10.21518/2079-701X-2018-11-13-17
Ф.П. РОМАНЮК, д.м.н., профессор, Н.Л. ВЛАСОВА
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова МЗ РФ»; Ассоциация педиатров по содействию повышению квалификации врачей-педиатров
ТРУДЫ МИЛОСЕРДИЯ РОССИЙСКОГО ЦАРСКОГО ДОМА
КУРС ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ЕЛЕНИНСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
История создания первого в стране института повышения квалификации педиатров интригует переплетением государственных задач и личных судеб самых разных людей: царских особ, архитекторов, врачей. В статье изложены предпосылки и задачи, стоявшие в момент организации, строительства и первых лет существования Еленинского института. Рассказаны истории первых врачей - педагогов-педиатров Еленинского института, главных врачей первых детских больниц Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: Еленинский институт, великая княжна Елена Павловна, Елизаветинская больница, Детская больница принца Петра Ольденбургского, В.Н. Рейтц, А.А. Руссов, К.А. Раухфус.
F.P. ROMANYUK, N.L. VLASOVA
I.I. Mechnikov North-Western State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Paediatrics Association Promoting Professional Development of Paediatricians
THE WORKS OF MERCY OF THE RUSSIAN ROYAL HOUSE. TRAINING IN CHILDREN'S DISEASES IN THE YELENIN CLINICAL INSTITUTE The history of the creation of the first in the country institute of advanced training of paediatricians is intriguing by the intertwining of state tasks and personal destinies of various people: royal persons, architects, doctors. The article describes the prerequisites and tasks that were set during the arrangement, construction and the first years of operating of the Yelenin Institute. The article provides the stories of the first doctors - paediatricians of the Yelenin Institute, the main doctors of the first children's hospitals in St. Petersburg.
Keywords: Yelenin Institute, Grand Duchess Elena Pavlovna, Elizaveta Hospital, Duke Peter of Oldenburg Children's Hospital, Reitz VN, Russov AA, Rauchfus KA.
Перед зданием старейшего института страны повышения квалификации врачей, построенным в 1885 г. по проекту архитектора Роберта Андреевича Гёдике, стоит памятник замечательной женщине, основательнице этого института, Ее Императорскому Высочеству, великой княжне Елене Павловне. Это именно она была хозяйкой знаменитого Михайловского дворца, который был назван в честь ее мужа, сына Павла I - Михаила Павловича. Сегодня это место известно каждому петербуржцу, потому что в нем располагается Русский музей. А первый раз в России Вюртембергская принцесса Шарлотта появилась в 1823 г., когда и приняла православие и стала Еленой Павловной, а затем и женой Михаила Павловича, младшего, четвертого сына Павла I. Этот единственный мальчик, рожденный во время правления Павла I,
Памятник великой княжне Елене Павловне
никогда не взойдет на престол, хотя на него взойдут два его старших брата Александр I и Николай I. А Елена Павловна станет матерью пятерых дочерей, и ее милый образ не раз будет воспет знаменитыми художниками [11].
Их дочь, прелестная девочка Мария с портрета Брюллова, была первым ребенком в великокняжеской семье. Мария Михайловна отличалась хрупким здоровьем. Первые признаки чахотки появились накануне ее двадцатилетия. Болезнь очень быстро прогрессировала, и скоро великая княжна скончалась в возрасте 21 года в Вене на руках у своего отца. Безутешные отец и мать хоронили уже четвертую дочку из пяти, дарованных им судьбой. Годом раньше в родах умерла Екатерина Михайловна, 19 лет от роду, выданная замуж за герцога Адольфа Нассау-Люксембургского. Вместе с ней погибла и новорожденная
девочка. Переживая смерть своих старших дочерей, Елена Павловна основала и назвала в их честь два детских приюта «Елизаветы и Марии» в Петербурге и Павловске. Первая же потеря ребенка потрясла великую княжну Елену Павловну 13 годами раньше, когда «прекраснейший ребенок, плотная, веселая», по словам тайного советника Константина Яковлевича Булгакова, Александра Михайловна всего году от роду «не смогла перенести зубов» и умерла. Через 3 года появилась на свет и через год умерла младшая дочь великой княжны -Анна Михайловна. Конечно, эти жизненные трагедии оказали огромное влияние на мысли и образ жизни великой княжны, и она отдавалась всей душой благотворительности, курируя детские приюты и лечебницы, чем способствовала развитию педиатрии в России [11].
