Научная статья на тему 'Цель, задачи, принципы и этапы социально-психологического изучения семьи'

Цель, задачи, принципы и этапы социально-психологического изучения семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3809
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ДИСФУНКЦИИ / ДИАГНОЗ СЕМЬИ / СЕМЕЙНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / FAMILY / FAMILY DYSFUNCTIONS / FAMILY DIAGNOSIS / FAMILY POTENTIAL / SOCIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Любовь Константиновна

Обращается внимание на усиливающуюся роль семьи в трудных и быстро меняющихся социально-экономических условиях современной жизни, вызванные этим проблемы. Их решение требует психолого-педагогической поддержки, начальным этапом которой является социально-психологи-ческое изучение семьи. Обосновывается специфика социально-психологического подхода к изучению семьи в современных социально-экономических условиях, заключающаяся, с одной стороны, в поиске объективных критериев для различения типов семьи, а с другой в определении содержательной характеристики семьи как естественной малой группы и особенностей воздействия конкретного типа семьи на личность. Отмечается необходимость соотнесения и интеграции социологического и психологического подходов к изучению семьи, каждый из которых имеет свои традиции исследования групп. Рассматриваются специфика названных подходов и их роль в едином социально-психоло-гическом подходе к изучению семьи. Определяются цель и задачи социально-психологического изучения семьи как направления профессиональной деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов на основе социально-психологического подхода. Раскрывается содержание общих и частных принципов социально-психологического изучения семьи, основных этапов этого процесса: установление необходимости изучения семьи; общее знакомство с семьей; анализ результатов исследования и выдвижение гипотез о причинах проблем семьи; социально-психологический диагноз семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIM, TASKS, FOUNDATIONS AND STAGES OF FAMILY SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL INVESTIGATION

Attention is drawn to the growing role of the family in difficult and changeable social and economical conditions of modern life, caused by it problems. The specificity of social and psychological approach to family examination in modern social and economical conditions that consists, on the one hand, in search for objective standards in order to differ types of family, on the other hand, in describing content-rich characteristics of family as a natural small group and peculiarities of certain family type affecting personality is proved. The necessity of matching and integration of social and psychological approaches to family examination, each of them has its own traditions of group examination, is mentioned. The specificity of approaches written above and their role in unified social and psychological approach to family examination is examined. Aim and tasks of social and pedagogical family examination as a direction of professional activity of tutor-psychologists and social care teacher based on social and psychological approach are defined. The content of general and special foundations of social and psychological approach, main stages of this process: formation of necessity of family examination; general acquaintance with family; analyzing the results of examination and hypothesizing on causes of family problems’; social and psychological family diagnosis are noted

Текст научной работы на тему «Цель, задачи, принципы и этапы социально-психологического изучения семьи»

УДК 37.032

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

© Любовь Константиновна ИВАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: post@tsutmb.ru кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования E-mail: ivanova175@yandex.ru

Обращается внимание на усиливающуюся роль семьи в трудных и быстро меняющихся социально-экономических условиях современной жизни, вызванные этим проблемы. Их решение требует психолого-педагогической поддержки, начальным этапом которой является социально-психологическое изучение семьи. Обосновывается специфика социально-психологического подхода к изучению семьи в современных социально-экономических условиях, заключающаяся, с одной стороны, в поиске объективных критериев для различения типов семьи, а с другой - в определении содержательной характеристики семьи как естественной малой группы и особенностей воздействия конкретного типа семьи на личность. Отмечается необходимость соотнесения и интеграции социологического и психологического подходов к изучению семьи, каждый из которых имеет свои традиции исследования групп. Рассматриваются специфика названных подходов и их роль в едином социально-психологическом подходе к изучению семьи. Определяются цель и задачи социально-психологического изучения семьи как направления профессиональной деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов на основе социально-психологического подхода. Раскрывается содержание общих и частных принципов социально-психологического изучения семьи, основных этапов этого процесса: установление необходимости изучения семьи; общее знакомство с семьей; анализ результатов исследования и выдвижение гипотез о причинах проблем семьи; социально-психологический диагноз семьи.

