Научная статья на тему 'Труды отечественных эргономистов в современной деятельности специалиста по проектированию интерфейсов'

Труды отечественных эргономистов в современной деятельности специалиста по проектированию интерфейсов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНТЕРФЕЙСЫ / ЭРГОНОМИКА / ЧЕЛОВЕКО-КОМЬПЮТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / DESIGN / INTERFACES / ERGONOMICS / HUMAN-COMPUTER INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курмангалеева Г.Ф.

В статье рассмотрена проблема проектирования интерфейсов, эволюция интерфейсов для ЭВМ как пример изменения технологий и метафор продуктов, а так же труды Зараковского Г.М. и Мунипова В.М как необходимый базис для проектирования эргономичных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Труды отечественных эргономистов в современной деятельности специалиста по проектированию интерфейсов»

Курмангалеева Г.Ф. ©

Аспирант, Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики,

Москва, Россия

ТРУДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЭРГОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНТЕРФЕЙСОВ

Аннотация

В статье рассмотрена проблема проектирования интерфейсов, эволюция интерфейсов для ЭВМ как пример изменения технологий и метафор продуктов, а так же труды Зараковского Г.М. и Мунипова В.М как необходимый базис для проектирования эргономичных продуктов.

Ключевые слова: проектирование, интерфейсы, эргономика, человеко-комьпютерное взаимодействие.

Keywords: design, interfaces, ergonomics, human-computer interaction.

Эргономика - научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы [1].

Научный прогресс вводит новые средства и инструменты деятельности в человеческую жизнь, например, такие как компьютерные программы и мобильные приложения. Встает вопрос об их методах проектирования. В настоящее время существует множество подходов к проектированию интерфейсов, частично они перекликаются между собой в наличии итерационности, важности учета пользовательских задач. При этом малоизвестным остается наличие «истоков» отечественного проектирования, такие как труды Зараковского и научная деятельность Мунипова. Рассмотрим их более подробно, остановившись вначале на эволюции интерфейсов и устройств, для понимания особенностей новых платформ.

1. Эволюция интерфейсов

Рассматривая историю разработки продуктов для ЭВМ можно выделить следующие виды их интерфейсов:

• «Командная строка».

• « ВИМП» (англ. WIMP; Windows, Icons, Menus, Pointers, W-окна, I-иконы, M-меню, P-указатели).

• «Графический пользовательский интерфейс».

Первоначально в «человеко-компьютерном» взаимодействии выделялся интерфейс типа «командная строка», требующий от пользователя знания определенных команд [2]. Пользователь был вынужден постоянно прибегать к документации, вследствие чего была низкая скорость взаимодействия человека с машиной. Подобный тип применим для программистов, но не для обычных пользователей [3].

В дальнейшем широкое распространение получил интерфейс типа «Меню», представляющий наглядно функционал на экране. Основоположником данного вида управления стала фирма Ксерокс в своем проекте «Звезда» (1981 г.). Путем выбора

определенных элементов, пользователь осуществлял последовательное взаимодействие с интерфейсом. Данный тип интерфейса являлся более удобным, чем тип «Командная строка», поэтому получил более широкое распространение. В настоящее время он также популярен как способ группировки и отображения функциональных возможностей продукта.

©© Курмангалеева Г.Ф., 2014 г.

Интерфейс «ВИМП» предлагает последовательное взаимодействие пользователя с программой, поэтому часто применяется для создания приложений, ориентированных на пользователей имеющих малый опыт взаимодействия.

Результатом дальнейшего развития человеко-компьютерного взаимодействия стал «Графический пользовательский интерфейс», во многом упрощающий взаимодействие человека с приложением. В данном виде интерфейса заложен подход по взаимодействию с приложением по типу «Объект-операция». Пользователь, выбрав объект, в дальнейшем осуществляет одну из возможных с ним операций.

Таким образом, преимущество «Графического пользовательского интерфейса» заключается в наличие возможности у пользователя наглядно взаимодействовать с продуктом без знания определенных языков программирования, за счет отображения пользовательских алгоритмов представления. Актуальной проблемой эргономики остается вопрос повышения удобства графического интерфейса.

Мировой и отечественный опыт говорит о том, что у интерфейса значительно повышается степень удобства, если при разработке приложения производится анализ пользователя: изучение психологических характеристик, а также ожиданий и целей [4].

Улучшение проектирования интерфейсов было связно с развитием технологий.

Так технология ДиЭчтмл (англ. DHTML) - позволила создавать страницы с

интерактивными элементами без увеличения нагрузки на сервер. Пользователи в ходе взаимодействия изменяли внешний вид страницы без перезагрузки страницы и обращения к серверу.

