Научная статья на тему 'ЦАРСКИЙ ГЕНЕРАЛ И СТРАСТНЫЙ ЭТНОГРАФ: ПОЛЬСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В. А. МОШКОВА В СОБРАНИИ МАЭ РАН'

ЦАРСКИЙ ГЕНЕРАЛ И СТРАСТНЫЙ ЭТНОГРАФ: ПОЛЬСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В. А. МОШКОВА В СОБРАНИИ МАЭ РАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
ПОЛЬСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ МАЭ / ВАЛЕНТИН МОШКОВ / КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голант Наталия Геннадьевна, Лаврентьева Людмила Сергеевна, Новик Александр Александрович

Исследование посвящено польским коллекциям МАЭ РАН и роли В. А. Мошкова (1852-1922) в их формировании. В. А. Мошков был высокопоставленным царским офицером, всю жизнь параллельно воинской службе занимавшимся по программам Императорского Русского географического общества этнографическими изысканиями, сбором коллекций предметов традиционной культуры, фиксацией фольклорного и лингвистического материалов по этносам и этническим группам огромной страны. Многолетнее сотрудничество исследователя с директором МАЭ В. В. Радловым позволило сформировать в музее многочисленные сборные коллекции, среди которых наименее известными остаются польские, насчитывающие сотни предметов быта, элементов народного костюма, образцов и фрагментов тканей, украшений интерьера традиционного жилища, характерных для различных регионов Царства Польского и сопредельных губерний Российской империи. Ключом к атрибуции вещевых коллекций могут послужить фотоиллюстративные материалы, переданные собирателем. Всего в МАЭ насчитывается 11 предметных коллекций (МАЭ № 254, 265, 294, 383, 405, 406, 415, 416, 417, 498, 499) и четыре иллюстративных (МАЭ № 265А (7704), 294, 383, 393). Более века научное и музейное наследие В. А. Мошкова не становилось предметом изучения в силу идеологических установок: в первые десятилетия советской власти исследовать работы и архивы «белого генерала» было небезопасно, равно как и заниматься этнографической полонистикой, учитывая конфликтную историю советско-польских отношений первой половины ХХ в. Авторы ставят перед собой цель закрыть существовавшую лакуну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Голант Наталия Геннадьевна, Лаврентьева Людмила Сергеевна, Новик Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TSARIST GENERAL AND PASSIONATE ETHNOGRAPHER: THE POLISH COLLECTIONS OF VALENTIN A. MOSHKOV IN THE STORAGES OF THE MAE RAS

The study is devoted to the Polish collections of the MAE and the role of Valentin Moshkov (1852-1922) in their formation. Moshkov was a high-ranking tsarist officer who, throughout his life and alongside his military service, was engaged in ethnographic research under the programs of the Imperial Russian Geographical Society and collected objects of traditional culture. The long-term cooperation of the researcher with the director of the MAE Vasily V. Radlov made it possible to enrich the museum with numerous collections, among which the Polish ones appear to be the least known. These collections comprise hundreds of household items, elements of folk costumes, samples and fragments of fabrics, and interior decorations from traditional dwellings typical for various regions of the Polish Kingdom and the adjacent provinces of the Russian Empire. In total, the MAE houses 11 object collections (MAE no. 254, 265, 294, 383, 405, 406, 415, 416, 417, 498, 499) and 4 illustrative ones (MAE no. 265A (7704), 294, 383, 393). For more than a century, the academic and museum heritage of Moshkov did not become a subject of study due to ideological attitudes. The authors of this work aim to fill the existing gap.

Текст научной работы на тему «ЦАРСКИЙ ГЕНЕРАЛ И СТРАСТНЫЙ ЭТНОГРАФ: ПОЛЬСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В. А. МОШКОВА В СОБРАНИИ МАЭ РАН»

DOI 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-180-200 УДК 069.4

Наталия Геннадьевна Голант

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0906-9560 E-mail: natalita1977@yandex.ru

Людмила Сергеевна Лаврентьева

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-2288-1964 E-mail: lavrentyieva@yandex.ru

Александр Александрович Новик

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН;

Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1123-1109 E-mail: njual@mail.ru

Царский генерал и страстный этнограф: польские коллекции В. А. Мошкова в собрании МАЭ РАН

АННОТАЦИЯ. Исследование посвящено польским коллекциям МАЭ РАН и роли В. А. Мошкова (1852— 1922) в их формировании. В. А. Мошков был высокопоставленным царским офицером, всю жизнь параллельно воинской службе занимавшимся по программам Императорского Русского географического общества этнографическими изысканиями, сбором коллекций предметов традиционной культуры, фиксацией фольклорного и лингвистического материалов по этносам и этническим группам огромной страны. Многолетнее сотрудничество исследователя с директором МАэ В. В. Радловым позволило сформировать в музее многочисленные сборные коллекции, среди которых наименее известными остаются польские, насчитывающие сотни предметов быта, элементов народного костюма, образцов и фрагментов тканей, украшений интерьера традиционного жилища, характерных для различных регионов Царства Польского и сопредельных губерний Российской империи. Ключом к атрибуции вещевых коллекций могут послужить фотоиллюстративные материалы, переданные собирателем. Всего в МАЭ насчитывается 11 предметных коллекций (МАЭ № 254, 265, 294, 383, 405, 406, 415, 416, 417, 498, 499) и четыре иллюстративных (МАЭ № 265А (7704), 294, 383, 393). Более века научное и музейное наследие В. А. Мошкова не становилось предметом изучения в силу идеологических установок: в первые десятилетия советской власти исследовать работы и архивы «белого генерала» было небезопасно, равно как и заниматься этнографической полонистикой, учитывая конфликтную историю советско-польских отношений первой половины ХХ в. Авторы ставят перед собой цель закрыть существовавшую лакуну.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: польские коллекции МАЭ, Валентин Мошков, крестьянский быт

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Голант Н. Г., Лаврентьева Л. С., Новик А. А. Царский генерал и страстный этнограф: польские коллекции В. А. Мошкова в собрании МАЭ РАН. Кунсткамера. 2022. 1(15): 180-200. doi 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-180-200

Natalia Golant

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-0906-9560 E-mail: natalita1977@yandex.ru

Lyudmila Lavrentyeva

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0003-2288-1964 E-mail: lavrentyieva@yandex.ru

Alexander Novik

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences;

Saint Petersburg State University Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-1123-1109 E-mail: njual@mail.ru

a Tsarist General and Passionate Ethnographer: The Polish Collections of Valentin A. Moshkov in the Storages of the Mae RAS

ABSTRACT. The study is devoted to the Polish collections of the MAE and the role of Valentin Moshkov (18521922) in their formation. Moshkov was a high-ranking tsarist officer who, throughout his life and alongside his military service, was engaged in ethnographic research under the programs of the Imperial Russian Geographical Society and collected objects of traditional culture. The long-term cooperation of the researcher with the director of the MAE Vasily V. Radlov made it possible to enrich the museum with numerous collections, among which the Polish ones appear to be the least known. These collections comprise hundreds of household items, elements of folk costumes, samples and fragments of fabrics, and interior decorations from traditional dwellings typical for various regions of the Polish Kingdom and the adjacent provinces of the Russian Empire. In total, the MAE houses 11 object collections (MAE no. 254, 265, 294, 383, 405, 406, 415, 416, 417, 498, 499) and 4 illustrative ones (MAE no. 265A (7704), 294, 383, 393). For more than a century, the academic and museum heritage of Moshkov did not become a subject of study due to ideological attitudes. The authors of this work aim to fill the existing gap.

KEYWORDS: Polish collections of the MAE, Valentin Moshkov, peasant life

FOR CITATION: Golant N., Lavrentyeva L., Novik A. A Tsarist General and Passionate Ethnographer: The Polish Collections of Valentin A. Moshkov in the Storages of the MAE RAS. Kunstkamera. 2022. 1(15): 180-200. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-180-200

личность и ДЕЛО

Фонды первого общественного музея России (Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН — далее МАЭ РАН) располагают уникальной коллекцией предметов традиционного быта, текстиля, одежды и головных уборов поляков. Факт этот в силу разных причин мало известен как среди специалистов этнографов, так и среди музееведов. Формированию польских коллекций МАэ обязан собирателю, пламенному любителю старины, ученому Валентину Александровичу Мошкову (1852-1922). Имя В. А. Мошкова хорошо известно в истории отечественной этнографии. получив военное образование и всю жизнь находясь на службе в войсках, кадровый офицер, вдохновленный идеями сохранения быстро меняющихся на рубеже Х1Х-ХХ вв. традиционного уклада быта, фольклора и ритуальных практик, проявлял научный интерес к языкам и культурам народов, с которыми сталкивала его жизнь1. Из каждой служебной поездки (будь то многолетнее командирование либо кратковременный выезд) в различные регионы огромной страны ему удавалось привезти материал, который в дальнейшем использовался в его публикациях. Наукой Валентин Александрович целеустремленно занимался всю жизнь.

