Ю.Н. Соломеина
ЗабГУ
Трёхречье - русская национальная волость в приграничном Китае
Общеизвестно, что район северо-востока Китая в судьбе русского народа сыграл особую роль, став пристанищем для многих сотен тысяч россиян, волею судьбы оказавшихся вне своей исторической родины. По данным официальной статистики КНР, численность русского меньшинства в стране не превышает 13 тысяч человек. Сразу оговоримся: имеются в виду русские, укоренившиеся в Китае, то есть граждане КНР, проживающие относительно компактно и имеющие признаки национального меньшинства. Речь не идёт ни о перебравшихся в КНР в последние годы россиянах, занимающихся бизнесом, ни о десятках тысяч наших эмигрантов, осевших в 20-30-х годах прошлого века в легендарных «русском» Шанхае и «русском» Харбине.
Сегодня русское меньшинство в Китае проживает в основном в двух регионах, одним из них является Трёхречье. Трёхречьем называется территория Северной Маньчжурии, между тремя реками - Хаул, Дербул и Ган, правым притоком реки Аргуни, где традиционно жили и живут русские.
История этнокультурных процессов в Забайкалье и, в частности в восточной его части чрезвычайно богата; нет в России региона, где бы сталкивались в одно время сразу четыре цивилизации, четыре типа культур. С XVIII по начало XX в. на территории будущего Забайкальского края происходит интенсивное взаимовлияние таких самобытных цивилизаций как: православная, северная, буддийская монгольская, и китайская конфуцианская.
Взаимовлияние православной и китайской цивилизаций интенсивно происходило в районе Трёхречья, поэтому не случайно в научной литературе закрепилось понятие «Русское Трёхречье», выражающее существование за границей особого мира русских людей со своим
© Соломеина Ю.Н., 2013
223
образом жизни и устоями. Любая колония русских эмигрантов - и трёхреченские казаки тому подтверждение - всегда имела две главных русских достопримечательности: православную церковь и кладбище, и отличительной чертой русских людей, оказавшихся в изгнании, всегда было трепетное отношение к памяти усопших родственников.
В годы революции и Гражданской войны в России, в Трёхречье устремились потоки беженцев, сюда отходили разгромленные части армий Белого движения. Население Трёхречья выросло за счёт беженцев из Сибири и Забайкалья в несколько десятков раз. Процесс адаптации проходил значительно легче, чем в других странах и регионах, так как русские эмигранты не ощущали себя чужаками, оказавшись в новой иноязычной среде.
Из-за отсутствия достоверных документальных источников трудно точно определить, когда в Трёхречье появились первые русские поселенцы. Очевидно, первые зимовья и заимки появились там на рубеже ХУШ и XIX веков. С уверенностью лишь можно сказать, что массовые поселения зафиксированы здесь в середине XIX века, в Трёхречье они были связаны с хозяйственной деятельностью крестьян, так во второй половине XIX века здесь появились русские хутора, занимавшие практически пустующие земли. К началу ХХ века русские составляли в этом районе 90% местного населения.
Первое массовое появление русских здесь было связано с началом строительства Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) в конце XIX века, связавшей русское Приморье (Владивосток) с Забайкальем (Читой). В ту пору эта полоса вдоль железной дороги приняла тысячи русских семей, осевших в пристанционных посёлках и начавших освоение прежде совершенно пустынного края. Грянувшая в начале XX века русско-японская война, а затем исход беженцев из России в гражданскую войну сформировали на территории Маньчжурии диаспору российской эмиграции, насчитывавшую несколько сот тысяч человек.
В результате бурных социальных процессов первой половины XX века, русское население в Китае сосредоточилось не только в Маньчжурии, но также в Шанхае, Тяньцзине, Циндао, однако в количественном отношении оно уступало северо-восточным районам.
Расселившись в основном вдоль линии КВЖД, русские тяготели к городам Харбину и Хайлару, а также сформировалось девять отдельных районов с преобладающим русским населением. Из них Трёхречье выделялось не только потому, что там было сосредоточено больше русского населения и было больше деревень, но самим укладом жизни оно представлялось, как сохранившийся до августа 1945 г. обособленный район забайкальского казачества.
224
Географически этот район вписывается в бассейн трёх правобережных притоков Аргуни - Гана, Дербула и Хаула, от которых он получил своё собственное имя, и его естественными границами являются с северо-запада - пограничная река Аргунь, с севера и востока - водораздельные хребты отрогов Большого Хингана, с которых берут начало Хаул, Дербул и Ган со своими притоками, с запада и юга граница проходит по водораздельному хребту между Ганом и притоком Аргуни Мергелом.
По материалам, собираемым на протяжении десятилетий, главным образом в устных опросах старожилов, писатель и этнограф А.М. Кайгородов, выросший в трёхреченской деревне Дубовая, сумел установить даты основания и имена первых поселенцев почти всех деревень Трёхречья. Все они были основаны в период с 1880 г до середины 1920-х годов. Он установил, что первые русские заимки по Хаулу, ближайшей к Аргуни реке, появились в 1870 г., и постепенно они разрастались в хутора и маленькие деревни.
Приток населения на реку Хаул усилился с началом революции и гражданской войны в России, для этого нужно было переправиться через Аргунь и преодолеть небольшой хребет. Население этого района увеличилось в десятки раз, но и до Хаула добрались «красные партизаны», в первую очередь - карательные отряды Степана Тол-стокулакова. Его кровавые рейды заставили население сниматься с уже обжитого места и уходить дальше от границы. Так пошло заселение долин Дербула и Гана и их междуречья, Хаул опустел, русские боялись здесь селиться, остались лишь китайцы, у большинства из которых жёны были русскими.
