Научная статья на тему 'Цель, задачи и принципы реализации системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников'

Цель, задачи и принципы реализации системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунин О. В.

Излагаются цель, задачи и принципы разработанной автором системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников. Центральным ориентиром предлагаемой теории является образ цивилизации XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цель, задачи и принципы реализации системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников»

УДК 37.013.46

О.В.Петунин

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТЕОРИИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования,

г.Прокопьевск

The aim, tasks and principles of the author's system-civilized theory of activation of cognitive independence of senior schoolchildren are represented. The image of civilization of the XXI century is leading in this theory.

В фундамент построения системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности личности нами положен постулат: Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего.

Исходной позицией в разработке указанной теории является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания просвещенного, культурного человека, активного, инициативного, самостоятельного гражданина, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Центральным ориентиром в построении рассматриваемой теории явился образ цивилизации XXI века, которому должен соответствовать человек культуры. Этот образ видится как мировой интеграционный процесс, в котором смешение культур сочетается со стремлением каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности.

В основе системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности личности лежат положения о применении цивилизационного подхода к изучению педагогического процесса Г.Б.Корнетова и И. А. Колесниковой [1,2]; идеи развивающего обучения Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева [3-6]; положения теории саморазвития личности А.А.Ухтомского — Г.К.Се-левко [7] и педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения).

Активизация познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе понимается нами, как систематическое и целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие учителя и обучающегося, направленное на совершенствование содержания форм, методов, приемов и средств обучения и самообучения с целью возбуждения познавательного интереса, повышения активности, самостоятельности учащихся в познавательной деятельности, усвоении знаний, формировании умений, навыков и применении их на практике.

Мы рассматриваем процесс активизации познавательной самостоятельности с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, а с другой,

— как самостоятельное восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих

свойств, качеств, жизненных позиций. Данное взаимодействие является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — создание условий для целенаправленного систематического развития познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе.

Подчеркиваем, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание развивающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Основные положения.

1. В совершенствовании человека видеть не средство благополучия общества, а цель общественной жизни.

2. Развитие личности не должно быть загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека.

3. Самого индивида мыслить не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Главным целевым ориентиром в системноцивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками:

— одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

— устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности, владение совокупностью умений самосовершенствования;

— высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

— творческий характер деятельности человека;

— осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

— эффективность работы по самоформирова-

нию.

Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить в практической деятельно-

сти по активизации познавательной самостоятельности четыре группы задач.

I. Задачи в области обучения:

1) формировать устойчивую мотивацию к познавательной самостоятельности как к жизненно важному процессу;

2) обеспечивать освоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения;

3) формировать общеучебные умения и навыки;

4) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях.

II. Задачи в области воспитания:

1) осуществлять личностный подход в учебновоспитательном процессе;

2) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание;

3) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;

4) формировать умения самовоспитания и самообразования;

5) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации;

6) формировать веру в себя;

7) создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у школьников потребность в самосовершенствовании.

III. Задачи в области психического развития:

1) развивать индивидуальные способности ребенка;

2) формировать положительную Я-концепцию личности ребенка;

3) формировать доминанту самосовершенствования личности;

4) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;

5) составлять программы развития познавательной самостоятельности по разделам и периодам развития школьников.

IV. Задачи в области социализации:

1) формировать высоконравственное отношение личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

2) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность;

3) содействовать формированию интегративного качества самостоятельности личности — подготовить ребенка к социальной автономизации;

4) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;

5) готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

В качестве основных принципов активизации познавательной самостоятельности учащихся в образовательном процессе выступают следующие концептуальные положения.

1. Принцип гуманистической ориентации процесса активизации познавательной самостоятельно-

сти, который требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, основной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Условиями реализации данного принципа являются:

— добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

— доверие к ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможности каждого ребенка и его собственной вере в достижение поставленных задач;

— оптимистическая стратегия в определении задач активизации познавательной самостоятельности;

— предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

— учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение к развитию новых интересов;

— формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности.