На службу в западные окраины России В. А. Мошков попадает, когда 2 июня 1888 г. становится старшим артиллерийским приемником Главного Артиллерийского управления. В 1892 г. из Казани его переводят на службу в Варшаву (Царство Польское). Валентин Александрович с большим интересом собирает этнографический материал от представителей разных народов России, служивших в гарнизоне Варшавского военного округа (Gagauzians 2020: 18).

Находясь на службе в полках, базировавшихся на западе империи, он смог собрать богатейшие материалы по культуре белорусов, гагаузов, поляков и небольшие коллекции по другим народам, проживавшим в Бессарабской, Варшавской, Витебской, Волынской, Гродненской, Келецкой, Ломжинской, Минской, Могилевской, Петровской, Радомской, Седлецкой, Сувалкской губерний. Будучи избранным за большой вклад в этнографическую науку членом императорского Русского географического общества и собирая в течение многих лет сведения по программам этой организации, В. А. Мошков написал значительное число работ, посвященных изучению быта, традиций, языка, фольклора, народной медицины, музыкальной культуры разных этносов и этнических групп: белорусов, поляков, гагаузов, ногайцев, астраханских и оренбургских татар, чувашей, марийцев и некоторых других народов России.

В 1901 г. отделение этнографии Императорского Русского географического общества присудило В. А. Мошкову малую золотую медаль. В своем отзыве историк и славист, редактор журнала «Живая старина» академик В. И. Ламанский писал: «В. А. Мошков <...> принадлежит к видным этнографам. Он соединяет замечательно большую начитанность, способность к кабинетным исследованиям с зоркою наблюдательностью, с необычайным, редким умением подходить к простому люду и добывать от него самые разнообразные сведения <.> Но он не только прекрасный собиратель данных живой старины разных народностей России, но и даровитый и образованный, много начитанный исследователь различных сторон фольклора» (Ламанский 1901: 33-34).

Научные изыскания кадровый офицер сочетал с собирательской деятельностью. Так, ему удалось приобрести ценнейшие предметы традиционного быта для фондов Кунсткамеры — кол-

1 Обращение к народной культуре, изучение ее истоков, коллекционирование (прежде всего для музейных собраний) были вызваны желанием сохранить для потомков «живую старину» и находились в русле духовных исканий и тенденций «просвещенных» слоев российского общества конца XIX — начала ХХ в. (подробнее о зарождении и эволюции «этнографических интересов» В. А. Мошкова см.: Gagauzians 2020: 16-19). Параллельно весьма благоприятно складывалась его военная карьера: 12 ноября 1894 г. он стал подполковником, 14 мая 1896 г. — полковником, а 6 декабря 1905 г. ему было присвоено звание генерал-майора. 22 августа 1913 г. в возрасте 61 года В. А. Мошков подал прошение об отставке «по домашним обстоятельствам». Как свидетельствуют материалы доклада по Генеральному штабу от 19 сентября 1913 г., он был произведен в генерал-лейтенанты «с увольнением от службы, с мундиром и пенсией». Заслуги Валентина Александровича Мошкова перед страной были отмечены правительственными наградами: он кавалер орденов Святого Владимира 3-й степени, Святой Анны 3-й и 2-й степени, Святого Станислава 3-й и 2-й степени; имел медали: серебряную в память царствования Александра III на Александровской ленте, светло-бронзовую в память 300-летия царствования Дома Романовых (Решетов 2003: 5-10).

лекции по культурам народов, населяющих обширные регионы Российской империи: гагаузов, поляков, белорусов, молдаван, евреев, а также русских и марийцев. Все коллекции В. А. Мошкова насчитывают около полутора тысяч предметов. Среди них наиболее многочисленными оказались собрания по гагаузам, полякам и белорусам. Сегодня МАЭ РАН является единственным учреждением, которое хранит многочисленные коллекции, собранные этим прославленным ученым-этнографом. Кроме уникальных полевых материалов и этнографических предметов, В. А. Мошков собрал и богатейший иллюстративный фонд. Однако исключительно значимое наследие ученого в течение почти столетия было фактически предано забвению. Объяснение следует искать в непростых судьбах страны: в первые десятилетия советской власти разбираться в архивах, научных статьях и музейных делах «белого генерала»2 было не только предосудительно и классово нецелесообразно, но и опасно (стоит вспомнить репрессированных и расстрелянных в 1930-е годы руководителей и сотрудников МАЭ, например Н. М. Маторина [1898-1936]). Заниматься польской этнографией было еще более опасно, учитывая сложные на протяжении многих веков отношения между странами, переросшие в прямое военное противостояние в 1919-1921 гг. (Советско-польская война). А в десятилетия, последовавшие после Великой Отечественной войны, уже прервалась традиция этнографического изучения зарубежных, в том числе западных, славян, существовавшая и развивавшаяся на высоком уровне в Российской империи и продолжавшая функционировать по инерции в СССР какое-то время3. Сложение новой этнографической славистики происходило уже в фокусе заидеологизированных интересов и новых тем в русле строительства социализма в «странах народной демократии», а потому «возврата к прошлому», т. е. к научному наследию многих предшественников, включая В. А. Мошкова, пришлось ждать еще достаточно долгое время. Но оно наступило. И теперь мы фактически открываем заново научные работы, предметные коллекции, фотоиллюстративные материалы незаслуженно забытых на долгие десятилетия сподвижников и первопроходцев науки.

К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ В. А. МОШКОВА И ЕГО КОЛЛЕКЦИЙ

исследования Валентина Александровича по культуре белорусов, поляков, гагаузов и других народов продолжают быть актуальными и сегодня: они востребованы и музыковедами, и лингвистами, и фольклористами, и этнографами. В настоящее время многие коллекции В. А. Мошкова уже стали объектом научных исследований. так, в 2019-2020 гг. был опубликован сводный каталог по гагаузским коллекциям МАЭ РАН, вышедший на трех языках: русском, английском и гагаузском4 (Gagauzians 2020). Это первый каталог, изданный по коллекциям В. А. Мошкова. Еще ранее большая часть сводных данных по этим коллекциям была опубликована на страницах «Сборника МАЭ».

Первый обзор по одежде белорусов в собрании МАЭ РАН был сделан в конце XX в.: автор статьи Наталья Евгеньевна Грысык (Мазалова) называет три коллекции В. А. Мошкова (Грысык 1992: 111-121). Исследование Марии Николаевны Винниковой о белорусских головных уборах также построено на коллекциях В. А. Мошкова (Винникова 2011: 93-110). Подробный обзор восточнославянских народных музыкальных инструментов был сделан Александром Евгеньевичем

2 После ухода В. А. Мошкова в 1913 г. с государственных постов дальнейшая его судьба неизвестна. Мы лишь располагаем данными, что после Октябрьской революции в 1921 г. он эмигрировал в Болгарию, где год спустя в Софии в возрасте семидесяти лет умер (Gagauzians 2020: 19).

3 Определенный «ренессанс» славянская этнография пережила лишь в первые годы после Второй мировой войны. Так, в Государственном музее этнографии в Ленинграде была открыта выставка «Народное искусство и национальная одежда славянских народов» (1948 г.), в московском Музее народоведения СССР были организованы временные экспозиции (в августе 1945 г. выставка русской народной одежды, в 1947 г. — народной одежды и творчества украинцев, в конце 1947 г. — белорусов). Идеологически такая работа обставлялась доктриной, согласно которой «ведущая роль славянских народов, и прежде всего русского народа, в разгроме фашизма всюду вызывает повышенный интерес к истории и культуре этих народов» (Архив РЭМ. ф. 2. Оп. 1. Д. 919. Л. 4). К сожалению, выставочная деятельность фокусировалась главным образом на славянские народы СССР, а потом и вовсе перестала быть приоритетной в музейной практике и научных музеологических изысканиях.

4 Английский и гагаузский варианты являются уточненными и дополненными по сравнению с русской версией.