Энциклопедически образованная и общительная Елена Павловна имела большое влияние на высшее общество тех лет. Благотворительность поглощала большую часть ее средств. В 1828 г. по завещанию императрицы Марии Федоровны (вдовы Павла I), она поступила в заведование Мариинским и Повивальным институтами. Будучи уже вдовой, в 1854 г. во время Крымской войны основала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия и выпустила воззвание «ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязательствами, отправиться в Севастополь во врачебный отряд во главе с Н.И. Пироговым». Благотворительная деятельность, связанная с воспитанием, лечением, образованием детей всех сословий, была характерна для членов царской семьи [10].
Так, еще в 1797 г. император Павел I издал указ о передаче под покровительство своей жены, императрицы Марии Федоровны, воспитательного общества благородных девиц, а позже назначил ее «начальствовать» над всеми воспитательными домами. При жизни Марии Федоровны при ее содействии было открыто 500 благотворительных учреждений: бесплатные роддома, детские приюты, ясли и др. После ее смерти все они получили название «Учреждения императрицы Марии Федоровны». После смерти Марии Федоровны этими учреждениями стала заведовать ее невестка - великая княжна Елена Павловна [10].
В последние годы жизни Елена Павловна была охвачена мыслью о научно-лечебном учреждении для практического совершенствования молодых врачей. Она задумала создать особый Клинический институт, где лучшие профессора могли бы передавать свои знания и опыт молодым врачам, где можно было сочетать лечебную и научную деятельность с педагогической [1].
Понимая, что даже дворцовые стены не защищают ребенка от смертельной болезни, великая княжна Елена Павловна использовала все свои возможности, чтобы дело помощи всем детям стало государственным. И когда она под влиянием своего лейб-медика профессора Э.Э. Эйхвальда выделит участок плаца Преображенского полка и пожертвует 75 000 руб. на строительство Клинического института, будет настаивать, чтобы одним из курсов повышения квалификации врачей стали детские болезни. А читать эти курсы станут главные врачи питерских детских больниц [11].
ОелишЛ князь Мнхаплъ Павлович и его супруга п. к. Елена Наплавка.
Сл. пн[гт]ютп II выикл П'11:н. Г Л V 11г. та. ЭрчитлкЕ.-
К сожалению, Елена Павловна не доживет до окончания строительства института. Ее благородное дело продолжит единственная оставшаяся в живых дочь - великая княжна Екатерина Михайловна, затем ее внуки. Институт будет построен в 1885 г. и заслуженно получит имя Еленинского [1].
Воспитанная во Франции немецкая принцесса признавалась, что была русской больше, чем многие другие политические деятели. И с этим едва ли можно не согласиться. Ее вклад в развитие медицинского дела, безусловно, велик, Как отметил граф П.А. Валуев, «она покровительствовала многому и создала много», проявив в своей духовной деятельности не только высокие духовные качества, но и организационный и административный талант [10].
По настоянию великой княжны Елены Павловны с момента открытия Еленинского института сразу стал читаться курс по детским болезням для молодых врачей. Их вели приглашенные профессора - доктор медицины Владимир Николаевич Рейтц - директор Елизаветинской клинической больницы для малолетних, главной попечительницей которой была также Елена Павловна, и доктор медицины Карл Андреевич Раухфус - директор детской больницы Петра Георгиевича Ольденбургского, племянника Елены Павловны [1].