Ключевые слова: семья; семейные дисфункции; диагноз семьи; семейный потенциал; социально-психологический подход

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21 -7/8(159/160)-95-99

В условиях социально-экономических преобразований современного общества у российской семьи возникает большое число социально-психологических трудностей, связанных с рождением и воспитанием детей, решением повседневных проблем. Сегодня усиливается роль семьи как надежного психологического механизма, обеспечивающего выживание личности в трудных и быстро меняющихся социально-экономических условиях современной жизни. Эта функция семьи отражается на особенностях ее образа жизни, обусловливает необходимость ее психолого-педагогической поддержки [1].

Значимость такой поддержки определяется тем, что сегодня снижается жизненный потенциал российской семьи, падает уровень ее психологического здоровья и, соответственно, воспитательных возможностей. Актуальными проблемами становятся вопросы единства семейных ценностей, социально-ролевой адекватности действий членов семьи, их семейной и социальной активности [2].

Многочисленные проблемы современной российской семьи привели к интенсивному развитию в нашей стране службы семьи, включающей широкий круг учреждений и организаций самого разного профиля, ставящих своей целью содействие семье, помощь ей в преодолении проблем: служба социальной помощи населению, в задачи которой входит выявление семей «группы риска» и оказание им содействия и поддержки, организация семейных консультаций; службы знакомств, семейного просвещения и самообразования; служба семейного досуга, организующая семейный туризм, семейные экскурсии, работу семейных клубов; служба социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения, осуществляющая работу по предупреждению преступности, наркомании, суицидов, бродяжничества и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Значительно возросло число профессионалов, имеющих дело с диагностикой, коррекцией и профилактикой психо-

социальных проблем, так или иначе связанных с развитием личности в семье.

Особую роль в оказании помощи семье играют педагоги-психологи и социальные педагоги. Формы их работы с семьей разнообразны: помощь семье в воспитании детей, организация семейного досуга, повышение образовательного и культурного уровня родителей, укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганда здорового образа жизни, посредничество между семьей и специалистами различного профиля, в задачи которых входит оказание специфических видов поддержки семьи (социальной, юридической, психологической и т. д.).

Специалисты приходят на помощь семьям, находящимся в кризисных ситуациях (распад семьи, развод, создание новой семьи, появление нежелательного ребенка, рождение ребенка с ограниченными возможностями, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, отклонения в поведении детей и т. п.). Выбор конкретных форм работы с семьей зависит от ее структуры, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении.

Психолого-педагогическая поддержка семьи предполагает знание ее особенностей, умение определять типы и причины семейного неблагополучия (резкое ухудшение внешних условий бытия, снижение уровня жизни, устойчивая семейная дисфункция и т. п.).

К сожалению, в имеющейся сегодня психологической и социально-педагогической литературе деятельность специалистов в области исследования особенностей семьи рассматривается либо в общем виде, либо с точки зрения узко специальной диагностики: социальной, психологической, социально-педагогической, владение которыми, несомненно, необходимо. При этом мало внимания уделяется социально-психологическому исследованию семьи, позволяющему проводить ее комплексное обследование в широком диапазоне социальных условий и стадий семейной жизнедеятельности [3].

Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой группы. Однако следует отметить, что это всего лишь одна часть объекта исследования наряду с изучением семейного цикла и раз-

новидностей семейного поведения. Социально-психологическое исследование семьи предполагает соотнесение социологического и психологического подходов к ее изучению, каждый из которых имеет свои традиции рассмотрения групп.

Для социологического подхода характерен, прежде всего, поиск объективных критериев для различения типов семьи. Как мы увидим далее, таких критериев может быть довольно много. С точки зрения определенного объективного критерия, социология и анализирует семью, ее отношения с обществом и с личностями, в нее входящими [4-6].