Финченко, который описал и музыкальные инструменты из коллекций В. А. Мошкова (Финченко 1982: 82-93).

Людмила Михайловна Сабурова в статье 1982 г. впервые проанализировала польские коллекции МАЭ (Сабурова 1982: 111-121). Она отметила, что коллекции по народной культуре поляков невелики, но представляют исключительный интерес, так как в высшей степени профессионально и научно атрибутированы, имеют точную датировку и содержат указание на место сбора. Только в одной коллекции В. А. Мошкова насчитывается более 1000 фрагментов тканей из различных сел и уездов Варшавской, Седлецкой, Петроковской, Ломжинской, Радомской, Келецкой губерний, в которых в конце XIX в. было особенно развито узорное тканье (Сабурова 1982: 111). Так сложилось, учитывая упомянутые выше причины, что публикация Л. М. Сабуровой, посвященная польским коллекциям В. А. Мошкова, остается единственной. Поэтому авторами данного исследования было принято решение обратиться к наследию собирателя, детальному изучению его польских коллекций.

ПОЛЬСКИЕ ФОНДЫ МУЗЕЯ

В настоящее время коллекции Валентина Александровича Мошкова в МАЭ РАН числятся за отделом этнографии восточных славян и народов европейской части России, хранятся они в фонде Европы. Всего насчитывается 11 предметных коллекций (МАЭ № 254, 265, 294, 383, 405, 406, 415, 416, 417, 498, 499) и четыре иллюстративных с фотографиями и рисунками (МАЭ № 265А (7704), 294, 383, 393).

Прежде чем обратиться к анализу польского фонда В. А. Мошкова, необходимо сделать краткий обзор всех коллекций собирателя, хранящихся в МАЭ РАН, так как почти все музейные описи этнографа-энтузиаста сборные, т. е. в одной коллекции представлены предметы разных культур (к примеру, белорусской, польской, гагаузской и др.). Результаты его этнографических изысканий нашли отражение и в описании всех экспонатов. Они обстоятельны и подробны (разумеется, с учетом развития этнографической науки и подходов к музейному делу на рубеже XIX-ХХ столетий). Более того, почти все вещи, переданные в МАЭ, сохранили этикетки, составленные самим В. А. Мошковым. На мягкие вещи они были пришиты, а на жесткие приклеены (такие правила диктовали административные циркуляры по музейному учету и хранению того времени).

Первые предметы и иллюстрации в коллекционный фонд МАЭ поступили от В. А. Мошкова в 1894 г. Они были зарегистрированы в коллекциях под номерами 254, 265, 265А, через год, в 1895 г., поступают предметы гагаузской культуры. Они регистрируются в музее под № 294. Следующие собрания артефактов поступили только через три года, в 1898 г. (МАЭ № 405, 406, 415, 416, 417). В 1899 г. от Валентина Александровича поступают последние предметы, которые были зарегистрированы под номерами 498 и 499.

В данной аналитической статье, ставящей целью очертить круг этнографических и собирательских интересов ученого, методику его полевой работы и подходов к коллекционированию как проблеме, мы обратимся к обзору коллекционных предметов, относящихся к польской культуре. В собрании В. А. Мошкова представлены предметы из семи губерний Царства Польского: Варшавской, Седлецкой, Петроковской, Ломжинской, Радомской, Келецкой и Сувалкской. В некоторых описях В. А. Мошков указывает уезды, гмины и деревни, где бытовал и/или был приобретен тот или иной предмет. В тех случаях, где такая информация отсутствует, авторы исследования берут на себя труд по полной атрибуции музейных предметов, поступивших от собирателя.

Так, в коллекции МАЭ № 254 зарегистрировано только шесть предметов (8 единиц музейного хранения), относящихся к польской традиционной культуре XIX в. Это мужская шапка, приобретенная в Остроленском уезде Ломжинской губернии (в настоящее время Остроленский повят Мазовецкого воеводства Польши) (МАЭ № 254-1); из этого же уезда имеется женский платок (МАЭ № 254-2); три образца ткани для пояса из Ловичского уезда Варшавской губернии

Рис. 1. Головной платок. Поляки. Остроленский уезд, Ломжинская губерния. ©МАЭ № 254-2 Fig. 1. Head scarf. Poles. Ostrolensky Uyezd, Lomzhinsky Governorate. ©MAE No. 254-2

(МАЭ № 254-3/1, 2, 3); женский головной убор из Влодавского уезда Седлецкой губернии (ныне Влодавский повят Люблинского воеводства Польши) (МАЭ № 254-4); фартук из Седлецкой губернии (МАЭ № 254-5) и полотенце из д. Малая Дубровица Бельского уезда Седлецкой губернии (ныне Бяльский повят Люблинского воеводства) (МАЭ № 254-6).

Все предметы имеют этикетки собирателя, где указан регион распространения, этническое название и особенности использования. Под МАЭ № 254-1 зарегистрирована мужская шапка, которую собиратель обозначил термином конфедератка. К ней прикреплена рукописная этикетка, составленная В. А. Мошковым, из которой следует, что такая конфедератка является типичным мужским головным убором курпов5: «Шапка, которую носят мужчины (старые и молодые) курпи (Ки^е) в Остроленском уезде Ломжинской губ. Примечание: Уголки должны быть слегка отогнуты вверх». Особенности кроя головного убора: верх сшит из черного сукна, из четырех треугольников с вершинами в центре, на твердой подкладке, придающей тулье форму квадрата. Околыш шапки из темно-коричневой овчины. Подкладка головного убора из покупной хлопчатобумажной ткани. Наряду с названием konfederatka, у поляков для обозначения такого головного убора использовались также термины rogatywka, krakuska и и!а^а. Изначально шапка такого типа была характерна для кавалеристской формы XVI в. Название конфедератка закрепилось за этим головным убором благодаря тому, что его носили участники Барской конфедерации, созданной римско-католической шляхтой Речи Посполитой в крепости Бар в Подолии 29 февраля 1768 г. для защиты самостоятельности Речи Посполитой от давления Российской империи (см.: Wielecki 1985).

Под МАЭ № 254-2 зарегистрирован платок chustka из фабричного набивного ситца с желтым узором и широкой каймой (рис. 1). На этикетке записано, что платок сложен так, как носят его курпянки Остроленского уезда Ломжинской губернии (ныне Остроленский повят Мазовецкого воеводства). Подобные «платки носят женщины и девушки летом, в праздники и будни». Важно, что В. А. Мошков, приобретая головные уборы, особенно женские, которые отличались сложной конструкцией и разнообразными формами ношения (завязывания, крепления и т. п.), старался получить их в собранном виде. Так, описываемый платок из польской коллекции, который особым образом повязывали, сохранил заданную форму и донес до нас исключительно важную информацию о бытовании региональных комплексов традиционного костюма. Это удивительное этнографическое чутье В. А. Мошкова позволило сегодня исследователям реконструировать сложные головные уборы6.

5 Курпы (пол. Кигр1е) — этнографическая группа поляков (по мнению ряда исследователей, являются субэтнической группой мазовшан), живущих на севере Мазовии, в нижнем течении реки Нарев.

6 Так, известный специалист по белорусскому костюму Мария Николаевна Винникова смогла воссоздать способы «навивания» намитки (знакового женского головного убора) жительницами Туровщины. Без привозов В. А. Мошкова, хранящихся в МАЭ РАН, такая реконструкция была бы попросту невозможна (Винникова 2011: 93-110).

Рис. 2. Фартук. Поляки. Седлецкая губерния. ©МАЭ № 254-5 Fig. 2. Apron. Poles. Siedlec Governorate. ©MAE No. 254-5

Под МАЭ № 254-3/1, 2, 3 этой коллекции зарегистрированы три образца ткани для поясов из «княжества Ловичского» (Ловичский уезд Варшавской губернии; ныне Ловичский повят Лодзинского воеводства). Подобные ткани для поясов изготавливали профессиональные мастера в городе Ловиче по старинным узорам, взятым от крестьян. Причем, согласно собирателю, «каждая гмина имеет свой излюбленный и неизменный рисунок»7.

Женский головной убор чепец зарегистрирован под МАЭ № 254-4. На этикетке собиратель указал, что чепец — это составная часть женского головного убора. Он только прикрывает косу, которая свертывалась на макушке. Хустка (также chusteczka пол. платок') надевалась сверху него. Чепец носят замужние женщины. Экземпляр был приобретен в с. Тося гмины Турна Влодавского уезда Седлецкой губернии (в настоящее время гмина Сосновица Парчевского повята Люблинского воеводства Польши). Прорисовка чепца приводится в статье Л. М. Сабуровой «Польские коллекции МАЭ» (Сабурова 1982: 112).

