УДК 371.485
Р.ИХораськина, Е.М.Шувалова
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИТАРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье раскрываются концептуальные подходы к осуществлению гуманитарной социализации, которые обеспечивают реализацию и конкретизацию личностно и практико-ориентированных парадигм образования в профильной школе.
Ключевые слова: социализация, гуманитарная социализация, средовый подход, индивидуальный подход, личностный подход.
R.I.Horaskina, E.M.ShuvalovaTARGETED CONCEPTUAL APPROACHES TO HUMANITARIAN SOCIALI-ZATION OF STUDENTS IN SPECIALIZED CLASSES OF SECONDARY SCHOOL
The artide describes the conceptual approaches to the implementation of humanitarian socialization, which provide the realization and concretization of personal and practice-oriented paradigms of education in the specialized schools.
Keywords: socialization, humanitarian socialization, environmental approach, individual approach, personal approach.
Социализация учащихся в гуманитарном направлении, ставшая основой реформирования системы образования, является важным компонентом гуманитарного профильного образования.
Общетеоретические положения проблем социализации личности исчерпывающе представлены в западной социологии. Значительный вклад в развитие ее теории внесли М.Вебер [3], Э.Дюркгейм [6], Т.Парсонс [13], Н.Смелзер [14], Р.Мертон [10, с. 89-105]. Их работы способствовали утверждению представления о социализации как процессе, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности.
В российской социологии разработкой проблем социализации личности активно занимались такие отечественные социологи, как Г.М.Андреева [1, с.245], И.С. Кон [7], АИ.Кравченко [8], Е.Е.Леванов [9, с. 29-36], Е.Б.Столбун [15, с. 67-76], Ю.Р.Хайруллина [16], В.А Ядов [17].
Теоретико-методологическую основу составили философские положения о человеке как высшей ценности общества, системный, личностный и деятельностный подходы к воспитанию, психолого-педагогические теории и концепции:гуманизации образования и воспитания (М.Н. Берулаева [2] , Л.А Волович [4, с. 40-43], Г.В.Мухаметзянова [11], З.Г.Нигматов [12, с. 61-70]).
Процесс социализации является объектом пристального внимания многих отраслей знания, важным условием его успешного междисциплинарного исследования является формулирование некоторых общих принципов, с позиции которых рассматривается данное явление в различных научных дисциплинах. Проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают такие науки как философия, социология, психология, педагогика.
Элементом социализации выступает гуманитарное воспитание и образование. В процессе социализации происходит развитие гуманитарных качеств личности, которое затем длится непрерывно на протяжении всей жизни человека.
Обязательным условием эффективности воспитания является организация социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития, по Л.С.Выготскому [5], определяет содержание, направление процесса воспитания. Это некоторая «система отношения» ребенка и социальной среды. Поэтому организация последней, как некоторой образовательной, воспитательной среды, является наиболее актуальным в настоящее время.предметом специальных исследований.
Рассмотрим подходы к осуществлению целенаправленной гуманитарной социализации. Подход - мировоззренческая категория, отражающая установки субъектов педагогическогопроцес-са. Различные подходы к образованию складываются в рамках различных теорий и концепций. Концептуальные подходы, которые обеспечивают реализацию и конкретизацию личностно и прак-тико-ориентированных парадигм образования. К ним относятся следующие подходы: личностный, индивидуальный, средовой.
Личностный подход акцентирует внимание на развитии и реализации творческих способностей учащихся, на раскрытии сущностных сил личности, ее интеллектуального и
нравственного потенциала, ее способности свободно ориентироваться в сложных социальных обстоятельствах. Социализация учащихся в процессе изучения предметов историко-обществоведческого цикла обеспечивает становление их активными субъектами своей жизнедеятельности, полноценно реализующих свою личностную сущность. Осуществление данного подхода возможно при следующих условиях:
- обеспечение субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, создающем условия для самостоятельного определения и выбора сфер деятельности, рефлексии ее результатов;
- трансформация знаний и умений, полученных в учебной деятельности.
- перевод учебных проблем в жизненно важные проблемы учащихся, требующие актуализации и преобразования их целостного субъектного опыта;
- построение системы отношений педагогов с учащимися на основе открытости, доверия, диалога, создающих условия для самораскрытия и самореализации учащихся.