Для психологического подхода характерно рассмотрение семьи как некоторого множества лиц, окружающих человека и взаимодействующих с ним в ситуации совместной жизнедеятельности. Это множество лиц тоже, конечно, может быть интерпретировано как «малая группа», но внимание исследователя акцентируется на изучении действий индивида в семье, семейных ценностей, семейных представлений и мифов, коммуникативных и эмоциональных процессов в семье и т. д. Задача психологического исследования - установить, что же значит семья в психологическом плане для личности, каким образом она влияет на формирование ее сознания, какие характеристики семьи значимы для человека, являющегося ее членом [6].

Перед социально-психологическим исследованием семьи стоит задача объединения социологического и психологического подходов к изучению семьи. В данном случае фокусом исследования становится содержательная характеристика семьи как естественной малой группы, выявление специфики воздействия конкретного типа семьи на личность.

Для того чтобы обеспечить такого рода исследование, необходимо использовать результаты социологического анализа семей, т. е. обратиться к тем типам семей, которые выделены по определенным критериям в данном обществе, а потом уже на этой основе осуществить описание психологических характеристик каждого типа семьи и их значимость для каждого ее члена [7].

Социально-психологический подход к исследованию семьи играет важную роль в профессиональной деятельности педагога-

психолога и социального педагога, поскольку позволяет выявлять типичные социально-психологические и социально-педагогические проблемы различных категорий семей и в то же время изучать специфические причины их возникновения, связанные с различными семейными дисфункциями: нарушением семейной структуры, межличностных отношений, особенностями семейных ценностей и ролей, присущих каждой конкретной семье. Необходимым условием социально-психологического анализа семьи является понимание ее психологических характеристик как естественной малой социальной группы.

Целью социально-психологического изучения семьи является постановка семейного диагноза - определение тех нарушений в жизнедеятельности определенной семьи, которые обусловливают возникновение семейной проблемы, дисфункции, расстройства, а также выявление социально-психологи-ческого потенциала семьи, позволяющего семье самостоятельно, без помощи специалиста решать возникающие проблемы, и который необходимо учитывать, определяя методы работы с семьей.

Социально-психологическая диагностика семьи весьма сложна. Это определяется, во-первых, сложностью семьи как социально-психологической системы. Для семьи характерно множество отношений и взаимосвязей, в формировании которых существенную роль играют личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т. д.

Во-вторых, сложность социально-психологической диагностики семьи обусловлена отсутствием единого подхода к пониманию ее сущности и структуры, типичных проблем. Сегодня не существует единой теории, которая могла бы быть положена в основу социально-психологического исследования семьи. Существует большое число психологических школ, течений и направлений, характеризующихся разными подходами к определению сущности семьи и семейных проблем.

В-третьих, сложность социально-психологической диагностики семьи обусловлена интимностью многих семейных событий, нежеланием членов семьи, что называется, «выносить сор».

В связи с этим перед специалистом, изучающим семью, стоят следующие задачи.

1. Решение наиболее общего вопроса: нужно ли изучать данную семью?

2. Какова система изучения семьи?

3. Каковы пути и методы получения необходимых сведений о семье?

Показаниями к социально-психологическому изучению семьи могут служить:

- наличие разнообразных нарушений в семье: семейные дисфункции, продолжительные семейные конфликты, коммуникативные проблемы, условия, способствующие психической травматизации личности в семье;

- отклонения в поведении ребенка, его социально-психологическая дезадаптация;

- неспособность семьи самостоятельно справиться с проблемами, обусловленными воздействием неблагоприятных социальных факторов;

- обращение членов семьи за помощью к специалисту [7].

То есть, изучение семьи показано во всех случаях, когда налицо нарушения ее жизнедеятельности.

Изучая семью, социальный педагог или педагог-психолог должен выяснить, с какой проблемой семьи он имеет дело: медицинской (психотравмирующее воздействие семьи), педагогической, психологической, социальной или социально-психологической, чтобы направить семью к специалисту соответствующего профиля.