Под МАЭ № 254-5 зарегистрирован фартук, также бытовавший на территории Седлецкой губернии (т. е. с территории нынешних Люблинского или Мазовецкого воеводств Польши) — непременный элемент женского польского костюма (рис. 2). Фартук сшит из одного полотнища полосатой пестряди. Прорисовка фартука также приводится в статье Л. М. Сабуровой «Польские коллекции МАЭ» (Сабурова 1982: 112).

И наконец, МАЭ № 254-6 — полотенце ручник из дер. Малая Дубровица гмины Костеневичи Бельского уезда Седлецкой губернии (ныне село Косьценевиче гмины Пищац Бяльского повята Люблинского воеводства Польши). Техника производства: холщовое полотно сшито из двух частей, узкое (28,5 см), с длинными кистями. Ткачество на 4 ничельницы.

Коллекция МАЭ № 265 насчитывает 1233 предмета, год поступления — 1894. В основном это фрагменты и образцы домотканины, собранные у гагаузов, поляков и белорусов. Сбор подобных артефактов был вполне оправдан. Народная одежда быстро изменялась под влиянием различных факторов. Прежде всего распространение мануфактурных тканей и готовой одежды фабричного производства в конце ХК в. постепенно вытесняло домашнее ткачество и изготовление одежды в домашних условиях, а вслед за ними и бытование всего комплекса традиционного народного костюма (см.: Лобачевская 2009; Бялявша 2017). Именно поэтому, как мы предполагаем, Валентин Александрович уделял такое большое внимание сбору образцов и фрагментов тканей, ставя себе задачу сохранить для потомков как можно большее количество артефактов домашнего тканья, орнаментов, секретов технологий производства и т. д. На рубеже XIX-ХХ вв. такие подходы к собирательству, судя по коллекциям МАЭ и РЭМ того времени, преобладали в музейном деле.

7 Ср.: (Krolikowska 2000; Zwykle — niezwykle... 2008).

Л. М. Сабурова в статье «Польские коллекции МАЭ» приводит подробные данные об образцах тканей, которыми сопроводил свою коллекцию В. А. Мошков. Более того, ей удалось сгруппировать образцы тканей по особенностям цветовой гаммы, характеру рисунка и материалу производства (шерсть, лен). Из этой большой коллекции более 600 номеров характеризуют польскую культуру (Сабурова 1982: 11).

Коллекция № 294, поступившая в музей в 1895 г., содержит только гагаузские предметы. В коллекцию МАЭ № 294А (новый регистрационный номер — 7704) были включены 35 фотографий, сделанных В. А. Мошковым в 1894 г. в деревнях Новоминского уезда Варшавской губернии (сейчас это территория Миньского повята Мазовецкого воеводства Польши). На части фотографий запечатлены польские крестьяне в традиционных одеждах (об этих фотографиях пойдет речь в следующей части статьи). Другие снимки были выполнены в белорусских деревнях.

Следующая коллекция от В. А. Мошкова зарегистрирована под номером 383. Предметы поступили в 1897 г. В эту коллекцию попали 71 образец тканей и модели печей и печных труб, характерных для традиционного жилища гагаузов и молдаван. В нее же были включены два номера: 75 и 76 — рисунки, на которых изображены копии росписи на стенах польских хат в селе Отвоцк Великий Варшавского уезда (в настоящее время с. Отвоцк-Вельки гмины Карчев Отвоцкого по-вята Мазовецкого воеводства Польши). Рисунки были скопированы со стен крестьянского жилища Валентином Александровичем. И уже его сын Дмитрий выполнил их на листах ватмана с помощью акварельных красок. Под рисунками в правом нижнем углу имеются подписи тушью «3 марта 1897 год. Рисовал Д. Мошков» (рис. 3, 4).

В следующих сводных коллекциях МАЭ № 406, 415, 416 зарегистрированы предметы традиционной культуры русских, белорусов, поляков, евреев и марийцев. В коллекцию № 406 включены обрядовые и пастушеские трубы, бытовавшие среди поляков, белорусов, евреев и русских. Под первым номером (МАЭ № 406-1) зарегистрирована пастушеская труба. В подобную трубу молодые люди трубили только раз в году, осенью, во время уборки урожая. Этот пастушеский музыкальный инструмент состоит из двух половинок выдолбленного дерева, связанных полосами из тальниковых прутьев. Между трубой и прутьями имеются деревянные прокладки для прочности. Такая труба бытовала у поляков в селе Бережное Пинского уезда Минской губернии, «по дороге из селения Давид-град в Столине» (ныне это агрогородок Бережное Столинского района Брестской области Беларуси, а также город Давид-Городок в том же Столинском районе). Под МАЭ № 406-4/1, 2 зарегистрирована труба «из дер. Дембованой» (так в описи) Мазовецкого уезда Ломжинской губернии (сейчас это, очевидно, территория Высокомазовецкого повята Подляского воеводства Польши). Изогнутая труба состоит из двух половинок выдолбленного дерева, связанных жгутами из тонкого камыша. К трубе прилагается деревянный вкладной мундштук. Труба под МАЭ № 406-5/1, 2 тоже выполнена в технике продольного раскола, но скреплена уже двумя дощечками и плоскими, расколотыми пополам прутьями тальника. А происходит она из поселения Стердынь Соколовского уезда Седлецкой губернии (совр. гмина Стердынь Соколовского повята Мазовецкого воеводства Польши).

В описи коллекции МАЭ № 415 подробно фиксируются польские и белорусские головные уборы и украшения к ним (всего 28 ед. хр.). В этой же коллекции зарегистрированы так называемые вырезанки — украшения из бумаги, которые поляки развешивали на балках и по стенам своих хат в деревнях Варшавского уезда перед католической Пасхой (пол. Wielkanoc). МАЭ № 41519/1, 2, 3 — звездочки из синей бумаги. По сведениям, содержащимся в коллекционной описи, подобные украшения изготавливались в деревнях Варшавского уезда по Радиминскому (Радзыминскому) шоссе. МАЭ № 415-20/1-6; 21/1, 2 — бумажные цветочки в виде розочек из разноцветной бумаги, они были приобретены в дер. Пирылёт (пол. Piryliot) гмины Конары Гроецкого уезда Варшавской губернии (в настоящее время — деревня Przylot гмины Варка Груецкого повята Мазовецкого воеводства Польши).

Рис. 3. Копия росписи на стене польской хаты (село Отвоцк Великий, Варшавский уезд). Рисунок Д. В. Мошкова, 1897 г. Ватман, акварель. ©МАЭ № 383-75 Fig. 3. A copy of the painting on the wall of a Polish hut (Otwock Veliki village, Warsaw Uyezd). Drawing by D. V. Moshkov, 1897. Whatman paper, watercolor. ©MAE No. 383-75

Рис. 4. Копия росписи на стене польской хаты (село Отвоцк Великий, Варшавский уезд). Рисунок Д. В. Мошкова, 1897 г. Ватман, акварель. ©МАЭ № 383-76

Fig. 4. A copy of the painting on the wall of a Polish hut (Otwock Veliki village, Warsaw Uyezd). Drawing by D. V. Moshkov, 1897. Whatman paper, watercolor. ©MAE No. 383-76

Под МАЭ № 415-17 зарегистрирован девичий головной убор чолька (пол. czolka), место приобретения которого неизвестно. Основой головного убора является картонная полоса овальной формы с небольшим выступом в центре. Снаружи картон оклеен черным бархатом, а изнутри — хлопчатобумажной полосатой тканью. По краю овала пришита черная зубчатая тесьма, дальше — красная, а между ними полоса из мишуры. С правой стороны на головном уборе нашиты три ряда красных цветов с желтой серединой. Завязки из белой ткани. Под МАЭ № 415-22 зарегистрирована мужская соломенная шляпа капелюш (бел. капялюш, пол. kapelusz). Шляпа имеет низкую тулью и широкие поля. Вокруг тульи укреплена шелковая лента. Спереди и сзади тульи поверх ленты приколоты по три металлических броши с цветными стеклами в центре. Из шести брошей одна овальная, остальные круглые. Края полей обшиты красной шерстяной тканью, завязки из красной шерстяной ленты. Шляпа была приобретена В. А. Мошковым в дер. Липинки Домачевской волости Брестского уезда Гродненской губернии (сейчас эта деревня входит в состав Домачевского сельсовета Брестского района Брестской области Беларуси). Прорисовка этих головных уборов — девичьего и мужского — дана в статье Л. М. Сабуровой «Польские коллекции МАЭ» (Сабурова 1982: 112).