В практической педагогической деятельности по активизации познавательной самостоятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

а) необходимо опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

б) в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;

в) педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;

г) педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

д) поэтапно решая задачи по активизации познавательной самостоятельности, педагог должен постоянно искать варианты их реализации, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

е) защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

ж) в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

2. Принцип индивидуализации процесса активизации познавательной самостоятельности учащихся предполагает определение индивидуальной траектории развития самостоятельности каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов познавательной самостоятельности личности, как в учебной, так и во внеклассной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

— мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;

— определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

— выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

— учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе средств, направленных на развитие его познавательной самостоятельности;

— предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеклассной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

а) работа, проводимая с группой учеников по

активизации познавательной самостоятельности,

должна ориентироваться на развитие каждого из них;

б) успех педагогического воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

в) осуществляя выбор педагогических средств по активизации познавательной самостоятельности, необходимо пользоваться информацией только об индивидуальных качествах;

г) на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его познавательной самостоятельности;

д) совокупность средств, используемых педагогами для активизации познавательной самостоятельности учащихся, должна определяться с учетом постоянного отслеживания эффективности педагогического воздействия на познавательную самостоятельность каждого ребенка.

3. Принцип социальной адекватности активизации познавательной самостоятельности личности требует соответствия содержания и средств развития познавательной самостоятельности социальной ситуации, в которой организуется образовательный процесс. Задачи активизации познавательной самостоятельности учащихся ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к самостоятельной реализации разнообразных социальных задач.

Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды. Условиями реализации данного принципа являются:

— взаимосвязь задач активизации познавательной самостоятельности учащихся и задач социального развития демократического общества;

— координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;

— обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;

— ориентация педагогического процесса по активизации познавательной самостоятельности учащихся на реальные возможности социума;

— учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных,

типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);

— коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:

а) активизация познавательной самостоятельности учащихся строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества;

б) школа не должна замыкать развитие познавательной самостоятельности ребенка своими стенами, необходимо широко учитывать и использовать реальные факторы социума;

в) педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;

г) необходимо обеспечить взаимодействие всех участников процесса активизации познавательной самостоятельности учащихся в образовательном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме вышеперечисленных основных принципов активизации познавательной самостоятельности учащихся в образовательном процессе в качестве дополнительных принципов выступают следующие концептуальные положения, предложенные в технологии саморазвития личности учащегося А.А.Ухтомского

— Г.К.Селевко (см. [7]).

1. Все высшие духовные потребности человека в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осуществлению деятельности по самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию.

2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование как установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

4. Важнейшей предпосылкой реализации технологии самовоспитания личности в практике воспитательной деятельности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.

5. Демократизация учебно-воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащихся. Она воплощается в свободе выбора, самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внут-ришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциация обучения и воспитания школьников, обеспечивается развитие ученического самоуправления, поддержка детских инициатив

и другие условия для самоутверждения и самореализации личности ребенка.

6. Необходимо двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.

7. Внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна рассматриваться как пространство деятельностного формирования у ребенка умений и навыков самосовершенствования.

8. Ведущий вектор развития личности учащегося при использовании технологии активизации познавательной самостоятельности учащихся направлен на подготовку выпускников школы к жизни, на обеспечение их всем необходимым для последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде.

Главный механизм активизации познавательной самостоятельности учащихся в образовательном процессе — функционирование системы активизации познавательной самостоятельности личности обучающегося учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития познавательной самостоятельности учащихся.

Под системой активизации познавательной самостоятельности учащихся в образовательном процессе понимается целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов процесса активизации познавательной самостоятельности (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) (описание данной системы не входит в задачи данной публикации).

Итак, концептуальные положения системноцивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе можно кратко сформулировать следующим образом.

1. Ученик — субъект, а не объект процесса обучения.

2. Обучение приоритетно по отношению к развитию.

3. Обучение направлено на разностороннее развитие познавательной самостоятельности школьника.

4. Ведущая роль в саморазвитии принадлежит методологическим знаниям.

Все высшие духовные потребности человека

— в познании, в самостроительстве, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации — являются потребностями саморазвития, стремления к самосовершенствованию. Использование этих потребностей для мотивации познавательной самостоятельности — путь к повышению качества школьного образования.

Доминанта активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе — установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя — может быть сформирована педагогическими средствами на основе потребностей саморазвития.

На внутренние процессы активизации познавательной самостоятельности можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

Считаем, что, используя на практике системноцивилизационную теорию активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе, можно подготовить выпускника, способного на общечеловеческой нравственной основе полноценно реализовать себя в современной жизни.

1. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. 168 с.

2. Колесникова И.А. // Педагогика. 1995. №6. С.37-48.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996. 245 с.

5. Занков Л.В. Избр. пед. тр. М.: Педагогика, 1990. 424 с.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой. М.: Смысл, 2007. 511 с.

7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2002. С.70-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.