Первая клиническая больница для малолетних была основана в Санкт-Петербурге в 1844 г. А через год после трагической смерти второй дочери Елены Павловны -Елизаветы Павловны (в семье ее звали Лилли) и ее новорожденной Николай I своим указом назвал больницу Елизаветинской, взял ее под свое покровительство и
назначил великую княжну Елену Павловну ее главной попечительницей. После смерти Елены Павловны главной попечительницей стала великая княгиня, сестра Лилли, Екатерина Михайловна. Сначала больница была открыта в приспособленном помещении бывшего дома городского главы Ивана Федоровича Жербина на Михайловской площади рядом с Михайловским дворцом, где жила Елена Павловна [3].
Но в связи с аварийным состоянием она была закрыта, а на набережной Фонтанки началось строительство специального здания под руководством архитектора Роберта Андреевича Гёдике (нем. Robert Godicke) [3].
Поскольку в то время не было опыта по строительству детских больниц, то к их проектированию привлекались главные врачи. Такой опыт позволял строить здания, максимально отвечавшие требованиям гигиены и профилактики распространения инфекций. Для строительства Елизаветинской больницы был привлечен профессор педиатрии Владимир Николаевич фон Рейтц, один из основоположников санкт-петербургской и российской школы врачей-педиатров [6].
Он закончил Императорскую медико-хирургическую академию. Его взгляды формировались под руководством профессора, заведующего кафедрой акушерства Антона Яковлевича Крассовского. Именно на эти годы пришло осознание необходимости самостоятельных кафедр по педиатрии, и это повлияло на В.Н. Рейтца, который решил совершенствовать свои знания по педиатрии за границей [5].
По сути, тема диссертации В.Н. Рейтца «Значение термометрии в детских болезнях» была первой в истории Медико-хирургической академии по несуществующей еще специальности «педиатрия». В 1869 г. Владимир Николаевич возглавил еще строящуюся Елизаветинскую больницу. А через 2 года новое здание было освящено и открыто на набережной реки Фонтанки у Калинкина моста. Усилиями Владимира Николаевича особое внимание при строительстве было обращено на гигиенические условия здания, устройство наиболее рациональных и безопасных систем отопления и вентиляции. В последующие годы усилиями Владимира Николаевича постепенно вошли в строй и другие здания комплекса: каменный павильон для заразных
больных, отдельное каменное здание для дифтеритных больных, павильон для реконвалесцентов, дезинфекционная камера. 35 лет Владимир Николаевич был директором этого учреждения и до последней минуты своей жизни не переставал заботиться о нем [6].
Фундаментальным трудом В.Н. Рейтца оказалось руководство «Введение к изучению болезней детского возраста», изданное в 1879 и 1882 гг. Оно было переведено на немецкий язык и издано в Германии. Дальнейшим развитием руководства стали «Лекции по патологии и терапии детского возраста». По свидетельству М.Л. Абельмана, эти лекции, по существу, «...стали первым оригинальным учебником по детским болезням на русском языке и долгое время они служили русским врачам единственным пособием для изучения детских болезней» [5].
В год открытия Елизаветинской больницы началось строительство института «для научно-практического совершенствования врачей». В Еленинском институте Владимир Николаевич возглавил курс детских болезней и бессменно руководил им почти до своей кончины. Через несколько лет он был избран почетным профессором Еленинского клинического института. Почти одновременно с этим Владимиру Николаевичу был присвоен чин тайного советника и пожаловано потомственное дворянство [10].
Он предпринял огромные усилия по реорганизации своего курса в полноценную кафедру детских болезней. В 1904 г., когда все необходимые для этого решения наконец были приняты, в связи «с полным расстройством здоровья» он оставил службу, передав управление вновь созданной кафедрой профессору Александру Андреевичу Руссову [7].
Через несколько месяцев, 28 августа 1904 г., Владимир Николаевич скончался. Местом его смерти стал Петергоф, и это неслучайно, поскольку 30 июля там родился цесаревич Алексей Николаевич, страдавший гемофилией, и его пупочное кровотечение требовало специалистов высочайшего уровня, которым и был Владимир Николаевич. Лейб-педиатр царского двора, друг и коллега К.А. Раухфус попросил уже тяжело больного Владимира Николаевича помочь в ведении такого сложного пациента, но эта поездка оказалась для Владимира Николаевича последней [7].