Коллекция МАЭ № 498 — еще одно собрание образцов и фрагментов тканей. В нем насчитывается 234 артефакта домотканого ткачества, которые приобретались в разных уездах Царства Польского и других губерний Российской империи. Так, фрагменты тканей МАЭ № 498/1-156 происходят из с. Прохенки8 Константиновского уезда Седлецкой губернии (в настоящее время это территории Бяльского повята Люблинского воеводства и Седлецкого повята Мазовецкого воеводства Польши); МАЭ № 498/157-165 — из дер. Геленов гмины Сидорки Радинского уезда Седлецкой губернии9; МАЭ № 498/166-174 — из дер. Ростки-Вельке Островского уезда Ломжинской губернии (в настоящее время эта деревня относится к гмине Малкиня-Гурна Острувского повята Мазовецкого воеводства Польши); МАЭ № 498/175-176 — из дер. Поповка Шкловской волости Могилевского уезда Могилевской губернии (ныне дер. Поповка в Шкловском районе Могилевской области Беларуси); МАЭ № 498/177-189 — из дер. Пески Волковысского уезда Гродненской губернии (ныне агрогородок Пески в Мостовском районе Гродненской области Беларуси); МАЭ № 498/190226 — из окрестностей посада Варка Гроецкого уезда Варшавской губернии (совр. г. Варка Груецкого повята Мазовецкого воеводства Польши); МАЭ № 498/227-234 — сборная мозаика образцов и фрагментов тканей из разных губерний Царства Польского.

И наконец, последнее поступление от В. А. Мошкова — бумажная фигурка — традиционное украшение для польского дома. Артефакт был зарегистрирован в 1899 г. и получил номер как отдельная коллекция — МАЭ № 499. Фигурка вырезана из бумаги зеленого цвета, изображает дерево и двух петухов. Вырезанка наклеена на белую бумагу. В описи 1899 г., составленной регистратором Е. Петри, указано, что эта бумажная фигурка именуется «курпи» («Образчик бумажных фигур, вырезываемых польскими крестьянами Ломжинской губ., так называемые курпи, наклеивается как украшение на стены хат»). Однако, по всей вероятности, это слово (пол. kurpie) должно относиться не к вырезанке, а к уже упоминавшейся этнографической группе поляков/мазовшан, которые проживали в том числе в Ломжинской губернии Царства Польского (в настоящее время территория бывшей Ломжинской губернии входит в состав Мазовецкого и Подляского воеводств Польши) и у которых распространены подобные бумажные украшения (пол. wycmanki)10, причем изображения на них петухов и деревьев — один из наиболее распространенных мотивов. Вырезанки курпов из Зеленой Пущи в 2020 г. вошли в национальный список нематериального культурного наследия Польши.

8 Село Прохенки, по-видимому, было населено украинцами или белорусами, так как, например, в «Памятной книжке Седлецкой губернии на 1890 год» оно упоминается как входящее в состав Седлецкого благочиния РПЦ и в нем насчитывается 1556 прихожан православной церкви (Памятная книжка... 1890: 196).

9 На территории нынешних Люблинского и Мазовецкого воеводств Польши есть несколько населенных пунктов под названием Геленув; вероятно, здесь речь идет о нынешней колонии Геленув в гмине Бяла-Подляска Люблинского воеводства, так как существует документ 1928 г. о передаче части территории гмины Сидорки городу Бяла-Подляска (см.: Rozporz^dzenie... 1928).

10 Белорусское название таких декоративных украшений также выцШаню.

ФОТОГРАФИИ и РИСУНКИ В. А. МОШКОВА КАК КЛЮЧ К АТРИБУЦИИ ПОЛЬСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ МАЭ

Свои публикации, а также описи этнографических предметов, приобретенных для музея, Валентин Александрович Мошков непременно сопровождал фотографиями, и было бы несправедливо не остановиться обстоятельным образом на иллюстративных коллекциях, поступивших от него в МАЭ. Их немного, всего четыре: МАЭ № 7704, 294, 383, 393. В них представлены фотографии и рисунки. В. А. Мошков пишет в одном из писем директору МАэ В. В. Радлову о больших сложностях работы в поле: «Снимаю я по этнографической части очень много, но всякий раз или крадучись, как вор, или с разными неприятностями вроде объяснениями с полицейскими властями» (Решетов 2003: 5-10). Благодаря этому нелегкому труду мы можем теперь иметь представление о бытовании разнообразных реалий, а также о жизни польского крестьянства и городских жителей рубежа XIX-XX столетий.

В собрании МАЭ РАН имеется 26 фотографий (фотоотпечатков), сделанных В. А. Мошковым в 1894 г. в различных польских населенных пунктах, находившихся на территории тогдашней Российской империи. Все они входят в состав фотоколлекции МАЭ № 7461, судьба которой в музейной истории складывалась непросто. Имея параллельную нумерацию с коллекцией МАЭ № 294, она была перерегистрирована под номером 7461 (акт ПП № 2753 от 20.01.2011 на основании протокола ЭФЗК № 20 от 09.11.2010 г.).

На большей части «польских» фотографий Мошкова представлены крестьяне в традиционной одежде, и лишь на двух снимках, сделанных в дер. Гаврыхи тогдашнего Кольненского уезда Ломжинской губернии (МАЭ № 7461-26 и 7461-27) изображено традиционное жилище — деревянный дом с двускатной крышей.

значительная часть этих фотографий снята на территории исторической области Мазовия (Мазовша), являвшейся в то время частью Царства Польского в составе Российской империи. Эта историческая область не полностью совпадает с территорией современного Мазовецкого воеводства Польши. В частности, исторически мазовецкие города Лович и Ломжа (см.: Kozlowski 1858: 34) в настоящее время входят в состав Лодзинского и Подляского воеводств соответственно. В частности, с территории Мазовии происходят те снимки фотоколлекции МАЭ № 7461, местом съемки которых указаны дер. Клюки Новоминской гмины Новоминского уезда Варшавской губернии (ныне гмина Миньск-Мазовецки Миньского повята Мазовецкого воеводства Польши) — МАЭ № 7461-1 и 7461-2; дер. Целеховизна, той же Новоминской гмины Новоминского уезда Варшавской губернии (ныне гмина Миньск-Мазовецки Миньского повята Мазовецкого воеводства) — МАЭ № 7461-3, 7461-4, 7461-5, 7461-6, 7461-7, 7461-8, 7461-9, 7461-10; Новоминский приход Новоминского уезда Варшавской губернии (ныне гмина Миньск-Мазовецки Миньского повята Мазовецкого воеводства) — МАЭ № 7461-11; Сенницкий приход Новоминского уезда Варшавской губернии (ныне гмина Сенница (пол. Siennica) Миньского повята Мазовецкого воеводства) — МАЭ № 7461-12, 7461-13, 7461-14, 7461-15, 7461-16; дер. Олексин гмины Колбель Новоминского уезда Варшавской губернии (ныне гмина Колбель входит в состав Отвоцкого повята Мазовецкого воеводства) — МАЭ № 7461-17 и 7461-18; дер. Гаврыхи Кольненского уезда Ломжинской губернии Российской империи (в настоящее время гмина Збуйна Ломжинского повята Подляского воеводства Польши) — МАЭ № 7461-26 и 7461-27; с. Лысэ одноименной гмины Кольненского уезда Ломжинской губернии (на подписях к фотографиям и в коллекционной описи указано «село Лысэ Остроленского уезда Ломжинской губ.»; в настоящее время сельская гмина Лысэ (пол. Lyse) относится к Остроленскому повяту Мазовецкого воеводства Польши) — МАЭ № 7461-28 и 7461-29.

На нескольких фотографиях из коллекции МАЭ № 7461 изображены крестьяне в костюмах из Варшавского этнографического музея (sic!), которые также происходят с территории Мазовии или соседних с нею областей. Это, в частности, костюмы из с. Ястшембец (пол. Jastrzçbiec) Стопницкого уезда Келецкой губернии (в настоящее время это село входит в состав гмины Стопница

Буского повята Свентокшиского воеводства Польши) — МАЭ № 7461-33, из с. Рудно Радинского уезда Седлецкой губернии (сейчас село входит в состав гмины Милянув Парчевского повята Люблинского воеводства Польши) — МАЭ № 7461-34.