Индивидуальный подход. Понятие «индивидуальность» достаточно неоднозначно. Индивидуальность рассматривается как непохожесть, отличие одного человека от другого: своеобразие психики и личностных свойств, которые проявляются в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, потребностей, способностей. Это наиболее традиционное понимание индивидуальности, согласно которому индивидуальный подход - это учет в процессе воспитания и обучения учащихся их индивидуальных особенностей: психофизиологических особенностей, познавательных возможностей, общих и специальных задатков и способностей, интересов и потребностей. Данный подход требует при организации процесса социализации диагностировать и определять потребности, интересы и возможности каждого учащегося, выбирать соответствующие данным особенностям сферы и виды деятельности, формы и методы обучения, учитывать их в процессе педагогического взаимодействия с учащимися в процессе преподавания историко-обществоведческих дисциплин.
Средовой подход.Реалии современной жизни актуализируют необходимость учета возрастающего значения среды как в развитии обучающихся, так и осуществлении вышеназванных подходов. Деятельностно-опосредованное управление развитием личности неэффективно, если среда затрудняет деятельность. Воспитательная система дает сбои и даже разрушается, если входит в противоречие со средой. Личностный, индивидуальный подходы утрачивают свою силу, если не берутся в расчет социокультурный и природный контексты развития личности воспитуемого.
В последние годы заметно возрос интерес исследователей к феномену среды в связи с проблемами социализации и социальной адаптации (А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, ВАСластенин).
Концепция средового подхода призвана разрешить противоречие между желанием полнее использовать возможности среды и отсутствием соответствующих технологий, т.е. способа организации среды и оптимизации ее влияния на личность школьника. В научном плане он представляет собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности. В инструментальном плане - система действий субъекта управления средой направлена на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.
Вышеперечисленные подходы должны учитываться при организации процесса целенаправленной гуманитарной социализации учащихся профильных классов.
Итак, рассматриваемая целенаправленная гуманитарная социализация, представляет собой сложный процесс усвоения социальных норм и ценностей, влияющих на формирование качеств лич-ности при изучении гуманитарных дисциплин и функционирования в гуманитарно-социализиру-ющей среде, а так же освоения социального опыта и его воспроизводство через активное включение в социально значимую деятельность. Таким образом, под гуманитарно-социализирующей средойпонимается открытая динамичная система, адекватно реагирующая на внутренние и внешние изменения, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами, а так же обеспечивающая устойчивое чувство комфорта и удовлетворенности от результатов социализации в рамках взаимодействия с ближайшим окружением и артефактами в процессе профильного обучения. Данный вид социализации является сложным и многофакторным процессом. Ведущая роль в данном процессе отводится историко-обществоведческим дисциплинам, так как именно они дают наибольшее представление обо всех сферах жизнедеятельности общества. Процесс социализации как целе-
направленноеформирование у учащихся социальных норм и ценностей, установок, образцов поведения, в результате которого происходит развитие индивидуальных свойств личности учащихся при организации его взаимодействия с окружающей средой и принятии им социального опыта.
Литература
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. - М.: Наука, 1994. - С. 245.
2. Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования / М.Н. Берулава. - М.: Гелиос, 2000. - 340 с.
3. Вебер, М. Избранное. Образ общества. /М. Вебер. / Пер. с нем. - М., 1994.- 702с.
4. Волович, Л.А. Реализация стандартов гуманитарного образования в средней профессиональной школе: проблемы, трудности, ресурсы. / Л.А. Волович / / Доклад на Всероссийской научно-практической конференции 21-23 сентября. - Казань: ИСПО РАО, 1998, - С. 40-43.
5. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1960. - 321 с.
6. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, методы, предназначение. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
7. Кон, И.С. Социология личности /И.С. Кон — М., 1967.- 354 с.
8. Кравченко, А.И.,Добреньков, В.И. Социология. / А.И. Кравченко, В.И. Добреньков. - М.: Инфра-М, 2007 -624 с.
9. Леванов, Е.Е. Политическая социализация молодежи в условиях идеологического плюрализма / Е.Е. Леванов // Молодежь - 89. Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР.- М., 1989. - С. 29-36.
10. Мертон, Р. Социальная структура и аномия // Рубеж, 1992.- №2.- С.89-105.