Большая личная дружба и общее дело образования молодых врачей связывали Владимира Николаевича с Карлом Андреевичем Раухфусом, главным врачом Детской больницы принца Петра Ольденбургского в Санкт-Петербурге. И если теоретический курс по детским болезням читался Владимиром Николаевичем в самом Еленинском институте, то практические занятия у постели больного ребенка проводились под руководством Карла Андреевича «на базе» Детской больницы принца Петра Ольденбургского [8].
Петр Георгиевич Ольденбургский - член царской семьи, сын Екатерины Павловны, дочери Павла 1, рано осиротел и воспитывался в Германии. В 1830 г. был вызван своим дядей Николаем I на русскую военную службу. В 1834 г. основал одно из наиболее престижных высших учебных заведений - Императорское училище правоведения. Внес колоссальный вклад в развитие женского образования в России. Его средствам и попечению были обязаны: женский институт принцессы Терезии Ольденбургской, приют Его Высочества принца П.П Ольденбургского, приют в память Екатерины, Марии и Георгия, Свято-Троицкая община сестер милосердия; больницы Обуховская, Мариинская, Петропавловская; Воспитательный дом, двухклассная женская школа Петра Георгиевича Ольденбургского и, наконец, Детская больница принца Петра Ольденбургского [2].
Больница, построенная на средства принца П.Г Ольденбургского, была открыта в 1864 г. Она предназначалась «для больных детей всех сословий и преимущественно недостаточных родителей» [2].
Новая детская больница должна была стать образцовым в своем роде учреждением, так как предполагалось воспользоваться при ее постройке всеми выводами современной гигиены и медицины. Был объявлен конкурс, и первая премия за проект была присуждена архитектору Д.А. Кавосу, на которого и была возложена постройка больницы [2].
Принципы устройства детской больницы были очерчены в выводах специальной комиссии:
■ Не ограничивать приема детей в больницу никакими категориями ни детского возраста (до 12 лет), ни болезней.
■ Избегая громадных размеров палат и помещения большого количества детей в одной палате, не слишком удалиться от привычных условий домашнего быта и вместе с тем приобрести возможность в каждой палате индивидуализировать группировку однородных случаев по болезни и уходу.
■ Допустить прием в больницу вместе с детьми и матерей, кормящих грудью и желающих иметь уход за своими детьми, причем обеспечивать дитя и мать по возможности отдельным помещением.
■ Снабдить все помещения щедрым распределением света и постоянным обменом воздуха.
■ Устроить для каждой палаты совершенно самостоятельный канал для притока свежего воздуха, умеренно нагретого и увлаженного, и другой отдельный канал для вытягивания испорченного воздуха.
■ Иметь отделение для приходящих обширнее, чем обыкновенно принято, с ваннами, комнатою, где дети по-
сле ванн, операций, гимнастических упражнений на несколько часов могли бы отдыхать, ложиться и завтракать. Таким образом, прием в собственно больничные отделения предоставляется лишь трудным больным, нуждающимся в постоянном уходе и в других условиях, недоступных ни для амбулаторного, ни для домашнего лечения.
Так, в больнице могли лечиться дети разных возрастов и диагнозов, но устройство палат было так обдумано, что с открытия больницы не было ни одного случая перенесения болезни от одного больного к другому.
На Брюссельской международной выставке в 1896 г. больнице была присуждена высшая награда «за прекрасное устройство больницы». В трех ее зданиях - главном, отдельном и летнем размещалось 57 палат, приспособленных для приема от 200 до 250 больных детей. Имелась принудительная вентиляция с подогревом и увлажнением воздуха. Впервые в истории больничного дела в России инфекционное отделение размещалось в отдельном корпусе, впервые созданы изолированные палаты для инфекционных больных, впервые в России введены белые халаты для врачей и всего персонала, открыто первое в России детское хирургическое отделение [3].