Две фотографии (МАЭ № 7461-30 и 7461-31) сделаны в с. Крупец, в то время относившемуся к Острожскому уезду Волынской губернии (в настоящее время село в Дубенском районе Ровненской области Украины). В этикетке, наклеенной на паспарту фотографии, и в коллекционной описи село названо «Крупцы».

Традиционные костюмы поляков, сфотографированные В. А. Мошковым и происходящие из различных населенных пунктов, расположенных преимущественно на территории Мазовии и сопредельных областей, достаточно разнообразны, однако мы отмечаем некоторые общие черты. Так, характерной особенностью традиционной одежды мазовшан является использование для их изготовления полосатой домотканины. Из нее изготавливали женские юбки, передники и накидки, которые женщины носили на плечах. Подобные накидки из полосатой ткани домашнего производства характерны для женской традиционной одежды мазовшан и курпов, а также для жителей соседних территорий, например районов Лодзинского воеводства, не входящих в историческую Мазовию, и Свентокшиского воеводства. Женщин в полосатых накидках можно видеть на снимках МАЭ № 7461-1, 7461-2, 7461-7, 7461-8 (та же женщина в профиль?), 7461-11, 7461-28. На фотографии МАЭ № 7461-1, на которой изображены две жительницы дер. Клюки (в 1894 г. — Новоминская гмина Новоминского уезда Варшавской губернии, сейчас — гмина Миньск-Мазовецки Миньского повята Мазовецкого воеводства Польши), отметим молодую женщину «в чепце новейшего образца и в зимнем праздничном пальто» и девушку «в домашнем костюме» (так указано на этикетке, наклеенной на паспарту фотографии; вероятно, имеется в виду костюм домашнего пошива, из домотканины). Эта фотография демонстрирует характерное для поляков того времени различие головных уборов девушек и замужних женщин: замужние, как правило, носили чепцы, тогда как головные платки были более характерны для девушек (см.: Славяне Европы. 2008). В качестве верхней одежды девушка носит накидку в вертикальную полоску, также на ней широкая длинная полосатая юбка (рис. 5). На фотографии МАЭ № 7461-2 можно увидеть плечевой портрет изображенной в профиль женщины из той же дер. Клюки. На этикетке, наклеенной на паспарту фотографии, указано, что это «молодая женщина, полька, в чепце старинного образца». Кроме чепца, на женщине можно наблюдать полосатую накидку. В статье Л. М. Сабуровой «Польские коллекции МАЭ» (Сабурова 1982: 111-121) дается прорисовка этой фотографии (в данной работе указан старый номер снимка — МАЭ № 294-2).

На фотографиях МАЭ № 7461-7 и 7461-8 мы видим изображенную анфас (рис. 6) и в профиль женщину из дер. Целеховизна, той же Новоминской гмины Новоминского уезда Варшавской губернии (сейчас гмина Миньск-Мазовецки Миньского повята Мазовецкого воеводства Польши). На этикетке, наклеенной на паспарту фотографии, и в коллекционной описи указано: «Праздничный костюм женщины из дер. Челеховизна Новоминского прихода Новоминского уезда Варшавской губернии». На первом снимке (анфас) женщина изображена в полный рост, второй снимок представляет собой плечевой портрет. На женщине также накидка, изготовленная из полосатой домотканины, из похожей ткани и ее передник. Прорисовка фотографии МАЭ № 7461-7 тоже приводится в статье Л. М. Сабуровой (номер фотографии указан как МАЭ № 294-7). На снимке МАЭ № 7461-28 представлены две крестьянки курпянки (рис. 7). Снимок был сделан в с. Лысэ одноименной гмины, в то время входившей в состав Кольненского уезда Ломжинской губернии Царства Польского в составе Российской империи (на подписях к фотографиям и в коллекционной описи указано «село Лысэ Остроленского уезда Ломжинской губ.»). В настоящее время сельская гмина Лысэ относится, как мы уже отмечали, к Остроленскому повяту Мазовецкого воеводства Польши. На женщинах, которых мы видим на снимке МАЭ № 7461-28, одежда из традиционной для курпов полосатой ткани. На крестьянке, стоящей справа, накидка из полосатой домотканины, из похожей ткани сшиты юбки обеих женщин. Важно отметить, что ткачество было наиболее развитым в этом

Рис. 5. Молодая женщина в чепце и зимнем праздничном пальто и девушка в костюме из домотканины. Дер. Клюки, Новоминская гмина, Новоминский уезд, Варшавская губерния. Фото В. А. Мошкова.

©МАЭ № 7461-1

Fig. 5. A young woman in a cap and winter holiday coat, and a girl in a homespun suit. Klyuki village, Nowominska gmina, Nowominsky Uyezd, Warsaw Governorate. Photo by V. A. Moshkov. ©MAE No. 7461-1

регионе промыслом, приносившим наибольший среди всех трудовых занятий доход местному населению (Ostrol^ka i Kurpie 2018). Головные уборы женщин типичны для замужних курпянок и вдов, которые не заплетали волосы, а просто прятали их под платок вытянутой формы (шарф), который повязывали так, чтобы он образовал подобие шапочки (Polujanski 1859).

На снимках МАЭ № 7461-3, 7461-5, 7461-6, 7461-9 из уже упоминавшейся дер. Целеховизна и МАЭ № 7461-12, 7461-14, 7461-16 из Сенницкого прихода Новоминского уезда Варшавской губернии (ныне гмина Сенница Миньского повята Мазовецкого воеводства) на женщинах видим передники и юбки из аналогичной полосатой домотканины (рис. 8).

Полосатые ткани были характерны для жителей Мазовии и прилегающих к ней территорий. По утверждению отечественного этнографа-полониста О. А. Ганцкой, «полосатые ткани были

Рис. 6. Женщина в праздничном костюме. Дер. Целеховизна, Новоминская гмина, Новоминский уезд, Варшавская губерния. Фото В. А. Мошкова. ©МАЭ № 7461-7

Fig. 6. A woman in a festive costume. Celekhovizna village, Novominska gmina, Novominsky Uyezd, Warsaw Governorate. Photo by V. A. Moshkov. ©MAE № 7461-7

распространены у следующих групп поляков: ченстоховской, келецкой, радомской, опочинской, равской, ловичской, мазовецкой, курпевской, подлясской» (Ганцкая 1964: 127). Можно предположить, что полосатые накидки, передники и юбки, которые зафиксированы на фотографиях В. А. Мошкова, выполнены преимущественно в красно-желто-оранжевой гамме. К такому выводу можно прийти, сопоставляя черно-белые фотографии, сделанные Мошковым в 1894 г. на территории Мазовии, и цветные открытки с изображениями традиционных костюмов из различных районов Польши (в том числе из Мазовии и соседних земель), входящие в состав коллекции МАЭ

Рис. 7. Две крестьянки курпянки. Село Лысэ, Кольненский уезд, Ломжинская губерния.

Фото В. А. Мошкова. ©МАЭ № 7461-28

Fig. 7. Two Kurpian peasants. Lyse village, Kolnensky Uyezd, Lomzhinsky Governorate.

Photo by V. A. Moshkov. ©MAE № 7461-28

И 2011. Эти открытки, представляющие собой репродукции с рисунков разных художников, изданы в г. Вроцлаве в середине ХХ в. Так, женский костюм с желто-красной полосатой накидкой и в тех же тонах юбкой и передником можно увидеть на открытке МАЭ И 2011-39, представляющей традиционные костюмы жителей г. Лович и его окрестностей (Лович исторически является мазовецким городом, хотя в настоящее время входит в состав соседнего с Мазовецким Лодзинского воеводства; жители этого региона — ловичские ксенжаки (пол. ksigzacy lowiccy) — считаются субэтнической группой мазовшан), а также на открытках МАЭ И 2011-28, 2011-29 и 2011-37,

Рис. 8. Крестьяне. Сенницкий приход, Новоминский уезд, Варшавская губерния.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фото В. А. Мошкова. ©МАЭ № 7461-16

Fig. 8. Peasants. Sennitsky parish, Novominsky Uyezd, Warsaw Governorate.

Photo by V. A. Moshkov. ©MAE No. 7461-16

на которых представлены костюмы жителей окрестностей города Опочно, также находящегося в Лодзинском воеводстве, и др. Возможно, что такая цветовая гамма была распространена благодаря цвету янтаря (добыча и обработка этого благородного камня стала для данной территории весьма прибыльным промыслом, в частности им занимались курпы) (Slownik geograficzny... 1883: 936-937).

