Научная статья на тему 'ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урок / английский язык / структура урока / целеполагание / работа над понятием / цель / технология учебной деятельности / lesson / English / lesson structure / goal setting / work on the concept / goal / technology of educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Вера Михайловна

статья посвящена проблеме проектирования урока иностранного языка. Автор затрагивает узкую тему – этап целеполагания на уроках английского языка в общеобразовательной школе, который является очень важной составляющей структуры современного урока. В статье описаны некоторые приемы целеполагания, их особенности, значение, роль в структуре урока, педагогическая целесообразность, а также возможность использования этих приемов на уроках английского языка. Статья предназначена для учителей общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOAL SETTING AS A MEANS OF FORMING REGULATORY UMS IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

the article is devoted to the problem of designing a foreign language lesson. The author touches on a narrow topic – the goal-setting stage in English lessons in secondary schools, which is a very important component of the structure of a modern lesson. The article describes some goal-setting techniques, their features, meaning, role in the structure of the lesson, pedagogical expediency, as well as the possibility of using these techniques in English lessons. The article is intended for teachers of general education organizations.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Богомолова В.М.

Богомолова Вера Михайловна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 94,

г. Краснодар

Аннотация: статья посвящена проблеме проектирования урока иностранного языка. Автор затрагивает узкую тему - этап целеполагания на уроках английского языка в общеобразовательной школе, который является очень важной составляющей структуры современного урока. В статье описаны некоторые приемы целеполагания, их особенности, значение, роль в структуре урока, педагогическая целесообразность, а также возможность использования этих приемов на уроках английского языка. Статья предназначена для учителей общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: урок, английский язык, структура урока, целеполагание, работа над понятием, цель, технология учебной деятельности.

GOAL SETTING AS A MEANS OF FORMING REGULATORY UMS IN FOREIGN

LANGUAGE LESSONS Bogomolova V.M.

Bogomolova Vera Mikhailovna - English teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL NO. 94,

KRASNODAR

Abstract: the article is devoted to the problem of designing a foreign language lesson. The author touches on a narrow topic - the goal-setting stage in English lessons in secondary schools, which is a very important component of the structure of a modern lesson. The article describes some goal-setting techniques, their features, meaning, role in the structure of the lesson, pedagogical expediency, as well as the possibility of using these techniques in English lessons. The article is intended for teachers of general education organizations.

Keywords: lesson, English, lesson structure, goal setting, work on the concept, goal, technology of educational activity.

УДК 372.881.111.1

Формирование умения учиться - задача всех ступеней школьного образования. Сущность современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты.

Обычно из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.

Умение целеполагания — это освоенная способность ставить и формулировать цели и задачи.

Формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.

Исходя из этого, понятие «формирование умения целеполагания» представляет собой процесс овладения освоенными способами ставить и формулировать цели и задачи учебной деятельности.

Формирование целостного представления об окружающем мире осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов, которое находит отражение в планируемых метапредметных результатах освоения программ учебных предметов, в том числе по иностранному языку.

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что обучающемуся необходимо для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное задание на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда обучающиеся учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят получить новые знания. [1, с. 2-7].

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как учебного предмета наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного и компетентностного подходов, в которых обучающийся

становится не объектом, а субъектом учебной деятельности. В рамках этих подходов обязательными элементами обучения являются целеполагание и рефлексия.

Основная идея целеполагания и рефлексии в обучении заключается в овладении преподавателем и обучающимися технологией осознания творческой и учебной деятельности. Такие виды деятельности предполагают постановку целей своего образования, организацию их выполнения и последующую рефлексивную деятельность: осознание способов достижения целей, возникших проблем, успехов и результатов. Рефлексия - не только итог, но и стартовое звено для качественно нового начала образовательной деятельности и новых её целей.

Целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (преподавателя и обучающегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Обучающийся должен не просто узнать очередную порцию информации, а научиться делать что-то новое. Следовательно, преподавателю необходимо формулировать эти новые цели на доступном для обучающихся языке. То есть цели, которые ставит преподаватель и обучающиеся, звучат по-разному. И лишь в том случае, когда обучающийся понимает и осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие обучающимися как собственной, значимой для себя [2, с. 9-14].

На уроках иностранного языка тому могут способствовать следующие приемы целеполагания:

- Тема - вопрос (план). Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

- Работа над понятием. Обучающимся предлагается тема урока, а им необходимо объяснить значение каждого слова. От значения слова определяется цель урока.

- Домысливание. Предлагается тема урока, а обучающимся необходимо сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать. Цели могут быть разные в зависимости от личностных и психологических особенностей обучающихся.

- Прием «знаю - не знаю». Обучающимся предлагается тема урока, они должны вспомнить, что они уже знают по этой теме, и определить, что они хотят ещё узнать по данной теме.

- Проблема предыдущего урока. В конце урока обучающимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за недостаточности знаний или недостаточности времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

- Отсроченная отгадка. Обучающимся предлагается отгадать загадку, решить кроссворд или сказать пословицу. Слово-отгадка и станет ключевым словом в формулировании цели урока.

Обязательными условиями использования приемов целеполагания являются следующие: учет уровня знаний и опыта обучающихся, доступность, то есть разрешимая степень трудности, толерантность, необходимость выслушивания всех мнений, правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Таким образом, использование разных приемов целеполагания на уроках иностранного языка помогает преподавателю переключить внимание обучающихся на урок, а самим обучающимся осознать и принять цель урока как собственную, значимую для себя.

Действия целеполагания способствуют формированию таких регулятивных УУД как:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов и решения трудностей,

Список литературы /References

1. Соловцова, Э.И. Федеральный государственный образовательный стандарт - ориентир современного

школьного образования // Иностранные языки в школе. - 2012. - №11. — C. 2-7.

2. Шамов А.Н. Учебная деятельность на уроках иностранного языка и ее специфика // Иностранные языки в

школе. - 2012. - N°9. - C. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.