Начало коллективизации и большевистский террор 30-х годов сделали этот период годами массового притока русских, главным образом забайкальских казаков, в Маньчжурию, в том числе и Трёх-речье. Казаки бросали родные станицы и посёлки и массами уходили за Аргунь, в то время возникли и разрослись многие деревни, как правило, вокруг существовавших издавна заимок и охотничьих избушек. Благодаря казачьему укладу жизни, основанному на принципах общинного землепользования, трудолюбия, взаимовыручки и поддержки, не будучи обременён тяжестью налогов, край этот очень быстро расцвёл и обеспечил людям высокий достаток.
После ухода в Маньчжурию атаман Г.М Семёнов организовал управление русскими поселениями, сформировав 18 казачьих станиц, объединивших 65 посёлков, и население всего Трёхречья было сведено в Трёхреченскую станицу с центром в посёлке Драгоценка. В жизни трёхреченцев сохранялись традиционные уклад и культура.
225
Во многих деревнях были построены православные храмы (в том числе и старообрядческие), возле каждой деревни со временем образовались кладбища-погосты. Мирная жизнь русской эмиграции в Китае продолжалась до 1945 года. К этому времени Трёхречье переживало расцвет, вокруг заимок первопоселенцев выросли 19 полнокровных деревень с практически стопроцентно русским населением, русским казачьим укладом жизни, традициями, нравами, обычаями: Драгоценка, Дубовая, Ключевая, Тулунтуй, Караганы, Попирай, Щучье, Покровка, Верх-Кули, Усть-Кули, Лабдарин, Чилотуй, Светлый Колуй, Барджакон, Лапцагор, Верх-Урга, Усть-Урга, Ширфовая и Нармакчи. Общее население всех 19 деревень Трёхречья в момент на 1945 год составляло ориентировочно 20-25 тыс. человек. В дальнейшем численность русского населения Трёхречья уменьшается, а доля китайцев увеличивается; одни посёлки приходят в полный упадок и исчезают, другие же появляются на новых местах.
В природно-географическом отношении Трёхречье достаточно чётко разделяется на три зоны: степную, лесостепную и лесную. Такое деление и обусловило основной вид занятий для каждой зоны, среди которых определяющими были, соответственно, скотоводство, хлебопашество и таёжный промысел.
В историко-экономической жизни русского Трёхречья можно обозначить 8 периодов, через которые прошли его расцвет и угасание: период первых заимок, становления, японская оккупация, война 1945 года, первое раскулачивание, депортация, второе раскулачивание и упадок.
Первый удар, от которого Трёхречье не смогло уже оправиться, был нанесён ему в августе 1945 года. Удар русскому Трёхречью был нанесён вторым эшелоном войск НКВД: громадное количество скота и иной собственности было реквизировано, и, главное, была арестована и депортирована в ГУЛАГ примерно четвёртая часть мужского населения.
Второй удар нанесён осенью 1949 года, когда был собран и обработан отменный урожай. По тайной инициативе советского консульства было проведено раскулачивание и организация колхозов, что привело к массовой гибели скота и общему упадку. Однако по инициативе китайских властей весной 1950 года было приказано всё, что осталось, вернуть прежним хозяевам. Тем не менее, общая политика китайцев, вероятно, по высшему межгосударственному соглашению с СССР, неуклонно шла к депортации русского населения из Маньчжурии. И эта депортация началась в 1954 году под видом репатриации на освоение новых земель.
226
Оставшиеся после депортации основного населения Трёхречья примерно 3 тыс. человек в 1959 году подверглись ещё одному раскулачиванию, на этот раз - китайскому. Но уже через несколько лет хозяйства казаков снова начали возрождаться.
С 1962 года китайские власти стали выпускать русских из Трёх-речья в Австралию, Бразилию, Боливию, Парагвай, Аргентину. Большинство из них уехало в Австралию (80% - 225 семей), но некоторые казаки держались своих родных мест, хотя уже были уничтожены православные храмы, распаханы китайцами русские кладбища, а бревенчатые избы покинутых посёлков заселены южанами-китайцами, неспособными ни к скотоводству, ни к земледелию в этих суровых для них условиях. Последние трёхреченцы, дожив до начала 70-х годов в родных посёлках (Дубовой, Усть-Урге, Покровке, Верх-Кулях), всё-таки выехали в Казахстан.
В настоящее время на этой территории существует специальная административная единица - Русская национальная волость. Она входит в состав городского уезда Аргунь-Юци (Эргуна) округа Ху-лун-Буир Автономного района Внутренняя Монголия. Центр волости - село Шивэй расположен на берегу реки Аргунь, напротив российского села Олочи. Всего в волости проживает 4072 жителя, из них русских - 1774 человека, ещё 694 русских проживает на остальной территории уезда.
Трёхреченцы сегодня - это потомки от браков русских с китайцами. Современное состояние деревень свидетельствует о том, что русская идентичность существует и сохраняется за счёт православия и традиционного хозяйства. Некоторые деревни имеют русский облик с китайскими чертами и население в русских деревнях живёт более богато, чем в китайских. Старшее поколение ещё говорит по-русски, но для их внуков и детей родным является китайский язык.
227