Важный факт: из аналогичной полосатой домотканины в Мазовии и соседних землях изготавливались и предметы мужской одежды, в частности шаровары и пояса. Изображения мужчин в шароварах и поясах из желтой полосатой ткани можно увидеть, в частности, на открытках МАЭ И 2011-24, 2011-25, 2011-39, представляющих традиционные костюмы жителей г. Лович и его окрестностей. В коллекции МАЭ № 7461 нет фотографий мужчин в подобной одежде, на большинстве снимков мужчины в одежде городского кроя — брюках и пиджаках, сшитых из ткани

Рис. 9. Крестьянин в костюме (село Ястшембец, Стопницкий уезд, Келецкая губерния).

Фото В. А. Мошкова. ©МАЭ № 7461-33

Fig. 9. A peasant in a suit (the village of Yastshembets, Stopnitsky Uyezd, Kielets Governorate).

Photo by V. A. Moshkov. ©MAE No. 7461-33

темного цвета. Однако на некоторых фотографиях все же можно отметить предметы мужской верхней одежды традиционного кроя. Например, на крестьянине, одетом в костюм села Ястшембец Стопницкого уезда Келецкой губернии (в наши дни село входит в состав гмины Стопница Буского повята Свентокшиского воеводства Польши), взятый из Варшавского этнографического музея для позирования во время этнографической фотосъемки, мы видим приталенную верхнюю одежду с отложным воротником (по-видимому, это delia). Одежда такого типа, как мы предполагаем, проникла в крестьянский костюм из шляхетского. В качестве головного убора крестьянин, запечатленный на этой фотографии, носит суконную шапку с четырехугольным верхом — конфедератку (рис. 9). Как уже говорилось, шапка-конфедератка, также подаренная В. А. Мошковым, имеется в собрании МАЭ РАН. Артефакт был приобретен на территории исторической Мазовии — в г. Ломжа, в то время являвшемся главным городом Ломжинской губернии Российской империи

Рис. 10. Крестьянин курп. Село Лысэ, Кольненский уезд, Ломжинская губерния.

Фото В. А. Мошкова. ©МАЭ № 7461-29

Fig. 10. A Kurpian peasant. Lyse village, Kolnensky Uyezd, Lomzhinsky Governorate.

Photo by V. A. Moshkov. ©MAE No. 7461-29

(в настоящее время Ломжа входит в состав Подляского воеводства Польши). Молодой крестьянин курп на фотографии МАЭ № 7461-29, сделанной в с. Лысэ одноименной гмины, также носит конфедератку. Одновременно на нем верхняя распашная одежда длиной до колен, с длинными рукавами из сукна темного цвета, по крою напоминающая пальто (пол. sukmana). Обут крестьянин в обувь из сыромятной кожи с оборами поверх онучей (рис. 10).

Такую обувь можно увидеть еще на одном изображении крестьян курпов, имеющемся в собрании МАЭ РАН — на рисованной открытке МАЭ И 2011-41, тогда как на большинстве открыток этой коллекции, представляющих жителей различных районов Польши в традиционной одежде, мы фиксируем людей, обутых в сапоги и туфли. По сведениям ряда исследователей,

именно от подобной примитивной обуви Ыгр^е, напоминающей лапти или коты, данная этнографическая группа и получила свое название (Slowшk geograficzny 1883: 936-937). Также в литературе встречается утверждение, что курпы и другие жители Мазовии обозначали термином Ыгр^е кожаные туфли на деревянной подошве (РоИщашЫ 1859). Польское слово Ыгр^е — заимствование из балтских языков — лит. кжре 'башмак', лтш. кигре, др.-прус. кигре, ср. также рус. тверск. и псковск. курпы, курпины 'лапти' (Этимологический онлайн-словарь). Сами представители (суб) этнической группы используют в качестве самоназвания термин Puszczaki 'жители пущ' (Slowшk geograficzny... 1883: 936-937).

* * *

Значительное научное и музейное наследие, оставленное В. А. Мошковым потомкам, еще только предстоит всеобъемлюще изучить и оценить по достоинству. Наименее исследованными и почти не введенными в научный оборот долгое время оставались польские коллекции, привезенные в МАЭ высокопоставленным царским офицером с места службы в западных гарнизонах Российской империи. Пытливый ученый-этнограф и страстный собиратель «живой старины», В. А. Мошков всеми силами старался сделать так, чтобы фонды старейшего общественного музея России, основанного царем-реформатором Петром I, пополнились теми предметами традиционной культуры поляков, их народной одежды, образцами текстиля, бытование которых он наблюдал воочию в местах длительных служебных командировок и о сохранении которых он так заботился и переживал перед лицом наступавшей эры промышленной революции и глобальной индустриализации.

Судьба распорядилась так, что имя В. А. Мошкова сохранилось в мировой истории не в связи с его высокими военными заслугами (которые были очевидны), а именно благодаря его неугасаемому энтузиазму и научному рвению, страсти к собиранию артефактов народного быта, фольклорных материалов и фиксации сведений об этносах и этнических группах, среди которых ему довелось служить. В. А. Мошков стал первым ученым, оставившим важнейшие сведения о гагаузах, их языке и культуре конца XIX в. Такой же вклад он внес и в этнографию белорусов и поляков. Привезенные в МАЭ коллекции сохранились до настоящего времени и являются важнейшим свидетельством бытования народного костюма, утвари и других предметов белорусов, в то время когда аналогичных артефактов того периода практически не осталось на территории самой Беларуси из-за последствий двух мировых войн, прошедших по ее территории.

Настоящее исследование посвящено польским коллекциям МАЭ. Формированию фонда традиционного костюма, керамики, предметов утвари и украшений интерьера с территории Польши и Западной Белоруссии музей также полностью обязан В. А. Мошкову. Именно благодаря стараниям страстного собирателя в Петербурге сохранились вещи, аналогов которым нет ни в одном музее мира. Польские коллекции МАЭ могут похвастать и редким собранием фотографий и рисунков, переданных В. А. Мошковым. Они иллюстрируют жизнь польского крестьянства и городских жителей на рубеже XIX-ХХ столетий. Возможности высокопоставленного царского офицера позволили запечатлеть поляков в традиционных мазовецких костюмах, хранившихся в Варшавском этнографическом музее в 1890-е годы. Только этот факт говорит о том, что дальнейших векторов изучения польских коллекций МАЭ может быть множество. Авторы настоящим исследованием заявляют новую тематику музейных и научных изысканий нашего музея.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 919. Л. 4.

Бялявта В. М. Беларусю касцюм. Мшск: Беларусь, 2017.

ВинниковаМ. Н. О реконструкции смыслового значения и способов ношения женских головных уборов Туровщины (по материалам белорусской коллекции МАЭ // Культурное наследие народов Европы. СПб.: Наука, 2011. С. 93-110. (Сборник МАЭ. Т. тГ).

Ганцкая О. А. Поляки // Народы зарубежной Европы. М.: Наука, 1964. Т. 1. С. 175-174.

Грысык (Мазалова) Н. Е. Белорусская одежда в собрании МАЭ // Из культурного наследия народов Восточной Европы. СПб.: Наука, 1992. С. 111-121. (Сборник МАЭ. Т. XLV).

Ламанский В. И. Отзыв о трудах Валентина Александровича Мошкова // Отчет Императорского Русского Географического Общества за 1900 г. СПб.: тип. А. С. Суворина, 1901. С. 33-34.

Лобачевская О. А. Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы. Минск: Беларуская навука, 2009.

Памятная книжка Седлецкой губернии. Седлец: Седлецкая губернская тип., 1890.

Решетов А. М. В. А. Мошков как ученый (к 150-летию со дня рождения) // Rocznik Orientalistyczny. 2003. T. LV. Z. I. S. 5-19.

Сабурова Л. М. Польские коллекции МАЭ // Памятники культуры народов Европы и Европейской части СССР. Л.: Наука, 1982. С. 111-121. (Сборник МАЭ. Т. XXXVIII).

Славяне Европы и народы России: к 140-летию Первой этнографической выставки в России. СПб.: Славия, 2008.

Станюкович Т. В. Памятники материальной культуры народов европейской части СССР и зарубежной Европы // Памятники культуры народов Европы и Европейской части СССР. Л.: Наука, 1982. С. 148-149. (Сборник МАЭ. Т. XXXVIII).