Социально-психологическая диагностика семьи может осуществляться в двух парадигмах: субъект-объектной или субъект-субъктной. В первом случае схема работы с семьей имеет следующую структуру: «постановка диагноза - прогноз - управление». Во втором случае работа с семьей - это совместное познание специалистом и членами семьи ее особенностей, семейных взаимоотношений, отношений семьи с социальным окружением, она имеет следующую структуру: «диагностика - самопознание - принятие решения об изменении - позитивное развитие семьи и каждого из ее членов» [8].

Проведение социально-психологической диагностики предполагает соблюдение определенных принципов.

Общие диагностические принципы:

1) объективность информации о семье;

2) разнообразие и достоверность источников информации.

Частные диагностические принципы:

1) единство диагностики и психосоциальной помощи. Наряду с традиционной целью психодиагностики - постановкой семейного диагноза, процесс социально-психологической диагностики следует использовать для:

- формирования у членов семьи потребности в самопознании и самосовершенствовании;

- определения качеств, способностей членов семьи, которые необходимы для гармонизации отношений в семье, их стабилизации, решения семейных проблем;

- принятия решения о том, какая психосоциальная помощь необходима и достаточна для этой семьи;

2) отказ от большого числа диагностических методик и сосредоточение основного внимания на разработке программ психосоциальной помощи;

3) максимальная приближенность диагностики к естественным условиям. То есть, предпочтение наблюдению за поведением и совместной деятельностью членов семьи в естественных для нее условиях;

4) изучение развития семьи, ее истории, семейных мифов, ценностей, правил, устойчивых представлений, внутрисемейных отношений, взаимодействия с социумом. Необходимо выяснить, как семья реагирует на неблагоприятные социально-психологические условия, стрессовые, конфликтные или кризисные ситуации: снижается ли уровень ее активности или повышается, объединяется ли семья в ходе решения проблем или разобщается;

5) направленность психодиагностики на определение потенциала семьи в самопомощи.

Этические принципы:

1) конфиденциальность;

2) невмешательство в частную жизнь;

3) клиентоцентризм [9].

Социально-психологическая диагностика

семьи включает следующие этапы:

Установление необходимости изучения семьи. В ходе предварительной беседы необходимо установить внешние признаки существования проблемы: нарушения семейных отношений и жизнедеятельности семьи в целом, социально-психологическая дезадаптация одного из членов, в развитии которой

возможно участие семьи (различные формы отклоняющегося поведения детей, психогенные расстройства и т. д.). В беседе выясняется уровень конфликтности, напряженности, тревожности, степень взаимопонимания и удовлетворенности семейной жизнью.

Общее знакомство с семьей. Основная цель этапа - формирование верного общего представления о семье, различных сторонах ее жизни и взаимоотношениях ее членов. На этом этапе полезны диагностические схемы, т. к. они дают возможность контролировать объем необходимых знаний о семье, устанавливать, что уже известно о семье, о чем пока сведений нет. Диагностическая схема -это своеобразное планирование программы изучения семьи. Как правило, она включает:

1) определение того, какие внутрисемейные процессы и явления следует изучить;

2) выбор диагностических методов;

3) определение последовательности изучения свойств семьи;

4) определение требований к экономичности методов - нужны ли специальные пособия, место для проведения обследования, оборудование и т. п.

На этом этапе чрезвычайно важен принцип «контролируемого представления о семье».

Анализ результатов исследования и выдвижение гипотез о причинах проблем семьи. Анализируя полученную диагностическую информацию, исследователь пытается дать ответ на вопрос: какие из многочисленных сторон семейных отношений вызывают проблему. Выдвигаются и проверяются гипотезы. Идет поиск ответов на вопрос: что должно наблюдаться в жизни семьи, если причиной проблемы является именно это?

Социально-психологический диагноз семьи. Цель этапа - постановка семейного диагноза. При этом специалист пытается ответить на вопросы: «Какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению семейной ситуации, решению проблемы?», «С какими из выявленных трудностей семья в состоянии справиться самостоятельно, а какие требуют помощи квалифицированных специалистов?» [10].