Главный врач К.А. Раухфус на базе клиники организовал ассистентуру: каждый молодой врач в течение нескольких лет мог работать в больнице, будучи полностью обеспеченным питанием и жильем. Для подготовки среднего медперсонала К.А. Раухфус открыл курсы фельдшериц, была организована школа нянь - единственная в своем роде [8].
Каждое отделение имело библиотеку для детей и набор игр, для занятий с детьми приглашались учителя. На каждого больного был заведен «дневник ухода», который вела фельдшерица. Няни избирались преимущественно из питомиц Воспитательного дома [8].
Без преувеличения можно сказать, что больница, «руководимая К.А. Раухфусом, была, в сущности, второй кафедрой педиатрии в Петербурге, важным центром научной работы и подлинной кузницей педиатрических кадров» (М.С. Маслов).
В этих уникальных условиях на базе больницы в 1904 г. и была создана кафедра педиатрии при Еленинском институте усовершенствования врачей. К преподаванию был привлечен и главный врач К.А. Раухфус. Земские врачи ловили каждое его слово, т.к. оно было проверено собственным опытом, продумано и лишено шаблона. «Он поднял значимость педиатрии на большую высоту и всем своим примером, всей жизнью учил других и увлекал к высотам науки» (М.С. Маслов) [4].
И в том же году эту кафедру возглавил Александр Андреевич Руссов. Он руководил ею сначала в звании приват-доцента, а с 11 ноября 1905 г. - в качестве профессора. За 6 лет было проведено 11 курсов усовершенствования врачей, на которых обучилось 499 слушателей. Каждый курс усовершенствования продолжался 6 месяцев и включал в себя лекции, практические занятия в клинике и работу в амбулатории [9].
Преподавание детских болезней для слушателей велось как в стенах больницы принца Петра Ольденбург-ского, так и в Елизаветинской больнице для малолетних детей, главным врачом которой в течение трех лет был сам А.А. Руссов. Научному перу профессора А.А. Руссова принадлежит большой труд «К статистике заболеваемости детей по возрастам», основанный на наблюдении 85 500 амбулаторных больных (СПб., 1887 г.) [4].
В 1908 г. К.А. Раухфус решил уйти на покой. Он передал руководство своей больницей принца Петра Ольденбургского Александру Андреевичу, но, к сожалению, ненадолго. Смерть настигла его внезапно. 6 июля 1911 г. петербургская газета «Новое время» сообщила: «В Териоках скончался 4 июля от кровоизлияния в мозг директор и главный доктор детской больницы принца П.Г. Ольденбургского профессор Александр Андреевич Руссов. Покойный пользовался обширнейшей популярностью как выдающийся детский врач-практик и знаток детских болезней. Он прекрасно знал психологию детей и замечательно внимательно и любовно относился к своим многочисленным малолетним пациентам...» [6].
Инициативной группой бывших пациентов профессора А.А. Руссова был создан комитет для увековечивания его памяти, в фонд которого поступило 23 000 рублей. В дальнейшем (в 1912-1914 гг.) после увеличения фонда профессора А.А. Руссова при Клиническом институте было открыто отделение для детей грудного возраста по образцу берлинского Ка^епп-Аид^а-Victoria НаиБ. Открытая детская клиника грудного возраста имела 15 коек, в основном для детей, страдающих хроническими расстройствами питания. Кроме боксированных палат, работала хорошо оборудованная молочная кухня, где готовились питательные смеси для грудных детей. Так, даже память о докторе способствовала развитию педиатрической науки и лечению маленьких пациентов [7].