Финченко А. Е. Восточнославянские народные музыкальные инструменты в собрании МАЭ // Памятники культуры народов Европы и Европейской части СССР. Л.: Наука, 1982. С. 82-93. (Сборник МАЭ. Т. XXXVIII).

Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера. URL: https://lexicography.online/ety-mology/vasmer/ (дата обращения: 10.01.2021).

Gagauzians. Catalogue of the Kunstkamera ^l^ctions / Authors: L. S. Lavrentyeva, N. G. Golant, D. E. Nikoglo; Scientific Head A. A. Novik; Editors in ^ief: A. A. Novik, S. S. Bulgar. St. Petersburg: Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences; Comrat: Research Center of Gagauzia named after M. V. Marunevich; (F. E.-P. «Tipografia Centrala»), 2020.

Kozlowski F. A. Dzieje Mazowsza za panowania ksiqzat. Warszawa: Nakl. i druk S. Orgelbranda, 1858.

Krolikowska E. Polski stroj ludowy: przewodnik po wystawie stalej. Warszawa: Panstwowe Muzeum Etnograficzne, 2000.

Ostrol^ka i Kurpie. Mi^dzy wqtkiem historii a osnowq zycia // Muzeum Kultury Kurpiowskiej w Ostrol^ce. 9 pazdziernika 2018. URL: https://muzeum.ostroleka.pl/?p=1078 (дата обращения: 10.01.2021).

Polujanski A. Ubior, mowa i j?zyk Kurpiow // Polujanski A. W^drowki po guberni augustowskiej w celu naukowym odbyte. T. IV — 1859 r. URL: http://www.historia.kurpie.com.pl/ubior_mowa_jezyk_kurpiow/ (дата обращения: 10.01.2021).

Rozporzqdzenie Rady Ministrow z dnia 21 stycznia 1928 r. o rozszerzeniu granic miasta Bialej Podlaskiej w powiecie bialskim, wojewodztwie lubelskiem // Dziennik Ustav. 1928. Nr 11. Poz. 89. URL: http://isap.sejm.gov. pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WDU19280110089 (дата обращения: 10.01.2021).

Slownik geograficzny Krolestwa Polskiego. T. IV: K^s — Kutno. Warszawa: nakl. Filipa Sulimierskiego i Wladyslawa Walewskiego, 1883.

Wielecki H. Dzieje polskiei rogatywki. Warszawa: Nasza Ksi^garnia, 1985.

Zwykle — niezwykle: fascnujqce kolekcje w zbiorach Panstwowego Museum Etnograficznego w Warszawie / pod. red. A. Czyzewskiego. Warszawa: Panstwowe Museum Etnograficzne w Warszawie, 2008.

REFERENCES

Bialiavina V. M. Bielaruski kascium [Belarusian ^stume]. Minsk: Bielarus' Publ., 2017. (In Belarusian)

Etimologicheskii onlain slovar' russkogo iazyka Maksa Fasmera [Online Etymological Dictionary of the Russian Language by Max Vasmer]. URL: https://lexicography.online/etymology/vasmer/ (accessed 10.01.2021). (In Russian)

Finchenko A. E. Vostochnoslavianskie narodnye muzykal'nie instrumenti v sobranii MAE [East Slavic Folk Musical Instruments in the Collections of the MAE]. Pamiatniki kul'tury narodovEvropy i Evropeiskoi chasti SSSR [Cultural Monuments of the Peoples of Europe and the European Part of the USSR]. Leningrad: Nauka Publ., 1982, pp. 82-93. (In Russian)

Gagauzians. Catalogue of the Kunstkamera Collections. Authors: L. S. Lavrentyeva, N. G. Golant, D. E. Nikoglo; Scientific Head A. A. Novik; Editors in Chief: A. A. Novik, S. S. Bulgar. St. Petersburg: Peter the Great Museum

of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences; Comrat: Research Center of Gagauzia named after M. V. Marunevich, 2020.

Gantskaia O. A. Poliaki [Poles]. Narody zarubezhnoiEvropy [Peoples of the Foreign Europe], vol. 1. Moscow: Nauka, 1964, pp. 175-174. (In Russian)

Grysyk (Mazalova) N. E. Belorusskaia odezhda v sobranii MAE [Belarusian Clothes in the Collections of the MAE]. Iz kul'turnogo naslediia narodov Vostochnoi Evropy [From the Cultural Heritage of the Peoples of Eastern Europe]. St. Petersburg: Nauka Publ., 1992, pp. 111-121. (In Russian)

Kozlowski F. A. Dzieje Mazowsza za panowania ksiqzat [The History of Mazovia During the Reign of Princes]. Warszawa: Nakl. i druk S. Orgelbranda, 1858. (In Polish)

Krolikowska E. Polski stroj ludowy: przewodnik po wystawie stalej [Polish Folk Costume: A Guide to the Core Exhibition]. Warszawa: Panstwowe Muzeum Etnograficzne, 2000. (In Polish)

Lobachevskaia O. A. Belorusskii narodnyi kostium: kroi, vyshivka i dekorativnye shvi [Belarusian Folk Costume: Cut, Embroidery and Decorative Seams]. Minsk: Belaruskaia navuka Publ., 2009. (In Russian)

Polujanski A. Ubior, mowa i j?zyk Kurpiow [Clothing, Speech, and Language of the Kurpie Region]. Polujanski A. Wgdrowki po guberni augustowskiej w celu naukowym odbyte [Wandering around the Augustow Governorate for Research Purposes], vol. IV, 1859. URL: http://www.historia.kurpie.com.pl/ubior_mowa_jezyk_kurpiow/ (accessed 10.01.2021). (In Polish)

Reshetov A. M. V. A. Moshkov kak uchenyi (k 150-letiiu so dniia rozhdeniia) [V. A. Moshkov as a Scholar (To His 150th Anniversary)]. RocznikOrientalistyczny, 2003, vol. LV, pt. I, pp. 5-19. (In Russian)

Saburova L. M. Pol'skie kollektsii MAE [Polish Collections of the MAE]. Pamiatniki kul'tury narodovEvropi iEvropeiskoichastiSSSR [Cultural Heritage of the Peoples of Europe and the European Part of the USSR]. Leningrad: Nauka Publ., 1982, pp. 111-121. (In Russian)

Slaviane Evropy i narody Rossii: k 140-letiiu Pervoi etnograficheskoi vystavki v Rossii [The Slavs of Europe and the Peoples of Russia: To the 140th Anniversary of the First Ethnographic Exhibition in Russia]. St. Petersburg: Slaviia Publ., 2008. (In Russian)

Slownik geograficzny Krolestwa Polskiego [Geographical Dictionary of the Kingdom of Poland], vol. IV: K^s — Kutno. Warszawa: nakl. Filipa Sulimierskiego i Wladyslawa Walewskiego, 1883. (In Polish)

Staniukovich T. V. Pamiatniki material'noi kul'tury narodov evropeiskoi chasti SSSR i zarubezhnoi Evropy [Monuments of Material Culture of the Peoples of the European Part of the USSR and Foreign Europe]. Pamiatniki kul 'tury narodov Evropy i Evropeyskoi chasti SSSR [Cultural Heritage of the Peoples of Europe and the European Part of the USSR]. Leningrad: Nauka Publ., 1982, pp. 148-149. (In Russian)

Vinnikova M. N. O rekonstruktsii smyslovogo znacheniia i sposobov nosheniia zhenskikh golovnykh uborov Turovshchiny (po materialam belorusskoi kollektsii MAE) [On the Reconstruction of the Semantic Meaning and Methods of Wearing Women's Headdresses in the Turov Region (According to the Materials of the Belarusian Collection of the MAE)]. Kul'turnoe nasledie narodov Evropy [Cultural Heritage of the Peoples of Europe]. St. Petersburg: Nauka Publ., 2011, pp. 93-110. (In Russian)

Wielecki H. Dzieje polskiei rogatywki [The History of Polish Rogatywka]. Warszawa: Nasza Ksi^garnia, 1985. (In Polish)

Zwykle — niezwykle: fascnujqce kolekcje w zbiorach Panstwowego Museum Etnograficznego w Warszawie [Ordinary—Extraordinary: Fascinating Collections in the State Ethnographic Museum in Warsaw]. Ed. by A. Czyzewski. Warszawa: Panstwowe Museum Etnograficzne w Warszawie, 2008. (In Polish)

Submitted: 11.01.2021 Accepted: 25.06.2021 Published: 10.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.