Список литературы

1. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и

технология работы социального педагога /

под ред. В. А. Сластенина. М., 2001.

2. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей: монография. М., 1996.

3. Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи. М., 2008.

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2005.

5. Астахова Ю.Г., Агаеарян М.В. Социология семьи. Липецк, 2012.

6. Кратохвил С. Основные типы семейных проблем и их решение // Психология семьи. Хрестоматия. Самара, 2002.

7. Эйдемиллер Э.Г., Юетицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

9. Абрамова Г.А. Практическая психология. М., 2001.

10. Иванова Л.К. Методы социально-психологического исследования семьи. Тамбов, 2003.

References

1. Shepenko P.A., Voronina G.A. Metodika i tekh-nologiya raboty sotsial'nogo pedagoga [Methods and technology of social teacher], ed. V.A. Slas-tenin. Moscow, 2001. (In Russian).

2. Torokhtiy V.S. Psikhologiya sotsial'noy raboty s sem'ey [Psychology of social work with a family]. Moscow, 1996. (In Russian).

3. Liders A.G. Psikhologicheskoe obsledovanie sem'i [Psychological examination of the family]. Moscow, 2008. (In Russian).

4. Antonov A.I., Medkov V.M. Sotsiologiya sem'i [Sociology of the family]. Moscow, 2005. (In Russian).

5. Astakhov Yu.G., Aghasaryan M.V. Sotsiologiya sem'i [Sociology of the family]. Lipetsk, 2012. (In Russian).

6. Kratochvil S. Osnovnye tipy semeynykh problem i ikh reshenie [Main types of family problems and their solutions]. Psikhologiya sem'i. Khrestomatiya [Psychology of family. Reader]. Samara, 2002. (In Russian).

7. Eidemiller E.G., Usticke V. Psikhologiya i psik-hoterapiya sem'i [Psychology and psychotherapy of family]. St. Petersburg., 1999. (In Russian).

8. Eidemiller E.G., Dobryakov I.V., Nikolskaya I.M. Semeynyy diagnoz i semeynaya psikhoterapiya [Family diagnosis and family psychotherapy]. St. Petersburg., 2003. (In Russian).

9. Abramova G.A. Prakticheskaya psikhologiya [Practical psychology]. Moscow, 2001. (In Russian).

10. Ivanova L.K. Metody sotsial'no-psikholo-gicheskogo issledovaniya sem'i [Methods of social and psychological studies of the family]. Tambov, 2003. (In Russian).

Поступила в редакцию 15.02.2016 г. Received 15 February 2016

UDC 37.032

AIM, TASKS, FOUNDATIONS AND STAGES OF FAMILY SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL INVESTIGATION

Lyubov Konstantinovna IVANOVA

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionaljnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: post@tsutmb.ru

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Social and Pedagogical Education Department E-mail: ivanova175@yandex.ru

Attention is drawn to the growing role of the family in difficult and changeable social and economical conditions of modern life, caused by it problems. The specificity of social and psychological approach to family examination in modern social and economical conditions that consists, on the one hand, in search for objective standards in order to differ types of family, on the other hand, in describing content-rich characteristics of family as a natural small group and peculiarities of certain family type affecting personality is proved. The necessity of matching and integration of social and psychological approaches to family examination, each of them has its own traditions of group examination, is mentioned. The specificity of approaches written above and their role in unified social and psychological approach to family examination is examined. Aim and tasks of social and pedagogical family examination as a direction of professional activity of tutor-psychologists and social care teacher based on social and psychological approach are defined. The content of general and special foundations of social and psychological approach, main stages of this process: formation of necessity of family examination; general acquaintance with family; analyzing the results of examination and hypothesizing on causes of family problems'; social and psychological family diagnosis are noted

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key Words: family, family dysfunctions, family diagnosis, family potential, sociological and psychological approach DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-95-99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.