Этот рассказ изобилует информацией о замечательных людях: членах царской семьи и врачах, каждый из которых просто любил детей и на своем месте делал все от него зависящее, чтобы дети не умирали. Так, под высочайшим патронатом в России было положено начало создания системы постоянного совершенствования знаний детских врачей. ф
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляков Н.А., Хмельницкий О.К., Щербо А.П. Императорский клинический институт Великой княгини Елены Павловны. Российская школа усовершенствования врачей (1885-1917 годы) СПб.: СПбМАПО, 1999, С. 165. /Belyakov NA, Khmelnitsky OK, Shcherbo AP. The Imperial Clinical Institute of Grand Duchess Elena Pavlovna. The Russian Doctors Improvement School (1885-1917) SPb.: SPbMAPO, 1999, p. 165.
2. Векслер А., Валерий Исаченко. Греческий проспект. СПб.: ЗАО Центрполиграф, 2008, 265 с. Wexler A, Isachenko Valeriy. The Greek prospectus. St. Petersburg: Tsentrpoligraf JSC, 2008, 265 p.
3. Векслер А. Такая удивительная Лиговка. СПб.: ЗАО Центрполиграф, 2012, 112 с. /Wexler A, Such an amazing Ligovka. St. Petersburg: ZAO Tsentrpoligraf, 2012, 112 p.
4. Грекова Т.И., Голиков Ю.П. Медицинский Петербург. Очерки, адресованные врачам и их пациентам. СПб.: Фолио-пресс, 2001. Издание подготовлено к 300-летию Санкт-Петербурга./ Grekova TI, Golikov YuP. Medical Petersburg. Essays addressed to doctors and their patients. St. Petersburg, Folio-press, 2001.
The publication is prepared for the 300th anniversary of St. Petersburg,
5. Мельникова И.Ю. История и научное наследие кафедры педиатрии и детской кардиологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Рейтц Владимир Николаевич. 2014. /Melnikova IYu. History and scientific heritage of the Department of Pediatrics and Pediatric Cardiology of the St. Petersburg Medical Academy of Postgraduate Education. Reitz Vladimir Nikolaevich. 2014.
6. Копытов ПА. Российские немцы у истоков столичной педиатрии в Императорской России. Немцы в Санкт-Петербурге: Биографический аспект. XVIII-XX вв. Вып. 11. Отв. ред. Т.А. Шрадер, СПб.: МАЭ РАН, 2018. /Kopytov GA. Russian Germans at the origins of the metropolitan pediatrics in Imperial Russia. The Germans in St. Petersburg: Biographical aspect. XVIII - XX centuries. 11th Issue. Editor-in-Chief Shrader TA, St. Petersburg: MAE RAS, 2018.
7. Мельникова И.Ю. Профессор Александр Андреевич Руссов - основатель кафедры детских болезней. К 160-летию со дня рождения. Вестник МАПО 2006 март, 3(51): 5. /Melnikova IYu. Professor Alexander Andreevich Russov - a founder of the Department of Childhood
Illnesses. On the occasion of the 160th anniversary of his birth. Vestnik MAPO 2006 March, 3 (51): 5.
8. Микиртичан Г.Л., Савина И.А. и др. У истоков СПбГПМУ: Вклад выдающегося педиатра К.А. Раухфуса. Педиатр, 2014, V(выпуск 2). / Mikirtichan GL, Savina IA, et al. At the origins of St Petersburg State Pediatric Medical University: Contribution of the outstanding pediatrician K.A. Raukhfus. Pediatr, 2014, V (issue 2).
9. Раухфус Карл Андреевич. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и
4 доп.). СПб., 1890-1907. Raukhfus Karl Andreevich. The Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary: 86 t. (82 t. and 4 addition). St. Petersburg, 1890-1907.
10. Шноль С.Э Герои, злодеи, конформисты отечественной науки. Вып. №1, М., 2018, 210 с. / Shnol SYe. Heroes, villains, conformists of the Russian science. Issue No. 1, Moscow, 2018, 210 p.
11. Эйхвальд Э.Э. Очерк возникновения и задачи клинического института Великой княгини Елены Павловны. СПб., 1885, 29 с. /Eichwald E.E. An outline of the establishment and tasks of the Clinical Institute of Grand Duchess Elena Pavlovna. St. Petersburg, 1885, 29 p.