нельзя, то снижение страхового взноса целесообразно провести за счет внесения изменений в формулу расчета страховой суммы путем замены показателя цены (Ц) на показатель себестоимости сельскохозяйственной культуры (СС).
Следует отметить, что в состав себестоимости сельхозпродукции в настоящее время входят рас-
агростраховаНис
6 (135) - 2009
%
120 100 80 60 40 20 0
116,15 X _
ГУ
2001 г.
2003 г.
2005 г.
2006 г.
□ Расходы за счет субсидий из бюджетов
□ Расходы за счет собственных (заемных) источников
Динамика структуры себестоимости продукции
растениеводства в Кировской области по источникам финансирования расходов
ходы, оплаченные средствами целевого финансирования. Приведем данные динамики структуры себестоимости сельхозпродукции, сформированной за счет собственных средств и целевых средств государства (семена, посадочный материал, ГСМ и т. д.) по Кировской области (см. рисунок). Государство в последние годы принимает активные меры по восстановлению сельского хозяйства в стране, увеличивая при этом объемы финансирования отрасли. Расходы, оплаченные средствами целевого финансирования, включенные в себестоимость продукции растениеводства, в 2001 г. по Кировской области составили 11 %, а в 2005 г. уже более 20 %, и есть надежда, что эта тенденция сохранится.
При расчете страховой суммы целесообразно показатель себестоимости снизить на величину уже полученного сельхозтоваропроизводителем целевого финансирования от государства (ЦФ), т. е. предлагается изменить в формуле (1) цену (Ц) на показатель себестоимости за вычетом целевого финансирования (СС- ЦФ).
В результате формула расчета примет следующий вид:
С = Пх У (СС- ЦФ) К,
(4)
где С, П, У — см. экспликацию к формуле (1).
Ср
СС — средняя фактическая себестоимость 1 ц сельскохозяйственной продукции, сложившаяся по субъекту РФ за год, предшествующий году заключения договора страхования, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, руб.;
ЦФ — полученные за предшествующий посеву год целевые средства на расходы, которые были включены в себестоимость сельхозпродукции, руб.;
К — коэффициент-дефлятор.
Предлагаемые изменения позволят снизить сумму страхового взноса в среднем на 30 %, что сделает страхование урожаев более доступным для сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволит значительно увеличить страховое пространство за счет увеличения количества застрахованных площадей и тем самым минимизировать риски страховщиков, и наконец, при наступлении страхового случая сельскохозяйственный товаропроизводитель получит возмещение реально понесенных им потерь.
Предлагаемыми изменениями можно также добиться экономии бюджетных средств. Если направлять бюджетное финансирование только экономически нестабильным и убыточным хозяйствам, величина бюджетных расходов сократится до 38 % первоначальных объемов. Качество использования бюджетных средств при этом значительно улучшится. Экономически сильные хозяйства в состоянии самостоятельно проводить страхование своих сельскохозяйственных культур, тогда как для спасения убыточных хозяйств необходимо: возмещение страховых платежей в полном объеме за счет средств государства; предварительное, а не последующее финансирование данных мероприятий; введение обязательного страхования для этой категории сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Список литературы
1. Приказ Минфина России от 16.10.2000 № 92н (в ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000».
2. Приказ Минсельхоза России от 31.05.2007 № 314 «Об утверждении Методики определения размера утраты, страховой стоимости урожая и ставки для расчета субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур».
3. Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 № 254 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений».
4. Международные стандарты финансовой отчетности 2007: издание на русском языке. — М.: Аскери-АССА, 2007. - 1078 с.
5. Никитин А. В. Почему страхование сельскохозяйственных культур является дорогим, или Как снизить затраты на страхование // Агрострахование и кредитование. — 2005. — Авг. — С. 19-25.