11. Мухаметзянова, Г.В. Гуманизация -ключевая идея преодоления кризиса образования / Г.В. Мухаметзянова // Гуманистическая парадигма профессионального образования, реалии и перспективы: Тезисы доклада Всероссийской научно-практической конференции. 21-23 сентября 1998 г. Казань, ИСПО РАО, 1998. - 244 с.
12. Нигматов, З.Г. Принцип гуманизма как основополагающий принцип развития современного образования / З.Г. Нигматов // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Педагогика. Выпуск №3. - С. 61-70.
13. Парсонс, Т. О структуре социального действия. /Т. Парсонс.- Т.3.-М.: Академический Проект., 2000. - 880 с.
14. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер.: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688с.
15. Столбун, Е.Б. Проблема социализации и символический интеракционизм Дж. Мида /Е.Б. Столбун // Вестник МГУ. Серия 8, философия. 1976. -С. 67-76.
16. Хайруллина, Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества / Ю.Р. Хайруллина. - Казань: ИСПЭН АНТ, 1998. - 370 с.
1. Andreeva, G.M. Social'naja psihologija. / G.M. Andreeva. - M.: Nauka, 1994. - S. 245.
2. Berulava, M.N. Teorija i praktika gumanizacii obrazovanija / M.N. Berulava. - M.: Gelios, 2000. - 340 s.
3. Veber, M. Izbrannoe. Obraz obshhestva. /M. Veber. / Per. s nem. - M., 1994.- 702s.
4. Volovich, L.A. Realizacija standartov gumanitarnogo obrazovanija v srednej professional'noj shkole: problemy, trudnosti, resursy. / L.A. Volovich // Doklad na Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21-23 sentjabrja. - Kazan': ISPO RAO, 1998, - S. 40-43.
5. Vygotskij, L.S. Razvitie vysshih psihicheskih funkcij / L.S. Vygotskij. - M.: Pedagogika, 1960. - 321 s.
6. Djurkgejm, Je. Sociologija. Ee predmet, metody, prednaznachenie. - M.: Kanon, 1995. - 352 s.
7. Kon, I.S. Sociologija lichnosti /I.S. Kon — M., 1967.- 354 s.
8. Kravchenko, A.I., Dobren'kov, V.I. Sociologija. / A.I. Kravchenko, V.I. Dobren'kov. - M.: Infra-M, 2007 - 624 s.
9. Levanov, E.E. Politicheskaja socializacija molodezhi v uslovijah ideologicheskogo pljuralizma / E.E. Levanov // Molodezh' - 89. Obshhestvennoe polozhenie molodezhi i voprosy molodezhnoj politiki v SSSR.- M., 1989. - S. 29-36.
10. Merton, R. Social'naja struktura i anomija // Rubezh, 1992.- №2.- S.89-105.
11. Muhametzj anova, G. V. Gumanizacij a -kljuchevaja ideja preodolenija krizisa obrazovanija / G.V. Muhametzjanova // Gumanisticheskaja paradigma professional'nogo obrazovanija, realii i perspektivy: Tezisy doklada Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 21-23 sentjabrja 1998 g. Kazan', ISPO RAO, 1998. - 244 s.
12. Nigmatov, Z.G. Princip gumanizma kak osnovopolagajushhij princip razvitija sovremennogo obrazovanija / Z.G. Nigmatov // Vestnik Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Pedagogika. Vypusk №3. - S. 61-70.
13. Parsons, T. O strukture social'nogo dejstvija. /T. Parsons.- T.3.-M.: Akademicheskij Proekt., 2000. - 880 s.
14. Smelzer, N. Sociologija / N. Smelzer.: per. s angl. - M.: Feniks, 1994. - 688s.
15. Stolbun, E.B. Problema socializacii i simvolicheskij interakcionizm Dzh. Mida /E.B. Stolbun // Vestnik MGU. Serija 8, filosofija. 1976. - S. 67-76.
16. Hajrullina, Ju.R. Socializacija lichnosti v uslovijah transformacii rossijskogo obshhestva / Ju.R. Hajrullina. - Kazan': ISPJeN ANT, 1998. - 370 s.
17. Jadov, V.A. Social'najaidentichnost' lichnosti / V.A. Jadov. - M., 1994. - 235 s.
17. Ядов,В.А.
Социальнаяидентичностьличности | В.А. Ядов. - M., 1994. - 235 с.