ДиЭчтмл основан на ДОМ (англ. Document Object Model, DOM) , расширении Эштмл -документа. Основным отличием ДОМ является возможность управлять каждым элементом страницы без ввода дополнительных атрибутов.

Таким образом в эволюции человеко-компьютерного взаимодействия прослеживается идея упрощения интерфейсов, отделение часто применяемых действий от единичных, переход к графическому представлению информацию, проектирование для более широкой аудитории пользователей. Данные выводы позволяют предполагать, что эволюция мобильных приложений должна пройти за короткий промежуток времени аналогичные шаги и развиваться в дальнейшем параллельно с интерфейсами ЭВМ.

2. Труды отечественных ученых

Эволюция интерфейсов шла параллельно с накоплением знаний о человекокомпьютерном взаимодействии, об особенностях данной среды и пользовательских задачах. Данные базис помогал увеличить качество проектируемых интерфейсов за счет увеличения опыта у специалистов по проектированию интерфейсов. Но отсутствие в российских вузах специализированного образования привело к нехватке у специалистов базовых знаний по эргономике, а именно не знание когнитивных и деятельностных подходов, а также трудов отечественных эргономистов Зараковского и Мунипова.

Зараковский Георгий Михайлович- доктор психологических наук, профессор, разработал теорию психофизиологической структуры деятельности человека-оператора и метод проектирования этой деятельности.

Мунипов Владимир Михайлович - доктор психологических наук, профессор, защитил

первую в СССР докторскую диссертацию по специальности «эргономика» на тему «Формирование эргономики как научной и проектировочной дисциплины». На экспериментальных исследованиях визуального мышления, выполненных В.М. Муниповым, строится концепция эргодизайна [5].

Эргономическое проектирование интерфейса как процесс создания изделия включает в себя следующие принципы из общей методологии проектирования Зараковского [6]:

• распределение функций между человеком и приложением;

• разработку функциональной структуры деятельности человека;

• выявление структуры интерфейса;

• разработку морфологической структуры деятельности человека;

• определение базовых психологических свойств, необходимых для освоения и последующего успешного выполнения деятельности.

Рассматривая интерфейс приложения как информационную модель, стоит обратиться к концепции В.М. Мунипова. В.М.Мунипов предлагает следующие шаги в анализе информационной модели [7]:

1. Выявление задач информационной системы и их приоритезация.

2. Выявление источника информации, способа и точности выполнения задач.

3. Создание каталога объектов управления с учетом всех необходимых параметров системы, ранжирование их исходя их важности

4. Создание каталога признаков объекта, ранжирование их исходя из важности.

5. Деление функций между человеком и машиной, с учетом когнитивных возможностей человека.

Данные шаги носят итерационный характер, что ведет к созданию наиболее эффективного и эргономичного информационного объекта. В данной методике учитывалась уровневое строение деятельности, внешние условия взаимодействия, стремление к определенной цели. Данные вещи актуальны и сейчас при проектировании приложения.

Подходы Зараковского и Мунипова дополняют друг друга и имеют ряд общих шагов. В работе Зараковского заложено направление на определение морфологической и функциональной структуры деятельности человека, в то время как направление, рассматриваемое Муниповом, главным образом анализируют вопросы приоритезации и представления информации с учетом когнитивных возможностей человека.

Изучение и использование данных подходов в ежедневной трудовой деятельности специалиста по проектированию интерфейсов позволит повысить качество разрабатываемых продуктов.

Литература

1. Википедия: Эргономика // Открытая библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://га.'шк1реШа.о^М1кЮргономика

2. Фалейтор А. Сегментирование рынка // Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.marketing.spb.ru/read/article/a18.htm

3. Магазанник, В.Д. Человеко- компьютерное взаимодействие: учеб. пособие / В.Д. Магазанник. — Изд. 2-е. - М.: Логос, 2011. — 256 с.

4. The Elements of User Interface Design. Theo Mandel. ISBN: 978-0-471-16267-4. Paperback. 464 pages. February 1997

5. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия PDF. СПб.: Символ-Плюс, 2009. - 688 с.

6. Википедия: Мунипов, Владимир Михайлович // Открытая библиотека [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мунипов,_Владимир_Михайлович

7. Зараковский Г.М. «Психологический анализ трудовой деятельности». М., Наука, 1966.

8. Зинченко В.П. Основы эргономики / В.П. Зинченко, В.М. Мунипов. - М.: Изд-во Московского

государственного университета, 1979. - 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.