ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА БЕЗДЕТНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.В. Белоус, студент
Н.В. Бородаенко, старший преподаватель
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-2-125-127
Аннотация. Авторы рассматривают вопрос о целесообразности введения налога на бездетность в Российской Федерации. Изучается исторический аспект введения налога на бездетность в Советском союзе, анализируются факторы, повлиявшие на его принятие. Также анализируется практика введения налога на бездетность в зарубежных странах. Обосновывается вывод о нецелесообразности введения налога на бездетность в Российской Федерации на современном этапе развития общества. Ключевые слова: налог, налоговая система, налог на бездетность.
Последнее десятилетие диктует правовому пространству Российской Федерации необходимость внесения изменений в законодательство, направленных на повышение уровня рождаемости, улучшение демографической ситуации в стране. Особо примечательно, что законодательные инициативы затрагивают не только право социального обеспечения или трудовое законодательство, но и налоговое право.
Такие меры вполне обоснованы, так как согласно исследованию Росстата от 15.06.2020 года, опубликованном на официальном портале Федеральной службы государственной статистики, в 2015 году на территории Российской Федерации родилось 1 940 579 человек, к 2019 году этот показатель составил 1 481 074 человек [1]. Так, за пять лет показатель рождаемости в нашей стране сократился на 23%, что иллюстрирует серьезность демографического кризиса, требующего своевременных мер реагирования.
Для решения этой проблемы не первый год инициируется введения «налога на бездетность» на территории Российской Федерации - такое предложение за последнее десятилетие выдвигали как религиозные, так и общероссийские общественные организации. Инициаторы нововведения в обосновании необходимости введения налога на бездетность приводят довод о том, что такой налог в ближайшем будущем обеспечит положительную дина-
мику рождаемости, а в перспективе повлияет и на повышение уровня рождаемости в стране.
Предполагается, что налог на бездетность затронет мужчин и женщин, а также семейных пар репродуктивного возраста, сознательно отказывающихся от рождения детей. Нужно отметить, что понятие «репродуктивного возраста» инициаторами нововведения раскрыто не было. Для анализа данной нормы за общепринятый в нашей стране репродуктивный возраст можно считать тот, который указан в отчете «Репродуктивное здоровье населения России», подготовленном Федеральной службой государственной статистики совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Но в данном отчете речь идет только о репродуктивном возрасте женщин, который обозначается периодом 15-44 лет [2]. Кроме того, предполагается, что от уплаты налога на бездетность будут освобождены граждане, состояние здоровье которых не позволяет родить ребенка, а также те женщины, которым беременность и роды противопоказаны по медицинским показаниям.
Для Российской Федерации как государства, являющегося правопреемником СССР, появление в правом пространстве инициативы введения такого налога не ново. 21 ноября 1941 года Указом Верховного Совета СССР был принят Закон «О налоге на холостяков, одиноких и бездет-
ных граждан СССР» [3, с. 232]. Указанный налог и во времена его принятия, и сегодня нередко называют резонансным или даже парадоксальным, при этом в научной литературе не ставят под сомнение необходимость его введения.
Сразу несколько факторов предопределили экстренное утверждение налога на бездетность в Советском союзе. С наступлением Великой Отечественной войны определилась необходимость переформирования бюджета страны, согласно которому большая часть средств была перенаправлена на удовлетворение нужд фронта. При этом необходимо было сохранить заработные платы и социальные выплаты, количество последних при этом возросло ввиду увеличения расходов государства, выделяемых на содержание домов-интернатов, госпиталей и иных социальных учреждений.
Ещё одним фактором, повлиявшем на принятие решения о введении налога на холостяков, одиноких и бездетных граждан в СССР стало резкое уменьшение количества населения в стране, вызванное особенно высоким показателем смертности на фронте в первые месяцы войны, а также ухудшениями показателей рождаемости.
Налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан имел плоскую шкалу налогообложения. Облагались данным налогам мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, женщины в возрасте от 20 до 45 лет, а также семейные пары, не имеющие детей. Сумма налога непосредственно зависела от заработной платы гражданина. Так, при заработной плате до 150 рублей в месяц сумма налога составляла 5 рублей ежемесячно, при ежемесячном заработке граждан свыше 150 рублей - 5% от соответствующего заработка. При этом налогом на бездетность не облагались:
- военнослужащие, а также их жёны;
- мужчины в возрасте до 25 лет, женщины в возрасте до 23 лет, которые обучались по программам среднего и высшего образования;
- лица, состояние здоровье которых не позволяет родить ребенка, а также те женщины, которым беременность и роды
противопоказаны по медицинским показаниям.
Первоначально введение этого налога рассматривалось как экстренная мера реагирования власти на внезапно возникшую острою проблему демографического кризиса. При этом предполагалось, что после окончания войны налог будет отменен. Тем не менее, ввиду социальных проблем, существующих в обществе и после окончания Великой Отечественной войны, налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан просуществовал почти пятьдесят лет [4, с. 299]. Советские власти планировали аннулировать данный налог к январю 1993 года, но в действительности он просуществовал до распада СССР и был отменен уже в 1991 году.
Важно отметить, что в XX веке аналоги налога на бездетность существовали и в некоторых зарубежных странах. Так, похожие налоговые практики еще в первой воловине XX столетия зарекомендовали себя в Болгарии, Италии и Румынии. В Польше налог на бездетность был введён в послевоенное время, но был отменён уже в 1973 году.
Единичные случаи существования мер, предусмотренных налогом на бездетность, среди зарубежных стран можно обнаружить и сегодня. Так, например, налоговым законодательством Германии прямо не предусмотрено введение упомянутого налога, но тем не менее, в стране одинокие граждане и семейные пары, не имеющие детей, облагаются по прогрессивной шкале налогообложения налогом с наибольшей процентной ставкой. При этом важно отметить, что в стране на высоком уровне развиты меры социальной поддержки семьи, материнства и детства - в ФРГ принято и реализуется больше 150 государственных программ по поддержке как бездетных семей, так и семейных пар с детьми.
Решая вопрос о возможности введения налога на бездетность в Российской Федерации, нужно отметить, что указанный налог или отдельные его элементы существуют в развитых странах (среди которых Германия, Франция, Сингапур), которые в противовес санкциям, вводимым в отно-
шении граждан, не имеющих детей, вводят внушительный перечень социальных программ, выступающих для стимулирования повышения рождаемости путем поощрения граждан и семейных пар, имеющих детей. Такая социальная политика существует и в Российской Федерации, она ежегодно совершенствуется, но при этом её качество уступает зарубежным аналогам. Поэтому введение налога на бездетность будет восприниматься гражданами нашей страны как нарушение их права выбора, гарантируемого всем гражданам де-
Таким образом, на современном этапе развития нашего государства, несмотря на назревающую проблему демографического кризиса, введение налога на бездетность не является целесообразным. Для решения актуальной проблемы повышения рождаемости в стране необходимо сделать упор на развитие системы социальной поддержки семьи, материнства и детства, увеличение количество социальных выплат за рождение детей, выплат многодетным матерям, а также различных налоговых льгот.
(Дата обращения:
мократических стран.
Библиографический список
1. Электронный ресурс // https://rosstat.gov.ru/folder/12781 16.04.2021 г.)
2. Электронный ресурс // https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/zdrav/zdravo-2011.pdf (Дата обращения: 16.04.2021 г.)
3. Пономарёв И. Н. Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1941-1942 гг. Л.: Лениздат, 1942. 232 с.
4. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 19451953. М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. 299 с.
FEASIBILITY OF INTRODUCING A PUBLICITY TAX IN THE RUSSIAN FEDERATION
A.V. Belous, Student N.V. Borodaenko, Senior Lecturer Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)
Abstract. The authors consider the question of the expediency of introducing a tax on childlessness in the Russian Federation. The historical aspect of the introduction of a tax on childlessness in the Soviet Union is explored, the factors that influenced its adoption are analyzed. The practice of introducing a tax on childlessness in foreign countries is also analyzed. The conclusion about the inexpediency of introducing a tax on childlessness in the Russian Federation at the present stage of society development is substantiated. Keywords: tax, tax system, childlessness tax.